Реферат по предмету "Финансы"


Доходы консолидированного бюджета РФ

План Введение 1. Экономическое содержание консолидированного бюджета РФ 2. Принципы и методы закрепления налоговых полномочий по уровням бюджетной системы 3. Налоговые доходы трех уровней бюджетной системы РФ. Функциональное назначение и характеристика отдельных видов налоговых доходов
4. Неналоговые доходы бюджетов, их состав и структура Заключение Список литературы Приложение. Анализ состава и структуры доходов бюджетной системы РФ за период с 2000 по 2005 год
Введение Финансовая система Российской Федерации включает в себя различные подсистемы и звенья. К основной подсистеме в соответствии с экономической сущностью и функциями финансов относятся государственные и муниципальные финансы. Главным же звеном этой подсистемы является бюджетная система, которая состоит из совокупности бюджетов, бюджетных и государственных внебюджетных фондов, государственных предприятий, других организаций и институтов. Бюджет является основным звеном системы финансов как экономическая категория. Также бюджет является конкретным проявлением управленческой деятельности звеном финансовой системы в формах: консолидированного бюджета, федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Таким образом, бюджет представляет собой особую сферу финансовых отношений, и одновременно – форму практического использования финансовых отношений в форме законодательного оформления соответствующих финансовых документов. Поэтому бюджет – это одновременно и экономическая категория, и совокупность денежных фондов, входящих в единый денежный (бюджетный) фонд. Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход, при наступлении чрезвычайных обстоятельств – часть национального богатства. Государственные расходы представляют собой финансовые отношения государства, обусловленные использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. В бюджетной практике и законодательстве используется и такой вид бюджета, как консолидированный бюджет[1], который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.[1] Однако следует заметить, что он не имеет юридического статуса, но используется в процессе анализа, сводного планирования, отчетности как информационная база.
Экономическое содержание консолидированного бюджета РФ Для общего понимания экономического содержания доходов консолидированного бюджета рассмотрим главу 6 Бюджетного кодекса РФ (в дальнейшем БК РФ). Доходами бюджета принято считать денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Правовую базу формирования доходов бюджетов составляют: 1. бюджетное законодательство РФ, которое состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов на соответствующий год и иных федеральных законов; 2. законодательство о налогах и сборах, которое в соответствии со ст. 1 НК РФ состоит из: а) Налоговый кодекс РФ и федеральные законы РФ о налогах и сборах; б) законодательство субъектов РФ о налогах и сборах; в) нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах. В доходах бюджета одного уровня могут быть частично централизованы доходы, подлежащие зачислению в бюджеты других уровней с целью финансирования централизованных мероприятий, что отражено в ст. 39.2 БК РФ. Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о региональном бюджете на очередной финансовый год. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы и различные безвозмездные перечисления: от нерезидентов; от бюджетов других уровней; от государственных внебюджетных фондов; от государственных организаций; от национальных организаций; средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды; прочие безвозмездные перечисления. Пункт 3 ст. 39 БК РФ предусматривает, что в составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. К целевым бюджетным фондам относятся фонды денежных средств, образуемые в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемые по отдельной смете. Речь идет о доходах: 1. территориальных дорожных фондов; 2. территориальных экологических фондов; 3. территориальных фондов воспроизводства минерально-сырьевой базы; 4. фонда Министерства РФ по атомной энергии; 5. целевых бюджетных фондов субъектов РФ, утверждаемых законодательными органами субъекта РФ. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда. Доходы целевых бюджетных фондов в составе доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы учитываются отдельно.[2] Налоговым законодательством РФ установлена исключительно денежная форма исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов. Согласно бюджетному законодательству (ст. 40 п. 1) формирование доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ осуществляется за счет денежных средств, зачисленных в доходы бюджетов. Установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ относится к ведению Российской Федерации. В соответствии с БК РФ, устанавливающим принципы бюджетной системы РФ, в РФ действует принцип единства бюджетной системы РФ, означающий единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и т. д. Пункт 1 комментируемой статьи определяет порядок, в соответствии с которым определяется момент, когда доходы будут считаться уплаченными. Этот порядок различается для налоговых и неналоговых доходов. Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством РФ. Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации. В соответствии с данной статьей зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, денежные средства считаются с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда.
В соответствии со ст. 41 БК РФ доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ – федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов – подразделяются на налоговые и безвозмездные перечисления. Они нашли свое отражение в классификации доходов бюджетов РФ (прил. 2 к Закону о бюджетной классификации), включающей пять групп доходов:
1. налоговые доходы; 2. неналоговые доходы; 3. безвозмездные перечисления; 4. доходы целевых бюджетных фондов; 5. доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В п. 2 данной статьи определен состав налоговых доходов. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые действующим НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значений Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.[3] Пени – денежные суммы, которые налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Штрафами принято считать санкции, устанавливаемые и применяемые в виде денежных взысканий в размерах, которые установлены на законодательном уровне. Действующее законодательство о налогах и сборах допускает предоставление налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет. В соответствии с п. 3 ст. 41 размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов должен полностью учитываться в доходах соответствующего бюджета. В соответствии с БК РФ к неналоговым доходам относятся: 1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством; 2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, после уплаты предусмотренных налогов и сборов; 3) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в т. ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; 4) доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; 5) иные неналоговые доходы. Используя имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, можно получить различные виды доходов. Статья 42 БК РФ устанавливает общий принцип учета доходов от использования имущества, согласно которому в доходах бюджетов учитываются: А) средства, полученные в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; Б) средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; В) средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление; Г) плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах; Д) доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям; Е) часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и сборов и иных обязательных платежей; Ж) другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Указанные доходы включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Данный перечень не является исчерпывающим. В свою очередь, в пункте 2 статьи 42 сказано, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Также следует отметить, что доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме, о чем свидетельствует ст. 43 БК РФ. Указанные средства подлежат учету в бюджете соответствующего уровня бюджетной системы. Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами различных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством РФ о приватизации. Следует отметить, что действие Закона о приватизации имущества не распространяется на некоторые виды отношений, возникающих при отчуждении земли (за исключением земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости), природных ресурсов, государственного и муниципального жилищного фонда, государственного резерва, государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории РФ и др. (ст. 3 Закона). Штрафные санкции являются одним из источников пополнения доходной части бюджетов РФ. При этом действующая классификация доходов бюджетов РФ распределяет штрафные санкции по двум источникам доходных поступлений. Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах относятся к налоговым доходам. Иные штрафные санкции являются источником неналоговых доходов. К последним относятся, например: 1) поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий: 2) санкции за нарушение порядка применения цен: 3) административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения, штрафы, взыскиваемые за нарушение валютного законодательства и законодательства в области экспортного контроля, санкции за не целевое использование бюджетных средств и др.
Согласно п.1 ст. 46 штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено БК РФ и другими законодательными актами РФ. Средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и решениями судов.
А в п. 2 этой же статьи отмечается, что, кроме штрафов, в доходы бюджетов могут зачисляться суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, взимаемые в принудительном порядке в доход государства. К числу последних могут быть отнесены, например: 1) суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей; 2) поступление сумм в возмещение причиненного военному имуществу ущерба и др. Суммы конфискаций, компенсаций и тому подобное зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и судебными решениями. В соответствии с п. 3 данной статьи суммы денежных взысканий за налоговые правонарушения, предусмотренные главами 16 и 18 части первой НК РФ, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ по нормативам и в порядке, которые установлены ФЗ о федеральном бюджете на текущий финансовый год и (или) законодательством РФ о налогах и сборах для соответствующих налогов и сборов, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Если штрафы, взимаемые в соответствии с гл. 16 и 18 НК РФ, невозможно отнести к соответствующему налогу и сбору, то они подлежат зачислению в федеральный, региональный и местные бюджеты в порядке, определяемом ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами в соответствии с требованиями законодательства. К таким доходам относятся: 1. Налоговые доходы, законодательно закрепленные за соответствующим уровнем бюджетной системы, или собственные налоги. Собственные налоги представляют собой налоги, поступающие в бюджеты соответствующих уровней власти. Это органы власти получают исключительные права на взимание и использование перечисленных налогов. Причем могут быть использованы такие методы закрепление как: квотирование (налоги в определенной процентной доле остаются в распоряжении той административно-территориальной единицы, на территории которой они собраны – например, местные налоги и сборы) или присоединение ставок (территориям разрешено взимать в дополнение к федеральным одноименные налоги, размеры которых ограничиваются определенным пределом, – например, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость). Закрепленные доходы представляют собой доходы, которые полностью или в твердо фиксируемой доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Нормативы закрепления могут быть едиными или дифференцированными. 2. Неналоговые доходы, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. 3. Безвозмездные перечисления, за исключением финансовой помощи, которая не относится к собственным доходам.[4] Принципы и методы закрепления налоговых полномочий по уровням бюджетной системы В главе 7 отдельно регламентируются полномочия федеральных органов законодательной и исполнительной власти по формированию доходов бюджетов. Федеральные органы законодательной власти реализуют свои полномочия по формированию доходов бюджетов по двум основным направлениям: 1) через установление новых видов налогов, их отмену, внесение иных изменений в налоговое законодательство РФ; 2) через установление новых видов неналоговых доходов, изменение законодательства о неналоговых доходах. В п. 1 ст. 53 БК РФ закреплено, что установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ. НК РФ в развитие этой нормы определил (ст. 3), что федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются, соответственно, законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах. Федеральные органы законодательной власти могут устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующее только путем внесения изменений в БК РФ. Что касается полномочий федеральных органов законодательной власти по изменению действующего законодательства о неналоговых доходах, то эти полномочия могут быть реализованы, во-первых, только через внесение соответствующих поправок в БК РФ, а во-вторых, только после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения по данному вопросу. Внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Данная норма предполагает, что любые изменения налогового законодательства, проводимые в текущем году, должны быть учтены в федеральном бюджете. Органами, в компетенцию которых входит принятия решения об изменении срока уплаты налога и сбора, являются (ст. 63 НК РФ): 1) по федеральным налогам и сборам – Минфин РФ; 2) по налогам и сборам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, - ГТК России или уполномоченные им таможенные органы; 3) по государственной пошлине – уполномоченные органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины; 4) по налогам и сборам, поступающим во внебюджетные фонды, - органы соответствующих внебюджетных фондов. Федеральные органы исполнительной власти принимают решения об изменении срока уплаты налога и сбора в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Так, в соответствии со ст. 75 Закона о федеральном бюджете на 2003г. в пределах финансового года установлен лимит предоставления налоговых кредитов, рассрочек, отсрочек по уплате федеральных налогов и сборов в сумме не более 1,7 млрд. руб. Порядок реализации упомянутой статьи определяет Правительство РФ. В статье 59 БК РФ регламентируются полномочия законодательных (представительных) органов субъектов РФ по формированию доходов их бюджетов. Они во многом аналогичны общим положениям, установленным в гл. 6 БК РФ. Однако стоит отдельно рассмотреть следующую норму: законодательные (представительные) органы субъектов РФ вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ. Здесь БК РФ снова обращается к налоговому законодательству, которое, как известно, установило «закрытый» перечень налогов в РФ. Иначе говоря, власти субъектов РФ не имеют прав самостоятельно вводить налоги, не установленные НК РФ.
Они вправе: 1. вводить или не вводить налоги, определенные перечнем региональных налогов, установленных НК РФ; 2. определять ставки в установленных пределах (как правило, эти пределы даются в законе о конкретном налоге); 3. устанавливать дополнительные льготы в пределах сумм налогов, поступающих в их бюджеты.
Например, решение о введение налога с продаж (регионального налога) в конкретном субъекте РФ принималось на основе закона субъекта РФ об этом налоге, но такое решение могло быть и не принято. Однако законодательной власти субъектов РФ могут снизить ставку налога на имущество юридических лиц (в федеральном законе установлена ставка в 2%) либо освободить отдельные категории плательщиков от уплаты этого налога на данной территории. Аналогичные права имеют органы местного самоуправления, однако они должны учитывать также законодательство субъекта РФ по вопросам налогообложения. Законы субъектов РФ о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ в пределах компетенции субъектов РФ, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения законов о региональных бюджетах на очередной финансовый год. Это положение БК РФ должно рассматриваться в увязке с нормой НК РФ (п. 1 ст. 5), в соответствии с которой акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее 1 месяца со дня их официального опубликования. Внесение изменений и дополнений в налоговое законодательство, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, возможно только при условии внесения соответствующих корректив в законы о региональных бюджетах на текущий финансовый год. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ по формированию доходов региональных бюджетов относится предоставление налоговых кредитов, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в региональные бюджеты. Эти полномочия они должны реализовывать в строгом соответствии с НК РФ. В соответствии со ст. 63 НК РФ решения об изменении срока уплаты региональных налогов и сборов могут приниматься финансовыми органами субъектов РФ. В данной статье законодатель устанавливает следующие условия, при одновременном соблюдении которых органы исполнительной власти субъекта РФ могут принять решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов в региональные бюджеты в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в региональный бюджет: 1) отсутствие задолженности по бюджетным ссудам регионального бюджета перед федеральным бюджетом; 2) соблюдение предельного размера дефицита регионального бюджета; 3) соблюдение предельного размера государственного долга субъекта РФ. Полномочия представительных органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов реализуются прежде всего через их деятельность по введению местных налогов и сборов, установлению размеров ставок по ним и предоставлению налоговых льгот, так сказано в статье 64 пункте 1 БК РФ. В соответствии с п. 4 ст. 12 НК РФ при установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: 1) налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ; 2) порядок и сроки уплаты налога; 3) формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Помимо БК РФ и НК РФ, о правах представительных органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов упоминается также в Законе о финансовых основах местного самоуправления. В ст. 8 этого Закона определено, что представительные органы местного самоуправления вправе: А) устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами; Б) в соответствии с законодательством РФ принимать решения об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок его уплаты. Принятые по этим вопросам решения подлежат официальному опубликованию не менее чем за 1 месяц до вступления их в силу. Органы местного самоуправления информируют население муниципального образования об использовании средств самообложения. Правовые акты представительных органов местного самоуправления о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ в пределах компетенции органов местного самоуправления, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения местного бюджета на очередной финансовый год. Это положение БК РФ должно рассматриваться в увязке с нормой, содержащейся в п. 1 ст. 5 НК РФ, в соответствии с которой акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее 1 месяца со дня их официального опубликования. Внесение изменений и дополнений в правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, возможно только при условии внесения соответствующих корректив в правовой акт о местном бюджете на текущий финансовый год. К полномочиям органов местного самоуправления по формированию доходной части местных бюджетов следует также отнести: 1. право принимать решения об изменении срока уплаты налогов и сборов в соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете (п. 4 комментируемой статьи); 2. право определять порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и сборов в части сумм федеральных налогов и сборов, региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты (это право может быть реализовано только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы РФ и соблюдении отдельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга, установленных БК РФ (п. 5 комментируемой статьи); 3. право получать в местный бюджет предусмотренные законами РФ и законами субъектов РФ налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования (п. 2 ст.8 Закона о финансовых основах местного самоуправления). Налоговые доходы трех уровней бюджетной системы РФ Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.[5]
Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом РФ, обязательные к уплате на всей территории РФ. В соответствии со ст. 50 БК РФ в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
1) налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100%; 2) налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным у муниципальным ценным бумагам) – по нормативу 100%; 3) налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «о соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ – по нормативу 20%; 4) налога на добавленную стоимость – по нормативу 100%; 5) акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья – по нормативу 50%; 6) акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100%; 7) акцизов на спиртосодержащую продукцию – по нормативу 100%; 8) акцизов на табачную продукцию – по нормативу 100% 9) акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей – по нормативу 40%; 10) акцизы на автомобили легковые и мотоциклы – по нормативу 100%; 11) акцизов но подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ, - по нормативу 100%; 12) налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) – по нормативу 100%; 13) налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) – по нормативу 95%; 14) налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспостранненых полезных ископаемых) – по нормативу 40%; 15) налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ – по нормативу 100%; 16) регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) – по нормативу 100%; 17) регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) – по нормативу 100%; 18) регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ при выполнении соглашений о разделе продукции – по нормативу 100%; 19) сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) – по нормативу 70%; 20) сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) – по нормативу 70%; 21) водного налога – по нормативу 100%; 22) единого социального налога по ставке, установленной НК РФ в части, зачисляемый в федеральный бюджет, - по нормативу 100%; 23) государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61.1 и 61.2 БК РФ) – по нормативу 100%. В соответствии со статьей 56 БК РФ основная доля региональных бюджетов приходится на налоговые поступления: 1. в бюджеты субъектов РФ зачисляются налоговые доходы от следующих региональных налогов: a) налога на имущество организаций – по нормативу 100%; b) налога на игорный бизнес - по нормативу 100%; c) транспортного налога – по нормативу 100%. 2. налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежат зачислению в бюджеты субъектов РФ: a) налога на прибыль организации по ставке, установленной для зачисления указанного налога для зачисления в бюджеты субъектов РФ – по нормативу 100%; b) налога на прибыль организации при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу ФЗ «о соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, - по нормативу 80%; c) налога на доходы физических лиц – по нормативу 70%; d) налога на наследование или дарение – по нормативу 100%; e) акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья – по нормативу 50%; f) акцизов на спиртосодержащую продукцию – по нормативу 50%; g) акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей – по нормативу 60%; h) акцизов на алкогольную продукцию – по нормативу 100%; i) акцизов на пиво – по нормативу 100%; j) налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключение газа горючего природного) – по нормативу 5%; k) налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых – по нормативу 100%; l) налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаем) – по нормативу 60%; m) регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) – по нормативу 5%; n) сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) – по нормативу 30%; o) сбора за пользование объектами животного мира – по нормативу 100%; p) единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 90%; q) единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 30%; r) государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдаче документов) – по нормативу 100%; s) по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов РФ; t) за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов; u) за государственную регистрацию региональных отделений политических партий; v) за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта РФ, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации; 3. налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренными специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в местные бюджеты и бюджеты субъектов РФ, зачисляются в бюджеты субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4. в бюджет края (области) подлежат зачислению налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ. Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти автономного округа, подлежат зачислению в бюджет автономного округа. Налоговые доходы, указанные в п. 2, подлежат зачислению в бюджет края (области), если иное не установлено договором между органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, и органами государственной власти соответствующего автономного округа;
5. вышеуказанные налоговые доходы могут быть переданы органами государственной власти субъектов РФ в соответствующие местные бюджеты на постоянной основе полностью или частично – в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов РФ на срок не менее трех лет. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ. Рассмотрим статью 61 БК РФ, в которой говорится о налоговых доходах местных бюджетов. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений, зачисляются в бюджеты поселений: 1) земельного налога – по нормативу 100%; 2) налога на имущество физических лиц – по нормативу 100%. Налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляются в бюджеты поселений: 1) налог на доходы физических лиц – по нормативу 10%; 2) единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 30%. В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от: 1) федеральных налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, установленными ст. 56 БК РФ. Например: а) налога на прибыль организации по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ, - по нормативу 100%; б) налога на прибыль организации при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, - по нормативу 80%; в) налога на доходы физических лиц – по нормативу 70%; г) налога на наследование или дарение – по нормативу 100%; д) акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья – по нормативу 50%; 2) региональных налогов и сборов по нормативам: а) налог на имущество организации – по нормативу 100%; б) налог на игорный бизнес – по нормативу 100%; в) транспортного налога – по нормативу 100%; 3) налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ в соответствии со ст. 58 БК РФ. Налоговые доходы от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляются в бюджеты поселений по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов в соответствии со ст. 63 БК РФ. Неналоговые доходы бюджетов, их состав и структура Доходы бюджетов формируются не только за счет налоговых, но и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. В соответствии со ст. 51 БК РФ к неналоговым доходам федерального бюджета относятся: 1) доходы от использования имущества, находящего в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогов и сборов; 2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; 3) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; 4) доходы в виде финансовой помощи, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; 5) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности. В доходах бюджетов учитываются средства, получаемые в виде арендной или иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной собственности. Среди доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, отдельно выделены: a) арендная плата за землю; b) доходы от сдачи в аренду имущества (закрепленного за научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями и т. п.). Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, зачисляются в доходы федерального бюджета после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством, в полном объеме; 6) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ. Такие доходы также зачисляются в федеральный бюджет в полном объеме после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством. К числу таких доходов отнесены: а) плата за выдаваемые паспорта, в том числе заграничные: б) плата за предоставление информации по единому государственному реестру налогоплательщиков; в) плата за опробование и клеймение изделий и сплавов из драгоценных металлов; г) плата за заимствование материальных ценностей из государственного резерва; д) другие средства, поступающие от основной и иной хозяйственной деятельности системы государственного резерва; е) прочие доходы. Такие доходы также зачисляются в федеральный бюджет в полном объеме после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством; 7) часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, устанавливаемых Правительством РФ. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество; 8) лицензионный сбор на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции – по нормативу 100%; 9) прочие лицензионные сборы – по нормативу 100%;
10) таможенные пошлины и таможенные сборы – по нормативу 100%; 11) платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100%; 12) плата за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий – по нормативу 100%;
13) плата за пользование водными объектами – по нормативу 100%; 14) плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям – по нормативу 100%; 15) плата за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 20%; 16) консульские сборы – по нормативу 100%; 17) патентные пошлины – по нормативу 100%; 18) платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним – по нормативу 100%; В доходах федерального бюджета, помимо перечисленных выше, также учитываются: 1. прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами. Осуществляя свои основные цели, Банк России может попутно создавать прибыль. При этом получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Прибыль Банка России определяется как разница между доходами от операций, которые вправе осуществлять Банк России, а также доходами от участия в капиталах кредитных организаций, с одной стороны, и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций, с другой стороны: 2. доходы от внешнеэкономической деятельности. Статья 57 БК гласит, что неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются в соответствии со ст. 41-43, 46 БК РФ (эти статьи описаны в первой главе), в том числе за счет: A) части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, установленных законами субъектов РФ; B) платы за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 40%; C) платежи за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100%; В бюджеты субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80 процентов платы за счет негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии со ст. 62 БК РФ неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со статьями 41-46 БК РФ, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления. Основные виды неналоговых доходов местных бюджетов перечислены также в ст. 7 Закона о финансовых основах местного самоуправления. В соответствии с этой статьей к собственным доходам местных бюджетов относятся: 1. доходы от приватизации и реализации муниципального имущества; 2. не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации; 3. доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель; 4. доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей; 5. штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Неналоговые доходы местных бюджетов пополняются также за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет. Размеры той части прибыли, которая поступает в доходы местного бюджета, определяются правовыми актами местного самоуправления. Заключение Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета представляют экономические отношения, которые возникают между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями и гражданами, с другой, в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда. Доходы бюджета необходимо рассматривать прежде всего как фактор, влияющий на совокупное потребление через воздействие на уровень доходности социальных групп и видов деятельности. Кроме того, взимание бюджетных доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объем выпускаемой продукции и техническое освоение производства, на равновесие цен и состояние их эластичности, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций. В результате они обеспечивают возможность смягчения циклических колебаний в экономическом развитии, регулирования стоимостных макроэкономических пропорций, корректировки темпов социально-экономического развития. С другой стороны, высокий уровень изъятия денежных средств у предприятий и населения ведет к падению хозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижению совокупного спроса на рынке, что, соответственно, способствует падению объемов выпускаемой продукции, повышению цен, уменьшению реально произведенного ВВП, а в последствии и потенциальных доходов самого государства. Установление же низкого уровня изъятия одномоментно сокращает бюджетные доходы, сужая тем самым масштабы возможного государственного регулирования. Поэтому в обществе всегда стоит проблема определения разумных границ бюджетного перераспределения применительно к конкретным условиям. Список использованной литературы: 1. Бюджетный кодекс РФ – М.: ось-89 2005. – 192 с.; 2. В. Е. Леонтьев, Н. П. Радковская, Финансы, деньги, кредит и банки. Уч. пос. 3-е изд., испр. и доп., С-П, ИВЭСЭП, 2004; 3. Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ 4. Закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» от 25.09.1997 №126-ФЗ 5. Закона «О федеральном бюджете на 2003г» от 24.12.2002 №176-ФЗ 6. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ – М.: Изд. «Экзамен», 2005 – 672 с.; 7. Налоговый кодекс РФ- М.: Омега-Л, 2004. – 492 с.; 8. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Финансы,Учебник – М.; Изд. «Перспектива» ; изд. «Юрайт», 2004 – 520 с.; Приложение Анализ доходов бюджетной системы РФ за период с 2000 по 2005 года. Консолидированный бюджет Российской Федерации в 2000-2005 гг. 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Доходы 2097,7 2683,7 3519,2 4138,7 4858,1 5427,3 в том числе: налоговые доходы, 1707,6 2345,0 3136,8 3735,3 4037,7 4491,5 из них: налог на прибыль организаций 398,8 513,8 463,3 526,5 783,5 867,6 налог на доходы физических лиц 174,8 255,8 358,1 455,7 496,4 574,5 налог на добавленную стоимость 457,3 639,0 752,7 882,1 956,0 1069,7 акцизы 166,4 243,3 264,1 347,8 222,1 244,3 налоги на имущество 64,8 89,6 120,5 137,8 143,3 146,9 платежи за пользование природными ресурсами 77,6 135,7 330,8 395,8 525,1 579,5 налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции 229,2 331,3 323,4 452,8 761,0 859,7 неналоговые доходы 135,4 198,7 266,4 333,4 367,1 421,4 из них от: внешнеэкономической деятельности 37,4 51,5 65,4 52,9 35,4 38,4 имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций 72,3 115,8 160,5 240,2 287,2 329,9 безвозмездные перечисления 1,2 -15,0 -56,7 -91,2 -111,9 -132,1 доходы целевых бюджетных фондов 253,5 146,7 160,3 143,0 148,9 171,9 доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - 8,3 12,4 18,2 25,8 29,8 Расходы 1960,1 2419,4 3422,3 3964,9 3919,8 4665,4 Профицит, дефицит (-) 137,6 264,3 97,0 173,8 938,4 761,9 Выводы Как видно из таблицы доходы бюджета постоянно увеличивались и составили в 2005 году 5 427, 3 млрд. руб., что больше на 569,2 чем бюджет в 2004 году. Данное увеличение происходит как за счет роста налоговых так и неналоговых доходов.
Налоговые доходы составили в 2005 г. 4491, 5 млрд. руб., т. е. на 453,8 тыс. больше показателя 2004г (4037,7). и на 756,2 показателя 2003 г. Основное увеличение произошло благодаря НДС, который составил 1069, 7 млрд. руб. Можно предположить, что предприниматели начали выходить «из тени», либо, благодаря ужесточению процесса начисления налога его большая часть все-таки остается у государства. Налог на прибыль изменялся неравномерно. В 2001г. он был равен 513,8 млрд. руб., тогда как в 2000 и 2001 по 398,8 и 463,3 соответственно, далее видна тенденция роста и в 2005 налог составил 867,6 млрд. руб. Налог на доходы физических лиц имеет тенденцию устойчивого роста, без сильных колебаний и скачков. В 2005 году он повысился на 78,1 млрд. руб. (574,5 – 496,4). Акцизы, изменялись несильно, но и неравномерно. Наибольший показатель был в 2003 году, он равен 347,8 млрд. руб., а в 2005 акциз равен всего 244,3 млрд. руб. [1] В. Е. Леонтьев, Н. П. Радковская, Финансы, деньги, кредит и банки. Уч. пос. 3-е изд., испр. и доп., С-П, ИВЭСЭП, 2004 [2] Комментарий к Бюджетному кодексу РФ – М.: изд. «Экзамен», 2005. – 672 с. [3] Комментарий к Бюджетному кодексу РФ – М.: изд. «Экзамен», 2005. – 672 с. [4] В.Е. Леонтьев, Н.П. Радковская, Финансы, деньги, кредит и банки. Уч. пос. 3-е изд., испр. и доп., С-П, ИВЭСЭП, 2004 [5] В. Е. Леонтьев, Н. П. Радковская, Финансы, деньги, кредит и банки. Уч. пос. 3-е изд., испр. и доп., С-П, ИВЭСЭП, 2004


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат История развития криоэлектроники
Реферат Фразеология в английском языке
Реферат Маркетинг 8
Реферат Проект ткацкой фабрики для выработки ткани «Бязь» артикул С-32БХ-206 на станках СТБ-250 в количестве 500 ± 20 станков
Реферат «фактом духовной культуры народа, аккумулирует и в отраженном виде представляет факты иных культурных сфер – философии, истории, политики, социально-общественной жизни, архитектуры, живописи, музыки»
Реферат Конспект
Реферат Курсовая по сетям связи
Реферат ЗНО география 2009 с ответами
Реферат Paper And Papermaking Essay Research Paper Paper
Реферат Организация режимно-комендантской службы подразделением внутренних войск, выполняющим задачи в условиях вооруженного конфликта
Реферат Безопасный отдых и туризм
Реферат Становление Обломова.
Реферат ДОКЛАД НА ТЕМУ: «О РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ»
Реферат Курсовой проект
Реферат Банковская система Республики Беларусь