СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Раздел I: Понятие и характеристика налога
1.1 Функции налога
Раздел I: Элементы налога или его структура
Заключение
Список, используемой литературы
Введение
Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.
Право государства взимать налоги и обязанность населения их платить вытекает из необходимости существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношении в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Процесс перехода России к рыночной экономике характеризуется, по сути, началом формирования новой общественно-политической системы, где значительная роль отводится налоговой политике государства. Вполне очевидно, что налоги являются одним из основных источников доходов бюджетной сферы. А это значит, что налоги являются решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения разнообразных государственных задач, для поддержания жизнедеятельности государства и его социально-экономического развития.
Общественные отношения, возникающие при установлении, взимании налогов и сборов регламентируются нормами финансового права. Указанные нормы имеют определенные специфические признаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отношения, принято называть институтом финансового права или даже подотраслью — “налоговое право”. Нормы налогового права содержатся в различных нормативных актах: Конституции РФ, федеральных законах о налогах, в иных нормативных актах, регулирующих налоговые отношения. Совокупность указанных нормативных актов образует налоговое законодательство.
Формирование эффективно функционирующей налоговой системы зависит, прежде всего, от научно-обоснованной концепции ее развития, учитывающей всю специфику социально-экономических, исторических процессов, происходящих в России, а так же от особенностей культуры и менталитета населения, в целом, и отдельных категорий налогоплательщиков, в частности.
Раздел I: Понятие и характеристика налога.
Основным видом государственных доходов, как известно, являются налоги, поскольку именно они дают наибольшую часть поступлений денежных средств в государственную казну. Налоги являются основным источником доходной части бюджетов во всех странах рыночной экономики. Одновременно они выступают в качестве рычагов государственного воздействия на экономику.
Основные положения о налогах закреплены в ст. 57 Конституции РФ, в соответствии с которой “каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков обратной силы не имеют”.
Налоги — это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи (взносы) в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, взимаемые с налогоплательщиков в законно установленных порядке и размерах[1].
В соответствии со ст.2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, т.е. в Законе не проводится четкой грани между налогом и другими платежами (сбор, пошлина), взимаемыми в обязательном порядке.
Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Именно этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались. Так, госпошлина в отличие от налога – это плата за оказанные плательщику какой-либо услуги, поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему[2].
Для характеристики налога необходимо выделить те специфические юридические признаки, которые позволяют определить условия и порядок его существования как правового явления. Выделяют следующие присущие только налогам черты:
1) налог представляет собой отчуждение части собственности субъектов в пользу государства при внесение налоговых платежей.
2) установление налога, а также взимание осуществляются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
3) уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер.
4) внесение налога в бюджет происходит в денежной форме. Уплата налога в натуральной форме действующим законодательством по общему правилу не предусмотрена.
5) существенным признаком налога является безвозмездность его уплаты, которая характеризуется односторонностью, безэквивалентностью и безвозвратностью налогов. В общем же плане безвозмездность означает, что денежные средства, уплачиваемые в качестве налога, переходят в государственный бюджет без получения встречного возмещения или удовлетворения для плательщика. При этом обязательства по уплате налога являются односторонними, и в налоговых правоотношениях существует только одна обязанная сторона — налогоплательщик. Государство же, получая в бюджет налоги и налоговые платежи, не принимает на себя каких-либо встречных обязательств перед налогоплательщиком и не должно что-либо совершить в его пользу. В то же время плательщик, уплатив налог, не приобретает каких-либо прав.
6) налоги — это абстрактные платежи, которые при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения.
Признак абстрактного налогового взимания основан на бюджетно-правовом принципе запрета на индивидуализацию (специализацию) бюджетных доходов. Это означает, что налоговые доходы не предназначены для конкретных государственных расходов. Иными словами, совершение государственных расходов не должно быть обусловлено поступлением отдельных налоговых платежей. Данный принцип выводится из базового положения финансового права о всеобщности и единстве бюджета. Единый бюджет предупреждает возникновение тесной связи между определенными видами государственных расходов и налоговых доходов, которая могла бы привести к ранжированию государственных расходов и соответственно их финансированию по “остаточному принципу”[3].
Денежные средства поступают в бюджет на нужды всего государства. Первоначально происходит формирование государственного бюджета, и уже затем средства перераспределяются по отдельным статьям расходов: на финансирование федеральных экономических и социальных программ, на содержание систем здравоохранения и образования, обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны и т. д.
И хотя, целевая направленность некоторых налоговых платежей прослеживается даже в их названии, например платежи в дорожные фонды. Однако следуют признать, что при этом определяется общее предназначение налога, но никак не конкретные расходные статьи бюджета. Целевые налоги, носящие некоторую содержательную направленность, не нарушают признака абстрактности налоговых платежей.
1.1 Функции налога.
Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях между хозяйствующими субъектами и гражданами, с одной стороны, и государством - с другой, по поводу формирования государственных финансов.
Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. К ним относят распределительную, фискальную и контрольную[4]. При этом распределительную функцию можно раздробить на регулирующую и стимулирующую и т.д.
Наиболее последовательно реализуемой функцией является фискальная. Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства.
Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.
Другая функция налога как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.
Изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы содержать армию, управленческий аппарат, социальную сферу. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации, имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.
Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.
Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.
.
Раздел I: Элементы налога или его структура.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы[5].
Налогово-правовая норма, т. е. общее правило поведения в налоговой сфере, установленное в определенном порядке и санкционированное компетентным государственным органом, регулирует возникновение и реализацию налоговых обязательств. Без налоговой нормы обязанность уплачивать налог не может считаться “законно установленной” и не влечет для участников налоговой сферы никаких последствий.
Понятие “налог” можно рассматривать с двух самостоятельных позиций — в узком и широком смысле слова. В узком смысле налог представляет собой определенный денежный платеж, осуществляемый плательщиком в бюджет или во внебюджетный фонд в установленном порядке. В широком смысле налог — это сложная система отношений, включающая в себя ряд составляющих (элементов).
Налог как комплексное экономико-правовое явление представляет собой совокупность определенных взаимодействующих составляющих (элементов), каждое из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Выделение самостоятельных элементов обусловлено особой важностью отношений, затрагивающих материальные интересы налогоплательщиков.
Налогу в его исконном смысле присущ особый механизм его взимания, злементы которого устанавливаются законом о конкретном налоге и определяют структкрк последнего. Это круг плательщиков, объект налогообложения, единица обложения, ставка налога, сроки и способы его уплаты[6].
Одним из элементов налога выступает сам участник налоговых правоотношений — плательщик налогов (налогоплательщик). Согласно ст. 3 Закона об основах налоговой системы, плательщиками налога являются юридические лица, другие категории плательщиков, физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.
Предмет налогообложения представляет собой события, вещи и явления материального мира, которые обуславливают и предопределяют объект налогообложения (квартира, земельный участок, экономический эффект (выгода), товар, деньги). Сам по себе предмет налогообложения не порождает налоговых последствий, в то время как определенное юридическое состояние субъекта по отношению к нему есть основание для возникновения соответствующих налоговых обязательств.
Объект налогообложения — это юридический факт или совокупность юридических фактов (юридический состав), с которым связано возникновение обязанности налогоплательщика уплатить налог. В соответствии со ст. 11 Закона об основах налоговой системы обязанность уплачивать налог возникает у лица при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами.
К элементу объекта налогообложения тесно примыкает элемент налогооблагаемой базы, представляющей собой количественное выражение объекта налогообложения. Иными словами, это та стоимостная база, к которой и применяется ставка налога. Налогооблагаемая база может, как совпадать, так и не совпадать с объектом налогообложения.
Для установления налогооблагаемой базы необходимо знать масштаб налога, т. е. определенную законом физическую характеристику или параметр измерения объекта налогообложения. В то же время единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба, используемую для количественного выражения налогооблагаемой базы. Например, при выборе в качестве масштаба для исчисления таможенной пошлины мощности автомобиля единицей налогообложения может являться лошадиная сила, при выборе для исчисления акцизов в качестве масштаба объема бензина единицей будет являться один литр (в других странах — галлон, баррель и т. д.).
Для получения фактических показателей налогооблагаемой базы необходимо ведение соответствующего учета. Основой для получения показателей является бухгалтерский учет. Вместе с тем в ряде случаев возникает необходимость ведения специального учета для целей налогообложения (налоговый учет), механизм которого отличен от бухгалтерских методик.
Для того чтобы обеспечить временную определенность существования налога, необходимо установить налоговый период, т.е. срок, в течение которого завершается процесс формирования налогооблагаемой базы и определяется размер налогового обязательства. Исчисление суммы налога невозможно без применения ставки налога - размера налога, приходящегося на единицу налогообложения.
Размер налогового обязательства фиксируется в специальном налогово-отчетном документе, называемом налоговый расчет, который должен быть представлен в налоговые органы в установленный срок – срок подачи налогового расчета.
Расчет суммы налога производится по определенной методике (формуле), установленной законодательством и находящей свое отражение в заполнении соответствующих строк и граф налогового расчета.
При исчислении налога, подлежащего взносу в бюджет, необходимо учитывать налоговые льготы– освобождения или отсрочки от уплаты налогов.
Сумма налога, причитающаяся взносу в бюджет, именуется налоговым окладом.
Законодательством устанавливается и срок уплаты налога, втечениекоторого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет.
Источник налога– это тот резерв, соответствующий экономический показатель, за счет которого производится уплата налога. Например, чистая прибыль, финансовый результат и т.д. Для упорядочения процедуры внесения налога в бюджет устанавливается порядок уплаты налога, представляющий собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.
Получателем налога является бюджет или внебюджетный фонд.
Заключение
Понятие налога, изложенное в ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»,1 позволяет говорить о двух его отличительных признаках. Налог рассматривается, во-первых, как обязательный взнос в бюджет (внебюджетный фонд), а во-вторых, порядок и условия такого взноса должны быть определены законодательными актами.
Для налога, как ни для какого иного платежа, характерна безвозвратность и безвозмездность. Безусловно, эти признаки не абсолютны, и уплаченные налоги возвращаются к налогоплательщику в виде социальных выплат из бюджета, поддержания правопорядка, обороноспособности и т. д. Но при этом государство не обязуется, а налогоплательщик и не ждет от него поддержания порядка ровно на сумму изъятых налогов. Безвозмездность и безвозвратность проявляются именно в отсутствии непосредственной связи уплаченной суммы с количеством полученных от государства благ.
Признак безвозмездности и безвозвратности позволяет во многих случаях разграничить налоговые и неналоговые платежи, но — в силу царящего вольного обращения с правовыми терминами — не во всех. Необходимым дополнительным признаком налога является его принудительный характер. Использование в Законе «Об основах налоговой системы в РФ» выражения «обязательный взнос» для определения налога не должно затушевывать истинный характер взаимоотношений налогоплательщика и государства. Принудительность изъятия обеспечивается институтом ответственности налогоплательщика, возможностью применения к нему финансовых санкций, административной и уголовной ответственности. Приведенный признак позволяет провести границу между налогом и некоторыми крайне близко стоящими к нему неналоговыми платежами. Речь идет о таких видах лицензионных платежей, которые поступают в бюджет, и в этом случае практически неотличимы от государственной пошлины и некоторых других налогов.
Обязанность уплачивать налоги возникает у налогоплательщика при условии установления и определения в законодательных актах некоторых обязательных моментов — элементов налога.
К таковым следует отнести: налогоплательщика (субъекта налога); объект и источник налога; единицы налогообложения; налоговые ставки (нормы налогового обложения); сроки уплаты налога; вид бюджета или внебюджетного фонда, в. который зачисляется налоговый оклад. Причем необходимо отметить, что по смыслу Закона указанные необходимые элементы должны быть не только установлены (указаны) в акте, но и определены, т. е. предусмотрены их характеристики и количественные параметры, а также, что еще важнее, правовое регулирование не должно ограничиваться общими моментами — понятием, принципами и т. д., обязательные элементы должны быть плотью каждого налога. Тем самым государство берет па себя обязанность устанавливать «правила игры» на высшем законодательном уровне, т.е. правовое регулирование налогообложения должно быть предельно четким и понятным налогоплательщикам.
16 июля 2003 г. И.В. Погорелова
г.Тирасполь
Список, используемой литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. М., 1999.
2. Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 г.
3. Черник Д.Г. Налоги. М: «Инфра», 2000г.
4. Финансовое право. /Под ред. О.Н. Горбунова/ М: «Юристъ», 1996г., стр. 180
[1] Финансовое право. /Под ред. О.Н. Горбунова/ М: «Юристъ», 1996г., стр. 181
[2] Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ», ст.2.
[3] Черник Д.Г. Налоги. М: «Инфра», 2000г., стр.68
[4] Финансовое право. /Под ред. О.Н. Горбунова/ М: «Юристъ», 1996г., стр. 182
[5] Налоговый кодекс РФ, ст.3
[6] Финансовое право. /Под ред. О.Н. Горбунова/ М: «Юристъ», 1996г., стр. 180