Реферат по предмету "Технология"


Научные и общетехнические революции

ВВЕДЕНИЕ Настоящее и будущее экономики любой страны зависит во многом от того, как новейшие достижения науки и техники внедряются во все сферы жизни. Поэтому важно выяснить, каковы а) сущность, б) этапы и в) перспективы НТР. Научно-техническая революция (НТР) - коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор производства.
Общепризнано, что эпоха НТР наступила в 40 - 50-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие ее главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства. Для прогресса современной науки и техники характерно комплексное сочетание их, революционных и эволюционных изменений. Примечательно, что за два - три десятилетия многие начальные направления НТР из радикальных, постепенно превратились в обычные эволюционные формы совершенствования факторов производства и выпускаемых изделий. Новые крупные научные открытия и, изобретения 70 - 80-х годов породили второй, современный, этап НТР. Для него типичны несколько лидирующих направлений: электронизация, комплексная автоматизация, новые виды энергетики, технология изготовления новых материалов, биотехнология. Их развитие предопределяет облик производства в конце ХХ-начале ХХI вв.
1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Термин технология имеет ряд смысловых нагрузок: он применяется в промышленности, науке, искусстве и других областях человеческой деятельности. Очевидно, что технология означает интеллектуальную переработку технически значимых качеств и способностей. В сущности, это культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью человека. Оно определяет место человека в природе, рамки его возможного вмешательства в природные процессы. Технологическая культура - четвертая универсальная культура. Она определяет мировоззрение и самопонимание современного человека. При этом под универсальными культурами мы понимаем системы эпистемических принципов, характерных для определенной эпохи и определенных уровней развития научных знаний и технических средств. Первой универсальной культурой, отдельные черты которой восстановлены в ходе изучения археологических находок и письменных свидетельств, была культура мифологическая. Она присуща всем природным цивилизациям древности. Люди этой культуры объясняли явления природы, опираясь на данные непосредственных наблюдений. В своей жизни они пользовались функционально приспособленными натуральными продуктами и материалами. Эпистема такой культуры сводилась к представлению о неких скрытых “тайных” силах, свойственных всем объектам окружающего мира и определяющих их существование. Эти силы, по представлениям древних, определяли последовательность всего происходящего; они наделяли смыслом все сущее в мире - космосе. Само существование при таком подходе и есть Судьба. Люди же, подобно всему остальному, оказываются лишь элементами всеобъемлющей гармонии. Вторая универсальная культура - космологическая - расцвела в период средней природной цивилизации. Ее эпистема сводилась к тому, что во всяком явлении проявляется действие сил природы в соответствии с присущими им закономерностями. Отдельные элементы, компоненты существа образуют естественные организмы, множества же естественных организмов, в свою очередь, образуют равновесие природного порядка, ту же “гармонию” мифологической культуры. Эпистема третьей антропологической культуры характерна для развитой природной цивилизации. Согласно этой культуре, все явления и закономерности окружающего мира доступны человеческому пониманию. Опыт позволяет раскрыть системную сущность разрозненных фактов и явлении. Качества таких систем соответствуют качествам составляющих их элементов. Плановая организация жизни оказывается вполне возможной, ее цель - то же механическое равновесие, которое в других культурах выступало как “гармония”, или “порядок вещей”. Человек - исследователь, систематизатор и создатель нового - черпал силы из своих же сил и уверенности. Мир человека постепенно становился центром его внимания, сферой его достижений. Возникали новые представления об отношении к природе, новые средства познания, которые уже переставали быть просто посредниками между мыслью и природой. Начиналось активное вмешательство человека в естественные процессы. Так шло развитие четвертой универсальной культуры. Здесь стоит учесть два момента. Первый - вмешательство человека в ход естественных процессов принимает небывало широкие масштабы, становится постоянным и, если иметь в виду результаты, необратимым. Второй - среда обитания человечества - Земля перестает быть неиссякаемым источником разнообразных ресурсов, неким “рогом изобилия”; укоренившееся в сознании “царя природы” потребительское отношение к миру все чаще становится причиной расстройства природного равновесия, в итоге оно может привести к окончательному его нарушению.
2. НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ На современном этапе НТР переросла в технологическую революцию. Вместо традиционного для машинной индустрии создается качественно новый технологический способ производства - принципиально иная совокупность методов изготовления полезных вещей. Иначе говоря, НТР порождает “высокие технологии”, которые обеспечивают гораздо возросший уровень эффективности. Современные технологии и их объекты очень сложны, что определяет их высокую научную и информационную емкость, невозможность их формирования и развития без основательной научной базы, без научно-информационного поиска. Эти технологии обычно базируются на новейших достижениях фундаментальных наук и взаимодействуют с ними. Часто они ставят перед наукой сложные задачи, которые могут быть решены лишь на базе интеграции ряда естественных, математических, технических и общественных наук. При их формировании устанавливаются новые связи между науками и технологией. И если раньше взаимодействовали науки, смежные по иерархическому ряду, то теперь начали взаимодействовать и науки далекостоящие друг от друга. По существу, впервые в серьезные взаимоотношения с технологией вступили гуманитарные науки (психология, социология). При этом не происходит механического переноса понятий из одних наук в другие, а происходит усиление взаимопроникновения научных дисциплин и формирование междисциплинарных наук, в том числе технологического цикла, объединяющим фактором в которых являются как единые подходы к решению различных проблем, так и единые проблемы, к решению которых привлекаются различные подходы и методы наук. Впервые создается безмашинная технология - принципиально новые способы обработки изделий и получения готовых продуктов: электронно - лучевые, плазменные, импульсные, радиационные, мембранные, химические и др. Безмашинная технология многократно повышает производительность труда, поднимает эффективность использования ресурсов, снижает затраты энергии и материалов на изготовление продукции.
Другим важным направлением совершенствования технологии является ресурсосбережение. В этих целях используются экономичные виды металлопродукции, синтетические и другие прогрессивные материалы, улучшаются технико-экономические и повышаются прочностные характеристики конструкционных материалов. Более полное и комплексное использование сырьевых ресурсов и технологических отходов позволяет создавать малоотходное и безотходное производство.
Вот какова эффективность ресурсосберегающих технологий: 1 кг конструкционных пластмасс заменяет не менее 4-5 кг металлопроката; на производство 1 кг пластмасс требуется в 2-3 раза меньше энергетических затрат. Применение в металлообработке деталей, изготовленных из металлических порошков, экономит на каждую тонну 2 т проката, высвобождает 60 металлообрабатывающих станков. Основанная на достижениях электроники и автоматизации обработка изделий способна надежно обеспечить их высокое качество. В отличие от традиционной технологии, для которой характерно загрязнение окружающей среды, “высокие технологии”, как правило, являются экологически чистыми. В этом случае применяются закрытые системы водопотребления, замкнутые циклы производства, широко используется вторичное сырье и производственные отходы, улучшается природопользование. Это обеспечивает рост не только экономической, но и социальной эффективности хозяйственной деятельности.
3. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА Система “ технология - материалы - машины “ (ТММ) является, по существу технологическим отображением процесса постоянного воспроизводства техники, в том числе ее модернизации и создания новых технических средств. Исходным продуктом процесса воспроизводства техники всегда являются материалы, а конечным продуктом - готовые изделия, в числе которых новые материалы и машины. Схема превращения исходного продукта определяется технологией, а основным средством, с помощью которого осуществляется преобразование исходного продукта в конечный, выступает машина. Таким образом, система ТММ является динамической. Поскольку процесс воспроизводства техники, в том числе создания новой техники, является сердцевиной научно-технического прогресса (НТП), тенденции и закономерности НТП либо совпадают с тенденциями и закономерностями функционирования системы ТММ, либо соотносятся с ними по принципу “ общее - частное “. Ниже рассмотрены некоторые особенности, тенденции и закономерности НТП, равным образом характеризующие систему ТММ и ее отдельные компоненты. Общую схему циклов, характеризующих НТП в целом, можно представить в виде четырехуровневой системы. 1. Первый, высший уровень составляют всеобщие (глобальные) технические (научно-технические) революции, каждая из которых коренным образом преобразует общество во всех его элементах: и в производительных силах, и в политических формах, и в идеологии. Каждая из всеобщих революций значительно ускоряет темпы НТП. К таким революциям могут быть отнесены: 1) технический переворот, связанный с переходом к “железному веку” в 1 тысячелетии до н.э. и заключающийся в использовании стальных орудий в сельском хозяйстве и ремесле и стального оружия; 2) промышленная революция конца 18-19 вв., связанная с широким применением в различных областях универсального парового двигателя, распространением рабочих машин и формированием машиностроения (начиная с изобретения суппорта); 3) научно-техническая революция (середина 20 в.), связанная в первую очередь с распространением устройств и систем управления и обработки информации на базе ЭВМ (компьютеризация) и других средств электроники (электронизация) в том числе устройств управления робототехническими системами (роботизация). Этим трем революциям предшествовала еще более значительная, имевшая уникальные последствия для судеб жизни на земле, революция, связанная с созданием каменных орудий и освоением огня. Эта революция определила четкую грань между человечеством и животным миром и с нее начинается отсчет развития человеческого общества и последующих технических и научно-технических революций. 2. Циклы второго уровня представлены длинными волнами нововведений. Фаза подъема каждой волны связана с техническими (научно-техническими) революциями меньших масштабов по сравнению с глобальными, приводящими к структурным изменениям в экономике в целом и качественным сдвигам в квалификации рабочей силы. Не исчерпывая перечня таких революций, можно указать на неолитическую революцию, переход от неолита к “бронзовому веку”, развитие ремесла на базе цеховой формы его организации, развитие производства на основе мануфактурной формы его организации, техническую революцию конца 19 - начала 20 в. (на базе электрификации), микропроцессорную революцию 70-х годов. 3. Третий уровень циклов образуют классические циклы капиталистического производства - среднесрочные циклы (7-11 лет), характеризующиеся массовым обновлением производственных фондов и временными рамками, связанными со средним сроком жизни оборудования. В 20 в. форма циклов постепенно меняется в связи с созданием (после кризиса 1929 г.) системы государственного регулирования экономикой. Циклы приобретают менее выраженный характер, в основном в результате попыток государства полностью элиминировать фазу спада и регулировать подъем (стимулировать его лишь до известных пределов и не допуская “перегрева” экономики). Однако изменение формы циклов не отменяет закономерности их смены. 4. Малые циклы НТП, связанные с колебаниями в инновационной деятельности. Здесь может помочь обращение к статистике публикаций в научно-технической сфере, которая, хотя и может служить лишь косвенным доказательством, но зато значительно легче поддается формированию и обработке чем статистика инноваций. Статистика публикаций показывает наличие в различных областях науки и техники не только крупных по масштабам и длительности волн интереса к тем или иным проблемам, но и краткосрочных колебаний в рамках этих волн, отражающих циклические колебания в появлении инноваций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Характерная черта современных технологий то, что в них большой удельный вес приходится на научные исследования, в том числе фундаментальные, и эти исследования все быстрее и более короткими путями включаются в практику. В мировом сообществе происходит кардинальный пересмотр стратегии научно-технического развития. Там возобладало отношение к технологии как к началу начал современной научно-технической революции. Оно еще более окрепло в период энергетического кризиса, когда на первый план вышла стратегическая задача создания и широкого применения ресурсосберегающих технологий. Преимущество технологического подхода к научно-техническому развитию производства и социальной сферы, как свидетельствует практика развитых стран, характеризуется комплексностью и ориентацией на конечный результат. Такой подход существенно меняет организацию производства и сферы обслуживания. В условиях насыщенности западного рынка товарами высокоразвитые страны меняют ориентиры с производства массовой продукции на производство мелких серий большого набора товаров. Реальностью становится уменьшение потребности в стандартных видах продукции, растет разнообразие товаров, что, в свою очередь, обусловливает фундаментальные изменения как в управлении, так и в структуре производства и его технологиях. Возникает потребность в небольших предприятиях, способных лучше адаптироваться к запросам покупателей. В результате создается примат потребителя над производителем, повышаются требования к товарам, их качеству, своевременности поставок, разнообразию товаров и услуг, приспособленных к запросам конкретного потребителя. Такой подход привел не только к новым типам технологий, но и к ускорению их обновляемости. Очевидно, что этого пути развития технологий не миновать и нашей стране.
Научные исследования требуют высоких затрат, и стоимость этих затрат входит в цену конечного продукта. За рубежом многие фундаментальные исследования субсидируются коммерческими структурами, занимающимися новейшими технологиями, и направление исследований, их задачи определяются требованиями технологий. Это пугает ряд ученых, так как наряду с положительным эффектом - увеличением ассигнований на науку - может быть и отрицательный - перекосы в развитии науки, нарушение внутренней логики ее развития. Погоня за близким эффектом в перспективе может привести к стагнации науки и поскольку разработка новейших технологий требует больших ассигнований, они часто будут недоступны странам, не способным финансировать исследования.

ЛИТЕРАТУРА 1. Барцель А. Значение технологической культуры и технологической культуры и техноэтики / Ж.: “Вестник высшей школы”, 1991 г., №12, 54-58с. 2. Блауберг И.В., Пантин И.К. Краткий словарь по философии / М.: Наука, 1982 г. 40с. 3. Ламан Н.К., Корягин Н.И., Васильев В.И. и др. Технология - материалы - машины (история, современность, перспективы). М., 1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :