План:
1.Введение.
2.Основная часть.
2.1 Интеллектуальная собственность.
2.2 Рынок.
а) условия возникновения рынка.
б) трансакционные издержки
2.3 Особенности рынка интеллектуальной собственности.
3.Заключение.
1.Введение
Для того, что бы заниматься инновационной деятельностью и продвигать на рынок инновационные технологии для этого необходимо знать особенности объектов рынка интеллектуальной собственности. В реферате будет рассказано об этом, также вы узнаете о том, что такое интеллектуальная собственность на какие типы она разделяется, какие у неё общие черты с реальной и личной собственностью, также расскажу о рынке условия его возникновения и трансакционных издержках. В данном реферате вы узнаете об особенностях интеллектуальной собственности и то, что они разделяются на два вида.
И каждый человек должен понимать и знать что у него есть право не только на жизнь, свободу слова, на получение образования, на какое либо занятие и т.д. Но и на результаты своей интеллектуальной деятельности.
2.Основная часть
2.1 Интеллектуальная собственность
Существует много определений понятия интеллектуальная собственность, но, на мой взгляд, самое понятное и правильное из всех вот это. Интеллектуальная собственность — это исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).
Мне кажется, что это определения наиболее полно раскрывает сущность этого понятия.
Законодательство каждой конкретной страны, включая Россию, несколько сужает понятие интеллектуальная собственность, но не так сильно, как иногда кажется. Законодательные статьи Гражданского кодекса РФ не содержит определения интеллектуальной собственности и не определяет перечень прав, относимых к интеллектуальной собственности, но имеет системообразующее значение. В ней подчеркивается исключительный характер прав интеллектуальной собственности, и выделяются две группы объектов исключительных прав: результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Если рассматривать эту норму как определение интеллектуальной собственности, то понятия интеллектуальной собственности и объекты интеллектуальной собственности окажутся зауженными.
Дать точное и универсальное определение интеллектуальной собственности крайне сложно, если вообще возможно, поскольку содержание понятия интеллектуальной собственности меняется по мере развития техники, рыночных отношений и законодательства, а объединяемые данным понятием права очень разнородны.
В странах с передовой местной индустрией почти всегда есть законы, призванные стимулировать инновации, регулируя порядок тиражирования изобретений, отличительных символов и продуктов творческого выражения. Такие законы охватывают четыре отдельных и четко различающихся типа неосязаемой собственности — патенты, товарные знаки, копирайты и секреты производства, — которые в своей совокупности обозначаются как «интеллектуальная собственность».
Патент
Можно сказать, что патент представляет собой договор между обществом в целом и отдельным изобретателем. По условиям этого общественного договора изобретателю дано исключительное право запрещать другим лицам в течение фиксированного периода времени осуществлять, использовать и продавать запатентованное изобретение, а взамен изобретатель публично раскрывает детали своего изобретения. Таким образом, патентные системы поощряют разглашение сведений об изобретении тем, что вознаграждают изобретателя за его старания.
Хотя происхождение слова «патент» восходит к документам, издававшимся в средние века сувереном Англии для предоставления той или иной привилегии, сегодня данный термин однозначно связан с вышеупомянутым исключительным правом, которое предоставляется изобретателям. Заключенное Всемирной торговой организацией (ВТО) Соглашение по связанным с торговлей аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) определяет международный стандарт в отношении срока действия патентной исключительности, который составляет 20 лет с даты подачи заявки. После 1 января 2000 г. — дня, с которого начинается выполнение Соглашения, — все члены ВТО будут обязаны соблюдать этот стандарт. При всех патентных системах после того, как указанный срок истекает, люди вольны использовать изобретение по собственному усмотрению.
Выданный патент остается открытым для оспаривания на предмет его недействительности, и обычный способ защиты, который применяет предполагаемый нарушитель, как раз и состоит в том, чтобы попытаться объявить патент недействительным. Обычно патент оспаривается на том основании, что изобретение, описанное в его формуле, было создано кем-то другим, а не изобретателем, названным в патенте, или что это изобретение было бы очевидным для лиц, сведущих в данной области техники.
Хотя все члены ВТО обязаны соблюдать патентные положения, содержащиеся в Соглашении ТРИПС, патенты выдаются по национальным законодательствам, а следовательно, и соответствующие права являются по своему объему национальными. Таким образом, патент США можно отстаивать только против действии, нарушающих исключительные права в Соединенных Штатах. В большинстве стран эти права имеют исковую силу по гражданскому, а не уголовному судопроизводству
Товарный знак
Товарные знаки и знаки обслуживания предназначены в первую очередь для того, чтобы указывать на источник товаров и услуг и отличать обозначаемые данным знаком товары и услуги от других. Они также символизируют качество товаров или услуг, вместе с которыми они используются. Большинство товарных знаков и знаков обслуживания (в совокупности своей называемых «знаками») представляют собой слова, но они могут быть почти всем, что отличает один продукт или услугу от другого, в том числе символами, логотипами, звуками, дизайнами или даже отличительными нефункциональными конфигурациями продуктов.
Срок действия охраны, предоставляемой знаку, значительно колеблется от страны к стране. Регистрация выдается на конечный период времени. Однако ввиду фундаментальных целей знаков — а именно, избегать публичного смешения, поощрять конкуренцию и охранять интересы владельцев — регистрация может возобновляться и таким образом продлеваться бесконечно, пока используются данные знаки.
Владелец знака может запретить другим использовать похожий знак в случае, если такое использование, по всей вероятности, вызовет смешение в умах потребителей
Копирайты
Копирайт представляет собой исключительное право воспроизводить оригинальные авторские работы, зафиксированные в любой осязаемой среде выражения, изготавливать производные работы, основанные на оригинальной работе, а также исполнять или выставлять работу в случае музыкальных, драматических, хореографических и скульптурных работ. Охрана по копирайту не распространяется на идеи, процедуры, процессы, системы, методы функционирования, концепции, принципы или открытия, независимо от формы, в которой они описаны, объяснены или воплощены. Вместо этого копирайтная охрана ограничивается конкретным авторским выражением идеи, процесса, концепции и т.п. в осязаемой среде.
Исключительные права, предоставляемые владельцу копирайта, не включают в себя право запрещать другим лицам добропорядочное использование работы владельца. К возможным видам добропорядочного использования относятся критика, комментарии, сообщение новостей, преподавание или образование и исследовательская деятельность.
Сущность работы, скопированный объем и влияние копирования на коммерческую ценность работы — все эти факторы учитываются при определении того, является ли неуполномоченное использование «добропорядочным».
Секреты производства
Секрет производства — это информация, которая является секретной или не общеизвестной в соответствующей отрасли и которая дает ее владельцу преимущество над конкурентами. Охрана секретов производства существует, пока секретность или конфиденциальность такой информации обеспечивается ее владельцем, а другие лица не получают ее законным и независимым способом. Примерами секретов производства служат формулы, модели, методы, программы, приемы, способы или компиляции информации, которые обеспечивают конкурентное преимущество в чьей-либо предпринимательской деятельности. Владелец секрета производства может возместить ущерб, понесенный в результате ненадлежащего раскрытия или использования его секрета производства другим лицом.
Интеллектуальная собственность имеет немало общих черт с реальной и личной собственностью. К примеру, интеллектуальная собственность является активом, и в этом качестве ее можно покупать, продавать, лицензировать, обменивать или отдавать безвозмездно, как любую другую форму собственности. Кроме того, владелец интеллектуальной собственности имеет право запретить неправомочное использование или продажу данной собственности. При этом самое примечательное различие между интеллектуальной собственностью и другими формами собственности заключается в том, что интеллектуальная собственность является неосязаемой, то есть не может быть определена или идентифицирована по своим физическим параметрам. Для того чтобы стать охраноспособной, она должна быть выражена неким различимым способом.
Все четыре типа интеллектуальной собственности охраняются на национальной основе. Таким образом, объем охраны и потребности в ее получении меняются от страны к стране. Однако между национальными правовыми системами есть сходные черты. Более того, в настоящее время наблюдается общемировая тенденция к гармонизации национальных законодательств.
2.2 Рынок
Современная рыночная система представляет собой многообразие смешанных форм и как любая система является компонентом другой системы более высокого уровня – национальной, региональной, мировой. Рыночная система состоит из взаимосвязанных, взаимообусловленных блоков, подсистем, которые в свою очередь, включают определенные, тесно связанные между собой элементы. Расположение, порядок отдельных элементов, их удельный вес в общем объеме рынка определяет структуру, или внутренне строение, рыночной системы. Совокупность всех рынков, разделенных на отдельные элементы на основе разнообразных критериев, образует систему рынков. Рыночная система прошла многовековые испытания и при всех ее недостатках обладает внутренним порядком, развивается по определенным законам, способна саморегулироваться и эффективно функционировать.
Подобно любой саморегулирующейся экономической системе рыночная система имеет две тенденции в своем развитии. С одной стороны, она стремится сохранить целостность, подчиняя себе элементы других систем или создавая недостающие ей звенья, то есть создавая некий порядок, укрепляющий ее организованность. С другой стороны, система, предоставленная самой себе, движется от состояния порядка, организованности, системности, к беспорядку, дезорганизованности, бессистемности. Так, неотъемлемый элемент рыночной системы – конкуренция – может вызвать концентрацию и централизацию капитала в руках отдельной фирмы, что приведет к монополизации экономики и подрыву рынка. Поэтому для сохранения целостности рыночной системы государству необходимо регулировать рыночные связи.
В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ. Также есть и другие определения рынка: Рынок - согласно ГОСТ Р 51303-99 - организация, создающая условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи.; Рынок - институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги.
Отношения между покупателями и продавцами, т.е. рыночные отношения, начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения.
По мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики).
Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок — это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок — это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.
а) условия возникновения рынка
Первое условие - разделение труда, которое ведет к специализации и обмену. Первоначально обмен имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и территории нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.
Здесь мы наблюдаем зародыш бартера - одну из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.
Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.
Второе условие - самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйствующих субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).
Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие - свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты - это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом чем меньше скован и товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
б) Трансакционные издержки
Таким образом, рынок является сложным механизмом, на котором совершаются сделки между покупателями и продавцами экономических благ. Расходы на совершение рыночных сделок называются трансакционными издержками. Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведение с ним переговоров и заключение контракта, а также на контроль его соблюдения. Нобелевский лауреат Рональд Коуз в своей знаменитой статье «Природа фирмы» выдвинул концепцию (ее теперь разделяют большинство экономистов), согласно которой наиболее эффективно рыночные сделки осуществляются через фирмы, а не между индивидуумами. Говоря иначе, покупая товар в магазине, покупатель экономит на трансакционных издержках. По мнению Р. Коуза, экономия на трансакционных издержках по сравнению с индивидуумами является одной из главных причин существования фирм вообще».
2.3 Особенность рынка интеллектуальной собственности
В зависимости от степени развития законодательства, регулирующего рыночные отношения внутри каждого государства, рынки интеллектуальной собственности можно подразделить на два вида:
нецивилизованный, с неразвитым законодательством, где допускается торговля любыми подделками, включая товары, их маркировку товарными знаками и фирменными наименованиями, заимствование технологий и дизайнерских решений. Нецивилизованный рынок характеризует наличие развитого пиратства. Так, например, в 2002 году в России из 442 млн.ед. реализованной видео-аудио продукции легально было произведено менее 20%., а в сфере полиграфии и книгоиздательства - 30%. В результате бюджет страны ежегодно теряет свыше 3,5 млрд. рублей, что, несомненно, отрицательно сказывается на бюджете каждой семьи;
цивилизованный, с развитым рыночным законодательством и законодательством по интеллектуальной собственности, который основывается на строгом соблюдении государственных и международных нормативных и законодательных актов по интеллектуальной собственности.
Ориентация на инновационный тип развития, вовлечение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот во всех высокоразвитых государствах мира рассматривается как одно из ключевых направлений подъема экономики. В настоящее время к странам с цивилизованным рынком относится США и большинство европейских стран. Именно в этих странах доля нематериальных активов ведущих компаний превышает 70% в общем инвестированном капитале.
Например, в компании Johnson & Johnson - 85%, Microsoft - 84%., Nike - 76%, Procter & Gamble - 85%, Yahoo! - 91%. (Источник: финансовая отчетность компаний на 31 декабря 2004 года, NYSE, Internet)
Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию РФ отметил, что наша экономика пока еще недостаточно восприимчива к достижениям научно-технического прогресса, и богатый научно-технический потенциал, которым обладает Россия, не используется должным образом. Задачи развития экономики России требуют более полного использования потенциальных возможностей, которые сосредоточены в области создания, правовой охраны и вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности в сфере науки и технологий. Правовая охрана и защита прав интеллектуальной собственности при создании технологических новшеств - важнейший элемент распространения рыночных отношений в научно-технической сфере.
За последние годы на государственном уровне предпринят ряд мер для того, чтобы привести российское законодательство в соответствие с минимальными общеобязательными стандартами охраны интеллектуальной собственности, что является одним из условий вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это обусловлено не только необходимостью усиления борьбы с пиратством, но и коренным изменением законодательства, появлением новых технологий, тем значением, которое придается интеллектуальной собственности на международном уровне. Российское законодательные реформы, в частности, в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности заложили правовую основу для формирования цивилизованного рынка. Основным инструментом государственной политики в области использования и правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности служит нормативно-правовое регулирование инновационных процессов, опирающееся в основном на положения конституции РФ и ГК РФ. Передача прав на объекты интеллектуальной собственности, выступающих на рынке в качестве товара, не может осуществляться напрямую, как это бывает на рынке обычных товаров. Товаром на рынке интеллектуальной собственности служат права на использование объектов интеллектуальной собственности, причем только с того момента, когда на объект ИС (изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак) выдается охранный документ. И эти права могут передаваться только на договорной основе. Причем для некоторых видов договоров предусмотрена обязательная государственная регистрация.
Задачей каждого предприятия, которое стремится укрепить свои позиции, является переход на инновационный путь развития, т.е. возможность стать полноправным участником рынка интеллектуальной собственности (ИС). Как правило, собственно инновационная деятельность начинается с этапа создания или выявления объектов интеллектуальной собственности и установления необходимости их правовой охраны.
В целом управление правами на объекты интеллектуальной собственности (ИС) можно условно разделить на четыре составляющих: учет, защита, оценка и распоряжение. Чаще всего в Российской Федерации, управление интеллектуальной собственностью ограничивается учетом и защитой или только защитой того, что «видно на поверхности». А для наиболее эффективного распоряжения этими правами необходимо четкое понимание целей и задач, которые решаются при управлении интеллектуальной собственностью на предприятии.
Важную роль в повышении эффективности процесса управления ИС играет локальная нормативная база предприятия или организации, основанная на действующих законах и нормативных актах, потому что именно создание благоприятной правовой среды для всех участников инновационной деятельности становится жизненно необходимым для привлечения средств как отечественных, так и зарубежных инвесторов.
Переход права собственности на изобретения, промышленные образцы, ноу-хау, программы, базы данных и др. объекты ИС от государства к конкретным собственникам (юридическим и физическим лицам) кардинально изменяет содержание отношений между участниками инновационной деятельности и предопределяет ведущее значение гражданско-правовых (договорных) методов в их регулировании.
3.Заклюение
И в заключении можно сказать, что интеллектуальная собственность одна из самых важных «достояний» человека. В современных экономических и политических условиях развития России все большую роль играют процессы, происходящие в ключевой сфере - интеллектуальной. Как известно, эта сфера относится к главнейшим ресурсам государства, его научно-техническому потенциалу, который, в конечном итоге, и определит судьбу и результат осуществляемых экономических преобразований.
Восприятие интеллектуального продукта (изобретения) как категории собственности, введение специального ее обозначения в мировой практике как промышленной собственности, понимание необходимости ее охраны и защиты стало значительным шагом в развитии общества, позволило законодательно регулировать правоотношения, связанные с созданием, правовой охраной и использованием изобретений и других интеллектуальных продуктов.
Процесс совершенствования системы интеллектуальной собственности – сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит ни много, ни мало – будущее российской экономики.
Список литературы:
1. Токтарева.Т. Особенность рынка интеллектуальной собственности
2.Золотых Н.И., Цыганов С.А. Государственная поддержка инновационной деятельности
3.Интеллектуальная собственность / Журавлев Р.А., Самойлов С.А., Шахов О.С.
4.Интеллектуальная собственность: словарь – справочник / Корчагин А.Д.
5.Жуков С.А. Защита и коммерциализация высоких технологий России – итоги и перспективы