Реферат по предмету "Психология"


Особенности изменения личности в период геронтогенеза

Оглавление Введение 1. Особенности изменения личности в период геронтогенеза 1.1. Психофизиологические изменения в пожилом возрасте 1.2. Эмоциональное переживание старения как условие формирования личностных особенностей
1.3. Основные стратегии совладания в период геронтогенеза. 2. Экспериментальное исследование 2.1. Исследование стратегий совладания одиноких и замужних женщин 2.2. Результаты исследования и их обсуждение Заключение Список литературы Приложение Введение В настоящее время в высокоразвитых странах возросла продолжительность жизни людей, удлинился период старости, который занимает около трёх десятилетий. Однако в психологической науке этот период изучен несравненно меньше, чем первая треть жизни человека. И всё же за последние два десятилетия психологи создали значительный материал, выявляющий характеристики психологического облика пожилого человека. В словаре С.И.Ожегова “пожилой”- “начинающий стареть”, “старость” - “период жизни после зрелости, в которой происходит ослабление организма” и, наконец, “старый” - “достигший старости”. Такие определения наводят на мысль, что где-то в нашем подсознании чётко зафиксирована норма, мы примерно знаем, как должен выглядеть человек в старческом возрасте. В самом общем виде под старением понимают динамические явления, связанные с преобладанием темпов деструктивных процессов над реконструктивными, а старость - достижение некоторого предела этих изменений. Эти изменения происходят на биологическом уровне, когда организм становится более уязвим, возрастает вероятность смерти; на социальном уровне - человек выходит на пенсию, меняется социальный статус; на психологическом, когда человек осознаёт происходящие изменения и приспосабливается к ним. Целью является изучение эмоциональной сферы и стратегий совладания человека в трудной ситуации. Задачи: 1. Исследование теоретической литературы. 2. Изучение психофизических изменений в период геронтогенеза. 3. Основные деструктивные проявления в эмоциональной сфере пожилого человека. 4. Стратегии отношения и приспособления к старению. 5. Эмпирический подбор методик и опробирование их на женщинах пожилого возраста. Объектом является изменение личности в период геронтогенеза. Предметом является стратегии совладания пожилых людей с трудными ситуациями. Гипотеза : Пожилые женщины с разным семейным положением могут иметь различные стратегии совладания. 1. Особенности изменения личности в период геронтогенеза 1.1. Психофизиологические изменения в пожилом возрасте В психологии нет чёткого определения границ позднего периода жизни. Как правило, учёные выделяют группу пожилого возраста - от 60 до 75 лет , неодинаковые по своему психологическому и медицинскому состоянию. Для людей, входящих в эту группу, характерно сохранение достаточно высокого уровня активности, а наиболее значимыми проблемами для них являются нарушение социально - психологической адаптации и вызываемыйэтим психологический дискомфорт. Психические изменения, наблюдающиеся в процессе старения, связаны с процессами инволюции в центральной нервной системе. Заметное увеличение времени реакции считается наиболее общим и универсальным признаком начала старения. Это проявляется в снижении силы и подвижности основных процессов жизнедеятельности, охватывающих как большинство сенсорных функций, так и моторику, восприятие нового, запоминание - всё поведение человека, включая способность к адаптации в изменяющихся условиях. Причины психологических изменений (Биррен) : Первичное старение (внешнее) - это нормальный процесс, не отягощённый хроническими болезнями. Вторичное старение (внутреннее) - старение связано с патологическим ухудшением здоровья и сопровождается разнообразными хроническими заболеваниями, влияющими на функционирование мозга. На оба эти процесса оказывает влияние стиль жизни: стрессы, морально - этические принципы, и т.д. Первичное старение снижает перцептивную скорость решения задач, т.е. скорость, с которой информация обрабатывается в ЦНС. Вторичное старение влияет не только на скорость перцепции, но и на логические рассуждения [11, 147]. Изменения силы и подвижности психических процессов в старости сугубо индивидуально. В основе индивидуального характера изменений психической деятельности в старости лежат как гетерохронность в нарушениях памяти, интеллекта, так и жизненный опыт, индивидуальные качества, качества личности, присущие конкретному человеку. Это способствует формированию собственных механизмов компенсации и адаптации к возрастным изменениям. Поздний возраст - заключительный период онтогенеза, ярким проявлением которого выступает действие процессов старения. В настоящее время существуют различные определения старения. Одни из авторов рассматривают старение как постепенное ослабление реактивности клеток за счёт изменения физико-химической структуры клеточного вещества. По мнению других, старение проявляется в снижении поведенческих, физиологических и биохимических приспособлений к внутренней и внешней среде. Определяют старение и как изменение поведения организма с возрастом, которое приводит к снижению выживания и приспособления. Старение - процесс разрушительный. Он приводит к уменьшению адаптационных возможностей организма. Причиной снижения адаптации стареющего организма является ослабление функций всех систем - нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и др. Процесс старения представляет собой генетически запрограмированный процесс, сопровождающийся определёнными возрастными изменениями в организме. В период геронтогенеза происходит постепенное ослабление деятельности организма, ослабление процессов возбуждения и торможения, особенно внутреннего торможения. Наиболее сохранным оказывается оборонительный условный рефлекс по сравнению с пищевым. Все изменения в период старения носят индивидуальный характер [9, 359]. Сложный и противоречивый характер старения человека как индивида связан с количественными и качественными изменениями перестройки биологических структур, включая и новообразования. Организм адаптируется к новым условиям; активизируются различные системы организма, что сохраняет его жизнедеятельность, позволяет преодолевать деструктивные (разрушительные, отрицательные) явления старения. Старение - процесс очень сложный. Его проявление наблюдается на всех уровнях строения организма. 1) Прежде всего, это уровень всего организма в целом - то, что мы наблюдаем визуально, общаясь с человеком. Со старением волосы редеют, кожа становится морщинистой и теряет эластичность, появляется сутулость и уменьшается рост, ухудшается зрение и слух, “садится” голос, становится хриплым, теряет звонкие верхние частоты, ихменяется форма грудной клетки. В психологии, характере, поведении человека, - а всё это тоже относится к целостным свойствам организма и может наблюдаться при непосредственном общении - появляются свои изменения. Интересы становятся более однообразными и не связанными с необходимостью значительных затрат времени и сил на мышечную или умственную работу. Недостатки, такие, как скупость, завистливость, недоверчивость, неуживчивость, которые если и проявлялись в молодости, но были вполне терпимыми для окружающих, теперь разрастаются, делаются невыносимыми. Внимание пожилого человека всё больше заостряется на его собственных недомоганиях и переживаниях, и он старается заинтересовать ими всех остальных.
Эти наблюдаемые изменения во внешности и личности человека отражают глубинную перестройку его организма. 2) Уровень который составляют отдельные органы и системы. Уменьшается жизненный объём лёгких, теряется эластичность кровеносных сосудов, грубеют и снижают чувствительность все составляющие органы слуха, сокращается объём необходимого для пищеварения желудочного сока, в костях появляется много извести, делающей их более хрупкими, уменьшается объём мышечной массы, отмирающие в органах клетки уже не заменяются новыми, имеющими такие же свойства, а заменяются мало специализированной соединительной тканью и разрастающимися жировыми клетками.
3) Клеточный уровень организма. С возрастом они делятся всё реже и реже, а это значит, что ткани теряют способность к самообновлению. В клетках уменьшается содержание воды, следовательно, увеличивается вязкость содержащейся в них жидкости, уменьшается скорость происходящих в них химических реакций, жизненно необходимых организму, т.е. ограничивается производство и снабжение организма теми веществами, которые ему нужны. Применительно к позднему возрасту следует различать такие понятия, как “психическая старость” и “физическая немощность”. Первое понятие связано с особенностями изменения структуры личности старого человека, а второе - с протеканием биологических процессов в организме. Нельзя рассматривать биологическое одряхление как жёстко связанное с личностными изменениями [3, 153]. На ранних этапах старения человек остро переживает любые признаки старческих изменений, а в позднем возрасте часто утрачивается критическое отношение к возрастным изменениям, себе, окружающим. 1.2. Эмоциональное переживание старения как условие формирования личностных особенностей Одним из основных стрессоров людей пожилого возраста можно считать отсутствие чёткого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; уход человека в себя; ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жизненные события и ситуации. Наиболее сильным стрессором является одиночество в старости. Существенными оказываются такие психологические аспекты, как: изоляция, самоизоляция, отражающие осознание одиночества как непонимания, безразличия со стороны окружающих. Принятие или непринятие одиночества уходит корнями в более ранние периоды жизни, в старости хе лишь отчётливо проявляются и обостряются отрицательные черты характера. Помимо психологического дискомфорта, жизнь в одиночестве осложняет решение разнообразных жизненных проблем, и без того усложнённых в связи со снижением психофизических возможностей человека и ухудшением его материального благополучия [10, 213]. У пожилых людей наблюдается двойственная тенденция: с одной стороны, разрыв с обществом, знакомыми и близкими людьми сопровождается у них тягостными переживаниями, с другой - они стремятся отгородиться от окружающих для того, чтобы защитить свой собственный мир и стабильность от вторжения посторонних. Зачастую эти противоположные тенденции - тягостное переживание одиночества и стремление к изоляции - сочетаются, определяя сложные и противоречивые чувства пожилого человека. 2 типа одиночества: 1. Когда оно не является психологической проблемой, а представляет внешние условия жизни, к которым надо приспособиться и в которых надо активно жить; 2. Одиночество - отчуждение, выпадение из жизни, с возникновением чувства ненужности [7, 76]. Многие самостоятельно живущие пожилые и старые люди не испытывают гнетущего чувства одиночества, им даже нравится, что они свободны и живут одни. Но есть категория лиц старших возрастов, для которых одинокое проживание - это трагедия, особенно, когда начинают одолевать болезни. Социальные контакты в этом случае выступают как источник удовлетворения, а их отсутствие вызывает упадок духа. Характерны специфические изменения в эмоциональной сфере человека: неконтролируемое усиление аффективных реакций, склонность к беспричинной грусти, слезливости. Ослабление эмоциональной сферы лишает новые впечатления красочности и яркости, отсюда - привязанность пожилых людей к прошлому, власть воспоминаний. Пять основных позиций пожилых людей: 1. Конструктивная - люди всю жизнь спокойны и довольны всем, старость и одиночество они переживают благополучно; 2. “Зависимая” - позиция у людей, которые всю жизнь зависели от кого-то, это пассивные, слабовольные люди, чувствующие себя в старости обиженными и одинокими; 3. “Защитную” - позицию склонны занимать гордые, независимые люди, они не принимают ни от кого помощи, но старость ненавидят; 4. Позиция “враждебности к миру” - свойственна гневливым старикам, обличающим и обвиняющим всех; они цепляются за работу, ищут виноватых в их старости и болезнях, испытывают чувство отвращения к старости; 5. Позицию “враждебности к себе и своей жизни” - занимают пассивные старики, склонные к депрессии, они чувствуют себя одинокими и ненужными [4, 70]. Типичным для этого возраста является возрастно - ситуационная депрессия - равномерное и стойкое понижение настроения. субъективно оно переживается как чувство пустоты, ненужности, неинтересности всего происходящего, остро негативного восприятия собственного будущего. Человек всё чаще пребывает в подавленном, грустном настроении без наличия для этого объективных оснований. Возрастают обидчивость и тревожная мнительность, а отрицательные эмоциональные реакии на те или иные неприятности становятся довольно затяжными. Шахматов Н.Ф, выделяет три основных варианта проявления возрастной депрессии: 1. Ипохондрическая фиксация на болезненных ощущениях. Человек постоянно прислушивается к болезненным симптомам, живо обсуждает их с окружающими. Возможно сверхценное отношение к медицинским препаратам и способам лечения. Воспринимая признаки старости как симптомы болезни, человек отрицает собственное старение. 2. Идеи о притеснении. Отношение окружающих представляется несправедливым. Человеку кажется, что все вокруг его притесняют - морально и физически. Основное чувство - это обида, а мысль - “от меня все хотят избавиться”. 3. Тенденция к вымыслам, свидетельствующим о своей особой значимости.Здесь пожилой человек стремится рассказывать действительные эпизоды из своей жизни с преувеличением своего в них участия или целиком выдумывает их [7, 60]. Если старческое беспокойство, эмоциональное отстранение и в какой-то степени депрессия выполняют своеобразные защитные функции, то чувство ненужности способствует как психологическому, так и биологическому увяданию. Ему часто сопутствует чувство незащищённости. К сожалению, эти чувства типичны для современных пожилых людей. Но при этом следует отметить, что часто они не соответствуют реальной жизненной ситуации человека. Он может иметь вполне заботливых родственников или даже с ними, приносить им ту или иную реальную пользу, но всё равно остро испытывать чувство ненужности. В этом возрасте человек часто испытывает чувство ненужности. Возможны два источника этого чувства. Первый - когда человек перестаёт быть нужным самому себе и проецирует это ощущение на окружающих. Второй - это слабость человека. Ему необходимо постоянное подтверждение своей нужности, чтобы ощущать своё существование: “Я нужен - значит, я существую”. Оба источника взаимосвязаны.
Специфика старости (Б.М.Пухальской) , в целом уровень страхов в старческом возрасте повышается потому, что, с одной стороны, они накапливаются в течении жизни, с другой - угрозу представляет приближение конца. Понятно, что основным является страх смерти. Страх смерти представляет собой один из видов индуцированного страха, так как ни один человек не имеет подлинного опыта смерти [11, 151].
Индивидуальные различия в отношении к смерти у пожилых людей обусловлены их жизненными ценностями, адаптированностью к жизни, состоянием здоровья. Смерти боятся люди, не принявшие старость как неизбежный этап жихни, не адаптированные к ней. Каждый человек подходит к итоговой черте со своим грузом ошибок и разочарований, но как минимум два аргумента в пользу жизни являются общими для многих. Во - первых, жизнь кончается значительно раньше физической смерти человека, если он перестаёт радоваться дню сегодняшнему и верить в завтрашний. Во - вторых, гораздо предпочтительней считать удачи и успехи и постараться не вспоминать обиды, промахи и удары судьбы. Некоторые исследователи полагают, что многие формы поведения, традиционно приписываемые старым людям: резкие реакции, склонность к размышлениям, замкнутость, критика окружения, - можно трактовать как способы собственной борьбы со страхами и беспокойством. По И.Б.Новику, старение выступает связующим механизмом жизни и смерти. Пожилой человек ощущает присутствие близкой смерти. И переживание этого присутствия носит глубоко личный характер, вносит свой вклад в ощущение одиночества стариков. Действительно, часто одиночество в старости вызвано не объективным отсутсвием близких людей, но невозможностью разделить с ними присутствие в их сознании скорого ухода из жизни. У многих обостряется страх смерти, что проявляется либо в категорическом избегании пожилыми темы смерти, либо в постоянном обращении к ней в форме “скорей бы умереть, уже надоело жить, зажилась и т. п.”. Можно предположить, что именно старость должна нарушить имеющийся у человека стереотип отрицания смерти, т.е. стемление жить так, как будто будешь жить вечно. Как отмечала Дж. Рейнуотер, когда человек принимает неизбежность собственной смерти, то и страх смерти отпадает сам собой. Конечно, в различные исторические эпохи отношение к смерти менялось. И с изменением последнего в истории изменяется отношение к смерти. Ф.Арьес выделял пять этапов в изменении установок людей по отношению к смерти. Первый - “все мы умрём”. Это состояние “приученной смерти”, которую люди трактовали как естественную неизбежность. Уход из жизни не воспринимался как полный разрыв, так как люди не ощущали пропасти между миром живых и мёртвых. Второй - “смерть своя” - человек начинает в смерти открывать собственную индивидуальность, поскольку представление о страшном суде над родом человеческим сменяется новым представлением о суде над индивидом, который происходит в момент его кончины. Третий - “смерть далёкая и близкая” - характеризуется крахом механизмов защиты от природы. К смерти возвращается неукрощённая дикая сущность. Четвёртый - “смерть твоя”. С ослаблением веры в загробные кары меняется отношение к смерти: её ждут как момента воссоединения с ранее ушедшим любимым человеком. Романтизм способствует превращению страха смерти в чувство прекрасного. Пятый - “смерть перевёрнутая” - переживается только представителями высокоразвитых государств. Страх смерти в Ххв. развивается до такой степени, что она вытесняется из коллективного сознания. Отечественный писатель М.М.Зощенко писал, что “отношение к смерти - это одна из важнейших проблем, с которой непременно сталкивается человек в своей жизни. Он откладывает этот вопрос до последних дней, когда решать уже поздно. И тем более поздно бороться, поздно сожалеть, что мысли о смерти застали в расплох”. Известные исследователи по проблеме смерти и умирания С.Грофф и К.Грофф утверждали: “Старость и смерть рассматриваются не как неотъемлемые часи жизненного процесс, а как поражение, болезненное напоминание об ограниченности нашей власти над природой. Неизлечимо больной и умирающий человек в нашей культуре считантся проигравшим, и так же считает он сам” [11, 145]. Отношение смерти по словам К.Дюркхайма : “Стареющий человек живёт в преддверии смерти. В том, как он это воспринимает, проявляется его зрелость”. Стадии переживания состояния близости к смерти ( Р.Нойеса ): 1. Сопротивление - происходит осознание опасности, появление чувства страха, направленность на борьбу с опасностью. В момент осознания тщетности попыток выжить и отказа от сопротивления страх исчезает и человек начинает ощущать спокойствие. 2. Обзор жизни - следует непосредственно за отказом от активного сопротивления. Обзор жизни проходит в форме панорамы воспоминаний, сменяющих друг друга в быстрой последовательности и охватывающих всё прошлое человека. 3. Стадия трансцендентности - логическое следствие происшедшего обзора жизни. Люди воспринимают своё прошлое со всё большим отдалением. В конце концов они способны достичь состояния, при котором их жизнь видится как единое целое и вместе с тем в ней различима каждая деталь. Затем преодолевается даже и этот уровень, и умирающий, как бы выходя за пределы самого себя, испытывает трансцендентальное состояние, иногда обозначаемое как космическое сознание. Этапы переживания смерти ( Кюблер-Росс) : 1. Отрицание - человек отказывается принять возможность своей смерти. Узнав о том, что его болезнь смертельна, он уверякт себя, что это ошибка и диагноз поставлен неправильно. 2. Гнев - человек задаёт вопрос: “Почему именно Я?”. Фрустрация актуализирует обвинительные реакции, обращённые к врачам, к каким-либо другим людям или к судьбе вообще. 3. Торг - человек ищет способы преодоления жизни и обещает всё что угодно в обмен на продление своей жизни. Одни обещают врачам бросить пить или курить, другие, обращаясь к Богу, обещают начать в случае выздоровления праведную жизнь. 4. Депрессия - умирающий теряет интерес к жизни, его охватывает чувство безнадёжности. Человек горюет о предстоящей смерти и о разлуке с родными и близкими. 5. Принятие - на последней стадии человек смиряется со своей судьбой с неизбежностью смерти. И хотя человек не становится весёлым, у него в душе воцаряется мир и спокойное ожидание конца [9, 389]. 1.3. Основные стратегии совладания в период геронтогенеза Стратегия совладания - реакция людей на стрессовые факторы с целью избегать их разрушительного действия. Основные категории: 1. Совладание , сосредоточенное на решении проблем. 2. Когнитивная стратегия совладания - усилия по управлению значимостью стрессовой ситуацией. 3. Эмоционально - сфокусированное совладание, включающее управление симптомами стресса [6, 267]. Фундаментальные исследования отечественных и зарубежных учёных свидетельствуют о многообразных проявлениях положительного отношения старого человека к жизни, к людям, к себе. Характеризуя симптомы психического упадка и психических болезней, расстройств, “представление о психическом старении не может оказаться полным и цельным без учёта благоприятных случаев, которые лучше, чем какие-либо другие варианты, характеризуют старение, присущее только человеку. Эти варианты, будь они обозначены как удачные, успешные, благоприятные, и, наконец, счастливые, отражают их выгодное положение в сравнении с другими формами психического старения”.
Психическое старение многообразно, диапазон его проявлений весьма широк. Основные типы психического старения (по Ф.Гизе): 1. Старик - негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старения; 2. Старик - экстравертированный, признающий наступление старости через внешние влияния и путём наблюдений за изменениями;
3. Инровертированный тип, для которогохарактерно острое переживание процесса старения. Человек не проявляет интереса к новому, погружается в воспоминания о прошлом, малоподвижен, стремится к покою [2, 60]. Индивидуальная реакция человека на старение может определять как степень последующего приспособления к нему, так и особенности развития личности в преклонном возрасте. Британский психолог Д.Б.Бромлей выделила пять типов присрособления личности к старости: 1. Конструктивная установка, когда человек внутренне уравновешан, спокоен, удовлетворён эмоциональными контактами с окружающими, критичен в отношении самого себя, полон юмора и терпимости в общении с другими. Он принимает старость как факт, завершающий его профессиональную карьеру, оптимистически относится к жизни, рассматривает смерть как естественное явление, не выражая отчаяния и сожалений. 2. Установка зависимости присуща индивидам, проявляющим пассивность и склонным к зависимости от других. Люди этой категории не имеют высоких жизненных стремлений и легко оставляют профессиональные занятия. Семейная Среда обеспечивает им чувство безопасности, даёт ощущение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешанности и различных стрессов. 3. Защитная установка, которой характерно преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках, истремление к “самообеспеченности” и неохотному принятию помощи от других людей. Они разделяют общепринятые взгляды и установки, избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах. Внешняя сторона жизни значит для них больше, чем внутренние переживания. Они подвержены страху смерти и маскируют свою беспомощность перед этим фактом усиления внешней деятельности. 4. Установка враждебности к окружающим присуща “разгневанным старикам”, которые агрессивны, мнительны, вспыльчивы и имеют обыкновение предъявлять массу претензий к своему окружению - близким, друзьям, обществу в целом. Они не реалистчны в своём восприятии старости, не могут смириться с неизбежными возрастными издержками, завидуют молодым, бунтуют против смерти и страшатся её. 5. Установка враждебности направленная на самого себя, характерна для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях. Они не восстают против своей старости, напротив, пассивно воспринимают удары судьбы. Неудовлетворенность в любви является причиной депрессий, претензий к себе и печали, соединённые с чувством одиночества. Собственное старение оценивается реалистично, смерть трактуется как избавление от страданий. Эти типы старости и отношения к ней не исчерпывают всего многообразия проявлений поведения, общения, деятельности стареющего человека, многообразие индивидуальностей [9. 362]. В осознании большинства людей старость прочно слилась с обликом немощного человек, а жалобы на болезни в пожилом возрасте являются чуть ли не проявлением “правила общения”. Пожилые люди пытаются завладеть вниманием окружающих за счёт своих “болячек”. Это не всегда наивное средство, и используют его люди в пожилом возрасте для решения одной из самых сложных жизненных задач - задачи переживания возрастающей зависимости от других людей, для решения которой нужно умение выживать при уменьшении физических ресурсов. 2. Экспериментальное исследование 2.1. Исследование стратегий совладания одиноких и замужних пожилых женщин Целью исследования является изучение и проведение сравнительного анализа стратегий совладания людей пожилого возраста в зависимости от их семейного положения. Объектом являются одинокие и замужние пожилые женщины. Гипотеза: Замужние и одинокие пожилые женщины могут иметь различные стратегии совладания. В исследовании принимало участие 15 человек, из которых 7-замужних и 8-одиноких пожилых женщин в возрасте от 60 до 75 лет. Для данного исследования была отобрана методика копинг-тест (Лазарус) включающая в себя 8 шкал ( копингов), из которых 2 направлены на решение проблем (решение проблем и поиск социальной поддержки), 6 шкал нацелены на эмоции. Данная методика представляет собой один вопрос: (“Оказавшись в трудной ситуации, Я”), и пятьдесят ситуаций, которые возможно с ним происходили. Испытуемым предлагалось выбрать один из вариантов ответов: никогда, редко, иногда, либо часто. К каждому варианту ответов присуждался балл, который подсчитывался и переводился в проценты. Первая шкала - конфронтативный копинг - агрессивные усилия по изменению ситуации, предполагает определённую степень враждебности и готовности к риску. Вторая шкала - дистанцирование, т.е. когнитивные усилия по отделению от ситуации и уменьшению её значимости. Третья шкала - соконтроль - усиливание по регулированию своих чувств и действий. Четвёртая шкала - поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки. Пятая шкала - принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме, сопутсвующей темой попыток её решения. Шестая шкала - бегство - избегание. Мысленные и поведенческие усилия напрвленные на бегство или избегание проблемы. Седьмая шкала - планирование решения проблемы. Производятся проблемно - фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы. Восьмая шкала - положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозные аспекты. Если больше 60% - повышенный копинг; Если меньше 40% - дефицит. 2.2. Результаты исследования и их обсуждение Данные по копинг-тесту (Лазарус), показывают, что у замужних пожилых женщин повышенный копинг наблюдается по шкалам: поиск социальной поддержки, положительная переоценка и планирование решения проблемы, а дефицит копинга наблюдается по шкале: избегание ( см.Приложение 1). Для них очень важно ощущать себя компетентными людьми при общении, социальная поддержка является важным фактором, содействующим адаптации. Общение с людьми повышают самооценку и облегчают их социализацию вне группы. Значительное влияние оказывает на соц. поддержку супруг, он помогает предотвратить психическое расстройство и помогает противостоять стрессу. По результатам теста у одиноких пожилых женщин повышенный копинг наблюдается по шкалам: положительная переоценка , поиск социальной поддержки, планирование решения проблемы и самоконтроль, а дефицит наблюдается по шкале: избегание (см.Приложение 1). Для одиноких женщин наиболее значимым является создание положительного значения с фокусированием на росте собственной личности, они большое внимание удиляют религии. Вера в Бога даёт надежду на то, что с окончанием физического существования души не прекратится, а приобретает какую-то новую форму. Важным является и социальная поддержка, общение с соседями или родственниками просто необходимо для пожилого человека.
Заключение Народная мудрость утверждает, что “старость - не радость”. Категоричность афоризма делает его уязвимым, ибо он не учитывает всей сложности и многогранности явления. Это скорее мнение , и как таковому ему может быть противопоставлено иное мнение. Старость только начинает осмысливаться человечеством как возраст, таящий в себе большие резервы и возможности.
Жизнь в старости наверняка нелегка, но она должна отходить от стереотипного взгляда на этот период жизни человека как на время пассивного отдыха. Это - стиль жизни, побуждающий к постоянной активности, к чувству ответственности за собственную личность и своё психическое развитие, о котором не следует забывать. Возможности находить радости и ценности в жизни не исчерпываются в определённый её момент, необходимо всегда видеть в себе и в своём окружении новые ценности и качества. Старость не должна быть процессом упадка, мастерство преклонного возраста состоит в том, чтобы из каждой минуты жизни извлекать новые ценности. У пожилых есть одно качество, которого нет у молодого поколения : это - мудрость жизни, знаний, ценностей. Именно мудрость, свойственная пожившему достаточно долго на этой земле человеку, может явиться мощнейшим стимулом и фактором развития общества. Наука пытается анализировать жизнь людей, организуя непосредственный живой интерес людей друг к другу с помощью теорий, категорий, понятий и других средств и способов мышления, которыми обладают люди науки. Люди в пожилом возрасте нуждаются в социальной поддержке, она позволяет им ощущать себя компетентными людьми, при этом необходимо признавать потребность пожилых в “контроле самоопределения” и найти альтернативные способности обеспечить улучшение условий их жизни. Социальная поддержка является важным фактором, содействующим адаптации к позднему периоду жизни. Список литературы 1. Альперович В.Д. Геронтология. Старость: Социокультурный портрет.- М.: 1998.-197с. 2. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. 1996. № 6. 60-71с. 3. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости.-М.: 1990.- 254с. 4. Гехт И.А. Одинокая старость и одиночество в старости // Психология старости и старения. 2001. № 3. 68-75с. 5. Крайг Г. Психология развития.- Спб.: 2000. - 6. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. - М.: 2002. - 288с. 7. Малкина - Пых И.Г. Кризисы пожилого возраста. - М.: 2005. - 368с. 8. От рождения до смерти / Под ред. Реана А.А. - М.: 2003. - 416с. 9. Психология развития / Под ред. Марцинковской Т.Д. - М.: 2001. - 352с. 10.Тульчинский М.М. Психология позднего возраста. - М.: 1993. - 324с. 11.Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. - М.: 2002. - 208с. 12. Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению. - М.: 1989. - 203с. 13. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: 1998. - 183с. Приложение 1 Таблица 1: Стратегии совладания Шкалы Замужние пожилые женщины Одинокие пожилые женщины конфронтативный 53,1% 50,6% дистанцирование 49,2% 54,8% самоконтроль 50,3% 61,8% поиск социальной поддержки 73,7% 70,1% принятие ответственности 46,4% 42,7% избегание 36,8% 32,8% планирование решения проблемы 70,6% 65,2% положительная переоценка 71,4% 73,8%


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.