Реферат по предмету "Социология"


Исследование религиозности молодежи

Содержание
Аналитическая записка
Список литературы
Программа социологического исследования
Методологическая часть программы
Методическая часть программы
Аналитическая записка. Из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск всякого рода суеверий, оккультизма, мистики. Данное явление мы наблюдаем сегодня в нашей стране. Примеры массового религиозного “обращения” мы наблюдаем в группах населения разных возрастов и профессий, но особенно оно заметно среди молодежи. Это и понятно, так как у нее происходит становление ориентаций. Для нее резко изменились условия вхождения в жизнь, существенно ограничены возможности полноценного социально-гражданского становления, ею утеряны социальные и нравственно-идеологические ориентиры. Резко ослаблена роль институтов социализации молодежи, будь то семья, школа, система профессионального образования, общественно-политические организации, движения, средства массовой информации и коммуникации. Свое место в этом ряду активно занимает церковь, внося в усложнившийся процесс социального становления юношей и девушек нечто новое. Заказчиком моего исследования является Русская Православная Церковь. Перед Русской Православной Церковью сейчас стоит проблема непосещения российской молодежью православной церкви, и обращение молодежи в различные западные и восточные религиозные объединения. В сектах ( культах - в западной терминологии ) злоупотребляют социальной и духовно-нравственной незрелостью современной молодежи ради собственных проповеднических или чьих-то комерческих или даже политических интересов. Православная церковь, наоборот, не привлекает, не интересует молодежь. Объектом моего исследования является учащаяся молодежь Санкт-Петербурга, так как именно от молодежи зависит дальнейшая судьба нашего общества, от ее нравственных установок, ценностных ориентаций, которые зачастую складываются под влиянием религии. Целью моего исследования является изучение религиозности молодежи. Необходимо выявить процент верующей молодежи, причесляющей себя к православной конфессии, также изучить отношение к религиозным нормам и представителей других конфессий. Необходимо найти пути решения этой проблемы (непосещения церкви молодежью), разработать практические рекомендации, для этого надо изучить отношение молодых людей к организации религиоведческого образования в различных учебных завдениях, к организации психологической помощи представителями Православной Церкви. Также нужно узнать мнение молодежи о реформировании Православной Церкви, о том, что следует изменить. Это поможет найти пути решения поставленной проблемы. В своем исследовании для сбора социологической информации о ситуации на объекте я буду использовать письменный вид опроса - анкетирование. Так как этот вид опроса сохраняет анонимность респондента, что очень важно при изучении религиозности, также анкетирование позволяет собрать большой объем информации за сраввнительно небольшой промежуток времени. Социология религии - это наука, которая изучает религию как социальный феномен, т. е. она изучает религию как доступное эмпирическим методам исследования разработанным в социологии, социальное поведение человека(индивидов и групп): как образуются и функционируют религиозные группы и институты, благодаря чему они сохраняются или перестают существовать, каковы отношения между религиозными группами, почему между ними возникают конфликты, что лежит в основе ритуальных действий и т. д.1 Если религиозность населения в целом уже давно является предметом внимания российских социологов, особенно накануне и после 1000-летия крещения Руси, то специальные социологические исследования религиозности молодежи начались совсем недавно. Предметом этих исследований являются верования молодежи; ее отношение к религии; религиозная деятельность, факторы, влияющие на религиозность юношей и девушек. Объектом таких исследлваний как правило является молодежь (15-30 лет), учащаяся в различных учебных заведениях. Все социологи отмечают в рост религиозности молодежи в настоящее время, по сравнению с восьмедесятыми годами, но некоторый процент молодых россиян обращается к деятельности в нетрадиционных религиозных организациях, большинство из которых деструктивные.2 Социология религиозности молодежи является специальной социологической дисциплиной, формирующейся на стыке религиоведения, социологии религии и социологии молодежи и других дисциплин. Предметом социологии религиозности молодежи является изучение состояния, типологии и тенденций формирования религиозного сознания, включающего веру, мировоззренческие представления, переживания и знания, а также религиозного опыта и поведения молодежи (в возростном интервале от 15 до 30 лет) в индивидуальной, групповой и массовой формах. Центральным понятием социологии религии в молодежной среде выступает “религиозность молодежи”, которое предполагает прежде всего выявление степени приобщения молодежи к религиозным ценностям и системам. Но вне поля зрения социолога не лолжны оставаться проблемы внерелигиозности и секулярности молодежи. Все три понятия - “религиозность”, “внерелигиозность” и “секулярность” - представляют органическое целое, благодаря взаимосвязи их содержания: “Религиозность, представляемая как определенная форма или степень религиозного сознания, опыта и поведения молодежи, является базовым понятием, на котором фукусируется предметное внимание социолога, так как без исследования религиозности теряет смысл и исследование внерелигиозности. Внерелигиозность, рассматриваемая как онтологическая рефлексия религиозности, представляет собой степень и форму нейтрального, безразличного или радикально отрицательного отношения к религиозности. Подлинно внерелигиозный человек по самым естественным причинам может и не задумываться над проблемой религиозности. Секулярность, рассматриваемая как степень и форма участия молодежи в освобождении от влияния религии, системы ее ценностей и норм, отражает, скорее всего реальный переход от религиозности к вне религиозности.”1 Разделение людей по характару религиозности на “верующих”, “колеблющихся” и “неверующих” уже представляет собой, хотя и грубую, без оттенков, но все же основную “арматуру” исследуемой социологией религиозности. За этими чисто интенсивными отличиями скрывается качественно различное содержание. Здесь необходимо осознавать качественную дискретность не поддающихся социологической операционализации от “неверия” к религиозному отношению, от него к секулярности, а от последней к религии через атеистическое отрицание или принцип свободы совести, и отсюда - к веротерпимости внутри самой Церкви. В этом - источник изначального многообразия типов религиозности. Сложность в том, что проблемы сознания, инддивидуальной психологии веры переплетаются с множеством форм организации религиозного образа жизни. Религиозность и секулярность отличаются между собой не только и не только и не столько типом сознания и поведения (что, конечно, важно безусловно), сколько характером институционализации. Чтобы до конца понять это, необходимо обратиться к определению самих понятий “религия” и “секуляризация”.
Религия - сложный сложный социально и культурно-исторический институт, который включает в себя системы: 1) религиозного сознания (верований); 2) религиозного культа (обрядов); религиозных организаций (учереждений), и выполняет в обществе ряд функций - смыслополагания, социальной интеграции, коммуникации и социального контроля.1
Секуляризация - процесс освобождения от религиозного контроля в мирских делах, освобождение человека от власти религии, освобождение различных сфер общественной жизни от влияния религии и церкви, от ее регулирования религиозными нормами.2 Религиозная “стратификация” молодежи оказывается черезвычайно важной для определения эволюционного контекста исторических судеб общества, - ведь смыслополагание является одной из ведущих социальных функции религии. И тут дело не только в том, какой конкретно символ веры, или смысл эволюционной организации, должен одержать верх, но прежде всего в том, что именно молодежь, хотя и на разных фазах поколенческих циклов, оказывается так или иначе и субстанциональным источником, и конечным реализатором смыслового определения общества. Разумеется, молодежь в качестве ярко выраженного субъекта смыслополагания (как светского так и религиозного) проявляет себя именно в эпохи динамического состояния истории, когда действительно можно говорить о тождестве ювентократии (власть юных) в отличие от периодов относительной стабильности или застоя, когда функция смыслоопрнделения монополизируется более зрелыми возрастными группами. В классической социологии религии, к сожалению, не обращалось специального внимания характеристике религиозных и секулярных процессов в молодежной среде это больше присуще исследователям конца XX века, когда исход борьбы за молодежь властвующих и идеологически контролирующих структур и последствия борьбы самой молодежи за свободу самоопределения приобретают особое значение для судеб XXI века. Изучение религиозности молодежи необходимо в наши дни, ведь именно молодежь по своей социальной природе представляет “голографическое” отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реальности (своей Родины, страны, определенного социокультурного сообщества). В этом смысле молодежь представляет собой своеобразный фенотипический код эволюции конкретного общества. Именно молодежь выбирает траекторию исторического движения общества.

Список литературы. 1. Гараджа В.И. Религиоведение. М.:Аспект Пресс, 1995 2. Гараджа В.И. Социология религии. М., “Аспект-пресс”. !996. С. 6 - 15. 3. Кулаков П.А. Учащаяся молодежь и религия // Социс 1995 №11 С. 91-99 4. Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи // Социс 1998 №6 С. 107-111 5. Социология молодежи. Учебник. Под редакцией Лисовского В.Т. Спб Издательство С.-Петербургского Университета 1996. С.382








Программа социологического исследования религиозности молодежи Санкт-Петербурга.

Методологическая часть программы. Проблема. Каковы причины непосещения Русской Православной Церкви молодежью? Найти способы решения этой проблемы, то есть привлечения молодежи в православную церковь. Каковы потребности молодежи в посещении православной церкви, в совершении православных обрядов, в общении со священнослужителями, в чтении религиозной литературы ? Неизвестно, существуют ли вообще эти потребности и насколько они сильны. Православная Церковь не стремиться к удовлетворению потребностей молодежи. Неизвестно существуют ли формы удовлетворения этих потребностей, каковы эти формы и достаточно ли они эффективны в удовлетворении потребностей молодежи. Устраивают ли молодежь прежние формы ? Русской Православной Церкви необходимо принимать новые меры по привлечению молодежи, разрабатыветь новые формы в удовлетворении духовных потребностей юношей и девушек. Какие требования предъявляет молодежь к этим новым формам ? Низок уровень знаний молодежи о религии. Для разрешения этой проблемной ситуации может быть предложено введение курса религиоведения в различных учебных заведениях духовными или светскими лицами. Многие юноши и девушки в период социализации нуждаются в совете взрослых, в психологической поддержке и помощи, которую зачастую не могут получить. Для удовлетворения этих потребностей может быть организована служба психологической помощи православной церковью. Каков уровень религиозности молодежи в целом ? Сколько из них причесляет себя к православной конфессии ? к другим конфессиям ? Что привлекает молодежь в других религиях ? Что интересует молодежь помимо религии ? Что не устраиваетмолодое поколение в православии? Какие бы они внесли изменения в православную церковь ? Объект. Учащиеся школ (10 - 11 классы), ПТУ, техникумов, ВУЗов Московского и Кировского районов Санкт-Петербурга. Молодежь в возрастном интервале от 15 до 30 лет. Предмет. 1. Состояние, типологии и тенденции формирования религиозного сознания, включающего веру, мировоззренческие представления, переживания и знания. 2. Религиозный опыт участия в различных религиозных организациях, совершения обрядов. 3. Потребности молодежи в посещении православной церкви, в общении со священнослужителями, в совершении православных обрядов. 4. Формы удовлетворения этих потребностей, их эффективность. Цель. Установление мер по привлечению молодежи в православную церковь. Сбор фактических данных о ситуации на объекте. Задачи. 1. Изучить религиозность молодежи в целом, поцент православной молодежи. 2. Изучить потребности молодежи в православной церкви; в посещении, в общении со священнослужителями, в совершении обрядов. 3. Разработать практические рекомендации по внедрению новых форм в общении церкви с молодежью. 4. Изучить отношение молодежи к введению курса религиоведения в различных учебных заведениях. 5. Изучить отношение молодежи к организации службы психологической помощи при православной церкви. Интерпритация и операционализация понятий. Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. Границы группы обычно связывают с возрастом 15 - 30 лет. Религиозность - характеристика сознания и поведения отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхестественное и поклоняющихся ему. Религиозность молодежи - степень приобщения молодежи к религиозным ценностям и системам. Определенная форма или степень религиозного сознания, опыта и поведения молодежи. Конфессия - вероисповедание. Отождествление себя с верующими определенной конфессии - исповедание определенной религии.
Церковь - 1. Тип религиозной организации, социальный институт, осуществляющий религиозную деятельность, при этом пользующийся авторитарным централизованным, иерархическим правлением, установленными положениями религиозных вероучений, системами норм, морали и канонического права. 2. Синоним религии, конфессии, религиозного течения 3. В христианстве культовое здание, помещение для проведения богослужений.
Деноминация - современный тип религиозной организации, возникший в следствие религиозного плюрализма, представляющей собой нечто среднее между церковью и сектой. Секта - 1. Неинститулизированная сплоченная социальная группа, объединенная на добровольных началах верой в избранное учение, как правило, изолированная, оппозиционная или даже враждебная по отношению к общепринятым целям, нормам, создающая путем харизмы собственную систему ценностей и норм и признающая ее единственно правильной. 2. Тип религиозной организации часто противопоставляющей себя господствующей в данном обществе церкви и светской власти. Характеризуется: претензией на исключительность собственных доктрин, ценностей и норм; настроениями избранничества; стремлению к нравственному самосовершенствованию; строгим соблюдением предписанных норм и установок; подчеркивание равенства всех ее членов; отрицанием института священства.
Молодежь
пол
возраст
образование
место обучения
конфессия
национальность

муж
жен

15-18
19-21

22-25
26-30

неполное среднее
среднее

среднее специальное
высшее

школа
ПТУ

техникум
ВУЗ

православие католицизм

протестантизм
ислам

иудаизм
русский
Религиозность
институт
в сфере поведения индивидов в сфере сознания индивидов
вера в Бога

вера в бессмертие души
отождествление себя с верующими определенной конфессии

отрицание приоритета традиционной и нетрадиционной науки над религией участие в деятельности религиозных организаций
совершение обрядов посещение церкви
чтение религиозной литературы

введение курса по истории религии в различных учебных заведениях
оказание психологической помощи церквью

удовлетворение духовных потребностей населения
наличие предметов культа дома
отношение к своей и другим конфессиям

соблюдение религиозных праздников
посещение церковно-приходских школ Гипотеза. Религиозность молодежи Московского и Кировского районов Санкт-Петербурга находится на низком уровне, молодежь не привлекает православная церковь. Для преодоления этой проблемной ситуации необходимо ввести курс религиоведения в различных учебных заведениях. Обоснование методического материала. Для проверки гипотезы будем использовать вид письменного опроса - анкетирование, так как оно позволяет сохранить анонимность респондента и собрать большой объем информации за сравнительно небольшой промежуток времени.







Методическая часть программы
Анкета

Это исследование проводит Центр Социологических Исследований Санкт- Петербургского Морского Технического Университета по заказу Русской Православной Церкви. Целью нашего исследования является изучение религиозности современной молодежи и ее ценностных ориентаций. Ваше участие в данном исследовании очень важно. Просим Вас быть предельно откровенным в ответах на предложенные вопросы.



Правила заполнения анкеты: ¨ Внимательно прочтите вопрос и все предлагаемые варианты ответов на него. ¨ Обведите кружком цифру того варианта ответа, который соответствует Вашему мнению. ¨ Если Ваше мнение не удалось предусмотреть или отсутствуют варианты ответов, напишите свои ответы на свободных строках. ¨ Убедительная просьба: не оставляйте пожалуйста ни одного вопроса без ответа. Указывать фамилию не нужно. Полученная информация будет обрабатываться в общем виде. Работникам, проводящим опрос запрещается разглашать информацию о каких-либо вариантах ответов. Заренее благодарим за участие! 1.Считаете ли Вы себя верующим человеком? 001 да 002 скорее да, чем нет 003 скорее нет, чем да 004 нет 005 затрудняюсь ответить 2.Верите ли Вы в бессмертие души? 006 да 007 нет 008 допускаю как возможность 3.Должно ли православие в нашей стране иметь приоритет над другими религиями? 009 да 010 нет 011 возможно 4.Как часто Вы посещаете православную церковь? 012 по всем православным праздникам 013 2-3 раза в месяц 014 2-3 раза в год 015 был несколько раз в жизни никогда не был 5.Отмечаете ли Вы православные праздники? 016 да 017 нет 018 иногда 6.Какие из православных обрядов вы совершали? 019 Крещение 020 Венчание 021 Исповедь 022 Причастие другое: _ 7.Какие из обрядов Вы хотели бы совершить? 024 Крещение 025 Венчание 026 Исповедь 027 Причастие другое: 8.Как Вы относитесь к факту крещения детей в младенчестве? 029 положительно 030 отрицательно 031 затрудняюсь ответить 9. Если у Вас есть дома предметы культа, то не могли бы Вы их назвать? 032 иконы 033 распятье 034 образа другое: 10.Посещаете ли Вы в настоящее время или посещали в прошлом церковно-приходскую школу? 038 да 039 нет 11.Приобретаете и читаете ли Вы религиозную литературу? 040 да 041 нет 12.Посещаете ли Вы какую-либо церковь, помимо православной? 042 да 043 нет 13.По вашему мнению, деятельность различных западных и восточных культов и объединений, появившихся в последнии годы в России: 044 полезная 045 нейтральная 046 вредная 047 затрудняюсь ответить 14.По вашему мнению, нуждается ли православная церковь в реформировании? 048 да 049 нет 050 затрудняюсь ответить 15.Если да, то что следует изменить 051 язык богослужений 052 сделать более демократичной 053 лишить церковь привелегий другое: _ 16.К кому бы Вы обратились за помощью в трудной ситуации? 057 к родителям 058 к друзьям 059 к психологу 060 к сященнику 061 к экстасенсу 062 действовал бы самостоятельно другое: 17. Как бы Вы отнеслись к введению курса по истории религии в вашем учебном заведении? 066 положительно 067 отрицательно 068 затрудняюсь ответить 18.Если положительно, то кого бы Вы предпочли в качестве преподавателя? 069 духовное лицо 070 светское лицо 19.Считаете ли вы, что наука может полностью заменить религию? 071 да 072 нет 073 затрудняюсь ответить 20.Ваше отношение к нетрадиционной науке (парапсихологии, астрологии и т.д.) 074 положительное 075 отрицательное 076 затрудняюсь ответить 21.Ваше вероисповедание? 077 православие 078 католицизм 079 протестантизм 080 ислам 081 буддизм 082 иудаизм другое: _ 22.Ваш пол? 086 м ужской 087 женский 23.Возраст? 088 15-18 089 19-21 090 22-25
091 26-30 24. Ваша национальность? 25.Ваше образование? 098 неоконченное среднее 099 среднее 100 среднее специальное 101высшее 26.Место обучения? 102 школа 103 ПТУ 104 техникум 105 ВУЗ 1 См.: Гараджа В.И. Социология религии. М., “Аспект-пресс”. !996. С. 6 - 15. 2 См.: Кулаков П.А. Учащаяся молодежь и религия // Социс 1995 №11 С. 91-99 Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи // Социс 1998 №6 С. 107-111 1 Социология молодежи. Учебник. Под редакцией Лисовского В.Т. Спб Издательство С.-Петербургского Университета 1996. С.381 1 См.: Гараджа В.И. Религиоведение. М.:Аспект Пресс, 1995 С.163-175 2 Цитируется по: Социология молодежи. Учебник. Под редакцией Лисовского В.Т. Спб Издательство С.-Петербургского Университета 1996. С.382


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сущность рекламы, ее виды, средства. Сегментация и позиционирование
Реферат 1. Становление и развитие денежно-кредитной системы России
Реферат 1. детский лагерь домашних животных все дети хотят в лагерь. Точнее, в лагерь хотят только человеческие дети, для котят и для щенят детских лагерей не бывает
Реферат "Северное" и "Южное" общества декабристов, их программы. Восстание декабристов
Реферат Лирический герой Н. А. Некрасова 2
Реферат К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете
Реферат Анализ и совершенствование технологии ручной дуговой сварки неповоротных кольцевых стыков магистральных трубопроводов
Реферат English Vs Spanish Colonizati Essay Research Paper
Реферат Woodstock Essay Research Paper WoodstockIn 1969 the
Реферат Кто Гамлет - борец со злом или борец за власть
Реферат Классическое элитарное массовое начала дифференциации и механизмы внутренней динамики в системе литературы
Реферат Ответы на задание по анализу и оценке финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Реферат The Taming Of The Shrew Kate
Реферат Грамматические трансформации, используемые при переводе английских информационных газетных заголовков на русский язык
Реферат The MindBody Connection Essay Research Paper The