Многие идеи концепции о самоактуализации людей, сформулированные А.Маслоу, созвучны содержанию положений, которые с начала зарождения акмеологии как самостоятельной ветви человекознания стали развивать ее создатели.
Вместе с тем, А.Маслоу, изучавший совершенно определенных выдающихся людей, добившихся в основных для них областях профессионального труда неординарных результатов (А.Эйнштейн — в физике, А.Линкольн — в государственной деятельности, Т.Джефферсон — в государственной деятельности, законотворчестве и просветительстве и другие), высказал целый ряд мыслей, которые должны быть взяты на вооружение и развиты современной акмеологией, потому что это несомненно расширит и углубит ее понятийный аппарат.
Как известно, одним из основных принципов, опираясь на который А.Маслоу строил свою гуманистическую психологию, был тезис: «индивид— это единое целое» и как таковое его только и надо изучать. (В отличие от Б.Г.Ананьева, обозначавшего словом «индивид» человека, только когда он рассматривал его как сложный живой организм, А.Маслоу слово «индивид» употреблял для обозначения отдельного человека.) Естественно, что этот подход очень актуален в настоящее время, потому что и в сегодняшней акмеологии он не всегда выдерживается, и это закономерно приводит к искаженному видению человека на ступени взрослости и к усеченному представлению о закономерностях и механизмах, которые обеспечили именно такую, а не другую взрослость человека как сложного природного существа (индивида), ансамбля отношений (личности) и субъекта деятельности (профессионала).
Как явствует также из трудов А.Маслоу, он категорически не согласен с утверждением, что иррациональные процессы доминируют в жизни большинства людей. Основной акцент в своей гуманистической теории А.Маслоу сделал на описании человека, рационально принимающего решения и осознанно стремящегося (хорошо или плохо — это другой вопрос) актуализировать свой потенциал.
Представляется, что и для акмеологии это положение сейчас тоже не лишне, когда в науке снова имеет место явный перебор в подчеркивании роли при прописывании и осуществлении взрослым человеком своего жизненного сценария его подсознания и эмоциональной сферы.
С точки зрения А.Маслоу, как это хорошо видно из его произведений, человек, как правило, сосредоточен на том, чтобы стать тем, чем позволяет стать его потенциал. Основная мысль его размышлений в этом случае состоит в том, что человек поднимается над теми мотивами, которые общи у него с животным миром. Такая концепция личности, конечно, не может существовать без прочной основы в виде полного гетеростаза.
Думается, что и эта мысль особенно актуальна для сегодняшней акмеологии, когда всплеск насилия, грубого секса, равнодушие к чужой жизни списывают на якобы неистребимую силу животного начала в человеке.
Очень значимо для современной акмеологии предельно взвешенное отношение А.Маслоу к значению среды и, конкретнее, окружения человека, к тому, на какую высоту сумеет подняться человек как личность. Он полностью солидарен с Сартром, который говорил: «Человек не что иное как то, чем он делает себя сам» и добавлял: «Я есть мой выбор».
Для акмеологии, не отрицающей макро- и микрообстоятельств, в которые попадает формирующаяся личность, важно не упустить из вида эту точку зрения Сартра, с которой был солидарен А.Маслоу, который был твердо убежден, что чем взрослее человек и чем выше он поднялся в иерархии духовно-нравственных потребностей, тем он свободнее и, следовательно, более самостоятелен в создании своей судьбы.
Вместе с тем, он с большим сожалением подчеркивал, что на уровень своего повседневного бытия, строящегося в соответствии с усвоенными высшими потребностями, поднимается сравнительно небольшое число людей (приблизительно 1% от всей массы).
Объясняя причины этого, А.Маслоу прежде всего указывал на значение мотивации, которая является наиболее существенной в системе побуждений того или иного человека. Согласно его представлениям, в мотивационной сфере человека имеют место два вида мотивов. Первая группа — это мотивы дефицитарные (за ними стоят потребности в пище, сексуальная потребность, потребность в безопасности и другие подобные потребности), которые, если они удовлетворены, снимают у человека напряжение, которое он испытывает.
Вторая группа мотивов, в терминологии А.Маслоу, — бытийные, побуждающие человека подниматься над рутинным течением жизни, например, отстаивать справедливость, защищать честность, бороться за истину и т.п. Следование их голосу вызывает у человека сплошь да рядом дискомфорт в его взаимоотношениях с окружением, заставляет забыть о спокойной жизни, рождая возникновение состояния напряжения. И большинство людей программирует свои поступки и деяния, привыкая постоянно прислушиваться к своим дефицитарным мотивам, обеспечивая движение своей жизни как по накатанной колее. А.Маслоу писал, что жизнь в соответствии с дефицитарными мотивами превращает человека в обыкновенного респондента, «просто реагирующего на стимулы, на поощрения и наказания, на чрезвычайные обстоятельства, на боль и страх, на требования других людей, на рутинные каждодневные события».
И, наоборот, люди, руководимые в своих поступках и деяниях бытийными мотивами, вырываются из повседневной рутины и все больше прибавляют как личности в качестве самостоятельности. Их жизнь, пишет А.Маслоу, можно определить как усилие или рывок, когда человек использует все свои способности в полную силу. Бытийный образ жизни (это выражение самого А.Маслоу) включает в себя наиболее значимые и волнующие моменты человеческого существования, а также моменты величайшей зрелости, проявления подлинной индивидуальности и наполненности высоким содержанием жизни.
Поясняя, почему мало число самоактуализирующихся людей, А.Маслоу указывал, что потребности высшего уровня, особенно в начале их пробуждения и укоренения в человеке, слабы и легко тормозятся или изменяются в результате страха, неблагоприятных культурных условий и неправильного научения.
Вместе с тем, А.Маслоу рассматривал стремление актуализировать потенциал как интеллектуальную составляющую того, чем является человек, а не как то, что он приобретает. И это стремление оказывается, по мысли А.Маслоу, вершиной пирамиды иерархии потребностей.
Все сказанное выше представляет несомненный интерес и для акмеологии, которая более целеустремленно и системно, должна раскрывать закономерности и механизмы формирования высших потребностей человека как важнейшего условия его развития не только как социально активной личности, но и его настойчивого продвижения к вершинам мастерства в той области труда, которая является для него профессиональной.
Приведенные выше соображения А.Маслоу актуальны еще и потому, что целеустремленно работающие у нас на оглупление людей средства массовой информации постоянно пытаются приподнять в их глазах и укоренить в их натуры именно значение дефицитарных (если снова употребить термин А.Маслоу) потребностей человека и развить в людях ненасытную потребность их удовлетворения все новыми способами. И эти же средства не устают задвигать в тень значение высших (бытийных, по А.Маслоу) потребностей.
Отмечая особенности, благоприятствующие или, наоборот, затрудняющие успешное протекание процесса самоактуализации человека, А.Маслоу выделяет и целый комплекс психических свойств, которые присущи самоактуализирующимся людям, которые помогают им подниматься на самый верхний уровень в этом процессе.
Свойства эти таковы:
Более эффективное восприятие реальности. Они видят действительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы ее видеть.
Принятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди могут переносить слабости других и не боятся их силы.
Непосредственность, простота, естественность. У рассматриваемой категории людей не отмечается склонности к лицемерию. Их принципы — быть, а не казаться, открытость и искренность.
Центрированность на проблеме. А.Маслоу утверждал, что все изученные им личности, у которых четко проявились потребность и способность к самоактуализации, были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считали важной. То есть они были не эгоцентрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей, которые они считали для себя жизненной миссией.
Независимость, потребность в уединении. А.Маслоу считал, что самоактуализирующиеся люди могут находиться в одиночестве без того, чтобы ощущать себя одинокими. И условием этого является постоянная интенсивная работа их внутреннего мира, сосредоточенность на решении занимающих их ум задач.
Автономность и относительная независимость от культуры и окружения. Эти качества, по утверждению А.Маслоу, позволяют им полагаться на свой собственный потенциал и на внутренние источники роста и развития.
Свежесть восприятия. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение и удовольствие.
Вершинные или мистические переживания. Возникая у самоактуализирующихся людей, они, по утверждению А.Маслоу, представляют собой экстатические состояния, какие переживаются в кульминационные моменты в порывах творчества, озарения, открытия или слияния с природой.
Общественный интерес. Он выражается у самоактуализирующихся людей чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству.
Глубокие межличностные отношения. Обычно, как установил А.Маслоу, круг близких друзей у самоактуализирующихся людей невелик, так как, оказывается, дружеские отношения в стиле самоактуализации требуют большого количества времени и немалых усилий.
Самоактуализирующиеся личности, по утверждению А.Маслоу, самые демократичные люди. У них нет предубеждений и поэтому они уважают других людей. В то же время они не считают других людей равными друг другу.
Разграничение средств и целей. Изучавшаяся А.Маслоу категория людей придерживается определенных нравственных норм и им присуще обостренное чувство разграничения целей и средств их достижения.
Философское чувство юмора. А.Маслоу отмечал, что, из-за подобного отношения к юмору, самоактуализирующиеся люди часто кажутся сдержанными и серьезными.
Креативность. А.Маслоу обнаружил, что все без исключения склонные к самоактуализации люди обладают способностью к творчеству, и эту свою способность не перестают проявлять.
Сопротивление окультуриванию. А.Маслоу подчеркивал, что самоактуализирующиеся люди хотя и находятся в гармонии со своей культурой, тем не менее они могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие-то основные их ценности.
Отмечая все эти качества, отличающие самоактуализирующиеся личности от обычных людей, А.Маслоу честно писал, что эти личности вовсе не ангелы. В повседневной жизни у них могут быть и эмоциональные срывы, эпизодически давать о себе знать наивность, чувство вины, тревоги, сомнения в себе и т.п.
Но тем не менее, не устает повторять А.Маслоу, самоактуализирующиеся люди, несмотря на все подобные несовершенства, — образец психического здоровья, и они, А.Маслоу не устает напоминать об этом, показывают нам воочию, что потенциал психологического роста человечества гораздо выше, чем тот, которого достигает большинство людей.
По мере того как человек поднимается в иерархии потребностей, он становится все более свободен в выборе направления личностного роста и, следуя этим выбранным им направлениям, он обязательно не просто меняется, а развивается как индивид, как личность и как субъект деятельности и в последнем случае прежде всего как профессионал.
В положениях, которые сформулировал А.Маслоу, легко просматривается работающее на развитие акмеологии содержание. Смысл его в том, что акмеология, обогатив инструментарий, который использовал А.Маслоу при изучении действительно самоактуализирующихся людей, должна шире развернуть комплексные исследования великих и выдающихся людей, нравственно достойно и практически неординарно проявивших себя на различных поприщах, чтобы конкретизировать знание факторов, которые необходимы, чтобы по-настоящему конструктивно помогать как можно большему числу людей достигать подлинного акме в своем развитии.
Заключая, необходимо отметить, что А.Маслоу был совершенно прав, когда настойчиво подчеркивал, что людей, их психологию, логику их поступков и характер деяний нельзя понять без проникновения в их внутренний мир. Для психолога - «личностника» постижение особенностей субъективного опыта изучаемых им людей более важно, чем наблюдаемое у них поведение. Хотя, конечно, и в этом случае было бы большой ошибкой ученого не видеть особенностей поведения человека и не пытаться одновременно постигать их действительную «психологическую изнанку».
Используемая литература:
1) Бодалёв А.А. Изучение зрелого человека — важная задача акмеологической науки // Информационно-аналитический сборник НИИВШ.- М., 1993.
2) Бодалёв А.А. О феномене акме и некоторых закономерностях его формирования и развития //Мир психологии.— М., 1995.— №3.
3) Бодалёв А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися? — М., 1997.
4) Степанова Е.И. Психология взрослых — основа акмеологии.— СПб., 1995.
5) Маслоу А.Г. Мотивация и личность: Пер с англ. – СПб.: Евразия,
2001. – 478 с.