Реферат по предмету "Философия"


Философия, круг ее проблем и роль в жизни общества

План. 1.Введение 2. Исторические подходы к понятию «философия» 3. Своеобразие философского познания 4. Предназначение философии 5. Заключение

1.Введение. Философия прошла длительный путь развития, в процессе которого менялась как ее форма, так и ее содержание. И тем не менее, философия всегда оставалась философией, то есть на всем протяжении своего развития, во всех школах, течениях и направлениях она сохраняла свой собственный характер, свою специфику. Философия настолько сложна и многообразна, что дать ей однозначное определение не возможно. Справедливо считал Гегель, что как бы не различались философские системы, все они остаются философскими системами. Современная философия является продуктом длительного многовекового развития. Философия зародилась в связи с культурным переворотом еще в Древней Греции VIII-V в.в. до н.э. и явилась его составным элементом. Древнегреческая философия сразу же выступила как рациональная, теоретическая система, основанная на имеющихся в то время конкретных знаниях о природе и человеке, обществе. Сила и значение философии не столько в чисто логической доказательности, сколько в глубине ее положений, в способности ставить новые проблемы, достигать лучшего понимания важных сторон человеческого бытия и человеческой деятельности, наконец, в способности быть источником и стимулом дальнейшего движения философской мысли и методологическим средством научного познания и практико-преобразовательной деятельности. Философию можно определить как учение об общих, универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру. Это и определяет основные проблемы, находящиеся в центре философского осмысления. 2.Исторические подходы к понятию «философия». Философия– одна из древнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Наиболее известные дошедшие до нас философские системы возникли около 2,5 тыс. лет назад в странах Древнего Востока (Индия, Китай), но наивысшего развития философия достигла в Древней Греции. Сам термин «философия» произошел от двух греческих слов – «любовь» и «мудрость» - и означал любовь к мудрости. По некоторым данным слово «философ» впервые употребил греческий мыслитель и математик Пифагор (около 580 – 500 г. г. до н. э.). Первое истолкование философии, принадлежало греческому философу Платону (427 – 344 г.г. до н. э.). А первую попытку выделить философию из всего объема знаний и определить ее специфику предпринял греческий философ Аристотель (384 – 322 г.г. до н. э.). В своем развитии философия проходит длительный путь становления. Человек в процессе эволюции начинает выделять себя из окружающего мира природы и тем самым осмысливать как свою уникальность, так и уникальность окружающего мира, противостоящего ему и отличающегося от него. Происходит и изменение в понимании предмета философии. Так, смысл философии Пифагор и другой древнегреческий философ Гераклит видели в поиске истины, Платон – в познании вечных и абсолютных истин, по мнению его ученика древнегреческого философа Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего, первоначал и первопричин бытия. Еще большее разнообразие в понимании своего предмета обнаруживает философия в XIX–XX вв., представленная множеством школ и направлений, предметом исследования которых являются различные стороны бытия, познание человека и его существования. Ко времени возникновения философии уже существовали мифология и религия как две основные формы общественного сознания и два основных вида деятельности интеллектуалов того времени. Мифология и религия явилась предпосылкой, предтечей философии, они, в известной степени, своими отдельными компонентами подготовили появление философии. Мифология была формой общественного сознания, способом понимания природной и социальной действительности на ранних ступенях общественного развития. Мифы - это архаические повествования о деяниях богов и героев, за которыми стоят фантастические представления о мире, об управляющих ими богах и духах. Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры человечества объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Миф выполнял разнообразные функции. С его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим, формировались коллективные представления о того или иного народа, обеспечивалась духовная связь поколений Особенность мифов заключалась в том, что все в них было представлено в виде фантастических образов и существ. Говоря о мифе, как о предтече философии, важно отметить, что миф явился первой формой миропонимания, понимания общих основ мироздания и жизни человека. Религия была особой формой общественного сознания, в которой происходит удвоение мира на земной, посюсторонний и небесный, сверхъестественного мира. В то же время религия включает в себя достаточно большой объем знаний, которые в целом представляют собой обобщенную и, в известной степени, законченную картину мира и места в ней человека. Таким образом, ко времени появления философии уже сложилось обобщение и, в известной степени, целостное понимание мира и места в нем человека, правда, в мифологической и религиозной формах. Далее в культуре Древней Греции возникла мощная потребность в рациональном, теоретическом осмыслении мира и места в нем человека, потребность в рациональном мировоззрении. Именно эта потребность и явилась стимулом, движущей силой становления античной философии. С одной стороны, возникновение философии было связано с сохранением традиций мифологии и религии в деле обобщенного понимания мира и места в нем человека, с другой стороны, философия явилась принципиально иным типом сознания, в основе которого лежал разум, интеллект, логика, система доказательств. В отличие от мифологии философия говорила не о мифическом, а о реальном мире, а религия она опиралась не на веру, а на знание. 3.Своеобразиефилософскогопознания. Своеобразие философии заключается в том, что уже в античный период стали формироваться отдельные разделы философии. Важнейшим разделом античной философии была теория бытия, выступающая в виде космологической теории, и уже тогда сформировался так называемый онтологический тип философии, который еще называется натурфилософией. В философии известны два метода познания: диалектический, рассматривающий явления, предметы, процессы материального мира в тесном единстве, взаимодействии, развитии всех его сторон, и метафизический, рассматривающий явления и предметы материального мира вне их взаимодействии в неподвижном, статическом состоянии. Многие древнегреческие философы стремились критически осмыслить процесс познания, пути и способы получения нового знания, закладывая тем самым основы теории познания (гносеологии) и методологии. Таким образом, уже в Древней Греции философия стала приобретать характер специфического вида знания. Однако отделение философии от других видов знания не закончилось в тот период. Процесс дальнейшего развития философии не только обогатил ее содержание, но и внес существенные изменения в саму природу философского знания.
Выделившись из мифологии и религии, философия включала в себя содержание конкретных научных дисциплин и представляла собой так называемое совмещенное знание. Поэтому в дальнейшем встал вопрос об отделении философии от науки. После культурного переворота в Западной Европе (в XVI-XVII в.в.), начинает формироваться новый тип философии, который ставит перед собой задачу осмысления не только бытия, сколько сущности научного познания. На первом месте были проблемы теории и методологии научного познания, но в творчестве крупнейшего философа XVIII века И.Канта, философия приобретает в основном теорико - познавательный (гносеологический) характер.
На протяжении всего XIX века, философы стали разрабатывать теоретические концепции не мира, а отношения человека к миру (практический, познавательный, оценочный), и в философии сформировалось три основных раздела: праксеология, гносеология и методология, аксеология. Это произошло на рубеже XIX-XX веков. На протяжении этих столетий философия преодолела характер совмещенного знания и приобрела только ей свойственную специфику, т.е. она превратилась в рациональную и универсальную теорию, не содержащую в себе материала частных научных дисциплин. Это не значит, что философия утратила связь с реальностью и превратилась в абстрактную теорию, оторванную от жизни. Эта связь не только не была утрачена, но, напротив, она расширилась, стала более органичной, многогранной и полной. С VI в. до н.э. и конца XIX в. философия представляла собой систему фундаментальных и всеобщих, а следовательно, неизменных принципов мира и места в нем человека. Это был специфический тип мировидения, свойственный не только философии, но и науке, религии, литературе и искусству, т.е. всей интеллектуальной деятельности. Все интеллектуалы того времени стремились осознать нечто непреходящее, вечное, нетленное. Истоки кризиса такого мировоззрения относятся к началу XIX века и связаны с разработкой философами проблем диалектики и, прежде всего, принципа относительности- этого главного врага всего нетленного, вечного и неземного. Наука в этом отношении отстала от философии. В естествознании, социологии и истории на протяжении всего XIX века шли безуспешные поиски всеобщих и неизменных законов природы и общества. Основой всего этого стал принцип относительности, уже в XX веке, и это было основой всей интеллектуальной деятельности. Соответственно и интерес современных философов направлен не на вечное и неизменное, а на сложный, противоречивый и изменчивый мир человека и его отношения к столь же сложному, противоречивому окружающему миру. При всей общности философского знания оно остается внутренне не однородным, включающим в себя различные типы и формы. Различные философские системы связаны с различными формами общественного сознания, как: религиозная, научная, этическая, идеологическая и т.д. В соответствии с этим в процессе развития философии сложились следующие ее типы:научный, религиозный, нравственный, культурологический, политико-идеологический и другие. В рамках любого из перечисленных типов философского знания можно изучать любую сферу реальности или последнюю в целом, но с различных точек зрения, вскрывая при этом как различные стороны реальности, так и различные аспекты отношения человека к окружающему миру. В то же время одни и те же философские положения в разных концепциях могут приобретать онтологический, логический, гносеологический, методологический смыслы. Онтологическая форма философии или просто онтология, опираясь на ту или иную форму общественного сознания, стремиласьсоздать теоретическую концепцию действительности. В рамках научного типа философии онтология, опиралась на данные всех частных наук, разрабатывала теоретические концепции природы и общества и была теснейшим образом связана с возможностями научного энциклопедизма. С кризисом энциклопедизма онтология в рамках научного типа философии утратила всякий смысл, но сохранила свое значение во всех остальных типах философского знания. А логическая, гносеологическая, методологическая формы философии сходны между собой, прежде всего в том, что они связаны с пониманием природы научного познания, к которому они подходят с различных сторон. В рамках логической формы философии анализируется структура научного знания, т.е. понятия и их многообразные связи, типы и виды этих связей. Гносеология ставит перед собой задачу осмысления процесса научного познания, движения от незнания к знанию и его общие закономерности. Методология стремится осмыслить наиболее эффективные и результативные пути научного познания. Эта форма философии носит нормативный характер, она отвечает на два фундаментальных вопроса - что и как должна изучать наука. В основе любой методологической концепции лежит исследовательская программа. Так, например, если марксова методология ориентировала обществоведов на изучение законов социального развития, то неокантианская – на исследование исторического индивидуального, неповторимого. Степень научности философии зависит не только от ее соотношения с наукой, но и от метода философского познания, т.к. философия имеет свой метод, не тождественный методу конкретных научных дисциплин. 4. Предназначение философии. Сила и значение философии является не столько в чисто логической доказательности, сколько в глубине ее положений, в способности ставить новые проблемы, достигать лучшего понимания важных сторон человеческого бытия и человеческой деятельности, наконец, в способности быть источником и стимулом дальнейшего движения философской мысли и методологическим средством научного познания и практико-преобразовательной деятельности. Как и в других науках, в философии нераздельны интуиция и логически мыслящий разум. Философия стремится к такой логической доказанности своих положений, которые подтверждаются совокупным практическим опытом человечества. Более того, положения естественных наук не зависят от субъективного фактора, психологически-эмоциональных и культурных характеристик исследователя, а философия, напротив, стремится к такой выстроенности своего знания, которая обязательно обладает глубокой мировоззренческой убедительностью при сохранении важности рациональных доказательств. Назначение философии — поиск удела человека, обеспече­ние его бытия в причудливом мире. Назначение филосо­фии состо­ит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспече­нии его совершенствования. Изучение философии — дело благо­род­ное хотя бы уже потому, что с нею намного труднее стать «обезья­ной цивилизации», чем без нее.
5.Заключение. Философия выявляет и вырабатывает смыслы человеческих дея­ний, по­ступков, формирует стратегические цели. Именно в этой области реализуют­ся практические потенциалы филосо­фии. За бездумные поступки людей, либо стремящихся к сию­минутным удовольствиям, либо просто не умеющих предвидеть последст­вия своих действий, философия не несет ответственно­сти. Фи­лософы сознательно выступают против засилья легкомыс­лия, отказа от всестороннего анализа состоятельности намечае­мых планов практических действий и столь же основа­тель­ного рас­смотрения последствий уже сделан­ного.
Философия поступка находит свое наиболее яркое выраже­ние в морали человека, в его этических ценностях. Практичность фи­лософии состоит в ее этической направленности, в морально­сти. Нет ничего практичнее, мораль­нее, чем хорошая филосо­фия. Человек — существо моральное, он призван жить по за­ко­нам морали, которые осмысливаются в этике, а не по зако­нам джунглей.

6. Список используемой литературы. 1. Алексеев П. П., Барунин В. С. Актуальные проблемы философии. - М., 1989. 2. Корявко Г. Е. Философия как форма общественного сознания - Очерки теории и истории. - М., 1990. 3. Миголатьева. Философия. Ее роль в жизни человека // Философские науки. – 2001. 4. Философия. / Под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова. – М., 2003. 5. Введение в философию. Учебник для вузов. В 2 – х. ч. /Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1990. 6. Философия. Учебник. / Спиркин А.Г. – М., 1991.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Значение питательных веществ кормов для животных
Реферат Журнальная реклама: лингвокультурный и гендерный аспекты (на материале русского и английского языков)
Реферат Севильский цирюльник. де Бомарше Пьер Огюстен
Реферат Изменения в системе органов государственной власти и управления в период буржуазно-демократических
Реферат Социально–культурные проблемы развития России
Реферат Военная держава Египта эпохи XVIII-й династии. Завоева-тельные походы Тутмоса III-го
Реферат Особенности развития личности по Э.Эриксону и исследование эго-идентичности и ролевого смешения в подростковом возрасте
Реферат Актуальные проблемы социального проектирования в России
Реферат Обломов - типичный представитель поместного дворянства в дореформенной России
Реферат Проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе
Реферат Экономическое положение Амурской области
Реферат Управление качеством продовольственных товаров
Реферат Kate Chopin Essay Research Paper Kate ChopinKate
Реферат Alcoholism Symptoms Causes And Effects Essay
Реферат «Метод учебных проектов»