Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Спортивная тренированность - парадоксы диагностики

Прошло 30 лет после известной Минской конференции (1972) по методам определения тренированности спортсменов высших разрядов, на которой произошло радикальное переосмысление понятия "тренированность" и методологии ее диагностики. Тренированность стала трактоваться не как медико-биологическое явление [39, 40, 19], а как педагогическая категория - физическая, спортивно-техническая, тактическая, морально-волевая и интеллектуальная готовность спортсмена к достижению предельного для него рубежа [28, 42, 43, 29]. По существу, понятие "тренированность" слилось с понятием "спортивная подготовленность" [49]. Право ее диагностики было отдано тренеру [24, 52, 33], а врачу оставлены традиционные методы контроля здоровья, медицинская помощь при травмах, болезнях, восстановление, реабилитация. Смещение акцентов, уход от биологической сущности понятия "тренированность" не лучшим образом отразились в последующие годы на подготовке спортсменов, да и на самой спортивной медицине. "Тренированность" как основной постулат в научно обоснованном подходе к современной спортивной тренировке в контексте с концепцией предельных и прогрессивных нагрузок должна быть ведущей проблемой в практике спорта. Однако этого не происходит. Отсюда эмпирический подход к регламентации нагрузки и кризис в обосновании сущности спортивной тренировки в свете данных физиологии и биологии [15]. Без учета функциональной готовности, оптимизации нагрузки невозможно творчески вести весь сложный процесс спортивной тренировки.
Несмотря на свою необходимость в спорте спортивная медицина в разделе диагностики тренированности стала невостребованной [8, 15], потеряла свою значимость как помощница спортсмена, тренера в их работе [12, 13, 14]. По-видимому, этим можно объяснить непредвиденные срывы, неудачные выступления, болезни, травмы и недоверие к спортивной медицине. Спортивная медицина вынуждена была переориентироваться на реабилитацию и восстановление, что, безусловно, свидетельствует о больших издержках спорта. Неслучайно стали создаваться восстановительные и реабилитационные центры [11, 13]. Изнурительные, экстремальные тренировочные нагрузки в режиме подготовки спортсменов - это нонсенс. Так не должно быть. Такой подход к тренировке противоречит природе человека, законам биологии [54]. В интегральном понимании под термином "тренированность" подразумевается состояние организма, которое достигается с помощью любой тренировочной нагрузки, содержание которой может быть разной по своему воздействию и характеру. Отсюда специфичность проявления "тренируемости" свойств организма - способность претерпевать изменения в процессе выполнения мышечной, интеллектуальной, эмоциональной и т.п. нагрузок. Несмотря на разный характер возмущающего фактора генез (физиологические закономерности возникновения и развития) один и тот же. По существу, термин "тренированность" эквивалентен понятию "состояние здоровья", под которым понимается "состояние полного физического, душевного, социального благополучия" [64]. Спортивная тренированность, как, впрочем, и балетная, - результат тренировки, т.е. особое состояние организма, связанное с общим воздействием физической нагрузки на человека. Важным условием в развитии и формировании состояния тренированности (не только спортивной) является оптимальность воздействия раздражителя. Оптимальная нагрузка, вызывая физиологический стресс, эустресс по Selye [55], стимулирует позитивные морфофункциональные изменения в организме, выводя его на более интенсивный режим работы. Те нагрузки, которые выходят за рамки оптимальных (имеются в виду экстремальные, изнурительные), ведут к дистрессу, к необратимому истощению резервов адаптации - дизадаптации [36, 37, 4, 5]. К жестким предельным нагрузкам нет привыкания, как нет привыкания (адаптации) к болезням. Их можно только перенести без последствий для здоровья, если предшествовавшие нагрузки были оптимальными [13, 14]. Предыдущее поколение специалистов по спорту рассматривало тренированность как атлетизм [38], связанный с определенными двигательными навыками и умениями . Однако и в те годы было отмечено, что уровень квалификации не всегда эквивалентен хорошему состоянию здоровья. То, что кто-то умело выступает в боксерском, конькобежном, лыжном спорте, игровых видах и т.п., совсем не означает, что он является здоровым в соответствии с современными представлениями (критериями) этого состояния [22, 23, 19, 14]. С точки зрения физиологов, состояние тренированности человека - это реакция (ответ возбудимых систем на внешние и внутренние стимулы) функциональных систем, направленная на получение полезного результата [2, 30, 45, 44, 65]. Когда говорят о "тренированности спортивной", то речь идет о способности или свойстве организма совершать определенную мышечную работу относительно долго без развития утомления. В свое время, теперь уже в далекие для нас годы, бывший президент Международной федерации спортивной медицины, бельгиец профессор А. Говертс [17] очень удачно подчеркнул, что "тренированность" представляет собой состояние , которое мобилизует всю систему организма, с тем чтобы позволить ему адаптироваться ко всем физическим действиям" (подчеркнуто мною. - В.В.). Поздние исследования и наблюдения по проблеме тренированности подтвердили данную мысль [53, 16, 14, 19]. Современная диагностика состояния спортивной тренированности все же трудновыполнима. Существуют самые противоречивые мнения относительно оценки качественных и количественных критериев этого специфического состояния организма, а также методов, с помощью которых достигается успех в диагностике [6, 20, 21, 23, 24, 33, 35, 41]. Исторически так сложилось, что традиционным методом при использовании комплекса различных методик функциональной диагностики, исследовании одновременно нескольких систем организма [39, 40, 19, 20, 67, 26] едва ли можно улавливать нюансы колебаний морфофункциональных изменений в организме в связи с его истинным специфическим состоянием в целом. Диапазон разброса оптимальных величин феноменологического характера (структурных, функциональных, биохимических) неимоверно велик при той или иной стадии развития спортивной тренированности, что достаточно растянуто по времени: приблизительно 6 - 8 месяцев у новичков и 1 - 2 - у квалифицированных спортсменов). Объективно можно оценить только ответные реакции на ту или иную нагрузку на фоне определенного состояния здоровья, и то если эта оценка выполняется индивидуально на протяжении достаточно длительного периода времени. Полученные результаты не всегда можно интерпретировать как состояние тренированности, поскольку нет интегральных, наиболее характерных признаков, свидетельствующих о высокой адаптивности организма к напряженной мышечной деятельности, за исключением, конечно, контрольных прикидок, т.е. определения физической работоспособности [6, 35]. Феноменологический подход дает возможность судить только о состоянии здоровья в традиционном понимании - наличие или отсутствие болезни и только. Даже тесты физической работоспособности ИГСТ, Мастера, PWC170 [34, 35] не всегда позволяют уверенно говорить об истинном состоянии готовности организма к экстремальным нагрузкам. При выходе из состояния высокой функциональной готовности (тренированности) нередко величины тестов остаются высокими. Работоспособность даже в начале развития перетренированности не всегда имеет тенденцию к снижению (нарушается только ее стабильность).
Ведущая причина трудности диагностики состояния тренированности заключается в том, что не учитываются субъективные данные. Игнорируются самооценка спортсменом своего состояния, готовности к соревнованиям, его настроение. Самочувствие в медицинской практике, субъективные данные интерпретируются как объективные. Без субъективных симптомов практически невозможно поставить диагноз, ведь именно они свидетельствуют о том, что спортсмен находится в состоянии предельно возможной работоспособности - спортивной форме.
Объективные данные в совокупности с субъективными подкрепляют истинное состояние спортивной тренированности. Помимо комплексного подхода с применением множества методик функциональной диагностики тренированности применяется еще так называемый оценочный метод "критериев" [38], при котором исследуется только одна функциональная система. Как правило, используется четыре критерия: сердечно-сосудистая выносливость (способность сердца и легких перекачивать кровь и насыщать кислородом все тело); мышечная тренированность (сила и выносливость мышц); гибкость (способность суставов осуществлять движения в большом диапазоне без болевых ощущений); состав тела (какую часть тела составляет жир). Тестируя эти проявления и состояния, можно измерить "персональное здоровье", которое впрямую связано с режимом (характером) тренировок, что получило название "тренированность здоровья" [38]. Конечно, и при таком подходе не так доступна диагностика спортивной тренированности. Тем не менее метод получил распространение. Мы, например, применяем иммунологический метод, определяя состояние иммунологической резистентности при разных состояниях организма спортсмена [14]. Спортивной тренировкой как процессом физического совершенствования управляет тренерское звено с помощью педагогических методов [50, 51, 58, 59, 60, 9, 27, 29, 46, 47, 48]. Диагностика состояния тренированности осуществляется спортивными медиками , врачами-функционалистами. Диагностика и управление состоянием тренированности - прерогатива врача. Осуществляются они медицинскими приемами: определением физиолого-биологических закономерностей фенотипической адаптации, процесса истощения (состояния утомления) и восстановления; кумуляции энергетических источников. Используют для этих целей, как правило, системный подход, анамнез, антропометрию, соматоскопию, весь комплекс инструментальных методов функциональной диагностики по системам. Помимо состояния спортивной тренированности в спортивной практике наблюдается еще одно специфическое и в какой-то степени необычное состояние организма, которое квалифицируется как "спортивная форма" (СФ). С позиций физиологических спортивная форма - такое же состояние, как и состояние тренированности, т.е. адаптивное состояние и считается конечной фазой приспособления организма к экстремально -предельным работам с проявлением фазы наивысшей функциональной готовности. Однако состояние спортивной формы - все же не синоним состояния тренированности, хотя отличия практически символичны, по крайней мере объективными методами они - недифференцированные состояния. Различия - в субъективных признаках, результатах контрольных прикидок и сроков продолжительности проявления. Тренированность как первичное состояние адаптации является материальной базой, основой для становления СФ. В своем проявлении СФ имеет латентный (скрытый) период. Неслучайно право диагностики обеих этих состояний (адаптивных фаз приспособления организма к нагрузке) отдано врачу. Именно врач выступает объединяющим началом в аналитико-синтезированном прочтении результатов исследований функционального состояния организма. Отдавая тренеру ведущую роль в определении тренированности, мы тем самым до предела упрощаем (мягко говоря) проблему диагностики. Она и врачу не всегда под силу, а тем более - тренеру, у которого нет медицинского образования. А ведь речь идет о человеке. Интерпретация данных о состоянии здоровья - все же прерогатива врача (и уж, конечно, не физиолога, психолога, биохимика), на что он имеет моральное и юридическое право. Тренер определяет спортивную подготовленность (техническую, физическую, тактическую и т.п. [49, 47]), врач - состояние здоровья. Этим определялся союз врача-тренера, который в настоящее время практически отсутствует. Решение Минской конференции 1972 г. негативно проявляется до сих пор, причем особенно заметно в спорте высших достижений. Оба состояния (две стороны одной и той же медали) , по существу, результат адаптационных процессов. С этих позиций можно говорить об одном и том же, только о разных фазах специфического состояния здоровья - тренированности. Объективно по результатам ответных реакций они не отличаются друг от друга, за исключением субъективных, характерных симптомов, которые наиболее сильно выражены в фазе наивысшей функциональной готовности - спортивной формы: хорошее, приподнятое настроение, отличное самочувствие, ощущение чувства свежести, бодрости, "взрыва", большое желание выступать в соревнованиях, легкость в выполнении сложных упражнений и финишного отрезка работы. К сожалению, продолжительность спортивной формы во времени очень короткая (7 - 10 дней). Организм не может долго находиться в режимах максимальной работоспособности (природный феномен!). С учетом изложенного спортивную форму следует формировать к каждому значимому соревнованию. В практике спортивной тренировки в период длительных этапов и периодов подготовки эмпирически, спонтанно может возникнуть и развиться состояние спортивной формы. Спортсмены ациклических видов спорта (игры, бокс, гимнастика и др.) вдруг начинают отмечать "кураж" в выполнении своих действий, повышенную работоспособность в циклических (бег, лыжи, коньки и др.) - ощущение "несет" [14]. На этом отрезке тренировочной работы нецелесообразно увеличивать объем нагрузки и тем более повышать ее интенсивность . В формировании состояния тренированности и в управлении им участие спортивного врача обязательно. В этот период его значимость огромна. Эмпирический выход на состояние наивысшей функциональной готовности не годится. В спортивную форму надо входить сознательно, готовясь к соревнованию в тесном сотрудничестве врача и тренера. Долго держать на предельном уровне функциональный потенциал невозможно. Следует помнить о природном феномене "экономизации" (оптимизации) функций [54]. В качестве объективного метода диагностики здоровья в практике спорта применяется тестовая проба иммунологической резистентности с использованием одного из основных компонентов иммунной системы - фагоцитоза с параллельным изучением метаболической активности методом цитохимии [61]. Фагоцитоз оказался индикатором не только по отношению к другим звеньям иммунитета (системы комплемента; клеточного - Т и В-лимфоциты; гуморального), но и в диагностике общего состояния организма [10, 15, 56, 57, 63, 66]. Вычислялся индекс Райта - среднее число микробов (Staphyliciccus anrens или E. Colli), фагоцитированных одним нейтрофилом; индекс Гамбургера - количество фагоцитирующих нейтрофилов из 100 исследуемых [1, 7].
Интегральность фагоцитоза и метаболическая активность позволяют управлять и формированием состояния тренированности, влиять на выбор методов спортивной тренировки, регламентировать и оптимизировать тренировочную нагрузку.
Список литературы 1. Алмазов В.А., Павлов Б.А., Рябов С.И. Цитохимия лейкоцитов. - В кн.: Основы функциональной морфологии клетки. М.: Медицина, 1966, с. 317-330.
2. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. - В кн.: Принципы системной организации функций. М., 1973. 3. Аронов Г.Е., Иванова Н.И. Иммунологическая активность при различных режимах физической нагрузки. - Киев: Здоровье, 1987. - 84 с. 4. Аршавский И.А. Биологические и медицинские аспекты проблемы адаптации и стресса в свете данных физиологии онтогенеза. - В кн.: Актуальные вопросы современной физиологии. М., 1976, с. 114 - 191. 5. Аршавский И.А. Проблемы адаптации и стресс в свете данных физиологии онтогенеза. - В кн.: Физиологические и клинические проблемы адаптации к гипертермии, гипоксии и гиподинамии. М., 1975, с. 37 - 39. 6. Аулик И.В. Как определить тренированность спортсмена. - М., ФиС, 1977. - 40 с. 7. Берман В.М., Славская Е.М. О стимуляции неспецифической резистентности организма при помощи эндотоксина кишечной палочки //Современные проблемы иммунологии и иммунопатологии. - Л., Медицина, 1970, с. 92 - 106. 8. Блеер А.Н., Чистова Н.А., Кузнецова Т.Н. и др. Профессиональный взгляд тренера на цели, задачи и проблемы современной спортивной медицины //Теор. и практ. физ. культ., 2001, № 12, с. 28 - 32. 9. Булкин В.А. Педагогическая диагностика как фактор управления двигательной деятельностью спортсменов: Автореф. докт. дис. М., 1988. - 43 с. 10. Бухарин О.В., Левин М.Я., Луда А.П. Характеристика иммунологической реактивности спортсменов //Теор. и практ. физ. культ., 1970, № 9, с. 26 - 27. 11. Васичкин В.И. Предисловие к русскому изданию. Энциклопедия спортивной медицины. Лайл Майкелли, Марк Дженкинс. - СПб.: изд-во Лань, 1997, с. 3. 12. Волков В.Н. Скринирующая программа для диагностики состояния тренированности у спортсменов //Теор. и практ. Физ. Культ., 1987, № 3, с. 18-20. 13. Волков В.Н. Современная спортивная медицина: Парадоксы развития //Теор. и практ. физ. культ., 1989, № 4, с. 23 - 25. 14. Волков В.Н. Теоретические основы и прикладные аспекты управления состоянием тренированности в спорте. Монография. - Челябинск: Факел, 2001. - 252 с. 15. Волков В.Н., Гавриш Т.В., Гавриш И.В. Функциональный контроль и принципы оценки тренированности в спорте. Монография. - Челябинск: Факел, 1998. - 230 с. 16. Волков В.Н., Исаев А.П., Куликов Л.М. Тренированность. Монография в 2 частях. - Челябинск: УралГАФК, 1994. - 329 с. 17. Говертс А. Спортивная медицина. - В кн.: Труды ХII юбилейного международного конгресса. - М.: Медгиз, 1959, с. 632. 18. Годик М.А., Бальсевич В.К., Тимошкин В.Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека //Теор. и практ. физ. культ., 1994, № 5-6, с. 24 - 31. 19. Граевская Н.Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему. - М.: Медицина, 1975. 20. Граевская Н.Д., Долматова Т.И., Калугина Г.Е. и др. К вопросу об унификации оценки функционального состояния спортсменов //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 2, с. 11 - 15. 21. Дембо А.Г. Влияние направленности тренировочного процесса на организм спортсмена. Изб. лекции. Л., 1978. - 68 с. 22. Дембо А.Г. Заболевания и повреждения при занятиях спортом. - Л.: Медицина, 1984. - 290 с. 23. Дембо А.Г. Заболевания и повреждения при занятиях спортом. - Л.: Медицина, 1991. - 319 с. 24. Дембо А.Г. Роль и значение медицинских исследований в оценке состояния тренированности спортсмена //Методы определения тренированности спортсменов высших разрядов. Минск, 1972, с. 5 - 7. 25. Дибнер Р.Д., Бородянский М.М. Новый подход к оценке функциональной готовности спортсменов (сочетанное исследование морфологии, функции сердца и активности симпатико-адреналовой системы) //Теор. и практ. физ. культ., 1994, № 1-2, с. 2 - 5. 26. Железков В. О сущности спортивной формы //Теор. и практ. физ. культ., 1997, № 7, с. 58 - 61. 27. Запорожанов В.А. Основы педагогического контроля в легкой атлетике: Автореф. докт. дис. М., 1978. - 48 с. 28. Зациорский В.М. Оценка тренированности как составная часть педагогического контроля //Методы определения тренированности спортсменов высших разрядов. Минск, 1972, с. 18 - 19. 29. Зациорский В.М., Запорожанов В.А., Тер-Ованесян И.А. Вопросы теории и методики педагогического контроля в современном спорте //Теор. и практ. физ. культ., 1971, № 4, с. 59 - 63. 30. Ильин Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния //Теория функциональных систем в физиологии и психологии. - М.: Наука, 1978, с. 325 - 346. 31. Иорданская Ф.А., Карполь Н.В. Значение функциональной подготовки в процессе тренировки высококвалифицированных волейболисток //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 2, с. 16 - 20. 32. Иорданская Ф.А., Юдинцева М.С. Диагностика и дифференцированная коррекция симптомов дезадаптации к нагрузкам современного спорта и комплексная система мер их профилактики //Теор. и практ. физ. культ., 1999, № 1, с. 18 - 23. 33. Карпман В.Л. Характеристика функционального состояния организма спортсменов. Спортивная медицина. - М., ФиС, 1980, с. 45. 34. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Исследование физической работоспособности у спортсменов. - М.: ФиС, 1974. - 180 с. 35. Карпман В.Л., Белоцерковский З.П., Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине. - М.: ФиС, 1988. - 208 с. 36. Кондрашова М.Н. Живое состояние с позиций биоэнергетики. - В кн.: Методические и теоретические проблемы биофизики. - М.: Наука, 1979, с. 200 - 211. 37. Кондрашова М.Н. О регуляции соотношения окисления янтарной кислоты и НАД-зависимых субстратов производным индола. - В кн.: Митохондрии. М., 1974, с. 121 - 130. 38. Лайл Майкели, Мак Дженкинс. Энциклопедия спортивной медицины. - СПб.: Лань, 1997, с. 6 - 7. 39. Летунов С.П. Врачебно-педагогические наблюдения в процессе спортивной тренировки и соревнований: Сб. материалов Всесоюзной научно-методической конференции по вопросам системы спортивной тренировки. Москва, 16-19 января, 1962. - М.: ФиС, 1962, с. 159 - 181. 40. Летунов С.П. Определение тренированности и перетренированности во врачебно-спортивной практике. Спортивная медицина // Труды ХII Международного конгресса спортивной медицины, Москва, 28 мая - 4 июня 1958 г. - М.: Медгиз, 1959, с. 38 - 49. 41. Летунов С.П., Мотылянская Р.Е. Теоретические основы методики оценки состояния тренированности спортсменов во врачебно-спортивной практике //Теор. и практ. физ. культ., 1971, № 12, с. 29 - 39. 42. Логинов А.А. Некоторые вопросы теории спортивной тренировки. Методы определения тренированности спортсменов высших разрядов. Минск, 1972, с. 34 - 36. 43. Логинов Э.М. Некоторые аспекты системного анализа категорий тренированности //Методы определения тренированности спортсменов высших разрядов. Минск, 1972, с. 31 - 32.
44. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии, 1975, № 2, с. 31. 45. Марищук В.Л. Функциональные состояния и работоспособность. - В кн.: Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда, ч. 1. Л., 1974, гл. III, с. 105 - 116. 46. Матвеев Л.П. Заметки по поводу некоторых новаций во взглядах на теорию спортивной тренировки //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 12, с. 49 - 52.
47. Матвеев Л.П. К теории построения спортивной тренировки //Теор. и практ. физ. культ., 1991, № 12, с. 11 - 20. 48. Матвеев Л.П. Теория и методика спорта (авт. кол., ред. Л.П. Матвеев). - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1992 (в трех частях). - 221 с. 49. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры /Под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова, изд. 2-е, - М.: ФиС, 1976, с. 5 - 20. 50. Платонов В.Н. О "Концепции периодизации спортивной тренировки" и развитии общей теории подготовки спортсменов //Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 8, с. 23 - 26, 39 - 46. 51. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: ФиС, 1986. - 288 с. 52. Попов С.Н. Врачебно-педагогические наблюдения. Спортивная медицина //Под общ. ред. А.Г. Дембо. - М.: ФиС, 1975, с. 227. 53. Пшенникова М.Г. Адаптация к физическим нагрузкам. Физиология адаптационных процессов. - М.: Наука, 1986, с. 124 - 221. 54. Розен Р. Принципы оптимальности в биологии. М.: Мир 1969, с. 17 - 20, 80 - 84, 179 - 196. 55. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960. - 254 с. 56. Суздальницкий Р.С., Левандо В.А., Кассиль Г.Н. и др. Стрессовые и спортивные иммунодефициты у человека //Теор. и практ. физ. культ., 1990, № 6, с. 9 - 17. 57. Суркина И.Д., Готовцева Е.П. Роль иммунной системы в процессах адаптации у спортсменов //Теор. и практ. физ. культ., 1991, № 8, с. 27 - 37. 58. Суслов Ф.П. Система подготовки бегунов на средние и длинные дистанции //Проблемы совершенствования системы подготовки спортсменов. - М.: ВНИИФК, 1977, с. 70 - 100. 59. Суслов Ф.П., Холодов Ж.К. Теория и методика спорта: Учебное пособие для УОР /Под. ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова). - М.: Тип. Воениздата, 1997. - 415 с. 60. Суслов Ф.П., Шепель С.П. Структура годичного соревновательно-тренировочного цикла подготовки: реальность и иллюзии //Теор. и практ. физ. культ., 1999, № 9, с. 57 - 61. 61. Терентьева Э.И. Цитохимия элементов кроветворения при лейкозе. М., 1968. - 41 с. 62. Тер-Ованесян А.А., Тер-Ованесян И.А. Педагогика спорта. - Киев: Здоровье, 1986. - 208 с. 63. Фомин Н.А. Возрастные изменения естественных защитных факторов, кардиореспираторного и кислотно-щелочного равновесия при мышечной деятельности: Докт. дис. Л., 1972. 64. Царегородцев Г.И. В кн.: Общество и здоровье человека. - М.: Медицина, 1973. 65. Швырков В.Б. Теория функциональных систем в психофизиологии //Теория функциональных систем в физиологии и психологии. - М.: Наука, 1978, с. 11 - 46. 66. Шубик В.М., Левин М.Я. Иммунитет и здоровье спортсменов. - М.: ФиС, 1985. - 175 с. 67. Эберт Л.Я., Исаев А.П., Колупаев В.А. Состояние иммунного статуса как показатель степени адекватности тренировочных нагрузок функциональным возможностям спортсменов //Теор. и практ. физ. культ., 1993, № 11/12, с. 20 - 23.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.