Содержание
Введение
ГЛАВА 1. Денежная система России в 1696-1891 годы
1.1. Финансовая политика Петровской эпохи
1.2. Денежная финансовая система России 18 – 19 в.в.
1.3. Реформирование финансов Бунге и Вышнеградским
ГЛАВА 2. Денежная система России в 1891-1899 годы
2.1. Финансовая политика С.Ю.Витте
2.2. Введение Денежной реформы С.Ю.Витте. Первый этап
2.3. Введение Денежной реформы С.Ю.Витте. Второй этап
ГЛАВА 3. Анализ состояния денежной системы России в постреформенный период
Заключение
Список литературы
Введение
Денежная реформа в России, проведенная под руководством министра С.Ю. Витте, считается очень успешной и не повлекшей за собой неблагоприятных социальных последствий. Реформаторы конца ХХ века сначала довели своим налогообложением до разорения многие отрасли промышленности. Сто лет назад все было наоборот.
Предприниматели платили очень невысокие налоги. Важнейшую роль в экономике играло государство. Громадные деньги, прежде всего бюджетные, уходили на строительство железных дорог, металлургических заводов и текстильных фабрик. Нынешние олигархи воровали бюджетные деньги, занимаясь прежде всего банковским бизнесом. Тогда тоже были свои олигархи, но они увлекались строительством на бюджетные деньги заводов и фабрик. Бедственный 1891 г. обнаружил глубокое оскудение крестьянства на значительном пространстве России и потребовал экстренных мер со стороны финансового управления, в виде затраты 161 миллиона рублей на продовольствие голодающих. Расход на продовольствие населения поглотил почти все свободные средства казначейства, а расстройство хозяйственного положения разоренных неурожаем местностей увеличило до громадных размеров недоимки и отразилось значительным недобором по всем главнейшим статьям государственных доходов.
Преемнику И.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте, предстояло устранить все эти финансовые затруднения и довести до конца разрешение основных задач финансового управления России: восстановление металлического обращения, улучшение кредитной системы, развитие и упорядочение железнодорожного хозяйства. Следуя в этих вопросах приемам И.А. Вышнеградского, новый министр в общем направлении финансовой политики во многом приближается к Н.Х. Бунге.
ГЛАВА 1
1.1. Финансовая политика Петровской эпохи.
Наибольшего напряжения военные расходы России достигают при Петре Великом. К расходам на армию присоединяются с 1696 г. расходы по созданию флота. Без всякой системы отыскиваются способы и средства для удовлетворения новых потребностей.
Еще до Северной войны Петр усиленно эксплуатировал монетную регалию и установил ряд новых налогов: драгунский сбор на содержание драгунских полков, гербовый сбор (введенный по предложению Курбатова 23 января 1699 г.), табачный откуп, сбор на постройку судов. В 1701 г. новые источники доставили уже 1 257 295 рублей, т. е. сумму, равную всему бюджету 1680 г., а все старые налоги продолжали взиматься по-прежнему. Северная война принесла новое увеличение всех государственных расходов. В 1701 г. окладные военные расходы равнялись 1 106 268 рублей, в 1706 г. - 2 005 368 рублей, в 1710 г. - 2 455 382 рубля.
Ввиду растущей финансовой нужды, правительство, по примеру Западной Европы, прежде всего создает и усиленно эксплуатирует новый источник доходов - регальные права. Значение монетной регалии сильно возрастает. В 1701 г. передел монеты дает правительству 791 729 рублей, в 1702 г. - 1 296 978 рублей, в 1703 г. - 738 647 рублей.
Скоро главный материал регалии - старая серебряная русская монета - был исчерпан и доходность ее стала уменьшаться, а цена монеты упала почти вдвое, возвысив цены всех продуктов и тем еще более запутав финансовое положение правительства. Петр обратился к усиленной фискальной эксплуатации оброчных статей. Целым рядом указов установляются новые регальные права на угодья или отрасли промышленности, значительно ограничивающие право частной собственности.
В итоге финансовых мероприятий Петровской эпохи, развившей до высших пределов напряжение платежных сил страны на службе государству, общий доходный бюджет получил в последний год царствования (по росписи 1724 г.) следующий вид:
· Прямые налоги (подушные и ясак) - 4 731 051 рубль (55,5%).
· Косвенные налоги - 2 128 622 рубля (24,9%).
· Регалии (монетная, соляная и почтовая) - 895 187 рублей (10,5%).
· Оброки с государственных имуществ и промысловые сборы регального происхождения - 474 562 рубля (5,6%).
· Пошлины - 150 065 рублей (1,8 %).
· Сборы, не распределенные по рубрикам - 147 073 рубля (1,7%).
· Итого - 8 526 560 рублей (100%).
При раздробленности финансового управления не могло возникнуть идеи о необходимости мер к улучшению общего финансового положения страны, и все заботы направлялись только на ближайшее удовлетворение потребностей каждого отдельного ведомства. В местном управлении царил полный хаос, произвол и злоупотребления. Податная система лежит почти целиком (прямые налоги, питейный и соляной сбор) на низшем классе населения; расходный бюджет в размере 2/3 идет на содержание армии и флота. Эти характерные черты Петровской системы делаются надолго отличительными особенностями нашей финансовой политики.
1.2. Денежная финансовая система России 18 – 19 в.в.
Вошедшие со времен Екатерины II в нашу финансовую систему бумажные деньги чрезвычайно скоро приобрели весьма важное влияние на состояние государственного хозяйства. Являясь легким ресурсом для покрытия дефицитов и чрезвычайных нужд, выпуски бумажных денег, подобно прежней монетной операции, постепенно обесценивают денежные знаки по мере их умножения, вносят тем самым постоянно новые затруднения и колебания в государственные доходы, и вызывают необходимость повышать налоги и прибегать к увеличению государственных долгов. В конце царствования Екатерины II курс ассигнационного рубля равнялся уже только 68 1/2 копейки металлической.
При императоре Павле I количество ассигнаций увеличилось еще на 50 миллионов рублей; курс колебался между 62 1/2 и 73 копейки. Непрестанные дефициты в царствование Александра I , достигнувшие значительных размеров под влиянием войн с Швецией, Турцией и Францией, требовали ежегодного повышения государственных доходов, источником которого с самого начала были избраны бумажные деньги. До 1805 выпуски их совершались в небольших размерах, и курс рубля, повысившийся в 1802 г. до 80 копеек, понижался очень медленно. Затем начались громадные выпуски ассигнаций: в 1805 г. на 31,5 миллиона рублей, в 1806 г. на 27 миллионов рублей, в 1807 г. на 63 миллиона рублей, в 1808 г. на 95 миллионов рублей, в 1809 г. на 55,8 миллиона рублей, в 1810 г. на 46,1 миллиона рублей, в 1812 г. на 64,5 миллиона рублей, в 1813 г. на 103,4 миллиона рублей, в 1814 г. на 48,8 миллиона рублей. Этому соответствовало страшное падение курса: в 1806 г. он равнялся 67 1/2 копейки, 1807 г. - 53 3/4, в 1808 г. - 44 2/3, в 1809 г. - 43 1/3, в 1810 г. - 25 2/5, в 1814 г. - 20 копеек серебром.
В годы наиболее интенсивной борьбы с Наполеоном и вслед за ее окончанием (1812 - 15) бумажных денег было выпущено на 244,5 миллионов рублей, а между тем их действительная ценность (на серебро) едва достигала 57,6 миллионов рублей. Общее повышение налогов и введение новых в 1810 и 1812 годы, а также переложение всех сборов на ассигнации, не могли покрыть даже убыли в действительной покупной силе поступлений, происходившей от падения курса, вследствие чего неминуемо приходилось искусственно подавлять всякое развитие государственных потребностей.
Несмотря на свой колоссально быстрый, по видимому, рост, государственные расходы, в переводе на серебро или вовсе не увеличивались, или даже сокращались. Расходы по армии и флоту, вместе с вновь возникшими, после образования в 1817 г. комиссии погашения долгов, крупными расходами на уплату государственного долга (55 - 60 миллионов рублей ежегодно), поглощали большую часть средств казны. Бюджеты всех прочих ведомств постоянно подвергались урезкам и находились в подавленном состоянии; бюджет, например, Министерства народного просвещения, равнявшийся в 1804 г. 2 878 118 рублей, составлял в 1816 г. только 2 470 562 рубля, в 1817 г. - 3 091 792 рубля (т. е., в переводе на серебро, уменьшился в 2 1/4 раза); бюджет Министерства юстиции поднялся за то же время с 2,6 миллиона рублей до 3,2 миллиона рублей (т. е. в действительности уменьшился в 2 1/2 раза) и т. д. Усиленной бережливостью, обусловленной сознанием крайнего напряжения финансовых средств страны, объясняется, между прочим, и ничтожная сумма чрезвычайных издержек войны с Наполеоном: она равнялась всего только 155 миллионов рублей (т. е. менее 40 миллионов рублей на серебро). Вызванное усиленными выпусками ассигнаций расстройство денежной и финансовой системы произвело такое впечатление на правительство, что оно решительно отказалось прибегать вновь к этой операции.
С 1817 г. правительство приступило к уничтожению части ассигнаций, общее количество которых сократилось с 836 миллионов рублей в 1817 г. до 595 776 310 рублей к 1823 г. и оставалось на этой сумме до превращения их, путем девальвации, в кредитные билеты, в 1843 г. Невозможность покрывать все дефициты одними выпусками бумажных денег и затем консолидация части ассигнаций, вызвали заключение новых займов; к концу 1823 г. консолидированный государственный долг составлял уже 672 миллиона рублей, займы у банков - 78 миллионов рублей, так что вместе с ассигнациями, признанными в 1810 г. государственным долгом, общая сумма последнего к концу царствования Александра I равнялась 1345 миллионов рублей.
В царствование Александра I учреждены: Министерство финансов, государственное казначейство (должность государственного казначея была учреждена еще при Павле I), государственный контроль, комиссия погашения долгов, повышены все налоги, сделан опыт установления временного подоходного налога с помещичьих имений, учреждено казенное управление винной торговлей, издано систематическое положение о гербовом сборе.
Значение подушных сборов в податной системе понизилось; в конце царствования (1823) они составляли только 28,3% всех государственных доходов. Заботы финансового управления в царствование Николая I были направлены на внесение порядка в расстроенное Отечественной войной государственное хозяйство - установление равновесия в бюджет, улучшение отчетности, восстановление государственного кредита, упорядочение денежной системы.
Первые 20 лет финансы находились под руководством Канкрина , с именем которого связана честь восстановления благоустройства в государственном кредите. Важнейшим его делом было водворение в стране металлического обращения, посредством девальвации ассигнаций и замены их кредитными билетами, разменными на звонкую монету (в 1843 г.). Он настаивал на крайней бережливости в испрашивании и расходовании государственных средств; в 1836 г. образованы были даже особые комитеты для рассмотрения нормальных расходов, которыми и была составлена нормальная роспись. Остановить увеличение государственных расходов в период, переполненный военными действиями, было, однако, невозможно; чрезвычайные потребности постоянно порождали дефициты и новые финансовые затруднения. Чтобы выйти из них, прибегали к обычным приемам - повышению старых налогов, учреждению новых и, наконец, к государственному кредиту. Обращение к внешнему кредиту совершалось с большой осторожностью, выпуск ассигнаций совсем не практиковался; зато усиленно пользовались внутренним кредитом в виде выпуска краткосрочных билетов государственного казначейства (серии, созданные у нас Канкриным) и позаимствований у казенных кредитных учреждений и комиссии погашения долгов.
Накануне отставки Канкрина государственный долг равнялся: консолидированный - 862 миллиона рублей (возрос с 1723 г. на 703,5 миллиона рублей), позаимствования у банков комиссии погашения долгов - 489,5 миллиона рублей (увеличились на 411,5 миллиона рублей), серии - 102 миллиона рублей, ассигнации - 595,8 миллиона рублей, всего 2049,5 миллиона рублей ассигнациями. С уходом Канкрина дефициты снова начали расти, затруднения в средствах увеличивались, пока, наконец, Крымская война не вызвала финансового кризиса, заставившего опять прибегнуть к выпуску бумажных денег.
Важнейшие из отдельных финансовых мероприятий царствования Николая I: восстановление питейного откупа, установление табачного налога в бандерольной форме и налога на свекловичный сахар, издание покровительственного таможенного тарифа, устройство денежной системы установлением серебряного рубля как основной денежной единицы (1839), переложение государственных доходов и платежей на серебро (1840).
1.3. Реформирование финансовой системы Бунге и Вышнеградским
Намеченные в царствование Александра II важнейшие улучшения финансовой системы удалось более или менее удачно осуществить только в последующие царствования. Призванный в мае 1881 г. к должности министра финансов, бывший киевский профессор Н.Х. Бунге, старался осуществить следующую программу: приведение в равновесие доходов с расходами, путем соблюдения самой строгой и разумной экономии; улучшение податной системы, посредством более справедливого распределения налогов, соответственно действительной налогоспособности плательщиков; покровительство всем отраслям народного производства, в нем нуждающимся; развитие прочного и легко доступного всем классам общества кредита; улучшение денежной системы, без стеснения торговли и промышленности.
Осенью 1881 г. последовало Высочайшее повеление о соблюдении всеми ведомствами строгой бережливости и о неуклонном исполнении сметных правил. Все ежегодно повторяющиеся сверхсметные назначения Высочайше повелено с 1883 г. вносить в смету. Этой мерой сокращены были сверхсметные ассигнования вдвое (с 60 миллионов рублей до 30 миллионов рублей), но не устранена недостаточность финансовых средств; все росписи Н.Х. Бунге (за исключением 1883 г.) заключали в себе дефицит, а исполнение их сопровождалось еще большим дефицитом (по росписям 1881 - 1886 годов общая сумма дефицитов предполагалась в 104,2 миллиона рублей, в действительности же она превысила 224 миллиона рублей), но несмотря на то, что рост государственных расходов почти совсем приостановился (в 1881 г. обыкновенные расходы составляли 734,3 миллиона рублей, в 1882 г. - 709, в 1883 г. - 723,7, в 1884 г. - 727,9, в 1885 г., без расходов по выкупной операции - 749,4, в 1886 г. - 780 миллионов рублей).
Необходимость покрытия дефицитов, а также чрезвычайные расходы по погашению временных выпусков кредитных билетов и по возобновившейся с 1881 г. постройке железных дорог, вынуждали приобретать средства путем новых займов, которых было заключено, с 1881 по 1886 г., на сумму более 600 миллионов рублей. Таким образом Бунге не удалось привести в равновесие государственный бюджет. Способ сведения росписей при нем ничем не отличался от прежнего порядка, но сама роспись получила большую полноту и ясность, вследствие включения в нее, в 1883 г., оборотов по железнодорожному фонду, в 1885 г. - выкупных платежей и расходов по выкупной операции. Все успешнее Н.Х. Бунге исполнил ту часть его программы, которая касалась улучшения податной системы и которую он всегда признавал важнейшей целью своего управления. Для достижения этой цели были понижены выкупные платежи на 12 миллионов рублей (с 1882 г.) и постепенно отменена, по указу 14 мая 1883 г., подушная подать.
В области развития доступного населению кредита министерство Бунге осуществило два важных мероприятия - устройство Крестьянского Поземельного банка (в 1882 г.), целью которого было постановлено содействие крестьянам в покупке земель, и учреждение (в 1885 г.) Дворянского банка, для выдачи ссуд дворянам на льготных условиях. В области улучшения денежной системы Н.Х. Бунге сделал относительно немного. Важнейшей мерой было осуществление указа 1 января 1881 г. об уплате государственному банку долга за временно выпущенные кредитные билеты, с целью изъятия их из обращения, причем только часть этого долга была уплачена деньгами, а на остальную сумму сдана банку нереализованная рента. В 1883 г., в видах привлечения монеты в обращение, Бунге внес в Государственный совет представление о разрешении сделок на золото и обращения звонкой монеты по курсу в платежах между казной и частными лицами. В этом представлении, не имевшем успеха, выразилось изменение взглядов правительства на способ восстановления металлического обращения. До Русско-турецкой войны оно не могло отрешиться от мысли о необходимости восстановить ценность кредитного рубля до al-pari; представление 1883 г. свидетельствует о решимости отказаться от прежнего воззрения.
С осени 1884 г. Бунге стал стремиться к увеличению сосредоточенного в государственном банке запаса золота, посредством передачи ему поступающей в таможенные платежи звонкой монеты (к 1 января 1895 г. было таким путем собрано 30 миллионов рублей, к 1886 г. - 74,7 миллионов рублей, к 1887 г. - 88,4 миллиона рублей).
Главнейшей задачей Вышнеградского было восстановление металлического обращения. Согласно его представлению, комитет финансов, в заседании 28 июня 1887 г., признал желательным стремиться к упрочению ценности рубля посредством размена его на золото по курсу, близкому к современному (1 рубль 50 копеек кредит за 1 рубль металлический), в том убеждении, что "предметом всяких мероприятий в отношении денежного обращения, может быть не восстановление полной номинальной ценности кредитного рубля, а лишь установление этой ценности настолько прочно, чтобы был положен предел дальнейшим сколько-нибудь значительным колебаниям". Журнал этого заседания был Высочайше одобрен и таким образом является моментом окончательного решения совершить реформу денежной системы путем девальвации. Составленный на этом основании проект разрешения сделок на звонкую монету остался, однако, без последствий, и Вышнеградский должен был ограничиться теми же подготовительными работами, к которым приступил уже его предшественник, т. е. продолжением скопления золотых запасов, необходимых для покрытия размена. Решив приобретать золото не займами, а покупкой, правительство должно было всеми мерами стремиться к тому, чтобы в казне имелись для того широкие свободные ресурсы и чтобы установился возможно более благоприятный расчетный баланс, как средство привлечения и удержания золота в стране.
Работая над осуществлением этих необходимых условий, Вышнеградский держался крайней бережливости в ассигновании государственных средств и добился совершенного устранения сверхсметных кредитов.
Воспользовавшись общим понижением ссудного процента на денежных рынках, он провел конверсию большей части наших металлических займов, превратив их в 4-процентные и отсрочив уплату погашения по ним на более долгие сроки. Конверсии Вышнеградского уменьшили размер наших золотых платежей, перенесли значительную часть русских фондов на богатый французский денежный рынок, приучили владельцев наших государственных бумаг довольствоваться 4 процентами дохода и проложили путь последующим, более крупным конверсиям.
Блестящая внешняя финансовая сторона действительности И.А. Вышнеградского далеко, однако, не находилась в соответствии с экономическим состоянием населения; первый сильный неурожай привел всю систему к несостоятельности. Быстрое усиление податного бремени и энергичные приемы взыскания как текущих платежей, так и недоимок по уже отмененным сборам, привели к крайнему напряжению податных сил крестьянского населения. Бедственный 1891 г. обнаружил глубокое оскудение крестьянства на значительном пространстве России и потребовал экстренных мер со стороны финансового управления, в виде затраты 161 миллиона рублей на продовольствие голодающих. Превратив, в предшествовавшие годы, свободные ресурсы казначейства и государственного банка в запасы золота, не имевшего обращения на внутреннем рынке, правительство оказалось вынужденным прибегнуть к временному выпуску кредитных билетов на 150 миллионов рублей.
Истощение запасов хлеба в стране, вызванное как односторонними мероприятиями, клонившимися непосредственно к усилению его вывоза за границу, так и косвенным действием податного гнета, повело к запрещению вывоза хлеба, а соединявшееся с этой мерой опасение за выгодность торгового баланса и целость с таким трудом накопленного золота, заставила прибегнуть к внешнему золотому займу (3%), окончившемуся неудачей. Расход на продовольствие населения поглотил почти все свободные средства казначейства, а расстройство хозяйственного положения разоренных неурожаем местностей увеличило до громадных размеров недоимки и отразилось значительным недобором по всем главнейшим статьям государственных доходов.
ГЛАВА 2
2.1. Финансовая политика С.Ю.Витте
В конце 1892 г. одно за другим были проведены повышения налога с пива на 50%, спичечного налога вдвое, питейного акциза со спирта - с 9 1/4 копеек до 10 копеек, с фруктовых водок - с 6 копеек до 7 копеек, с нефтяного акциза - на 50%, патентного табачного сбора - на 50% (установлен также дополнительный табачный акциз), налога с недвижимых имуществ и дополнительных торгово-промышленных сборов. В 1893 г. установлен государственный квартирный налог, явившийся первой попыткой обложить, хотя бы по внешнему признаку, общую совокупность доходов плательщиков и представляющий собой важное в принципиальном отношении нововведение. В 1894 г. утверждено положение о казенной продаже питей в четырех восточных губерниях.
Вместе с этими мерами, направленными на устранение причиненного голодным годом ущерба государственным доходам, С.Ю. Витте должен был заняться и созданными политикой своего предшественника финансовыми затруднениями: развившейся отчасти на почве кредитных и биржевых мероприятий Вышнеградского спекулятивной игрой на курсе кредитного рубля и торговыми осложнениями с Германией, вызванными высокопокровительственным таможенным тарифом 1891 г. Энергично введенная таможенная война повела к взаимным уступкам, заставила Россию отказаться от принципа автономности таможенного тарифа, и закончилась торговыми договорами с Германией и другими государствами. Для борьбы с биржевой спекуляцией был установлен ряд законодательных и административных мероприятий, завершившихся полным успехом и достижением устойчивого курса рубля.
После смерти императора Александра III финансовое управление осталось в заведовании С.Ю. Витте. В 1895 г. освобожден от налога безмездный переход сельской собственности к ближайшим родственникам и облегчена уплата крепостных пошлин по переходу заложенных имений (10 апреля), понижена на 1/3 пошлина с застрахования имуществ (16 мая), земства освобождены от обязательных расходов на содержание некоторых учреждений (1 июня); в 1896 г. понижена пробирная пошлина, установлено значительное облегчение по уплате крестьянами выкупного долга, который предоставлено пересрочивать на новые сроки (13 мая), понижен на половину, на 10 лет, государственный поземельный налог (манифестом 14 мая), отменен 1/4% судоходный сбор (17 июня), значительно понижены пошлины за привилегии на изобретения (1 июля).
В 1897 г. отменен паспортный сбор (7 апреля), являющийся одним из наиболее вредных и несправедливых налогов. В 1898 г. отменена подушная подать в Сибири; издано новое положение о государственном промысловом налоге, имеющее целью сообщить ему большую уравнительность.
Возобновленные С.Ю. Витте конверсии отличались колоссальными размерами и сопровождались почти полным преобразованием наших государственных займов в 4-процентные и унификацией большей части внутреннего долга в тип государственной 4-процентной ренты. Усиленный выкуп железных дорог сосредоточил в руках казны важнейшие магистрали; наиболее важным фактом в этой области является решение правительства соорудить на средства казны великую Сибирскую дорогу и исполнение значительной части этого. Затрата больших средств на это предприятие и необходимость постройки целого ряда крупных новых железнодорожных линий заставили правительство сделать отступление от прежней политики и предоставить сооружение новых дорог наиболее солидным из оставшихся частных железнодорожных обществ. Наиболее важным финансовым событием настоящего царствования является восстановление металлического обращения. Добившись устойчивости курса кредитного рубля, правительство приступило к тому законодательному шагу, перед которым вынуждены были остановиться Бунге и Вышнеградский: Высочайше утвержденными 8 мая и 6 ноября 1895 г. мнениями Государственного совета дозволено было заключение сделок на золото и взнос золотой монеты во все правительственные кассы по курсу (на 1896 г.) 1 рубль золотом равен 1 рубль 50 копеек кредитом. Высочайшим повелением 8 августа 1896 г. курс на золотую монету был фиксирован на неопределенное время и на государственный банк фактически возложен размен кредитных билетов по этому курсу. Комитет финансов выработал законопроект о законодательном утверждении за кредитным рублем определенной цены на золото, путем возложения на государственный банк постоянной обязанности размена кредитных билетов и установления точных правил для выпуска билетов в обращение; этот проект был отклонен Государственным советом. Указом 3 января 1897 г. установлена чеканка империалов и полуимпериалов, с означением на них 15 рублей и 7 рублей 50 копеек, и таким образом, нарицательное достоинство золотой монеты приведено в соответствие ее цены, определенной для обмена на кредитные билеты. Этой мерой закончена была девальвация и фактически установлено обращение кредитных билетов и золота на равных основаниях. Указом 29 августа 1897 г. установлены основания выпуска кредитных билетов государственным банком под обеспечение золотом; указами 14 ноября повелено чеканить пятирублевую золотую монету достоинством в одну третью часть империала и кредитные билеты, путем утверждения новых надписей для них, объявлены разменными на звонкую монету. Этими мероприятиями завершен переход к золотому основанию денежной системы; российской денежной монетой установлен золотой рубль, с содержанием 17,424 долей чистого золота, а серебряная монета получила название лишь вспомогательного орудия, роль которого в денежном обращении окончательно определена указом 27 марта 1898 г.
Денежная реформа завершилась перечислением в 1899 г. таможенных пошлин на новую валюту и изданием Высочайшего утверждения 7 июня 1899 г. нового монетного устава. Он представляет собой, с одной стороны, кодификацию указов, касавшихся установления новой денежной единицы на золотом основании, с другой - повторение, а частью необходимое изменение оставшихся в силе постановлений прежнего устава.
2.2. Введение Денежной реформы С.Ю.Витте. Первый этап
Денежная реформа вводилась поэтапно в течение 1895-1897 гг. уже в феврале 1895 г. Витте представил Комитет финансов проект закона о разрешении сделок за золотую монету, к которая могла служить основой финансовых операций на ряду с серебром и кредитными билетами. Следующим шагом стал закон 8 мая того же года, утвредивший два основных положния: 1) всякие дозвленные законом письменные сщделки могли заключаться на российскую золотую монету; 2) по всем таким сделкам уплата могла производиться либо золотоц монетой, либо кредитными билетами по курсу на золото в день платежа. Затем ыл предпринят ряд мер по утверждению золотого эквивалента: конторам и отделениям Государственного банка было разрешено покупать золотую монету по определенному куру, а столичным – и продавать, и производить платежи по тому же курсу; введены были правила приема банком золотой монеты на текущий счет. Вскоре эта операция была разрешена и коммерческим банкам, которые объявили, что они принимают золото по текущим счетам и по всем обязательствам.
Первые шаги по внедрению золотой монеты денежное обращение делались с большим трудом. Это объяснялось и новизной дела, и сложностью расчетов, и опасением клиентуры, что курс золота может быть произвольно изменен властями, о чем весной и летом 1895 г. ходили упорные слухи. Государственный банк вынужден был выступить с официальным заявлением о покупке золота по стабильным ценам, что в конце концов привело к установлению паритета между кредитным и золотым рублем в пропорции 1,5:1. И все это время Витте был постоянно на авансцене борьбы за реформу: он много выступал перед различными аудиториями, подавал записки с обоснованием неизбежности вводимых преобразований, организовывал кампании в прессе в защиту своих идей и нападок. Обладая прекрасной чиновной интуицией и знанием бюрократической и околоаппаратной среды, он хорошо ориентировался в сложных хитросплетениях сановного мира, умело вербовал нужных людей. Слухов и сплетен вокруг имени Витте всегда было множество. Доказанным является, например, факт субсидирования им влиятельной петербургской газеты «Биржевые ведомости», ставшей рупором сторонников министра финансов[1]. Неоднократно выступал Витте и перед Государственным советом, произнося страстные речи в защиту преобразований. В одной из наиболее ярких из них, произнесенной 28 декабря 1895 г., министр говорил: «Уже восьмой год наша государственная роспись заключается весьма благоприятно для государственного казначейства. В развитии производительных сил Россия сделала за минувшее царствование весьма явственные успехи. Экономическая и финансовая жизнь страны обнаруживает серьезные признаки поворота к лучшему… Но в прочности и жизненности этих успехов нельзя иметь уверенности до тех пор, пока страна не дошла до отправного пункта всякого прогноза народохозяйственного преуспеяния, пока стране не обеспечен насущно необходимый базис всяких хозяйственных действий – прочная денежная система. На почве расстроенного денежного обращения ничто твердо стоять не может, ибо сама почва – шаткая, зыбкая, то проваливающаяся, то поднимающаяся, приходящая в сотрясение то с большею, то с меньшею силою… ». Нарисовав эту впечатляющую картину, он подводил слушателей к заключению, что «укрепление этой почвы становится для государственного народного хозяйства коренным требованием самосохранения»[2].
Технически же суть реформы сводилась к тому, чтобы стабилизировать курс бумажного рубля, учитывая его девальвацию, путем сохранения фактического его курса и допустив свободный размен кредитных билетов на золото. Придание рублю золотого паритета Витте считал стержнем преобразования. При этом реформа, как он объяснял свой замысел в ходе обсуждения проекта на Комитете финансов и Государственном совете, «должна быть осуществлена так, чтобы не произвести ни малейших потрясений и каких-либо искусственных изменений существующих условий, ибо на денежной системе покоятся все оценки, все имущественные и трудовые интересы населения». Достичь этого, как он считал, можно только введением золотого размена рубля по уже утвердившемуся курсу (один кредитный рубль равнялся 66 и 2/3 коп. золотом). Заключая свое представление в Государственном совете 14 марта 1896 г., он указывал: «Проектируемая реформа, не нарушая народных привычек. Не колебля цен, не внося беспорядка во все расчеты, поведет за собой переход нашей родины от неопределенного с юридической стороны, вредного в экономическом и опасного в политическом отношениях бумагоденежного обращения к обращению золотой монеты и размена на него знаков»[3]. Поскольку, однако, высший законосовещательный орган империи продолжал колебаться, Витте склонил императора к окончательному рассмотрению законопроекта Комитетом финансов (2 января 1897 г.) и утверждению его царским указом в обход совета. Окончательно денежная реформа была введена в действие указом от 29 августа 1897 г.
В результате реформы Государственный банк становился единственным в стране эмиссионным учреждением, которому предоставлялось право выпускать не обеспеченные золотом кредитные билеты на сумму не более 300 млн. руб. и еще на столько же - в половинном размере. Все кредитные билеты, выпущенные сверх этой суммы, должны были быть обеспечены золотом рубль за рубль. Закон предусматривал постоянное содержание в стране большого золотого запаса для обеспечения находившихся в обращении кредитных билетов, что делало российскую валюту одной из самых надежных в мире. В 1888 г. золотой запас составлял около 45,8% к номинальной сумме бумажных денег, находившихся в обращении; к 1892 г. он возрос до 81,2%, а к 1896 г. он составлял уже 103,2%[4]. На новых банкнотах имелась надпись: «Обеспечиваются золотым достоянием Российской империи». Вместо старых золотых монет достоинством в 10 и 5 руб. (империалов или «рыжиков», как их называли в народе за темно-золотистый цвет) с 1897 г. стали Высочайшим указом от 14 ноября 1897 г. повелевалось на банкнотах взамен старого текста «изображать» надпись: «Государственный банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы (1 руб. = 1/15 империала, содержит 17,424 долей чистого золота)». Кроме того, для удобства расчетов в обращение вводились 10- и 5-рублевые монеты, а также вспомогательные серебряные – 1 руб., 50,25 коп. (900 частей чистого серебра) и 20,15 и 5 коп. (500 частей чистого серебра) – и медные монеты.
К 1 января 1896 в наличии имелось 1121,3 млн. кредитных рублей, а золотой запас оценивался в 659,5 млн.руб., из которых в разменном фонде числилось 75 млн. В течение года разменный фонд был доведен до 500 млн.руб. Это был рубеж, представлявшийся достаточным для развертывания обменной операции и введения золотой монеты в широкое обращение наряду с бумажными дензнаками.
2.3. Введение Денежной реформы С.Ю.Витте. Второй этап
В конце 1897 г. золотой запас казны составлял уже 1315 млн.руб., а в обращении находилось золотых монет на 155 млн.руб. Затем золотая наличность несколько сокращается за счет роста количества золота в обращении с соответственным сокращением удельного веса кредитных билетов. В 1898 г. запас золота оценивался в 1146 млн.руб., а в обращении находилось золотых и серебряных монет на 445 млн. руб.[5] Теперь золото довольно быстро утверждается в качестве главного платежного средства, что способствовало прекращению колебания рублевого курса. В конце 1898 г. Витте констатировал в очередном всеподданнейшем докладе, что «денежное обращение России приведено в порядок и поставлено столь же твердо, как в тех государствах, где эта отрасль народного хозяйства издавна находится в образцовом состоянии». По его расчетам, к началу 1899 г. уже 33% обращения приходилось на золотую и 10% - на серебряную монеты, в то время как к началу 1896 г. в обороте находилось свыше 98% бумажных денег и менее 2% металлических. Министр с гордостью заявлял, что через три года после начала реформы золотое обеспечение рубля составляло 168%[6]. Высокий процент золотого покрытия кредитных билетов, превышавший 100%, сохранялся (за исключением 1906-1907 гг.) фактически вплость до начала Первой мировой войны, когда размен бумажных денег на золото был прекращен[7]. Русский рубль считался одной из самых надежных и устойчивых валют в мире, а запаса прочности российской денежной системе хватило вплоть до 1917 г.
Формальным завершением денежной реформы явилось принятие нового монетного устава, утвержденного Николаем II 7 июня 1899 г. В нем провозглашалось, что в государственной денежной единицей Российской империи является рубль, содержащий 17,424 доли чистого золота. Золотая монета могла чеканиться из золота, принадлежащего казне и предоставляшегося частными лицами. Полноценная золотая монета обязательна к приему по всем платежам на неограниченную сумму. Серебряная и медная монеты изготовлялись только из металла кахны и являлись вспомогательными в обращении, обязательными к приему в платежах до 25 руб. К концу 1901 г. в обращении находилось золотых и серебряных монет на 856,5 млн.руб. (золотых – на 694,9 млн. и серебряных – на 161,6 млн.).
Таким образом, накопленный золотой запас, подкрепленный удачно заключенными внешними займами и их конверсией, положительный внешнеторговый баланс и благоприятная экономическая конъюнктура, давшая новые поступления средств в бюджет, позволили России не только без особых потрясений перейти на новое денежное обращение, но и придать ему устойчивость и надежность. Золотая валюта способствовала интеграции страны в мировую рыночную систему, сделала более доступными для русских ценных бумаг западноевропейские биржи, способствовала притоку иностранных инвестиций в российскую экономику и ускорению индустриально-капиталистической модернизации. Вместе с тем следует отметить, что реформа имела и некоторые негативные последствия для развития народного хозяйства. Высокий процент покрытия банкнот золотом свидетельствовал, что Государственный банк фактически не использовал полностью своего эмиссионного права и что, во-первых, стоило казне больших денег, а во-вторых, ограничивало капиталотворческие функции Государственного банка. Банк держал непроизводительно более чем миллиардный запас золота для обеспечения сравнительно небольшого количества кредитных билетов, что значительно увеличивало издержки обращения, в то время как в стране не хватало капиталов. Новые займы увеличивали внешний долг, что все более тяжелым бременем ложилось на бюджет. Но тем не менее, положительный экономический эффект реформы был несомненен, о чем свидетельствую успехи экономического развития России не только в годы виттевского министерства, но и позднее – в период предвоенного промышленного подъема, базу для которого составили во многом преобразования Витте. Исторический опыт проведения денежной реформы 1895-1897 гг. – ее подготовка, условия, формы и методы реализации – представляют, несомненно, большой интерес и в наше время, учитывая неустойчивость современной российской денежной системы, слабую конвертируемость рубля и постоянные попытки, часто весьма непрофессиональные, исправить положение[8]. (сноска 32)
ГЛАВА 3
В общих чертах денежное обращение России в начале XX века выглядело следующим образом. Монетной единицей служил рубль, содержавший 0,7742 гр. (17,424 доли) чистого золота, разделенный на 100 копеек. Главной монетой являлась золотая, выпуск которой был не ограничен, и владелец золотого слитка мог свободно представить его для чеканки монеты. Она изготавливалась обязательно 900 пробы, а достоинство определялось в 15 рублей (империал, равноценный сорока франкам), в 10 рублей, в 7 рублей 50 копеек и в 5 рублей. Вспомогательной монетой в платежах служили серебряные и медные монеты; первая изготавливалась двоякой пробы: 900-и достоинством в рубль, 50 и 25 копеек и 500-и - в 20, 15, 10 и 5 копеек. Медная же монета чеканилась достоинством 5, 3, 2, 1, 1/2 и 1/4 копейки. Чеканка серебряной монеты за счет частных лиц не допускалась, и выпуск ее был ограничен определенным пределом: количество ее в обращении не должно было превышать суммы в 3 рубля на каждого жителя империи. Закон требовал производить все расчеты на золотую монету и счетную единицу (рубль) и устанавливал обязательный прием полновесной золотой монеты во всех платежах на неограниченную сумму. Монетное дело в империи находилось в ведении Министерства финансов, а сама монета чеканилась на Монетном дворе в Петербурге.
Государственные кредитные банкноты выпускались Государственным банком в размере, ограниченном потребностями денежного обращения, но непременно под обеспечение золотом. Металлическое обеспечение устанавливалось в следующем соотношении: до 600 млн. рублей билеты обеспечивались золотом наполовину, а сверх этого предела - в соответствии рубль за рубль. Государственный банк разменивал кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы. Размен билетов как государственных денежных знаков обеспечивался независимо от металлического покрытия выпусков всем достоянием государства, а кредитные билеты обращались на тех же основаниях, что и золотая монета, символом которой они служили. Достоинства кредитных билетов установлены были в 500, 100, 25, 10 рублей, а также в 5, 3 и 1 рубль. На первое января 1900 года металлическое обеспечение составляло 189% суммы кредитных билетов, а на золотую монету уже приходилось 46,2% всего денежного обращения.
Введение золотой валюты укрепило государственные финансы и стимулировало экономическое развитие. В конце XIX века по темпам роста промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны. Этому в большой степени способствовал широкий приток иностранных инвестиций в индустрию страны. Только за время министерства С.Ю. Витте (1893-1903 гг.) их размер достиг колоссального размера - 3 млрд. рублей золотом. В конце XIX - начале XX века золотая единица преобладала в составе российского денежного обращения и к 1904 году на нее приходилось почти 2/3 денежной массы. Русско-японская война и революция 1905-1907 гг. внесли коррективы в эту тенденцию, и с 1905 года эмиссия кредитных рублей опять стала возрастать. Однако вплоть до перовой мировой войны России удалось сохранить в неприкосновенности важнейший принцип валютной реформы: свободный обмен бумажных денег на золото.
Проведенная в России в 1895-1898 гг. стабилизация рубля послужила образцом для других государств. Внимательно изучив опыт России, к денежной реформе приступила Япония. По образцу России провела реформу Австро-Венгрия, после первой мировой войны – Франция.
До 1914 г. российский рубль стал одной из наиболее устойчивых валют мира.
Заключение
До преобразования денежной системы Витте, Россия жила на денежной системе, основанной на кредитных билетах, с Севастопольской войны в течение нескольких десятков лет; все жившие в то время (в конце 80-х годов) поколения не знали и не видели металлического обращения. Против этой реформы была почти вся мыслящая Россия: во-первых, по невежеству в этом деле, во-вторых, по привычке, в-третьих, по личному, хотя и мнимому, интересов некоторых классов населения.
Говоря о денежной реформе, часто делают следующие замечания: почему Витте, делая эту великую реформу, основал ее на девальвации и почему он не установил более мелкую единицу, чем один рубль?
А основал он реформу на девальвации, т.е. на том основании, что цена рубля против его номинальной ценности была понижена для того, чтобы не производить общей пертурбации в России. Витте совершил реформу так, что население России совсем и не заметило ее, как будто бы ничего, собственно, не изменилось. В другом случае дело бы было провалено.
Другое возражение заключалось в том, что следовало бы, делая реформу, вместо единицы рубля ввести какую-нибудь мелкую единицу; тогда было бы дешевле жить. В известной мере относительно дешевизны жизни это замечание правильно. Сам Витте говорил: «Я тем не мене действительно сделать более мелкую единицу и хотел ввести единицу «русь», как я ее назвал, которая представляет собой цену значительно мене рубля. Таким образом, я рубль хотел заменить «русью», даже образцы такой золотой монеты были отчеканены. Но когда я увидел, что против моей реформы, которую я решился во что бы то ни стало провести, я встречаю столько возражений, то я эту мысль откинул»[9].
Для проведения этой реформы пришлось пойти на преобразование Государственного банка, изменив соответствующим образом его устав и принимая необходимые меры, чтобы банк не совершал тех или иных операций долгосрочных и недостаточно обеспеченных, т.е. чтобы Государственный банк не мог произвольно выдавать различные долгосрочные ссуды, основанные на верных и краткосрочных обеспечениях.
Поскольку пришлось идти против течения, С.Ю.Витте со своей стороны хорошо понимал, что если он не проведет это дело быстро, то оно по той или иной причине совсем не удастся.
В итоге установления твердой, устойчивой и конвертируемой национальной валюты на основе высокопрофессионального использования золота как важнейшего внутреннего и международного финансового инструмента и того факта, что Россия является золотодобывающей страной, а также высокопрофессиональной финансовой политики, как внутренней, так и внешней, Россия вышла на новый уровень в мировой финансовой денежной политике.
Вот к этому мирному периоду и следует приложить завещанное нам нашими великими предшественниками понимание реформ как длительного процесса кропотливой работы в интересах общества, когда следует не только без промедления принимать крупные шаги, предварительно тщательно их разработав и доведя до интересов каждого человека через закон, но и в дальнейшем постоянно развивать и подкреплять новыми, чтобы необходимые меры не запаздывали и развитие событий не подходило близко к той грани, не говоря уже о ее пересечении, за которой начинается необратимое движение к серьезным общественным потрясениям и катастрофе. А чтобы это понимание стало реальностью, следует посредством серьезной законодательной разработки выработать и принять долгосрочные конституционно-юридические гарантии того, что вновь созданный на их основе механизм государственной власти в стране будет служить обществу своей честной и профессиональной деятельностью, и будет обеспечена преемственность всего хорошего и полезного, что делалось и делается, и того, чтобы у власти оказывались люди достойные.
Стоит отдать дань памяти этому выдающемуся человеку, столь много сделавшему для развития России как внутри страны, так и за рубежом, пользовавшемуся большим авторитетом и уважением как в России, так и за границей.
Список литературы
1. История СССР с древнейших времен до наших дней / Том 5. - М.: Издательство "Наука", 1968. – 340 с.
2. История России с начала XVIII до конца XIX века / Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: АСТ, 1996. – 256 с.
3. Дейкин А. Великий эконом самодержавия: 100 лет назад завершилась денежная реформа С.Витте // Новое время. – 1996. - № 3. – С.10.
4. Юровский Л. На путях к денежной реформе / Юровский Л. – М.: Издательство "Наука", 1924. – 246 с.
5. Степанов В.Л. Предпосылки денежной реформы С.Ю. Витте: политика министра финансов .А. Вышнеградского (1887-1892) / В.Л. Степанов // Отечественная история.- 2004.-№5.- С.49-69.
6. Корелин А.П. Реформы С.Ю. Витте и модернизация России / А.П. Корелин // Вестник Российского гуманитарного научного фонда.- 1997.-№4.- С.16-24.
7. Имя. Название / Имя // Мировая экономика и международные отношения.- 1998.-№10.- С.97-107.
8. Имя. Название / Имя // Вопросы экономики.- 1999.-№4.- С.4-26.
9. Корелин А.П. С.Ю.Витте и бюджетно-финансовые реформы конца XIX-начала XX века/ А.П. Корелин // Отечественная история.- 1999.-№3.- С.42-64.
10. Имя. Название / Имя // Новая и новейшая история.- 1999.-№6.- С.3-17.
11. Имя. Название / Имя // Наука в России .- 2000.-№1.- С.86-89.
12. Имя. Название / Имя // Финансовый бизнес.- 2000.-№1.- С.8-13.
13. Имя. Название / Имя // Финансы.- 2001.-№6.- С.67-69.
14. Имя. Название / Имя // Финансы и кредит.- 2001.-№18.- С.36-44.
15. Имя. Название / Имя // Профиль.- 2002.-№12.- С.106-109.
16. Имя. Название / Имя // Финансы.- 2002.-№9.- С.11-13.
17. Имя. Название / Имя // Деньги и кредит.- 2002.-№11.- С.53-59.
18. Имя. Название / Имя // Родина.- 2003.-№8.- С.70-71.
19. Имя. Название / Имя // Вопросы экономики.- 2006.-№7.- С.140-14777.
20. Меркулов С.К. памяти С.Ю.Витте: актуальные мысли из прошлого о настоящем / С.К.Меркулов.- М.: Городец – М, 2005.- 208с.
21. Корелин А.П., С.А. Степанов. С.Ю.Витте – финансист, политик, дипломат / А.П.Корелин.- М.: ТЕРРА- Книжный клуб – М, 1998.- 464с.
[1] Боханов А.Н. Буржуазна пресса России и крупный капитал. М., 1984. С40.
[2] Корелин А.П. С.Ю.Витте и бюджетно-финансовые реформы конца XIX-начала XX века/ А.П. Корелин // Отечественная история.- 1999.-№3.- С.51-53.
[3] Шепелев Л.Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX века. Проблемы торгово-промышленной политики. Л., 1981. С. 202.
[4] Корелин А.П. С.Ю.Витте и бюджетно-финансовые реформы конца XIX-начала XX века/ А.П. Корелин // Отечественная история.- 1999.-№3.- С.52.
[5] Корелин А.П. С.Ю.Витте и бюджетно-финансовые реформы конца XIX-начала XX века/ А.П. Корелин // Отечественная история.- 1999.-№3.- С.52
[6] Министерство финансов. 1802-1902. Ч.2. СПб., 1902. С. 415; Всеподданнейший доклад министра финансов о государственной росписи доходов и расходов на 1899 г. С.6-7.
[7] Корелин А.П. С.Ю.Витте и бюджетно-финансовые реформы конца XIX-начала XX века/ А.П. Корелин // Отечественная история.- 1999.-№3.- С.53
[8] Рынок и реформы в России: исторические и теоретические предпосылки. М., 1995. С. 44-45.
[9] Меркулов С.К. памяти С.Ю.Витте: актуальные мысли из прошлого о настоящем / С.К.Меркулов.- М.: Городец – М, 2005.- 208с.