Реферат по предмету "Философия"


Общечеловеческие ценности и интересы

План реферата: 1.Введение 2.Понятие и природа ценностей 3.Теории ценностей в философии 4.Нравственные ценности
5.Классификация ценностей в современном мире
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7. ЛИТЕРАТУРА 1.Введение Общество представляет собой сложную систему различных общественных отношений. Общественные отношения подразделяются на материальные и духовные. Материальные отношения складываются вне нашего сознания и существуют независимо от него. Духовные же отношения формируются, предварительно проходя через сознание людей. Связь между ними носит опосредованный характер: материальные отношения, отражаясь в общественном сознании, порождают определенные духовные ценности, которые являются основой духовных отно­шений. Духовная жизнь может быть наполнена богатым содержа­нием, что создает благоприятную общественную атмосферу, хо­роший морально-психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловырази­тельной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность. Основные элементы духовной жизни — духовные потребности людей, духовная деятельность по созданию духовных ценностей, духовное потребление и духовные отношения между людьми. Основу духовной жизниобщества составляет духовная деятельность. Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства, обра­зы и представления о природных и социальных явлениях. Резуль­татом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и рели­гиозные воззрения. Особым видом духовной деятельности является распростра­нение духовных ценностей с целью их усвоения возможно боль­шим числом людей. Результатом такой деятельности является формирование духовного мира людей, а значит, обогащение духовной жизни общества. Побудительными силами духовной деятельности выступа­ют духовные потребности — внутренние побуждения челове­ка к духовному творчеству. Они объективны по содержанию, т.е. обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни лю­дей и выражают необходимость духовного освоения ими окру­жающего их социоприродного мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как прояв­ления внутреннего мира людей, их сознания и самосознания. Существенной стороной духовной жизни является духовное потребление. Предметы духовного потребления, будь то произ­ведения искусства или моральные и религиозные ценности, формируют соответствующие потребности. Производство и потребление духовных ценностей опосреду­ется духовными отношениями. Выделяются такие виды духовных отношений, как поз­навательные, нравственные, эстетические и другие. Духовные отношения — это, прежде всего отношения интеллекта и чувств человека к тем или иным ценностям и, в конечном сче­те — ко всей действительности. Установившиеся в обществе духовные отношения проявляются в повседневном общении лю­дей, в том числе семейном, производственном, национальном и т.д. Они создают как бы интеллектуальный и эмоциональный фон межличностного общения и во многом обусловливают его содержание. Прежде чем говорить о проблеме ценностей, следует, хотя бы кратко остановится на феномене свободы человека, как базового понятия, определяющего суть ценностного подхода. Свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями. В русском языке термин «свобода» употребляется, прежде всего, в значении «свобода от», т.е. отсутствие внешнего принуждения, гнёта, ограничений и т.д. Понятие «воля» имеет более широкое значение, которое оформилось примерно в 15-16вв. в Московском государстве. С одной стороны, «вольница» отнюдь не означала автономии личности, а напротив, заменяла её авторитетом группы, что является в определённом смысле несвободой. С другой стороны, в воле есть и своё желание, и повеление природы, степи, дали, что так характерно для русского восприятия мира. Понятие свободы закрепилось в христианстве как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможности для человека свободного выбора на пути к Богу. Однако реализация этой идеи оказалась в противоречии с идеалами равенства и справедливости. Вместе с тем очевидно, что игнорирование необходимости чревато произволом и вседозволенностью, анархией и хаосом, что вообще исключает свободу. Следовательно, свобода есть нечто большее, чем учёт объективной необходимости и устранение внешних ограничений. Гораздо более существенна внутренняя свобода, «свобода для», свобода в выборе истины, добра и красоты. В рамках «свободы от» вполне резонна формула: «Разрешено всё, что не запрещено». Но по сути дела – это логика раба, оставшегося без надсмотрщика. Существеннейшей характеристикой свободы является её внутренняя определённость. Человек не имеет никакое общественное устройство, если оно не учтёт выгоды его быть личностью и иметь свободу для её реализации. 2.Понятие и природа ценностей. Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios — цен­ность и logos — учение). Но прежде чем сло­житься в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась. В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики вклю­чались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись отбытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. Уже в античной философии имелись разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, на­пример, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов, все ценности индивидуальны и относительны. Это вытекало из их основного те­зиса: «человек есть мера всех вещей». Попытка дифференцирован­ного подхода к ценностям содержится в философии Аристотеля, который, с одной стороны, признает самодостаточные ценности, или «самоценности», к которым, в частности, относится человек, счастье, справедливость ит.д. Но вместе с темон утверждает иот­носительный характер большинства ценностей, ибо разные веши кажутся ценными детям и мужам, добрым и мудрым людям. Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В Средние пека они связываются с божественной сущностью, приобретают ре­лигиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых обще­ственных отношения во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей. Впервые понятие «ценность» в специальном, узком смысле употребил И. Кант. Предпосылкой аксиологии у нею является раз­ведение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности — это требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед чел о пеком; значимость тех или иных факторов для личности. Особое внимание Гегель уделяет разграничению ценностей на экономические (утили­тарные) и духовные. Первые выступают как товары и характеризу­ются со стороны их «количественной определенности». Эти ценности всегда относительны, т.е. зависят от спроса, «от продажи, от вкуса публики». Во втором смысле ценности связыва­ются со свободой духа, и все, «что имеет ценность и значимость, — духовно по своей природе».
3.Теории ценностей в философии. После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследовании сформиро­валось несколько типов теорий ценностей. От­метим лишь некоторые из них. 1. Натуралистический психологизм (представлен трудами Дж. Дьюи, 1S59—1952) рассматривает ценности как объективные факторы ре­альности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связы­вает с биологическими и психологическими потребностями челове­ка. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.
2. Аксиологический трансцендентализм (В. Виндельбанд, 1848— 1915; Г. Риккерт, 1863—1936). Здесь ценность — не объективная ре­альность, а идеальное бытие. Ценности рассматриваются как не зави­симые от человеческих желаний. Это добро, истина, красота, кото­рые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценность, таким образом, — это не реальность, а идеал, носителем которого является «сознание вообще, т.е. трансцендентальный (потусторон­ний, запредельный) субъект. Кроме того, ценности рассматриваются в этой концепции как нормы, которые не зависят от человека и об­разуют общую основу конкретных ценностей и культуры. 3. Персонашстический онтологизм. Наиболее видный представитель этого направления М. Шеяер (1874- 1928) утверждал объективный характер ценностей. По em мнению, они образуют онтологиче­скую основу личности. Но ценности, находящиеся в предметах, не следует отождествлять с их эмпирической природой. Познание ценностей и их созерцание основано, в конечном счете, на чувстве любви или ненависти. Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем. В этом смысле наименее долговечными явля­ются ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами. Более высокие ценности — это ценно­сти «прекрасного» и «познавательные» ценности. Пчелей ценно­стью является ценность «святого», идея Бога, а любовь к Богу рас­сматривается как высшая форма любви. Bcе ценности имеют по­этому свою основу в ценности божественной личности. 4. Социологическая концепция ценностей. Основатель этой концепции М. Вебер. С его точки зрения, ценность—это норма, которая имеет определенную значи­мость для социального субъекта. В этой связи он особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в разлитии общества. В современном мире также существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. 4.Нравственные ценности. Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей и идей. Первой ценностью является сам человек во всём многообразии его жизни и деятельности. Это представление возникло не сразу, а стало итогом довольно длительной эволюции общественного сознания. Убеждение, что каждый человек самоценен независимо от его возраста, пола, расы и нации, происхождения и т. п., возникало и укреплялось либо в сравнении человека с высшей ценностью (Бог, Дух), либо в силу действия общих закономерностей жизни общества. Так, в буддизме равенство людей и признание их ценности происходило вследствие того, что всё рождённое обречено на страдание и должно преодолеть его и обрести нирвану. В христианстве ценность человека усматривается в возможности искупления греховности и обретения вечной жизни во Христе, а в исламе ценность человека – в отдаче себя Аллаху и исполнение его воли. Ценность человеческой личности в определённом смысле выше всего того, что делает или говорит данный человек. Её нельзя свести к труду или творчеству, к признанию со стороны общества или группы людей. Вторым феноменом мира ценностей являются вещи, производимые человеком на протяжении всего исторического пути. Мир вещей охватывает всё – от древнейших пирамид до суперсовременных компьютеров и ускорителей, космических аппаратов и полимеров. Этот мир материальной культуры, созданный людьми для удовлетворения своих потребностей представляет как бы «неорганическое тело» человека, многократно усиливая его мощь, опредмечивая его способности и таланты. Вещественный мир стал «второй природой» человека и неслучайно ценностное отношение к нему является достаточно точным критерием ценности самого человека. Вопрос о соотношении ценности человека, его жизни, здоровья и его имущества всегда был центральным для любой мировоззренческой системы. Все религии сурово осуждают стремление к накоплению материальных ценностей, алчность. Сущность проблемы ценности и оценки мира вещей состоит в том, чтобы уяснить пределы этого мира и его влияния на развитие человека. Очевидно, что люди не могут обходиться каким-то минимумом вещей, а идеалы аскетизма никогда не имели широкого распространения. Столь же очевидно, что нет и верхнего предела насыщения вещами, а их количество все умножается. Более того, одной из причин острого экологического кризиса является накопление отбросов человеческой цивилизации, которые не могут быть ею утилизированы. Переработка ресурсов планеты в вещи идет ускоренными темпами, что порождает, с одной стороны, серьёзную озабоченность ученых и политиков, а с другой стороны, массовые движения за отказ от беспредельного потребления и добровольное самоограничение. Распространённое мнение, что богатство развращает человека, губит его, а бедность способствует моральному очищению, рождалось и поддерживалось в моменты острых социальных катаклизмов, при резкой поляризации общества. Не зря все мировые религии, особенно в начале своего возникновения, были религиями бедных, обездоленных, угнетённых. Они проповедовали отказ от тленных земных богатств и стремление к вечным небесным ценностям. Позже, когда церкви сами стали собственниками и владельцами значительных богатств, отношение к миру вещей несколько изменилось. Атеисты, не уповая на жизнь вечную, призывали всячески пользоваться благами земными. Вещи сами по себе в ценностном отношении нейтральны. Людям приходится постоянно оценивать новые явления в жизни человека и общества и соотносить их с традиционными системами ценностей. В полной мере это относится и к системе духовных ценностей. Духовные ценности – это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в теории ценностей, которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. Речь идёт прежде всего о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считают высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей. Что касается моральных ценностей, то здесь основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни. В истории человечества было несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные системы ценностей.
5.Классификация ценностей в современном мире. В литературе существуют разные способы и принципы классифи­кации и иерархии ценностей. Так, выделяют ценности-цели, или выс­шие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). Говорят о ценностях положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно выделять материальные и духовные ценности и т.д., но все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека.
Однако, несмотря на различные формы дифференциации цен­ностей и их релятивный характер, имеется самая высшая и абсо­лютная ценность — это сам человек, его жизнь. Эта ценность долж­на рассматриваться только как ценность-цель, и никогда к ней не должно быть отношение как к ценности-средству, о чем так убеж­денно писал Кант. Человек — это самоценность, абсолютная цен­ность. Он является субъектом ценностей и ценностного отношения, и сама постановка вопроса о ценностях вне человека лишается смысла, если, конечно, не впадать в мистические спекуляции. Такую же ценность представляют и социальные общности, и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. Основа этого заключена в социальной сущности человека и выте­кающей отсюда диалектике общества и личности. Помимо этого к высшим ценностям следует отнести такие «пре­дельные» и наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т.д. а) Высшие ценности. Этот тип ценностей оказывает первостепенное влияние на социализацию личности. Их реализация по существу тождественна реализации самого глубинного слоя структуры личности. Без этого не только не может состоятся личность, но и сама жизнь для большинства бу­дет невыносимой. Люди, не нашедшие по каким-то причинам, например, смысла жизни или не имеющие возможности реализо­вать его так же, как и другие высшие ценности, часто приходят к выводу о несостоятельности самой жизни, а порой кончают и тра­гедией. Эти ценности бытия выступают как важнейшие потребности (метапотребности), и они настолько значительны для личности, что их подавление порождает даже определенный тип патологий души, которые происходят, например, от постоянного проживания среди лжецов и потери доверия к людям. С проблемой высших ценностей и прежде всего смыслом жизни связана и проблема «экзистенциального вакуума». В экзистенциаль­ном вакууме оказывается человек, запутавшийся в ценностях или не нашедший их. Это состояние особенно распространено в наши дни. Традиционные и устоявшиеся ценности быстро разрушаются, и не только молодым, но и умудренным жизнью людям часто не ясно, для чего жить, к чему стремиться, чего хотеть. Экзистенци­альный вакуум, связанный с потерей смыслообразующих ценно­стей, с недостатком смысла жизни, имеет значительное отрицатель­ное влияние на качество социализации личности и часто ведет к развитию неврозов. Постоянный спутник и форма проявления экзистенциального вакуума — скука. В наше время скука часто ставит гораздо больше проблем, чем даже нужда. Это объясняется тем, что нужда толкает человека к действию, активности по ее преодолению, скука же часто приводит к бегству от реальности: пьянству, наркомании, а порой и к суициду или к антисоциальному, отклоняющемуся поведению. б)Ценности-средства. Специфические ценности. На социализацию личности воздействуют не только высшие ценности. Немаловаж­ное значение в этом процессе имеют и ценности-средства, которые выступают как промежуточные ценно­сти. Они подчинены высшим ценностям и обусловлены ими. Без ценностей-средств не достижимы никакие цен­ности-цели, но вместе с тем никакие самые благородные цели не оправдывают дурных средств. Следующий аспект рассматриваемой проблемы касается того, что различные социокультурные типы общества имеют специфиче­ ские ценности. Возьмем, например две наиболее значительные в истории человечества ценностные противоположности: восточную и запад­ную. Каждая из них отражает ценности, связанные со спецификой образа жизни соответствующего общества. Так, для восточной тра­диции характерно утверждение единства общества и человека, гос­подство таких норм и правил поведения личности, как справедли­вость, гуманность, искренность, человечность, уважение к родите­лям и старшим. Для западной же традиции характерным является противопоставление личности и общества и приоритет индивидуальных ценностей над общественными. Следовательно, для нормального развития личности следует изменять и себя, и социальную среду, мир. Личность, ценностные ориентации которой связаны только с изменением себя, только лишь с приспо­соблением к социальной среде, обречена на конформистское пове­дение. Абсолютизация же ценностей индивидуализма ведет к отчу­ждению личности от общества. Сравнительный анализ ценностей западной и восточной куль­тур на современном этапе их развития показывает, что в западной культуре в качестве первичных выступают такие ценности, как индивидуальность, деньги, эффективность, первенство, агрессив­ность, уважение к молодежи, равенство женщин в обществе. В восточной культуре на первом месте находятся коллективная от­ветственность, скромность, уважение к старшим, патриотизм, материнство, авторитаризм. В каждом типе культуры имеются свои достоинства и недостатки. Наша задача поэтому состоит в том, чтобы на основе своей собственной культуры, традиций и менталитета аккумулировать все лучшее, что имеется как в западном, так и восточном типах культуры. в) Рыночные ценности. Влияние рыночных ценностей социализацию личности – актуальная и важнейшая для нас сегодня проблема. Наше общество переживает ответственный исторический этап – становление рыночных отношений. Он связан с изменением не только экономических отношений, но и всей системы социальных отношений, которая зиждется на них. Меняется весь образ жизни людей, и это, конечно, не может не вести к изменению ценностных ориентаций, мотиваций поведения и всего процесса социализации личности. В условиях господства рыночных отношений личность нередко теряет свои высшие ценности, составляющие смысл её жизни. А это ведет к образованию экзистенциального вакуума. Сами по себе рыночные отношения и связанные с ними цели и ценности не могут иметь самодовлеющего значения, т.е. выступать как высшие ценности. Это всегда лишь ценности- средства для собственного развития человека. Последующие цели материального обогащения рыночные ценности, конечно, необходимы. Но за ними всегда стоят (и не должны забываться) более основополагающие ценности духовного развития личности. Немаловажная роль по их утверждению в жизни принадлежит философии. г) Иррациональные и псевдонаучные ценности. Сегодня в нашем обществе все шире распространяются иррациональные и псевдонаучные ценности. Наличность систематически обрушивается лавина информации, содержание которой связано с псевдонаукой (мистика, оккультизм, астрология, магия, колдовство и т.д.). В таких условиях непроизвольно, на бессознательном уровне формируется некритическое мышление и восприятие действительности. Рационализм заменяется иррационализмом, любой функциональный миф считается рациональным. Формируется тип сознания, вкотором реальные противоречия не принимаются в расчет, принцип объективности подменяется субъективизмом, логика разума заменяется верой и внушением. Налицо, таким образом, основные признаки мифологического мышления.
В заключение нужно отметить, что одной из важнейших тенденций развития современной философии является все большее внимание к человеку, к проблемам его бытия в мире и к его внутреннему миру. И очевидно, это не случайно, потому что, в конце концов, общая задача философии как раз и должна заключатся в том, чтобы рационально- практическим способом соединить человека с миром, т.е. сделать человека реальным представителем и субъектом мира, а мир действительно человечным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая все выше сказанное, можно сделать следующие выводы. Свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в то же время тяжким бременем. Всё изложенное даёт основание сформулировать понятие духовности человека, которое в светской философской традиции рассматривается, во-первых, как относительная автономность человека, его независимость от внешних влияний, а во-вторых, как то, ради чего стоит жить и отдать жизнь в случае необходимости. Духовность – это синтез Истины, Красоты и Добра с акцентом на последнем, ибо его человек способен творить сам. В христианской философии это выражается триадой Веры, Надежды, Любви и обнимающей их Софии, - т.е. мудрости. При всех зигзагах мировой истории человечество движется по пути гуманизации отношений людей, утверждения общечеловеческой системы ценностей, признания ведущей роли личности в прогрессе. Таким образом, понятия личности, свободы, ценностей обогащают и расширяют наше представление о человеке, его прошлом, настоящем и будущем. 7.Использовавшаяся при подготовке реферата литература: 1. Здравоносков А.Г. «Потребности. Интересы. Ценности». 2. Арефьева Г.С. «Общество как объект социально- философского анализа». - М. 1995 г. 3. Франк С.Л. «реальность и человек». – М. 1997 г. 4. Калмаков В.Н. «Основы философии». – М. 2003 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Скорость химической реакции
Реферат Первый опыт работы (english)
Реферат Анализ финансового состояния предприятия связи на примере Алданского улусного узла почтовой с
Реферат Объекты и пределы административно-правовой охраны окружающей среды
Реферат Потребительские свойства и ассортимент женской кожаной обуви на примере магазина Carlo Paz
Реферат Вооружение и тактика восточных и западных монголов в эпоху позднего средневековья (XVII в.)
Реферат Понятие и функции эмоций
Реферат Актуальні проблеми реформування сучасної початкової школи
Реферат Вуглеводи 2
Реферат Лаперуз, Жан-Франсуа де
Реферат Сражение при Вошане
Реферат «Профессионально- педагогическая деятельность старшего вожатого в системе воспитательной работы школы»
Реферат Межпредметные связи в развитии школьного химического образования
Реферат Атеросклероз. Ишемическая болезнь сердца
Реферат Личность 6