Реферат по предмету "Философия"


Жизнь и творческий путь И. А. Ильина

Содержание 1. Введение 2. Жизненный и творческий путь И. А. Ильина 3. Заключение 4. Список литературы
Введение
Творчество видного русского мыслителя Ивана Александровича Ильина обширно и многогранно. Однако особое внимание философ уделяет проблеме личности и вопросам духовного обновления человека, которые не потеряли своей актуальности до настоящего времени. Дух, по Ильину, является самым главным основанием в человеке, силой самоопределения к лучшему, потребностью священного начала, жилищем совести, источником правосознания и истинного патриотизма и, в конечном итоге, основой здоровой государственности и великой культуры. С болью и глубоким сожалением И.А.Ильин отмечает, что историческая эпоха, переживаемая народами в ХХ веке, является эпохой великого духовного кризиса, который порожден, в конечном счете, именно несовершенством, незрелостью или вырождением духовной культуры человека. Он отмечает, что стихия, ныне вовлекшая человека в неизмеримое злосчастие великих войн и потрясений, есть стихия неустроенной и ожесточившейся человеческой души. Человечество заблудилось в своей духовной жизни. По убеждению И.А.Ильина, все это свидетельствует о том, что неверен был сам способ духовной жизни, что он должен быть пересмотрен до корней и от корней обновлен и возрожден. Целью работы автор ставит изучение жизненного и творческого пути И.А. Ильина и определение его философии. Для этого автор ставит перед собой следующие задачи: исследовать биографические данные И.А. Ильина и изучить литературу о творчестве философа.
Жизненный и творческий путь И. А. Ильина Иван Александрович Ильин выдающийся русский философ, правовед, Литературный критик, православный мыслитель родился 28 марта 1883 года в потомственной дворянской семье. Отец Ильина - Александр Иванович, губернский секретарь, присяжный поверенный округа Московской судебной палаты ; дед - Иван Иванович полковник, служил начальником кремлевского дворца. Мать Ильина - Екатерина Юльевна, урожденная Швейкерог. Дед по матери - Юлиус Швейкерг был коллежским советником. Таковы русская и немецкая ветви рода Ильина. С детства на формирование личности исследователя и мыслителя оказывали воздействие нравственная среда и духовная атмосфера, царившие в его семье. Впоследствии, в тяжелые минуты жизни, Ильин нередко обращался как бы ища совета, к памяти своего глубоко почитаемого деда и всегда получал требуемую духовную поддержку. С детской поры закладывались в сознании ребенка, вызревая с годами в убежденность и жизненную позицию, представления об основах духовности. Росло понимание, что овладение свободой - дело сугубо личное, результат раскрепощения собственной души и движение навстречу любви. Постепенно складывалось и крепкое сознание, что духовность есть ключ к истинному счастью. Ильин родился в Москве, вырос в этом городе, с юности впитывал его дивные природные, исторические и религиозные ароматы. Глубоко воспринял он неиследуемые и неописанные влияния национальной истории, религиозных сокровищ древней русской столицы. Навсегда он и остался москвичом, русским человеком, чья судьба неотъемлема от Москвы. Учился Иван Александрович легко и успешно. В 1901 году окончив с золотой медалью знаменитую Первую московскую гимназию, он поступает в университет на юридический факультет. В этот период Ильина интересуют философские и государственные вопросы. Он пытается разобраться в философии Канта, в его взглядах на таинственную, а потому особенно притягательную “вещь в себе” . В 1906 году Иван Александрович оканчивает высшее учебное заведение России с получением кандидатской степени и остается при кафедре энциклопедии права и истории философии права для подготовки к профессорскому званию. За три года он написал 6 работ : “О научении Фихте Старшего” издания 1794 года ; “Учение Шеллинга об Абсолютном” ; “Идеи конкретного и абстрактного в теории познания Гегеля” ; “Идеи общей воли у Жан Жака Руссо” ; “Метафизические основы учения Аристотеля о Doulos Fydei” ; “Проблема метода в современной юриспруденции”. В 1909 году И. А. Ильин сдал магистерские экзамены, прочитал две испытательные лекции - и только после этого был утвержден в звании приват - доцента юридического факультета. С этого года начинается его преподавательская деятельность. Затем Ильин проводит два года в научной командировке за границей. В основном она прошла в знаменитых университетах Германии - в Гейдельберге , Фрайбурге, Берлине . Побывал он и в Париже, в цитадели французского просвещения Сорбоне. Вернувшись в 1912 году на родину, Иван Александрович погружается в активную педагогическую деятельность и не оставляет ее вплоть до своего изгнания в 1922 году. 1918 год знаменателен для Ильина публичной защитой магистерской диссертации “Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека”, по итогам которой соискателю единогласно Ученым советом были присуждены сразу обе степени - магистра и доктора государственных наук. Научный и общественный авторитет Ильина ширился и все увереннее заявлял о себе. Но его научная работа, общение со студентами выходили из общего процесса ломки и переустройства общества в условиях свершившийся революции ; власть не нуждалась в таком правоведе. Их не устраивали не только научные воззрения философа и юриста - неприемлемы были его идеологические взгляды и политическая позиция. Иван Александрович Ильин был убежденным и активным противником большевиков, это и послужило основанием для неоднократных репрессивных мер против ученого. За четыре с половиной года его брали под стражу шесть раз. Последний арест - приговор по 58 - й статье УК РСФСР к расстрелу, но в последний момент смертная казнь была заменена пожизненным изгнанием из Отечества. Так, в октябре 1922 года Ильин оказался в Германии. Началась первая половина его эмигрантской жизни. Иван Александрович стал одним из основателей Русского научного института в Берлине (1923 г.), где работал профессором до июня 1934 года, а в 1923 - 24 г.г там же исполнял обязанности декана юридического факультета. В 1924 году его избирают членом - корреспондентом Славянского института при Лондонском университете. Одновременно И. А. Ильин выступал с многочисленными публичными лекциями по всей Европе - Франция, Бельгия, Чехословакия, Австрия, Югославия, Латвия, Эстония и другие страны. Ширился круг научно - познавательных интересов. Стараясь осмыслить происходящее с родной Россией, Ильин ищет истину не только в изучении реальных исторических процессов, подвергая скурпелезному анализу экономические, государственные системы прошлого, но не менее настойчиво стремится проникнуть в природу философии, экономику, истоки и механизмы морали. Ученый исходил из того, “что кризис, приведший Россию к порабощению, унижению, мученичеству к вымиранию”, был в основе своей не просто “политический и не только хозяйственный, а духовный”. В эти годы И. А. Ильин пишет свои лучшие произведения, посвященные широчайшему кругу вопросов из области философии, права, истории, литературы. Однако и в Германии история брала свое. К власти пришли нацисты. Ильина изгоняют из Русского института, запрещают ему всякие публичные выступления, не допускают издания его статей и книг, конфисковывают печатные работы. Помимо духовного насилия нацисты прибегли и к другим инквизиторским средствам : семью ученого фактически обрекают на голодную смерть. Усиливаются преследования, доносы нагнетают атмосферу злобности и подозрительности. Вновь замаячила вероятность арестов, реальной угрозой стала тюрьма или концлагерь.
Летом 1938 года с помощью друзей И. А. Ильин покидает Германию и направляется в Швейцарию, где он и проводит последние шестнадцать лет, читая публичные лекции и работая над реализацией своих научных замыслов. Умер И. А. Ильин в пригороде Цюриха - Цоликоне 21 декабря 1954 года в возрасте 71 года.
Таковы скучные строчки биографии великого философа, патриота, всю свою жизнь посвятившего одной единственной любви - России, её возрождению. “Теперь мне 65 лет, - писал И. А. Ильин, - я подвожу итоги и пишу книгу за книгой. Часть их я напечатал по-немецки., но с тем, чтобы претворить написанное по-русски. Ныне пишу только по-русски. Пишу и откладываю - одну книгу за другой и даю их читать моим друзьям и единомышленникам. Эмиграция этими исканиями не интересуется, а русских издателей у меня нет. И мое единственное утешение вот в чем : если мои книги нужны России, то Господь убережет их от гибели ; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России”. Философский взгляд на мир, глубокое понимание диалектики особенного и всеобщего составляют определенную черту личности И. А. Ильина. Исповедуемый им философский подход оказывал существенное воздействие на все стороны его творчества. Доскональное знание истории философии, осознание ее роли в становлении общества, воспитании человека придавали исключительное своеобразие раскрытию им фундаментальных проблем общественного устройства, духовной жизни людей, неуходящего влияния истории на современность. Для уяснения философских позиций Ильина важно отметить основополагающее обстоятельство, без которого образ философа будет неверен. И. А. Ильин последовательный проводник и проповедник идей русского православия. Его философия религии обращена на познание путей духовной свободы, укрепления личности посредством сердечного созерцания и созерцающей любви. Основные его труды : “Религиозный смысл философии. Три речи” (1924), “О сопротивлению злу силою” (1925), “Путь духовного обновления” (1935), “Основы христианской культуры” (1937), “Аксиомы религиозного опыта”(1953), “Путь к очевидности” (1957). Всем своим творчеством философ подтвердил верность традициям русской культуры, подняв собственное религиозно-философское постижение жизни на высочайший уровень духовности. Требование конкретности, поиск очевидности Ильин воплотил в каждой своей работе. Все они способствуют углубленному пониманию тех или иных периодов творческой истории, намечают перспективы выхода из трагических тупиков социального процесса. Одной из первых книг, выпущенных в эмиграции, была работа «О сопротивлении злу силою», в которой И.А Ильин поставил вопросы, имеющие острую социальную значимость во все периоды жизни общества: как следует бороться со злом? Можно ли вообще выступать против зла силою? Можно ли использовать силу, вплоть до государства, в борьбе со злом? Ильин резко выступает против теории Л. Толстого о непротивлении злу насилием. Рассмотрев понятие добра и зла с философской точки зрения, Ильин приходит к выводу, что принуждение и сила при сопротивлении злу допустимы в определенных пределах и при определенных обстоятельствах. Ильин не оправдывает этого применения, но считает, что оно вынужденно, когда другие средства исчерпаны. Выбор пути борьбы со злом для каждого представляет нравственную проблему долга личности. Человек сам должен решить, как ему поступить. Но строить философские обобщения на основе каждого конкретного случая – это совершенно неправильно, и здесь Толстой глубоко ошибается. Конечно, бывают конкретные ситуации, когда для нравственного здоровья и личности, и общества лучше противостоять злу любовью и добром, не отвечая на удар ударом, но бывают и другие ситуации, когда опять же в интересах и личности, и общества лучше прибегнуть к принуждению, к насилию. Философский ответ на поставленный вопрос состоит в том, что в зависимости от конкретной ситуации должны быть разные ответы на него. Конечно, Ильин прекрасно понимал это и писал, что борьба со злом – это прежде всего нравственное воспитание, духовное воздействие. Поэтому применение силы и принуждение – это проявление определенного компромисса, при котором признается, что сила – не основной метод исправления зла, но все-таки бывает, что другого выхода нет. Ильин задается вопросом: «Следует ли мне бороться со злом посредством физического сопротивления, если столь же действительны или еще более действительны ласка, уговоры, доказательства или обращения к стыду и совести?». «Ответ, - пишет Ильин, - несомнителен: конечно, не следует». Ильин рассматривает и другие формулировки подобных вопросов. Но все это самоочевидный банальные ответы. Он пишет, что «верная постановка проблемы дает совсем иную формулу вопроса, а именно: если я вижу подлинное злодейство или поток подлинных злодейств и нет возможности остановить его душевно-духовным воздействием, а я подлинно связан любовью и волею с началом божественного добра не только во мне, но и вне меня, - то следует ли мне умыть руки, отойти и предоставить злодею свободу кощунствовать и духовно губить, или я должен вмешаться и пресечь злодейство физическим сопротивлением, идя сознательно на опасность, страдание, смерть и, может быть, даже на умаление и искажение моей личной праведности?» [Путь к очевидности. М., 1993. с. 40-41]. Ильин рассматривает вопрос о роли государства в решении проблемы противостояния злу. Он полагает, что в борьбе со злом возможно и даже необходимо полагаться на государственную машину. Резкие критические высказывания Ильина протии толстовства как раз связаны с тем, что толстовская идеология способствовала принижению роли государственного начала в социальной жизни. В книге «Путь духовного обновления» Ильин дает изложение своих взглядов, в центре которых всегда были вопросы духовного развития личности и проблемы совершенствования ее. Он рассматривает основные понятия, которые составляют духовный облик личности: веру, любовь, свободу, совесть, семью, родину, право и др. Вера и любовь для Ильина представляют самые важные, вечные и непременные духовные основы человека. Они закрепляются семьей – важнейшей социальной ячейкой социального организма. «Человек верит в то, что он воспринимает и ощущает как самое главное в своей жизни. Скажи мне, что для тебя самое важное в жизни, и я скажу, во что ты веришь» [Там же. С. 136]. Любовь также является главным принципом духовного обновления. «Там, где начинается любовь, там кончаются безразличие, вялость, экстенсивность: человек собирается и сосредотачивается, его внимание и интерес концентрируются на одном содержании, именно на любимом; здесь он становится интенсивным, душа его начинает как ба накаляться и гореть. Любимое содержание, – будь то человек, или коллекция картин, или музыка, или любимые горы, – становится живым центром души, важнейшим в жизни, главным предметом ее» [Там же. С. 154]. В послесловии к книге, раскрыв все основные вехи духовного развития личности, ее духовного обновления, Ильин намечает пути этого духовного обновления:
«1. Надо научиться веровать… 2. Такая вера добывается любовью, духовною любовью к совершенному… 3. Мы должны научиться свободе. Ибо свобода не есть удобство жизни, или приятность, или «развязывание» и «облегчение», – но претрудное задание, с которым надо внутренне справиться. Свобода есть бремя, которое надо поднять и понести, чтобы не уронить его и не пасть самому. Надо воспитывать себя к свободе; надо созреть к ней, дорасти до нее; иначе она станет источником соблазна и гибели… Но первым проявлением свободы должен стать словесный акт… Он даст нам величайшую радость – радость быть свободным в добре…
5. Мы должны научиться чтить и любить, и строить наш семейный очаг – это первое, естественное гнездо любви, веры, свободы и совести; эту необходимую и священную ячейку родины и национальной жизни. 6. Мы должны научиться духовному патриотизму… Мы должны утвердить наше священное право быть единой, духовно великой нацией. 7. Истинный национализм есть как бы завершительная ступень в этом восхождении» [Там же. С. 287-288]. Перечисленные выше принципы – «вечные основы духовного бытия, необходимые человеку в его земной жизни». Проблемам духовного развития посвящена и другая книга Ильина «Путь к очевидности», над которой он работал много лет и которую закончил незадолго до смерти. В ней он останавливается на самом понятии природы духовного, на понимании закономерностей творчества и пытается указать совокупность принципов, которые давали бы возможность достичь первооснов духовности. Ильин намечает основные характерные черты современной духовной жизни и пути преодоления ее пороков. Так, он пишет о бессердечии современной ему культуры; двигаться по этому пути – это значит двигаться к катастрофе. Духовность человека, по Ильину, тесно связана с ответственностью. «Тайна свободы, – или, как обычно говорят, «свободы воли», - состоит в том, что сила духа способна сосредотачиваться, укреплять себя, увеличивать свою силу и превозмогать свои внутренние затруднения и свои внешние препятствия» [Там же. С. 303]. Ильин пишет, что человек, находящийся в состоянии внутреннего раскола, есть несчастный человек… Человек, несущий в себе внутреннее расщепление, не знает счастья… У него не хватает внутреннего органа для того, чтобы быть счастливым. Этот внутренний орган называется гармонией, согласованной тотальностью (т.е. целокупностью) влечений и способностей, единением инстинкта и духа, согласием между верой и знанием [Там же. с.312]. Вот почему расколотый и нецельный человек оказывается духовно обессиленным. Он не способен иметь убеждения. Он лишен важнейшей драгоценнейшей основы духовного характера: единого, единственного, всеобъемлющего центра жизни. «Зрелый духовный характер подобен укреплённому городу, в центре которого находится кремль: здесь построен храм Божий, с алтарём, на котором горит неугасающее пламя. Это и есть священный центр города, откуда заимствуют свой огонь все семейные очаги «огнищан». Здесь все соединяются и объединяются; отсюда исходят все важные решения; отсюда излучается центральная воля, всё организующая и упорядочивающая; здесь сосредотачивается сила, здесь вооружается верность, отсюда светит разум» [Там же. с.314-315]. Ильин рассматривает роль труда, творчества, искусства, суждения, воспитания и образования, религиозности, медицины и здоровья, политики, философии в жизни человека и общества. Особое значение он придает философии. Философия, по мнению Ильина, не должна выдумывать системы. Все, что она должна делать, это предметно созерцать и мыслить. Философ, занимающийся предметной философией, «не смеет повелевать предмету; он не смеет и искажать его в своем изображении. Философ, воображающий себя «бухгалтером», наводящим порядок, или унтер-офицером, выстраивающим шеренгу понятий, – смешон и жалок… Он не может «указывать» своему предмету; ему не надо «знать заранее», или «знать лучше»; он не призван починять разрывы или несогласованности предмета своими рационалистическими выдумками» [Там же. с.363]. Философ, исследующий проблемы нравственности, должен, по мнению Ильина, иметь свой нравственный опыт. Тот, кто исследует проблемы искусства, должен иметь богатый опыт созерцания и воспитывать себя к художественному созерцанию и опыту. Исследователь, занимающийся религиозной философией, должен иметь религиозный опыт. То же самое относится и к философу права, который так же должен обладать предметным правовым опытом. Таков по мнению Ильина, настоящий путь, или «метод» философа. Он пишет: « На этом пути обновится и расцветет будущая русская философия, и тогда она перестанет праздно умствовать и предаваться соблазнительным конструкциям. Основное правило этого пути гласит так: сначала – быть, потом – действовать и лишь затем из осуществленного бытия и из ответственного, а может быть, и опасного, и даже мучительного делания – философствовать» [Там же. с.368]. Одно из важных и первоочередных направлений исследований Ильина является философия религии. Эта область постижения основ бытия и человеческой истории на долгие годы была исключена из духовной жизни советских людей. И на этом удручающем фоне беспамятства и забвения истоков народной жизни религиозно - философские труды И. А. Ильина призваны восполнить серьезнейший пробел в отечественной культуре. Его религиозные исследования привлекают внимание своей неординарностью и самобытностью, имеют национальный характер и последовательную линию на осмысление и развитие идеи православия. И. А. Ильин был убежден, что отечественная религиозная философия должна пересмотреть свое призвание, уточнить свой предмет и метод в свете “всех пережитых блужданий и крушений”, добиваясь “ясности, честности и жизненности”. Он считал, что русская религиозная философия должна отойти от подражания западным образцам. Ей более пристало - не выдумывать и копировать, а обратиться к глубинам национального духовного опыта, стать “убедительным и драгоценным исследованием духа и духовности”. Обновление и рассвет русской религиозной философии И. А. Ильин связывал с отказом от праздного умозрительного и соблазнительного абстрактного, а фактически умозрительного конструирования. Только на этом пути философская мысль сможет дать русскому народу, человечеству в целом “что - нибудь значительное, верное и глубокое”. В ином случае она “окажется мертвым и ненужным грузом в истории русской культуры”. Интерес к философии религии у А. И. Ильина сформировался рано и сохранялся на протяжении всей его жизни. В его произведениях обсуждаются вечные вопросы веры, ее истоков, путей формирования. Можно сказать, что ни одно сочинение философа не обошлось без обращения к проблемам религии, духовности. Он пользовался каждой возможностью выявить и указать их место в человеческой жизни. Работа Ильина “Аксиомы религиозного опыта” посвящена описанию природы духовной религиозности как внутренней направленности человеческой души и человеческой культуры, приобретающей высшее измерение, значение и ценность. Этот труд по особому дорог автору. Он посвятил его своей жене - Наталии Николаевне Ильиной, верному и преданному сотруднику по бесприютной жизни, помощнице, любимой. Двухтомное сочинение было опубликовано незадолго до смерти автора.
Работа над ним продолжалась более 30 лет. А началась она в 1919 году, когда философ поставил перед собой задачу, исходя из того, что “целостность веры есть аксиома подлинного религиозного опыта”, попытался обнаружить наличие других подобных аксиом и выявить, в чем они состоят.
И. А. Ильин отказывается от анализа нескончаемого по сути, ряда человеческих предрассудков, страхов и суеверий , блужданий и заблуждений. Он обращается к духовно - здравому, сущему и подлинному религиозному опыту. На передний план в его работе выступает понятие духовности . Рассуждая о “духе”, “одухотворенности”, “духовной религиозности”, Иван Александрович имеет в виду не какие - либо метафизические теории, не Дух Божий, а именно человеческую духовность - ту внутреннюю направленность и соответствующую ей жизнь, которая придает человеческой душе и всей человеческой культуре высшее измерение, высшее значение и ценность. В этом произведении Ильин пытался вскрыть и показать природу религиозной духовности. “Поэтому, - замечает он, - я искал эти аксиомы именно в духовной религиозности и должен был признать, что чем духовнее человеческая вера, тем полнее соблюдаются в ней находимые мною аксиомы ; и далее, что во всех явлениях слепо - инстинктивной, больной или извращенной религиозности можно с ясностью проследить и установить, как недуховность или даже противодуховность угашала аксиоматические основы религиозного опыта и как от этого искажалась самая человеческая религия в ее молитвах, учениях и обрядах: заблудший личный опыт создавал химеру вместо догмата, механически - мертвенную или прямо кощунственную молитву, уродливые или даже чудовищные обряды и безнравственную “церковную практику”.
Заключение Таким образом, изучая биографические данные жизненного пути И. А. Ильина, автор пришел к выводу, что несмотря на все трудности, которые возникали на пути этого выдающегося человека, он не утратил любви к своей Родине, своему народу. Эта любовь постоянно жила в его душе, и нашла свое выражение в работах великого мыслителя и философа. Также, говоря о творческом пути Ильина можно сказать, что в своем философском творчестве он затронул и раскрыл многие сложнейшие проблемы познания и самосознания, проанализировал пути возникновения и разрешения социальных конфликтов, но одно из важных направлений его исследований является философия религии. В этих исследованиях он говорит о том, что пришло время неробкой веры, духовной и самодеятельной религиозности, исходящей из сердца, строящейся сердечным созерцанием, утверждающем свою удостоверенность и разумность, знающей свой путь, цельно - искренней, ведущей человека через смирение к единению с Богом. И все это помогает нам представить Ивана Александровича Ильина, как православного мыслителя и философа.
Список литературы 1. Русская философия: Словарь/ Под общ. Ред. М.А. Маслина. – М.: Республика, 1995.– 655с. 2. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1995.– 624с. 3. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос» 1998. 432с. 4. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Прием мерчандайзинга
Реферат Анемия - акушерские и перинатальные аспекты
Реферат подбор и управление персоналом на примере банка
Реферат Композиционные триботехнические материалы на основе олигомеров сшивающихся смол
Реферат Human Genetic Engineering Essay Research Paper IntroductionWhat
Реферат Психолого-педагогические условия экономического воспитания младших школьников
Реферат Irresponsible Attitudes Towards Contraceptions Of Teens Essay
Реферат Review Sexual Selections And Stud Essay Research
Реферат Рабочая программа по хирургическим болезням для студентов 3 - 4 курсов стоматологического факультета
Реферат Финансовый менеджмент Российских коммерческих банков
Реферат Склад структура і економічна характеристика банківських ресурсів
Реферат Вдосконалення системи митного регулювання в Україні на основі використання досвіду зарубіжних
Реферат Алкогольные психозы, алкоголизм, наркомании, токсикомании
Реферат Евдокс
Реферат «Использование метода «кейс-стади» для формирования коммуникативных универсальных учебных действий»