1. Понятие общества.
Основной концепции общественного развития.
Общество — открытая материальная саморазвивающаяся система, содержанием которой является совокупность образующих ее людей, а также те связи и отношения, в которых, они находятся. Общественная жизнь как взаимосвязанное множество разнородных социальных процессов является объектом изучения многих социальных дисциплин (история, право, экономика, социология, этика и т.д.), а в сфере философского мышления ее содержание исследуется социальной философией, которая изучает состояние общества как целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой и окружающим миром в целом. Основу социальной системы составляет совместная деятельность людей по производству и воспроизводству условий, необходимых для существования человека, и самого человека как общественного существа.
Общественная жизнь как социальная материя является высшей формой движения материального мира. Общество возникло в результате эволюции природы и с самого начала своего существования характеризовалась как специфическая системная организация, отличающаяся от других материальных систем особой элементной базой. Она включает в себя материальное и духовное производство, различные формы общественных отношений, социальные общности, государственные учреждения, политические институты и т. д. Общество характеризуется также особым механизмом передачи информации и способом наследования. Но самое главное отличие социальной материи от других ее форм движения состоит в том, что она включает в себя не только материальные, но и духовные процессы, сознание, которые в своем взаимодействии определяют уровень и содержание общественной жизни.
Структурная характеристика общества предполагает не только выявление его элементной базы, но и определение места и роли каждого из этих элементов в его функционировании и развитии. Основными сферами жизнедеятельности общества являются материально-производственная, социальная, политико-управленческая и духовная. При взаимодействии этих сторон общественной жизни определяющей в социальном процессе является материально-производственная или экономическая, т.е. производство, распределение, обмен и потребление разного рода предметов и услуг. Материальное производство создает исходные условия для жизнедеятельности людей. Оно всегда носит общественный характер и определяет содержание общественных отношений, взаимоотношения людей в процессе их воздействия на природу, преобразования материала природы в предметы, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Однако в реализации общественных связей, в их качественных характеристиках ведущую роль играет духовная сфера. От того, на каком уровне понимания — сознательном или неосознанном — осуществляет человек свою деятельность, зависят ее результаты как в локальных, так и в глобальных масштабах. Общественная жизнь — это неразрывное единство материального и духовного, их взаимодействие и переходы одного в другое.
Общество — постоянно развивающаяся система. В своей эволюции оно последовательно проходило определенные закономерные этапы, которые в социальной науке фиксируются в экономически-формационных и в социокультурных цивилизационных критериях. Каждый новый этап формационных и цивилизационных процессов характеризовался освоением более высоких технологий, соответствующим им техническим обеспечением, усложнением социальной структуры, более широким масштабом взаимодействия с окружающей средой, определенными формами коллективной деятельности. Но главными показателями в развитии общества всегда являлись характер общественных отношений, уровень сознательности человеческого фактора и демократичности социальных структур. Отличительными чертами современного общества являются глобальные масштабы производства (материального и духовного), информационно-технологический способ воспроизводства всей системы общественных отношений, необходимость демократических форм жизнедеятельности, опережающего развития науки и духовной культуры в целом по отношению ко всем остальным сторонам его жизни.
Философское учение об обществе формировалось исторически и, как составная часть философии, прошло длительный путь развития. Так, уже в древнем мире были сформулированы многие важнейшие его положения. Древнегреческий философ Демокрит определял историю человечества как естественный процесс, а переход людей от дообщественного к общественному состоянию — «нуждой», которая ставила их на путь приобретения знаний, собирания запасов и т. д. Общественная жизнь, считал Демокрит, определяется равенством людей перед законом, верой в силу их разума, способностью познавать и разрешать сложные социально-этические проблемы. Другой мыслитель древности — Платон — разработал учение об «идеальном государстве» как разумном устройстве общественной жизни, пытался обосновать связь между справедливостью и человеческой природой. Важные идеи в области социальной философии были высказаны Аристотелем, который рассматривал общество как совокупность человеческих индивидов, объединенных для удовлетворения социальных инстинктов. В своем учении о человеке он выделял такие его черты, как духовность и нравственность, рассматривал общество как социальные и политические начала бытия. Этим закладывались основы учения об обществе как специфической сфере бытия, имеющей свои законы.
Для периода средневековья характерны теоретические поиски целостного обоснования мира, включающего общественную жизнь, на основе религиозных представлений. С этих позиций социальный мир определялся как бытие особого рода, как программа человеческой жизнедеятельности, смысловое содержание которой задает Бог. Наиболее явно эта позиция была выражена в учении Августина Блаженного и позднее у Фомы Аквинского. Августин писал, что вся история предопределена Богом, все пороки общественной жизни являются результатом грехопадения людей. Фома Аквинский, развивая эту мысль, утверждал, что человеческое общество изначально основано на неравенстве и люди должны мириться с этим. Неравенство людей является не только результатом грехопадения, а «угодно воле Бога», предначертано свыше.
В условиях нового времени мыслители, отвергавшие религиозные взгляды, считали, что общество возникло и развивается естественным путем. Разрабатывались концепции его договорной организации (Гоббс, Руссо и др.). Гражданское общество с этих позиций рассматривалось как совокупность индивидов, а его познание осуществлялось на основе механического описания объекта. Объективный идеалист и диалектик Гегель переносил реальный исторический процесс в сферу сознания и определял его как «прогресс духа в сознании свободы». Ступенями социального развития являются семья, гражданское общество и государство. Гражданское общество он рассматривал как «зависимость всех от всех», которая осуществляется на основе достижения социальных интересов. Он впервые попытался отразить историю человечества в виде необходимого процесса развития абсолютной идеи. Другой представитель немецкой классической философии — материалист Л. Фейербах — определял гражданское общество как совокупность индивидов, объединенных природной субстанцией. Движущей силой развития такого общества является любовь людей друг к другу. Проблемам общественной жизни большое внимание уделялось в русской социологической мысли (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, В. С. Соловьев и др.), которая традиционно была обращена к народу, пыталась обосновать пути его освобождения от крепостного рабства. В целом же социологическая мысль этого периода, выйдя на новый уровень рассмотрения общественных процессов и выдвинув отдельные рациональные положения, не смогла преодолеть рамки идеалистических и утопических представлений об обществе.
Новым этапом в разработке социальной философии явилась материалистическая теория марксизма, согласно которой общество — не простая сумма индивидов, а совокупность «тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».8 Рассматривая развитие общества как естественноисторический процесс, в котором действуют и проявляют себя специфические социальные законы, Маркс и Энгельс разработали учение об общественно экономических формациях, определяющей роли материального производства в жизни общества, решающей роли народных масс в общественном развитии и другие важные положения исторического материализма, дали ответы на вопросы, поставленные историей на повестку дня в период утверждения капитализма как ведущего для своего времени, но изначально обремененного антагонизмами общественного строя.
Для второй половины XIX и для XX в. характерны многообразные попытки объяснить социальную реальность с помощью конкретно-научного знания: географии, биологии, кибернетики, системотехники, синергетики, психологии и др. (Ф. Ратцель, Г. Спенсер, М. М. Ковалевский, М. Ве-бер, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.). В настоящее время предпринимаются попытки построить модель социальной системы на основе технико-технологической детерминации, характеризующейся нелинейными, бифуркационными и иными процессами, описываемыми в естественных и технических науках, абсолютизируются отдельные аспекты общественной жизни (концепции общества «управляющих», «среднего класс», «культурной динамики», «государства всеобщего благоденствия» и другие прикладные концепции). Вторая половина XX в. ознаменовалась философско-историческими и социологическими исканиями в связи с проблемой человека в современном обществе. В западной философии возникают многочисленные направления, акцентирующие внимание на различных сферах человеческой деятельности: коммуникативное, культурологическое, психологическое и др.; формируется философская антропология.
В 80-е гг. XX в. получают широкое распространение различные варианты постиндустриального общества: информационное (Е. Масуд, Дж. Нейсби), сверхиндустриальное (О. Тоффлер), технотронное (3. Бжезинский) и др. Их суть состоит в том, что в новых условиях решающим фактором общественного развития становится производство» распределение и потребление информации. Если в индустриальном обществе главную роль в его воспроизводстве играли вещественные и энергетические компоненты, то теперь определяющим ресурсом становится информация, ее объемы и качество. Информационные процессы, затрагивая все стороны общественной жизни, формируют принципиально новую основу всей системы жизнедеятельности, ее контроля и совершенствования.
В связи с этим в настоящее время остро встали вопросы дальнейшего развития общественно-исторической теории и практики применительно к реалиям сегодняшнего дня. Становление информационно-технологической цивилизации и глобальные трансформации на этой основе современного общества определили необходимость нового уровня их философско-методологического осмысления, что нашло свое отражение в формировании современной формы социальной философии, как теоретической модели развития нового общества.
2. МАТЕРИАЛЬНЫЕ, И ИДЕАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ
В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Общество как социальная форма движения материи определяется не только многообразием и сложностью составляющих его элементов, специфичностью их функций, но и наличием духовных процессов, которые взаимодействуют с материальными аспектами бытия, взаимопроникая друг в друга. Подразделение всех общественных явлений на материальные и идеальные является фундаментальной основой социальной философии, на базе которой возможно их целостное теоретическое осмысление. Материальные факторы — это материальное производство, воспроизводство самих людей, их отношение к природе, материальная сторона тех отношений, которые складываются между людьми — классовых, национальных, семейно-бытовых и др. Они составляют основу и содержание духовных процессов и потому являются первичными, определяющими по отношению к последним. Идеальные факторы в обществе — это его субъективная сторона, отражение объективных процессов в головах людей, осознание ими общественно необходимых потребностей. Они вторичны по отношению к факторам материальным, но играют ведущую роль в определении путей реализации назревших исторических задач.
Однако действительная субординация между материальными и идеальными факторами является отнюдь не прямолинейной и не однонаправленной. Материальные факторы лишь в конечном счете определяют идеальные процессы. Духовная жизнь общества, будучи многократно опосредованной различными отношениями, институтами, технологическими средствами и т. д., обладает относительной самостоятельностью и оказывает огромное обратное воздействие на всю систему общественной жизни. Сознание людей, если оно опирается на данные науки и здравый смысл, может опережать реальный ход событий, а в рамках отдельных исторических процессов определять возможную направленность и конкретные формы их реализации. Используя знания, человек в процессе общественно-исторической практики преобразует мир, творит новую действительность. Воплощаясь в конкретных результатах деятельности личности, идеальные факторы превращаются в материальные.
Понятия материальных и идеальных факторов, обоснование их диалектической взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопереходов раскрывают содержание социального детерминизма, являющегося важнейшей составной частью современной теории общественного развития. Если рассматривать наличие сознательной деятельности в историческом процессе, оказывается совсем не просто выделить системообразующий фактор — основу, на которой формировалось общество. Одни считают, что такой основой является духовная деятельность (Бога, абсолютной идеи, человека), другие — материальная деятельность людей. Не случайно долгое время среди философов господствовала точка зрения, что Жизнь общества складывается из поступков людей, т. е. сознательных действий, и поэтому все в ней определяется сознанием людей — мнения управляют обществом. При этом другую крайность составляло направление вульгарного материализма в социологии, сводившего все духовные процессы к материальной основе.
На самом деле в реальной жизни, будучи различными по своей природе, они неотделимы друг от друга, взаимодействуют и постоянно меняются местами. При этом закономерностью является возрастание роли духовного фактора в развитии общественной жизни. При таком подходе социальная философия представляет собой синтез собственно социальных знаний об обществе, о закономерностях его развития, и гуманитарных знаний о человеке, его сущности, человеческой субъективности. В таком своем содержании она является теоретической основой деятельности субъективного фактора, определения направленности реформирования современного общества.
Материальные и идеальные факторы — взаимообусловленные, но качественно разнородные процессы. Для науки важно выделить тот фактор, который в конечном счете является определяющим. С точки зрения материализма таким фактором является та сторона общественной жизни, которая включает в себя как вещи, предметы, так и все процессы, отношения, связи, которые существуют объективно, т. е. вне сознания людей, независимо от него. Содержание материального в обществе раскрывается через понятие общественного бытия, которое характеризует реальный процесс жизни людей, ее материальную основу, объективную сторону общественного процесса. Сюда можно отнести производство материальных благ и его общественную форму — производственные отношения (формы собственности, разделение труда, распределение, обмен), взаимодействие человека с природой и др. Преобразованная человеком природа продолжает оставаться бытием материи. Но как общественное бытие она функционирует тогда, когда включается в материальные общественные отношения.
Идеальная сторона общественной жизни складывается из побуждений, желаний, мыслей, чувств, настроений и представляет собой общественное сознание. Существование общества невозможно без человека. Производство требует не просто индивида, а человека, наделенного соответствующими качествами: умениями, навыками трудовой деятельности, знаниями. Поэтому, чтобы существовать, общество должно воспроизводить и самого человека не только как биологическое существо, но прежде всего как существо социальное, обладающее сознанием, интеллектом, культурой. Общественное сознание по своей сущности является отражением общественного бытия людей, т. е. осмыслением тех процессов, которые обеспечивают существование и воспроизводство общества, выработку норм поведения, идеалов и средств их реализации.
Общественное сознание, возникнув в процессе становления общественного бытия, включается во все стороны общественной жизни, становится необходимым и существенным моментом всей истории человечества. Оно присутствует в любой человеческой деятельности, являясь ее субъективной стороной. Это активная сила, оказывающая обратное воздействие на общественное бытие. Но воздействие может быть различным по своей направленности. Общественное сознание включает в себя те общие, иногда существенные, иногда поверхностные представления, мысли, чувства, которые присущи коллективному субъекту. Оно регулирует поведение людей, объединяет их и реализуется в соответствующей деятельности.
Общественное сознание имеет структуру, существует в различных формах: экономического, политического, правового, этического, эстетического, религиозного, философского и научного сознания. Важнейшей формой общественного сознания является экономическое сознание людей. Его объектом является производственная деятельность, которая обеспечивает их существование. В современных условиях она представляет собой сложную экономическую систему. Эта система сложилась естественно-историческим путем, во многом методом проб и ошибок, и в силу этого не является в прямом смысле порождением человеческого разума. Но человек постоянно стремился к тому, чтобы охватить сознанием, понять закономерности функционирования, становления, развития, движущие силы экономической системы; выдвигал гипотезы, создавал теории, строил модели макро- и микроэкономики, т. е. формировал систему знаний об экономической стороне жизни общества. Для современного общества овладение знаниями об экономической деятельности крайне необходимо, особенно в периоды реформирования общества.
С появлением классового деления общества и образованием государства появляется политическое сознание или знание о том, как надо управлять государством. Его особенность состоит в том, что оно выражает коренные интересы различных больших социальных групп — классовых общностей. Эти интересы представлены в виде различных политических программ, взглядов и доктрин. Политические взгляды активно влияют на все стороны жизни, являются составной частью управления обществом.
Одной из форм общественного сознания является правовое сознание. Право — совокупность норм и правил поведения людей, которые утверждены государством и являются законом их поведения. Государство своей силой и авторитетом обеспечивает неукоснительное их выполнение. Правовое сознание отличается от права как такового, включая в себя знание (или незнание) законов, а также отношение к ним. Характерным примером их нетождественности является российская практика, где правовое сознание людей допускает необязательность выполнения законов, которые почему-либо считаются несправедливыми.
Кроме законов, поведение в обществе регулируют нормы и правила, соблюдение которых обеспечивается традициями, обычаями, общественным мнением, авторитетом общества или какой-либо социальной группы. Совокупность этих норм поведения, а также оценочные представления о добре или зле, хорошем или плохом и т. п., является содержанием морали — самой древней формы общественного сознания.
Еще одной формой общественного сознания является искусство. Отличие этой формы от других составляет художественный способ познания и отражения действительности. Автор художественного произведения всегда выражает обобщенный, стилизованный образ, который в науке выражается словом, а в искусстве — образом.
Важную роль в жизни общества играет такая форма отражения действительности, как религия. Она представляет собой определенную форму мировоззрения, которое основано не на научных знаниях, а на сведениях, изложенных в религиозных трактатах, священных книгах. С точки зрения материализма, религиозное сознание представляет собой фантастическое иллюзорное отражение в головах людей внешних сил, которые господствуют над ними. Для усиления своего влияния в массах религия широко использует мораль и искусство. Изменения в социальной организации общества приводили к изменениям религиозных представлений. Так, католицизм в средние века олицетворял феодальную разновидность христианства. С появлением капиталистических отношений возникает протестантизм, как буржуазная разновидность христианства.
Философия как форма общественного сознания представляет собой систему знаний, которая обеспечивает методологическую, гносеологическую и мировоззренческую основу для решения исследовательских и практических задач в естествознании, историческом познании, производственной и политической деятельности. Эта система знаний отражает всеобщие свойства вещей и процессов, их взаимосвязи, формирует представление о мире как целостной системе и всеобщих законах его развития. В круг интересов философии входят знания о человеке, содержании его деятельности, смысле жизни и др.
Тесно взаимосвязана с философией и такая форма общественного сознания, как наука. Наука представляет собой сумму полученных объективных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. В отличие от художественной формы освоения мира, где действительность отражается в образной форме, наука стремится к построению знаний в теоретической форме, к логическому доказательству своих выводов. Она является наиболее адекватной формой отражения мира. С философией наука связана двояко. С одной стороны, знания, полученные наукой, философия использует как основу для собственного анализа и доказательства своих представлений о мире. С другой стороны, разрабатывает общую методологию для научных исследований и осуществляет мировоззренческую интерпретацию их результатов.
Все формы общественного сознания взаимосвязаны, они образуют единую внутренне противоречивую динамичную систему духовных процессов в обществе. Различаясь между собой по объекту и способам отражения, все они находятся в тесном взаимодействии друг с другом. По глубине отражения общественное сознание делится на обыденное и научное. Обыденное сознание отражает внешнюю сторону общественной жизни, т. е. непосредственный жизненный опыт. Теоретическое сознание обосновывает сущность, закономерные связи явлений и процессов, хотя ошибки и искажения при этом возможны. Оно базируется на научном знании, логическом анализе его обобщений в философских концепциях. Общественное сознание в социально дифференцированном обществе отражает общественное бытие с позиций определенных социальных слоев, групп, классов, что является его идеологическим аспектом. Поскольку любой человек так или иначе включен в определенные социальные общности, имеет определенные интересы, он всегда будет воспринимать явления с определенных идеологических позиций. Если они отражают реальное положение дел, тогда знание будет объективным, истинным.
Помимо обыденного и теоретического сознания выделяется особая форма отражения — общественная психология. Она не тождественна ни обыденному, ни теоретическому сознанию, ни идеологии. Психология содержит в себе ярко выраженный оценочный момент, определенные чувства и переживания в связи с общественными процессами. Нерешенные назревшие проблемы общественной жизни, могут вызвать смутное недовольство, брожение в умах, проявляться в виде беспорядков, бунтов, восстаний и т. п., формировать определенный психологический настрой.
Изменения в общественной жизни, т. е. утверждение новых отношений, структурные преобразования и т. п. не возникают сами собой. Для этого нужны целенаправленные, осознанные действия людей. Но в каких пределах свободен разум человека, производя изменения в обществе? Сознание само по себе не может менять общественную жизнь. Оно реализуется через деятельность людей, сообразуясь с объективными условиями. Если условия сформировались и действия людей способствуют разрешению возникших проблем, то можно рассчитывать на успех. Но если таких условий нет, самые благие пожелания обречены на неудачу. С другой стороны, если условия созданы и общество стоит на пороге перемен, то на первый план выдвигаются проблемы сознания, так как в обществе ничего не происходит без сознательной деятельности людей. В этом случае идеи становятся либо созидательной движущей силой, либо тормозом общественного развития.
В современном обществе, когда информация становится одним из важнейших компонентов его жизнедеятельности, проблема идеального приобретает особое значение. Формирование информационной цивилизации характеризуется возрастанием роли общественного сознания во всех сферах жизнедеятельности. Высокие технологии, воплощающие в себе силу и мощь человеческого интеллекта, становятся решающим фактором общественного воспроизводства в материальной и духовной сферах.
3. ТРУД — ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ПЕРЕХОДА В НОВОЕ БЫТИЕ
Необходимым условием возникновения и существования общества является целенаправленная человеческая деятельность, содержание которой составляет труд. Способ функционирования общества заключается в том, что «люди производят»,10 это необходимо связано с преобразованием окружающей среды, средств преобразования и самого человека. Становление человека начинается с изготовления орудий труда: примерно 2,5 миллиона лет назад возник древний первобытный человек и около 100 тыс. лет своего существования насчитывает современный человек. В процессе труда формировались сознание, различные формы социального общения (в том числе речь), происходило преобразование орудий труда, природы и жизнедеятельности самих людей. Появление человека, как отмечал американский философ Э. Фромм, означало, что возник «новый вид, который превзошел природу, — жизнь осознала себя». В процессе антропогенеза для человека определился «только один путь: полностью выйти из своего природного дома, найти новый дом, который он создает, очеловечивая мир и становясь сам настоящим человеком».
Проблема деятельности исторически имела различное толкование, в зависимости от направленности тех или иных философских школ или течений: свободная активность духа — у Фихте, рационалистическое самоизменение абсолютной идеи — у Гегеля, жизненный мир — в феноменологии, и т.д. В марксистской философии деятельность рассматривается как познавательно-практическое освоение и преобразование человеком объективного мира, подчеркивается единство ее чувственно-практической и рациональной сторон, определяются ее различные виды. Современная философия определяет деятельность как способ преобразования человеком окружающего мира и, основываясь на принципе антропоцентризма, формирует представление о необходимости ее разумной и позитивной направленности.
Деятельность как социальный опыт — специфически человеческая форма активного отношения к миру. Человек как необходимый элемент объективного материального мира и закономерный результат его эволюции взаимодействует с ним путем активной познавательной и сознательно-преобразующей деятельности. По мере развития общества, роста технической оснащенности производства, накопления научных знаний расширялись масштабы деятельности и возможности человека в активном изменении и преобразовании окружающего мира, формировалась общественно-историческая практика человечества.
Характер и направленность деятельности определяется уровнем сознательности, ответственности, компетентности и нравственными установками субъектов социальных действий. Деятельность подразделяется на определенные виды, в зависимости от сфер общественной жизни (хозяйственная, политическая, религиозная, научная и т. д.), а также от уровня социального действия (деятельность личности, коллектива, нации, народа, общества в целом). По своим результатам и последствиям она может быть репродуктивной (получение уже известных результатов), продуктивной (творческое преобразование, получение нового) и деструктивной (разрушение имеющегося, негативные последствия). Характер деятельности определяет сущность субъекта действия.
Особое место в системе многообразной деятельности человека занимает труд. Трудовая деятельность как составная часть деятельности вообще характеризуется такими признаками, как ее общественно полезное и необходимо значимое содержание. Она, несомненно, составляет основу понимания человеческой деятельности, является источником развития общества, культуры и цивилизации. Но помимо этого позитивного аспекта, определяющего ее главное содержание, деятельность может включать в себя и негативные, деструктивные моменты, основанные на иррациональном восприятии мира, амбициозных установках, абсолютизации отдельных сторон жизни и т. п.
В древнем обществе существовало одно целостное производство, в котором создание материальных благ, в основном, совпадало с развитием человеческих производительных сил: и то и другое осуществлялось в едином производственном процессе. Употребление и изготовление орудий труда и предметов потребления стимулировало развитие человеческих сил. С другой стороны, от развития способностей человека зависело совершенствование орудий и жизненных средств.
В современном обществе усовершенствование средств производства и развитие человека как работника в значительной степени отделены друг от друга. Прежде чем начать производить материальные блага, человек должен много лет учиться вне самого процесса производства. Поэтому может возникнуть иллюзия, что производство зависит от результатов подготовки работника. Но это односторонний подход, не учитывающий специфики нового уровня их взаимосвязи. В современном обществе, особенно в экономически развитых странах Запада, намечается тенденция к изменению места и роли человека в производстве и обществе. Для постиндустриального общества в системе источников развития на первое место выходит сам человек и его сознание. Это означает, что в условиях информационно-технологического производства сознание также определяет общественное бытие, как и бытие определяет сознание, а в руках человека находится его настоящее и будущее.
Содержание и значение деятельности людей раскрывается в понятии свободы и необходимости. Если категория необходимости определяет мир с точки зрения его объективных, внутренних, существенных отношений и связей, то свобода рассматривается как осознанная необходимость, реализуемая в процессе активной и целенаправленной деятельности людей. Человек, познавая окружающий мир, овладевает необходимо проявляющими себя процессами, создает механизмы соответствующего воздействия на них, изменяет мир, условия своей жизни и самого себя.
Развитие общества исторически сопровождалось возрастанием степени свободы человека, возможностью выбора социального варианта. Но свобода не может быть абсолютной, она не отменяет объективных законов, а лишь определяет возможности использования их и воздействия на них в интересах человека и общества с обязательным учетом последствий такого воздействия. Игнорирование этих требований неизбежно приводит к негативным результатам человеческой деятельности. Отличие современной ситуации в общественной жизни от предшествующих периодов заключается в том, что человеческая деятельность приобрела общезначимые глобальные масштабы. Незнание или пренебрежение объективными процессами развития общества может привести к необратимым последствиям, деградации человечества, уничтожению культуры, цивилизации самого человека.
Кризисная ситуация современного общества является следствием прежде всего техницистского, волюнтаристского и утилитарного мышления, неспособных подняться до понимания диалектики развития современного общества, глобального видения проблем, связанных с возрастанием роли сознания и интеллекта в жизнедеятельности человека, планетарными масштабами его воздействия на окружающий мир. Особенно опасными и катастрофическими последствия такого отношения могут быть для реформируемого общества, как, например, в России. Во имя сохранения самого человечества возникла необходимость установления результативного контроля с целью сознательного регулирования его деятельности через систему национальных и международных институтов и организаций.
4. САМООРГАНИЗАЦИЯ
И УПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
Общество как качественно специфическая часть материального мира является высшей формой его движения. Возникнув в результате эволюции природы как ее естественное продолжение, оно с самого начала своего существования определялось своими особыми системными характеристиками и специфическими законами развития. В отличие от специальных общественных дисциплин, которые исследуют отдельные аспекты социальной жизни, философия изучает состояние общества как целостной системы, общесоциологические законы его функционирования и развития, а также взаимодействие его с природой и миром в целом. Законы общественного развития, как и законы природы, являются объективными, но в отличие от последних реализуются только через деятельность людей. Поэтому изучение общественных законов необходимо предполагает включение в их содержание субъективного фактора, который определяет механизм и форму их реализации. Через совокупную деятельность миллионов людей многих поколений проявляется содержание и направленность социальных процессов, которые реализуются как единый цивилизационный процесс развития человечества.
Вопросы о том, развивается общество или остается неизменным, и если развивается, то каковы причины и движущие силы изменений, к каким результатам они приводят, в философии истории всегда рассматривались как основные, определяющие содержание всех остальных проблем. Но ответы на эти вопросы были прямо противоположными. Не являются они однозначными и в настоящее время. Такая ситуация в социальной сфере определяется, во-первых, исключительной сложностью самой общественной системы; во-вторых, в обществе, в отличие от других материальных систем, действует наделенный сознанием человек; и, в-третьих, социальная неоднородность общества сопровождается наличием идеологических аспектов при объяснении социальных процессов. Наличие двух последних факторов может создавать представление о том, что в обществе, в отличие от природы, в принципе отсутствуют объективные законы, и главным условием изменений является человеческий разум.
Такие взгляды ни историю общества господствовали вплоть до середины XIX в. Одной из наиболее известных фигур в социологии того времени является О.Конт, который признавал наличие в обществе материальных и духовных факторов, считал в качестве ведущего человеческий разум. Он писал, что ему удалось открыть «великий и основной закон» развития человечества, который устанавливал, что сначала изменяются идеи, затем нравы и, наконец, меняется само общество. Основоположник органической школы в социологии Г. Спенсер сравнивал общество с живым организмом, считал, что оно состоит из индивидов подобно тому, как организм состоит из клеток. Законы эволюции одинаковы в природе и обществе. Нормальным состоянием общественной системы, как и любой другой, является равновесие, нарушение которого в виде революций, потрясений и т. д. характеризуется как социальная болезнь. Хотя Спенсер и говорит о неких законах эволюции, он считает, что они непознаваемы, поскольку человек может воспринимать лишь явления, а не сущность. Французский социолог и философ второй половины XIX в. Э. Дюркгейм, подвергнув критике взгляды Конта и Спенсера за их попытки свести общественные явления к психологическим и биологическим факторам, также не преодолел идеалистических воззрений на содержание общественных процессов. Утверждая, что единицей социологического исследования является не индивид, а группа, он отождествлял материальные и духовные факторы, считал, что ведущую роль в социальной эволюции играют коллективные представления. В данном случае сознание индивида как основа развития общества было заменено групповым сознанием, что не имеет принципиального значения в методологическом отношении.
С появлением марксизма впервые был выработан материалистический подход к обоснованию общественных процессов. К. Маркс и Ф. Энгельс выдвинули теорию социального детерминизма, установили, что законы развития общества являются объективными, не зависящими от воли и сознания людей. Разработав теорию общественно-экономических формаций, К. Маркс показал, что их развитие и смена являются реальным воплощением действия объективных социологических законов. Особенность этих законов заключается в том, что они проявляются не автоматически, как это имеет место в законах механики, физики и т. д., а через деятельность людей, реализуясь в связи с их сознанием, и предстают во взаимодействии материальных (определяющих) и идеальных (ведущих) факторов. Среди многообразных социальных процессов определяющую роль играют экономические, но это, однако, не означает, «что только экономическое положение является причиной, что только оно является активным, а все остальное лишь пассивное следствие. Нет, тут взаимодействие на основе экономической необходимости, в конечном счете всегда прокладывающее себе путь». Маркс говорил об исключительной сложности научного анализа общественных законов, поскольку, например, в капиталистическом обществе они осуществляются весьма запутанным и приблизительным образом.
В современной западной социологии большинство концепций, относящихся к описанию общества, в различных вариантах по-прежнему утверждают, что главным источником изменений является человеческий разум и активность творческих личностей. Так, основоположник деконструктивизма французский философ Ж.Деррида отрицает понятие бытия как присутствия. Мир, в том числе и социальный, предстает как нечто неопределенное, в нем постоянно случаются акты разрушения, отрицания и реконструкции. Все это происходит само собой, без каких-либо закономерностей. О кризисе социологической науки свидетельствует и постмодернизм, который претендует на объяснение дел нынешнего дня, ссылаясь при этом на информационно-технологические процессы. В социотехнической реальности, утверждают представители этого направления, происходит превращение вещно-предметной среды в знаковую, а техники — в нематериальную систему. При этом человек как личность исчезает, перемещается в виртуальную реальность и становится элементом этой системы, полностью подчиняющимся в своем поведении ее требованиям.
Представитель постмодернизма Ж. Бодрийяр, характеризуя современное общество, пишет: «Симуляция, экстерминация, объективация, капитуляция (нам жизненно необходимо обоснование собственного ничтожествования). Абсурдность всякого созидания, когда ничего нет». В этих условиях, по мнению представителей постмодернизма, наука становится все более открытой для религии и теологии. Характерным для современной западной социологии является также односторонний подход в исследовании общества, когда отдельные стороны общественной жизни абсолютизируются и превращаются в самодовлеющие: например, «технологический детерминизм», «общество массового потребления» и т. д.
Материалистическая точка зрения по данному вопросу основывается на том, что законы общества объективны и являются продуктом его внутренней самоорганизации на основе материального производства. Они определяют необходимые, существенные, устойчивые связи в отношениях между людьми и реализуются через деятельность социальных групп, имеющих свои, иногда взаимно противоположные, цели. В результате взаимодействия многообразных и разнонаправленных интересов и сил складывается равнодействующая, определяющая содержание закона. Совокупность законов формирует закономерность или тенденцию развития. Общественные законы, будучи объективными, не могут быть изменены по чьему-либо желанию или воле, но в зависимости от конкретно-исторических условий обладают своеобразием формирования и действия. Они носят статистический, вероятностный характер, в их проявлении велика роль случайностей, но они выражают объективный ход истории и имеют направленное развитие. Важнейшими социальными законами являются: закон обусловленности общественного сознания людей общественным бытием, закон определяющей роли материального производства в жизни общества, закон свободы как осознанной необходимости и др.
Появление теории систем и разработка системного подхода как метода исследования позволяют в настоящее время рассматривать общество как большую сложную систему, функционирование которой подчинено некоторым общим для всех типов систем закономерностям. Синергетика, получившая развитие в последние десятилетия XX в., устанавливает, что к их числу относятся такие характеристики систем, как открытость (для вещества, энергии и информации), нелинейность, удаленность от состояния равновесия, наличие бифуркационных периодов, возможность случайных флуктуации, непредсказуемость окончательных результатов и др. Синергетика, имея своей парадигмой процессы самоорганизации и изучая состояния нестабильных систем, является наукой о становлении порядка из хаоса. Это принципиально новый уровень изучения законов развития материального мира, в том числе и социальных законов.
Самоорганизация — это такое закономерное развитие материальных систем, которое определяется внутренними причинами и состоянием самой системы. Но в отличие от процессов самоорганизации в природных системах, в которых они осуществляются автоматически, в системных образованиях социального типа они изначально связаны с необходимостью их организации или управления ими как целенаправленного воздействия со стороны субъективного фактора на их состояние. Социально-экономические законы, нравственные и другие регулятивы выступают в обществе как результат имманентного развития самой системы, следствие ее самоорганизации, тогда как целенаправленное воздействие, связанное с обеспечением ее устойчивости, (социальная политика, правовые нормы и т. д.), является содержанием процесса управления. Самоорганизация и управление в развитии социальных систем необходимо взаимосвязаны и дополняют друг друга. От содержания и характера их взаимодействия зависит состояние системы. Так, например, рыночную экономику в нашей стране надо понимать как многоукладную с сильной государственной властью, способной в сложных условиях оказать направленное воздействие для позитивного развития общественных процессов. Необходимость этого подтверждает практика всех экономически развитых стран.