Реферат по предмету "Психология"


Особенности восприятия подростками эмоции, радость

Содержание:
Введение
1 Понятие эмоций
2 Эмоция радость
3Общая характеристика подросткового возраста

4Особенности восприятия подростками эмоций
Заключение
Приложение
Библиографический список
Введение.
В данной работе исследуется проблема самовосприятия подростками эмоции радость. В научной литературе накоплен обширный материал по психологии эмоций (К.Э.Изард, Е.П.Ильин, Я.Рэйковский и др.) и по психологии подросткового возраста (Е.Д.Божович, Г.М.Бреслав,и др.). В данной работе исследуется восприятие подростками эмоций, в частности эмоции радость. Т.е. путём обобщения материала по психологии эмоций и психологии подросткового возраста отражаются особенности восприятия данной конкретной эмоции - радость у данной возрастной категории - подростков. В этом состоит новизна исследования.
По проблемам подросткового возраста в литературе накоплен обширный материал, также как по психологии эмо
ций. Это говорит о том, что данная проблема актуальна.
В настоящее время широко обсуждаются и исследуются проблемы подростков, особенно так называемых «трудных» подростков. А подростковый возраст - это возраст, когда эмоции берут верх над разумом, поэтому эмоции играют важную роль в жизни подростка, в частности такая позитивная эмоция как радость. Изучение восприятия подростками этой эмоции делает ещё один шаг на пути к пониманию подростков окружающими, а также помогает подросткам лучше понять себя. Радость - важная позитивная эмоция, и знание особенностей её восприятия подростками поможет педагогам, работающим с этой возрастной группой в установлении более тесных контактов с ними. В этом состоит прикладное значение данной работы.
Объектом работы являются подростки, а предметом -эмоция радость, возникающая у них, и особенности её самовосприятия.
Цель курсовой работы - обобщение материала по проблеме восприятия эмоций в подростковом возрасте, в частности по проблеме восприятия подростками эмоции радость.
В работе даётся определение понятию эмоций, как психологических процессов, их место среди других психологи ческих процессов человека, а также классификация эмоций. Особое внимание уделяется эмоции радость. Рассматриваются проблемы причин возникновения радости, проблемы её выражения и самовосприятия её человеком. Также рассматривается место эмоции радость среди других эмоций, взаимодействие её с некоторыми из них.
Также в работе даётся общая характеристика подросткового возраста, рассматриваются основные проблемы этого возраста, особое внимание уделяется проблеме самовосприятия подростков. Отдельное место занимает проблема восприятия подростками эмоций, в частности эмоции радость. Рассматриваются особенности возникновения и выражения радости в подростковом возрасте, а также особенности её самовосприятия.
1 Понятие эмоций.
Прежде всего, необходимо определить, что же такое эмоция, какого значение этого слова. В литературе существует много различных определений понятию эмоция:
Эмоция - переживание человеком своего отношения к
какому-либо событию или объекту (такое определение наиболее распространено в учебниках).
В словаре по психологии (под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского, 1990) даётся такое определение эмоциям: «Эмоции (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта »(с.461).
П.К.Анохин (1964) определяет эмоции как «физиологическое состояние организма, имеющее ярко выраженную субъективную окраску и охватывающее все виды чувствований и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения »(с.339).
У П.А.Рудика (1975) «эмоциями называются психические процессы, содержанием которых является переживание отношение человека к тем или иным явлениям окружающей действительности »(с.75).
Е.П.Ильин дает такое определение эмоциям: «Эмоция рефлекторная психовегетативная реакция, связанная с проявлением своего субъективного пристрастного отношения (в виде переживания) к ситуации и её исходу и способствующая организации целесообразного поведения в этой ситуации »(с.308).
Как видно из определений разные авторы по-разному раскрывают понятие «эмоция». П.К.Анохин определяет эмоции как физиологическое состояние организма, П.А.Рудик как психические процессы, Е.П.Ильин как рефлекторную психовегетативную реакцию. Давая определение, каждый автор делает упор на разные аспекты эмоций и определяет их с разных позиций. Но все авторы сходятся в одном, что
эмоции - это переживание человеком различных явлений и ситуаций.
Фундаментальным свойством переживаний является их знак, по которому они делятся на три группы: отрицательные, амбивалентные (противоречивые, неопределённые) и положительные. Другим фундаментальным свойством переживаний является их интенсивность, или энергетические затраты на единицу времени. По этому параметру они делятся также на три основные формы: 1) аффекты, как правило, возникающие в стрессовых ситуациях, протекающие бурно и измеряемые секундами, минутами (замешательство, восторг и т.п.); 2) эмоции, переживаемые со средней степенью интенсивности и длящиеся часами или днями (радость, удивление, грусть, стыд и т.п.); 3) чувства, переживаемые подчас незаметно, но длящиеся месяцами и годами (ненависть, тревога, равнодушие, любовь и т.п.).
Таким образом, среди психологических процессов эмоции относятся к разряду переживаний, а внутри этого разряда помещаются между аффектами и чувствами, от которых отличаются прежде всего, интенсивностью и длительностью протекания.
Число человеческих эмоций очень велико и они очень разнообразны. В чём же причина разнообразия эмоций? Разные авторы выделяют разные причины исходя из своего понимания механизмов эмоций. Среди таковых можно отметить бесчисленность рефлекторных актов, возникающих под влиянием внешних объектов и немедленно осознаваемых. Т.к. рефлекторные акты не абсолютны, изменчивы и рефлекторные действия могут варьировать до бесконечности, то варьируют и психические переживания этих изменений - эмоции.[2]
Разные авторы включают в число эмоций разные психические процессы и явления, часто не имеющие к ним отношения, за счет этого список эмоциональных переживаний расширяется (Е.П.Ильин, 2001). Например, некоторые авторы относят к эмоциям стремление завоевать признание и уважение, желание взять реванш, желание достичь успеха в своём деле, чувство напряжения, желание общаться, стремление проникнуть в суть явлений, чувство дали, которая манит. Эти явления не подходят ни под одно определение эмоций, следовательно, они являются не эмоциями, а мотивами эмоций: потребностями, желаниями, стремлениями. Разнообразие эмоциональных явлений вызвало потребность в их классификации. Существует много разных подходов к классификации эмоций. Попытки дать универсальные классификации эмоций предпринимали многие учёные. В древности этим занимались философы. Аристотель выделял любовь и ненависть, желание и отвращение надежду и отчаяние, робость и смелость, гнев печаль, радость. Б.Спиноза, считал, что существует столько видов удовольствия, неудовольствия и желания, сколько имеется видов объектов, со стороны которых люди подвергаются воздействиям. Р.Декарт признавал 6 главных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль. У древних учёных ещё отсутствовало разделение желаний, эмоций и чувств.

В более позднее время учёные для классификации эмоций выдвигали самые различные основания. Т.Браун в основу классификации положил временной признак, разделив эмоции на непосредственные, ретроспективные и проспективные. Рид строил классификацию, опираясь на отношение к источнику действия. И.Кант сводил все эмоции к двум группам, в основе которых лежала причина возникновения эмоций, Г.Спенсер делил по признаку их возникновения на четыре класса: презентативные, презентативно-репрезентативные, репрезентативные и высшие.[2]
Е.П.Ильин(2001) пишет: «Сложность классификации эмоций состоит в том, что, с одной стороны, трудно определить является ли выделяемая эмоция действительно самостоятельным видом или же это обозначение одной и той же эмоции разными словами (синонимами), а с другой стороны не является ли новое словесное обозначение эмоции лишь отражением степени её выраженности (например, тревога - страх - ужас). (с.31-32).
Ни одна из предложенных классификаций не получила широкого признания. Это объясняется тем, что все эти классификации были построены на понимании эмоций, как силы непосредственно направляющей поведение. В результате, появились эмоции побуждающие стремиться или избегать какой либо объект, а это противоречит понятию эмоций.
П.В.Симонов (1966) предложил классификацию эмоций в зависимости, от типа действия исходя из характера взаимодействия живых существ с объектами, способными удовлетворить имеющуюся потребность. Классификация представлена в таблице (см. таблицу 1,приложение). Эта классификация хороша тем, что в ней дана попытка дифференцировать эмоциональный тон ощущений от самих эмоций. Минусы этой классификации в том, что в ней присутствуют не только эмоции, но и волевые качества (смелость, бесстрашие) и эмоционально-личностные особенности (невозмутимость, оптимизм).[2]
Многие авторы отмечают, что создать универсальную классификацию эмоций невозможно, т.к. классификация пригодная для решения одного круга задач, не подходит для решения задач другого плана. (Додонов, 1978; Симонов, 1983).
Интересна классификация Б.И.Додонова (1978), в которую входят только те эмоции, в которых человек чаще всего испытывает потребность и которые придают непосредственную ценность самому процессу его деятельности. В связи с этим он предлагает следующие разряды эмоций:
1. Альтруистические эмоции - возникают на основе потребности в покровительстве другим, помощи, в желании приносить людям радость и счастье. Примеры: беспокойство и забота о чьей-либо судьбе, сопереживание, чувство нежности, умиления, преданности, жалости.
2. Коммуникативные эмоции - возникают на основе потребности в общении. Чувство симпатии, расположения, уважения, признательность, благодарность, обожание кого-либо.
3.Глорические эмоции - связаны с потребностью в самоутверждении, в славе, в стремлении завоевать признание и почёт. Возникают обычно, когда человек становится предметом всеобщего внимания и восхищения. Гордость, удовлетворение собой.
4. Праксические эмоции - связаны с деятельностью, её успешностью, желанием добиться успеха в работе, наличием трудностей. Чувство напряжения, увлечённость работой, приятная усталость, любование результатами своего труда.
5. Пугнические эмоции - связаны с потребностью в преодолении опасности, с интересом к борьбе. Это жажда острых ощущений, риска, упоение опасностью, спортивный азарт.
6. Романтические эмоции - связаны со стремлением к таинственному, неизведанному. Ожидание чуда, чувство манящей дали, особой значимости происходящего.
7. Гностические эмоции (интеллектуальные чувства) - связаны с потребностью в получении знаний, «когнитивной гармонии», суть которой в том, чтобы в новом и неизвестном отыскать старое, понятное, проникнув в сущность явления. Например, в проблемной ситуации. Удивление, недоумение, чувство ясности или смутности, чувство догадки, близости решения, радость открытия истины.
8. Эстетические эмоции - наслаждение красотой, чувство изящного, грациозного, возвышенного, светлая грусть, задумчивость, растроганность, сладость воспоминаний о прошлом.
9.Гедонистические эмоции - связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. Наслаждение вкусной пищей, теплом, солнцем, беззаботность и без мятежность, нега, сладострастие.
10.Акзитивные эмоции - возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию, приобретению. Радость по случаю приобретения новой вещи, чувство гордости при обозрении накоплений.
Е.П.Ильин (2001) критикует эту классификацию, называя её надуманной. Он отмечает, что смысл классификации эмоций должен быть не в том, чтобы соотнести их с конкретными видами потребностей, «…а в том, чтобы выявить группы эмоций различающихся по качеству переживаний и их роли для человека и животного» (с.136). Также он пишет, что в разряд признаков выделения групп эмоций у автора часто попадают желания и стремления, а это создаёт путаницу.
Для некоторых авторов характерно деление эмоций на первичные (базисные) и вторичные. Разные авторы называют различное число базисных эмоций. П.Экман выделяет шесть таких эмоций: гнев, страх, отвращение, удивление, печаль и радость. Р.Плутчик (1966) выделяет восемь базисных эмоций, деля их на четыре пары, каждая из которых связанна с определённым действием:
1) разрушение (гнев) - защита (страх);
2) принятие (одобрение) - отвержение (отвращение);
3) воспроизведение (радость) - лишение (уныние);
4) исследование (ожидание) - ориентация (удивление).
К вторичным эмоциям Р.Плутчик относит комбинации двух или нескольких первичных эмоций. Например: любовь (радость + принятие), скромность (страх + принятие), гордость (гнев + радость) и другие.
К.Изард (2000) выделяет 10 основных эмоций: гнев, презрение, радость, удивление, стыд, интерес, вина, страх, отвращение, горе. Е.П.Ильин (2001) критикует это выделение, т.к. говорит, что базовыми можно назвать только эмоции, имеющие глубокие филогенетические корни (т.е. имеются и у человека и у животных), а остальные эмоции присущие только человеку (вина, стыд) нельзя назвать базовыми.

Л.В.Куликов (1997) делит эмоции на активационные (бодрость, радость, азарт), тензионные (гнев, страх, тревога),
и самооценочные (печаль, вина, стыд, растерянность).
Существуют и другие классификации эмоций. Единой всеобъемлющей классификации эмоций не существует. Каждая классификация подчёркивает какой-либо признак, по которому эмоциональные явления объединяются в группы и отделяются от других групп. Таких признаков много: причины, вызывающие эмоции, интенсивность и устойчивость эмоций, влияние эмоций на поведение и деятельность человека. (Е.П.Ильин, 2001).


2.Эмоция радость.
В словаре С.И.Ожегова радость определяется как весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения. В.Квин (2000) определяет радость как активную положительную эмоцию, которая выражается в ощущении удовольствия и вызывает хорошее настроение.
Вообще определить сущность радости сложно. Поэтому некоторые психологи идут в её понимании от противного, т.е. чем она не является. В.С.Дерябин (1974) и К.Изард (1980) отделяют её от чувства сенсорного удовольствия (эмоционального тона ощущений), а также различают радость и веселье. По мнению В.С.Дерябина радость в отличие от сенсорного удовольствия не имеет локализации, а захватывает весь организм. Также он пишет, что существует так называемая «тихая радость», переживанию которой не сопутствует веселье. К.Изард отмечает, что радость и эмоциональный тон возникают на разных уровнях эмоциональной сферы. Также он пишет, что главной отличительной чертой радости является то, что радость сопровождается переживанием удовлетворённости самим собой и окружающим миром. Е.П.Ильин (2001) определяет радость как «сильное удовлетворение», а очень сильная радость, по его мнению, принимает форму поведения, называемую «буйством». Также он пишет, что сильную и кратковременную радость иногда принимают за счастье, хотя счастье - это нечто большее, чем интенсивное удовольствие или радость. Радость по поводу неудачи соперника или того к кому человек испытывает неприязнь называется злорадством.
При каких же условиях человек переживает радость, каковы причины её возникновения?
К.Изард (1980) описывает причины возникновения радости через представление её феноменологических детерминант. Переживание радости не является следствием специфической ситуации или действия, что делает трудным определение конкретных её причин. Эта эмоция скорее является побочным продуктом восприятия мышления или действия. К.Изард описывает много условий, в которых может возникнуть данная эмоция.
Радость может возникнуть в процессе творческой работы на любой её стадии - при открытии, при завершающем творческом достижении или триумфе. Радость может возникать при выполнении физических упражнений, при приёме пищи удовлетворяющей голод и жажду или вследствие каких-либо явлений, действий, которые уменьшают действие отрицательных эмоций - гнева, отвращения, презрения, стыда или страха. Также причиной радости может стать узнавание чего-то знакомого, особенно после длительной изоляции или отсутствия знакомого объекта, человека. К.Изард приводит пример такой ситуации - возвращение студента в родной город после длительного отсутствия в течение семестра или года и узнавание им знакомых лиц в толпе прохожих. Также среди феноменологических детерминант радости указывается возможность её появления во время сна, во время грёз мечтаний или других форм воображения. Доказательством радости во сне является улыбка на лице спящего ребёнка, которую видели все родители. Также радость может возникать спонтанно, без специфических предшествующих событий.
В книге «Психология эмоций» (2000) К.Изард описывает причины возникновения радости на основе проведённого исследования, в ходе которого 130 испытуемых (студентов колледжа) просили назвать события или явления, которые вызывают у них радость.
В результате исследования выяснилось, что большинство событий названных испытуемыми были так или иначе связаны с близкими, любимыми людьми. Все ситуации такого рода были разделены на три группы: а) ситуация, в которой человек приносит счастье любимому человеку (жертвы во имя любимого человека, тем или иным образом выраженный благодарный отклик близкого человека, чувство, что человек дарит радость любимому человеку); б) когда вы видите, что любимый человек старается сделать вам приятное; в) когда любимый человек разделяет ваши переживания. Общение с друзьями тоже часто упоминалось испытуемыми как радостная ситуация. В качестве активирующих событий испытуемые называли встречу с друзьями после долгой разлуки или непринуждённое времяпрепровождение с друзьями. Как источники радостных переживаний также упоминались различные формы деятельности. Это могло быть и просто «творческое интуитивное мышление » и работа над сложным проектом.
Однако, автор замечает, что никто из опрошенных не говорил о том, что занимается той или иной деятельностью, чтобы испытать радость. Результаты исследования по изучению причин и следствий радости представлены К.Изардом в виде таблицы (см. таблицу 2,приложение).
Радость - одна из простейших эмоций с точки зрения мимического выражения и возможности расшифровки этого выражения. Простейшая улыбка возникает в результате сокращения всего одной пары мышц - скуловых. Эти мышцы при сокращении приподнимают и слегка оттягивают уголки рта.
Радость выражается улыбкой и смехом. Эти проявления легко расшифровать и они почти всегда свидетельствуют о наличии данной эмоции. Однако, по мнению К.Изарда (2000) значение улыбки новорожденного, первой улыбки человека до сиих пор остаётся загадкой. Он считает, что первая улыбка обусловлена только внутренним процессом - активностью ствола мозга, т.к. впервые она появляется во сне. При настоящей социальной улыбке обычно сокращаются ещё и круговые мышцы глаза. У взрослого человека сокращение этих мышц вызывает лёгкие морщины, которые лучиками расходятся от внешних уголков глаз. При одновременном сокращении скуловых и круговых мышц глаза приподнимаются щеки, и создаётся лёгкий прищур. Это выражение имеет множество вариаций. В повседневной жизни люди, как правило, называют это выражение улыбкой, хотя вопрос о том можно ли считать все эти вариации улыбкой в строгом смысле, по мнению Изарда, пока остаётся открытым. Эти разные улыбки имеют разный смысл, и наблюдать их можно даже у новорожденного. К.Изард приводит данные работы Экмана и Фризена (Ekman, Friesen, 1982) , которые выделяют три вида улыбки: улыбку искреннюю, фальшивую и несчастную. Искренняя улыбка у взрослого человека длится, как правило, от 2/3 до 4 секунд.
У фальшивой улыбки есть две разновидности. Поддельная улыбка выражает не столько радость, сколько желание казаться радостным, с её помощью человек пытается скрыть от окружающих свои истинные эмоции. Экман и Фризен описывают ряд признаков, отличающих фальшивую улыбку от искренней. Во-первых, при фальшивой улыбке щёки почти не поднимаются и отсутствуют характерные морщинки вокруг глаз, это происходит потому, что при фальшивой улыбке круговые мышцы глаза относительно пассивны. Но когда улыбка очень старательная и сокращение скуловых мышц достаточно заметно приподнимает щеки, её бывает трудно отличить от настоящей улыбки. Фальшивая улыбка бывает, как правило, асимметрична с большим смещением в левую сторону у правшей. При искренней улыбке такое смещение обычно не наблюдается. Кроме того, такая улыбка возникает либо раньше, либо позже чем того требует ситуация. Она отличается от искренней улыбки и по продолжительности. Фальшивая улыбка появляется на лице как бы внезапно, а её кульминационный период длится дольше обычного. Исчезает такая улыбка тоже внезапно, в отличие от истинной улыбки, которая угасает постепенно.

Третий тип - несчастную улыбку Экман и Фризен описывают как улыбку наложенную поверх мимического выражения негативной эмоции. Она возникает тогда, когда человек чем-то сильно расстроен и это написано у него на лице, но несмотря на очевидность своих чувств для окружающих он пытается изобразить улыбку. Эту несчастную, жалобную улыбку может распознать любой мало-мальски внимательный человек, т.к. она обычно бывает малоубедительна.
Также радость может выражаться в смехе. Но не всякий смех является индикатором радости. Смех, возникающий при встрече с любимым человеком, при решении трудной задачи или в процессе близкого общения может действительно свидетельствовать об интенсивной эмоции радости. Но когда человек смеётся над шуткой, анекдотом, шаржем или при встрече с какой-нибудь несуразностью он совсем не обязательно испытывает бурную радость. Такой смех возникает потому, что человек понимает смысл шутки намёка, улавливает несоответствие между двумя предметами или явлениями, которые почему-то оказались связанными вместе. Такой смех предполагает работу ума, нужно уметь понять нелепость, абсурдность той или иной ситуации, установить связь между двумя теми или иными предметами. Но не всякий смех предполагает сложные когнитивные процессы. Даже младенцы смеются, когда их щекочут, такой смех не предполагает работы ума.
Кроме мимических выражений радость проявляет себя в повышенной двигательной активности, в периоды радости у человека повышается работоспособность.
Также радость проявляется в чувствах, мыслях и действиях следующих после её переживания. Данные, полученные К.Изардом в ходе исследования последствий радости также как и причины радости приведены в таблице (см. таблицу 2,приложение).
Попробуем определить положение эмоции радость среди других эмоциональных процессов. А.Т.Злобин в своей классификации эмоций, которую он назвал «волна эмоций», располагает радость между эмоцией стыда и эмоцией бесстрашия. Эта классификация построена на основе представления аппарата эмоций, который, по мнению автора, является устойчивой системой и состоит из негативных эмоций - страха, грусти и гнева и позитивных - стыда, радости и бесстрашия. Эти эмоции последовательно сменяли друг друга в процессе эволюции человека. Эмоция радости, по его мнению, развивается под непрерывным воздействием других эмоций. Это происходит примерно так:
- сначала робкая радость (человек ещё страшится радоваться);
- грустная радость (смех сквозь слёзы);
- злая радость («назло всем я буду радоваться»);
- стыдливая радость (сомнение: а можно ли радоваться?);
- подлинная радость (полное удовлетворение чем-либо);
- бесстрашная радость (радость «на всю катушку», без оглядки).
Из этого развития Злобин выводит результаты взаимодействия радости с другими эмоциями:
1. радость + страх - отрада, трепетная радость;
2. радость + грусть - веселье, грустная радость (по мнению автора, веселье всегда изначально содержит в себе элементы грусти);
3. Радость + гнев - злая радость, потеха;
4. Радость + стыд - упоение, срамная радость;
5. Радость + радость - ликование, «радостная радость»;
6. Радость + бесстрашие - торжество, безбоязненная радость.
Итак, в результате рассмотрения характеристик радости, становится очевидно, что радость является главной позитивной эмоцией человека и соответствует уровню базовой эмоции.
3.Общая характеристика подросткового
возраста.
Рассмотрение подросткового возраста требует чёткого выделения его границ. Но четкие единые границы этого возраста выделить сложно, т.к. у разных авторов они несколько колеблются. Так Ж.Пиаже относит к подростковому возраст от 12 до 15лет, Д.Б.Эльконин от 10 до 15, Д.Б.Бромлей от 11 до15, у Дж.Биррен период подросткового возраста охватывает 12 - 17 лет, у Г.М.Бреслава 10-11 - 15 лет. Г.Г.Аракелов обобщая все вариации, относит к подростковому период развития от 10-12 до 15-17 лет. Некоторые психологи делят подростковый возраст ещё на два периода: младший подростковый возраст (10-13 лет) и старший подростковый возраст (14-16 лет).
Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обуславливает его исключительную сложность, причём противоречивый характер проявляется не только в физическом и психосексуальном развитии, но и в развитии интеллекта, а также в социальном развитии. «Личность подростка дисгармонична: свёртывание установившейся системы интересов, протестующий способ поведения сочетается с возрастающей самостоятельностью, с более многообразными и содержательными отношениями с другими детьми и со взрослыми, со значительным расширением сферы его деятельности, качественно меняющей свой характер вследствие направленности на новые формы отношений» [ ](с.33). Подросток стремится найти своё место в обществе, это порождает у него стремление понять себя самого, развивается чувство ответственности, критическое отношение к себе и другим людям.
Подростковый возраст - это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытия «Я», обретения новых социальных позиций. В этом возрасте теряется детское мироощущение, более беззаботный и безответственный образ жизни, это пора тревожных сомнений в себе и своих возможностях, поиска правды в себе ив других.
Важным содержанием подросткового возраста является период полового созревания и происходящая перестройка работы большинства органов и систем (эндокринной, мышечной, костной, сердечно-сосудистой, нервной и др.) В это время оформляются морфофизиологические и конституционные особенности, которые обеспечивают полную дифференциацию полов, детский организм не просто становится взрослым, но и происходит превращение мальчиков в мужчин, а девочек в женщин. Это не может не отразиться на всём психическом развитии ребёнка, на формировании его личности. [ ]
Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» - представление о своём телосложении с точки зрения эталонов «мужественности» или «женственности». Рисуя словесный автопортрет или портрет другого человека подростки значительно чаще младших детей и взрослых людей включают в описание черты внешности. Это является следствием того, что черты взросления ярче всего проявляются у подростков в изменении их телесного облика. По этой же причине среди подростковых хобби «телесные» увлечения занимают одно из центральных мест. Прежде всего, это хобби связанные со спортом: езда на велосипеде, борьба, футбол, у девушек - спортивная гимнастика, танцы. Особенность самооценки подростка - слитность физических качеств и таких черт личности, как степень уверенности в себе, общительность, эгоцентризм. Та или иная оценка своей внешности влечёт за собой определённую самооценку по всем остальным качествам, поэтому подростки с дефектами внешности часто страдают от чувства неполноценности. Подростки очень остро воспринимают различные дефекты своей внешности (полнота, угреватость), это обусловлено высокой ценностью внешности в самовосприятии и межличностном общении. Причина в том, что внешность больше чем когда-либо является для подростков «визитной карточкой», определяет статус в обществе сверстников, т.к. именно на внешние выраженные черты взрослости обращают внимание и сверстники и взрослые. Гипертрофированность физического образа «Я» в самосознании подростка явление переходное и с возрастом проходит. Более сбалансированной становится и оценка себя как личности. Другая черта самосознания подростка – эмоционально-ценностное отношение к себе. (А.М.Прихожан, 1983) Младших подростков (10-11 лет) характеризует общее положительное отношение к себе (принятие себя). Негативные оценки окружающих, собственные неудачи воспринимаются подростками в основном как ситуативные, временные и в целом не оказывают значительного влияния на самовосприятие. В 11-12 лет уже обнаруживается общая потребность в самооценке и в то же время переживание неумения и невозможности оценить себя. В дальнейшем, (12-13 лет) наряду с общим положительным отношением к себе (принятием себя) появляется также отрицательное ситуативное отношение, которое в основном зависит от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В 13-14 лет имеет место так называемая оперативная самооценка, которая основывается на сопоставлении школьником своих личностных особенностей, форм поведения, с определёнными нормами, которые выступают в роли идеальных форм личности и поведения и служат регулятором поведения подростка, оказывая влияние на общее отношение подростка к себе и множество ситуативных самооценок. Такая самооценка выражает отношение подростка к себе в настоящий период времени.
При анализе данных по методике «Кто я? – 20 суждений», которая проводилась с подростками 12-16 лет, были получены следующие результаты. Количество положительных высказываний о себе среди подростков всех возрастов было примерно одинаково (39-40%). Количество отрицательных высказываний было заметно ниже у старших подростков (15-16 лет) по сравнению с младшими (52% у 12-13 летних, 37% у 15-16 летних). Но у старших подростков намного выше количество неопределённых, амбивалентных высказываний (7% у младших, 24% у старших), которые нейтрально описывают их как личность («Я не хуже, но и не лучше других»). Таким образом, с возрастом увеличилось число нейтральных высказываний, причём преимущественно за счёт снижения числа отрицательных высказываний. Также с возрастом увеличивается число высказываний, характеризующее целостное отношение к себе, в отличие от перечисления отдельных качеств личности и черт характера. Это связано с тем, что чем старше становится подросток, тем глубже он воспринимает себя как бы изнутри и меньше пользуется для самооценки той системой, по которой его оценивают другие люди и по которой он сам оценивает себя. Самовосприятие становится более глубоким. Е.П.Ильин считает, что эмоции подростков в значительной мере связаны с общением. Недостаток опыта переживания эмоций в учёбе и общении приводит к тому, что подросток в основание своего эмоционального эталона кладёт не общие черты разных людей, а индивидуальные особенности конкретно подразумеваемого человека. У подростков, по его мнению, преобладает отрицательное отношение к себе. В эмоциональной сфере подростков он выделяет следующие черты: - очень большая эмоциональная возбудимость, которая проявляется во вспыльчивости, страстности; - большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими детьми; - повышенная тревожность, готовность к ожиданию страха; - противоречивость чувств; - возникновение эмоций не только по поводу оценки подростков другими, но и по поводу самооценки; - сильно развитое чувство принадлежности к группе; - предъявление высоких требований к дружбе, в основе которой лежит общность интересов, нравственных чувств; - проявление гражданского чувства патриотизма. В подростковом возрасте развитие силы переживания эмоций достигает своего апогея. Именно в этом возрасте глубже всего переживаются и страх, и гнев, и радость. У подростков уже достаточно хорошо развит язык эмоций. Например, длина словаря синонимов обозначающих базовые эмоции страха и радости увеличивается до шести-семи слов. Начиная с подросткового возраста, знания об эмоциях становятся всё более опосредованными восприятием этих эмоций. Хорошо развито представление об амбивалентности эмоций, что способствует возможности более точного вербального описания детьми подросткового возраста своего эмоционального состояния в данный период времени. 4.Особенности восприятия подростками эмоций. Для раскрытия понятия «восприятие эмоций» можно воспользоваться когнитивной схемой эмоций приведённой в работе Н.Д.Былкиной и Д.В.Люсина (см. приложение) « В когнитивных схемах эмоций кристаллизуется эмоциональный опыт субъекта, его знания о причинах и проявлениях эмоций. Одной из важнейших функций схемы эмоции можно считать то, что она используется при идентификации эмоций как чужих, так и своих. Схема объединяет набор признаков, по которым можно судить о наличии той или иной эмоции. Сопоставление совокупности наблюдаемых признаков со схемой позволяет идентифицировать эмоцию. При этом предполагается, что ни один из признаков не является жестко привязанным к определённой эмоции, а её идентификация осуществляется на вероятностной основе. Кроме того, когнитивные схемы эмоций используются для объяснения и предсказания поведения людей» (с.39) [19]. Объединяющим ядром схемы является субъективное переживание эмоции. Оно плохо фиксируется с помощью вербальных средств или других знаковых систем и запечатлевается в памяти непосредственно. Именно благодаря возникновению этого эмоционального тона человек воспринимает и идентифицирует возникшую эмоцию. Этот элемент схемы является главным признаком, по которому человек судит о своём эмоциональном состоянии, а, следовательно, и воспринимает его. Для восприятия эмоций окружающих людей ведущими становятся другие признаки. Главными из них являются следствия эмоций, а именно их внешние проявления: выражение лица, вокальные изменения, физиологические и поведенческие проявления. Ещё одну группу элементов схемы эмоции составляют антецеденты – причины эмоций. К ним относятся, прежде всего, эмоциогенные ситуации. Но эмоции вызываются не самой по себе ситуацией, а её взаимодействием с внутренними состояниями индивида, прежде всего с его целями. Так, если наблюдатель представляет себе ситуацию, в которой оказался человек, его цели и внешние проявления эмоции, то этой информации может быть достаточно для того, чтобы идентифицировать переживаемую им эмоцию. Также для идентификации эмоции необходимо учитывать дополнительную информацию о некоторых промежуточных переменных, которые влияют на порождение и проявление эмоции, так называемые медиаторы. К ним относятся: индивидуальные особенности (темперамент, характер, личностные черты и т.п.), которые определяют предрасположенность к возникновению и проявлению тех или иных эмоций; культурные особенности, влияющие на способы выражения эмоций; актуальное физическое и психическое состояние индивида, также определяющее особенности эмоционального реагирования. Таким образом, главной частью восприятия эмоций является их идентификация в сознании человека. Особенностью самовосприятия эмоций является то, что они идентифицируются человеком с помощью субъективного переживания, тогда как для идентификации эмоций другого человека главным является их внешнее проявление.
Самовосприятие эмоции радость не должно вызывать особых трудностей, так как идентифицировать эту эмоцию достаточно легко, потому что она является главной позитивной базовой эмоцией человека и её трудно спутать с какими-либо другими эмоциями. И в ситуациях взаимодействия радости с другими эмоциями, когда радость переживается не в чистом виде и даже не является преобладающей эмоцией в данной ситуации выделить её присутствие, скорее всего, не очень сложно, по крайней мере, при самовосприятии. Это объясняется тем, что, поскольку, специфика этой эмоции очень отличается от специфики остальных базовых эмоций и даже в какой-то степени противопоставляется им, то и субъективное переживание радости, при возникновении её эмоционального тона очень специфично.
Самовосприятие эмоций подростками находится на промежуточном уровне между самовосприятием их детьми и восприятием своих эмоций взрослым человеком. Дети младшего возраста на разных этапах развития способны по-разному идентифицировать свои эмоции, в зависимости от того насколько хорошо у них развит язык эмоций и представление об амбивалентности эмоций. Развитие языка эмоций обычно завершается к 9-10годам, а представление об их амбивалентности, т.е. возможности одновременного существования двух противоположных по знаку эмоций окончательно складывается к 10-11 годам. Т.е. дети дошкольного и младшего школьного возраста ещё не способны воспринимать и идентифицировать эмоции с высокой степенью качества [20;21]. Подростки в силу развития представлений об эмоциях уже способны достаточно объективно оценивать и идентифицировать свои эмоции, но у них ещё не достаточно опыта переживания эмоций по сравнению со взрослыми людьми, это не может не сказываться на самовосприятии эмоций. Многие эмоциональные состояния возникают у подростков впервые, они не были им знакомы в детском возрасте и, конечно, воспринимаются по-особому. Такие состояния подростки пока не способны качественно идентифицировать. Примером такого состояния может быть влюблённость. Поскольку в подростковом возрасте интенсивность переживаний эмоций очень велика, это тоже не может не сказаться на особенностях самовосприятия эмоций. Ни в одном возрасте самовосприятие эмоций не имеет такого значения как в подростковом. Подростку очень важно разобраться в огромном количестве эмоций и чувств возникающих у него, особенно новых, незнакомых эмоциональных состояний и научиться их правильно идентифицировать. Подростки очень остро переживают свои эмоции, сила влияния эмоциональных состояний на подростков очень велика и поэтому подростки в своих поступках часто руководствуются только эмоциями, вопреки разуму. Подростковый возраст иногда называют возрастом, когда эмоции берут верх над разумом. Отчасти, такое влияние эмоций на подростков вызвано неумением объективно воспринять и идентифицировать эмоции, чтобы определить их роль в той или иной ситуации. Радость является основной позитивной эмоцией подростков, поэтому радость и её модификации оказывают большое влияние на жизнь подростков. Причинами возникновения радости у подростков могут быть самые разные явления, как и у людей любого возраста. Радость может возникать при занятии любимым делом, после успешного выполнения дела, при воспоминаниях о счастливых событиях и т.д. Особое место занимает возникновение радости в процессе общения с людьми. В жизни подростка очень важное место занимает дружба, поэтому наиболее частой причиной радости для подростков является общение с друзьями. Важной частью сознания подростков является принятие себя, как самим собой так и окружающими. Поэтому любые проявления окружающими принятия подростка вызывают у него радость, особенно если они исходят от его сверстников, друзей. Подростки очень чувствительны к похвале и признанию окружающими своих достижений, это также является причиной радости. Некоторые эмоции образованные при взаимодействии радости с другими эмоциями проявляются в подростковом возрасте впервые. Например, упоение, отрада, ликование или торжество. В этом возрасте радость может проявляться и в форме буйства. Возникновение этих новых форм радости связано с большой интенсивностью и силой эмоций, когда радость накладывается на другие уже имеющие место эмоции или возникает одновременно с ними и таким образом возникает новая эмоция. Подростки ещё не способны чётко идентифицировать эти новые формы и не всегда могут их различить. Конкретные слова, обозначающие эти эмоции, скорее всего ещё не присутствуют в активном словаре подростков, хотя могут быть знакомы им хотя бы из литературы. Вряд ли подросток опишет переживаемую им в данный момент эмоцию словами упоение или отрада, даже если в его сознании эти эмоции идентифицируются. Самовосприятие подростками радости происходит по той же схеме, что и самовосприятие эмоций взрослыми людьми – когнитивной схеме эмоций. После появления антецедентов (причин радости) наступает субъективное переживание эмоции радость. На него оказывают влияние некоторые индивидуальные особенности подростка, например темперамент – переживание радости подростком-холериком будет явно отличаться от переживания её меланхоликом. Также на переживание радости оказывает влияние актуальное состояние подростка (физическое и психическое). Субъективное переживание порождает самовосприятие радости и её следствия – внешние проявления радости. Радость воспринимается подростками как яркая положительная эмоция, она может являться стимулом для возникновения у подростков хорошего настроения. Часто в периоды радости подростки совершают определённые действия направленные на доставление радости окружающим и продления этой эмоции у себя. В целом самовосприятие радости подростками не вызывает у них особых затруднений, т.к. как уже указывалось выше идентифицировать эту эмоцию не сложно и опыта эмоциональных переживаний подростка хватает на то, чтобы идентифицировать наличие этой эмоции в актуальном эмоциональном состоянии. Заключение. Целью работы было исследование особенностей самовосприятия подростками эмоции радость. Для этого в работе исследовались некоторые проблемы психологии эмоций, такие как определения понятия эмоций как психологических процессов в работах разных авторов, а также классификация эмоций по различным показателям. В работе дана достаточно полная характеристика эмоции радость, были рассмотрены проблемы причин возникновения, а также способов выражения данной эмоции, дана характеристика эмоциям, возникающим при взаимодействии радости с другими эмоциями. Также в работе были представлены некоторые проблемы психологии подросткового возраста, дана общая характеристика этого этапа развития человека, подробно рассмотрена проблема самовосприятия и самооценки подростков, а также дана характеристика эмоциональной сферы подростков. Эти проблемы описывались путём обобщения материала по данным темам накопленного в научной литературе по психологии подростков. Далее путём обобщения и анализа материала по психологии эмоций и психологии подросткового возраста была представлена проблема восприятия эмоций подростками, особенностей их самовосприятия в подростковом возрасте, и проблема особенностей самовосприятия подростками конкретно эмоции радость.
Таким образом, путём обобщения и постепенной конкретизации материала по двум большим темам, исследованием которых занимается психология, и актуальность которых доказана огромным количеством работ русских и зарубежных психологов, была представлена и рассмотрена очень узкая, но тем не менее актуальная проблема, в которой и заключалась цель этой работы - проблема самовосприятия подростками эмоции радость.
Приложение. Таблица 1. Величина потребности Оценка вероятности удовлетво-рения Контактное взаимодействие с объектом Дистанционные действия Овладения, Обладания Объектом Защиты, сохранения объекта Преодоления,бборьбы за за объект Нарастает Превышает имевшийся прогноз Наслаждение, удовольствие Восторг, счастье, радость Бесстрашие смелость уверенность Торжество, воодушевле-ние, бодрость Небольшая Высокая Безразличие Спокойст-вие. Расслабле- ние Невозмути- мость Нарастает Падает Неудовольствие отвращение, страдание Беспокой- - ство, печаль, горе, отчаяние Насторо- женность, тревога, страх, ужас Нетерпение, негодование, гнев,ярость, бешенство Схема 1. «Когнитивная схема эмоций».
Индивидуальные особенности Культурные особенности Актуальное состояние
Мимические Вокальные Поведенческие Психические
Субъективное переживание эмоции
Цель
Ситуация Антецеденты Следствия Медиаторы Таблица 2 «Причины и следствия радости». Причины радости % Чувства: 1 Удовольствие. 2Возможность отрешиться от проблем и конфликтов, расслабленность, комфорт. 3 Уверенность в себе, успешность. 4 Ощущение, что тебя принимают, что ты нужен, что можешь что-то дать другим людям. 5 Другие чувства. Мысли: 1 Мысли о приятных, счастливых событиях. 2 Мысли о конкретном человеке, конкретной деятел. 3 Мысли об определённых действиях других людей. 4 Мысли о своих способностях, своём успехе. 5 Мысли о благополучии в будущем. 6 Мысли о том, что тебя принимают, что ты нужен. 7 Другие мысли. Действия: 1 Занятие любимым делом. 2 Успешное выполнение дела. 3 Помощь людям. 4 Действия выполненные совместно с определён. человеком. 5 Исполнение долга. 6 Стимулирующая и возбуждающая деятельность. 7 Другие действия. 31,5 26,9 25,4 11,5 4,6 26,9 23,8 21,5 12,3 6,2 3,8 5,4 32,3 28,5 14,6 11,5 6,9 4,6 1,5 Последствия радости % Чувства: 1 Удовольствие – радость. 2 Облегчение, расслабление, покой. 3 Уверенность в себе, в успехе. 4 Интерес – возбуждение. 5 Желание разделить радость с другими. 6 Чувство здоровья, активности, энергичности. 7 Чувства по отношению к другому человеку или деятел. 8 Другие чувства Мысли: 1 Приятные, счастливые мысли. 2 Мысли о том, что «жизнь – хорошая штука». 3 Мысли о любимых вещах, занятиях. 4 Мысли о радостном событии. 5 Мысли связанные с чувством уверенности в себе. 6 Мысли о том, что другие разделяют твою радость. 7 Чувство благодарности. 8 Мысли о достигнутом успехе. 9 Мысли о конкретном человеке или деятельности. 10 Другие мысли. Действия: 1 Занятие любимым делом. 2 Выражение радости вербально или физически. 3 Разделение радости с другими, дружелюбные поступки. 4 Действия, нацеленные на продление радости. 5 Беззаботность, беспечность. 6 Усилия направленные на успешное выполнение дела. 7 Действия, исполненные тихой радости. 8 Другие действия. 51,7 27,7 5,8 5,1 2,9 2,9 1,4 2,9 40,9 16,8 13,9 9,5 4,4 4,4 3,6 2,9 1,4 2,2 27,7 19,0 13,1 9,5 6,6 4,4 2,9 11,6 Библиографический список: 1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2. Изард К.Э. Эмоции человека. Спб., 1980. 3. Изард К.Э. Психология эмоций. Спб.; М.; Харьков, 2000. 4. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М.,1971.
5. Васильев И.А. Эмоции и мышление. М.,1980. 6. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.,1966. 7. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978. 8. Психология. Словарь./Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.,1990. 9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.,1977. 10. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979. 11. БреславГ.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.,1990. 12. Психология современного подростка./Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.,1987. 13. Учителям и родителям о психологии подростка./Под ред. Г.Г. Аракелова.М.,1990. 14. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту./Под ред. И.В.Дубровиной. М.,1987. 15. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.,1982. 16. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М.,1979. 17. Ожёгов С.И и Шингарова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,1999. 18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1977. 19. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе.//Вопросы психологии. 1999. №3. 20. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей.//Вопросы психологии. 1995. №2. 22. Гордеева О.В. Развитие у детей представления об амбивалентности эмоций.// Вопросы психологии.1994.№6. 21. Злобин А.Т. К классификации эмоций.//Вопросы психологии. 1991.№4. 22. Люсин Д.В. Эмпирический анализ категоризации эмоций.//Вопросы психологии.1999.№2. 23. Туревская Р.А. К вопросу о смысловой организации переживаний в подростковом и юношеском возрасте.//Вестник МГУ, сер. Психология. 1992.№4.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.