Реферат по предмету "Психология"


Особенности проявления тревожности на разных этапах беременности

Содержание. Введение 1.Проблема самовосприятия беременности 2.Описание методик использованных в исследовании 3.Описание процедуры исследования
4.Результаты исследования Заключение Библиографический список Приложение Введение. Проблема материнства и, в частности, такого важного этапа подготовки к материнству как беременность в научной литературе представлена не очень полно, внимание ей стало уделяться только в последнее десятилетие и рассмотрение этой проблемы можно найти у ограниченного количества авторов (Филиппова Г.Г., Мещерякова С.Ю., Брутман В.И., Завялова Ж.В.). В научной литературе встречается очень мало результатов эмпирических исследований направленных на выяснение особенностей самовосприятия беременности разными женщинами, в зависимости от возраста, срока беременности и т.д. Данное исследование направлено на выявление особенностей проявлений тревожности при самовосприятии первой беременности на разных её этапах. В этом состоит новизна исследования. В последнее время проблема материнства встает перед нашим обществом очень остро, прежде всего, из-за понижения уровня рождаемости и увеличения количества женщин отказывающихся от своих новорожденных детей. Наличие тревожности при восприятии женщинами своей беременности, особенности переживания и проявления тревожности на разных этапах беременности во многом влияют на отношение к своему будущему ребёнку, принятию или непринятию его в свою жизнь, поэтому проблема данного исследования актуальна. В медицине беременность условно подразделяется на три триместра, первый 0-12 недель, второй 13-26 недель и третий 27-40 недель. Второй триместр беременности считается наиболее благополучным для женщин с точки зрения физического и психического самочувствия, тогда как в первый и третий триместры женщины более уязвимы. На первом триместре происходит адаптация организма к беременности, что часто сопровождается плохим самочувствием, а также существует угроза выкидыша. В третьем триместре возникают проблемы связанные с ростом плода, подготовкой организма к родам и существует вероятность рождения недоношенного ребенка. Все эти факторы не могут не влиять на самовосприятие женщинами беременности в разных триместрах. Разные авторы (Мещерякова С.Ю., Завялова Ж.В.) указывают на то, что тревожность при самовосприятии беременности в большей степени выражена при первой беременности, поэтому в данной работе исследуются женщины готовящиеся стать матерями впервые. Знание особенностей проявления тревожности на разных этапах беременности позволит выявлять уровень тревожности у разных женщин, готовящихся стать матерями, в зависимости от срока беременности и при необходимости проводить соответствующие коррекционные работы с целью его оптимизации. В этом состоит прикладное значение исследования. Объектом исследования тревожность при самовосприятии беременности. Предметом исследования являются особенности проявления тревожности на разных этапах беременности. Цель исследования - выявление особенностей проявления тревожности при самовосприятии беременности на разных её этапах. Гипотезы: 1.Проявления тревожности при самовосприятии беременности различаются на разных сроках беременности. 2.Тревожность в первом и третьем триместре беременности выражена сильнее, чем во втором. 1. Проблема самовосприятия беременности. Психология материнства одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки. Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, социологии, психологии. Психология беременности является одной из наиболее значимых частей психологии материнства. Исследования в русле психологии беременности стали проводиться только в последние два десятилетия, и количество работ посвященных данной проблеме пока очень ограничено. В зарубежных исследованиях эта проблема представлена более обширно и подробно чем в отечественных. [23] В данной работе исследуется проблема самовосприятия беременности, которая является немаловажной составляющей психологии беременных женщин и всей психологии материнства. Самовосприятие беременности может определяться как восприятие женщиной своих переживаний различных этапов беременности, идентификация этих переживаний, которая ведет к выработке определённых действий и стереотипов поведения, адекватных этим переживаниям. [24] Беременность в психологии рассматривается, прежде всего, как этап развития материнской сферы женщины подготавливающий её к дальнейшему выполнению материнских функций в постнатальном периоде, т.е. этап психологической подготовки к материнству. [7;20] С.Ю.Мещерякова(2000), говорит о том, что психологическая готовность к материнству может рассматриваться с двух основных позиций: [14] 1. готовность к материнству как готовность к обеспечению благо-приятных условий для развития ребёнка. С этой позиции она рас- сматривается как специфическое личностное образование, «стер-жневой образующей которого является субъект-объектная ориен-тация в отношении к ещё не родившемуся ребёнку»[14 ]. 2. готовность к материнству как к переходу к новой стадии личнос-ной и половозрастной идентификации. С этой позиции она рас-сматривается в аспекте удовлетворённости женщины своей мате-ринской ролью. Проблема самовосприятия беременности занимает особое место среди аспектов психологической готовности к материнству. От самовосприятия беременности в большей степени зависит отношение матери к своему ещё не родившемуся ребёнку, создание правильных или неправильных условий для его развития, образование позитивных или негативных установок на его воспитание и т.п. – т.е. «непосредственная реализация матерью своих функций во взаимодействии с ребёнком.» [24] Следовательно, в рамках самовосприятия беременности психологическая готовность к материнству может рассматриваться с первой позиции. С позиций самовосприятия беременности психологическую готовность к материнству можно рассматривать и как переход к новой стадии личностной и половозрастной идентификации, можно говорить об удовлетворённости или неудовлетворённости женщины своей материнской ролью на данном этапе, т.е. своей беременностью. Г.Г.Филиппова (2002) говорит о том, что беременность являетсякритическим периодом жизни женщины, стадией полоролевой идентификации, особой ситуацией для адаптации. «В этот период актуализируются неизжитые детские психологические проблемы, личностные конфликты, проблемы во взаимодействии со своей матерью, в переживаниях беременности играют роль особенности модели материнства своей матери, адаптация к супружеству и т.п. В динамике личностных изменений отмечается инфантилизация, обострение внутриличностных конфликтов, повышение зависимости, уровня тревожности». Н.П.Коваленко(1998) пишет также, что беременность понимается как острый переходный период, который нередко сопровождается кризисными переживаниями. В ходе беременности существенно изменяются сознание женщины и её взаимоотношения с миром. Необходимой является перемена образа жизни, вживание в роль матери. Для многих женщин исход беременности может быть громадным сдвигом к подлинной зрелости и возрастанию самоуважения. Для других наоборот, это может быть «патологическим разрешением потенциально нагруженных чувством вины мате-ринско-детских отношений». [24]
Особенно стрессовой является первая беременность, т.к. она означает окончание независимого первично целостного сущест-вования и начало «безвозвратных» материнско-детских отношений, поскольку отныне психическое равновесие матери становится свя-занными с запросами беспомощного и зависимого существа. Бере-менность можно считать критической точкой в развитии женской идентичности.
Другое направление исследований (В.И.Брутман, М.И.Шмурак) рассматривает беременность как подготовительную фазу в развитии взаимной привязанности матери и ребёнка, которая связана с возникновением новых ощущений и физиологических изменений в организме женщины в этот период. В.И.Брутман считает центральным в формировании привязанности к ребёнку возникновение первичного интрацептивного ощущения в ходе беременности, совпадающее обычно с началом шевеления, которое вызывает у будущей матери чувство «сроднённости» с собственным ребёнком. Наблюдения показывают, что с момента начала шевеления у большинства беременных происходит своеобразное вслушивание в свою телесность, фиксация на своих ощущениях. Данный психологический механизм позволяет осуществить подготовку самосознания беременной к принятию реального ребёнка. Под воздействием этого особого состояния постепенно формируется образ ребёнка, который включается в самосознание беременной. [4;5] Таким образом, в результате успешного завершения этого крити-ческого периода осуществляется переход к новой личностной поло-возрастной идентификации, женщина достигает внутренней и внеш-ней интегрированности и обретает новый социальный статус. В психологии выделяются разные стадии родительствования: принятие решения о рождении ребёнка, беременность, период зрело-го родительства, период «постродительства» (для бабушек и деду-шек)[22]. В актуальном материнстве выделяются стадия принятия решения о сохранении беременности, период беременности до шевеления плода, период после шевеления, роды, послеродовой период [7]. В гинекологии и акушерстве выделяются три триместра беременности, предродовой период, роды, послеродовой период. Любая периодизация связана с конкретными задачами исследования. Задачей данной работы является отражение особенностей само-восприятия женщиной своей беременности и особенностей проявления тревожности на разных этапах беременности. В связи с этой задачей мы воспользуемся периодизацией принятой в гинекологии и акушерстве, где выделяется три этапа беременности: первый 0-12 недель, второй 13-26 недель и третий 27-40 недель. На этих этапах также выделяют пять периодов беременности: идентификация бере-менности, до начала ощущений шевеления, появление и стабили-зация ощущений шевеления ребёнка, седьмой и восьмой месяцы беременности, предродовой период (Г.Г. Филиппова, 2002). Рассмо-трим самовосприятие женщиной беременности на этих этапах подробнее: 1период. Идентификация беременности. Этот период в большинстве случаев начинается и заканчивает-ся ещё до возникновения первых изменений в физическом состоя-нии женщины и непосредственно связан с осознанием факта бере-менности. Обычно предположение о возможности беременности появля-ется у женщины через 2-3 дня после задержки менструации. В обыч-ных случаях возникновение первого подозрения уже вызывает опре-делённые переживания. Пока не подтверждён факт беременности эти переживания почти всегда носят оттенок беспокойства, причи-ной которого является либо страх наступления беременности, либо страх её не наступления. «Положительная» тревога обычно ведёт к наиболее раннему и точному установлению факта беременности. В случаях нежелательной беременности в сочетании с затруднениями её прерывания, возможно, напротив длительное затягивание её под-тверждения. Сроки идентификации беременности составляют при-мерно одну неделю. В большинстве случаев за это время принима-ется решение о сохранении беременности или её прерывании. Г.Г. Филиппова (2002) выделяет 8 вариантов самовосприятия идентификации беременности: 1.Тревожное. При подозрении на беременность возникает сильная тревога, которая сохраняется до подтверждения факта беременности и после него, часто даже усиливаясь. Характерно яркое сохранение в памяти всех обстоятельств идентификации беременности, их высо-кая эмоциональность. 2.Первая эмоция отрицательная (страх, тревога, ужас, растерян-ность, разочарование и др.) Она достаточно явно выражена и про-должается до уточнения факта беременности. После этого происхо-дит смена эмоционального состояния на положительное: удовлетво-рение, приятное удивление, радость. Первые ощущения чаще всего не возвращаются. 3.Слабо выраженные отрицательные эмоции перемежаются с бо-лее выраженными положительными. Общая оценка своего состоя-ния явно положительная, хотя периодически возникают озабочен-ность и сожаление. После подтверждения факта беременности про-исходит сосредоточение на задачах, связанных с беременностью. Это наиболее благоприятный вариант переживания идентификации беременности, который свойственен зрелым, готовым к материнству женщинам, которые понимают всю важность происходящих в их жизни перемен и принимающих свою беременность как желатель-ную. Они готовы перестроить свою жизнь в ориентации на ребёнка. 4.Эйфорическое состояние. Ярко выраженные радостные пережи-вания, абсолютно отсутствуют какие-либо признаки тревоги, озабо-ченности, сожаления. Чаще всего такое состояние характерно при общей личностной незрелости женщины, неприятии на себя ответ-ственности. Любое нарушение «идеального течения беременности» ведет к появлению страха, резкой смене эмоционального состояния. Эти женщины часто не готовы к проблемам послеродового периода. 5.Амбивалентное отношение. Характеризуется периодической сменой полярных эмоций, затягиванием решения о сохранении беременности. Обычны раннее проявление соматических ощущений, связанных с беременностью, их сильная выраженность. 6.Слабо выраженое амбивалентное отношение с неоправданным затягиванием решения о сохранении беременности. Причинами, мешающими это сделать, могут быть недостаток денег, заболевание типа простуды или просто «некогда было». Такое отношение можно выразить фразой : «Когда хватилась, уже поздно было». Последст-вия зависят от конкретной ситуации: от благополучной коррекции до отказа от ребёнка. 7.Неправдоподобно длительная интенсификация беременности. Признаки беременности интерпретируются как недомогания. Сома-тические ощущения часто бывают смазаны. Подозрения на беремен-ность возникают, но активно подавляются. Такое состояние чаще всего бывает у женщин, впоследствии отказывающихся от ребёнка. 8. Аффективно-отрицательное переживание идентификации бе-ременности. Устойчиво сохраняется вне зависимости от решения о её сохранении. В дальнейшем первые негативные эмоции могут пе-реходить либо в игнорирование факта беременности, либо в депрес-сивное состояние, либо сохраняется аффективно отвергающее отно-шение. Идентификация беременности обычно происходит вовремя. 2период.До начала ощущений шевеления.
Этот период охватывает вторую половину первого триместра бе-ременности и иногда начало второго. Физиологически он характеризуется гормональной перестройкой организма и связанными с ней неприят-ными физическими ощущениями, изменениями в эмоциональном состоянии. Появляется симптоматика беременности. В этот период у женщин появляется раздражительность, резкая смена настроений, снижается общая активность. [7;20]
Беременные женщины по-разному оценивают и воспринимают свои недомогания и эмоциональные состояния в этот период. В раз-витии материнской сферы этот период для женщины весьма сущес-твенен. Появление ребёнка становится реальным фактом, хотя ещё нет никаких его конкретных признаков. Материнское чувство ещё свободно от внешней стимуляции, присущей живому ребёнку, но женщина уже имеет возможность почувствовать происходящие из-менения. Появляется возможность реального развития отношения матери к своему ребёнку, т.к. она знает о его существовании и сро-ках его появления. В этот период представления о ребёнке не очень конкретны, описание его затруднено, женщины в основном ограни-чиваются описанием своих эмоций и переживаний.[24] Г.Г.Филиппова выделяет 5 вариантов самовосприятия беремен-ности на данном этапе: 1.Оптимальный вариант. Соматический компонент выражен чётко, средний по интенсивности, расценивается как неизбежное, вполне терпимое состояние. Активно применяются способы оптими-зации самочувствия. Эмоциональное состояние характеризуется не-много повышенной раздражительностью, которая интерпретируется как усталость и следствие недомогания. Ребёнок представляется в возрасте около года. Активность по подготовке к родам и материн-ству слабая, часто в форме планов заняться этим позже. Чаще всего соотносится со 2 и 3 типами идентификации беременности. 2.Усиленное переживание эмоциональных и соматических сос-тояний. Эмоциональное состояние характеризуется повышенной раздражительностью, требовательностью к окружающим. Физичес-кие симптомы переживаются очень тяжело, повышена чувствитель-ность к своим состояниям. Способы оптимизации самочувствия пра-ктически не используются, в связи с недоверием к ним. Образ ребён-ка либо отсутствует, либо, напротив, очень конкретен, ребёнок пред-ставляется идеальным, «выстраданным матерью». Сочетается со 2, 4, 5 типами идентификации беременности. 3.Тревожное переживание состояний беременности с прогнози-рованием неблагополучного исхода беременности для себя или для ребёнка. Соматический компонент переживается очень остро, лю-бое изменение в состоянии оценивается как угрожающее. Практи-чески постоянно тревожный фон настроения, периоды нормального настроения кратковременны. Нередка угроза выкидыша. Ориента-ция на неблагоприятные прогнозы, игнорирование благоприятных. Образ ребёнка почти отсутствует, или преследуют представления о возможных врожденных увечьях. Сочетается с 5 и 6 типом иденти-фикации беременности. 4.Депрессивное состояние. Физические симптомы пережива-ются как тяжёлые, мучающие. Общее переживание беременности как обречённости, на словах нередко отношение к будущему ребён-ку как к сверхценности. Ребёнок чаще всего вообще никак не пред-ставляется, характерно полное отсутствие содержаний, относящихся к послеродовому периоду. Сочетается часто с 5 и 6, реже с 8 типами идентификации беременности. 5. Разные формы отвержения беременности при принятии решения о её сохранении: а) почти полное отсутствие всей симптоматики. Иногда сос-тояние даже бодрее чем до беременности. Характерно активное пла-нирование жизни после периода беременности минимально необхо-димого для ухода за ребёнком. Образ ребёнка часто вполне чёткий, ребёнок представляется в связи с его социальным статусом. Обычно сочетается с 5, 6 и 7 типом идентификации беременности. б)аффективно-отрицательное переживание симптомов как не-нужных, мешающих. Необходимость подготовки к послеродовому периоду раздражает, часто не соблюдаются простые правила режи-ма. Ребёнок ещё не воспринимается как человек, состояние часто ин-терпретируется как отношение к беременности, а не к ребёнку. Мо-жет сочетаться с 5и6 реже с7 типами идентификации беременности. в) устойчивое отрицательное отношение с попытками преры-вания беременности. Соматический компонент выражен средне, ре-бёнок представляется как нежеланный, наказание. Сочетается с 8 или 7 типом идентификации беременности. «Все эти типы переживания второго периода беременности создают индивидуальные условия для следующего, достаточно серь-ёзного в развитии материнской сферы – начала ощущений шевеле-ния ребёнка.»[23] 3 период. Появление и стабилизация ощущений шевеления ребёнка. Первые ощущения шевелений ребенка начинаются обычно в начале второго триместра. Для физического и эмоционального само-чувствия будущей матери этот период наиболее благоприятен. Исче-зают симптомы недомогания, настроение становится более устойчи-вым. Появление шевелений позволяет воспринимать образ ребёнка более конкретным и даёт богатую пищу для интерпретации его субъективных состояний. Первые шевеления ребёнка сначала труд-норазличимы. Часто женщины подолгу вслушиваются в своё состо-яние, чтобы ощутить начало шевеления. Ощущения шевеления обы-чно приятны для женщины и хорошо сохраняются в памяти в тече-нии многих лет. [11] “Помимо общего отношения к беременности и ребёнку, ощу-щение его шевелений позволяет матери конкретизировать её «стар-товый» стиль эмоционального сопровождения.” [8] - усиливающийся стиль выражается в переживаниях трево-ги при шевелении, свои ощущения расцениваются как свидетельство недовольства ребёнка, боязни и т.п. Положительное состояние ребё-нка отмечается редко и почти не интерпретируется. - осуждающий стиль проявляется в том, что мать часто воспринимает ощущения как мешающие, испытывает неудобство, если ребёнок сильно шевелится в присутствии других людей. Она не может чётко определить, какое её поведение служит причиной хоро-шего или плохого настроения ребёнка. - игнорирующий стиль эмоционального сопровождения выражается в описании женщиной шевелений, как физиологических ощущений, без адресации к образу ребёнка. Она не может описать динамику или характер шевелений, не представляет себе движения ребёнка. - адекватный стиль характеризуется чёткой интерпретаци-ей характера движений ребёнка. Женщина хорошо представляет се-бе, как двигается и что чувствует ребёнок, соотносит его шевеления как с внешними событиями, так и с субъективным состоянием ребё-нка. При обращении к нему интонирует свою речь адекватно пред-ставляемым состояниям ребёнка. Интерпретация шевелений ребёнка в основном положительная, отрицательной она бывает только в свя-зи с конкретными причинами. (Г.Г.Филиппова, 2002) В этот период женщины обычно начинают постепенно кон-центрироваться на задачах беременности и подготовке к материнс-тву, посещают курсы, читают специальную литературу. 4 период. Седьмой и восьмой месяцы беременности. Третий триместр беременности считается достаточно сложным в том числе и в плане самовосприятия беременности. В этот период у женщин ограничивается физическая активность, несколько ухудшается самочувствие, появляется быстрая усталость. Одновременно с этим несколько повышается тревожность по поводу послеродового периода, страх родов. Такое состояние воспринимается женщиной по-разному, одни стараются использовать его чтобы «набраться сил» перед родами и последующим уходом за ребёнком, другие переживают его как неприятный, остро реагируют на неудобства, связанные с большим животом. «Практически во всех случаях к концу этого периода возникает чувство, которое можно выразить словами «скорей бы уже всё закончилось», но одни его интерпретируют как нетерпение увидеть ребёнка, а другие–как избавление от неудобств беременности.» [23]
Образ ребёнка в этот период становится более конкретным, женщины достаточно легко представляют себе его внешний вид, ос-обенности поведения, свои действия с ним. В связи с этим повыша-ется активность, связанная с подготовкой к родам и послеродовому периоду, большинство женщин стремятся повысить свою материн-скую компетентность. Общее повышение беспокойства реализуется в деятельности связанной с подготовкой к рождению ребёнка, такая деятельность способствует проработке образа ребёнка и представле-ний о своих материнских функциях.
В последнем триместре беременности практически для всех женщин характерно повышение внешней активности, которая может быть описана как стремление привести в порядок свои дела и окру-жение. В.И.Брутман (1997) называет это время «периодом обустрой-ства гнезда». Разница в том, что приводится в порядок. Как правило это активная подготовка к рождению ребёнка, приготовление вещей, выбор родильного дома и т.д. Другим вариантом является повышение активности, напра-вленной на содержания, не связанные с ребёнком. Чаще всего это стремление закончить учёбу, сдать экзамены, защитить диплом, а также произвести ремонт, купить дачу и т.п. Характерно, что часто это интерпретируется как необходимое для будущего ребёнка, хотя обычно объективной необходимости для этого нет. Одним из прояв-лений такой смещённой активности на последних месяцах может считаться поведение женщин, отказывающихся от ребёнка при иг-норирующем стиле восприятия беременности. Тогда для рождения ребёнка может вообще ничего не делаться. Обычно отсутствие или уменьшение интересов, связанных с ребё-нком, сочетается с другими проявлениями свидетельствующими о сниженной ценности материнства и ребёнка для данной женщины. Изменение направленности активности беременной в «период обус-тройства гнезда» отражает динамику, происходящую в содержании её самовосприятия беременности. Таким образом этот период отражает сложную динамику эмоцио-нального состояния во время беременности, подготавливающую всю психику будущей матери к выполнению её функции после родов. 5 период. Предродовой. Этот период является очень важным физиологически. Происхо-дит полная подготовка организма к родам, идёт накопление энерге-тического запаса организма для родов и послеродового периода. На поведении и эмоциональном состоянии это отражается как сниже-ние активности, общее расслабление, некоторое эмоциональное «от-упение». В этот период у женщин обычно снижается страх перед ро-дами, они наиболее адекватно, по сравнению с другими периодами, оценивают свои возможности и представляют ребёнка и свои дейст-вия с ним. (Г.В.Скобло, 1992; В.И.Брутман, 1997). При неблагоприятной динамике содержаний материнской сферы в беременности, напротив, возрастает тревожность, обостряются фи-зиологические нарушения, женщина практически перестаёт ориен-тироваться в своих ощущениях, нередко игнорируя их. При игнори-рующем стиле переживания беременности у женщин может не наб-людаться снижения активности и эмоциональности, что иногда при-водит к преждевременным родам. [8] «Содержание материнской сферы в течение беременности пре-терпевает существенное изменение, которое отражается в пережива-нии женщиной симптоматики беременности, в её внешней активно-сти и психическом состоянии». [24] Всё это определяется общим ин-дивидуальным стилем самовосприятия беременности. В него входят самовосприятие идентификации беременности, динамика пережива-ний симптоматики по триместрам беременности, восприятие перво-го и последующих шевелений ребёнка, содержание активности жен-щины в третий триместр беременности. Г.Г.Филиппова (2002) выде-ляет шесть вариантов стилей общего самовосприятия и переживания беременности. 1.Адекватный. Идентификация беременности без сильных и дли-тельных отрицательных эмоций, соматические ощущения выражены хорошо, средней интенсивности. В первом триместре возможно об-щее снижение настроения без депрессивных эпизодов, во втором триместре благополучное эмоциональное состояние, в третьем – по-вышение тревожности со снижением её к последним неделям, актив-ность в третьем триместре направлена на подготовку к послеродо-вому периоду. Первое шевеление ребёнка переживается положи-тельно – эмоционально, приятно по соматическому ощущению. По-следующие шевеления чётко дифференцированы от других ощуще-ний, не характеризуются отрицательными переживаниями. 2.Тревожный. Идентификация беременности тревожная, с перио-дически возобновляющимися страхом и беспокойством. Соматичес-кий компонент выражен сильно по типу болезненного состояния. В первый триместр эмоциональное состояние повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре оно не стабилизируется, по-вторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триме-стре они усиливаются, активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовой период. Пер-вое шевеление ощущается рано, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения. Дальнейшие шевеления часто связаны с тревогой по поводу здоровья ребёнка и себя, характерны направленность на получение дополнительных сведений, патронаж. 3.Эйфорический. Отмечается неадекватная эйфорическая окраска всех характеристик, некритическое отношение к возможным пробле-мам беременности и материнства, нет дифференцированного отно-шения к характеру шевеления ребёнка. Обычно к концу беременно-сти появляются осложнения. 4.Игнорирующий. Поздняя идентификация беременности сопро-вождается чувством досады или неприятного удивления. Соматиче-ский компонент либо не выражен совсем, либо состояние лучше чем до беременности. Обычно не наблюдается динамики эмоционально-го состояния по триместрам. Отмечается повышение активности и третьем триместре, активность направлена на содержания не свя-занные с ребёнком. Первое и последующие шевеления интерпрети-руются как физиологические ощущения, первое шевеление отмеча-ется очень поздно. 5.Амбивалентный. По симптоматике сходность с тревожным ти-пом. Особенностью являются резко противоположные по физичес-ким и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, выра-жены болевые ощущения. Отрицательные эмоции интерпретирую-тся как страх за исход беременности, родов, характерны ссылки на внешние обстоятельства мешающие благополучному переживанию беременности. 6.Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается отрицательными эмоциями, вся симптоматика негативно эмоциона-льно окрашена и резко выражена. Беременность воспринимается как кара, помеха. Шевеление окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается брезгливостью, неудобством. В пред-родовом периоде возможны всплески депрессивных или аффектив-ных состояний. Каждый конкретный случай самовосприятия беременности инди-видуален, он более ли менее приближается к описанным. Стили са-мовосприятия беременности обычно соотносятся с ценностью ребё-нка для матери. При адекватном самовосприятии беременности наб-людается адекватная ценность ребёнка, при тревожном или амбива-лентном восприятии ценность ребёнка повышена или понижена. При игнорирующем или отвергающем – ценность ребёнка низкая, при эйфорическом она обычно неадекватна и заменена на другие ценности.
Вообще особенности самовосприятия беременности той или иной женщиной зависят от многих факторов, таких как возраст буд-ущей матери, наличие предыдущих беременностей с благоприятным или неблагоприятным исходом, материальные условия жизни, взаи-моотношения с отцом ребёнка и другими родственниками, индиви-дуальные особенности личности женщины и некоторых других.
Ж.В.Завялова(2000) описывает особенности самовосприятия беременности в зависимости от возраста женщины, и от наличия предыдущих беременностей с благоприятным или неблагоприятным исходом. По данным её исследования можно сделать некоторые выводы: - первая беременность у молодых женщин (младше 21 года) достаточно редко воспринимается полностью в адекватном стиле. Если беременность желанная, то чаще всего её восприятие прои-сходит в амбивалентном стиле, а также нередким является эйфори-ческий стиль, который говорит о личностной незрелости женщины, и низкой степени готовности к материнству. Если беременность не-желанная то преобладает отвергающий стиль, игнорирующий стиль в данной ситуации наблюдается реже. - первая беременность у женщин в наиболее благоприятном для деторождения возрасте (21 – 30 лет) чаще воспринимается адекватно, но также ещё присутствует эйфорический и амбивалентный, реже тревожный, стили восприятия беременности. Нежеланная беременность чаще, чем в предыдущей ситуации воспринимается в игнорирующем стиле. - при восприятии первой беременности женщинами старше 30 лет в случае её желанности чаще всего наблюдается тревожный или амбивалентный стили, адекватный стиль восприятия наблюдается реже, чем у женщин в предыдущей ситуации. Это может быть связа-но с тем что после 30 лет первая беременность часто воспринима-ется как «последний шанс», и это является причиной повышенной тревожности. Эйфорический стиль восприятия беременности жен-щинами этого возраста наблюдается крайне редко. При нежеланной беременности преобладает отвергающий стиль. - последующие беременности, при благоприятных исходах пре-дыдущих, в независимости от возраста, чаще воспринимаются в аде-кватном стиле. Эйфорического стиля восприятия повторных бере-менностей практически не наблюдается. Нежеланная беременность в данной ситуации часто воспринимается в игнорирующем стиле. - при наличии лишь неблагоприятных исходов предыдущих беременностей последующие беременности достаточно редко воспринимаются адекватно, вне зависимости от возраста. В этих случаях преобладает тревожный и амбивалентный стили восприятия, преобладание этих стилей особенно проявляется у женщин старше 30 лет, и молодых женщин. Причём у молодых женщин чаще преобладает амбивалентный стиль, а у женщин старше 30 лет – тревожный. Нежеланная беременность в данной ситуации практически всегда воспринимается в отвергающем стиле. Таким образом, можно сделать вывод, что самовосприятие беременности занимает важное место среди показателей психологической готовности к материнству, т.к. от него напрямую зависит первоначальная удовлетворённость женщины своей материнской ролью, а также возможность перехода будущей матери на новую стадию личностной и половозрастной идентификации, по окончанию срока беременности. И, конечно, от самовосприятия беременности зависит отношение матери к ещё не родившемуся ребёнку, возможность развития субъектной ориентации в отношении к нему. 2. Описание методик, использованных в исследовании. 1.Методика диагностики самооценки уровня тревожности Ч.Д.Спилберга, Ю.Л. Ханина. – Самооценка уровня тревожности на данный момент (реактивной) и личностной. В данном исследовании использовалась шкала реактивной тревожности для определения уровня тревожности у женщин, находящихся на разных этапах беременности. Также результаты использовать при подготовке к проведению рисуночной методики и теста Люшера для учёта влияния реактивной тревожности на результаты этих методик. Обозначался как повышенный так и пониженный уровень тревожности. 2.Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге. - позволяет определить степень склонности к депрессии на разных этапах беременности. Повышенная склонность к депрессии может являться одной из форм проявления тревожности на том или ином этапе беременности либо следствием повышенного уровня тревожности. Поэтому данная методика использована в этом исследовании. 3.Методика экспресс диагностики невроза К.Хека и Х.Хесса. - позволяет определить степень вероятности невроза в данном периоде беременности. Высокая степень вероятности невроза также может быть признаком или следствием или формой проявления неадекватного уровня тревожности при самовосприятии беременности, поэтому данная методика включена в исследование. 4.Тест Люшера.- комплексное исследование психики беременной женщины, позволяющее оценить особенности самовосприятия беременности на разных этапах и в целом и особенности восприятия своего ребёнка. Позволяет предположить наличие неадекватного уровня тревожности, не осознаваемой женщинами, т.е. находящейся в сфере бессознательного. Признаками наличия тревожности по данной методике считалось расположение дополнительных цветов на месте основных, а также некоторые комбинации цветов. К преимуществам данной методики относятся невозможность «подстройки» ответов под социально-желаемые результаты. 5.Методика «Я и мой ребёнок» [приложение 2] - позволяет оценить особенности самовосприятия беременности и своего будущего ребёнка с помощью проекции значений на необходимые для исследования аспекты и интерпретации их. Женщину просят нарисовать себя во взаимодействии с будущим ребёнком. Далее оценка производится подобно методикам «Автопортрет», «Несуществующее животное». Применение данной методики в исследовании также рассчитано на возможность установления тревожности, не осознаваемой женщинами и возможно не отражаемой в бланковых методиках. Основным преимуществом данной методики является то, что она позволяет достаточно полно и конкретно оценить самовосприятие женщиной беременности и ребёнка и эти данные будут являться более достоверными в связи с практическим отсутствием возможности неискренности женщины и «подстройки под социально-желаемые результаты». Недостатком же данной методики является отказ некоторых женщин выполнять её, объясняемый неумением или нежеланием рисовать. Все эти методики помогают выявить различные аспекты проявления тревожности при самовосприятии беременности и на наш взгляд могут использоваться для выявления особенностей проявления тревожности на разных этапах беременности. 3. Описание процедуры исследования. В исследовании приняли участие 60 женщин в возрасте от 21 до 30 лет (средний возраст 26 лет), находящиеся на разных этапах беременности. Из них 30 испытуемых находились во втором триместре беременности (срок от 13 до 26 недель) и 30 в первом и третьем триместре беременности (срок от 8 до 12 недель и от 27 до 37 недель). Основные принципы формирования выборки: 1. Все испытуемые на момент исследования находились в состоянии беременности на разных ее этапах.
2. Все испытуемые находились в наиболее благоприятном для деторождения возрасте (21-30 лет), таким образом исключается влияние возрастных особенностей на самовосприятие беременности. 3. Для всех испытуемых данная беременность являлась первой, ни у кого из них нет детей, а также не было предыдущих беременностей с неблагополучным исходом.
Описание методик. В исследовании использовались следующие методики: 1. Методика диагностики самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина. (только шкала реактивной тревожности) 2. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге. 3. Методика экспресс диагностики невроза К.Хека и Х.Хесса. 4. Тест Люшера. 5. Рисуночная методика «Я и мой ребёнок». Исследование проходило в два этапа, на первом из которых испытуемым предлагались: методика диагностики самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина, тест Люшера и рисуночная методика «Я и мой ребенок» (см. приложение). На втором этапе предлагались: методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге и методика эксперсс-диагностики невроза К.Хека и Х.Хесса. Исследование проводилось через сеть Интернет. 4. Результаты исследования. Результаты исследования приведены в таблицах (см. приложение 1). При обработке результатов стандартизированных методик использовался метод корреляционного анализа и t-критерий Стьюдента. Столбец 1 Столбец 2 Столбец 3 Столбец 4 Столбец 1 (срок) 1 Столбец 2 (тревожн) -0,11762 1 Столбец 3 (депрес) -0,20693 0,40888 1 Столбец 4 (невроз) -0,24481 0,536504 0,501675 1 Методом корреляционного анализа значимой корреляции между сроком беременности и наличием тревожности, депрессии или невроза не выявлено. Это объясняется тем, что между сроком беременности и уровнем тревожности нет прямой или обратной взаимосвязи. Далее обработка результатов производилась путем сравнения двух групп испытуемых с помощью t-критерия Стьюдента. t-критерий Стьюдента равен 1,23 при k=28. По таблице видим, что различие между группами достоверно по первому порогу доверительной вероятности. При сопоставлении данных таблиц получены следующие результаты: A(%) B(%) C(%) D(%) Стандартизированные методики (%) Проективные м. (%) E 1 2 3 G 4 5 a b 1 группа 10 10 20 20 63 40 10 40 47 67 53 53 2 группа 23 - 13 35 37 27 17 20 10 57 33 43 - Удовлетворительные показатели (полное отсутствие признаков тревожности) по результатам всех методик (A) характерны для 10% (3 из 30) респондентов первой группы и 23% (7из30) испытуемых второй группы. Кроме того для 3% (1 из 30) испытуемых первой группы и 6% (2 из 30) характерен низкий уровень тревожности по методике Спилберга-Ханина при отсутствии каких-либо признаков тревожности (депрессии, невроза) по результатам остальных методик. - Неудовлетворительные показатели (наличие признаков тревожности) по всем методикам (B) характерны для 10% респондентов первой группы (3 из 30).Среди респондентов второй группы женщин с такими показателями нет. - Для 20% (6из30) респондентов первой группы и 13% (4из30) респондентов второй группы характерено наличие тревожности по результатам стандартизированных методик, при отсутствии проявлений тревожности в проективных методиках (С). - Для 20% (6из30) респондентов первой группы характерно наличие тревожности только по результатам проективных методик при отсутствии негативных переживаний по результатам стандартизированных методик (D). Из них 6% (2 из 30) имеют низкий уровень тревожности по методике Спилберга-Ханина.У респондентов второй группы тревожность только по результатам проективных методик при отсутствии негативных результатов стандартизированных методик присуща 35% (10из30) испытуемых, из них 3% (1из30) имеют низкую тревожность по методике Спилберга-Ханина. - Доля лиц с высоким уровнем тревожности (a) по методике Спилберга-Ханина (1) среди респондентов первой группы (находя-щихся в 1 и 3 триместре беременности) составляет 40% (12 человек из 30), тогда как среди респондентов второй группы (находящихся во 2 триместре беременности), это доля составляет 27% (8 человек из 30). При этом доля лиц с низким уровнем тревожности (b) у испытуемых первой группы составляет 10% (3 из 30), а у испытуемых второй группы 17% (5 из 30).
- По методике Зунге (2) получены следующие результаты: доля лиц с наличием легкой депрессии у респондентов первой группы составляет 40% (12из30), а у респондентов второй группы - 20% (6 из 30). - Невроз, методика Хека и Хесса (3), характерен для 47% (14 из 30) испытуемых первой группы и только для 10% (3из30) испытуемых второй группы.
- В целом наличие негативных переживаний по результатам стандартизированных методик (E) характерно для 63% (19 из 30) респондентов первой группы и 37% (11 из 30) респондентов второй группы. - По результатам теста Люшера (4) тревожность присутствует у 53% респондентов первой группы (16из30) и у 33% респондентов 2 группы (10 из 30). По результатам методики "Я и мой ребенок" (5) наличие тревожности выявлено у 53% (16 из 30) испытуемых первой группы и у 43% (13 из 30)испытуемых второй группы. - В целом наличие негативных переживаний по результатам проективных методик (G) характерно для 67% (20из30) испытуемых первой группы и 57% (17из30) испытуемых второй группы. Стандартизированные методики(%) Проективные метод(%) 1 2 3 1+2 1+3 2+3 1+2+3 4 5 4+5 1 группа 10 10 5 5 21 21 26 20 25 53 2 группа 45 27 9 18 9 9 9 23 41 35 - Среди респондентов первой группы, имеющих негативные показатели по проективным методикам у 53% (11из20) признаки тревожности проявляются в обеих методиках (тест Люшера и рисуночная),у 20% (4 из 20) только по тесту Люшера и у 25% (5 из 20) только по методике "Я и мой ребенок". Среди респондентов второй группы имеющих негативные показатели по проективным методикам у 35% (6 из 17) признаки тревожности проявляются в обеих методиках,у 23% (4 из 17) только по тесту Люшера и у 41% (7из17)только по рисуночной методике. - Среди респондентов первой группы, имеющих негативные показатели по стандартизированным методикам для 26% (5 из 19) характерно наличие негативных переживаний во всех трех методиках (тревожность, деперессия, невроз), у 5% (1 из 19) наблюдается тревожность и легкая деперссия, без невроза, у 21% (4из19) - тревожность и невроз, без депресии, у 21% (4из19) - деперессия и невроз при умеренном уровне тревожности. У 10%(2из19) испытуемых наблюдается только высокая тревожность, без наличия депресии и невроза, у 10% (2 из 19) - только депрессия, у 5%(1из19)- только невроз. Среди респондентов второй группы имеющих негативные показатели по стандартизированным методикам для 9% (1из11) характерно наличие негативных переживаний во всех трех методиках (тревожность, деперессия, невроз), у 18% (2из11) наблюдается тревожность и легкая деперссия, без невроза, у 9% (1из11) - тревожность и невроз, без депресии, у 9% (1из11) - деперессия и невроз при умеренном уровне тревожности. У 45% (5из11) испытуемых наблюдается только высокая тревожность, без наличия депресии и невроза, у 27% (3 из11) - только депрессия, у 9%(1из11)- только невроз. Из полученных результатов можно сделать следующие выводы: 1. Тревожность при самовосприятии беременности у женщин находящихся в первом и третьем триместрах беременности встречается чаще и выражена сильнее, чем у женщин находящихся во втором триместре. На этих этапах беременности к высокому уровню реактивной тревожности очень часто добавляются легкая депрессия и невроз, что намного менее характерно для женщин, находящихся на втором этапе, среди результатов которых чаще встречается только один из этих показателей (чаще всего-тревожность, без наличия депрессии и невроза). Среди женщин находящихся на втором этапе беременности пониженный уровень тревожности встречается чаще чем у тех, кто находиться на первом и третьем этапе. Следовательно, первая гипотеза данного исследования, о том, что тревожность в первом и третьем триместре беременности выражена сильнее, чем во втором - подтвердилась. 2. У женщин находящихся во втором триместре беременности часто встречаются признаки наличия тревожности только в проективных методиках при отсутствии показателей неадекватного уровня тревожности, депрессии или невроза в бланковых методиках. Тогда как для среди женщин находящихся в первом и третьем триместре беременности данная тенденция не наблюдается. Это можно интерпретировать тем, что для женщин находящихся во втором, наиболее благоприятном триместре беременности, характерно наличие тревожности на бессознательном уровне, при отсутствии её проявлений в сознании, т.е. тревожность присутствует, но не осознается женщинами на данном этапе. На более раннем и более позднем этапе беременности проявление тревожности более осознанно. Также данный факт можно интерпретировать, как попытки респондентов дать социально-желаемые ответы на стандартизированные методики, что, в таком случае более характерно для женщин находящихся во втором триметре. Следовательно, вторая гипотеза о том, что особенности проявления тревожности различаются на разных этапах беременности, также подтвердилась. Заключение. Целью курсовой работы было проведение исследования направленного на выявление особенностей проявления тревожности при самовосприятии беременности на разных её этапах. В связи с данной целью были выдвинуты две гипотезы, требующие подтверждения или опровержения: 1.Тревожность в первом и третьем триместре беременности выражена сильнее, чем во втором. 2.Проявления тревожности при самовосприятии беременности различаются на разных этапах беременности. По результатам работы можно сделать следующие выводы: - Беременность в психологии материнства рассматривается прежде всего как этап психологической подготовки к материнству. Самовосприятие беременности занимает важное место среди показателей психологической готовности к материнству, т.к. от него напрямую зависит первоначальная удовлетворённость женщины своей материнской ролью, а также возможность перехода будущей матери на новую стадию личностной и половозрастной идентификации, по окончанию срока беременности. И, конечно, от самовосприятия беременности зависит отношение матери к ещё не родившемуся ребёнку, возможность развития субъектной ориентации в отношении к нему.
- Для подробного рассмотрения самовосприятия беременности и особенностей проявления тревожности в данный период, она делится на три этапа, соответствующих трем триместрам беременности, которые также делятся на пять периодов, каждому из которых присущи определённые особенности самовосприятия, сопоставляя которые можно выявить общий индивидуальный стиль самовосприятия беременности. Выделяется шесть вариантов таких стилей: адекватный, тревожный, эйфорический, игнорирующий, амбивалентный, отвергающий. Для каждого из них характерны свои особенности проявления тревожности.
- Тревожность при самовосприятии беременности у женщин находящихся в первом и третьем триместрах беременности встречается чаще и выражена сильнее, чем у женщин находящихся во втором триместре. На этих этапах беременности к высокому уровню реактивной тревожности очень часто добавляются легкая депрессия и невроз, что намного менее характерно для женщин, находящихся на втором этапе. Следовательно, первая гипотеза данного исследования, о том, что тревожность в первом и третьем триместре беременности выражена сильнее, чем во втором - подтвердилась. - Для женщин находящихся во втором, наиболее благоприятном триместре беременности, характерно наличие тревожности на бессознательном уровне, при отсутствии её проявлений в сознании, т.е. тревожность присутствует, но не осознается женщинами на данном этапе. На более раннем и более позднем этапе беременности проявление тревожности более осознанно. Следовательно, вторая гипотеза о том, что особенности проявления тревожности различаются на разных этапах беременности, также подтвердилась. Данное исследование было пилотажным. В перспективе можно увеличить число используемых методик для увеличения статистической значимости исследования и уточнения отдельных особенностей проявления тревожности при самовосприятии беременности. А также провести исследование направленное на выявление особенностей проявления тревожности при самовосприятии беременности в зависимости от возраста будущих матерей. Библиографический список. 1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург,1998 . 2. Баженова О.В, Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребёнка. //Синапс,1993, №4 3. Баскина Ю.В. Методика диагностики родительских отношений. М., 1992 4. Брутман В.И., Панкратова М.Г. Некоторые результаты обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей.//Вопросы психологии, 1994, №5. 5. Брутман В.И., Родионова М.С. Формирование привязанности матери к ребёнку в период беременности.//Вопросы психологии,1997, №7. 6. Варга Ф.Я. Структура и типы родительского отношения. М.,1987. 7. Волков В.Г., Садкова Ю.С. Индивидуально-психологические особенности беременных с угрозой выкидыша. Киров, 1995. 8. Ворошнина О.Р. Психологическая коррекция депривированного материнства. М.,1998. 9. Завялова Ж.В. Психологическая готовность к родам и метод её формирования. М., 2000 10. Захаров А.И. Ребёнок до рождения. Спб, 1998. 11. Коваленко Н.П. Психологические особенности коррекции эмоционального состояния женщины в период беременности. Спб.,1998. 12. Кошелёва А.Д., Алексеева А.С. Диагностика и коррекция материнского отношения. М.,1997. 13. Методы психологической диагностики. М.,1993. 14. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству.// Вопросы психологии, 200, №5 15. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери с младенцем.// Вопросы психологии, 1994, №6. 16. Рабочая книга практического психолога. М.,1996. 17. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. М.,1990. 18. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. М.,2002. 19. Родионова М.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребёнка. М.,1997. 20. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе.// Вопросы психологии, 1994, №6. 21. Силенкова Е.В. Математические методы в психологии. М.,1996. 22. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.,1980. 23. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. М.,1999. 24. Филиппова Г.Г. Материнство, сравнительно психологический подход. //Психологический журнал, 1998, №5. 25. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.,2002. Приложение 1. Таблица1. Результаты исследования испытуемых, находящихся в 1 и 3 триместре беременности. № срок тревожность Депрессия невроз Люшер рисунок 1. 8 47ВЫСОКИЙ 32нет 7нет нет нет 2. 8 36 ум 35 нет 9 нет Нет Нет 3 9 55 ВЫСОКИЙ 45 ЛЕГКАЯ 16 ЕСТЬ Нет ЕСТЬ 4 9 49 ВЫСОКИЙ 47 ЛЕГКАЯ 17 ЕСТЬ ЕСТЬ ЕСТЬ 5 10 44 ум 52 ЛЕГКАЯ 14 ЕСТЬ Нет Нет 6 10 35 ум 28 нет 9 нет ЕСТЬ ЕСТЬ 7 10 43 ум 33 нет 11 нет Нет ЕСТЬ 8 10 57 ВЫСОКИЙ 43 нет 12 ЕСТЬ ЕСТЬ ЕСТЬ 9 10 35ум 30нет 13ЕСТЬ Нет ЕСТЬ 10 11 40ум 42нет 9нет ЕСТЬ ЕСТЬ 11 11 38ум 47ЛЕГКАЯ 13ЕСТЬ нет Нет 12 11 51ВЫСОКИЙ 45ЛЕГКАЯ 16ЕСТЬ Нет ЕСТЬ 13 11 54ВЫСОКИЙ 31нет 17ЕСТЬ ЕСТЬ ЕСТЬ 14 12 28НИЗКИЙ 34нет 10нет ЕСТЬ Нет 15 12 46 ум 48 ЛЕГКАЯ 14 ЕСТЬ ЕСТЬ ЕСТЬ 16 27 29 НИЗКИЙ 31 нет 9 нет Нет Нет 17 28 50 ВЫСОКИЙ 22 нет 5 нет ЕСТЬ Нет 18 28 33 ум 28 нет 11 нет Нет Нет 19 29 54 ВЫСОКИЙ 48ЛЕГКАЯ 15 ЕСТЬ ЕСТЬ ЕСТЬ 20 29 29НИЗКИЙ 28нет 6нет ЕСТЬ ЕСТЬ 21 30 34ум 45ЛЕГКАЯ 16ЕСТЬ Нет Нет 22 31 40ум 29нет 9нет ЕСТЬ Нет 23 31 55ВЫСОКИЙ 28нет 14ЕСТЬ Нет Нет 24 32 57ВЫСОКИЙ 47ЛЕГКАЯ 15ЕСТЬ ЕСТЬ ЕСТЬ 25 32 42ум 30нет 10нет ЕСТЬ ЕСТЬ 26 33 37ум 49ЛЕГКАЯ 11нет ЕСТЬ Нет 27 34 60 ВЫСОКИЙ 40 нет 11 ЕСТЬ Нет Нет 28 36 55ВЫСОКИЙ 50ЛЕГКАЯ 9нет Нет ЕСТЬ 29 36 43ум 51ЛЕГКАЯ 11нет ЕСТЬ ЕСТЬ 30 37 41 ум 33 нет 10 нет Нет Нет Таблица 2. Результаты исследования испытуемых, находящихся во втором триместре беременности. № срок тревожность
депрессия невроз Люшер Рисунок 1 13 27НИЗКИЙ 49ЛЕГКАЯ 5нет ЕСТЬ Нет 2 13 45ум 30нет 15ЕСТЬ ЕСТЬ Нет 3 14 39ум 32нет 8нет Нет Нет 4 14 54ВЫСОКИЙ 42нет 7нет Нет Нет 5 14 56ВЫСОКИЙ 48ЛЕГКАЯ 11нет Нет ЕСТЬ 6 15 38ум 33нет 7нет ЕСТЬ ЕСТЬ 7 16 37ум 34нет 10нет Нет Нет 8 16 29НИЗКИЙ 25нет 11нет ЕСТЬ ЕСТЬ 9 17 43ум 38нет 6нет ЕСТЬ Нет 10 18 55ВЫСОКИЙ 35нет 9нет Нет Нет 11 18 37ум 48ЛЕГКАЯ 16ЕСТЬ Нет Нет 12 18 33ум 37нет 10нет Нет Нет 13 19 40ум 35нет 10нет Нет ЕСТЬ 14 19 44ум 29нет 7нет ЕСТЬ ЕСТЬ 15 20 53ВЫСОКИЙ 50ЛЕГКАЯ 11ЕСТЬ Нет ЕСТЬ 16 20 52 ВЫСОКИЙ 32 нет 15 ЕСТЬ Нет ЕСТЬ 17 20 44 ум 33 нет 11 нет Нет Нет 18 21 53 ВЫСОКИЙ 38 нет 7 нет Нет Нет 19 21 53 ВЫСОКИЙ 38 нет 9 нет ЕСТЬ ЕСТЬ 20 22 35 ум 32 нет 7 нет Нет ЕСТЬ 21 22 38 ум 33 нет 10 нет Нет ЕСТЬ 22 22 45 ум 30 нет 9 нет Нет Нет 23 23 29 НИЗКИЙ 22 нет 5 нет Нет Нет 24 23 26 НИЗКИЙ 51 ЛЕГКАЯ 5 нет ЕСТЬ Нет 25 24 36 ум 32 нет 8 нет ЕСТЬ ЕСТЬ 26 24 37 ум 32 нет 7 нет Нет Нет 27 25 26 НИЗКИЙ 29 нет 5 нет Нет Нет 28 26 55 ВЫСОКИЙ 48 ЛЕГКАЯ 10 нет Нет ЕСТЬ 29 26 34 ум 24 нет 10 нет Нет Нет 30 26 40 ум 42 нет 8 нет ЕСТЬ ЕСТЬ Приложение 2. Проективная методика «Я и мой ребёнок». Женщину просят нарисовать, как она представляет себя и своего будущего ребёнка. По результатам можно судить о наличии того или иного стиля самовосприятия беременности. Интерпретация производится признакам рисунка, позволяющим отнести самовосприятие беременности к тому или иному стилю.
1. Адекватный стиль. Формальные признаки. Хорошее качество линии; расположение рисунка в центральной части листа; размеры рисунка соответствуют принятым в психодиа-гностике, (отражают нормальное состояние без признаков тревоги и неуверенности в себе); при наличии развернутого сюжета (с допол-нительными кроме фигур матери и ребенка деталями: обстановка комнаты, дом, деревья и др.) рисунок занимает большую часть лис-та; отсутствие стираний, зачеркивания, перерисовок, рисования на обратной стороне листа; отсутствие длительных обсуждений (как и что рисовать) или отговорок (я не умею и т.п.), а также пауз в про-цессе рисования больше 15 секунд; положительные эмоции разной степени выраженности в процессе рисования. Содержательные признаки. Наличие на рисунке себя и ребенка; отсутствие замен образов себя и ребенка на растения, животных, неживые объекты, символы; сораз-мерность фигур матери и ребенка; отсутствие других людей; допол-нительные предметы и детали одежды не составляют главную часть рисунка, их количество, степень прорисовки, размеры не давлеют над фигурами матери и ребенка; наличие совместной деятельности матери и ребенка; наличие телесного контакта (мать держит ребенка на руках или за руку); ребенок не спрятан (в кроватке, коляске, пеле-нках или животе матери) и не изолирован (ребенок, завернутый в пеленки, с прорисованным лицом, которого мать держит на руках – нормальный признак); прорисовка лица ребенка; все фигуры нарисо-ваны лицом к зрителю; возраст ребенка приближается к младен-ческому прогрессивно с первого к третьему триместру, после родов - ребенок в настоящем возрасте. 2. Незначительные симптомы тревоги, неуверенности. (склонность к тревожному или амбивалентному стилю) Формальные признаки Наличие незначительных признаков тревоги и неуверенности в себе по качеству линии; недостаточно крупный рисунок; расположение в нижней части листа или ближе к одному из углов; наличие линии основания; небольшое наличие штриховки. Содержательные признаки. Наличие на рисунке себя и ребенка без замены образов; фигура ребенка слишком большая или маленькая; наличие мужа, других де-тей; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры; ребенок в коляске или другом подвижном объекте (на санках, в кресле-качалке, на игрушке-качалке и т.п.), при этом мать держит ребенка за руку или за деталь объекта, в котором расположен ребенок, фигура и лицо ребенка прорисованы; все фигуры лицом к зрителю, или в профиль; совместная деятельность может отсутствовать; возраст ребенка в беременности в пределах раннего, к концу беременности приближа-ется к младенческому, после родов - в настоящем возрасте. 3. Тревога и неуверенность в себе. (Тревожный или амбивалетный стиль, иногда эйфорический) Формальные признаки Плохое качество линии; рисунок очень мелкий, расположен внизу листа или в углу; наличие линии основания, штриховки в большом количестве. Содержательные признаки Наличие на рисунке себя и ребенка без замены образов; фигура ребенка слишком большая или слишком маленькая; большое коли-чество дополнительных объектов, тщательная прорисовка деталей одежды; недостаточная прорисовка фигур и лиц себя и ребенка, схематизация; отсутствие совместной деятельности; контакт с ребе-нком может быть незначительным, или рядом с ребенком без конта-кта (при этом ребенок не изолирован), возможно протянутые друг к другу руки без прямого контакта; наличие на рисунке нескольких членов семьи, своей матери; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры, они покрывают практически весь лист; возраст ребенка в беременности в пределах дошкольного, к концу беременности при-ближается к раннему или младенческому, после родов - в настоящем возрасте. 4. Конфликт с беременностью. (Отвергающий или игнорирующий стиль) Формальные признаки. Отказ от рисования; переворачивание, сгибание листа; наличие сти-раний, перерисовок, зачеркиваний; большие пятна черного цвета; неадекватное использование размеров листа (слишком мелко или "не умещаются" важные части рисунка, в первую очередь фигура матери и ребенка). Содержательные признаки. Отсутствие на рисунке себя и\или ребенка; замена образа ребенка и\или себя на растение, животное, символ; отсутствие совместной деятельности и контакта с ребенком; ребенок спрятан (в пеленках, коляске, кроватке, животе матери); ребенок изолирован при помощи предметов, отделяющих его от матери или полностью изолирован без контакта с матерью (к кроватке, коляске, на коврике, на качелях и т.п.); большая пространственная дистанция между фигурами мате-ри и ребенка; фигуры, нарисованные спиной; отсутствие у фигур ли-ца, реже тела; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры, они покрывают практически весь лист; возраст ребенка дошкольный, реже ранний, к концу беременности не снижается, или даже увели-чивается, после родов - ребенок более старшего, редко - более млад-шего возраста, чем в настоящем.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Понятие земель запаса в Республике Беларусь
Реферат Сознание и бессознательное 2
Реферат Совершенствование координации и ритмичности детей 7-9 лет средствами ритмической гимнастики
Реферат Система "Тракт" и система телеуправления малодеятельными станциями ТУМС
Реферат Формування комунікативних вмінь менеджера
Реферат Формування життєвої перспективи у юному віці
Реферат Экзаменационные билеты по Украинской литературе
Реферат Дошкільнята і природа
Реферат Применение схем-конспектов на уроках химии
Реферат Виды эмоциональных состояний, существенно влияющих на поведение обвиняемых в криминогенной ситуации
Реферат Автотранспортное страхование
Реферат Экономика знаний и факторы е реализации
Реферат Юго-западные русские земли под властью Литвы и Польши в XIII-XV веках
Реферат Политическая история Полоцкого княжества 12 века
Реферат Формирование полороевых представлений у детей дошкольного возраста