Реферат по предмету "Финансы"


Возникновение финансов, их связь с государством и развитием товарно-денежных отношений

Содержание

Введение 1. Сущность и эволюция финансов
1.1.История возникновения и развития финансов 1.2. Сущность финансов 1.3. Функции финансов 2. Взаимосвязь финансов с государством 2.1. Роль финансов в экономике государства 2.2. Использование финансов для регулирования экономики 3. Финансы и финансовая политика Российской Федерации Заключение Список используемой литературы

















Введение Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, толи в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы. Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения. Итак, финансы – историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Термин финансы возник в XIII – XV веках в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляется как понятие, связанное системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, то есть деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего финансового аппарата. Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделить финансы из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношения, возникающие между гражданами и различной торговлей нельзя отнести к финансам, т.к. государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является равноправие субъектов, объединенных данными отношениями. Таким образом, финансы – это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение – всегда финансовое отношение. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать общее определение финансов. Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий рассмотренного воспроизводства.








1. Сущность и эволюция финансов
1.1.История возникновения и развития финансов Первоначально термин “финансы” (finansia) возник в торговых городах Италии, где он стал применяться уже в XII—XV вв. Термин означал любой денежный платеж одного экономического агента другому. Впоследствии термин “финансы” стал использоваться для обозначения платежа между физическими и юридическими лицами и государством, то есть налогов, таможенных пошлин и т. д. Финансы возникают с появлением прибавочного продукта в виде товара, то есть при переходе от натуральной системы хозяйствования к товарной. Это обусловлено тем, что при господстве натурального хозяйства все произведенное потребляется самими производителями внутри хозяйства и отсутствуют накопления в денежной форме. При переходе к товарному производству у субъектов создаются фонды денежных средств, которые можно использовать на нужды хозяйствования. Наличие таких фондов — основа возникновения финансовых отношений. Второе условие появления финансовой системы — формирование государства. Именно оно аккумулирует в своих руках часть денежных фондов производителей и населения (с последующим использованием их на свои нужды), тем самым, вступая с экономическими агентами в финансовые отношения. Историю развития финансовых отношений условно можно разделить на три этапа. Первый этап — возникновение финансов государства. Он длился до XVIII в. Указанные рамки не означают, что после XVIII в. финансы государства перестали существовать. Нет, речь идет о том, что до отмеченного момента государственные финансы развивались особенно бурно и складывались определенные принципы их функционирования. Еще ученые древнего мира полагали, что развитие государства зависит от состояния его казны, но финансов государства в современном понимании этого слова тогда не существовало. Дальнейшее развитие экономических и политических отношений привело к ряду изменений. Главное из них — отторжение монарха от казны государства. Прежде казна находилась в собственности монарха. Он был единоличным распорядителем всех доходов государства, и казна, как и государство, рассматривалась как частная собственность монарха. Такое положение мешало развитию государства, поскольку “львиная” доля государственных средств использовалось монархом на собственные нужды. Отторжение монарха от казны означало потерю (хотя бы частичную) контроля за использованием средств государства и, соответственно, увеличение средств, которые можно направлять на полезные государству и обществу цели. Отторжение монарха от казны и замена трудовой повинности и оброка на денежные формы налогов были необходимым условием формирования подлинно государственных финансов .
Следующим этапом стало развитие финансов предприятий. С конца XVII до начала XVIII вв. шел бурный процесс становления финансов предприятий. Его главными причинами стали промышленная революция и укрупнение производства в форме мануфактур. Технический прогресс позволил усовершенствовать станки и, увеличив производительность, снизить издержки, наладить промышленное производство товаров в крупных масштабах.
Например, применение ткацкого станка увеличило производство ткани с одного рулона в несколько месяцев до нескольких рулонов в месяц, а затем — и до нескольких рулонов в день. Таким образом, сформировались материально-технические предпосылки для создания крупных мануфактур и получения больших прибылей. Крупные доходы позволили предприятиям создавать солидные собственные финансовые резервы, но они же поставили вопрос об их грамотном использовании — то есть о проведении предприятиями собственной финансовой политики. Финансовые резервы предприятия направляли на дальнейшее расширение производства и формирование стратегических запасов. Данный процесс можно определить как процесс укрупнения, концентрации капитала. Укрупнение капитала в различных формах происходит и в настоящее время. В начале XX в. возникает и затем получает повсеместное распространение особая организационно-экономическая форма предприятий — транснациональные корпорации (ТНК). В современной мировой экономике, основным признаком которой стали процессы глобализации, ТНК играют главенствующую роль. Именно они формируют международное разделение труда, оказывают решающее воздействие на мировые товарные, финансовые, валютные и другие рынки. С середины XX в. происходит развитие финансов домохозяйств, связанное с процессами накопления денежных средств и активизации инвестирования со стороны населения. Люди перестали быть только потребителями благ и поставщиками своей рабочей силы, они становятся важнейшими экономическими субъектами. Население инвестирует в производство и во многом влияет на экономические процессы, происходящие как в экономике своей страны, так и в мировой экономике.

1.2. Сущность финансов Представление о финансах как экономической категории видоизме­нялось. Изначально понятие «финансы» рассматривалось только применительно к формированию и использованию денежных фон­дов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта эконо­мическая категория получила название «публичные финансы», ко­торые в настоящее время включают в себя государственные и местные финансы (финансы органов местного самоуправления), С развитием крупномасштабного товарного производства совершенствовались методы, способы мобилизации, распределения и ис­пользования денежных средств между различными участниками воспроизводственного процесса. Различают узкое, расширенное и широкое понимание термина «финансы». В узком понимании финансы охватывает лишь бюджет­ные процессы и к ним относятся только государственные (публич­ные) финансы. В широком понимании термин «финансы» охватывает движение всех стоимостных потоков, включая и денежно-кредитные, тем са­мым финансы включают в себя: государственные финансы; кредит­ную систему; финансы отраслей воспроизводственного процесса; финансы домашних хозяйств; вторичный финансовый рынок; меж­дународные финансы. В зарубежных странах, а теперь уже и в России, финансистом называют любого специалиста, связанного с деньгами, равно как и все деньги, включая доходы граждан, называют финансами. Такое понимание финансов отражено и в современных зарубеж­ных словарях: Finance- искусство, функция, профессия, связанная с валютой или деньгами. Условием возникновения финансов является наличие в общест­ве товарно-денежных отношений. В воспроизводственном процессе движение денежных средств должно опосредовать движение товаров (рис. 1).
------------------- Движение товаров------------------------à
Производство — Распределение — Обмен — Потребление .
-----------------à Движение денежных средств Рис. 1. Движение товаров и денежных средств На основе движения денежных средств возникают финансовые отношения. Отличительным признаком финансовых отношений яв­ляется их связь с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта между различными субъектами, каждый из которых претендует на получение доли в произведенном продукте в соответствии с действующими правовыми нормами или обычаями делового оборота. Важной особенностью финансовых отношений является то, что процесс распределения и перераспределения стоимости обществен­ного продукта сопровождается созданием различных фондов денеж­ных средств, имеющих целевое назначение. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного само­управления, называются централизованными, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, — децентрализованными. Формирование фондов денежных средств носит строго регламентированный характер. Можно выделить следующие признаки финансов: - денежный характер финансовых отношений. Деньги являются материальной основой существования и функционирования финансов (они всегда имеют денежную форму выражения); - распределительный характер финансовых отношений. Областью возникновения и функционирования финансов являются ста­дии воспроизводственного процесса, на, которых происходит - распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте; - финансовые отношения находят свое материальное воплоще­ние в централизованных и децентрализованных фондах де­нежных средств. Как экономическая категория финансы — это экономические отношения, в процессе которых происходит формирование, распре­деление и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач го­сударства, обеспечения условий расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей общества. Социально-экономическая сущность финансов заключается в ис­следовании и ответе на следующие вопросы: за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств.
1.3. Функции финансов Как уже было указано выше, главной характеристикой финансо­вых отношений является их распределительный характер и соответ­ственно главной функцией финансов является распределительная функция. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен. Финансы обслуживают разные эта­пы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный (на уровне субъектов Федерации), местный (на уровне органов местного само­управления).
Посредством финансов государство воздействует не только на пе­рераспределение национального дохода, но и на производство, накоп­ление капитала, сферу потребления. Финансы играют решающую роль в развитии государственного и частного секторов экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно-техниче­ского прогресса и т. п.
Распределение национального дохода происходит как между про­изводственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет в дру» гае, в том числе в социальную сферу. Процесс перераспределения национального дохода предопределяется характером финансовой по­литики государства, раскладом политических сил в стране. В целом распределительная функция финансов позволяет: - создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйст­вующих субъектов, населения, государства, органов местного само­управления; - осуществлять внутрихозяйственное, внутриотрасле­вое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и социаль­ными группами; - создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами. Наряду с распределительной, к главным функциям финансов от­носят и контрольную функцию. Распределительная и контрольная функции представляют собой две стороны одного и того же эконо­мического процесса. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения, общество имеет возможность знать о том, как складываются пропор­ции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевре­менность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъек­тов хозяйствования. Если контрольная функция финансов не осуще­ствляется на практике, то невозможно оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорить о необходимо­сти координации в реализации указанных функций. Распределительная функция финансов осуществляется не стихий­но, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, пра­вил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный про­цесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финан­сов — регулирующей. Регулирующая функция финансов проявляется не только на уров­не государства, хозяйствующих субъектов, но и в организации собст­венно финансовых отношений, в иерархии ее построения. Изменение социального строя в России неизбежно повлекло за собой и переход к новой системе финансовых отношений, которая постоянно видоизменяется с учетом тех процессов, которые происхо­дят в обществе.
2. Взаимосвязь финансов с государством
2.1. Роль финансов в экономике государства Роль финансов в экономике определяется их ведущим положением среди других стоимостных распределительных категорий и возмож­ностью влияния на все стадии воспроизводственного процесса. Взаимосвязь финансов с экономическими категориями В процессе стоимостного распределения финансы активно взаимо­действуют с ценой, заработной платой, кредитом. Цена — это денежное выражение стоимости товара, услуги, ко­торое покупатель должен выплатить продавцу при покупке товара. Обычно цена продукта устанавливается продавцом заранее на осно­ве издержек на производство и на продажу продукта, а также желае­мой маржи прибыли для продавца. Однако цена редко равняется стоимости. Под воздействием спроса и предложения цена колеблется относительно стоимости. В процессе продажи происходит передача дополнительных средств продавцу или покупателю, что нарушает пропорции распределения и подготавливает условия для финансового распределения, т. е. из­менения диспропорций с помощью финансов. Если цена выше стоимости, то посредством финансов происхо­дит изъятие дополнительной выручки (через налоги). Если цена ниже стоимости, то убытки компенсируются с помощью дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных кредитов. Государство может ус­танавливать низкие налоги и таким образом компенсировать убыт­ки производителям. Сами производители могут для защиты от убытков создавать резервные фонды, заключать договоры страхова­ния рисков (а это уже финансовые отношения). С помощью финансов распределяется вся стоимость обществен­ного продукта, а с помощью цены — лишь часть, которая складыва­ется из отклонений цен от реальных стоимостей товаров. Вместе с тем ценовое распределение является первичным по отношению к финансовому и подготавливает условия для последнего. Заработная плата — денежное выражение стоимости рабочей силы. В процессе распределения общественного продукта происхо­дит возмещение потребленной стоимости рабочей силы (т. е. стои­мости средств, необходимых для восстановления затраченных сил, умственной энергии и т. д.). Однако свободного человека нельзя за­ставить трудиться на покрытие только собственных издержек. Необ­ходимы средства на расширенное воспроизводство рабочей силы, поощрение дополнительного труда. Для этого в ходе распределения выделяются дополнительные средства, создается премиальный фонд и, следовательно, возникают финансовые отношения. Кроме того, финансовые отношения возникают в процессе взимания налогов с заработной платы. Кредит во многом может быть альтернативой финансам. Между двумя этими категориями существуют, с одной стороны, различия, а с другой — тесная взаимосвязь. Различие заключается в том, что: финансы охватывают процессы распределения и перераспределе­ния, а кредит — только перераспределение; источник формирова­ния финансовых ресурсов — вся стоимость общественного продук­та, а кредитных ресурсов — временно свободные денежные средства физических и юридических лиц; в случае кредита денежные средст­ва в долг предоставляются на условиях срочности, платности, воз­вратности (свойства кредита), а в случае финансовых отношений деньги предоставляются на длительный срок, как правило, безвоз­мездно или под маленький процент. Взаимосвязь финансов и кредита проявляется в постоянном превращении финансовых и кредитных ресурсов друг в друга. Влияние финансов на воспроизводственный процесс Объективные предпосылки влияния финансов на воспроизводст­венный процесс заложены в функциях этой категории: - распределительная функция позволяет формировать финансо­вые ресурсы и целевые денежные фонды в соответствии с по­требностями развития общественного воспроизводства в це­лом и отдельных его хозяйствующих субъектов; - контрольная функция отражает через движение финансовых ресурсов течение экономических процессов в обществе. Влияние финансов на экономику может быть количественным и качественным. Количественное влияние характеризуется пропор­циями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов. Качественное влияние характеризуется воздействием на материальные интересы участников воспроизводственного процесса.
Возможности влияния финансов на общественное воспроизвод­ство связаны с двумя обстоятельствами. Во-первых, финансы обладают потенциальным свойством на­правлять и регулировать экономические процессы, ускоряя или за­медляя их. Во-вторых, будучи категорией распределения, финансы обслу­живают весь воспроизводственный процесс в целом, т. е. сфера их влияния не исчерпывается только областью стоимостного распреде­ления, распространяется и на другие стадии воспроизводства.
В сфере материального производства финансы, обслуживая кру­гооборот производственных фондов, способствуют созданию новой стоимости. С помощью финансов распределяется выручка и при­быль хозяйствующего субъекта, формируются доходы, накопления и отчисления, образуются целевые денежные фонды для удовлетворе­ния разнообразных потребностей самих участников производства и общества в целом. Через количественное и качественное воздейст­вие финансы способствуют изменению структуры и динамики про­изводства. Перераспределение финансовых ресурсов между хозяйст­вующими субъектами и территориями может создавать условия для прогрессивных сдвигов и повышения эффективности производства, удовлетворения материальных интересов участников производст­венного процесса или оказать негативное воздействие на ход эконо­мических и социальных преобразований. В сфере обращения финансы активно влияют на процессы обме­на. Благодаря распределению у покупателей формируются целевые денежные фонды и тем самым создаются условия для проведения обменных операций. С помощью финансов происходит распределе­ние выручки и прибыли торговых организаций, формируются внут­рихозяйственные фонды. Финансы подготавливают условия для об­менных операций и завершают процесс распределения финансовых результатов деятельности. В сфере потребления финансы влияют на объем и структуру по­требления общественного продукта, на развитие непроизводствен­ной сферы, удовлетворение социальных гарантий и решение соци­альных задач.
2.2. Использование финансов для регулирования экономики Экономика страны - это сложный народнохозяйственный комп­лекс, различные части которого (отрасли, территории, виды про­изводств и т.д.) развиваются неравномерно в связи с тем, что потребности общества очень изменчивы, а производство стремится приспособиться к ним. Неравномерность развития экономики приво­дит к тому, что отдельные ее звенья вырываются вперед, другие - отстают в своем росте. Между тем нормальное функционирование на­роднохозяйственного комплекса возможно лишь. при условии, когда каждое его структурное подразделение органично увязано с другими. Лишь на основе такой увязки достигается необходимая пропорцио­нальность структуры общественного производства, которая обеспечивает сбалансированное его развитие как единого целого. Согласованное функционирование разных частей экономики до­стигается путем ее регулирования, под которым понимается измене­ние темпов роста отдельных структурных подразделений, призванное перестроить производство в соответствии с изменившимися потребно­стями общества. В условиях рынка регулирование экономики обес­печивается путем перераспределения финансовых ресурсов. Именно благодаря такому перераспределению создаются необходимые фи­нансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов. Регулирование экономики происходит прежде всего посредством саморегулирования. Оно характеризуется такими методами фор­мирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства, которые вырабатывают и используют сами участни­ки производства. Саморегулирование базируется на свободе субъек­тов хозяйствования, в выборе ими своих партнеров и форм взаимоотношений с ними, самостоятельном распоряжении продукта­ми своей деятельности и т.п. Правда, свобода предпринимателей в методах формирования финансовой базы не безгранична. Она регу­лируется деятельностью различных организационных структур (союзов предпринимателей, ассоциаций и др.), способствующих уста­новлению цивилизованных взаимоотношений между всеми участни­ками воспроизводственного процесса. Саморегулирование обеспечивается функционированием рынка, в том числе финансового. Именно рынок служит гибкости и эластично­сти экономики, проведению в ней в кратчайшие сроки структурной перестройки. Благодаря ему создается возможность свободного и быс­трого перераспределения финансовых ресурсов между разными под­разделениями народного хозяйства. Однако в некоторых случаях рыночный механизм оказывается бес­сильным. Оптимальному распределению финансовых ресурсов препятствуют монополии. В определенных видах производственной деятельности индивидуальная (рыночная) и социальная оценки ре­зультативности хозяйствования не совпадают. Рыночный механизм не в состоянии обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями демократического общества. В кризисных ситуациях рынок слабо влияет на стабилизацию экономики. Поэтому возникает необ­ходимость в дополнительном механизме регулирования экономики. Одновременно с саморегулированием большое влияние на структуру общественного производства оказывает государственное вмешательство в экономику. Необходимость такого вмешательства обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потреб­ностей всего общества - обеспечением крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной и производственной инфраструктуры и т.д. По образному выражению нобе­левского лауреата В. Леонтьева, чтобы народнохозяйственный ко­рабль набрал скорость и не сбился с курса, нужны паруса частного предпринимательства и кормило общенациональной экономической стратегии. Не случайно в странах с развитой рыночной экономикой государственное финансовое регулирование широко используется в хозяйственной практике. Вмешательство государства в экономику основано на использовании законодательными и исполнительными органами власти стоимо­стных рычагов воздействия на процессы общественного развития. С помощью государственных инвестиций, налоговой, бюджетной и амортизационной политики, деятельности различных государствен­ных структур складывается тот конкретный механизм влияния на экономику, который обеспечивает ее переход в новое качество. В час­тности, с помощью механизма налогообложения, предоставления на­логовых льгот и выделения бюджетных субсидий государство побуждает субъектов хозяйствования осуществлять такие варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют потребностям общества. Но при этом государству следует помнить, что вмешательст­во в экономику имеет объективно обусловленные границы (пределы); излишнее вмешательство может привести к ослаблению экономических стимулов, снижению эффективности функционирования веет рыночного механизма. В регулировании экономики принимают участие разные сферы и звенья финансовой системы: финансы предприятий, страхование, государственный бюджет и др. Специфика сфер и звеньев обусловливает различный характер их воздействия на стоимостные пропорции народного хозяйства. Так, регулирующие возможности финансов предприятий используются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, госу­дарственного бюджета - для регулирования отраслевых и территори­альных пропорций. Широкое использование финансов (в составе всех их сфер и звеньев) в процессах регулирования экономики создает необходимые предпосылки для изменения воспроизводственной, отраслевой и территориальной структур общественного производства.
Главным инструментом регулирования воспроизводственных пропорций являются финансы предприятий. С их помощью происходит регулирование воспроизводственной структуры производимого про­дукта; обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношении между средствами, направляемыми на потребление и накопление; осуществляется воздействие на трудовые ресурсы. Широкое исполь­зование финансов предприятий для регулирования воспроизводст­венных пропорций не исключает, однако, участия в данном процессе страхования (в случае ощутимого ущерба от наступления страховых событий), банковского кредита (при временной нехватке финансовых ресурсов), бюджета (при использования механизма налогообложе­ния, предоставлении налоговых льгот, выделении бюджетных субси­дий и т.д.).
Регулирование воспроизводственной структуры осуществляет прежде всего сам субъект хозяйствования путем изменения пропор­ций отчисления денежных средств во внутрихозяйственные фонды целевого назначения. Такое регулирование необходимо для повыше­ния результативности хозяйствования, получения более высокого коммерческого эффекта. Вместе с тем в условиях рынка существенно возрастает регулирующая роль государства, которое с помощью на­логов (ставок обложения, порядка исчисления, предоставления льгот) стремится влиять на уровень обеспеченности предприятий собствен­ными финансовыми ресурсами. Использует государство и другие финансовые рычаги, позволяющие влиять на воспроизводственные пропорции: ускоренную амортизацию, бюджетное финансирование затрат на подготовку кадров, систему социального страхования и др. В регулировании воспроизводственных пропорций постепенно бу­дет расти значение страхования, призванного гарантировать устойчи­вость производства. В перспективе страхование (при надлежащей его организации) сможет возмещать потери от неудачных научно-тех­нических разработок, а также недополученную прибыль от простоев вследствие забастовок и политических волнений. Для регулирования отраслевых пропорций в условиях рыночной экономики используются финансы предприятий и государственный бюджет. При этом предприятия ищут на финансовом (страховом и т.д.) рынке зоны наиболее выгодного приложения финансовых ресур­сов, имеющихся в их распоряжении: покупают акции других пред­приятий, инвестируют свои средства в недвижимость, предоставляют их взаймы банкам и государству и т.д. Государство же регулирует отраслевую структуру общественного производства, используя свой бюджет и внебюджетные фонды, проводя активную амортизацион­ную и таможенную политику, влияя на цены и т.д. В государственном механизме регулирования отраслевых пропор­ций одинаково важны как платежи в бюджет (доходы), так и бюджет­ное финансирование (расходы); но из этого не следует, что их роль одинакова. Платежи в бюджет нацелены в основном на регулиро­вание собственной финансовой базы предприятий (через налоговые ставки, льготы, санкции и т.д.) и, следовательно, влияют лишь на величину той или иной доли собственных финансовых ресурсов, оста­ющихся в распоряжении соответствующего субъекта хозяйствования. Бюджетное финансирование (в разных его формах) выполняет иную роль - увеличивает финансовые возможности предприятий за счет привлечения общегосударственных ресурсов. Оно может способствовать ускоренному развитию отдельных отраслей экономики, создавать предпосылки для появления новых производств и современник технологий, ускорения научно-технического прогресса, обеспечивать условия для развития инфраструктурных отраслей и т.п. В регулировании территориальных пропорций принимают участие главным образом государственные и местные финансы, а также частично финансы предприятий. Само регулирование осуществляется путем предоставления дотаций и субвенций нижестоящим бюджета м формирования и использования территориальных фондов регулирования, различных форм государственного кредита и т.п. Влияние финансов предприятий на территориальную структуру общественного производства происходит путем расширения зоны предпринимательства, инвестирования средств в затраты на развитие городов и новый населенных пунктов и т.д. Широкое использование финансов для регулирования стоимостной структуры общественного производства не означает, что из этого процесса могут быть исключены другие рычаги. Одна из важных задач современного этапа развития экономики состоит в том, чтобы при регулировании отраслевых и территориальных пропорций оптимально сочетались все методы перераспределения стоимости - финансовый (в том числе бюджетный), кредитный, ценовой. Следуй добиваться более полного и правильного использования каждого из них. Эта задача обусловлена тем, что в нынешнем применении стоимостных рычагов регулирования экономики есть много проблем, которые ждут своего быстрейшего решения. К примеру, для обеспечения воспроизводственных пропорций в отдельных отраслях экономики все еще используется такой стоимостный регулятор, как государственный бюджет. Бесспорно, бюджетный метод обеспечивает конкретную адресность направления денежных средств, дает возможность оказать быструю и действенную помощь. Однако его использование, как показала практика, приводит к отрицательным последствиям. Удовлетворяя финансовые потребности предприятий, не обеспечиваемые ценой, бюджет развивает иждивенчество у хозяйствующих субъектов, невольно привыкающих активно выявлять и мобилизовывать внутрихозяйственные ре­зервы, снижать себестоимость, соблюдать режим экономии. Низкая эффективность бюджетного дотирования предопределила резкое его сокращение в условиях либерализации цен; дотации со­хранились лишь по ограниченному кругу товаров. Но даже и такое их применение далеко не бесспорно, ибо мировой опыт функционирова­ния рыночной экономики свидетельствует о другом - государственная финансовая помощь предоставляется отнюдь не слабым, а экономиче­ски сильным предприятиям; бюджетные средства используются как катализатор хозяйственной активности, а не способ поддержания на плаву нерентабельных предприятий. Поэтому и нам необходимо пе­ресмотреть сложившуюся практику использования стоимостных рычагов регулирования воспроизводственных пропорций - цены, фи­нансов, кредита с тем, чтобы каждый из экономических инструмен­тов функционировал в той сфере распределительных отношений, которая объективно предопределена его общественным назначением и выполняемыми функциями. Разграничение сфер функционирова­ния разных стоимостных регуляторов, усиление их взаимодействия позволит активнее использовать финансы (в том числе бюджет) на главных направлениях экономической стратегии для регулирования отраслевых и территориальных пропорций, обеспечения структурных сдвигов в экономике, формирования государственных резервов, по­вышения эффективности всего общественного производства.


















3. Финансы и финансовая политика Российской Федерации В России финансовая политика является прерогативой федеральных органов управления. Поэтому под государственной финансовой поли­тикой понимается совокупность мероприятий государства в области финансов, проводимых в целях мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функ­ций и задач.
К федеральным органам исполнительной власти, вырабатываю­щим и обеспечивающим проведение финансовой политики, отно­сятся: - Правительство РФ обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики; - Министерство финансов РФ осуществляет выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной полити­ки, а также выработку финансовой политики в области госу­дарственной службы и судебной системы; - Министерство экономического развития и торговли РФ выра­батывает государственную политику в сфере финансового оз­доровления организаций; - Министерство иностранных дел РФ участвует в разработке и реализации государственной политики в области расширения финансовых связей Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями; - Федеральное казначейство совместно с Центральным банком РФ принимают участие в разработке и реализации согласо­ванной кредитно-денежной политики. Бюджетная политика определяется Конституцией РФ, Бюджет­ным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функ­ции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотвор­честве. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Президент РФ на­правляется Федеральному Собранию РФ Бюджетное послание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В Бюджетном послании Президента РФ определяются страте­гические цели и бюджетная политика РФ на очередной финансо­вый год. Стратегическими целями бюджетной политики являются: сниже­ние налоговой нагрузки на экономику; упорядочение государствен­ных обязательств; концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач; снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; создание эффективной системы меж­бюджетных отношений и управления государственными финансами. Цели и задачи бюджетной политики на 2007 год и среднесрочную перспективу: Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе – пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи. Основа для решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность. Важное значение имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономической свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа– и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики. Обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Создание условий для будущего развития — важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией – необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы». Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов. Финансовая наука четко определила основные принципы налогообложения, т. е. базовые идеи и положе­ния, применяемые в налоговой сфере и использующиеся при фор­мировании налоговой политики. «Налоговая политика в 2006–2007 годах и на среднесрочную перспективу должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования». Вот некоторые из обозначенных задач: «Существенное увеличение размера социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на лечение в медицинских учреждениях Российской Федерации. Целесообразно разрешить учитывать в сумме социального вычета и взносы граждан страховым организациям по договорам добровольного личного медицинского страхования. Необходимо разработать критерии оценки эффективности работы сотрудников налоговых и таможенных органов, имея в виду не исполнение планов по сбору налогов и таможенных платежей, а качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и таможенных платежей. При этом необходимо внедрить механизмы материального стимулирования сотрудников в зависимости от соответствия их работы таким критериям». Страховая политика. В нерыночной системе хозяйствования страхование играет вспомогательную роль. Осуществляется в основ­ном государством, которое выделяет средства из бюджета на восста­новление разрушенных предприятий, жилья, ликвидацию последст­вий стихийных бедствий и другие аналогичные цели. В рыночной экономике страхование освобождает бюджет от расходов на возме­щение убытков при наступлении страховых случаев, является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций. Страховая политика Российской Федерации направлена на раз­работку мер по удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций, государства и предусматривает реализацию следующих основных задач:
- формирование законодательной базы рынка страховых услуг; - развитие обязательного и добровольного видов страхования; - создание эффективного механизма государственного регули­рования и надзора за страховой деятельностью; - стимулирование перевода сбережений населения в долгосроч­ные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;
- поэтапная интеграция национальной системы страхования с международным страховым рынком. Валютная политика — совокупность мероприятий, проводимых государством в сфере валютных отношений. Целью валютной поли­тики является воздействие на валютные курсы, валютные расчеты. По длительности решения задач различают текущую валютную политику и долговременную валютную политику. Текущая валютная политика направлена на оперативное регули­рование валютно-рыночной конъюнктуры с помощью валютной ин­тервенции, валютных ограничений, валютного субсидирования, ди­версификации валютных резервов и т. д. Долговременная валютная политика предполагает долгосрочные меры по последовательному изменению валютного механизма с по­мощью межгосударственных переговоров и соглашений, а также ва­лютных реформ. Валютная политика осуществляется главным образом в двух формах: учетной политики и девизной политики. Учетная политика в сфере международных валютных отноше­ний направлена на регулирование валютного курса изменением процентных ставок за кредит. Повышение процентных ставок при­влекает капиталы из стран, где существуют более низкие процент­ные ставки, что улучшает состояние платежного баланса данной страны и повышает курс ее валюты. Напротив, понижение процент­ной ставки приводит к отливу капитала в другие страны и пониже­нию курса валюты данной страны. Девизная политика направлена на регулирование валютного курса покупкой и продажей иностранной валюты. При падении курса национальной валюты центральный банк страны обычно про­дает на валютном рынке крупные суммы иностранной валюты, что приводит к повышению курса национальной валюты в отношении иностранных валют и, наоборот, скупка иностранной валюты влечет за собой падение курса национальной валюты. В Российской Федерации валютная политика направлена на обеспечение устойчивости рубля (валюты Российской Федерации) и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрес­сивного развития национальной экономики и международного эко­номического сотрудничества. Действенным инструментом реализации валютной политики яв­ляется валютный контроль. Валютный контроль — деятельность государства, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осу­ществлении валютных операций. Основные направления валютного контроля следующие: - определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; - проверка выполнения резидентами обязательств в иностран­ной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рын­ке России; - проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; - проверка полноты и объективности учета и отчетности по ва­лютным операциям, а также по операциям нерезидентов в ва­люте Российской Федерации. Инвестиционная политика связана с созданием условий для при­влечения Отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государствен­ного управления и управления финансами хозяйствующих субъек­тов. Главная задача этой политики заключается в создании условий. Для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убега­ли» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала. Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Кон­ституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, мигра­ционную, финансовой помощи отдельным социальным группам насе­ления и др. Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных платежей. Политика в сфере государственного долга направлена на укреп­ление позиции Российской Федерации как заемщика, обеспечение гарантированного выхода на международные финансовые рынки на благоприятных условиях, снижение долговой нагрузки на бюджет; оптимизацию структуры долга, позитивное влияние на макроэко­номику. Для российской политики в сфере государственного долга наи­более значимыми являются следующие обстоятельства: - высокий удельный вес внешнего долга в форме задолженно­сти перед правительствами иностранных государств и между­ народными финансовыми организациями; - неравномерный характер погашения внешнего долга, наличие пиков платежей; - достаточно высокая стоимость обслуживания государственного внешнего долга; - неконтролируемые риски корпоративных и региональных за­имствований (Объем заимствований российских корпораций на зарубежных финансовых рынках весьма значительный и составляет около 27 млрд. долл. США. Суммар­ный объем долга субъектов РФ достигает 218 млрд. руб. (2 % к ВВП)); - наличие неурегулированной части долга бывшего СССР; - высокая стоимость так называемых «связанных» кредитов; - значительные косвенные расходы по займам международных финансовых организаций; - использование отдельными странами-кредиторами долга быв­шего СССР в качестве рычага воздействия на Российскую Федерацию. Наряду с государственной политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей веде­ния бизнеса. Цели финансовой политики конкретного предприятия индивидуальны, так как существуют различные интересы в вопро­сах формирования и использования прибыли, выплаты дивидендов, регулирования издержек производства, увеличения имущества и объемов выручки от реализации.
Заключение Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормального организованного потока денежных средств между государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отношения между гражданами и юридическими учреждениями (фирмами, акционерными обществами, агропроизводителями, институтами культуры и т.д.). Через финансовый механизм государство (правительство) реализует все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за функционирующими производительными и финансовыми структурами. В ходе выполнения этих функций финансы используются в качестве индикатора роста национальной экономики, роста благосостояния, а также как инструмент устранения негативных моментов в экономическом росте. Они стимулируют снижение издержек производства и их конкурентоспособность на мировом рынке, формируют структуру производства, межотраслевые и территориальные пропорции.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.
Список используемой литературы 1. Бюджетное послание Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2007 году» от 30 мая 2006 года. 2. Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: В 2 т.М.: Международные отношения, 1994. 3. Галицкая С.В. Финансы. - М.: Эксмо, 2006 4. Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. 5. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под редакцией Красавиной Л.Н., М.:, Финансы и статистика, 1994г. – 297с. 6. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник для вузов / Под редакцией Круглова В.В., М.: Инфра-М, 1998г. – 476с. 7. Официальный сайт Министерства финансов РФ www.minfin.ru 8. Под редакцией Ковалёва В.В. Финансы: учеб.-2-е изд.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 9. Финансовый портал www.RUMONEY.ru 10. Финансы: Учебник / Под ред. В.М. Родионовой, М.: Финансы и статистика, 1993г. – 400с. 11. Финансовая газета. № 43, 1994 г. 12. Экономическая теория: Учебник/ Под редакцией Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2001г. – 637с. 13. Экономическая тория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева – М.: Гуманит. Изд., Центр ВЛАДОС, 2003г. – 640с. 14. Экономическая теория: Учебник/ Под редакцией Л.С. Тограсевича. – СПб: Питер, 2001г. – 464с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.