Реферат по предмету "Экология"


Источники и основные группы загрязняющих веществ атмосферы России

План 1) Введение 2) Обоснование и исследования темы: "Источники и основные группы загрязняющих веществ атмосферы России" 3) Вывод 4) Список используемой литературы Выбрав эту тему я хотела бы раскрыть источники и основные группы загрязняющих веществ атмосферы России, исследовать её.
Экология – это наука, изучающая закономерность взаимодействия организмов и среды их обитания.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИИ Анализ экологической ситуации в нашей стра­не содержится в ежегодном многостраничном ис­следовании, которое называется «Государственный доклад о состоянии окружающей природной сре­ды Российской Федерации». Экологическая безопасность России в опреде­ленной степени зависит не только от негатив­ных последствий деятельности национального хозяйства, унаследованных от прошлого, но и от отрицательных последствий планетарной хо­зяйственной деятельности, главным образом в со­предельных странах, которые в пространствен­ном и временном аспектах угрожают российским территориям. Но эти угрозы нельзя считать чис­то внешними, так как они тесно связаны с внут­ренним экологическим поведением территории России. Экологическая ситуация в России сейчас опре­деляется такими негативными тенденциями, как превалирование природоёмких отраслей народного хозяйства, несовершенство технологий, сырьевая ориентация экспорта, остаточный принцип финансирования природоохранных мероприятий: программ экологического профиля. В последнее время проблемы экологического профиля обострились из-за повышения вероятности аварии и ка­тастроф техногенного характера, нарушения норм охраны окружающей среды, растущей социальной напряженности, снижения производственной и других форм дисциплины, ослабления контроля, продолжающегося износа производственных фон­дов. Для настоящего времени характерно потреби­тельское отношение к природе молодого агрессив­ного поколения предпринимателей в ходе перво­начального накопления капитала. Это усугубля­ется отсутствием средств на экологию ввиду бюджетного кризиса и сложного финансового по­ложения индустриальной инфраструктуры. В экологическом плане последствия расформи­рования СССР оказались также неутешительны­ми. Общее сокращение производства не привело к уменьшению антропогенного давления на окружа­ющую среду. Наоборот, нарастает заброшенность, «замусоривание» территорий. Некоторое сниже­ние уровня выбросов и сбросов от промышленных предприятий в связи со снижением производства компенсируется увеличением количества «залпо­вых» выбросов в результате аварий, усиления транспортного типа загрязнения. В современной России экологические катастро­фы становятся неизбежными вследствие изношен­ности основных производственных фондов. Напри­мер, износ нефтегазопродуктопроводов составля­ет 50%; около 35% автодорог оцениваются как критические; всего же в ремонте нуждается 65% автодорог. Охрана окружающей природной среды является наукоемким видом деятельности. Это никак не согласуется с происходящим сейчас в России разрушением научного и технологического потенциалов, очень низким уровнем финансирования науки. Это приводит не только к потере собственных экологических разработок, но и к непониманию глобальных угроз экологического свойства. Антиэкологический характер носит социально-экологическая политика стран СНГ и Прибалтии. Бедные страны этой группы не могут в должной мере заботиться о чистоте среды обитания человека. Расходы на защиту окружающей среды в рамках стран СНГ постоянно снижаются: в 1990 г. по сравнению с предыдущим годом — на 2%; в 1991 г. — на 8%; в 1992 г. — на 16%; в 1993 г. —10%; в 1994 г. — на 30%; в 1997 г. — на 38%, 1999г. — на 41%. Негативную роль в развитии экологической ситуации в России играют страны Восточной Европы (бывшие социалистические). Они являются инициаторами транспортировки с Запада на Восток токсичных отходов, передислокации экологически опасных производств и т. д., т. е. Россия может превратиться в «экологическую колонию» развитых в хозяйственном отношении стран. Южные границы России соприкасаются с целой группой государств с высокими темпами демографического роста, а следовательно, увеличением демографического давления на окружающую среду. В частности, прирост населения в Японии за 1950-1999 г. составил 148%, в Китае почти 210%, в Иране — 345%, границах Ирака — 350%. В России же в последние годы наблюдается сни­жение уровня рождаемости, увеличение смертно­сти. Очень серьезную экологическую угрозу для Рос­сии представляет приграничный военный потен­циал. Эта опасность исходит от стран, обладаю­щих химическим и биологическим оружием, — США, Япония, Китай, страны ЕС.
2.1. Источники и основные группы загрязняющих веществ атмосферы России Человек обитает в самом нижнем, прилегаю­щем к Земле слое атмосферы, который называет­ся тропосферой. В ходе эволюции (антропогенеза) организм человека адаптировался к определенно­му составу атмосферы, который принято называть средним или нормальным. Основной потребитель воздуха в природе — флора и фауна Земли. Подсчитано, что весь воз­душный океан проходит через земные живые орга­низмы, включая человека, примерно за десять лет. Воздух необходим всему живому на Земле. Без пищи человек может прожить всего пять недель, без воды — пять дней, без воздуха — пять минут, но нормальная жизнедеятельность людей требует не только наличия воздуха, но и определенной его чистоты, от качества воздуха зависят здоровье людей, состояние растительного и животного мира, прочность и долговечность любых конструкций, зданий, сооружений. Загрязненный воздух губителен для суши, морей, почв.


Таблица 1. Средний химический состав атмосферы Элемент Объемные % Весовые % N2 78,08 72,51 O2 20,95 23,15 Ar 0,93 1,28 CO2 0,03 0,046 Ne 1,8х10-3 1,25х10-3 He 5,2х10-4 0,72х10-4 CH4 2,2х10-4 1,2х10-4 Kr 1х10-4 2,9х10-4 N2O 1х10-4 1,5х10-4 H2 5х10-5 0,3х10-5 Xe 8х10-6 3,6х10-5 O2 1х10-6 3,6х10-5 В последние годы содержание в атмосферном воздухе российских городов и промышленных нен­ов таких вредных примесей, как взвешенные вещества, диоксид серы, существенно уменьшилось, так как со значительным спадом производства сократилось число промышленных выбросов, а концентрации оксида углерода и диоксида азота выросли в связи с ростом парка автомобилей. Источниками загрязнения воздуха различными газами являются:
— процесс выплавки чугуна и переработки его на сталь; —выбросы мартеновских и сталеплавильных цехов; — предприятия по выработке цветных металлов; — химическая и нефтехимическая промышлен­ность; — производство цемента и других строительных материалов; — деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. В сельской местности источниками загрязнения атмосферного воздуха являются животноводчес­кие и птицеводческие хозяйства, промышленные комплексы по производству мяса и др. Ученые считают, что ежегодно тысячи смертей в городах всего мира связаны с загрязнением воз­духа. Всякое загрязнение вызывает у природы защит­ную реакцию, направленную на его нейтрализа­цию. Эта способность природы долгое время эксп­луатировалась человеком безумно и хищнически. Отходы производства выбрасывались в воздух в расчете на то, что будут обезврежены и перерабо­таны самой природой. Однако процесс загрязне­ния резко прогрессирует, и становится очевидным, что природные системы самоочищения рано или поздно не смогут выдержать такой натиск, так как способность атмосферы к самоочищению имеет оп­ределенные границы. От загрязнения воздуха страдают животные и растения. Например, отходы медеплавильных заводов — хлор, мышьяк, сурьма — вызывают ги­бель домашних и диких животных, поедающих отравленную этими веществами пищу. Медь и цинк, попадающие с выбросами заводов на землю, могут полностью уничтожить травяной покров. Загрязнение воздуха таит в себе угрозу здоровью людей. Например, в Москве предрасположенность к бронхиальной астме, бронхиту, тонзиллиту, хроническому отиту на 40-60% выше в районах с повышенным уровнем загрязнения атмосферного воздуха (Садовое кольцо, северо-западная и северо-восточная части столицы). Комплексная оценка состояния здоровья детей на основе углубленного медицинского осмотра школьников 7—11 лет показала, что более трети учащихся в загрязненных районах имеют функциональные отклонения, 60% страдают различными хроническими заболеваниями, у 20% детей повышено артериальное давление, у 47% — анемия. Стратосферный озоновый слой защищает людей и живую природу от жесткого ультрафиолетового и космического излучения. Запуск мощных ракет, испытания ядерного и термоядерного оружия, ежегодное уничтожение природного озонатора — миллионов гектаров леса — пожарами и хищнической рубкой, массовое применение фреонов в технике, парфюмерной и химической продукции в быту — главные факторы, разрушающие озоновый экран Земли. В последние годы над Северным и Южнымполюсами возникли «озоновые дыры» площадью свыше 10 миллионов квадратных километров каж­дая, появились «озоновые дыры» над многими странами Европы, над Россией. Прорыв через «озоновые дыры» солнечных рен­тгеновых и ультрафиолетовых лучей в 50-100 раз увеличивает число мощных лесных пожаров. В 1996 году в России сгорело 2 млн. га леса. Земля и растения страдают от кислотных дож­дей. Огромный вред наносят кислотные дожди и лесам. Леса высыхают, хвойные деревья желте­ют, у лиственных изменяется окраска листьев. Кислотные дожди наносят ущерб сельскохозяй­ственным культурам: изменяется обмен веществ в клетках растений, растения замедляют рост и развитие, падает урожайность. По данным «Государственного доклада .» за 1999 г. только в прошлом году в атмосферу было выброшено стационарными источниками 18,5 миллиона тонн отходов производства. Еще 12 миллионов тонн, по словам директора Государ­ственного центра экологических программ Алек­сандра Шеховцова, попало в воздух от автомо­бильных выхлопов. Иными словами, на каждого жителя России приходится в среднем более 200 ки­лограммов распыленной в атмосфере «грязи» — сажи, диоксида серы, аммиака, оксида углерода, бензпирена, формальдегида, диоксида азота, метилмеркаптана, сероводорода и других веществ. И хотя в целом выбросы с начала 90-х ежегод­но снижались, положение остается тревожно не­благополучным. Тем более, что в 33 регионах, в том числе в Кемеровской и Оренбургской областях, Красноярском, Приморском, Алтайском краях, загрязнение атмосферы существенно увеличилось. Больше всех «постарались» предприятия электроэнергетики, черной и цветной металлур­ги, химической и нефтехимической, а также топливной промышленности. Среди городов безусловным «чемпионом» по отравлению среды обитания является Норильск. Здесь за двенадцать месяцев в воздух выброшено колоссальное количество диоксида серы — 2,1 милли­она тонн, 27 тонн свинца, 52 тонны сероуглерода, 37 тонн ксилола. На втором месте — Новокузнецк: на его счету почти полтысячи тонн атмосферных загрязнений. Третье и четвертое места занимают Липецк и Магнитогорск (соответственно 350 и 320 тонн). В этих городах расположены гиганты отечественной металлургии. Расчеты показывают: в Норильске в расчете на каждого жителя вредные примеси составляют восемь тонн, в других названных городах — от 0,7 до 1 тонны. По результатам мониторинга спе­циалисты определили 22 города с самым плохим воздухом. В них так называемый индекс загряз­нения атмосферы больше 14 (уже при коэффици­енте 7 уровень загазованности считается высо­ким). Это города Балаково, Бийск, Братск, Екатерин­бург, Иркутск, Кемерово, Краснодар, Красноярск, Липецк, Магадан, Магнитогорск, Москва (отдель­ные районы), Новокузнецк, Новороссийск, Омск, Ростов-на-Дону, Селенгинск, Тюмень, Улан-Удэ, Хабаровск, Чита, Южно-Сахалинск. Этот перечень не является исчерпывающим. Дело в том, что в ряде городов с высоким содержанием примесей в воздухе (например, Ангарске, Архангельске, Сыз­рани, Нижнем Тагиле) наблюдения в первом квар­тале прошлого года не проводились. Концентрация таких высокотоксичных веществ, как бензпирен, оказалась выше ПДК в 107 горо­дах России, например, в Кургане в 60 раз. Высокое и очень высокое загрязнение воздуха было зарегистрировано в прошлом году в 31 горо­де страны с населением 17,5 миллиона человек. Более чем десятикратное превышение ПДК обна­ружили не в одном - двух, а в 266 замерах. В Омс­ке, например, содержание ацетальдегида в атмос­фере было выше предельно допустимого уровня в 72 (!) раза, этилбензола —в 55, хлорида водоро­да — в 34. Экологически неблагополучная Мурманская область, по заключению медиков, относится к зоне чрезвычайно высокого риска в отношении здоро­вья. В течение последних пяти лет у населения Кольского полуострова показатели заболеваемос­ти (болезни эндокринной системы, органов пище­варения, кожи, врожденные аномалии) были са­мыми высокими в стране. Вот что говорится по этому поводу в упомянутом выше докладе: «Уста­новлена достоверная связь между содержанием сернистого ангидрида в атмосферном воздухе и распространением стенокардии, болезней кожи и верхних дыхательных путей у населения. С за­грязнением окружающей среды железом связано распространение мочекаменной болезни, с медью — ожирение и болезни костно-мышечной системы. Высокое содержание марганца способствует развитию ишемической болезни сердца. Но, может быть, самую большую опасность представляют вещества, способствующие развитию раковых заболеваний. Это формальдегид, бензпирен, никель, этиленоксид, хлороформ.
Таким образом, для семи с лишним миллионов россиян вероятность заболеть раком заметно по­вышается. По качеству атмосферного воздуха самым не­благоприятным для проживания является Восточ­но-Сибирский экономический район. Здесь и наи­более высокий в России показатель смертности — 1490 человек на 100 тысяч населения (в среднем по стране — 1471).
Учитывая стремительное старение основных фондов, а также оживление экономики, можно прогнозировать серьезное обострение экологичес­кой ситуации в ближайшей перспективе. В настоящее время уже немало делается для стабилизации и улучшения сложившейся эколо­гической ситуации. Затраты на охрану атмосферного воздуха в про­шлом году превысили 10 миллиардов рублей. Всего удается улавливать и обезвреживать три четверти загрязняющих атмосферу веществ (в прошлом году, например, — более 61 миллиона тонн). Особую проблему представляет автомобильный парк России. Ежедневно автотранспорт выбрасывает в атмос­феру 16,6 млн. тонн загрязненных веществ. Авто­мобильными двигателями выделяются в воздух городов более 95% оксида углерода, около 65% углеводородов и 30% оксидов азота. Автомобиль загрязняет атмосферный воздух не только токсич­ными компонентами отработанных газов, парами топлива, но и продуктами износа шин, тормоз­ных накладок. В городские водоемы и почву по­падают топливо и масла, моющие средства и гряз­ная вода после мойки, сажа. В атмосферный воз­дух постоянно поступают пары топлива из баков, наиболее заметные в летний период в местах мас­совых стоянок автомобилей. По оценкам медиков и экологов, автотранспорт заметно сокращает сред­нюю продолжительность жизни населения. Автомобиль можно сделать экологически более чистым, применяя электронные системы управления, оптимизирующие работу двигателя, тормозов и других агрегатов. В Германии поставлена задача со­кратить средний расход автомобильного топлива с 9 до 5 л на 100 км пробега. В России в 1997 г. завершена сборка опытно-промышленной партии 13 60 автомобилей «ВАЗ-9-093» с электронным впрыском. Использование водорода в качестве основного вида топлива может коренным образом изменить всю будущую техническую цивилизацию. Важнейшая проблема современности — охрана атмосферы от загрязнения автотранспортом будет практически решена. В настоящее время для предупреждения загряз­нений воздушного бассейна в нашей стране в зако­нодательном порядке установлены предельно до­пустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере. Для каждого вещества, загрязняющего атмосферный воздух, установлены разовые и сред­несуточные ПДК. Разовая ПДК устанавливается при кратковременном воздействии (до 20 мин.) загрязнения, а среднесуточная — при постоянном. ПДК устанавливается на основе высокочувстви­тельных методов анализа, позволяющих опреде­лить физиологические пределы приспособления организма; коэффициент запаса при этом изменя­ется от 2 до 100 в зависимости от токсичности кон­кретного элемента. Следует заметить, что ПДК разработаны толь­ко применительно к организму человека, хотя от загрязнения атмосферы страдает все живое. Пред­принимаются попытки разработать новый пока­затель — предельно допустимую экологическую нагрузку (ПДЭН) на окружающую среду, — кото­рый позволит учитывать воздействия на любой живой организм. Экологические стандарты являются важным элементом нормативной базы создаваемой в на­стоящее время системы сертификации автотранс­порта. Действующие стандарты на токсичность и дымность отработанных газов предъявляют дос­таточно жесткие требования к экологическим па­раметрам автомобильной техники. К сожалению, из-за различия в методиках испытаний практи­чески не представляется возможным сопоставить их со стандартами, действующими в других стра­нах, в том числе с требованиями Правил № 15, 24, 49 ЕЭК ООН. В настоящее время практически решен вопрос о прямом применении в России меж­дународных экологических стандартов (соответ­ствующих Правил ЕЭК ООН). В системе эксплуатации автомобильного транс­порта используются два стандарта. Первый уста­навливает нормы предельно допустимого содержа­ния окиси углерода (СО) и углеводородов (СН) в отработанных газах автомобилей с бензиновыми парами. Второй стандарт регламентирует требования к автомобилям с дизельными двигателями. Он пре­дусматривает проверку как новых, так и находя­щихся в эксплуатации автомобилей на дымность. Проверка осуществляется на стоящем автомобиле при работе двигателя в двух режимах: при уско­рении и максимальной частоте вращения на хо­лостом ходу. Исследовав эту тему я узнала каким вредным воздухом мы дышим в России. Сколько людей умирает. Ведь оказывается так важно дышать здоровым воздухом. Люди берегите природу!
Список используемой литературы 1. Экология и безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов/ Д.А.Кривошеин, Л.А.Муравей, Н.Н.Роева и др.; Под ред. Л.А.Муравья. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 447с. 2. Т.А.Хван, П.А.Хван. Основы экологии. Серия "Учебники и учебные пособия". Ростов н/Д: "Феникс", 2001. – 256с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.