Как известно, ожидаемая продолжительность жизни населения России по сравнению с большинством развитых стран очень низка, особенно среди мужчин, Кроме того, в течение последних 12 лет отмечается значительная флуктуация этого показателя. В 1990 г. наметилось резкое снижение продолжительности жизни россиян. Однако после достижения минимального уровня в 1994-1995 гг. продолжительность жизни также резко начала расти. А в 1998 г. тенденция поменяла направление, и ожидаемая продолжительность жизни россиян вновь начала падать. Аналогичная динамика продолжительности жизни имела место и в Москве. Причем по данным официальной статистики, в 1994 г. продолжительность жизни мужчин-москвичей была даже ниже общероссийской (рис. 1).
Рис.1. Ожидаемая продолжительность жизни новорожденного в Москве и России. 1900-2001 гг.
Описанный демографический кризис в России привлек внимание ученых как в России, так и за рубежом [11, 12], Причины высокой смертности и низкой продолжительности жизни россиян и их резкие изменения находили различные объяснения. В большинстве публикаций доказывалось, что основной причиной высокой смертности россиян является чрезмерное потребление алкоголя [11, 12]. ?яд исследователей объясняли этот уникальный демографический феномен ухудшением материального и психологического состояния россиян, связанного с реформированием экономики и другими социальными причина ми [3, 13]. Очевидно, что перечисленные выше гипотезы никак не противоречат друг другу. Ученые также были едины во мнении, что описанные резкие изменения не являются артефактом, что они истинные и не вызваны систематической ошибкой в регистрации и подсчете количества умерших и соответствующего населения [11, 12]. Однако к сожалению, ни в одной работе не была сделана попытка проанализировать влияние на смертность и ожидаемую продолжительность жизни россиян огромного притока в Россию иммигрантов. Хотя очевидно, что этот фактор должен был повлиять как на абсолютное число смертей, так и на расчетную численность населения.
Попредварительным данным Всероссийской переписи населения, проведенной в октябре 2002 г., за годы после предыдущей переписи в 1989 г. в Россию прибыли из ближнего и дальнего зарубежья 7 млн. человек. За тот же период времени Россию покинули 3 млн. россиян [6].
По российскому законодательству смерть любого человека, даже не гражданина Российской Федерации, может быть зарегистрирована в ЗАГСе. Хотя в записи Акта о смерти предусмотрена графа «место жительства», эта информация не кодируется и не принимается во внимание в дальнейшей схеме регистрации умерших и обработки данных. При формировании региональных таблиц смертности по полу, возрасту и причине смерти туда включаются все случаи смерти, зарегистрированные на данной территории независимо от места жительства умершего, в том числе и за рубежом. В Москве такой «переучет» умерших в официальной статистике варьирует от 5 до 50% для различных причин смерти и происходит за счет случаев смерти среди лиц, приехавших на заработки или в командировку, а также пациентов специализированных медицинских учреждений, приехавших на лечение и умерших здесь.
В отношении численности населения в населенных пунктах, в том числе я в Москве, до переписи 2002 г. действовала противоположная установка: в состав населения включались только постоянно проживающие, что раньше определялось наличием постоянной прописки, а также студенты и военнослужащие [5]. Другим категориям, прибывающим на жительство в Москву, предоставлялась так называемая регистрация по месту пребывания. Обладатели такой регистрации не входили в население Москвы, между тем их число очень велико. По данным московского правительства, в 2001 т. в Москве было зарегистрировано около 1 млн. нерезидентов [2, 8, 9]. По оценкс того же источника, в Москве без регистрации живут около 800 тыс. человек. Кроме того, ежегодно примерно 2 млн. человек подвергаются в Москве штрафу за нарушение правил регистрации.
Таким образом, как абсолютное количество умерших, так и численность населения в России не отражает истинного положения вещей. Поэтому показатели смертности, средней продолжительности жизни и другие статистические показатели, рассчитанные на их основе, не являются корректными.
В данной работе нами были подсчитаны стандартизованные по возрасту показатели смертности и ожидаемой продолжительности жизни населения Москвы с учетом и горкомстате. За каждый год были вычислены доли умерших нерезидентов, подсчитаны повозрастные, грубые и стандартизованные показатели смертности от различных причин, основанные как на данных Госкомстата, так и на скорректированных путем вычитания нерезидентов. Ожидаемая продолжительность жизни и некоторые другие показатели рассчитаны по общепринятым методикам [10]. Для оценки влияния отдельных причин смерти на разницу в продолжительности жизни, рассчитанной с учетом и без учета иногородней смертности, применялся метод компонент [1].
Доля смертей нерезидентов в московской статистике смертности по году, полу и возрасту
(в процентах) Таблица 1
Данные, представленные в таблице 1, указывают на го, что доля нерезидентов - мужчин всех возрастов, умерших в Москве в 1990-2001 гг. и учтенных в официальной статистике смертности Госкомстата России, выросла с 7,1% в 1990 г. до 14,1% в 1995 г., затем снизилась до 10,2% в 1998 г. и снова выросла до 13,1% в 2001 г. Аналогичная динамика за эти же годы характерна и для доли мужчин, умерших в возрасте 35-69 лет: 7,4%, 14,2, 11,3 и .4,4%. Среди женщин соответствующие доли составили без учета нерезидентов, то есть лиц, имевших регистрацию по месту жительства. Корректировка смертности с учетом умерших нерезидентов стала возможна в Москве с 1990 г., когда Мосгоркомстат ввел дополнительный код, определяющий статус умершего человека: постоянно проживающий в Москве или нерезидент.
Данные по распределению умерших от различных причин по полу и возрасту в Москве за 1990-2001 гг. (официальная статистика) получены в Госкомстате России. Там же получена среднегодовая численность населения Москвы по полу и возрасту за тот же период. Распределение по полу, возрасту и причине смерти нерезидентов, умерших за период 1990-2001 гг. в Москве, получены в Мое-6,8%, 7,9, 6,5 и 7,2% для всех возрастов и 6,3%, 9,1, 7,7 и 8,6% для 35-69 лет. Среди умерших в Москве детей доли нерезидентов неуклонно росли из года в год и составили в 2001 г. 41,2% и 39,5% среди мальчиков и девочек соответственно. Высок процент нерезидентов также и среди молодых людей, умерших в возрасте 15-34 лет: 29,5% - среди мужчин и 27,2% - среди женщин.
Из рис. 1 хорошо видно, насколько учет умерших нерезидентов уменьшает ожидаемую продолжительность жизни москвичей. В 1994 г., когда смертность населения достигла максимума, разница составила 3,2 и 1,5 года, а в 2001 г. -3,0 и 1,5 года для мужчин и женщин соответственно. В результате этого продолжительность жизни у мужчин-москвичей в 1994 г. оказалась даже ниже средней по России - 57,2 года.
Уменьшение ожидаемой продолжительности жизни москвичей вследствие смертей иногородних по основным классам причин
(в годах) Таблица 2
В таблице 2 представлены данные, указывающие на влияние смертей нерезидентов на ожидаемую продолжительность жизни москвичей в разных возрастных группах и на «вклад» различных причин смерти в снижение этого показателя. В 1990 г влияние смертей нерезидентов на среднюю продолжительность жизни определялось прежде всего сердечно-сосудистыми заболеваниями - 0,36 года у мужчин и 0,27 года у женщин. Через пять лет, на пике роста общей смертности, среди молодых мужчин влияние смертей нерезидентов на ожидаемую продолжительность жизни выросло; при этом основную роль играли травмы и отравления -1,4 года у мужчин и 0,37 года у женщин. В 2001 г. влияние нерезидентов очень близко к таковому в 1995 г. как в целом, так и по отдельным классам причин.
Основное влияние смертей нерезидентов в течение всего периода времени приходится на трудоспособный возраст (см. рис. 2). У мужчин в 1990 г. наблюдается два пика этого влияния - в возрасте 25-29 и в возрасте 55-59 лет с преимущественной долей внешних причин и сердечно-сосудистых заболеваний соответственно. В последующие годы пик этого влияния складывается у мужчин в возрасте 45-49 лет с особенно большой долей внешних причин. У женщин в 1990 г. пик, связанный в основном с сердечно-сосудистыми заболеваниями, приходится на 75-79 лет, в последующие годы пик влияния смертей нерезидентов смещается к молодому возрасту. Как видно на рис. 2, самые высокие уровни влияния на продолжительность жизни оказали смерти нерезидентов-мужчин от травм и отравлений в возрасте 25-39 лет.
Очень высок «вклад» смертей нерезидентов от врожденных аномалий и некоторых состояний перинатального периода в детскую смертность. Их влияние на ожидаемую 1родолжительность жизни в возрасте 0-4 лет выше, чем от всех причин, вместе взятых, в любом другом возрасте.
Причиной данного исследования послужил необъяснимый факт: показатели смертности населения Москвы от некоторых форм злокачественных опухолей из года в год превышают соответствующие показатели заболеваемости [7]. Например, смертность от рака легкого в Москве, в течение как минимум 12 лет, с 1990 по 2001 г., выше, чем заболеваемость. Смертность от лейкоза среди мужчин в 1994 г. более чем на 25% превышала соответствующую заболеваемость (8,1 и 6,4 на 300000), а в 2000 г. -на 19% (6,8 и 5,7 на 100000). В процессе анализа выяснилось, что помимо неизбежных ошибок, связанных с правильностью постановки и записи диагноза, выбора причины смерти и ее кодирования, недостаток статистических данных по естественному движению населения Москвы проявляется также в «переучете» умерших и недоучете численности населения. Можно предположить, что ситуация, аналогичная московской, существует в каждом большом городе и областном центре, где в республиканских и областных больницах умирают больные из маленьких городов и сельской местности, а определенная доля смертей, особенно внезапных, обязательно связана с приезжающими туда в служебные командировки или по другим причинам людьми. В связи с этим следует проявлять большую осторожность, проводя, например, сравнения смертности или продолжительности жизни городского и сельского населения данного региона или по стране в целом.
Как было показано выше, неучтенные в знаменателе миллионы людей из республик быв. СССР и стран дальнего зарубежья, легально или нелегально проживающие в Москве, существенно снижают ожидаемую продолжительность жизни москвичей. Наши данные, из которых исключены умершие в Москве нерезиденты, показали, что ожидаемая продолжительность жизни москвичей и москвичек в 2001 г. была равна 64,7 и 75,0 года, а не 61,7 и 73,5, как это представлено официальной статистикой. Соответственно в Москве ожидаемая продолжительность жизни мужчине 1У98 г., когда этот показатель достиг максимальной величины, стабилизировалась, а женщин - даже слегка выросла. При этом у женщин ожидаемая продолжительность жизни в 2001 г. даже выше, чем в 1990 г., а также выше, чем в любой период времени с 1970 г. У мужчин этот показатель все еще ниже, чем в 1990 г.
Таким образом, совершенно очевидно, что на статистику смертности и соответственно ожидаемой продолжительности жизни, в течение как минимум 12 лет, влияла систематическая ошибка, которая приводила к повышению показателя смертности и снижению показателя ожидаемой продолжительности жизни москвичей. Эта ошибка заключается в переучете абсолютного числа умерших москвичей и недоучете численности населения. Кстати, эта систематическая ошибка, несомненно, повлияла и на статистику рождаемости.
Учитывая, что правила, используемые при оценке числа умерших людей и численности населения, одинаковы по всей России, можно предположить, что российская статистика смертности, и скорее всего рождаемости, не соответствует истинному положению вещей. В связи с этим снижение продолжительности жизни в России после 1998 г. можно, хотя бы частично, объяснить описанным статистическим артефактом. Однако уровень иммиграции в Москве, скорее всего, выше, чем в других городах и регионах, поэтому влияние описанной ;выше систематической ошибки должно быть менее выражено.
Тем не менее проблема высокой смертности и низкой продолжительности жизни россиян остается, так как вышеописанный статистически артефакт не может полностью ее объяснить. А причины ее, в первую очередь, социальные и связанные с образом жизни россиян [3, 4]. Это и нищета, и неуверенность в завтрашнем дне, а как результат - алкоголизм и все последствия, е ним связанные, это и самый высокий в мире процент курящих мужчин, и,, наконец, это и неадекватная медицинская помощь. Последняя причина, скорее всего, в значительной степени влияет и на смертность нерезидентов, проживающих в России. Им-то уж действительно негде лечиться. Независимо от того, будут ли они, то есть нерезиденты, «портить» нам в будущем статистику или нет, мы обязаны обеспечить их медицинской помощью, разумеется, не бесплатно. Нелегальным иммигрантам вряд ли можно помочь. Что же касается легальных иммигрантов, очевидным выходом из положения является обязательное наличие при регистрации медицинского страхования. Однако должны быть и гарантии того, что по этому страховому полису можно получить медицинскую помощь или деньги на лечение.
В заключение хотелось бы кратко обсудить последствия применения новой методологии оценки населения.
использованной в переписи населения России, проведенной в 2002 г. Новая методология отличается от той, которая применялась в предыдущих переписях и при оценке среднегодового населения (1990-2001} своим соответствием международным нормам. Так, например, соответственно рекомендациям ООН, в численность постоянных жителей России включены, кроме прочих, «российские и иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Россию из-за рубежа па постоянное жительство или ищущие убежища, включая и тех из них, кто не успел оформить регистрационные документы» [5]. Учитывая то, что эта категория проживающих в России лиц, а также некоторые другие категории ранее не учитывались при расчете численности населения, это изменение приведет к значительному изменению в 2002 г. всех демографических показателей и сделает бессмысленными все попытки анализа их динамики. Хочется надеяться, что руководство Госкомстата России понимает серьезность этой проблемы и знает, как ее преодолеть.
Рис 2 Влияние смертей нерезидентов на ожидаемую продолжительность жизни москвичей в различных возрастных группах
(в годах)
Литература:
1. Андреев Е. Метод компонент в анализе продолжительности жизни. // Вестник статистики. 1982. № 9. С. 42-47.
2. Волошина В. На срок от двух до семи. Известия, 27.02.03. С. 9.
3. Гундаров И.А. Выход из демографического кризиса: Россия в поиске. - М., 1999.
4. ЗаридзсД.П, Карпов Р.С., Киселева С.М., Копо-бссвекая И.Н., Мснь Т.Х., ШаГш А.А., Шихмап СМ. Курение - основная причина высокой смертности россиян. // Вестник РАМЫ. 2002. № 9. С. 40-45.
5. Збарскан И. Методология переписи: преемственность и новаторство. // Экономика России XXI век, № 9, октябрь, 2002.
6. Зорин В. Предварительные итоги переписи населения, www.strana.ru
7. Мснь Т.Х., Заридзе Д.Г. Почему смертность населения Москвы от некоторых форм злокачественных опухолей превышает заболеваемость? // Вестник РОНЦ им. Н.Н. БлохинаРАМН. 1996. № 3. С. 3-11.
8. О миграционной ситуации в Москве. Официальный сайт правительства Москвы, www.mos.ru
9. Смидович С.Г. (начальник отдела по работе с органами исполнительной власти в области миграции в аппарате правительства Москвы). Интервью радиостанции «Эхо Москвы», 02.03.2002, 11.01.2003г.