План
Введение
1. Экономическая сущность инвестиций
1.1 . Понятие, сущность, функции инвестиций
1.2 . Виды инвестиций и их классификация
1.3 . Принципы осуществления инвестиционной деятельности
2. Анализ привлечения иностранных инвестиций в экономику зарубежных стран
2.1. Государственное регулирование российских инвестиций в зарубежные компании
2.2. Направление инвестиционных потоков в зарубежные компании
2.3. Исследование деятельности зарубежных компаний с привлечением российских инвестиций
3. Проблемы и перспективы развития инвестиционных процессов за рубежом
3.1. Система регулирования инвестиционных процессов в развитых странах
3.2. Деятельность инвестиционных фондов в некоторых зарубежных странах
3.3. Государственное стимулирование инвестиционного процесса: опыт США и Юго-Восточной Азии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Результаты фундаментальных исследований свидетельствуют о том, что процессы экономического обновления и роста определяются размерами и структурой инвестиций, качеством и скоростью их осуществления. Более того, исследователи фиксируют, что без инвестиционных накоплений и соответствующих материальных ресурсов в инвестировании вообще никаких положительных сдвигов не происходит.
Без инвестиций невозможны современное создание капитала, обеспечение конкурентоспособности товаропроизводителей на внешних и внутренних рынках. Процессы структурного и качественного обновления мирового товаропроизводства и рыночной инфраструктуры происходят исключительно путем и за счет инвестирования. Чем интенсивней оно осуществляется, тем быстрее происходит воспроизводственный процесс, тем активнее происходят эффективные рыночные преобразования.
В настоящее время многие страны мира поставлены перед объективной необходимостью активизации инвестиционной деятельности на создание конкурентоспособных хозяйственных систем, модернизацию и реконструкцию действующих структур, обеспечение диверсификации капитала в направлении социально ориентированных структурных преобразований.
Инвестиции играют важнейшую роль как на макро‑, так и на микроуровне. По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта, предприятия и являются одним из основных факторов развития экономики в целом. Изучение инвестиционной деятельности является важным этапом в области подготовки специалистов экономического профиля.
Быстро прогрессирующая глобализация экономики одним из основных своих проявлений имеет крупномасштабное расширение сферы прямого иностранного инвестирования. Значение прямых иностранных инвестиций для экономики всех стран мира, и особенно для развивающихся государств, резко возрастает в связи с необходимостью структурной и технологической её модернизации при переходе к постиндустриальной стадии. Широкое привлечение иностранного капитала для этих целей, вместе с тем, создает в национальных экономиках целый ряд проблем, требующих теоретического осмысления и принятия практических решений, которые обеспечивали бы согласование глобализационных и национальных экономических интересов.
Механизм привлечения прямых иностранных инвестиций включает в себя комплекс мероприятий, направленных на:
· сбор и обработку информации о возможных вариантах сотрудничества, изучение возможных партнеров, их особенностей, преимуществ и недостатков;
· сбор и обработку информации об общеэкономической и общеполитической ситуации в стране предполагаемого инвестирования;
· совместную работу с партнером по выработке стратегии, характера и особенностей предстоящего сотрудничества;
· исследование возможностей обеспечения предлагаемого к реализации проекта.
Целью данной работы является совершенствование механизма привлечения и использования прямых иностранных инвестиций в экономике различных стран, а также анализ и обоснование необходимости инвестиционных процессов за рубежом.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач: определить тенденции заинтересованности зарубежных компаний в прямых иностранных инвестициях, особенности их привлечения в экономику зарубежных стран, определить перспективы развития инвестиционных процессов за рубежом.
Объектом работы выступают различные страны заинтересованные в развитии прямых иностранных инвестиций.
1. Экономическая сущность инвестиций
1.1. Понятие, сущность, функции инвестиций
Понятие “инвестиции” является слишком широким, чтобы можно было дать ему единственное и исчерпывающее определение. В различных разделах экономической науки и разных областях практической деятельности, его содержание имеет свои особенности.
В Законе РФ “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемых в форме капитальных вложений” № 39‑ФЗ от 25 февраля 1999 г. дается следующее определение инвестициям: “…инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта”.
В книге “Инвестиции” [20] даны определения инвестициям в различных сферах экономической деятельности:
В макроэкономике инвестиции есть часть совокупных расходов, состоящая из расходов на новые средства производства (производственные, или фиксированные инвестиции), инвестиций в новое жилье, и прироста товарных запасов. То есть инвестиции – это часть валового внутреннего продукта, не потребленная в текущем периоде, и обеспечивающая прирост капитала в экономике.
В теории производства, и в целом в микроэкономике, инвестиции есть процесс создания нового капитала (включая как средства производства, так и человеческий капитал).
В финансовой теории под инвестициями понимают приобретение реальных или финансовых активов, то есть это сегодняшние затраты, целью которых является получение будущих выгод.
Более точно, инвестиции – это обмен определенной сегодняшней стоимости на, возможно неопределенную, будущую стоимость.
В более широкой трактовке инвестиции выражают вложения капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным, чтобы компенсировать инвестору отказ от использования собственных средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск и возместить потери от инфляции в будущем периоде.
Инвестиции – это вложения каких‑либо средств, фондов, вообще капитала, то есть все виды материально‑имущественных и иных ценностей, вкладываемые в предпринимательскую и другие виды деятельности с целью получения дохода (прибыли), вообще итогов выгоды, прибыльного размещения капитала. Результатом этого являются накопления, которые служат источником инвестиций.
Инвестиции как экономическая категория выполняют ряд важнейших функций, без которых невозможно нормальное развитие экономика любого нормального государства. Инвестиции на макроуровне являются основой для:
· осуществления политики расширенного воспроизводства;
· ускорения научно-технического прогресса, улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции;
· структурой перестройки общественного производства и сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства;
· создания необходимой сырьевой базы промышленности;
· гражданского строительства, развития здравоохранения, культуры, высшей и средней школы, а также расширения других социальных проблем;
· смягчения или разрешения проблемы безработицы;
· охраны природной среды;
· конверсии военно‑промышленного комплекса;
· обеспечения обороноспособности государства и решения многих других проблем.
Инвестиции играют важную роль и на микроуровне. На этом уровне они необходимы прежде всего для достижения следующих целей:
· расширения и развития производства;
· недопущение чрезмерного морального и физического износа основных фондов;
· повышения технического уровня производства;
· повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции конк-
ретного предприятия;
· осуществления природоохранных мероприятий;
· приобретения ценных бумаг и вложения средств в активы других предприятий;
· для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, стабильного финансового состояния и максимизации прибыли.
В современном мире под «инвестициями» следует понимать - денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и другие виды деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. А под инвестиционной деятельностью - любую форму вложения капитала.[6]
Таким образом, инвестиции являются важнейшей экономической категорией и играют значимую роль как на макро‑, так и микроуровне, в первую очередь для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих социальных проблем.
1.2. Виды инвестиций и их классификация
Для учета, анализа и повышения эффективности инвестиций необходима их научно обоснованная классификация как на макро‑, так и на микроуровне. Продуманная и в научном плане обоснованная классификация инвестиций позволяет не только их грамотно учитывать, но и анализировать уровень их использования со всех сторон и на этой основе получать объективную информацию для разработки и реализации эффективной инвестиционной политики.
Классификация инвестиций определяется относительно объекта приложения, характера использования и фактора времени:
1) относительно объекта приложения:
- Инвестиции в имущество (материальные инвестиции). Под материальными инвестициями понимают инвестиции, которые прямо участвуют в производственном процессе (например, инвестиции в оборудование, здания, запасы материалов).
- Финансовые инвестиции.Вложения в финансовое имущество, приобретение прав на участие в делах других фирм и деловых прав (например, приобретение акций, других ценных бумаг).
- Нематериальные инвестиции. Инвестиции в нематериальные ценности (например, инвестиции в подготовку кадров, исследования и разработки, рекламу и др.).
Все вышеперечисленные инвестиции делятся на два вида: портфельные и прямые, где:
Портфельные инвестиции – это вложения в ценные бумаги с целью последующей игры на изменение курса и (или) получение дивиденда, а также участия в управлении хозяйствующим субъектом. Формирование портфеля происходит путем приобретения ценных бумаг и других активов. Портфель - совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели вкладчика. В портфель могут входить ценные бумаги одного типа (акции) или различные инвестиционные ценности (акции, облигации, сберегательные и депозитные сертификаты, залоговые свидетельства, страховые полисы и др.).
Прямые (Реальные) инвестиции - инвестиции - вложения частной фирмы или государства в производство какой либо продукции. Реальные инвестиции состоят из двух различных компонентов:
а) инвестиции в основной капитал, то есть приобретение вновь произведённых капитальных благ, таких как производственное оборудование, компьютеры и здания производственного назначения.
б) инвестиции в товарно-материальные запасы (оборотный капитал), которые представляют собой накопление запасов сырья, подлежащего использованию в производственном процессе, или нереализованных готовых товаров. Коммерческие товарно-материальные запасы считаются составной частью общей величины запасов капитала в экономической системе; они столь же необходимы, как и капитал в форме оборудования, зданий производственного назначения.
Также реальные инвестиции можно разделить на внутренние и внешние:
- внутренние — это вложение средств хозяйствующего субъекта в собственные
факторы производства за счет собственных источников финансирования;
- внешние — это вложение средств инвестиционных институтов в факторы производства, нуждающегося в инвестициях хозяйствующего субъекта.
К реальным инвестициям имеет смысл отнести также понятия валовые и чистые инвестиции. Собственно чистые инвестиции это валовые инвестиции за вычетом издержек на возмещение основного капитала.
2) По характеру использования:
- первичные инвестиции, или нетто-инвестиции, осуществляемые при основании или при покупке предприятия;
- инвестиции на расширение (экстенсивные инвестиции), направляемые на расширение производственного потенциала;
- реинвестиции, т. е. использование свободных доходов, полученных в результате реализации инвестиционного проекта, путем направления их на приобретение или заготовление новых средств производства с целью поддержания состава основных фондов предприятия;
- инвестиции на замену, в результате которых имеющееся оборудование заменяется новым;
- инвестиции на рационализацию, направляемые на модернизацию технологического оборудования или технологических процессов;
- инвестиции на изменение программы выпуска продукции;
- инвестиции на диверсификацию, связанные с изменением номенклатуры изделий, созданием новых видов продукции и организацией новых рынков сбыта;
инвестиции на обеспечение выживания предприятия в перспективе, направляемые на НИОКР, подготовку кадров, рекламу, охрану окружающей среды;
- брутто-инвестиции, состоящие из нетто-инвестиций и реинвестиций.
- рисковые инвестиции, или венчурный капитал - инвестиции в форме выпуска новых акций, производимые в новых сферах деятельности, связанных с большим риском. Венчурный капитал инвестируется в несвязанные между собой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств. Такие капиталовложения, как правило, осуществляются путем приобретения части акций предприятия-клиента или предоставления ему ссуд, в том числе с правом конверсии последних в акции. Рисковое вложение капитала обусловлено необходимостью финансирования мелких инновационных фирм в областях новых технологий.
Рисковый капитал сочетает в себе различные формы приложения капитала: ссудного, акционерного, предпринимательского. Он выступает посредником в учредительстве стартовых наукоемких фирм.
3) По фактору времени:
- Долгосрочные инвестиции;
- Краткосрочные инвестиции;
- Аннуитет - инвестиции, приносящие вкладчику определенный доход через регулярные промежутки времени. В основном, это вложения средств в пенсионные и страховые фонды. Страховые компании и пенсионные фонды выпускают долговые обязательства, которые их владельцы хотят использовать на покрытие непредвиденных расходов в будущем. Они бывают: срочные - инвестиции, которые имеют отмеченное (конечное) число лет; бессрочные - это те которые не имеют последнего года вложения инвестиций; с различными процентными ставками.
1.3. Принципы осуществления инвестиционной деятельности
Инвестиционная деятельность всегда направлена на получение прибыли или достижения социального эффекта за счет инвестирования. Она может быть осуществлена во всех сферах народного хозяйства. Принципы ее осуществления следующие:
· невмешательство органов государственной власти и управления, общественных организаций, юридических лиц и граждан в инвестиционную деятельность, не противоречащую действующему законодательству;
· добровольность инвестирования;
· равноправие всех участников, инвесторов, независимо от форм собственности и видов деятельности;
· защищенность инвестиций;
· свобода выбора критериев при осуществлении инвестиционной деятельности.
Отношения между субъектами инвестиционной деятельности определяется дого-
вором между ними. Договор является основным правовым документом, регулирующим производственно‑хозяйственную деятельность и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности и является их исключительной компетенцией. Споры, возникающие при осуществлении инвестиционной деятельности, рассматриваются в порядке, установленном действующим законом.
Главными задачами инвестиционной политики являются непосредственное участие государства в капиталовложениях и формирования благоприятной среды для роста инвестиционной активности, оказание поддержки “жизнеобеспечивающим” производствам, объектам инфраструктуры и социальной сферы, поощрение и привлечение частных и иностранных инвестиций в приоритетные сферы развития производства, а также повышение эффективности капитальных вложений.
2. Анализ привлечения иностранных инвестиций в экономику
зарубежных стран
2.1. Государственное регулирование российских инвестиций
в зарубежные компании
Относительно недавно Государственная Дума РФ рассматривала законопроект «О государственном регулировании российских инвестиций за рубежом», который явился бы основой для создания эффективной системы государственного контроля за осуществлением российских инвестиций за рубежом [2 стр. 120]. Следует отметить, что элементы государственного регулирования российских инвестиций за рубеж существовали и раньше. Прежде всего, это относится к валютному и экспортно-импортному контролю. В частности, ведение валютных операций, внешнеторговая деятельность регулируются Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», и уже упомянутым Федеральным Законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Гражданским, Налоговым и Таможенным кодексами, а также международными соглашениями, но в целом государственное регулирование в области вывоза капитала пока не налажено должным образом.
Данный законопроект должен быть направлен на сокращение нелегального вывоза капитала за рубеж и расширение вывоза капитала в форме экспортных кредитов и легальных прямых инвестиций, которые способствуют увеличению экспорта товаров и услуг, расширению рынков сбыта.
Законопроектом предусматривается разрешительный порядок вывоза российского капитала, т.е. для осуществления инвестиций за рубежом необходимо получить лицензию на вывоз российского капитала от уполномоченного федерального органа. Срок лицензии установлен до шести месяцев, с возможностью последующего продления. В данной лицензии указаны сведения о российском инвесторе, размере его инвестиций, целях, формах и графике их осуществления, объекте вложения и прибыли от него.
Однако получение лицензии на вывоз капитала за пределы России представляется не таким уж простым делом, поскольку законопроект предусматривает достаточно жесткие требования к потенциальным инвесторам. Прежде всего, необходимо доказать уполномоченному государственному органу, что вывоз капитала соответствует целям закона, и представить соответствующие документы. Также обязательным требованием является отсутствие задолженности российского инвестора по платежам в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. Кроме того, у соискателя лицензии не должно быть нарушений валютного законодательства (т.е. задолженности по поступлению валютной выручки и обязательной продажи ее части). И, наконец, нужно предоставить справку о финансовых результатах российского инвестора за последние три года. Уполномоченный федеральный орган принимает решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии в течение сорока пяти календарных дней со дня получения от российского инвестора всех надлежащим образом оформленных документов. Естественно, в выдаче лицензии может быть отказано в случае несоблюдения условий, перечисленных выше, а также в случае:
- Наличия ложных сведений в представленных российским инвестором документах;
- Несоблюдения российским инвестором требований о регистрации, учете и инвентаризации вывоза российского капитала, осуществленного по ранее выданным лицензиям;
- Отсутствия у российского инвестора доходов, достаточных для осуществления инвестиций за пределами Российской Федерации;
- Несоблюдения российским инвестором в представленных для получения лицензии документах положений международного договора Российской Федерации или законодательства иностранного государства в отношении осуществления инвестиции.
После вывоза капиталов за рубеж регулирование российских инвестиций не прекращается, а происходит в иных формах. Во-первых, все инвестиции в соответствии с законопроектом подлежат государственной регистрации и включению в Государственный реестр инвестиций российских инвесторов за рубежом. Для этого в течение тридцати календарных дней после осуществления вывоза российского капитала или окончания срока действия лицензии российский инвестор обязан обратиться в уполномоченный орган для регистрации инвестиций, которые были осуществлены им за пределами России.
Во-вторых, предусмотрено ведение учета и анализа российских инвестиций, осуществленных за пределами Российской Федерации, для чего устанавливалась обязанность российского инвестора систематически предоставлять в уполномоченный федеральный орган сведения о состоянии его инвестиций за рубежом. На основании этих сведений уполномоченный федеральный орган составляет и передает в Правительство Российской Федерации ежегодный аналитический отчет о вывозе российского капитала, в котором содержатся выводы и предложения о государственной политике в сфере вывоза российского капитала.
В-третьих, в качестве одной из мер государственного регулирования является проведение систематической, не реже чем раз в три года, инвентаризации российских инвестиций за рубежом. При этом первая инвентаризация должна быть произведена через шесть месяцев после вступления Закона "О государственном регулировании российских инвестиций за рубежом" в силу.
В качестве основной меры ответственности российского инвестора за нарушение положений закона предусмотрена репатриация капитала, т.е. принудительный его возврат в пределы России.
В законопроекте содержатся также нормы о мерах государственной поддержки российских инвесторов. Так, Правительство РФ в целях защиты российских инвестиций, а также поощрения и защиты иностранных инвестиций в России заключает с правительствами иностранных государств соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций. В этих же целях с иностранными государствами заключаются и соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Кроме того, создается система страхования российских инвестиций за рубежом, которые осуществляются в наиболее важных с точки зрения экономических интересов России формах и направлениях. При этом предпочтение отдается прямым инвестициям, осуществляемым российскими инвесторами на территориях государств - членов СНГ. Еще одной формой государственной поддержки инвестиционной деятельности за пределами России является информационное и консультационное содействие российским инвесторам, которое должны оказывать торговые представительства и торгово-экономические отделы при посольствах Российской Федерации.
Одной из предпосылок данного законопроекта явилось соглашение между Министерством иностранных дел РФ и Российским союзом промышленников и предпринимателей в январе 2003 года «О сотрудничестве МИД РФ и РСПП». Целью данного соглашения является «успешная реализация внешнеполитических задач Российской Федерации в области торгово-экономического сотрудничества с иностранными государствами и обеспечения наиболее благоприятных условий для социально - экономического развития РФ». В список задач, данного соглашения также входит:
ü содействие расширению экспорта российских товаров и услуг;
ü оказание практической помощи российским организациям и предпринимателям в установлении деловых связей с иностранными партнерами;
ü содействие защите интересов российского предпринимательства за рубежом.
2.2. Направление инвестиционных потоков в зарубежные компании
Подавляющая часть инвестиций и осуществляющих их главных «действующих лиц» ТНК сосредоточена в «триаде» (США, ЕС и Япония). На 10 крупнейших принимающих стран приходятся 2/3 притока инвестиций на 100 малых стран – 1%. Рекордный рост инвестиций внутри группы наиболее развитых стран связывают прежде всего с активно происходящим процессом межфирменных слияний и приобретений акций партнеров.
Почти 90% всего прироста ПИИ в 2002 г. (как их вывоза, так и размещения) приходилось на промышленно развитые государства, вследствие чего доля последних в общемировом объеме размещения производительного капитала выросла до 65% по сравнению с 59% в 2001 г., а доля в вывозе капитала - до 85% по сравнению с 83% [14 стр. 56].
Если по масштабам зарубежного инвестирования лидируют ТНК, базирующиеся
в США, Великобритании, Франции, то наиболее привлекательными для иностран
ных инвестиций были фактически те же страны - США, Великобритания, ФРГ.
Неравномерность размещения инвестиций характерна и для других групп государств. В общей сумме размещаемых средств в развивающихся странах около 2/3 приходится на Азию, свыше 1/4 - на Латинскую Америку, остальное (до 1/10) - на Африку.
Заметный рост притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в азиатские государства отражает происходивший там интенсивный экономический рост, прогресс в процессе либерализации. Соответственно эти страны стали занимать все более важное место в инвестиционных планах ТНК. Одновременно растут и ПИИ, осуществляемые между самими развивающимися странами (в 2001 г. свыше 1/2 всех зарубежных вложений из развивающихся стран Азии были сделаны в рамках того же региона).
Южная, Восточная и Юго-Восточная Азия остается крупнейшим регионом размещения ПИИ среди стран развивающегося мира. Так, в 2002 г. туда было направлено 65 млрд. долларов, то есть 2/3 от всех ПИИ, полученных развивающимися странами [16]. Это обусловлено тем, что современные масштабы и динамизм развития азиатских государств делали их все более привлекательными для ТНК из всех стран, которые стремятся найти там новые рынки сбыта или включить ресурсы региона в свои глобальные производственные схемы.
На современном этапе практически все страны являются как экспортерами, так и импортерами прямых инвестиций. Тем не менее распределение инвестиций (их географическая структура) выглядит ныне неравномерным. Так, являясь одним из крупнейших доноров, Япония занимает скромную позицию в качестве реципиента подобных капиталовложений: прямые иностранные инвестиции, допущенные японским правительством и бизнесом в эту страну, составляют всего лишь 17 831 млн. долларов США.
К 2002 г. распределение стран по сумме размещаемых за рубежом и получаемых инвестиций было следующим [14 стр. 60]:
Импортеры
Млн. долларов
Экпортеры
Млн. долларов
1. США
564637 1. США
705570
2. Великобритания
244141 2. Великобритания
319009
3. Франция
162423 3. Япония
305545
4. Германия
134002 4. Германия
235003
5. Китай
128959 5. Франция
200902
6. Испания
128859 6. Нидерланды
158615
7. Канада
116788 7. Канада
110388
8. Австралия
104176 8. Швейцария
108253
9. Нидерланды
102598 9. Италия
86672
10.Бельгия/Люксембург
84605 10. Гонконг
85156
Таблица 2.1.
Страны импортеры и экспортеры ПИИ
Новейшие сдвиги в географической структуре потоков ПИИ сводятся к следующему:объем текущих прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире в 2002. достиг рекордного уровня – 315 млрд. долларов США (рост на 40% по сравнению с предыдущим годом); из этой суммы подавляющая часть пришлась на промышленно развитые страны, которые выступили и главными мировыми инвесторами (270 млрд. долларов), и главными получателями инвестиций извне (203 млрд. долларов). Нарастал и поток ПИИ в развивающиеся страны, превысив 100 млрд. долларов, и экспорт капитала из самих развивающихся стран (47 млрд. долларов). Не остались в стороне постсоциалистические страны: в 2002г. после стагнации 2001г. приток ПИИ в страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) возрос вдвое, достигнув почти 12 млрд. долларов США [1].
В дальнейшем, несмотря на финансовый кризис в Азии и его неблагоприятное воздействие на мировую экономику поток ПИИ в мире в 2005г. вырос на 10% - до рекордного уровня 430-440 млрд. долларов США. Большая часть этих капиталовложений поступила в развитые страны, государства Латинской Америки, ЦВЕ. В 2004 г. (впервые с 1993 г.) не наблюдалось роста ПИИ в Восточной и Юго-Восточной Азии (их сумма сохранилась на уровне предыдущего года – 87 млрд. долларов). После начала кризиса ПИИ стали наиболее важным источником частных финансовых ресурсов для стран региона. Увеличение стоимости потока ПИИ в мире в 2005г. имело место после его роста в 2004г. на 19,0% - до 400млрд. долларов, а всего трансграничного финансового потока – на 27,0% - до 424 млрд. долларов США.
2.3. Исследование деятельности зарубежных компаний с
привлечением российских инвестиций
Отечественные компании все больше и больше участвуют в экономиках различных стран. Их интересы распространились не только на бывшие советские республики, но и на страны Восточной Европы, страны ЕС, США.
За 2003 год, в список крупнейших нефинансовых компаний Центральной и Восточной Европы входят четыре российские компании, а именно НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «Новошип» – Новроссийское морское пароходство, Приморское морское параходство и Дальневосточное морское пароходство. «ЛУКОЙЛ» фактически считается крупнейшей транснациональной корпорацией в бывших социалистических странах по размеру своих заграничных активов, по состоянию на 2001 год они составляли более $ 5 млрд. Заграничные активы трех других российских компаний тоже заслуживают внимание, в совокупности они превышают $ 1 млрд. [18]
Таблица 2.2.
Крупнейшие нефинансовые ТНК Центральной и Восточной Европы (по
размерам активов в 2001г.)
Корпорация
Страна
Отрасль
Активы
($ млн.)
Продажи
($ млн.)
Кол-во занятых (сотрудников)
Иностр.
Всего
За границей
Всего
За границей
Всего
1. Лукойл Ойл Ко.
Россия
Нефть и газ
5830, 0
15859, 0
8771, 0
14892, 0
13000
140000
2.ОАО «Новошип»
Россия
Транспорт
998, 9
1133, 6
302, 3
392, 1
85
6976
3. Латвийская судоходная компания
Латвия
Транспорт
459, 0
491, 2
191, 0
172, 9
1313
1762
4.Pliva Group
Хорватия
Фармацевтика
281, 1
967, 6
477, 3
632, 2
2900
7208
5.Hrvatska Elektroprivreda
Хорватия
Энергетика
272, 0
2357, 0
8, 0
775, 0
15071
6.Приморское судоходное параходство
Россия
Транспорт
267, 3
437, 9
114, 9
145, 7
1305
2629
7.Gorenje Group
Словения
Быт.техника
231, 5
486, 1
475, 4
661, 3
670
8186
8.Krka
Словения
Фармацевтика
190, 8
476, 6
235, 4
296, 0
595
3520
9.Дальневосточноеморское параходство
Россия
Транспорт
123, 0
377, 0
101, 0
318, 0
233
5608
10. Merkator d.d
Хорватия
Рознич. торговля
112, 7
868, 5
53, 0
1171, 5
1279
13692
11. .MOL Hungarian Oil & Gas
Венгрия
Нефть и газ
95, 6
3243, 2
819, 2
3850, 0
776
15218
12.Podravka Group
Хорватия
Пищев.и факмакол.
69, 3
357, 2
134, 3
303, 5
790
6885
13.Petrol
Словения
Нефть и газ
66, 9
478, 4
80, 0
1122, 8
24
1572
14.Zalakeramia
Венгрия
Керамика
65, 0
120, 0
39, 0
64, 0
1889
2921
15.Rihter Gedeon
Венгрия
Фармацевтика
55., 9
496, 5
43, 5
309, 6
884
5007
16. Malev Hungarian Airlines
Венгрия
Транспорт
41, 4
187, 0
299, 0
383, 4
49
2952
17.Intereuropa
Словения
Торговля
34, 0
200, 0
25, 0
163, 0
662
2230
18.Lek d.d
Словения
Фармацевтика
28, 1
332, 4
219, 7
281, 2
252
2663
19.Petrom National Oil Co.
Румыния
Нефть и газ
28, 0
3151, 0
303, 0
2423, 0
149
77630
20.Horvatia Airways
Словения
Транспорт
26., 3
328, 4
90, 4
141, 8
63
977
21.Merkur d.d.
Словения
Торговля
26, 1
397, 4
44, 8
436, 7
89
2824
22.KGHM Poska Miedz
Польша
Строительство
23, 8
372, 6
50, 4
610, 0
1076
1189
23.BLRT group AS
Эстония
Судостроение
22, 6
83, 7
31, 5
83, 8
1521
3415
24. Iscrameko
Словения
Электротехнич.машиностр-е
19, 0
86, 5
32, 8
115, 0
267
2114
9.TVK Ltd.
Венгрия
Химия
16, 6
462, 5
245, 6
489, 9
182
2987
Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ». «ЛУКОЙЛ» – самая крупная российская нефтяная компания в отношении производства и одна из основных российских компаний, активно участвующая в экономиках различных зарубежных стран. Зарубежными проектами НК «ЛУКОЙЛ» занимается компания «ЛУКОЙЛ Оверсиз», которая является оператором «ЛУКОЙЛА» по международным upstream проектам. В 2003 году добыча нефти в этого оператора составила 2, 53 млн.тонн нефти – это 3% от всей добычи компании. В 2001-2003 годах среднегодовой рост добычи «ЛУКОЙЛ Оверсиз» составил 18%, а в 2003 году добыча увеличилась на 23%. [6]
По доказанным запасам нефти компания занимает первое место среди мировых частных компаний, по совокупным запасам нефти и газа "ЛУКОЙЛ" занимает 4-е место в мире. Компания участвует в международных проектах в Азербайджане (Шах-Дениз, Д-222 Ялама, Азери-Чыраг-Гюнешли), Казахстане (Карачаганак, Кумколь), на Ближнем Востоке.
"ЛУКОЙЛу" принадлежит крупнейший румынский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) “Petrote” (мощность 4,7 млн тонн нефти в год), Одесский НПЗ (3,8 млн.тонн), болгарская компания “Нефтохим” (в ее состав входит единственный в стране Бургасский НПЗ с проектной мощностью 10,5 млн тонн), нефтехимическое АО “Ориана” (Украина). Компании принадлежат бензоколонки на Украине, в Белоруссии, Румынии, Азербайджане, Польше, Молдавии, сети АЗС в Болгарии и странах Балтии. "ЛУКОЙЛ" вообще проявляет особый интерес к скупке НПЗ в Восточной Европе. В конце 2000 года "ЛУКОЙЛ" приобрел контрольный пакет акций американской "Getty Petroleum Marketing" (GPM). Под маркой "Getty" работает 1291 бензоколонка в 13 штатах северо-восточного побережья, реализуя около 4% продаваемого в США бензина. В январе 2004 года «ЛУКОЙЛ» подписал договор на приобретение ещё 795 автозаправок в США.
ОАО «Новошип» - является второй после «ЛУКОЙЛа» транснациональной российской корпорацией. Она обладает флотом из 77 кораблей, стоимостью больше 1 млрд.долларов. Флот этой компании является одним из самых дееспособных и диверсифицированных в мире. Большинство судов «Новошипа» принадлежит либерийской компании “Intrigue Shipping”. Этой компании, в свою очередь принадлежит 100% либерийских, мальтийских, кипрских и других компаний, которые владеют остальными судами компании. «Новошип» имеет за границей свой офис в Лондоне «NOVOSHIP (UK) Ltd», который осуществляет контроль за всеми зарубежными сделками пароходства.
Компания активно сотрудничает с зарубежными судоверфями. Так за последние три года на судоверфях Японии были построены 6 танкеров класса «Афрамакс», общей стоимостью 252 млн.долларов США. Это позволило «Новошипу» вернуться в традиционную для компании группу владельцев крупнотоннажных танкеров и удержать позиции второй компании на мировом фрахтовом рынке. Также заключены контракты на строительство ещё 4-х танкеров класса «Афрамакс» на верфях Хорватии и Южной Кореи.
Приморское морское пароходство обладает флотом из 45 танкеров и одного сухогрузного судна, 30 из которых зарегистрированы на Кипре и в Сингапуре.
Также корпорация участвует в тендере компании "Эксон Нефтегаз Лимитед" по
танкерным перевозкам из порта Де-Кастри нефти, которая добывается в рамках
проекта "Сахалин-1" в 2005 году. Для этого Приморскому судоходному пароходству необходимо было построить пять двухкорпусных танкеров ледового класса "А-1" - это самый высокий класс для неарктических морей, и танкеров таких размеров и с таким ледовым классом в мире на сегодняшний день не существует. Строительство одного такого танкера обойдется примерно в 70 млн. долларов и планируется на судоверфях Японии, Республики Корея, либо Хорватии.
Дальневосточное морское пароходство имеет примерно 100 судов, зарегистрированных как в России, так и за рубежом. В 2001 году компания заключила контракт с китайской судоверфью "Синхэ" на строительство трех океанских судов-контейнеровозов, водоизмещение каждого - 9 тысяч тонн, район плавания – неограниченный, а высокая степень автоматизации позволит эксплуатировать судно в безвахтовом режиме. У компании есть агентства в Австралии, Китае, Новой Зеландии, Северной Америке и в Великобритании. [6]
Конечно же, в этом списке должно было значиться большее количество российских корпораций, но большинство отечественных компаний только за последние несколько лет начали активно покупать бизнес за рубежом, а некоторые компании не смогли вовремя объявить свои зарубежные активы.
К последним относится, крупнейшая российская компания ОАО «Газпром». Этой компании принадлежат доли акционерного капитала приблизительно в 20 странах и основные зарубежные активы «Газпрома» перечислены в таблице 2.3. Инвестиции в иностранные акционерные капиталы были проведены «Газпромом» для поддержания его экспорта и улучшения его положения в мировой торговле газом.
Как видно из таблицы 2.3 “Газпром” является крупнейшим экспортером природного газа, продавая почти 175 миллиардов кубических метров газа в более в чем 25 стран. [20 стр. 156]. Его крупнейшие целевые рынки, а именно Германия, Украина, Италия, Франция и Беларусь покупают более 60% экспорта этой компании. За последние три года экспорт Газпрома составил около 15 миллиардов долларов ежегодно.
Таблица 2.3.
Основные инвестиции Газпрома в акционерные капиталы в Европе
Страна
Совместное предприятие
Доля (%)
Сфера деятельности
Австрия
GHW
50
Торговля газом
Беларусь
Белгазпромбанк
35
Банковское дело
Брестгазоаппарат
51
Производство газового оборудования
Болгария
Топэнерго
50
Торговля газом и транспортировка
Эстония
Eesti Gaas
31
Торговля газом и транспортировка
Финляндия
Gasum Oy
25
Транспортировка газа и маркетинг
North Transgas Oy
50
Строительство газопровода по дну Балтийского моря
Франция
FRAgaz
50
Торговля газом
Германия
Ditgaz
49
Торговля газом
Verbundnetz Gas
5
Транспортировка газа и маркетинг
Wingas
35
Транспортировка и хранение газа
Wintershall Erdgas Handelshaus
50
Эксклюзивный оптовый продавец в период до 2012г. всего газа, экспортируемого Газэкспортом (Россия)
Zarubezhgas Erdgashandel
100
Торговля газом
Греция
Prometheus Gaz
50
Маркетинг и строительство
Венгрия
Borsodchem
25
Нефтехимия
DKG-EAST Co.Inc.
38
Прооизводство нефтяного и газового оборудования
General Banking and Trust Co.Ltd.
26
Банковское дело
Panrusgas
40
Торговля газом и транспортировка
TVK
14
Нефтехимия
Италия
Promgaz
50
Транспортировка газа и маркетинг
Volta
49
Торговля газом и транспортировка
Латвия
Latvijas Gaze
16
Торговля газом и транспортировка
Литва
Stella-Vitae
30
Торговля газом
Молдова
Газснабтранзит
50
Торговля газом и транспортировка
Нидерланды
Peter-gaz
51
Торговля газом
Польша
Europol Gaz
48
Транспортировка газа
Gas Trading
35
Торговля газом
Румыния
WIROM
25
Торговля газом (под контролем Wintershall Erdgas Handelshaus)
Словакия
Словрусгаз
50
Торговля газом и транспортировка
Словения
Тагдем
8
Торговля газом
Турция
Gamma Gazprom
45
Торговля газом
Украина
Дружниковский завод газовой аппаратуры
51
Производство газового оборудования
Институт Южниигипрогаз
40
……
Великобритания
Interconnector
10
Газопровод из Бэктона (Великобритания) в Зеебрюге (Бельгия)
Югославия
ЮгоРосГаз
50
Торговля газом и транспортировка
Progress Gas Traiding
50
Торговля газом
3. Проблемы и перспективы развития инвестиционных
процессов за рубежом
3.1. Система регулирования инвестиционных процессов в развитых странах
В странах с развитой рыночной экономикой государство в процессе регулирования инвестиционной деятельности принимает на себя одновременно несколько функций.
Первая функция - это регулирование (стимулирование или ограничение) общего объема капиталовложений частного бизнеса. По сути дела, это главная макроэкономическая функция по управлению инвестиционным процессом в развитой рыночной экономике, осуществляемая через политику ссудного процента, денежную, налоговую и амортизационную политики.
Вторая функция - это выборочное стимулирование капиталовложений в определенные предприятия, отрасли и сферы деятельности через кредитные и налоговые льготы, например, с помощью инвестиционного кредита.
Третья функция - это прямое административное вмешательство в инвестиционный процесс с целью ввода или вывода определенных производственных мощностей путем согласования планов и действий крупнейших корпораций. В Японии, например, когда по мнению правительственных инстанций возникает такая потребность, определенная отрасль в законодательном порядке переводится на режим, разрешающий административную координацию капиталовложений на определенный срок. По истечении этого срока режим пересматривается или отменяется.
Роль государства в принятии инвестиционных решений в США существенно отличается от японской или даже западноевропейской практики. Чисто административные решения принимались здесь в этой области лишь в годы первой и второй мировых войн или же в сфере военных инвестиций в годы холодной войны.
Американская хозяйственная практика в области регулирования и управления инвестициями в большей степени ориентирована на реализацию принципов экономической свободы и экономического либерализма, нежели на серьезное прямое вмешательство в экономический процесс, которое традиционно рассматривается как их недопустимое ограничение. Поэтому роль государства в принятии инвестиционных решений в США также традиционно связывается с разработкой и осуществлением государственных инвестиционных программ, осуществляемых правительственными агентствами или государственными корпорациями (в области обороны, космоса, поиска новых источников энергии), строительства объектов материальной инфраструктуры (автострад, дорог, мостов, очистных сооружений), а также для выполнения крупных региональных инвестиционных программ.
Общее же регулирование масштабов и направлений инвестиционного процесса традиционно осуществляется в США методами макроэкономического регулирования.
Если в странах Западной Европы инвестиционная деятельность в послевоенные годы характеризовалась высоким уровнем макроэкономического и чисто административного правительственного вмешательства в инвестиционный процесс, что было характерно для Франции, Италии, Испании, скандинавских стран и отчасти Великобритании (в особенности в 50-60-е годы), то к началу 80-х гг. роль государства в регулировании инвестиционной политики здесь сильно изменилась. Франция и Великобритания провели широкую денационализацию государственной собственности, так как обнаружились существенные слабости прямого государственного управления отраслями, что особенно проявилось в условиях энергетического кризиса начала 70-х гг. и последующего обострения конкурентной борьбы. Политика денационализации получила название дерегулирования и в той или иной степени коснулась большинства стран с развитой рыночной экономикой.
К настоящему времени определились основные экономические и структурные направления совершенствования экономики развитых стран на базе современного научно-технического прогресса, заключающиеся в приоритетности потребления, развития наукоемких и высокотехнологичных производств и сферы обслуживания, связанной как с потреблением, так и производством. Особенность капиталонакопления в текущем периоде для стран с развитой рыночной экономикой в структурном плане заключается в относительном сокращении капитальных вложений в материальное производство и относительном увеличении их в сферу услуг, что спо-
собствует процессу снижения удельных потребностей в капитале на единицу про-
дукции экономики в целом.
3.2. Деятельность инвестиционных фондов
в некоторых зарубежных странах
Инвестиционный фонд (ИФ) — это юридическое лицо, которое ведет строго определенную коммерческую деятельность в следующих направлениях: маркетинг — обеспечивает сбор денег (или чеков) инвесторов; инвестиционный менеджмент — производит инвестиции собранных денег от имени инвесторов и управляет пакетом бумаг; административная функция заключается в организации выпуска акций, представляющих эквивалентные доли в пакете ценных бумаг фонда.
Массовое развитие ИФ началось с появлением инвестиционных компаний (ИК) закрытого типа (в США — перед второй мировой войной, в Западной Европе — после ее окончания). ИК — специализированные финансовые организации, которые аккумулируют денежные средства частных инвесторов путем эмиссии собственных бумаг (обязательств) и размещают их в акции и облигации предприятий. Они занимают промежуточное положение между заемщиками и индивидуальным инвестором, причем полностью выражают интересы последнего.
С точки зрения предприятий-заемщиков инвестиционное финансирование имеет:
Преимущества — если фирма несет убытки, то в отличие от кредита, инвестиционные взносы погашаются в последнюю очередь; пока производство не станет прибыльным, инвестор не будет получать доход.
Недостатки — утрата контроля над предприятием; распределение прибыли на пропорциональной основе; большие затраты, связанные с процессом поиска, оформления и самого инвестиционного процесса.
В США ИК известны как закрытые инвестиционные фонды, в Великобритании — как инвестиционные тресты, в Испании — как общества по инвестициям в ценные бумаги, во Франции — как инвестиционные компании с постоянным капиталом.
ИФ играют важную роль в структуре экономики страны. Макроэкономический аспект их деятельности заключается в том, что ИФ: способствуют образованию и накоплению капитала; делают возможными и более простыми для населения инвестиционные решения с одновременной диверсификацией риска; представляют собой основу для развития других финансовых посредников — инвестиционных банков, брокерских контор и т.д.; выступают в роли институциональных инвесторов, осуществляющих перелив капиталов между отраслями и стимулирующих работу предприятий; открывают дорогу для зарубежных инвестиций.
Микроэкономический аспект деятельности ИФ заключается в том, что они взаимодействуют с конкретными предприятиями и физическими лицами.
В посткоммунистических странах, обогнавших Украину в осуществлении экономических преобразований, ИФ сыграли большую роль в процессе приватизации. Дальше всех по этому пути пошла Чехословакия, где ваучерные ИФ начали создаваться с сентября 1991г.
Правовая основа существования ИФ — ограниченная ответственность. Основная цель — объединение мелких инвестиций в большие. Это главные постулаты на которых должно строиться законодательство по ИФ. В развитых странах законодательство складывалось постепенно и на основе существующего законодательства в области бизнеса.
Рассмотрим построение государственного регулирования ИФ в различных странах.
В Германии все регулирование осуществляется централизовано правительственными органами. Преимущества такого регулирования: высокая степень контроля, обеспечивающая правительству максимальное удобство при осуществлении контрольных функций; население оказывается надежно защищенным от бан-
кротств, риск потерять вложенные в ИФ средства оказывается минимальным, он
минимизируется гарантиями государства.
Недостатки: в таких условиях появляется мало инноваций, в следствие чего инвесторы имеют небольшой выбор продуктов ИФ; возрастает опасность появления слишком мощных финансовых институтов — монополий; усложняются условия проникновения на рынок новых фирм, что уменьшает их число и снижает возможности выбора для инвесторов.
В Великобритании регулирование деятельности профессионалов фондового рын-
ка максимально отделено от государства. В ходу имеется набор различных правил, которые устанавливаются самими выборными представителями инвестиционного бизнеса.
Преимущества такого подхода: система получается очень гибкой, т.к. предложения по регулированию исходят от высококомпетентных специалистов, хорошо знающих потребности и особенности рынка; правительство делегирует свои права по регулированию профессионалам и мало вмешивается в их работу; регулирование осуществляется главным образом за счет финансовых воздействий (высокие штрафы за нарушения, наказание путем принудительной оплаты расходов на комиссии, осуществляющие проверку фирм-нарушителей).
Основные недостатки: ужесточается конкуренция между отдельными участниками финансового рынка; регулирование оказывается относительно дорогим для участников рынка ценных бумаг, т.к. они сами его оплачивают.
В США существуют определенные законодательные рамки, устанавливаемые комиссией по ценным бумагам. На более низком уровне существуют специальные подкомитеты по регулированию. В регулирующих органах доминируют юристы.
Преимущества: регулирование получается достаточно гибким, т.к. привлекаются эксперты; регулирование оказывается простым для понимания, что способствует ее популярности и косвенно рекламирует весь инвестиционный сектор экономики; появляется возможность индивидуального подхода к каждому участнику рынка ценных бумаг.
Недостатки: одновременно ведется большое количество судебных дел, что зат-
рудняет оперативное разрешение спорных вопросов; в следствие принятия исключительно судебного порядка рассмотрения дел, система получается неспособной к быстрым и радикальным инвестициям.
Общие особенности украинских ИФ: все должны создаваться в виде АО открытого типа; вид деятельности ограничен операциями с ценными бумагами (покупка, продажа ценных бумаг, инвестирование в ценные бумаги); ИФ имеют ограничения на рекламу.
3.3. Государственное стимулирование инвестиционного процесса: опыт США и Юго-Восточной Азии
Основная задача макроэкономической политики в сфере модернизации промышленной структуры страны - создание условий для динамичного инвестиционного процесса. Страны, которые за сравнительно короткий срок после второй мировой войны модернизировали свою промышленную структуру (Япония, Южная Корея, Тайвань, некоторые западноевропейские государства), отличались очень высоким удельным весом инвестиций в валовом национальном продукте. Страны Юго-Восточной Азии активно использовали следующие инструменты воздействия государства на динамику инвестиционного процесса: государственные инвестиции, причем не только в инфраструктуру; налоговые стимуляторы инвестиций; сдерживание цен на оборудование посредством льготных таможенных пошлин на его импорт; воздействие на процентные ставки и поддержание их на уровне ниже рыночного.
Важную роль в финансировании инвестиционных программ фирм играл банковский кредит, причем государство активно воздействовало и на стоимость кредита, и на направление его потоков.
Интересен опыт США, поскольку сочетание инфляции с падением уровня производства, с которыми они столкнулись в начале 80-х годов, в какой-то мере сродни ситуации в России в первой половине 90-х годов при всем различии в масштабах проблем.
При всех страновых различиях в финансировании деятельности корпораций до-
минирующую роль играли внутренние источники (нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления) и банковские кредиты. В то же время роль акционерного капитала была довольно слабой (за исключением, пожалуй, Тайваня). Как отмечают специалисты Всемирного банка, 'лишь по мере созревания экономики предпринимались усилия по созданию и повышению эффективности рынков акций и облигаций. Хотя значение этих рынков возрастало, они не были ключевым фактором в мобилизации инвестиционных ресурсов в этих странах в период их наиболее динамичного развития'.
Важную роль в финансировании инвестиционных программ во многих динамично развивавшихся странах играли государственные финансовые институты. Например, в кредитно-финансовой сфере Южной Кореи преобладали государственные институты, тогда как частные банковско-кредитные институты появились лишь в первой половине 80-х годов и к началу 90-х годов находились в рудиментарном состоянии.
Государственные кредитно-финансовые институты сыграли значительную роль в модернизации промышленной структуры в Японии, особенно на начальной стадии. За счет займов государственных финансовых институтов в 2002 г. финансировалось 32% закупок нового промышленного оборудования в японских фирмах, в 1997 г. - 16%, в 1999 г. - 17,6% и в 2000 г. - 8,1%.[18]
Наиболее сильное влияние на развитие японской промышленности оказывали три государственных финансовых института - Банк развития, Экспортно-импортный банк и Корпорация по финансированию малого бизнеса. В начале 90-х годов доля предоставленных ими займов японским фирмам составляла: в производстве металлоизделий - 15,7%, черной металлургии - 12,4, производстве строительных материалов - 12,9, общем машиностроении - 8,4, цветной металлургии - 7,7, химической промышленности - 6,3, электротехническом машиностроении - 5,7%.
Важные функции выполняли займы, предоставляемые государственным Банком развития. В значительной степени за счет этих займов финансировались электроэнергетика, газо- и водоснабжение (более половины займов, полученных компаниями указанных отраслей хозяйства). К тому же они играли роль катализатора займов частных финансовых учреждений в отрасли и сферы деятельности, носящие приоритетный, с точки зрения государства, характер.
Займы Банка развития покрывали обычно 30-50% стоимости инвестиционного проекта и предоставлялись на срок от 5до 15 лет, причем под меньший процент, чем кредиты частных банков. Фирмам, получающим такие займы, не нужно было открывать в банке депозит в размере 10% от их суммы, как требовали частные банки.
Важное направление стимулирования государством инвестиционного процесса в
странах Юго-Восточной Азии - регулирование уровня процентных ставок.
Как утверждает американский экономист А. Амсден, 'на протяжении большей части 25-летнего периода южнокорейского экономического развития долгосрочный кредит распределялся правительством, избранным фирмам по негативным реальным процентным ставкам в целях стимулирования развития определенных отраслей'.
Специалисты Всемирного банка отмечают, что в указанных странах налоговая, тарифная и валютная политика не только снимала часть инвестиционного риска с фирм-инвесторов и в умеренных масштабах подавляла процентные ставки, но и контролировала импорт капитала, а также поддерживала относительно низкие цены на инвестиционные товары.
Как считает А. Амсден, 'опыт Южной Кореи показывает, что экономическое развитие зависит от способности государства создавать ценовые диспропорции, стимулирующие экономическую активность в направлении инвестирования'. В 2000 г. в Южной Корее государство контролировало цены на 110 товаров, включая газ, сталь, лекарства, автомобили, бумагу, телевизоры. 'В связи с этим, - отмечает А. Амсден, - только фирмы, производящие дифференцированную продукцию, имели возможность прибегать к ценовой конкуренции'.
На Тайване государство регулировало цены на импортозамещающую продукцию, стимулируя производящие ее местные фирмы понижать издержки. Так, если в 1997 г. местную импортозамещающую продукцию разрешалось продавать по ценам на 25% выше среднемировых, то в 1999 г. - только на 15%, в 2000 г. - на 10% и в 2003 г. - на 5%. [6]
Представление о масштабах воздействия государства на ценовые пропорции дает пример Малайзии, в которой в 2001 г. стоимость условно чистой продукции, рассчитанной по внутренним ценам, превышала ее стоимость по мировым ценам: в черной металлургии - на 289%, производстве пластмасс - на 163, деревообрабатывающей промышленности - на 82, транспортном машиностроении - на 65, целлюлозно-бумажной промышленности - на 29, общем машиностроении - на 19, электротехническом машиностроении - на 12%. [6]
Прибегали к различным формам государственного контроля над ценами и США. В 60-е годы администрация Дж. Кеннеди оказывала давление на металлургические фирмы в целях сдерживания роста цен на их продукцию. В первой половине 70-х годов к широкому по охвату (хотя и кратковременному) контролю над ценами прибегала администрация Р. Никсона. Длительное время существовал государственный контроль над ценами на добываемый в стране природный газ, а в течение нескольких лет - и на нефть.
Во второй половине 70-х годов в течение трех лет осуществляло контроль над ценами (а заодно и заработной платой) правительство Канады.
Вместе с тем создаваемые государственным регулированием возможности использования ценовых диспропорций в целях стимулирования инвестиционного процесса и экономического роста страны значительно сужаются по мере ее вовлечения в мирохозяйственные связи.
Заключение
В работе приведены толкования понятия “инвестиции”, которые в различных разделах экономической науки и разных областях практической деятельности имеют свои особенности. Немаловажную ступень в инвестиционном процессе занимают участники инвестиционной деятельности, в роли которых могут выступать инвесторы, заказчики, пользователи работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности поставщики, банковские, страховые организации, инвестиционные биржи и другие участники инвестиционного процесса.
Классификация инвестиций позволяет не только их грамотно учитывать, но и анализировать уровень их использования со всех сторон и на этой основе получать объективную информацию для разработки и реализации эффективной инвестиционной политики. Инвестиции делятся по признаку целевого назначения будущих объектов, по формам воспроизводства основных фондов, по источникам финансирования, по направлению использования, по объектам вложения, по характеру участия в инвестировании, периоду инвестирования, формам собственности инвестиционных ресурсов, региональному признаку. Данная классификация позволяет более детально представить инвестиции и более глубоко проводить анализ с целью повышения эффективности их использования. Так же в своей работе я привела принципы осуществления инвестиционной деятельности, о которых необходимо иметь представление.
Государство должно проводить целенаправленную политику для привлечения инвестиций, внутренних и внешних, в том числе и портфельных
Основные получатели российского капитала за рубежом являются страны, с которыми у России высокая степень экономической интеграции (Белоруссия) или крупные совместные проекты (Иран) или просто – где много приобретенной россиянами недвижимости (Кипр). Также российские компании предпочитают развитые страны. Например, в 2002 году значительную часть своих инвестиций они направили в США и ЕС. По данным Госкомстата в январе-сентябре 2002 года в США из России «перетекло» $ 8, 46 млрд. – в 10 раз больше, чем американцы за три года вложили в российскую экономику. По тем же данным в 2002 году совокупный объем российских инвестиций, направленных за границу составил 19,780 млрд.долларов.
Установлено, что не смотря на многие объективные макроэкономические препятствия для действий иностранного капитала в зарубежной экономике иностранные предприятия для привлечения ПИИ вынуждены самостоятельно находить решение многих сложностей в работе с потенциальным иностранным инвестором, связанных с организацией хозяйствования на отдельном предприятии. Способность такого отдельного предприятия адекватно реагировать на такие сложности и определяет на сегодняшний день возможность получения/неполучения ПИИ.
По некоторым данным было выяснено, что иностранные предприятия (в развивающихся странах) машиностроительной отрасли (промышленное машиностроение) в подавляющем большинстве заинтересованы в получении ПИИ в виду отсутствия достаточных собственных средств на расширение/создание нового производства. Кроме финансовых вливаний эти предприятия рассчитывают получить от иностранного инвестора:
· передовую технологию по выпуску продукции;
· технологию по организации сбыта готовой продукции;
· технологию организации финансовой отчетности предприятий;
· способы минимизации издержек производства.
Принимая решение об осуществлении ПИИ, иностранному инвестору необходимо не столько опасаться нестабильности в иностранном обществе в целом, сколько сконцентрироваться на конкретном потенциальном зарубежном партнере, его возможностях и перспективах, слабых и сильных сторонах возможного сотрудничества с ним.
В заключение хотелось сказать, что инвестиционная деятельность – это интересная, важная и сложная проблема, которую невозможно полностью показать и раскрыть всю ее сущность в одной курсовой работе, но которая очень важна для развития экономики как внутри страны, так и на мировом уровне: достаток завтрашнего дня создаётся сегодняшними инвестициями.
Список использованной литературы
1. Агапова О.С. Рынок ценных бумаг и его участники. //Российский экономиче- ский журнал.- № 5, 2002г.
2. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг – М.: Финансы и статистика, 2006г.
3. Бельчук А. СНГ: итоги экономической интеграции.//Вопросы экономики.- №7, 2005г.
4. Вечканов Г.С. Вечканова Г.Р. Макроэкономика. – М.: 2002г
5. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. – М.: ЮНИТИ. 2002г.
6. Денириев Д.В. Реализация инвестиций РФ в современных условиях. //Деловой бизнесмен. - № 3, 2006г.
7. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х частях. Учебное пособие для ВУЗов. - Международные отношения. 2001г.
8. Котелкин С.В. Международная финансовая система. Экономистъ. 2004г.
9. Красавина Л. Н. Международные финансовые и валютно-кредитные отношения. Финансы и статистика. 2001г.
10. Кныш М.И. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности. М.: ИНФРА-М. 2005г.
11. Мовсесян А.Г. Международные валютно-кредитные отношения. – М.:ИНФРА-М. 2005г.
12. Никулина О.В. Развитие банковской деятельности. Учебное пособие. Просвещение – ЮГ. Краснодар. 2006г.
13. Никулина О.В. Развитие деятельности всемирного банка в системе международных экономических отношений. Научное издание. Просвещение-ЮГ. Краснодар 2006г.
14. Онгоро Т.Н. Проблемы определения и оценки активов прямых зарубежных инвестиций Изд-во Санкт-Петербург. 2006г.
15. Покровская В. Организация и регулирование ВЭД. Учебник. – М.: 2001г.
16. Родинцев С. В. Тенденции движения прямых зарубежных инвестиций в развивающиеся страны // Финансы и кредит. №5, 2004г.
17. Сергеев И.В. Организация и финансирование инвестиций. М.:2001г.
18. Светлов Н.И. Динамика международных инвестиций первой волны глобализации: Количественные оценки // Экономика и управление. №1, 2004г.
19. Федеральный закон РФ № 39 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г.
20. Филлипов В.И. Инвестиции. М:ИНФРА-М. 2005г.
21. Шмырева А.И. Международные валютно-кредитные отношения. ПИТЕР. 2002г.