Разработанная совместно с профессорами В.К. Бальсевичем (Москва), Г.Г. Наталовым, Ю.К. Чернышенко (Краснодар) модель конверсии высоких технологий спортивной подготовки, адаптированная к потребностям современного дошкольного физического воспитания, безусловно, является позитивным фактором, инициирующим развитие инновационных процессов на рациональной методологической основе. При этом рассматриваемая концепция конверсии предлагает абсолютно конкретный механизм рациональной и эффективной реализации достижений спортивной культуры в физическом воспитании дошкольников.
В течение трех лет в условиях ДОУ № 129 г. Краснодара реализуется система физкультурной тренировки старших дошкольников (5-7 лет) в структуре годичного цикла.
Основой системы являются физкультурно-тренировочные занятия четырех типов: академические, учебно-тренировочные, тренировочные, соревновательные, характеристики которых представлены в табл. 1.
В структуре года выделяется 2 полугодовых периода по 4,5 месяца, в каждом из которых имеется подготовительный, соревновательно-игровой, переходный периоды и отдельно летний период, имеющий преимущественно рекреационную направленность (поддерживающий игровой период).
Подготовительный период состоит из трех этапов: 1 - общеподготовительного; 2 - специальной физической подготовки на основе учебно-тренировочных микроциклов (СФП-1); 3 - специальной физической подготовки на основе физкультурной тренировки (СФП-2). Продолжительность каждого этапа составляет 3-4 недельных микроцикла.
Микроциклы представляют собой отрезок учебно-воспитательного процесса, состоящий из трех занятий одного типа в структуре недели, которые решают конкретную задачу на данном этапе и в определенном периоде.
Общеподготовительный этап состоит из трех базовых микроциклов, к которым в начале года добавляется один модельно-соревновательный микроцикл для решения задач контроля за исходным уровнем физической подготовленности. На этом этапе решаются задачи изучения и повторения техники двигательных действий. Контроль за уровнем физической подготовленности можно начинать с третьего базового микроцикла и осуществлять в четвертом - модельно-соревновательном, контрольном.
Этап СФП-1 состоит из четырех учебно-тренировочных микроциклов и решает следующие задачи:
- овладение умениями выполнять ОРУ (элементарные движения, их соединения, равновесия, прыжки и др.) в виде комбинаций по типу вольных упражнений на месте или с небольшим продвижением;
- реализация элементов эстетического воспитания - выполнение движений красиво с изменением скорости и амплитуды;
- закрепление техники основных движений и расширение объема двигательных навыков.
Этап СФП-2 состоит из четырех тренировочных микроциклов. На этом этапе решаются задачи преимущественного воспитания ловкости путем выполнения комбинаций основных движений в форме комбинированных эстафет, полос препятствий, игровых заданий. Продолжается развитие скоростно -силовых и силовых способностей на основе применения круговой тренировки.
Таблица 1. Характеристика особенностей физкультурных занятий для дошкольников
Тип занятий
Блоки занятия и их основное содержание
1
2
3
4
5
6
Академическое
Вводная часть: организация группы
Подготовительная часть: ходьба, бег, ОРУ
Основная часть
Заключительная часть занятия
Изучение техники двигательных действий 1
Изучение техники двигательных действий 2
Развивающая игра
Учебнотренировочное
Подготовка организма к основным нагрузкам
Комбинации ОРУ
Закрепление техники основных движений
Развитие быстроты при выполнении основных движений
Развитие скоростносиловых способностей в процессе формирования основных движений (ОД)
Снижение функциональной активности организма
Тренировочное
Подготовка организма к основным нагрузкам
Поточное выполнение комплексов ОРУ по типу ритмической гимнастики
Развитие координационных способностей в процессе выполнения ОД
Развитие быстроты и ловкости в процессе выполнения ОД
Развитие скоростносиловых способностей методом круговой тренировки
Снижение интенсивности нагрузок
Соревновательное
Разминка - функциональная подготовка организма к основной физической нагрузке
Соревновательноигровые задания на развитие координации
Соревновательноигровые задания на развитие быстроты
Соревновательноигровые задания для развития скоростносиловых способностей
Соревнования на развития ловкости
Заминка - приведение организма в обычное состояние
Соревновательно-игровой период состоит из трех соревновательных микроциклов. В начале периода предлагаются задания на лучшее выполнение комбинаций по типу вольных упражнений, в середине - соревнования в основных движениях, завершается период соревнованиями по играм, эстафетах, проведением физкультурного праздниках.
По календарю первый переходный период совпадает с новогодними, второй - с майскими праздниками. В эти периоды решаются задачи активного отдыха, общей физической подготовки, изучения и проведения спортивных и подвижных игр, развития гибкости, осуществляется подготовка к следующему этапу тренировки (в мае - к переходу на летний режим занятий, табл. 2).
Контроль за уровнем интенсивности нагрузки, выполняемой старшими дошкольниками на физкультурно -тренировочных занятиях, а также за интенсивностью нагрузки при выполнении упражнений детьми дошкольного возраста осуществляется по величине ЧСС. Нагрузка на занятиях характеризуется средней величиной ЧСС и варьируется от 140 до 160 уд/мин. Исходя из этих рекомендаций предлагаются следующие градации интенсивности нагрузки на занятиях:
- малая - ЧСС от 140 до 145 уд/мин;
- средняя - от 145 до 150 уд/мин;
- большая - от 150 до 160 уд/мин.
Объем нагрузки определяется моторной плотностью занятий. Моторная плотность зависит от задач занятия и изменяется в диапазоне от 65 до 90%. Исходя из этого величину объема нагрузки на занятии предлагается определять моторной плотностью по следующим градациям:
- малый объем - 70 %;
- средний объем - 80 %;
- большой объем - 90 %.
По утверждению Н.Г. Озолина (2002), наиболее распространенное соотношение интенсивности и объема нагрузки в микроцикле в подготовительном периоде таково: интенсивность от начала к концу микроцикла снижается, а объем - увеличивается. В соответствии с этим в физической тренировке дошкольников с начала общеподготовительного этапа до середины этапа СФП-1 применяются следующие параметры изменения нагрузки в микроциклах: объем увеличивается от средних до высоких значений. Во второй половине этапа СФП-1 и на протяжении всего этапа СФП-2 в микроциклах объем нагрузки увеличивается от малого до большого, а интенсивность снижается от больших до малых значений.
В соревновательно-игровом периоде интенсивность большая, а объем малый, в переходном периоде соотношения объема и интенсивности нагрузки такие же, как и на общеподготовительном этапе (табл. 3).
Дозировка при выполнении упражнений варьируется с помощью предполагаемого объема и интенсивности, применения различных методов выполнения упражнений и ограничивается регламентом занятия и его задачами. При проведении занятий с высокой интенсивностью и малым объемом возникающие паузы заполняются выполнением дыхательных и релаксационных упражнений.
Пилотажный эксперимент применения системы физкультурной тренировки дошкольников в полугодовом периоде с октября 2000 г. по март 2001 г. позволил получить выраженный прирост показателей скоростно-силовых, координационных способностей и гибкости. Этот факт обусловил проведение эксперимента по применению системы физкультурной тренировки дошкольников в годовом цикле, включающем 2 полугодовых периода с сентября 2002 г. на базе МДОУ № 129 г. Краснодара.
Таблица 2. Задачи, средства и методы физической тренировки дошкольников в полугодовом периоде тренировки дошкольников
Задачи, средства и методы тренировки
Подготовительный период
Соревновательноигровой период
Переходный период
общеподготовительный этап
этап СФП-1
этап СФП-21
недели
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
1
2
3
Общая физическая подготовка
1. Активизация внимания, подготовка организма:
- строевые, общеподготовительные упражнения
- ритмическая гимнастика
X
X
X
X
X
X
X
- повторный метод
X
X
X
X
X
X
X
- игровой метод
X
X
X
X
2. Развитие координационных способностей и гибкости:
- ОРУ
- гимнастические упражнения
X
X
X
X
- ритмическая гимнастика
X
X
X
X
- повторный метод
X
X
X
X
X
X
X
3. Развитие скоростно-силовых и силовых способностей:
- ОРУ и элементы основных видов движений (ОВД)
- игровой метод
X
- повторный метод
X
- круговая тренировка
X
X
4. Повышение уровня быстроты и ловкости:
- упражнения с мячом
X
X
X
X
- упражнения со скакалкой
X
X
X
X
- подвижные и спортивные игры
X
X
X
X
X
- игровой метод
X
5. Развитие общей выносливости:
- длительный или кроссовый бег
X
X
X
X
- игры на местности
X
X
X
6. Обучение технике основных видов движений
X
X
Специальная физическая подготовка
7. Создание специального фундамента двигательных действий
X
X
X
X
8. Совершенствование скорости движений: - выполнение ОВД в облегченных условиях
X
X
X
X
9. Развитие скоростно-силовых качеств: - выполнение ОВД в затрудненных условиях
X
X
X
X
10. Повышение ловкости движений: - выполнение ОВД в различных сочетаниях.
X
X
X
X
Соревновательно-игровая подготовка
11. Формирование качества движений и координационных способностей:
- гимнастические упражнения
- координационные двигательные задания
- метания
К
К
X
X
X
12. Совершенствование скоростно-силовых способностей
К
К
X
X
13. Соревнования по различным видам двигательной активности: - физкультурно-спортивные праздники
X
X
X
14. Отдых и восстановление:
- дыхательные упражнения
- релаксационные упражнения
- повторный метод
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
- игровой метод
X
X
X
X
X
X
Условные обозначения: К - контроль; Х - применение средств или методов на занятии
Таблица 3. Соотношение объема и интенсивности нагрузки на занятиях микроцикле
Величина нагрузки
Общеподг. этап и ОПФ-1
Этап СФП-1 и СФП-2
Соревновательноигровой период
Переходный период
Занятия:
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
Интенсивность
С
С
М
Б
С
М
Б
Б
Б
С
С
М
Объем
М
С
C
М
С
Б
М
М
М
М
С
C
Условные обозначения: М - малая величина; С - средняя; Б - большая величина.