Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Предигровая разминка баскетболиста

Содержание Введение Глава I. Состояние вопроса по литературным данным 1.1. Психологический аспект разминки 1.2. Педагогический аспект разминки 1.3. Физиологический аспект разминки
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования 2.1. Цель и задачи исследования 2.2. Методы исследования 2.2.1. Анализ литературных источников 2.2.2. Педагогическое наблюдение 2.2.3. Организация исследования 2.2.4. Методы математической статистики Глава III. Результаты исследования 3.1. Теоретический аспект проблемы исследования 3.2. Практический аспект проблемы исследования Выводы Методические рекомендации Литература Приложение
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время имеется достаточное количество публикаций по баскетболу, в которых рассматриваются отдельные положения, связанные с разработкой специального комплекса различных упражнений, способствующего повышению работоспособности спортсменов в тренировочном и соревновательном процессе. Большое место в этих работах отводится вопросам общей и специальной разминки. Как показало изучение литературных данных, данная проблема имеет много нерешенных вопросов и спорных представлений, требующих более углубленного изучения. Всем сказанным и определяется актуальность темы исследований. Научная новизна данной работы заключается в том, что в ней впервые обобщены теоретические данные и практический опыт ведущих спортивных специалистов по баскетболу в вопросах разминки, понимания правильного ее применения в тренировочном и соревновательном процессе. Кроме того, в работе впервые раскрываются не только педагогические аспекты разминки, но и физиологические и психологические ее особенности применительно к игровой деятельности баскетболиста. Практическая значимость работы заключается в том, что на основании данных исследований составлены комплексы разминочных упражнений, способствующих повышению функциональных возможностей организма спортсмена. Представленные материалы могут быть использованы тренерами по баскетболу в своей практической работе. Чтобы баскетболисты могли с первых минут активно включиться в игру и продуктивно решать технические и тактические задачи, необходима предварительная настройка спортсменов к предстоящей деятельности. Такой настройки можно достичь с помощью эффективной предигровой разминки, направленной на формирование готовности баскетболистов к игре. Разминка – это комплекс физических упражнений, выполняемый до начала основной мышечной деятельности во время соревнования или тренировки. Большое значение в подготовке к соревнованиям имеет продолжительность разминки (около 30 минут). Выполнение специальных упражнений с мячом подготавливает участников к сложной деятельности и игре с мячом и без него в постоянно изменяющихся условиях. В процессе этих упражнений происходит еще более глубокая функциональная подготовка внутренних органов и двигательного аппарата. Разминка состоит из двух частей: - общей; - специальной, которые способствуют разогреванию организма и настройке на предстоящую деятельность. В данной работе мною будет проведено исследование и показана роль и место разминки перед игрой, ее задачи и цели для достижения наилучшего результата во время соревнований.
ГЛАВА 1. Состояние вопроса по литературным данным. 1.1. Психологический аспект разминки. Психологическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на воспитание спортсмена как личности, его морально-волевых качеств. Развитие физических качеств и воспитание волевых качеств характера взаимосвязаны. Воля, как и мышцы, развиваются только в процессе проявления двигательной деятельности, в результате преодоления спортсменом объективных и субъективных трудностей. Эти трудности состоят в необходимости овладевать сложной техникой игровых приемов, преодолевать усталость, сохранять высокую работоспособность в трудных условиях спортивного противоборства. Следовательно, средством формирования волевых черт характера является в первую очередь физическая нагрузка. Специфичность волевых качеств в том, что они проявляются в виде деятельности, в которой происходило их развитие. Отсюда необходимость создавать условия, в которых развиваются и закрепляются сильные стороны характера, где необходимо появление стойкости, уверенности, решительности, смелости и выдержки [7]. Следует отметить, что спортсмены под воздействием эмоционального возбуждения часто плохо контролируют себя, иногда принимают опрометчивые решения, зачастую это происходит от недостаточной технической и игровой подготовки. Самоконтроль и быстрота мышления приходят с опытом, в процессе выполнения повышенных нагрузок. Спортивному специалисту необходимо знать, что процесс психологической подготовки делится на общую подготовку (совершенствование двигательных навыков, преодоление трудностей) и подготовку к соревнованиям, когда проводится работа по созданию наивысшей психологической готовности к противоборству в экстремальных условиях соревнования [14, 19]. Отличительные черты баскетбола как представителя командной спортивной игры – это непосредственный контакт с противником, лимит времени, сложность восприятии пространственно-временных факторов, оперативный характер мышления, повышенный эмоциональный фон деятельности, постоянная нацеленность команды на конечное решение тактической задачи (попадания в корзину), комплексный характер воздействия на личность, специфика игровых ситуаций, связанных с быстрым переходом от атакующих действий к защитным. Согласно теории М.С.Бриля и А.В.Родионова физиологическая основа первых двух особенностей выражается преимущественно во взаимосвязи коры и подкорки со средой (что определяет специфику основных свойств нервной системы – силы, подвижности и уравновешенности) и в соотношении первой и второй сигнальной систем (что определяет специфику человеческого типа). Психологическая характеристика игровой деятельности связана с оценкой атакующих и защитных действий. Требования к выполнению баскетболистом атакующих операций определяется необходимостью: - постоянно стремиться к конечному результату игровой задачи; - почти в каждой игровой момент решать – выполнять передачу или бросок; - знать и четко представлять себе стандартные игровые положения (этюды, игровые фрагменты); - выбирать оригинальные решения; - оперативно мыслить; - учитывать индивидуальные характеристики партнеров по команде и противников; - точно выполнять завершающий бросок при вариативности дистанций и положений, при активном противодействии противника; - применять обманные и отвлекающие действия, как в единоборстве, так и при разыгрывании комбинаций; - выполнять так называемую «игру без мяча»; - постоянно быть готовым к принятию решения, поскольку атака представляет собой цель последовательных действий и решение тактической задачи группой игроков всегда является суммой индивидуальных решений.
Требования к выполнению баскетболистом защитных операций определяются необходимостью: - учитывать действия не только подопечного игрока, но и всех противников; - быть готовым в любой момент отобрать или перехватить мяч; - выполнить действия, препятствующие броску или передаче;
выполнять действия с учетом всех перемещений (мяча, партнера, противников) и наиболее вероятных траекторий их продолжения; - соблюдать оптимальную дистанцию, обеспечивающую контроль за действиями подопечного и одновременное противодействие осуществлению его тактических задач; - применять любую систему защиты, быстро и качественно перестраиваться при ее смене; - быть эмоционально настроенным на качественное выполнение защитных операций; - быть готовым к отрыву или передаче в тот момент, когда команда овладела мячом для организации контратаки.
1.2. Педагогический аспект разминки. Основными же средствами подготовки и тренировки являются упражнения, которые делятся на вспомогательные и основные. Вспомогательными упражнениями при обучении игре в баскетбол будут все ОРУ и специальные, а также упражнения, заимствованные из других видов спорта. Основные – это упражнения, близкие по своей структуре к соревновательной деятельности [4,5]. Общеразвивающие упражнения решают задачу разносторонней физической подготовленности, способствуют развитию физических качеств, необходимых для успешного овладения техникой и тактикой игры. К общеразвивающим можно отнести все гимнастические, легкоатлетические, акробатические упражнения, способствующие совершенствованию двигательных навыков. Они могут быть избирательного воздействия преимущественного развития отдельных групп: мышц рук и плечевого пояса, для мышц туловища и шеи, для мышц ног и таза. Подготовительные упражнения служат развитию физических способностей, необходимых в играх. Это – прыгучесть, быстрота двигательной реакции и ориентировки, сила и гибкость кистей рук, умение быстро набирать скорость и принимать исходное положение для выполнения игрового приема. Подготовительные упражнения могут быть без предметов и с предметами (набивными мячами, гантелями, скакалками и т.д.). Сюда также можно отнести всевозможные эстафеты с препятствиями, специально подобранные подвижные игры. Основные специальные упражнения – это выполнение собственно игрового приема целостности или расчлененными методами. При выполнении этих упражнений необходимо соблюдать последовательность: от движений без мяча к движениям с мячом, от упражнений на месте к упражнениям с перемещениями, от выполнения одного приема к выполнению его в различных сочетаниях в условиях, приближенным к игровым, соревновательным и т.д. Технические приемы шлифуются и совершенствуются с помощью упражнений по выполнению индивидуальных, групповых и командных тактических действий [10,12]. Проведение разминки перед игрой, как и прочие элементы, следует хорошо отработать на тренировках. Разминка является частью соревнований и при неправильном ее проведении (быстрота нарастания нагрузок, слишком высокая нагрузка или, напротив, слишком низкая) ведет к явному снижению результатов. Разминка перед тренировкой проводится, разумеется, по тем же принципам, что и перед соревнованием, но направлена она в большинстве случаев на предстоящую главную задачу, намеченную для тренировки. Поскольку на каждой тренировке задачи могут быть весьма различными, то для такой разминки можно сформулировать лишь общие задачи: а) отработка скорости и реакции. Сюда относятся все ускорения и прыжки, которые вырабатывают высокую скорость и лучшую прыгучесть, а также упражнения по проведению защиты, нападения и имитации броска в корзину, если их используют с максимальной интенсивностью; б) тренировка на длительное сохранение скорости и прыгучести. Выполняется для этой цели обычная разминка. Полной готовности к высшим показателям, организм достигает после первого или же второго повторения упражнения; в) технико-тактическая тренировка. Во время технико-тактической тренировки разминка проводится в зависимости от тех требований, которые ставит соответствующая форма упражнений перед игроками. Если эти требования, например, при нападении весьма высоки, то для отработки передач достаточна разминка малой интенсивности. Организуя разминку, тренер, однако, должен помнить о том, что при необходимости и в зависимости от соответствующей установки при смене одного упражнения другим последнему должна предшествовать новая разминка (например, вначале техническая отработка передачи, затем отработка на скорость во время стартов). Разминка не должна идти интенсивнее, чем этого требует данное упражнение. Уменьшение нагрузки ведет к расхолаживанию и тем самым к снижению готовности добиться решения поставленной задачи [26].
1.3. Физиологический аспект разминки. В первой главе рассматривается также и физиологическое значение разминки. В настоящее время имеется рад работ [9, 11, 13, 16], в которых показано физиологическое значение разминки. Однако в данных работах очень мало освещен вопрос значения и продолжительности разминки для рабочего состояния организма. Как свидетельствуют данные современных исследований [17, 18, 23] адаптация к интенсивной мышечной работе во всех случаях представляет собой реакцию целостного организма, направленную на решение двух задач – обеспечение достаточно интенсивной и длительной мышечной деятельности и на поддержание функциональных резервов. В процессе адаптации межсистемные отношения обычно меняются по принципу доминанты. Доминанту можно рассматривать как констелляцию возбужденных центров, которая усиливает свое воздействие за счет «сторонних» раздражителей, тормозит возбуждение всех других центров и, подчиняя себя определенные исполнительные органы, выступает как целостная система, определяющая вектор поведения организма. Данные, полученные в последнее десятилетие, позволяют расширить представление о роли доминанты в процессе долговременной адаптации. Исследования Ф.З. Меерсона свидетельствуют о том, что в ответ на нагрузку, создаваемую факторами среды, в клетках органов и тканей, на которые непосредственно падает нагрузка, закономерно происходит активация синтеза нуклеиновых кислот и белков, которая приводит к избирательному росту клеточных структур, лимитирующих физиологическую мощность системы, ответственной за реализацию адаптации к данному фактору среды. Торможение функции других систем ведет за собой снижение в клетках интенсивности синтеза нуклеиновых кислот и белков. Иными словами, намечается возможность преимущественного структурного обеспечения доминирующих систем за счет других систем организма [24]. Но доказано, что активный отдых повышает работоспособность. Этот феномен объясняется положительным воздействием на двигательные центры афферентных импульсов, поступающих из рецепторов «сторонних» мышц. Многочисленными исследованиями было подтверждено учение И.М.Сеченова о влиянии активного отдыха на работоспособность [3, 21, 23, 25].
В исследованиях было обнаружено, что на эффективность деятельности тестуемых мышечных групп влияет одновременная работа «сторонних» мышц. Литературные данные по этому поводу разноречивы. В исследованиях Г.В.Попова например наблюдалось увеличение работоспособности тестуемых мышц при одновременном включении антагонистов тех же мышц противоположной руки и сохранении работоспособности без изменения при включении антагонистов [28].
А в исследованиях А.Г.Зимы [20] работоспособность мышц тестуемой руки повышалась при включении в деятельность мышц другой руки, особенно при утомлении. К.де-Агинако и Н.В.Зинкин [16] показали, что при совместной деятельности «сторонних» и основных для данной деятельности мышц характер взаимоотношений между ними эволюционирует и внешнее торможение постепенно сменяется закономерностями доминанты, т.е. подкреплением нервных центров и основных мышц за счет импульсации, поступающей из сторонних мышц. Физиологические механизмы отрицательного и положительного влияния направленности «сторонних» мышц связаны с закономерностями протекания в центральной нервной системе процессов внешнего торможения и доминанты. Под термином «сторонние мышцы» подразумеваются мышечные группы, не обеспечивающие непосредственный механический эффект при выполнении конкретного двигательного движения. С целью выявления использования нетрадиционных средств в учебно-тренировочном процессе и непосредственно на соревнованиях проводились педагогические наблюдения за ведущими спортсменами-представителями игровых видов спорта. В спортивной практике разминку стали применять уже давно. Научные исследования разминки начались еде до Великой Отечественной войны и продолжаются до настоящего времени. Нельзя считать, что все процессы, касающиеся значения влияния разминки, разрешены, но, несомненно, что основные из них исследованы и уже имеется достаточно научных данных для правильного, в основном, построения разминки в любом виде спорта. Однако до сего времени многие руководства и пособия по отдельным видам спорта, к сожалению, не дают подлинного понимания принципов построения разминки. Поэтому нередко в практике подготовки спортсменов к соревнованиям и на тренировочных занятиях разминка бывает далеко не совершенной. А ведь надо признать, что не всякая разминка является наилучшей. Бывает и так, что неправильно построенная разминка приводит к ухудшению спортивных результатов. При рассмотрении разминки следует разобраться в следующем: 1. Действительно ли разминка улучшает работоспособность. 2. Каковы принципы построения оптимальной наилучшей разминки при различных типах физических упражнений. 3. Какой должна быть длительность перерыва между разминкой и началом соревнования или тренировочных упражнений. 4. Взаимосвязь между разминкой и стартовым состоянием. 5. Теоретическое обоснование выдвинутых положений. Анализ литературных данных позволит выявить положительное влияние предварительных упражнений на работоспособность. Л.С.Осипов отметил эффективность кратковременной вводной гимнастики и разминки при работе максимальной эффективности, совершаемой при беге на 30 м [4]. М.Я. Горкин отмечает, что скорость бега на 100 м после разминки отличается некоторыми особенностями по сравнению со скоростью бега без предварительной разминки. Особенности эти сводятся к более крутому нарастанию скорости, более быстрому протеканию периода врабатываемости и более значительной скорости на всех участках 100-метровой дистанции. Длина шага изменяется в соответствии со скоростью бега. Относительная стабилизация скорости и длины шага при беге после разминки наступает на 24 м, а при беге без разминки – на 32 м. При этом скорость бега после разминки больше, нежели без нее. Таким образом, разминка оказывает определенное влияние на скоростные качества не только в начальном периоде, но и на протяжении всего упражнения [11]. Однако важно уяснить значение не только эффективности разминки в спорте, но и установить характер оптимальной разминки при разных видах физических упражнений, или хотя бы при различных типах физических упражнений. Исследования показывают характер оптимальных разминок при физических упражнениях на скорость, выносливость и силу. М.Я. Горкин изучал влияние эффективность влияния двух принципиально разных по своему характеру разминок на скорость бега на 100 м. Первая разминка – продолжительная (12-15 минут), состояла из комплекса гимнастических упражнений и длительного бега, пробного старта с 10-минутным отдыхом после разминки. Вторая – кратковременная (3 минуты), состояла из пробежки на 300-400 метров со средней скоростью и последующих упражнений для рук и ног, двух стартов с минутным отдыхом. Анализ полученных результатов показал, что скорость бега после второй (кратковременной) разминки нарастает быстрее, превосходит на всем протяжении дистанции скорость после первой разминки и отличается еще и отсутствием обычного падения на финише [11]. Разминка, как и всякие физические упражнения, вызывает в соответствии с длительностью, интенсивностью и прочими особенностями входящих в нее упражнений, изменения в деятельности отдельных его систем. Эти изменения не исчезают сразу и способствуют более совершенной его деятельности при выполнении последующей работы. Г.Е. Владимиров, Г.А. Дмитриев, А.П.Уринсон нашли, что повторение одной и той же работы через небольшой промежуток времени снижает наступившее увеличение количества молочной кислоты. Дальнейшим повторением работы можно добиться снижения уровня молочной кислоты до исходного состояния и ниже [3]. Г.Е. Владимиров, Г.А. Дмитриев, А.П.Уринсон, П.А. Некрасов, С.В. Савченко исследовали легочный газообмен при повторной работе. Обнаружилось наибольшее уменьшение дыхательного коэффициента в ходе опыта. Не отрицая возможности значения усиления восстановительных процессов, авторы склоняются к мысли, что при повторной мышечной работе происходит изменение в химической динамике мышц и переход на неуглеводные источники энергии [3]. Б.С. Гиппенрейтер в лабораторных условиях выявил, что при повторной работе, по длительности и мощности одинаковой с проделанной ранее, легочная вентиляция в первые минуты нарастает более интенсивно, причем это явление более выражено при работе в течение 10 минут по сравнению с работой в течение 5 минут. Исходные данные легочной вентиляции как до первой, так и до второй работы были одинаковы. Автором установлено более раннее начало потоотделения при повторной работе [7]. С.П.Нарикашвили и А.Н.Церетели показали, что после разминки у баскетболистов различной квалификации в условиях тренировочных занятий и во время соревнований скрытый период двигательной реакции укорачивается и становится более устойчивым. Подобное явление объясняется повышение кортикальных процессов и улучшением в целом деятельности коры больших полушарий [19]. Работоспособность после работы изменяется весьма своеобразно: вначале, сразу же после работы, работоспособность снижается, затем восстанавливается до исходного уровня, а дальше, повышаясь, превосходит этот уровень, т.е. имеет фазный характер. Фазное изменение работоспособности после усиленной деятельности наблюдал Ю.В. Фольборт в исследованиях по истощению и восстановлению организма [13].
Исследования М.Я. Горкина показали, что после бега на 100 м с длительной разминкой и коротким отдыхом функциональные сдвиги значительно выше, чем после бега на 100 м без разминки. Так, у бегуна М. в первом случае частота пульса повысилась на 173 %, высота максимального артериального давления – на 36%, кислородный долг был равен 4 741 куб. см, а жизненная емкость легких снизилась на 5, 56%. Во втором случае частота пульса повысилась на 155%, высота максимального артериального давления – на 25%, кислородный долг был равен 3 270 куб. см, а успокоение организма наступало быстрее. Таким образом, при длительной разминке до бега на 100 м деятельность различных систем сразу после бега более повышена, чем после выполнения этого же упражнения без разминки; успокоение организма при этом более медленное, затянутое. Скорость, Длина шага и темп движений на всех участках дистанции после разминки выше [9].
Разминка, таким образом, оказывает значительное воздействие на организм в целом и на отдельные органы и системы. Возникающие в организме под влиянием разминки изменения деятельности и функционального состояния не проходят сразу после окончания разминки, а сохраняются в том или ином виде и степени, в зависимости от интенсивности, длительности и прочих особенностей разминки, а также от времени с момента ее окончания. Организуя разминку, тренер однако, должен помнить о том, что при необходимости и в зависимости от соответствующей установки при смене одного упражнения другим последнему должна предшествовать новая разминка, например: вначале техническая отработка передачи, затем отработка на скорость. Разминка должна проходить достаточно интенсивно. Уменьшение нагрузки ведет к расхолаживанию и тем самым, к снижению готовности добиться решения поставленной задачи. Предстартовое состояние характеризуется рядом изменений физиологических функций организма перед соревнованием. Субъективно спортсмен ощущает некоторое волнение перед игрой. Объективно у него могут быть зарегистрированы изменения ряда физиологических показателей. Изменения могут усиливаться при мысли о соревновании, при разговоре о нем и т.д. Различают две части разминки: общую и специальную. Рассмотрим основные изменения физиологических функций во время разминки. Во время общей разминки выполняются обще развивающие упражнения, которые способствуют «разогреванию» организма: - повышается возбудимость ЦНС; - значительные изменения происходят в мышечном аппарате – повышается температура мышц, снижается их вязкость, повышается активность ферментов, расщепляющих энергетические вещества, повышается возбудимость и лабильность мышц. Общая разминка вызывает существенные изменения в деятельности систем дыхания и кровообращения: - увеличивается частота сердцебиений; - увеличивается систолический и минутный объем кровообращения; - повышается частота, глубина и минутный объем дыхания. В крови увеличивается количество гемоглобина, концентрация глюкозы. Усиливается деятельность желез внутренней секреции. Надпочечники выделяют в кровь больше адреналина (гормон мозгового слоя надпочечника), кортикостероидов (гормонов коркового слоя надпочечников). Это облегчит адаптацию организма к мышечной деятельности. Во время общей разминки происходит перераспределение крови – сосуды во внутренних органах сужаются и их кровоснабжение уменьшается, в работающих мышцах происходит раскрытие дополнительного числа капилляров. Во время специальной разминки происходит дальнейшее повышение функционального состояния тех мышц, которые принимают участие при выполнении основного спортивного упражнения. Одновременно с этим происходит «освежение» временных условно рефлекторных связей, лежащих в основе техники основного спортивного упражнения. Происходит изменение терморегуляции. Повышается величина регулируемого параметра температуры крови, протекающей через подбугровую область промежуточного мозга, где находится центр терморегуляции. Во время разминки врабатывание различных систем организма, т.е. переход их на рабочий уровень функционирования, происходит не одновременно. Быстрее врабатывается двигательный аппарат. Вегетативные системы врабатываются дольше. В течение первых 30-90 сек. работы наблюдается так называемая фаза «начального усилия». В это время имеет место сильное возбуждение двигательных нервных центров коры больших полушарий и сопряженное торможение ряда вегетативных функций, что замедляет их врабатывание. Врабатывание вегетативных систем по различным показателям также происходит не одновременно. Так, например, частота сердечных сокращений достигает рабочего уровня обычно раньше, чем АД или минутный объем, кровообращения, легочная вентиляция раньше, чем потребление кислорода. Не одновременно развертываются энергетические процессы в организме. Так, скорость расщепления креатиндоосфата достигает максимальной величины уже на 2-3-ей сек. после начала работы. Мощность гликолитического процесса выходит на максимум через 50-60 сек., а скорость потребления кислорода может достичь максимума не раньше, чем через 2-3 мин. после начала работы. Не одновременность врабатывания по различным показателям носит название гетерохронности процесса врабатывания. Рис. 1 разминка tопт Изменение работоспособности (А) при выполнении разминки и после ее окончания. tопт – оптимальный интервал времени между окончанием разминки и началом основной мышечной деятельности. Во время разминки, вследствие утомления, может произойти некоторое снижение работоспособности. Однако после окончания разминки работоспособность не только восстанавливается, но и имеет место ее сверх восстановление. Важно, чтобы это сверх восстановление совпало с началом соревновательной деятельности.


Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования. Предполагается, что общая и специальная разминка создает условия для повышения функциональных возможностей организма спортсмена в условиях соревновательной деятельности.
2.1. Цель и задачи исследования. Цель – изучить соответствие проводимой баскетболистами предигровой разминки, характерной для игровой деятельности с первых минут игры. Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования: 1) Изучить содержание разминки баскетболистов, проведенной непосредственно перед игрой в условиях соревнований. 2) Исследовать эффективность влияния проведенной командами предигровой разминки.
2.2. Методы исследования. Методы исследования: Для решения поставленных задач использовались следующие методы: 1. Анализ литературных источников. 2. Педагогическое наблюдение. 3. Организация исследования.
2.2.1. Анализ литературных источников.
Изучение отечественной и зарубежной литературы является частью исследовательской деятельности на всех этапах исследования. Оно позволяет получить представление о современном состоянии вопроса по исследуемой проблеме, определить задачи и ведущую идею исследования, объективно оценить полученные данные.

2.2.2. Педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение проводилось в период с 1999 по 2005 год, в котором принимали участие женские команды по баскетболу во время чемпионата Республики Беларусь. Данные спортсмены имели различные спортивные разряды, уровень мастерства и количество сыгранных игр. Суть педагогического наблюдения заключалось в том, чтобы объективно и статистически отобразить эффективность общей и специальной предигровой разминки, какая между ними разница и как предигровая разминка влияет на спортсмена на первых минутах игры. Полученные результаты будут в дальнейшем сравниваться и анализироваться. Такой подход явился одним из основных критериев оценки эффективности того или иного вида предигровой разминки. Далее можно будет сделать вывод о подготовленности команд (физический уровень) и об их мастерстве, а также нужна ли вообще предигровая разминка. Какая же разница между общей и специальной разминкой? На мой взгляд общая предигровая разминка ни чем не отличается от разминки перед тренировкой и это прежде всего говорит о не высоком мастерстве команды. Те упражнения, которые использовались на протяжении многих лет перед тренировкой, используются и перед соревнованием. Данная разминка не может подготовить спортсмена к предстоящей игре психологически и морально, в то время, когда специальная разминка решает такие проблемы. Об этом будет свидетельствовать протокол наблюдения за игровой деятельностью первых 5 минут баскетбольного матча. Специальная разминка отличается от общей тем, что она более эмоциональна и интенсивнее, чем перед тренировкой. Так же данная разминка включает в себя и такие упражнения, которые будут способствовать развитию тех умений, которые непосредственно будут использоваться в данной игре. Например: уделить внимание игре в защите (личной или зонной) или позиционному нападению, чтобы освежить в памяти и на первых минутах игры уже не тратить время на повторение и исправление ошибок. Данная разминка позволяет психически лучше подготовить спортсмена, оптимизировать психическое состояние спортсмена, настроить его на дальнейшую борьбу, а благодаря этому повышается надежность и результативность деятельности. То эмоциональное возбуждение, которое присуще игрокам во время соревнований, особенно на первых минутах игры, возникает в результате: - высокой скорости передвижения игроков, необходимости быстро и внезапно действовать с мячом, большого разнообразия движений; - динамики спортивной борьбы, остроты игровых положений, смены игрового преимущества, переменного успеха, большого количества и быстрой смены игровых ситуаций; - коллективного характера игровых действий, прямой и обратной зависимости действий спортсмена и команды, взаимосвязь действий отдельных игроков и звеньев; - наличия спортивного единоборства, непосредственного соприкосновения борющихся спортсменов; немедленная оценка результатов борьбы (субъективная, объективная – товарищей, тренера); - присутствие зрителей внимательно следящих за каждым движением игроков и бурно реагирующих на их удачные и неудачные действия. Поэтому те команды, которые используют специальную предигровую разминку, у спортсменов более быстрый процесс врабатывания, более устойчивое психологическое состояние. Результаты педагогического наблюдения будут занесены в составленную мною таблицу и будут сделаны соответствующие выводы. Педагогическое наблюдение проводилось за двумя командами, участвующими в чемпионате Республики Беларусь по баскетболу среди женских команд. Команда, которая использовала обычную разминку, представляла г. Гомель, а команда использовавшая специальную предигровую разминку – г. Минск.
2.2.3. Организация исследования. Исследование проводилось на протяжении шести лет. За это время я определяла эффективность того или иного вида предигровой разминки, заносила данные в таблицу, делала выводы о проделанной работе, а также выясняла какой эффект от предигровой разминки получает спортсмен и как это влияет на его игровую деятельность. На протяжении всех лет данные сравнивались и анализировались с предыдущими. Хочу отметить, что баскетболистки из города Минска были членами сборной команды Республики Беларусь, этим и определялся используемый ими вид разминки. Все игроки были здоровы и постоянно находились под врачебным контролем. Изучено по данной проблеме более 25 отечественных и 5 зарубежных источников.
2.2.4. Метод математической статистики. Исходя из характера исследования, для выявления и анализа причинных связей между переменными, мною использовался метод математической статистики, позволяющий объективно оценить результаты исследования.





Глава 3. Результаты исследований.
3.1. Теоретический аспект проблемы исследования. Исходя из анализа литературных данных, можно констатировать, что в состоянии покоя или в процессе мало интенсивной двигательной деятельности организм спортсмена едва использует треть свой мощности. В этот период сердце сокращается реже, кровообращение замедлено, дыхание поверхностно. Мышцы и суставы закрепощены. Центры управления нервной системой в малой степени реагируют на раздражения. В таком состоянии организм спортсмена не способен перейти к высокой деятельности без нежелательных явлений. Чтобы в какой-то степени учесть состояние спортсмена и те функциональные изменения, которые происходят в организме под влиянием определенных воздействий, необходимо знать эти состояния и правильно на них реагировать. Важно помнить, что в непрерывной динамике изменений состояния спортсмена можно выделить три основных периода: предстартовый, основной (рабочий), восстановительный. Предстартовое состояние характеризуется многими функциональными изменениями, предшествующими началу работы. Большинство этих изменений по своей природе – являются условно рефлекторными и гормональными, и в основном состоянии соответствуют тем функциональным изменениям, которые происходят в процессе основной деятельности. Но эти изменения сугубо специфичны и не всегда оказывают положительное влияние на спортивный результат. Так, например, «состояние готовности» - вызывает проявление умеренного эмоционального возбуждения и такое изменение функций, которое способствует повышению спортивного результата. Состояние «спортивной лихорадки» вызывает выраженное возбуждение, под влиянием которого возможно как повышение, так и понижение спортивной работоспособности. Состояние «стартовой апатии» угнетает функциональное состояние, вызывает дисперсию, ведущую к снижению спортивного результата. В связи со сказанным, необходимы определенные мероприятия, которые были бы направлены на устранение негативных моментов, снижающих работоспособность организма спортсмена. К числу таких мероприятий и относится разминка. Необходимость кК проведения убедительно доказана большим числом научных исследований и опытом высоко квалифицированных спортивных специалистов. Именно разминка – это тот механизм, который направлен на ускорение процессов врабатывания и повышения работоспособности спортсмена. Под влиянием разминки постепенно повышается температура мускулатуры, расширяются капиллярные сосуды, усиливая деятельность всех звеньев кислородно-транспортной системы, ускоряются темпы сердечных и дыхательных циклов, улучшается энергетическое снабжение организма и процесс выведения продуктов сгорания, ускоряются химико-физические процессы в организме, повышается возбудимость сенсорных и моторных нервных центров, значительно повышается координированная деятельность Ц.Н.С. Так, по данным А.Хилла, только при повышении температуры на 2*(градуса) скорость сокращения мышц увеличивается на 20%.
Возможность проведения разминки обусловлена еще и тем, что она способствует снятию нервного напряжения, способствует повышению точности и двигательной чувствительности, являющейся предпосылкой качественного выполнения тонкоординированных движений. То есть, под воздействием разминки происходит переориентация вех систем организма, их функции на предстоящий вид деятельности. В связи с чем, устанавливаются оптимальные взаимоотношения между структурой предстоящего движения и деятельностью Ц.Н.С. Это позволяет многие движения выполнять с необходимой скоростью и усилием. В результате проведенной разминки появляется ощущение полного владения двигательным аппаратом, чувством своеобразного настроя на предстоящую деятельность, проявляющуюся в появлении специализированных восприятий: чувства дистанции, времени, мяча, нюансов движения, оживляются связи стереотипов мышечных движений.
Однако, эффект разминки зависит от формы ее проведения: активная или пассивная (горячий душ, горячие компрессы, массаж, диатермия, ультразвук, облучение инфракрасными лучами, идеомоторная тренировка и мн. другое) общая или специальная, индивидуальная или командная. Но при проведении любой формы разминки, необходимо помнить следующее. Для разминки может быть использован весьма широкий набор различных ее вариантов. И далее, каждый вид порта, и баскетбол в частности, требует специфического подхода к ее проведению. Если общая разминка может быть использована в любом виде спорта с некоторыми коррекциями, то специальная разминка должна соответствовать специфике вида спорта и включать те двигательные структуры и те функциональные системы, которые по всем параметрам, соответствуют предстоящей двигательной деятельности. Анализ литературы свидетельствует, что из большего числа опрошенных тренеров лишь 8% планируют содержание разминки на тренировках и 12% - на соревнованиях. Остальные специалисты, как правило, используют аддиционную (стандартную) форму разминки. При этом установлено, что при выполнении традиционной разминки 61% спортсменов показывает средний результат. Кроме того, получены данные, позволяющие утверждать, что 85% неудачных выступлений спортсменов, связаны с нарушением психической регуляции, сильным эмоциональным напряжением, функциональной неподготовленностью физиологических процессов, свидетельствуя о сильнейшей взаимосвязи физиологических и психологических компонентов личности. Учитывая все сказанное, продолжительность и интенсивность разминки и интервал между разминкой и основной деятельностью, определяется рядом обстоятельств: характером предстоящей деятельности, индивидуальными особенностями игроков, их эмоциональным состоянием и др. Установлено, что оптимальный перерыв должен составлять не более 15 мин, на протяжении которых еще сохраняются следовые процессы от разминки. Наиболее благоприятным для основной деятельности является интервал 3-5 мин. Таким образом, чтобы разминка баскетболиста была эффективной, она по своей структуре должна полностью соответствовать по всем своим параметрам специфике предстоящей деятельности. Однако очень часто адаптационные механизмы организма вызывают необходимость, выдерживая общий характер разминки менять те их ее компонентов, которые из-за воздействия ряда факторов не несут той нагрузки, которую они выполняли накануне. Следовательно, нужна такая методика организации разминки, которая учитывала бы специфику вида спорта, индивидуальные особенности спортсменов, функции игроков, предстоящую деятельность, условия, в которых эта деятельность будет осуществляться и многие другие нюансы, которые с наибольшей эффективностью позволяли бы использовать возможности игроков ( в том числе и резервные) в достижении спортивного результата.
3.2. Практический аспект проблемы разминки. Таким образом, нетрудно заметить, что разминка подчинена закономерностям оптимальной оперативной подготовки баскетболиста к выполнению главной задачи. То есть, она направлена на формирование у игроков адекватной смысловой установки на реализацию этой задачи, настройку эмоционально-волевых факторов, обеспечивая тем самым оптимальное врабатывание в соответствии с требованиями предстоящей деятельности. Учитывая выше сказанное, мною были составлены таблицы с характерными признаками игры, которые наиболее отображают эффективность предигровой разминки. Специальная предигровая разминка должна отвечать определенным требованиям, а именно: представлять определенный уровень координационной сложности, последовательно охватывать топографию участвующих в игровой деятельности мышц, способствовать повышению жизнедеятельности организма (подготовки Ц.Н.С. и вегетативных функций), благоприятствовать восстановлению двигательных действий с заданными специфическими параметрами, вызывать у каждого игрока требуемый психологический настрой и уровень работоспособности, то есть создавать весь тот фон, который является основной базой повышения двигательных потенциальных возможностей спортсмена. При этом основным методическим требованием к проведению этих упражнений должны были стать: четкость их представления, доступность, двигательная согласованность, точность, оптимальность повторения. Наблюдение велось в течение первых 5 минут баскетбольного матча. Основными техническими элементами, на которые я уделяла внимание являются: 1. Дистанционные броски – данный технический элемент я буду фиксировать в таблице в виде процентов, т.е. по следующей формуле: общее количество бросков за 5 минут – броски, не попавшие в баскетбольное кольцо * 100%. 2. Количество подборов: а) на своем щите; б) на щите противника 3. Количество перехватов. 4. Количество потерь. 5. Быстрый прорыв. Данные по этим техническим элементам будут заноситься в таблицу фактическими числами и в дальнейшем анализироваться. Следующим этапом проведения исследования явилось изучение воздействия двух видов предигровой разминки: общепринятой и специальной. В результате проведенного исследования на протяжении нескольких лет было установлено, что показатели специальной предигровой разминки по многим параметрам превосходят эти же показатели при использовании общепринятой стандартной разминки. Так более лучшие показатели можно заметить в таких технических элементах как дистанционные броски (80%), количество подборов на своем щите (6), количество перехватом (2). Данные показали, что на протяжении всех лет исследования несмотря на общую тенденцию в пользу специальной предигровой разминки, имеются отдельные результаты, где существенных сдвигов, несмотря на использование специальной разминки не наблюдается (быстрый прорыв – развитие скоростной выносливости. Такое положение, по всей вероятности, объясняется тем, что структура разминки, ее направленность не отвечает требованиям психологического, физиологического и педагогического воздействия. Ибо в ней не нашли подобающего места те фрагменты, которые оказывают необходимое влияние на их положительные сдвиги. Это, например, относится к скоростной выносливости.
Проанализировав результаты, полученные в течение исследования, у меня не возникает сомнения в том, что специальная предигровая разминка более эффективная, чем общая. Анализ полученных данных позволяет сделать заключения о том, что структура специально разработанной разминки более эффективна по сравнению с традиционной и является сильным фактором, обуславливающим частоту и успешность применения технико-тактических действий в процессе соревновательной деятельности. Данные можно просмотреть в таблицах, которые являются приложением к работе.
Такое преимущество по большинству игровых показателей является следствием эффективности использования специально разработанной разминки, которая реализовалась в преимущество конечного результата игры. Подводя итог проведенному исследованию, можно утверждать, что разработанные комплексы специальной разминки и методически правильно организованная структура пред соревновательной разминки эффективны и могут быть рекомендованы для их практического использования всем баскетбольным специалистам.










Выводы 1. Анализ литературных источников позволил установить, что спортивные специалисты придают исключительно важное значение организации и проведению разминки в тренировочном процессе и перед соревнованием. Однако подход к ее использованию в большинстве случаев неоднозначен. 2. Установлено, что неоднозначность подхода к использованию разминки в тренировочном занятии и перед соревнованием обусловлена тем, что вплоть до настоящего времени отсутствуют теоретико-методические основы структуры организации и проведения разминки, а также недостаточно разработаны специальные комплексы, которые учитывали бы потребности игроков и команды в целом. 3. Результаты исследования показали, что наиболее эффективной пресоревновательной разминки является структура комплексного воздействия, включающая: 1 часть – настройку и мобилизацию, 2 часть – подготовку опорно-двигательного аппарата и функционального состояния организма, 3 часть – специальный комплекс упражнений технико-тактического характера. 4. Исследование показало, что используя специальную предигровую разминку, процесс врабатывания наступает с первых секунд игры, о чем свидетельствуют показатели протоколов наблюдения, а также организм полностью готов к предстоящей мышечной деятельности.


















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Исследованиями В.В.Васильевой установлено, что у лиц, работающих в основном над выносливостью, возбудимость центральной нервной системы увеличивается медленно, но сохраняется достаточно долго после работы. У лиц, работающих в основном над быстротой, изменения имеют обратный характер. Установлено, что продолжительность разминки для взрослых команд должна быть около 15 минут. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в определении продолжительности разминки каждый раз следует исходить из особенностей конкретной команды, ее отдельных игроков, состояния команды перед соревнованием. Также большое влияние оказывают условия, в которых проводится разминка: одна встреча в день или несколько (соревнования с выбыванием, температура воздуха и т.п.). Продолжительность перерыва между окончанием разминки и началом игры должна составить примерно две-три минуты. Учитывая большое педагогическое и психологическое значение хорошо организованной игровой разминки наиболее целесообразной, следует считать приводимую далее разминку. В зависимости от конкретных условий (количество занимающихся, их подготовленность, условия проведения разминки и т.п.) игра может проводиться между командами: три против трех, четыре против четырех, пять против пяти. При игре неполными составами, следует внимательно относится к составлению команд, исходя из взаимодействия игроков команды вообще, а также из тех задач, которые поставлены перед каждым игроком в данной встрече. При игре полными составами вступающие в соревнование с самого начала составляют одну команду, запасные игроки – вторую. Перед каждым соревнованием разминка игроков должна начинаться с выполнения различных индивидуальных упражнений, затем выполняется одно коллективное упражнение в рывках с остановками, поворот амии, изменением направления движения и одно-два упражнения – из приведенных – в парах, тройках или групповых. Специальная часть начинается выполнением одного из упражнений в передачах мяча, затем одного-двух упражнений в бросках в корзину и заканчивается игрой в одну корзину между двумя командами. Все упражнения выполняются при различной интенсивности и дозировке для отдельных игроков под руководством тренера. Из общей продолжительности разминки около одной-двух минут отводится на короткие перерывы между отдельными упражнениями, которые необходимы особенно в начале разминки. Продолжительность общей части составляет примерно пять минут, специальной – девять-десять минут. На игру двух команд в одну корзину каждый раз необходимо отводить четыре-пять минут. Каждое упражнение проводится преимущественно в соревновательном порядке с постановкой определенной задачи, это особенно важно в упражнениях специальной части и в игре в одну корзину. При хороших условиях для разминки (площадка для игры, не менее двух мячей на команду) перед началом игры разминаются все десять человек команды. Это будет обеспечивать большую сплоченность коллектива, готовность выхода на поле любого игрока при неожиданных заменах в начале игры и более полноценное проведение последнего упражнения разминки. Однако следует отметить, что эта разминка будет недостаточно для игроков, вступающих в середине первой половины игры. Поэтому один-два игрока, выход которых на поле наиболее вероятен в ближайшее время, должны продолжить разминку с мячом и после начала игры. Игроки, вступающие в игру через продолжительное время, должны сделать перед выходом дополнительную разминку. В том случае, если запасным игроком не представится возможности участвовать в данной встрече, то все-таки проделанная перед игрой разминка будет для них своеобразной тренировкой, особенно важной при длительных соревнованиях. Если условия разминки неблагоприятны (недостаточно места, малое количество мячей и т.д.), или необходимо сохранять силы игроков не выходящих в начале соревнования и т.п., разминку перед началом игры проводят пять игроков, вступающих в соревнование с самого начала и один-два запасных игрока, выход которых наиболее возможен при замене. Целесообразность проведения разминки перед игрой в баскетболе в таком плане полностью подтвердилась исследованиями, приведенными на различных командах (мужчины, женщины, юноши, девушки) разной подготовленности, выступающих как в товарищеских, так и в календарных играх.
Общая часть разминки (упражнения без мяча). Индивидуальные упражнения, состоящие из быстрого и медленного бега в чередовании движений для туловища и рук, разнообразных прыжков, бега с остановками, поворотами и изменением направления и характера движения. Упражнения выполняются каждым игроком самостоятельно под наблюдением тренера в произвольном сочетании и постепенно усиливающемся темпе в нужной для каждого дозировке.
Коллективные упражнения в коротких рывках с остановками, поворот амии, изменением направления движения: 1) Разминающиеся двигаются по кругу бегом в среднем темпе на расстоянии двух-трех метров друг от друга. По сигналу (поднимание руки тренером) выполняют рывок вперед, стараясь догнать бегущего впереди. По второму сигналу (свисток) выполняют остановку, поворот кругом и продолжают бег в среднем темпе в обратном направлении; 2) Разминающиеся делятся на две группы. Одна группа по команде выполняет рывок от лицевой до средней линии, остановку и поворот, затем рывок до линии штрафного броска, остановку и поворот, после чего следует рывок на исходное положение. Вторая группа начинает движение по второму сигналу, подаваемому немного позднее, и старается, двигаясь по этому же пути, догнать первую группу; 3) Разминающиеся располагаются на исходной позиции в парах так, чтобы, выполняя бег на месте, прыжки или приседания по заданию, один участник из каждой пары был впереди второго примерно на два метра. По сигналу (поднимание руки тренером), подаваемому неожиданно, находящиеся впереди должны как можно быстрее добежать до указанного ранее места, остальные – догнать их. Если во время движения подавался второй сигнал (свисток), то тот, кто догнал, должен, резко изменив направление, убегать к исходной позиции, а том, кто убегал - догонять его. Специальные упражнения в парах. 1) Один игрок – защитник, второй – нападающий. Нападающий, используя ложные действия, рывки, остановки и повороты, старается освободиться от защитника и выйти на свободное место. Защитник старается своевременно реагировать на действия нападающего, затрудняя ему выход на свободное место. Через определенное время игроки меняются ролями; 2) Игра «пятнашки» в парах. Передвигаясь в характерной для игры стойке, убегающий старается, используя ложные действия, уйти от игрока, который догоняет. Кто только водящий игрок «запятнает» убегающего, они меняются ролями. Специальные упражнения в тройках. 1) Два игрока - нападающие, один – защитник. Один из нападающих, применяя сложные действия, старается навести защитника на своего партнера, используя его как заслон, обеспечивающий беспрепятственный выход на свободное место. Второй нападающий активными действиями помогает своему партнеру. Через определенное время участники меняются ролями. Специальные групповые упражнения. 1) Одна команда в роли нападающей, вторая защищает определенную площадь. Игроки нападающей команды, действуя сообща, стараются (благодаря встречным передвижениям, организации заслонов и т.д.) выводить своих игроков на свободное место, освобождая их от опеки защитников. Игроки защищающейся команды, первоначально играют в защите против определенного игрока, также действуют в непосредственной взаимосвязи друг с другом, переключаясь в нужный момент для «держания» других игроков. При этом основное внимание они обращают на игрока, который в данный момент является наиболее опасным. Через определенное время команды меняются ролями; 2) Групповые «пятнашки». Игроки делятся на две группы, участники одной группы – водящие, участники другой группы – убегающие. Каждый игрок водящей команды имеет право «пятнать» только одного игрока из команды, которая убегает. Убегающие стараются уйти, используя при этом в качестве заслона, как своих партнеров, так и их противников. Кроме того, они стараются активно помогать своим партнерам убежать от «пятнающих». Игроки догоняющей команды, в свою очередь, должны не только «запятнать» игрока, но и помогать своими действиями партнерам по команде. Передвижение участников происходит в характерной для игры стойке. Водящая команда стремится «запятнать» за определенное время как можно больше игроков команды.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Аврашков Д.Л. Разминка в баскетболе. // Теор. и прак. физ. Культ. – 1947 – Вып. 3. – с 129 – 131. 2. Асланян Н.Л., Манасян А.С. // Теор. и практ. Физ культ. – 1967 – т. № 2 с. 53. 3. Буйлов Н.С., Кузьменко И.Г. // Сб. Науч. Труд. По проблемам спортивной тренировке взрослых спортсменов и медико- биологического обоснования процесса спортивного совершенство вания – Волгоград, 1974 г. – с. 61 – 64. 4. Вальтин А. // Спортивные игры. 1984 г. - № 5. - с. 14 -15 5. Вардишвили И.А. // Теория и практика физической культуры. – 1953 г. - № 1 – с. 20 – 28. 6. Вардишвили И.А. // Теория и практика физической культуры. – 1953 г. - № 3 – с. 616 – 625. 7. Генов Ф. // Теория и практика физической культуры. – 1966 г. - № 11 – с. 35 – 37. 8. Генов Ф. // Теория и практика физической культуры. – 1996 г. - № 11 – с. 221 – 229. 9. Горкин М.Я. Вопросы физиологии спорта. // Сборник трудов. т. 1 – Киев, 1960 г. – с. 67 – 81. 10. Данько Ю.В. Врабатывание и разминка. // Физиология мышечной деятельности, труда и спорта. – Л. – 1969 г. – с. 316 – 323. 11. Касьянов В.М. Физиологические основы физического воспитания. – М. – 1957 г. – с. 103 – 109. 12. Лехтман Я. Физиологические основы физической культуры и спорта. 13. Любомирский Л.Е., Безруких М.М. Разминка: физиологические ме ханизмы и значение. // Физическая культура в школе. – 1989 г. - № 9. – с. 58 – 61. 14. Масальгин Н.А. Физиологическая характеристика предстартового состояния, врабатывания и разминки. // Методические рекоменда ции для студентов спортивного факультета ГЦОЛФИКа. – М., - 1984 г. – с. 13. 15. Нарикошвили С.П., Церетели А.Н. // Теория и практика физиче ской культуры. – 1954 г. - № 2 – с. 95 – 102. 16. Осипов Л. // Теория и практика физической культуры. – 1937 г. - 2 – с. 141 – 154. 17. Питерсон Д. Эффективность разминки. // Информационно- методический бюллетень по баскетболу. - № 3 Ь., - 1971 г. – с. 1 – 5. 18. Разминка. – в кн: Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятель ности – естественная научная основа физического воспитания. М., 1980 г. – с. 152. 19. Серопечин И.М., Близнец Н.И. Биология. Биомеханика. Биохимия. Медицина. Физиология: третье направление. – М., 1980 г. – с. 152. 20. Силантьева Е.И. Научные основы физического воспитания и спорта. (Комитет по физической культуре и спорту при СМ РСФСР, ГДОИФК им. П.Лесгафта. – Л., 1982 г. – с. 150 – 151. 21. Смирнов О.В. Организация и методы спортивной тренировки. Томск. – 1989 г. – с. 10 – 14. 21. Старорусская З.Я. // Теория и практика физической культуры. 1954 г. - № 6 – с. 432- 438.
22. Физиологические основы физической подготовки и спорта. Книга первая. Л., 1951 г. – с. 172 – 184. 23. Mcstravik D. Conditioninq for yonq athletes. // Athletics coach. – 1990 – Vol. 24 – No. 3 – p. 3 24. Muszak J. Zestaw cwiczen sprawnosci specjaeney w pilce Kopszykove/ // Wychowanie fizyczne I hiqiena szcolna. - 1985 – No. 10 – s. XCVIII – XCIX.
Протокол наблюдения за игровой деятельностью первых 5 минут баскетбольного матча (1999-2000 г.) Вид разминки обычная специальная Дистанционные броски в %
40%
70% на своем щите Количество подборов на щите противника
1
5
-
2 Количество перехватов
-
2 Количество потерь
4
2 Быстрый прорыв
-
1 Счет после 5 минут игры 8 : 14 Счет после игры 56 : 78 Протокол наблюдения за игровой деятельностью первых 5 минут баскетбольного матча (2001-2002 г.) Вид разминки обычная специальная Дистанционные броски в %
30%
60% на своем щите Количество подборов на щите противника
2
6
1
3 Количество перехватов
1
1 Количество потерь
2
- Быстрый прорыв
-
1 Счет после 5 минут игры 7 : 15 Счет после игры 51 : 74 Протокол наблюдения за игровой деятельностью первых 5 минут баскетбольного матча (2003-2004 г.) Вид разминки обычная специальная Дистанционные броски в %
50%
80% на своем щите Количество подборов на щите противника
2
5
-
1 Количество перехватов
-
2 Количество потерь
2
1 Быстрый прорыв
-
1 Счет после 5 минут игры 6 : 16 Счет после игры 53 : 83


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.