Введение
Складское хозяйство является необходимым элементом общественного производства, оно присуще всем отраслям народного хозяйства и имеет сложную структуру. Основные задачи складского хозяйства заключаются в сохранении потребительских качеств продукции производственно-технического назначения, рациональном размещении запасов материальных ресурсов, выполнения необходимых операций грузопереработки продукции на различных этапах ее продвижения. Складское хозяйство помогает правильно решать вопросы по устройству и размещению предприятий оптовой торговли, баз и складов, механизации погрузочно-разгрузочных, транспортно-складских работ, использования современного подъемно-транспортного и другого оборудования, по организации работы складов в соответствии с технологическим процессом осуществления качественной и количественной приемки и обеспечения сохранности материальных ценностей. От качества работ складов в значительной степени зависит своевременное выполнение плана производства по объему и номенклатуре выпускаемой продукции.
Транспортно-складское хозяйство тесно связано с технологическим процессом и существенным образом влияет на формирование генеральных планов предприятий.
Проблемы совершенствования применения технических средств в управлении. Отсутствует централизованное транспортно-складское хозяйство.
Объекты транспортно-складского хозяйства должны размещаться в специальной складской зоне.
Размещение объектов транспортно-складского хозяйства должно увя-зызаться с общей структурой генерального плана, основанной на блочной схеме организации и зонировании территории завода.
Аналогичный процесс централизации транспортно-складского хозяйства наблюдается и в зарубежных странах. Если первые два десятилетия после войны складское хозяйство и транспорт, как правило, решались децентрализованно, то позднее картина меняется.
В основу комплексного решения транспортно-складского хозяйства, отвечающего современному уровню организации производства, на специализированных предприятиях должны быть приняты следующие основные положения: широкое кооперирование с системой транспортно-складских объектов промышленного узла; размещение объектов транспортно-складского хозяйства в специальной зоне предприятия; ввод железных дорог, как правило, только в складскую зону; максимальное использование непрерывных видов транспорта; унификация строительных параметров складских зданий и сооружений и типизация погрузочно-разгру-зочного и транспортного оборудования.
Выделение в одну зону объектов транспортно-складского хозяйства обусловлено стремлением сократить количество вводов и общую протяженность железных дорог и упорядочить схему людских и транспортных потоков. При этом обеспечивается также блокировка складов и более эффективно используются стационарные передвижные средства для погрузки и разгрузки подвижного состава и механизации складских операций.
В основу комплексного решения транспортно-складского хозяйства, отвечающего современному уровню организации производства, на специализированных предприятиях должны быть приняты следующие основные положения: широкое кооперирование с системой транспортно-складских объектов промышленного узла; размещение объектов транспортно-складского хозяйства в специальной зоне предприятия; ввод железных дорог, как правило, только в складскую зону; максимальное использование непрерывных видов транспорта; унификация строительных параметров складских зданий и сооружений и типизация погрузочно-разгру-зочного и транспортного оборудования.
1.Назначение складского комплекса
Склады - это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю. Специалисты используют несколько разных терминов для складов, чаще их называют распределительными и логистическими центрами. [2;с.63]
Современный крупный склад – это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями. При этом в силу многообразия параметров, технологических решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной номенклатуры, перерабатываемых грузов склады относят к сложным системам. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня – логистической цепи, которая и формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза.
Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения термального потока начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.
В широком диапазоне варьируются размеры складов: от небольших помещений, общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров.
Различаются склады и по высоте укладки грузов. В одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более.
Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые), Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах.
В складе может создаваться и поддерживаться специальный режим, и влажность.
Склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования), а может, на условиях лизинга, сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (склад коллективного пользования или склад отель).
Различаются склады и по степени механизации складских операций:
- немеханизированные,
- комплексно-механизированные,
- автоматизированные
- автоматические.[5; с.96]
Существенным признаком классификации складов является возможность доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с этим признаком различают пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того, чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным транспортом.
В зависимости от широты ассортимента хранимого груза выделяют специализированные склады, склады со смешанным или универсальным ассортиментом.
Более подробно рассмотрим классификацию складов по признаку места в общем процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции.
По этому признаку склады можно разделить на две основные группы:
1) склады на участке движения продукции производственно-технического назначения;
2) склады на участке движения товаров народного потребления.
В свою очередь, первая группа складов подразделяется на склады готовой продукции предприятий-изготовителей, склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей продукции производственно-технического назначения и склады сферы обращения продукции производственно-технического назначения.
Склады второй группы подразделяются на склады предприятий оптовой торговли товарами народного потребления, находящиеся в местах производства этих изделий, и склады, находящиеся в местах их потребления. Склады торговли в местах производства принадлежат так называемым выходным оптовым базам. Склады в местах потребления — торговым оптовым базам.
Основное назначение склада – концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей.
Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие сложные функции:
- временное размещение и хранение материальных запасов.
- преобразования материальных потоков.
- обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.
Любой склад обрабатывает, по меньшей мере, три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний.
Наличие входного потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза. Выходной поток обусловливает необходимость погрузки транспорта, внутренний — необходимость перемещения груза внутри склада. Реализация функции временного хранения материальных запасов означает необходимость проведения работ по размещению грузов на хранение, обеспечению необходимых условий хранения, изъятию грузов из мест хранения. Преобразование материальных потоков происходит путем расформирования одних грузовых партий или грузовых единиц и формирования других. Это означает необходимость распаковки грузов, комплектования новых грузовых единиц, их упаковку, затаривание.[6;с.87]
2.Показатели работы складского комплекса
Показатели работы склада можно представить тремя укрупненными группами показателей, характеризующих:
1)интенсивность работы складов;
2) интенсивность использования складских площадей;
3) финансово-экономические показатели работы склада.
Складской товарооборот — количество продукции, отпущенной со склада за определенный период, выраженное в стоимостных показателях. Данный показатель отражает не только общий объем продаж продукции со склада, но и продажу их по отдельным товарным группам.
Грузооборот склада — показатель, характеризующий трудоемкость работы и исчисляемый объемом продукции различных наименований, прошедшей через склад за установленный отрезок времени (сутки, месяц, год).
Возможен расчет грузооборота склада по прибытию либо по отправлению (односторонний грузооборот).
Количество продукции, отпущенной со склада в течение определенного периода, выражается в натуральных показателях (килограммах, тоннах).
Грузонапряженность склада характеризует его загрузку в тоннах в расчете на площадь склада, предназначенную для непосредственного хранения продукции.
Удельная нагрузка склада характеризует массу груза, приходящегося на 1 м2 складской площади.
Инвентаризация продукции: 1)процедура установления фактического наличия продукции путем пересчета, т.е. снятия остатков, и проверки учетных записей. Данные о фактическом наличии продукции сопоставляются с данными бухгалтерского и складского учета в стоимостном и натуральном выражении;
2) сплошной или выборочный подсчет (пересчет) всех видов продукции. Полученные данные в натуральном выражении оцениваются в действующих ценах и сводятся по товарным группам в общую сумму.
Коэффициент перегрузки — среднее количество операций, произведенное с каждой физической тонной груза в процессе выполнения перегрузочных работ. Коэффициент перегрузки исчисляется путем деления суммы тонноопераций (законченное перемещение 1 т груза с транспорта на транспорт, с транспорта на склад) на количество физических тонн. Чем меньше коэффициент перегрузки, тем рациональнее организованы эти работы.
Показатели эффективности использования складской площади и объема показывают, насколько рационально используется складское пространство.
Коэффициент неравномерности загрузки склада определяется как отношение грузооборота наиболее напряженного месяца к среднемесячному грузообороту склада.
Коэффициент использования грузового объема склада характеризует плотность и высоту укладки продукции.
Коэффициент оборачиваемости продукции на складе характеризует интенсивность прохождения продукции через склад определенной вместимости.
Производительность труда персонала склада вычисляют исходя из размеров грузооборота склада, а также численности всех складских работников и подсобных рабочих, закрепленных за складом.
Отгруженные вес или количество — вес или объем продукции, устанавливаемые в пункте отправления и указанные перевозчиком в соответствующем транспортном документе (коносаменте, накладной, почтовой квитанции).
Выгруженные вес или количество — вес, установленный в оговоренном пункте назначения. Взвешивание продукции обычно производится во время разгрузки продукции или через определенное время после ее окончания присяжными весовщиками (счетчиками, тальманами), действующими на основании полномочий, получаемых от местных властей или торговых палат. [3;с.71]
3. Оборудование для хранения материалов и подъемно - транспортные устройства.
На материальных складах народного хозяйства широко применяется разнообразное оборудование - стеллажи, поддоны, складская унифицированная тара и др. Применение этого оборудования способствует более полному использованию объемов складских помещений, внедрению комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и складских работ, обеспечению количественной и качественной сохранности материальных ценностей.
Основные требования, предъявляемые к оборудованию для хранения материалов:
1) должна быть обеспечена качественная сохранность материалов. Каждую марку, сорт и размер того или иного материала необходимо хранить в соответствующем стеллаже, закроме, бункере и т.п. В одной ячейке стеллажа, закрома и бункера нельзя хранить два (и более) сорта марок материалов, поэтому чтобы это осложняет отпуск материалов, вызывает его порчу и пересортицу; качественная сохранность материала или изделия обеспечивается только в том случае, если вместе с требуемым типом здания для хранения данного материала будет принят еще соответствующий тип стеллажа или иного приспособления;
2) оборудование должно позволять укладывать материал с одной стороны, а отпускать - с другой, обеспечивая при этом прямопоточность поступления и отпуска материалов;
3) при выборе типа стеллажа или другого приспособления необходимо стремиться к тому, чтобы обеспечивалась удобная укладка и выемка материала из стеллажа или другого приспособления при помощи подъемно-транспортных механизмов, которые используются на складе;
4) должно быть обеспечено максимальное использование объема склада, стеллажа и другого устройства для хранения;
5) конструкция стеллажей и других устройств в необходимых случаях должна позволять использовать их емкость в связи с изменением количества хранимых материалов;
6) конструкция стеллажей и других устройств должна быть простой, легкой, дешевой, а в необходимых случаях — и сборно-разборной.
Размеры ячеек и стеллажей применяются в зависимости от габаритов материалов, способов их укладки и принятой организации и механизации внутрискладских работ.
Оборудование для хранения различных материальных ценностей в зависимости от физико-химических свойств последних можно разделить на три основные группы:
– оборудование для хранения штучных и затаренных материалов;
– оборудование для хранения сыпучих материалов;
– оборудования для хранения нефтепродуктов и других жидкостей.
Для складской переработки различных материалов могут применяться различные типы подъемно-транспортных машин и устройств. Так, например, для работы с затаренными и штучными грузами могут применяться различные тележки, конвейеры, краны, погрузчики и другие машины. Но среди большого количества разнообразных машин и устройств применительно к переработке отдельных видов материалов не все удобны и экономически выгодны. Удобство и экономическая эффективность применения тех или иных механизмов зависит от грузооборота, характера перерабатываемых материалов, их веса, габаритных размеров и прочих условий. Только тщательный анализ и экономические подсчеты позволят установить и выбрать наиболее выгодный для данного склада тип подъемно-транспортной машины или другого устройства. [6;с.93]
При выборе подъемно-транспортных машин и устройств необходимо руководствоваться следующим:
1) машины и устройства должны обладать эксплуатационной надежностью в работе, иметь необходимую прочность и устойчивость, иметь
высокий кпд, быть безопасными для обслуживающего персонала, иметь небольшой собственный вес;
2) производительная площадь машин и устройств должна соответствовать условиям и объему работ и сокращать простой подвижного состава под грузовыми операциями;
3) машины для погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ по возможности должны быть однотипны, чтобы в необходимых случаях могли заменять друг друга и обеспечивать комплексную механизацию, а где возможно, и автоматизацию работ;
4) машины, применяемые для складских работ, должны обеспечить качественную и количественную сохранность перерабатываемых материалов;
5) при выборе машин необходимо, чтобы их привод соответствовал наличию местных энергетических ресурсов. Целесообразно использовать машины с электропроводом;
6) тип подъемно-транспортных машин выбирается исходя из вида габаритных размеров и веса перерабатываемых материалов;
7) применяемые машины и устройства должны быть экономичными.
4.Планировка зон хранения.
При проектировании склада (грузового комплекса) необходимо учитывать физические характеристики грузов, подлежащих складированию, - прежде всего объем, вес и условия хранения. Основным фактором, определяющим выбор того или иного планировочного решения, является объем (размер) груза. Крупные грузовые отправки или транзитные грузы следует хранить рядом с самыми короткими маршрутами загрузки-выгрузки, то есть рядом с главными проходами и на нижних полках стеллажей. Это сокращает дистанции перемещения грузов. Грузовые отправки небольших объемов, напротив, можно размещать вдали от главных проходов и на верхних полках стеллажей
Сходным образом при планировке складских помещений следует учитывать такие характеристики грузов, как вес и условия хранения. Относительно более тяжелые грузы следует размещать как можно ниже, чтобы минимизировать риск их повреждения при подъеме и требуемые для этого усилия. Размещение насыпных грузов или грузов с низкой плотностью требует большого свободного пространства, поэтому для них нужно предусмотреть открытое место или стеллажи с высокими бортами. С другой стороны, для складирования малогабаритных грузов требуются стеллажи с мелкими ячейками. Стало быть, в планировке склада должны получить отражение особенности всех видов хранимой продукции. Однако в некоторых ситуациях эти принципы вступают в противоречие друг с другом. Возможно, например, что по технологическим причинам для подборки грузов из мест хранения и для комплектования заказов выгоднее использовать одно оборудование, а для загрузки их в трейлер - другое. Это означает, что грузы нужно передавать с одного погрузчика на другой, на что расходуется дополнительное время. Но при этом может оказаться, что применение специализированного оборудования в каждой из этих операций.
5. Критерии проектирования транспортно -складского комплекса.
Критерии проектирования склада связаны с физическими характеристиками складских помещений и движения грузопотоков. Процесс проектирования определяют три фактора: этажность склада, использование высоты складских помещений и особенности грузопотока. Идеальный склад имеет только один этаж, что позволяет обойтись без лифтов, использование которых требует времени и энергии. Подъемники часто оказываются "узким местом", рядом с которыми возникает очередь автопогрузчиков. Так что лучше, когда склад размещается в одноэтажном здании, хоть это и не всегда возможно, особенно в деловых центрах, где свободной земли мало и она дорогая.
При любом размере складского помещения нужно стремиться к максимальному заполнению кубатуры каждого этажа. Высота большинства складских помещений составляет примерно 6-9 метров, хотя современное автоматизированное оборудование позволяет использовать помещения с высотой потолка до 30 метров. Благодаря стеллажам или другим подобным приспособлениям удается продуктивно эксплуатировать весь объем склада, до самого потолка. Максимальная высота складских помещений ограничена конструкционными возможностями автопогрузчиков, а также требованиями пожарной безопасности, обуславливаемыми возможностями противопожарных систем.
Планировка склада, кроме того, должна обеспечивать беспрепятственное движение грузов независимо от того - подлежат они хранению или нет. В общем это означает, что груз должен поступать с одной стороны складского помещения, складироваться в середине и отгружаться с другой стороны. Прямой грузопоток сводит к минимуму вероятность заторов и путаницы. Технология грузопереработки. Второй принцип относится к эффективной организации грузопереработки. Главные требования здесь - непрерывность грузопотока и достижение экономии за счет масштабов грузопотока. Непрерывность грузопотока означает, что лучше, когда один грузчик или погрузочное средство перемещает груз до предназначенного ему места, чем когда несколько человек или единиц оборудования обслуживают отдельные участки маршрута. Передача груза с рук на руки или перегрузка с одного погрузчика на другой ведет не только к потере времени, но и повышает риск повреждения груза. Так что в общем случае на складских работах предпочтительнее более длинные и менее частые маршруты. Экономия за счет масштабов грузопотока означает, что при каждой операции нужно перемещать максимально большое количество груза: не по одной упаковке, а пакетами упаковок - паллетами или контейнерами. Результатом такого пакетирования может стать одновременное перемещение разных продуктов или компонентов нескольких разных заказов. Разумеется, это создает дополнительные сложности, но тем не менее следует стремиться к сокращению числа операций и, соответственно, расходов.
Здания и сооружения грузовых комплексов аэропортов МВЛ I и II категорий следует предусматривать отдельно стоящими, сблокированными с отделениями перевозки почты (ОПП).
В аэропортах МВЛ III категории складские помещения следует предусматривать в помещении аэровокзала или СПЗ.
Грузовые комплексы подразделяется по категориям аэропортов МВЛ в соответствии с объемом грузовых и почтовых перевозок таблице 1.
Таблица 1
Категория аэропорта
Годовой объем перевозок, тыс. т
Суточный объем почтово-грузовых перевозок, т/сут.
Груз
Почта
Всего
I
6-12
1-2
7-14
30-70
II
1,3-5
0,2-1
I,5-7
6-30
III
До 1,3
До 0,2
До 1,5
До 6
Ориентировочное соответствие проектных и расчетных значений емкостей грузовых складов суточному грузообороту по категориям аэропортов МВЛ приведено в таблице 2.
Таблица 2
Категория аэропорта МВЛ
Суточный грузооборот, т/сут.
Емкость, т
Размещение здания грузового склада на территории аэропорта
I
70
200
Отдельно стоящее, сблокировано с ОПП
30
100
Л
30
100
Отдельно стоящее, сблокировано с ОПП
10
30
Отдельно стоящее, скооперировано с ОПП
6
20
ш
6
20
Отдельно стоящее, сблокировано с СПЗ или аэровокзалом
3
10
1
3
В составе грузовых комплексов аэропортов МВЛ I и II категорий должны предусматриваться:
– грузовой склад;
– склад для хранения опасных грузов;
– грузовой двор;
– крытые рампы и площадки;
– контрольно-пропускной пункт;
– ограждения.
Размещение грузовых комплексов на служебно-технической территории аэропорта следует предусматривать с соблюдением следующих требований:
– удаление грузового комплекса от пассажирского перрона должно
быть наименьшим, но не препятствующим их взаимному развитию;
– пути следования грузов (склад - самолет - склад) должны быть
максимально сокращены.
Для хранения опасных грузов, следует проектировать отдельные склады из огнестойких материалов, разделенные на отдельные секции (по видам грузов).
При проектировании складов опасных грузов и решении вопросов их освещения, отопления, вентиляции, охранной и пожарной сигнализации, связи и охранного обеспечения следует руководствоваться "Правилами перевозки опасных грузов воздушным транспортом", ч.1.
Склад опасных грузов должен быть расположен не ближе 100 м от других несгораемых зданий и сооружений и не ближе 300 м от сгораемых и трудносгораемых зданий и сооружений, складов ГСМ и стоянок самолетов.
Тяжеловесные и длинномерные грузы подлежат хранению на рампах, примыкающих к зданию склада, или крытых площадках, расположенных на территории грузового двора.
Проектирование складских помещений, предназначенных для временного хранения биопрепаратов, скоропортящихся продуктов, следует производить с учетом требований, изложенных в "Правилах перевозки пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям Союза ССР".
Основными расчетными характеристиками для определения объемно-планировочных показателей зданий и сооружений являются:
– суточные и часовые объемы грузовых потоков со стороны города и перрона;
– соотношение основных категорий грузов в общем грузообороте грузового комплекса;
– нормативные сроки хранения различных категорий грузов;
– режим работы грузового комплекса.
Расчетный суточный объем грузового потока со стороны города и перрона следует определять в соответствии с ВНТП грузовых комплексов (ВНТП-5).
Значение коэффициента суточной неравномерности следует определять на основании анализа фактических данных за 5-10 лет по проектному грузовому комплексу аэропорта или грузовым комплексам аэропортов, находящихся в аналогичных условиях эксплуатации.
Сроки хранения основных категорий грузов в грузовых комплексах следует принимать по ВНТП 5.
Соотношение основных категорий грузов в общем грузообороте грузовых комплексов по группам при отсутствии данных по проектируемому объекту следует принимать по таблице 3.
Таблица 3
Категория груза
Соотношение категорий груза (в %) по категориям аэропортов МВЛ
I, II
III
Технический
87,0
80,0
Скоропортящийся
2,0
9,6
Тяжелый и длинномерный
3,0
3,6
Ценный
4,0
3,0
Опасный
8,0
2,0
Радиоактивный
0,5
0,6
Вакцины, биопрепараты, сыворотки и другой аналогичный груз
1,0
1,0
Животные, птицы, мальки, пчелы, растения и другой аналогичный груз
0,5
0,5
Режим работы грузовых комплексов аэропортов MВЛ следует принимать, исходя из условий децентрализованного завоза и вывоза грузов из города в аэропорт и обратно (транспортом клиентуры).
Режим работы грузовых комплексов следует принимать на основе режима работы аэропорта.
Нормы усредненных нагрузок на 1 м2 площади складирования различных категорий грузов следует принимать по таблице 4.
Таблица 4
Категория груза
Нормативная нагрузка на 1 м2 площади складирования, т/м2
1
2
Технический
0,315
Скоропортящийся
0,335
Ценный
0,320
Тяжеловесный и длинномерный
0,760
Мелкие партии грузов с количеством мест от 1 до 6 (средний вес партии 130 кг)
0,130
Расчетная емкость (вместимость) грузовых складов аэропортов MBЛ определяется в соответствии с принятыми сроками хранения основных категорий грузов, приведенными в ВНТП-5, и величиной суточного грузооборота, приведенного в таблице 5.
Таблица 5
Суточный грузооборот, т/сут.
Расчетная емкость, т
70
200
30
100
10
30
6
20
3
10
1
3
При проектировании грузовых комплексов в аэропортах МВЛ I и II категорий состав помещений следует принимать в соответствии с таблице 6.
Таблица 6
Помещения
Состав помещений в аэропортах МВЛ с суточным грузооборотом, т/сут.
70
30
10,6
1
2
3
4
СКЛАДСКИЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Стеллажный склад:
отправляемых грузов
+
+
+
прибывших грузов
+
+
+
ценных грузов
+
+
+
инвентаря, складского имущества
+
+
+
живых грузов
+
+
+
продуктов питания и товаров, требующих хранения в холодильных камерах
+
+
+
грузов, требующих особых условий хранения (вакцины, биопрепараты)
+
+
+
приемосдатчиков
+
+
+
Склад опасных грузов
+
+
+
АДМИНИСТРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Помещения:
начальника склада
+
+
+
информаторов, тарификаторов, кассиров
+
+
-
Операционный зал для клиентуры
+
+
+
Помещения:
кладовщиков
+
+
+
грузчиков, водителей механизмов
+
+
-
Архив
+
-
-
Гардеробные
+
+
+
Душевые
+
+
+
Сантехнические помещения
+
+
+
Сушилки для производственного персонала
+
+
+
ОТДЕЛ ПЕРЕВОЗКИ ПОЧТЫ
+
+
+
При проектировании грузовых складов в аэропорту МВЛ III категории, предусматриваемых в СПЗ, состав помещений следует принимать в соответствии с таблицей 7.
Таблица 7
Помещения
Состав помещений в аэропортах МВЛ с суточным грузооборотом, т/сут.
6
3
1
Помещение:
для хранения грузов и почты
+
+
+
для грузов, требующих особых условий хранения (вакцины, биопрепараты)
+
-
-
Рампа для тяжеловесных и длинномерных грузов
+
-
-
Крытые площадки
-
+
+
В аэропортах МВЛ I и II категорий площади складских помещений в грузовых складах рассчитываются в соответствии с принятыми сроками хранения грузов, соотношением категорий грузов, нормативной удельной складской площадью, принятой по ВНТП-5.
Площади грузовых складов аэропортов МВЛ I и II категорий следует принимать по таблицам 8 и 9, III категории, предусмотренных в составе СПЗ, по таблице 10.
Помещения для хранения грузов, предусмотренные в составе СПЗ, следует располагать с учетом свободного подъезда к складу автотранспорта, как со стороны города, так и со стороны перрона.
Схема грузовых потоков, размещения оборудования, средств механизации и складских помещений в грузовых комплексах аэропортов МВЛ I и II категорий представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Схема грузовых потоков, размещения оборудования, средств механизации и складских помещений в грузовых комплексах с суточным грузооборотом до 70 т: 1 - роликовые дорожки; 2 - автомашина с подъемным кузовом и роликовыми дорожками; 3 - аккумуляторный погрузчик; 4 - кран-балка; 5 - весы рычажные; 6 - стеллаж; I - административно-служебные помещения; II - холодильные камеры; III - навес для открытого хранения грузов; IV - зона хранения отправляемых грузов; V - рабочее место приемосдатчиков; VI - зона хранения прибывших грузов.
Таблица 8
Здание и сооружение, складское помещение
Площадь и объем грузового склада при
суточном грузообороте, т/сут.
70
30
Емкость, т
Общая площадь, м2
Удельная площадь, м2/т
Объем, м3
Емкость, т
Общая площадь, м2
Удельная площадь, м2/т
Объем, м3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Стеллажный склад
174,0
1131
6,5
6786,0
87,0
566
6,5
3396
Склад опасных грузов
4,2
12
2,3
58,0
2,0
6
3,0
29
Склад радиоактивных грузов
1,1
18
16,7
87,0
0,5
9
18,0
44
Помещение для грузов, требующих хранения при отрицательных температурах
4,2
13
2,9
14,2
2,0
6
3,1
30
Помещение для грузов, требующих особых условий хранения (вакцины, биопрепараты)
2,1
12
5,7
60,0
1,0
6
6,0
30
Помещение для содержания животных, птиц, пчел и т.п.
1,1
12
11,4
60,0
0,5
6
12,0
30
Рампа для тяжеловесных и длинномерных грузов
13,3
133
10,0
798,0
7,0
70
10,0
420
Площади административно-служебных помещений
-
440
3,3х
1452,0
-
360
3,6
1188
Контрольно-пропускной пункт
-
10
0,33
30,0
-
10
0,33
30
Всего грузовому комплексу
-
1781
8,9
9285,2
-
1039
10,4
5197
Х- удельная площадь, м2/чел.
Таблица 9
Здание и
сооружение, складское помещение
Площадь и объем грузового склада при
суточном грузообороте, т/сут.
10
6
Емкость, т
Общая площадь, м2
Удельная площадь, м2/т
Объем, м3
Емкость, т
Общая площадь, м2
Удельная площадь, м2/т
Объем, м3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Стеллажный склад
26,0
169
6,5
1014
17,8
116
6,5
487
Склад опасных грузов
0,6
4
6,7
20
0,4
3
6,7
13
Склад радиоактивных грузов
0,2
12
80,0
58
0,1
8
80,0
34
Помещение для грузов, требующих хранения при
отрицательных температурах
0,8
3
3,0
12
0,6
20
3,0
8
Помещение для грузов, требующих особых условий хранения (вакцины, биопрепараты)
0,3
8
26,7
39
0,2
6
26,7
32
Помещение для содержания животных, птиц, пчел и т.п.
0,2
8
40,0
39
0,2
8
40,0
32
Рампа для тяжеловесных и длинномерных грузов
2,0
24
12,0
144
0,7
12
17,2
50
Итого по
складским зданиям и
сооружениям
30
228
7,5
1326
20
155
7,8
656
Площади административно-служебных помещений
-
120
4,0х
369
-
120
4,0
369
Контрольно-пропускной пункт
-
10
0,33
30
-
10
0,33
30
Всего грузовому комплексу
-
358
11,9
1752
-
258
14,3
1082
х - удельная площадь, м2/чел.
Таблица 10
Помещение, сооружение
Площадь и объем грузового склада при суточном грузообороте, т/сут.
6
3
1
Емкость, т
Общая площадь, м2
Удельная площадь, м2/т
Емкость, т
Общая площадь, м2
Удельная площадь, м2/т
Емкость, т
Общая площадь, м2
Удельная площадь, м2/т
Помещение для хранения грузов и
почты в
составе аэровокзала или СПЗ:
на 100
пасс./ч
19,3
67
3,5
-
-
-
-
-
-
на 50 паcc./ч
-
-
-
10,0
37
3,7
-
-
-
на 35 пасс./ч
-
-
-
-
-
-
3
14,0
4,7
Рампа для тяжеловесных и
длинномерных грузов
0,7
12
17,2
-
-
-
-
-
-
Всего
20,0
79
4,0
10,0
37
3,7
3
14,0
4,7
При проектировании отдельно стоящих складов аэропортов МВЛ необходимо предусматривать территорию грузового двора.
Площадь грузового двора определяется на основе расчета потребного количества погрузочно-разгрузочных мест (постов), режима работы грузового комплекса; площадей, необходимых для размещения автомашин со стороны города и перрона по всей длине склада; площадей, учитывающих озеленение и благоустройство, режимно-охранное обеспечение (зону) по периметру ограждения; минимальные нормативные расстояния от автомашины до склада, от движущегося автомобиля до стоящего у рампы склада автомобиля и до границы проезда.
Площади грузовых дворов для аэропортов МВЛ I и II категорий приведены в таблице 11. Площадь для стоянки автомашин у склада находящегося в составе СПЗ, принимается 67 м2.
Выбор типов и расчет количества механизмов для погрузочно-разгрузочных работ должен производиться с учетом способов складирования грузов, их транспортировки, суточными и часовыми объемами грузовых потоков со стороны города и перрона.
В грузовых складах на 6, 10, 30 и 70 т/сут., проектируемых как отдельно стоящие здания, следует предусматривать трехъярусное стеллажное складирование грузов.
В грузовых складах с суточным грузооборотом 1,3 и 6 т/сут., проектируемых в здании СПЗ, предусматривается навалочный способ складирования грузов.
Потребное количество механизмов и оборудования следует определять по формуле:
где Q - расчетный суточный грузооборот склада, т;
K1 - коэффициент, учитывающий долю грузов, обрабатываемых данным средством;
K2 - коэффициент часовой неравномерности грузопотока;
q4 - часовая производительность средства механизации, т/ч;
Т - расчетный период работы средства механизации в сутки, ч;
Kвр - коэффициент использования механизмов.
Таблица 11
Суточный грузооборот, т/сут.
Общая площадь грузового двора м2
6, 10
1800
30
2600
70
2900
6. Проектирование транспортно-складского комплекса
При проектировании грузовых комплексов административно-служебные помещения, помещения инженерно-технического обслуживания, а также складские помещения для некоторых видов грузов, как правило, блокируются в одно здание.
Планировка складских и административно-служебных помещений должна соответствовать принятому технологическому процессу обработки грузов и документации, а также организации грузовых потоков и клиентуры.
Административно-служебные помещения грузовых комплексов I группы следует размещать в двух или трех уровнях: на первом этаже следует располагать операционный зал, помещения столовой, помещения представителей транспортно-экспедиционных предприятий и другие помещения, имеющие непосредственное отношение к обслуживанию грузоотправителей и оформлению документов; на втором этаже следует располагать служебные и бытовые помещения, не имеющие прямого отношения к грузоотправителям и грузополучателям; на третьем этаже следует располагать помещения вычислительного центра.
Административно-служебные помещения грузовых комплексов II группы следует размещать в двух уровнях, а грузовые комплексы III группы в уровне первого этажа. Состав складских, административно-служебных помещений и инженерно-технического обеспечения следует принимать по табл.12.
Таблица 12
Здания и помещения
Группы грузовых комплексов
I и II
III
1
2
3
СКЛАДСКИЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Стеллажный склад:
+
+
радиоактивных грузов
+
+
животных, птиц, мальков
+
+
скоропортящихся грузов:
требующих охлаждения
+
не требующих охлаждения
вакцин, биопрепаратов, сывороток
растений, цветов
+
+
особых грузов
+
-
приемосдатчиков
+
+
Склад опасных грузов:
инвентаря и складского имущества
+
-
приемосдатчиков
+
+
Контейнерный склад
+
-
Эстакады, крытые площадки для тяжеловесных, длинномерных грузов и контейнеров:
+
+
хранение балласта
+
-
приемосдатчиков
+
-
АДМИНИСТРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Начальника службы организации почтово-грузовых перевозок и его секретаря:
+
-
зам. начальника службы
+
-
начальников складов
+
+
техников по учету
+
-
начальника смены и старшего диспетчера
+
-
операторов по оформлению грузовой документации
+
-
диспетчера автотранспорта
+
-
диспетчеров по претензиям
+
-
информаторов, тарификаторов, кассиров
+
+
для хранения документов строгой отчетности
+
+
представителей транспортно-экспедиционных контор
+
-
плотников, слесарей, аккумуляторщиков, техников по механизации
+
+
грузчиков, водителей механизмов
+
+
табельщика-нормировщика
+
-
Операционный зал для клиентуры
+
+
Аппаратная телеграфной связи
+
-
Радиоузел
+
-
Информационно-вычислительный центр
+*
-
архив документации
+
-
Буфет и столовая
+
+
Комната отдыха грузчиков
+
+
Комната технической учебы
+
-
Ветеринарно-карантинная служба
+
-
Медпункт
+
-
Бытовые
+
+
ПОМЕЩЕНИЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Машинного отделения холодильных камер
+
+
Трансформаторной подстанции
+
-
Насосной станции пожаротушения и оборотного водоснабжения
+
+
Вентиляционных камер
+
+
Щитовой автоматики, сантехсистемы и газоанализаторов
+
-
ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ОСМОТРА СРЕДСТВ МЕХАНИЗАЦИИ И ПОДЗАРЯДКИ МЕХАНИЗМОВ С ДВИГАТЕЛЯМИ НА АККУМУЛЯТОРНОМ ПИТАНИИ
+
+
Величина общей площади грузового комплекса представляет собой сумму площадей стеллажного и контейнерного складов, а также складских помещений для временного хранения тяжеловесных и длинномерных грузов, скоропортящихся, опасных, ценных, радиоактивных, особых и может быть выражена формулой
где S1 - общая площадь стеллажного склада;
S2 - общая площадь контейнерного склада;
S3 - площадь зоны хранения тяжеловесных и длинномерных грузов;
S4 - площадь зоны хранения опасных грузов;
S5 - площадь зоны хранения скоропортящихся грузов;
S6 - площадь зоны хранения ценных грузов;
S7- площадь зоны хранения радиоактивных грузов;
S8 - площадь зоны хранения особых грузов;
S9 - площадь зоны хранения животных, птиц, мальков, растений и др. грузов.
Объем хранения грузов на поддонах в стеллажах следует определять по формуле
где - суммарный суточный грузооборот со стороны перрона, т;
ψ1 - доля грузов в общем грузообороте, хранящихся в многоярусных стеллажах, %;
ψ2, ψ3 - доли грузов в общем грузообороте, перевозимые в контейнерах и на авиационных поддонах соответственно грузовыми и пассажирскими воздушными судами, %;
- нормативный усредненный срок хранения прибывших, отправляемых и трансферных грузов, сут.;
- срок хранения грузовых авиаконтейнеров (принимается равным 0,5 сут.);
- срок хранения пассажирских авиаконтейнеров (принимается равным 0,25 сут.).
Потребное количество ячеек стеллажного склада Nобщ определяется как сумма ячеек для обычных технических и мелких партий тарно-штучных грузов по формуле
Nобщ = N1 + N2,
где N1 - количество ячеек для обычных технических тарно-штучных грузов;
N2 - количество ячеек для мелких партий тарно-штучных грузов.
Общее количество ячеек для технических и мелких партий тарно-штучных грузов Nобщ следует определять по формуле:
где Ес.ск - объем грузов, хранящихся на складских поддонах в стеллажах;
ψ4 - доля технических тарно-штучных грузов, %;
ψ5 - доля грузов мелких отправок, %;
g1 - нормативная нагрузка технических грузов на1 м2 или поддон размером 800´1200 мм при высоте укладки груза 0,8 м, т/м2
g2 - нормативная нагрузка мелких партий грузов на 1 м2 или поддон размером 800´1200 мм при высоте укладки груза на поддоне 0,4 м, т/м2.
При проектировании грузовых комплексов коэффициенты использования площади Кхр, Кк-р и Кп-в рекомендуется принимать по табл. 13.
Таблица 13
Механизмы
Расстояние между стеллажами, м
Значения коэффициентов использования стеллажного склада Кхр
Электропогрузчики с фронтальным выдвижением вил
3,2
0,27
Электропогрузчики с поворотно-выдвижными вилами
2,6
0,32
Краны-штабелеры автоматические
1,0
0,42-0,45
Примечание. Коэффициенты использования Кк-р, Кп-в площади в зонах приема-выдачи, комплектовки - раскомплектовки складских поддонов следует принимать равными 0,16-0,20.
Объем хранения грузов в контейнерах и на авиационных поддонах в зоне контейнерного склада Ек.ск, определяется по формуле:
где - суммарный суточный грузооборот со стороны перрона, т;
ψ1- доля в общем грузообороте грузов, хранящихся в складских стеллажах (принимается по ), %;
ψ2, ψ3 - доля грузов, перевозимых в контейнерах соответственно грузовыми и пассажирскими воздушными судами (принимается по ), %;
- срок хранения грузов в контейнерах грузовых воздушных судов (принимается равным 0,5 сут.);
- срок хранения грузов в контейнерах пассажирских воздушных судов (принимается равным 0,25 сут.).
Расчет ориентировочного количества мест хранения (стеллажных ячеек)* для грузовых и багажных контейнеров Nк.г. следует осуществлять по формуле
где n - количество грузовых контейнеров УАК-5,размещаемых в ячейке, шт.;
n1 - количество багажных контейнеров АК-1,5, размещаемых в одной ячейке, шт.;
Куак, Кбак - коэффициенты использования грузоподъемности соответственно грузового и багажного контейнеров;
Пуак, Пбак - грузоподъемность грузового и багажного контейнеров.
*Одна ячейка, предназначенная для авиационных контейнеров грузоподъемностью 5 т, может разместить один УАК-5 (ПАВ-5) ПАВ-2,5 или два багажных контейнера АК-1,5.
Значения коэффициентов использования авиационных контейнеров и поддонов приведены в табл. 14.
Таблица 14
Типы авиационных контейнеров и поддонов
Коэффициент использования грузоподъемности
1
2
УАК-5
0,8
ПАВ-5,6
0,8
ПАВ-3,0
0,57
УАК-2,5
0,8
ПАВ-2,5
0,6
AK-1,5
0,4
Общая площадь контейнерного склада определяется как сумма площадей по формуле
где - площадь зоны комплектовки-раскомплектовки грузовых и багажных контейнеров, м2;
- площадь зоны хранения грузовых и багажных контейнеров в стеллажах, м2;
- площадь зоны погрузки-выгрузки грузовых и багажных контейнеров с перегрузочных средств на перронные средства механизации.
Зоны комплектовки-раскомплектовки и хранения грузовых и багажных контейнеров рекомендуется размещать в отапливаемой части здания, а зону погрузки-выгрузки грузовых и багажных контейнеров с перегрузочных средств на перронные средства механизации в неотапливаемой части контейнерного склада и сооружать ее с пониженной степенью капитальности из легких ограждающих конструкций.
Площади отапливаемой Sкр.хр и неотапливаемой Sпер.ср зонконтейнерного склада следует определять по формулам
где n1, n2 - количество подъемно-комплектовочных столов или мест комплектовки соответственно для грузовых и багажных контейнеров, шт.;
n3 и n4 - количество перегрузочных средств механизации и накопителей соответственно для грузовых и багажных контейнеров, шт.;
, - площадь, занятая под оборудованием одного места комплектовки соответственно грузового или багажного контейнера (подъемно-комплектовочный стол, роликовая дорожка и т.п.), м2;
Sхр - площадь, занятая под хранением грузовых и багажных контейнеров (площадь под стеллажами, зона работы штабелера, зона работы штабелера контейнерного, площадь под накопителями), м2;
- площадь, занятая под оборудованием одного места перегрузки грузовых контейнеров на перронные средства механизации (грузовая рампа или ПКС-5), м2;
- площадь, занятая под оборудованием одного места перегрузки багажных контейнеров на перронные средства механизации (роликовые дорожки, ПКС-2), м2;
Кк-р.хр - коэффициент использования площади отапливаемой части здания контейнерного склада в зонах комплектовки-раскомплектовки и хранения авиационных грузовых и багажных контейнеров (определяется как отношение площади, занятой под оборудованием для комплектовки-раскомплектовки контейнеров и стеллажами, к общей площади всей зоны);
Кпер.ср - коэффициент использования площади неотапливаемой части здания в зонах перегрузки грузовых и багажных контейнеров на перронные средства механизации(определяется как отношение площади, занятой под перегрузочными средствами, к общей площади зоны).
Ориентировочные значения коэффициентов использования площади отапливаемой и неотапливаемой частей зданий контейнерного склада следует принимать по табл. 15.
Таблица 15
Зона контейнерного склада
Значения коэффициентов использования площадей контейнерного склада по группам грузовых комплексов
II
III
Отапливаемая часть здания (зона комплектовки-раскомплектовки, хранения грузовых и багажных контейнеров)
0,20
0,32
Неотапливаемая часть здания (зона погрузки-выгрузки контейнеров с перегрузочных средств на перронные средства механизации)
0,12
0,12
Общую площадь специализированных зон хранения для различных категорий грузов S рекомендуется определять по формуле:
где - суточный грузооборот грузового комплекса со стороны перрона, т;
Тхр - нормативный срок хранения рассчитываемой категории груза, сут.;
q - доля рассчитываемой категории груза в суточном грузообороте грузового комплекса, %;
g - усредненная нормативная нагрузка рассчитываемой категории груза на 1 м2 площади складирования при высоте укладки 1 м, т;
Кр.з. - коэффициент использования площади зоны хранения рассчитываемой категории груза.
Ориентировочные значения коэффициентов использования площади зоны хранения для различных категорий грузов следует принимать по табл. 16 и 17, а усредненные нагрузки различных категорий грузов на 1 м2 по
Таблица 16
Механизмы
Расстояние между стеллажами, штабелями, м
Значения коэффициентов использования площади
склад опасных грузов
склад скоропортя- щихся грузов
склад для тяжеловесных и длинно- мерных грузов
Электропогрузчики с фронтальным выдвижением вил
3,2
0,27*
0,27
-
Электропогрузчики с поворотно-выдвижными вилами
2,6
-
0,32
-
Краны мостовые
-
-
-
0,38
*Рекомендуется электропогрузчик типа ЭЛВ-1021 во взрывобезопасном исполнении.
Таблица 17
Механизмы
Расстояние между стеллажами, штабелями, м
Значения коэффициентов использования площади
склад вакцин, биопре- паратов
склад живых грузов
склад растений
склад особых грузов
Электротележки
2
0,33
0,33
-
0,32
Ручные тележки
1,2
0,50
0,50
0,50
-
Оптимальное количество мест погрузки-разгрузки автотранспорта у грузового склада определяется по теории массового обслуживания путем нахождения оптимального коэффициента использования обслуживающего устройства (поста разгрузки), который зависит от соотношения эксплуатационных расходов мест погрузки-разгрузки и всех издержек, вызванных простоем автомашины, связанных с обслуживанием и ожиданием его.
Общая длина всех погрузочно-разгрузочных мест (постов) определяется как погрузочный фронт. Величина погрузочно-разгрузочного фронта зависит от способа расстановки автотранспорта, прибывающего на склад за получением или для сдачи груза. Наиболее распространенными способами являются поточная и торцевая расстановка автомашин.
Поточная расстановка, при которой один из боковых бортов автомашины обращен в сторону склада, является удобной при эксплуатации автомашин с прицепами и полуприцепами, а также при погрузке-выгрузке длинномерных грузов.
Торцевая расстановка автомашин, при которой в сторону склада обращен задний борт автомашины, предпочтительнее для эксплуатации автомашин без прицепа.
Величина погрузочно-разгрузочного фронта при поточном и торцевом способах расстановки автотранспорта определяется по следующим формулам:
- при поточной расстановке:
Lп = n(l+АП)+АП ,
- при торцевой расстановке:
LТ = n(в + АТ)+АТ ,
где l - длина автомашин или автопоезда, м;
в - ширина автомашины, м;
n - число погрузочно-разгрузочных мест;
АП, АТ - расстояние между соседними автомашинами, м.
Обычно это расстояние принимается в зависимости от потребного количества мест погрузки-разгрузки и определяется как разница между внутренним радиусом поворота автомашины и половиной ее ширины.
Площадь покрытия со стороны города и перрона зависит от геометрических параметров склада (главным образом его длины и ширины), расчетного типа автомашин и способа расстановки автотранспорта у склада.
Схемы расстановки и проездов автотранспорта у грузового склада при поточном и торцевом способах приведены на рис.2 и 3.
Рис.2. Схема поточной расстановки автотранспорта у здания грузового склада
Рис.3. Схема торцевой расстановки и проездов автотранспорта у здания грузового склада
Минимальная ширина покрытия зоны В грузового двора у здания грузового комплекса при торцевом способе расстановки автомашин и одном проезде определяется по формуле
2ВТ = С + l + CА + В + С1
где С - минимальное расстояние от автомашины до рампы и склада, м (обычно принимается 0,2 м);
С1 - нормативное расстояние от движущейся автомашины до стоящей у рампы автомашин или от движущейся автомашины до границы проезда, м (обычно принимается 1 - 1,5 м)|
СА - расстояние, на которое можно подать вперед выезжающую автомашину для обеспечения нормативного расстояния, С1, м.
При увеличении количества проездов к минимальной ширине покрытия ВТ прибавляется величина В + С1 на каждый проезд.
При уменьшении расстояния между соседними автомашинами расстояние, на которое нужно подать вперед выезжающую автомашину, может быть определено по формуле:
СА = (l" + С1) - Rв,
где l" - расстояние от оси заднего колеса до переднего бампера, м;
R в - внутренний радиус поворота автомашины, м.
При определении площади грузового двора размеры и другие параметры автомашин следует принимать по табл.18 , а ширину покрытия зон А, В, С по группам грузовых комплексов по табл.19 .
Таблица 18
Тип автомашин
Длина автомашины l , мм
Ширина автомашины в, мм
Расстояние от оси заднего колеса до заднего борта l ' , мм
Расстояние от оси заднего колеса до переднего бампера, l ", мм
Внешний радиус поворота R вн
Внутренний радиус поворота R В , мм
Минимальная ширина проезда, мм
ГАЗ-53А
6395
2380
1892
4566
5000
5620
3380
ЗИЛ-130
6675
2500
1900
4895
8600
5500
3100
ЗИЛ-130-1-В с полуприцепом ОДАЗ-885
9103
2500
4290
4875
8600
5500
3100
АПК-10
8150
2600
3375
4875
8600
5500
3100
АПК-12
7140
2380
2575
4875
8600
5500
3100
Рис.4. Принципиальная схема грузового комплекса: 1. - контейнерный склад; 2 - стеллажный склад; 3 - административно-служебное здание; 4 - помещение для хранения радиоактивных и особых грузов; 5 - здание аккумуляторно-зарядной станции; 6 - контрольно-пропускной пункт; 7 - стоянки автотранспорта; 8 - ограждение, режимно-охранное обеспечение, озеленение;9 -грузовой перрон
Таблица 19
Группа грузового комплекса
Зона А
Зона В
Зона С
Тип автомашины
Ширина покрытия при одном проезде, м
Тип автомашины
Ширина покрытия при двух проездах, м
Тип автомашину
Ширина покрытия при одном проезде, м
I
АПК-10
16
ГАЗ-53А
18,5
АПК-10
10
II
АПК-10К
21
ЗИЛ-130
18,5
АПК-10 K
10
III
A П K -10К
21
ЗИЛ-130-1- B с ОДАЗ-885
21
АПК-10К
10
Принципиальная схема размещения зданий и сооружений грузового комплекса и зон расположения А, В, С приводится на рис.4.
Общая площадь территории; грузового двора определяется следующими формулами:
- при отсутствии грузового перрона:
- при наличии грузового перрона, примыкающего к зданию грузового склада:
,
где - общая площадь территории грузового комплекса (за исключением площади застройки под здания и сооружения), м;
L С - длина грузового склада или сблокированных складских зданий и сооружений, м;
- ширина зоны со стороны города, м;
- ширина зоны со стороны перрона, м;
ВР - ширина рампы, м;
В - ширина склада, м;
Коз - коэффициент, учитывающий озеленение и благоустройство территории грузового комплекса (для первой группы грузового комплекса - 1,20, для второй группы - 1,16, для третьей группы - 1,12);
Кр - коэффициент, учитывающий режимно-охранное обеспечение (для первой группы грузового комплекса - 1,15, для второй группы - 1,10, для третьей группы - 1,06).
Заключение
Анализ состояния складского хозяйства материально-технического снабжения предприятий, гражданской авиации указывает на ряд недостатков, среди которых следует выделить два наиболее существенных: наличие большого количества мелких хранилищ (отдельных зданий, помещений) в пределах складского объекта и низкая оснащенность складов табельными средствами механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ, Устранение этих двух основных недостатков позволит повысить эффективность работы складов материально-технического снабжения предприятий гражданской авиации.
Раздробленность складских объектов на большое количество мелких окладов является характерной особенностью для большинства складов материально-технического снабжения предприятий гражданской авиации. Такое положение сложилась главным образом из-за отсутствия единой линии в оснащении складов материально-технического снабжения зданиями, сооружениями и средствами механизации погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ, а также вследствие недостаточности капитальных вложений в целом по отрасли на строительство складских зданий и сооружений.
Существующая необходимость сохранности материально-технического имущества заставляла выделять под склады различные здания и помещения, мало приспособленные для хранения имущества с соблюдением современной технологии. Технология переработки имущества на складах в таких условиях не соответствует современным требованиям, особенно в отношении уровня механизации складских операций, что снижает показатели эффективности складского хозяйства, так как большой объем работ осуществляется вручную, Условия обеспечения надежной сохранности имущества также снижаются при наличии большого количества мелких складов, При этом увеличивается время на переработку грузов, возникает потребность в наличии большого количества транспортных единиц, ухудшаются эксплуатационные показатели средств механизации погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ. Перечисленные недостатки не исчерпывают всех отрицательных сторон раздробленности складского объекта на большое количество мелких складов.
Сокращение количества складов материально-технического снабжения на предприятиях гражданской авиации связано со значительными капитальными затратами, рассчитывать на получение которых в настоящее время не представляется возможным. Поэтому выделяемые на эти нужды средства должны расходоваться на основе всестороннего и тщательного рассмотрения целесообразности принятого решения, имея в виду общую тенденцию на сокращение количества мелких складов в пределах каждого складского объекта. Принятое решение должно учитывать возможность использования табельных средств механизации погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ в качестве основных средств для максимально возможного повышения уровня механизации складских операций.
Учитывая значительное многообразие различных складских зданий и сооружений на отдельных складах материально-технического снабжения предприятий гражданской авиации, необходимо разработку решений по сокращению общего количества складов осуществлять индивидуально, применительно к каждому складскому объекту. В реальных условиях количественное сокращение численности складов имеет свои разумные границы, поэтому фактическое наличие складских зданий и сооружений останется на неопределенное время несколько большим, чем диктуется требованиями соблюдения современной технологии переработки материально-технического имущества. Минимально возможное количество складских зданий и сооружений может быть достигнуто при условии полного обеспечения потребности в средствах на капитальные вложения по развитию и совершенствованию складских зданий складов материально-технического снабжения предприятий гражданской авиации.
Проведенный анализ оснащенности складов материально-технического снабжения предприятий гражданской авиации табельными средствами механизации погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ указывает на низкий уровень оснащенности, что также является одним из существенных недостатков складского хозяйства отрасли, отрицательно влияющим на производительность труда. Устранение этого недостатка связано с повышением оснащенности складов табельными средствами механизации погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ, а также внедрением комплексной механизации. На складах материально-технического снабжения предприятий гражданской авиации комплексная механизация складских операций станет возможной при решении ряда взаимосвязанных проблем, среди которых необходимо выделить следующие:
- увеличение удельного веса поставок грузов пакетно-контейнерным методом не менее, чем до 80 % от общего грузооборота;
- обеспечение складов материально-технического снабжения табельными средствами механизации погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ, а также необходимым складским оборудованием;
- строительство новых и реконструкция существующих складских зданий и сооружений с целью реализации в них современной технологии хранения и переработки материально-технического имущества.
Таким образом, совершенствование складского хозяйства отрасли тесно связано с дальнейшим развитием и совершенствованием складских зданий, сооружений и средств механизации складских операций. Среди первоочередных задач совершенствования складского хозяйства материально-технического снабжения предприятий гражданской авиации должны быть мероприятия по резкому сокращению общей численности отдельных хранилищ на складских объектах, а также повышению оснащенности складов табельными средствами механизации погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ.
Список используемой литературы:
1. Горецкий Л.И., Могилевский Д.А. Эксплуатация аэродромов. - М., "Транспорт", 1975.
2. Нормы технологического проектирования АТБ в аэропортах ВНТП II -80. М., ТПИ и НИИ Аэропроект, 1980.
3. Волгин В.В. Склад. - М.: 2000.
4. Ворончихин Г.И., Оглоблин Л.А. Подъемно-транспортные машины и установки.- М.: 1987.
5. Гаджинский А.М. Логистика: учебник для высших и средний специальных учебных заведений.- М: 2003.
6. Дородтков В.К, Малашенко Н.П. Складское хозяйство. - Н.:НГАЭиУ, 2001.
7. Зерцалов А.И. Краны-штабелеры .- М.:1985.
8. Курганов В. М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров: Учебно-практическое пособие. — М.: 2004.
9. Неруш Ю.М.,Лозовой Ю.Д., Шабанов В.Н. Грузовые перевозки и тарифы . - М.:1988
10. Олещенко Е.М., Горев А.Э. Основы грузоведения: Учебное пособие. – М.: 2005.
11. Савин В. А. Склады: Справочное пособие. — М.:2001.