Реферат по предмету "Психология"


Личностный кризис в подростковом периоде

Содержание Введение Глава I. Характеристика подросткового кризиса. 1. Понятие подросткового кризиса 2. Классические исследования подросткового кризиса .
3. Пути протекания подросткового кризиса. 4. Половое созревание. 5. Формирование личности. 6. Формы подросткового кризиса Глава II. Делинквентность как одна из форм асоциального поведения подростков. Заключение Литература Введение Анализ литературы позволил мне выделить несколько точек зрения на проблему подросткового кризиса. Эта проблема представляется мне актуальной в настоящее время в силу того, что, начиная со второй половины 80-х годов в России произошли политические и социально-экономические изменения приведшие к кризису. Это существенно повлияло на психические особенности людей в особенности подростков, чей возраст и без того определяется, как кризисный, трудный, переходный. Кризис подросткового возраста представляется самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами, знаменующими собой переломные этапы в онтогенетическом формировании личности ребенка. По существу, весь подростковый возраст является затяжным переходным периодом от детства к зрелости. В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе (первая фаза подросткового возраста 12-15 лет) и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь (вторая фаза подросткового возраста 15-17 лет, ее часто называют периодом ранней юности). Кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких, актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях не достаточной социальной зрелости школьников этого возраста. Таким образом, в этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть ее, в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка, очень трудно. Кризис подросткового возраста отличается и еще в одном, весьма существенном отношении. Дело в том, что в младших возрастах депривация вновь возникших потребностей связана преимущественно с внешними препятствиями (запретами взрослых, не изменившимся образом жизни ребенка, сковывающим его активность и т.п.); в кризисе же подросткового возраста не меньшую роль играют и внутренние факторы: запреты, накладываемые подростком на самого себя, ранее сформировавшиеся психологические новообразования (привычки, черты характера и прочее), часто мешающие подростку достичь желаемого и прежде всего им самим избранного образца. Цель моей работы – раскрыть некоторые общие закономерности протекания кризиса подросткового возраста, т.к.: · Эти кризисы важно вовремя выявить, правильно квалифицировать, и в случае необходимости прибегнуть к помощи специалистов. · Особенно бывает трудно отграничить кризисы, протекающие в рамках нормального возрастного развития, от являющихся проявлением психопатологического процесса. · Кризисы периода взросления – распространенное явление, но часто их воспринимают неверно (недооценивают или, напротив, считают очень опасными). · Они могут стать причиной разных форм отклонения поведения и личностных нарушений. · В одних случаях они заканчиваются спонтанно, в других для стабильной интеграции личности бывает необходимо психотерапевтическое вмешательство, помогающее подростку справиться с новыми для него переживаниями. · Осложнение и бурное процесса развития в период взросления наблюдается у 20% населения. Эти кризисы чреваты возникновением экстремальных ситуаций, если переживания и деятельность подростка приводят к искажению отношений с действительностью или делает его опасным для самого себя или для окружающих. Глава I. Характеристика подросткового кризиса. 1. Понятие подросткового кризиса Вопрос о подростковом кризисе, о кризисном характере перехода от детства к взрослости до настоящего времени является достаточно спорным. Значение понятия подросткового кризиса прошло путь от «благотворного» в XIX веке, отражающего преодоление болезни и возвращения к здоровью, к «злокачественному», означающему сегодня какую-либо патологию. Это понятие одновременно имеет массу значений, свойственных самому понятию кризиса: перекресток дорог, решающий поворот, прыжок в неведомое, испытание, успех или катастрофа. Сегодня в психологической литературе можно найти, по крайней мере, два понимания подросткового кризиса. С одной стороны, акцент ставится на идее перелома, внезапных изменений в ходе развития, влекущих за собой значительные перемены в поведении, образе мыслей и представлениях; с другой стороны - преобладает понимание кризиса, как психологических нарушений, сопровождающихся страданиями, тревогами, подавленностью, короче целым рядом трудностей невротического характера, что обуславливает дезадаптацию в повседневной жизни. В описаниях подросткового кризиса присутствует и то и другое понимание. Известно, что для подросткового кризиса ранее применялась такая характеристика, как «нормальная патология». В свою очередь понятие «критический период» часто используется в общеязыковом смысле с целью подчеркнуть значимость этапа в общем ходе развития. Кроме того, оно применяется и в том смысле, в котором это понятие было заимствовано психологией из эмбриологии, где оно служит характеристикой периода онтогенеза, отличающегося повышенной уязвимостью, особой чувствительностью организма или его части к повреждающим воздействиям, что распространяется и на психологические характеристики. Применительно к подростковому возрасту это образно объяснил Л.С. Выготский. Указывая, что все особенности переходного периода вытекают из несоответствия или расхождения трех точек созревания - социально-культурного, общеорганического и полового, он писал о подростковом возрасте: «Сам по себе это возраст мощного подъема, но вместе с тем возраст нарушенного и неустойчивого равновесия, возраст развития, которое разветвилось на три отдельные русла, и именно подъем, лежащий в основе этого возраста, делает его особенно критичным. В самом деле, сам по себе подъем труден и ответственен. То же самое явление, которое на путника, идущего по ровной дороге, не окажет заметного воздействия, может стать труднейшим препятствием, иногда опрокидывающим, для путника, идущего в гору». [3, с. 167]. 2. Классические исследования кризиса подросткового возраста Разные авторы по-разному понимают причины возникновения и характер протекания подросткового кризиса. Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. [17] В соответствии с теорией рекапитуляции, ст. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством - эпохой охоты и собирательства и взрослым состоянием - эпохой развитой цивилизации. По мнению Ст. Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни Его представление о «бунтующем» отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминирует нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию. Ст. Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность переходит в застенчивость и трусость и т.д. Ст. Холл по праву он назвал этот период - периодом «бури и натиска». Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает, как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности».
Представления Ст. Холла о переходности, промежуточности данного периода развития, о кризисных, негативных аспектах этого возраста и сегодня составляют ядро психологии подросткового возраста. Другой крупный исследователь подросткового возраста Э. Шпрангер рассматривал подростковый возраст внутри юношеского, границы которого он определял 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Первая фаза этого возраста – собственно подростковая - ограничивается 14-17 годами. Она характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости.
Э. Шпангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Э. Шпангеру, - это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Обсуждал вопросы о том, всегда ли подростковый возраст является периодом «бури и натиска». Э. Шпангер описал три типа развития отрочества: - Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается, как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я». - Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. - Третий тип представляет собой такой процесс развития - когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодалевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины. Главным новообразованием этого периода, по Шпрангеру, - открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание собственной индивидуальности, исходя из представлений о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей. Э. Шпангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентаций, мировоззрения подростков. Э. Шпангер, пытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека - любовь и ее проявление в подростковом возрасте. Он дал психологическое описание двух сторон любви - эротики и сексуальности, которые в качестве переживаний глубоко отличаются друг от друга и, по Шпангеру, принадлежат к разным слоям психики. Поиск биологического смысла пубертатного периода представлен в работах Ш. Бюлер. Подростковый возраст определяется ею на основе понятия пубертатности. Пубертатный период - это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время. Период до начала пубертатности, по Бюлер - детство человека, а заключительная часть - юность. Фаза пубертатности, созревание обнаруживается у человека в особых психических явлениях, которые Бюлер называет психической пубертатностью, которая проявляется еще до физического созревания в качестве его предвестника и продолжается долгое время после него. Психическая пубертатность, по Ш. Бюлер, связана с вызреванием особой биологической потребности - потребности в дополнении. Именно в этом жизненном явлении и лежат по ее мнению, корни тех переживаний, которые характерны для подросткового возраста. Внешнее и внутреннее возбуждение должно вывести подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия, побудить его к поискам и сближению с существом другого пола. Явления, сопровождающие созревание, должны сделать человека ищущим , неудовлетворенным в своей замкнутости, и его «Я» должно быть раскрыто для встречи с «ТЫ». Ш. Бюлер отличает психологическую пубертатность от телесной. По ее мнению с ростом культуры происходит удлинение периода психологической пубертатности, что и является причиной многих трудностей, связанных с этим периодом жизни. В работе Бюлер сделана попытка рассмотреть лубертатный возраст в единстве органического созревания и психического развития. Э. Штерн рассматривал подростковый возраст, как один из этапов формирования личности. По Штерну, переходный возраст, характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Э. Штерн описывает его как промежуточный этап между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого и подбирает для него новое понятие - «серьезная игра». О ней можно говорить в том случае, когда налицо имеется объективная серьезность, которой еще не соответствует объективно-серьезное содержание деятельности (например, кокетство, флирт, мечтательное поклонение). Серьезная игра особенно важна для развития подростка, так как в ней подросток учиться «умерять свои цели, закалить свои силы, устанавливать отношение к различным видам интересов, которые в нем бродят и в которых он должен разобраться». Классические исследования подросткового возраста касаются развития личности в период первой трети 20 века, когда детская психология формировалась, как самостоятельная наука, оставаясь под влиянием биологизаторских идей. Психологические изменения, происходящие в развитии личности подростка, исследователи связывали прежде всего с процессом полового созревания. Во второй половине века исследователи углубили понимание роли среды в развитии подростка. Так, Э. Эриксон, считавший подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии. Согласно концепции Ж. Плаже, в этом возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни, Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимым от него, подростки постепенно социализируются. И только профессиональная работа способствует полному преодолению кризиса адаптации и указывает на окончательный переход к взрослому состоянию. Л. С. Выготский, подробно рассматривая проблему интересов в переходном возрасте, назвал ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». В подростковом возрасте, подчеркивал Выготский, имеет место период разрушения отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как и всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. Это появляется в следующих симптомах: 1) трудности в отношениях со взрослыми; 2) детские компании (поиски того, кто может тебя понять);
3) ребенок начинает вести дневник; Центральное новообразование этого возраста - возникновение представления о себе, как не «о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым. Это стремление вызывает сопротивление со стороны действительности. Л. И. Божович отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную «взрослую» позицию в жизни. Однако для этого нет еще возможностей.
Многими авторами подчеркивается возможность и желательность бескризисного протекания подросткового периода. Если же кризис возникает, то часто он рассматривается как результат неправильного отношения взрослых, общества в целом к подросткам. Следует отметить, что нередко, как это было в отечественной психологии и педагогике, провозглашение бескризисности подросткового периода имело и имеет ярко выраженный идеологический оттенок. Причины кризиса объясняются также тем, что личность не может справиться с возникающими на новом возрастном этапе проблемами. Завоевала популярность и теория «локального взросления» (Коулман), отмечающая наличие ряда зон развития в подростковом возрасте - пубертатного созревания, когнитивного развития, личностные, социальные изменения, которые различаются во времени достижения максимума своего развития, но свойственны значительно большому периоду, что, по мнению автора, является более адекватной моделью развития, чем представления о кризисах, подразумевающее качественные сдвиги, резкие изменения, затрагивающие практически одновременно все линии развития. Весомым аргументом в пользу «бескризисных теорий» является то, что данные исследований часто свидетельствуют об относительно спокойном переживании подростками этого периода. [7] Исследование Доуван и Адельсона (США, 1966); исследования Раттера и его сотрудников (Англия,1976); лонгитюдное исследование, проведенное Д. Оффером и Дж.Д. Оффер (1975) и его другие исследования показали, что подростковому возрасту не обязательно свойственны психологические потрясения и конфликты, хотя все подростки испытывали некоторое напряжение в следствие специфических для этого возраста трудностей, кризис наблюдался в исключительных случаях. Большинство подростков успешно решают различные задачи развития, являющиеся вехами отрочества. Наличие большого количества подростков с легкими нарушениями подкрепило тезис о нормативном характере подросткового кризиса. Л. С. Выготский, рассуждая о кризисном характере подросткового возраста, говорил: «ведущийся спор о сущности переходного периода возраста - представляет ли он собой трагически развертывающийся кризис или лежащий в основе созревания положительный и многообразный синтез - порожденный отчасти неправильной статической поставкой вопроса, пытающийся охватить единой формулой переходной период, как готовую и законченную вещь с твердыми установившимися и определившимися свойствами. В движении, в динамике, в развитии переходного возраста находят реальное жизненное совмещение обе полярные точки . Процесс созревания складывается из кризиса и из синтеза, представляющих различные моменты одной и той же волны развития» [4]. 3 Пути протекания подросткового кризиса Симптомы первого – это классические симптомы практически любого из кризисов детского возраста: строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшиеся, протест-бунт. Некоторые авторы добавляют сюда также ревность к собственности. Этот тип кризиса широко описан в литературе и часто носит название «кризис независимости». Ревность к собственности у подростков выражается в требовании не трогать у него ничего на столе, не входить в его комнату, а главное – «Не лезть ему в душу». Остро ощущается переживание внутреннего мира – вот та главная собственность, которую оберегает подросток и ревниво защищает от других. Второй путь противоположен: это чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения. Описание подобного протекания возрастного кризиса в литературе встречается лишь 1 раз – в работе Б.Л. Ланды, посвященный кризису 3-х лет – «кризис зависимости». Применительно к подростковому возрасту этот вариант не описан. Вместе с тем наблюдения и клиническая работа с подростками (около 450 случаев) свидетельствуют, что он встречается в 10-12% случаев (А.М. Прихожан). Если «кризис независимости» - это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых правил, норм, то «кризис зависимости» - возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И то и другое – варианты самоопределения. В первом случае это: «Я уже не ребенок», во втором – «Я - ребенок, и хочу оставаться им». На то, что у подростка, переживающего кризис, эти две тенденции существуют, указывают и экспериментальные данные, полученные А.М. Прихожаном по модифицированной методике Б. Заззо «Выбор золотого возраста»[20]. Суть модификации состояла в приведении методики к форме школьной оценки – использование вертикальной шкалы («линии жизни») и точки, характеризующей представление ребенка о том, какое место занимают а этой линии дети его возраста. Согласно критерием, предложенным Б. Заззо, самым продуктивным является выбор в качестве «золотого», наиболее желаемого возраста – собственный возраст. В данном исследовании такой выбор сделали около 17% испытуемых. Подростки 12-14 лет в качестве наиболее благоприятного возраста чаще всего выбирали «несколько старше» - на 2-3 года (24%). Около 9% проявили желание быть намного старше. Примерно 13% подростков демонстрировали желание «быть маленькими» и даже «очень маленькими». И, наконец, 37% подростков сделали двойственный выбор, указывая, что они хотели бы быть или старше (как, правило, намного) либо младше, но только «не такими, как сейчас». Именно последние характеризовались наиболее яркими проявлениями, типичными для подросткового кризиса. Именно сила этих одновременно существующих и противоположных тенденций обуславливает напряженность кризиса, а победа одной из них характеризует его разрешение и во многом предопределяет дальнейшее развитие личности.[20]. 4. Половое созревание Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Половое созревание – процесс, в результате которого человек достигает наибольшей степени выражения своей принадлежности к мужскому или женскому полу во всем богатстве содержания понятия «пол человека», т.е. не только в биологическом, но также и в социальном плане. Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Его функциональными специфическими признаками являются менархе (начало регулярных менструаций) у девочек и эякулярхе (начало эякуляций, первое семяизвержение) у мальчиков. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.
Начинается половое созревание с повышения активности центральной нервной системы, вслед за этим повышается активность эндокринных желез. Возрастающее количество гормонов и ведет к развитию всех признаков и проявлений полового созревания. Увеличивается рост и вес ребенка – это называется пубертатным скачком, причем у девочек «скачок роста» обычно начинается и кончается двумя годами раньше, чем у мальчиков. Помимо половых различий, здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается.
Новые телесные ощущения (в том числе свидетельствующие о половом созревании) нередко воспринимаются подростками как сенсация, причем далеко не всегда самосознание ребенка адекватно справляется с переработкой и принятием этой новой информации о своем физическом «Я». Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими; переживают. Что они слишком худы или толсты, стыдятся угрей (частого спутника полового созревания), боятся, что их развитие идет «как-то не так», что они не соответствуют норме или известным им (но не всегда верным) стандартам и т.д. Это может проявляться в поведении в самых неожиданных формах: так, чтобы сделать молочные железы менее заметными, девочки туго бинтуют грудь; начинают сутулиться; тщательно скрывают факт менструации, манерой, одеждой стремятся к «среднеполовому» стилю. В крайних случаях недовольство своей внешностью у девочек принимает утрированные не вполне нормальные формы, например, может привести к так называемой нервной анорексии – отказу от еды вследствие кажущейся собственной «полноты». Однако чаще наблюдаются неврозы, неврозоподобные состояния, угнетенность. Мальчики нередко считают, что в физическом отношении они невыгодно отличаются от своих сверстников, становятся робкими, замкнутыми, часто разглядывают себя в зеркале. выдавливают угри. Многие подростки в этот период пренебрегают навыками опрятности, нарочно небрежны и неряшливы в одежде. Возможны и иные, но также не благоприятные формы протеста против собственного «Я». В связи с быстрым развитием для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А также перепады вызывают смену физического состояния и, соответственно, настроения подростка: то он с энтузиазмом и азартом берется за физическую или умственную задачу, то вдруг чувствует слабость, упадок сил, головокружение. Подростку, испытывающему множество резких физических и физиологических изменений, связанных с половым созреванием, вообще бывает нелегко удерживать субъективное ощущение целостности и стабильности своего «Я», или чувство идентичности, что в свою очередь порождает множество личностных проблем. Одна из них, в частности, связана с появлением в подростковом возрасте полового влечения, часто изменяющего всю систему мотивов и переживаний. В результате в этом возрасте встречается самое большое количество так называемых «трудных детей». Но даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакции. 5. Формирование личности В подростковом возрасте особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка – личная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Многие трудности и проблемы подростка объясняются главным противоречием его развития – движением к обособлению и социализацией. Эти взаимосвязанные процессы проходят нелегко: чаще всего они драматичны и для подростка, и для окружающих его людей. Под социализацией понимают освоение подростком новых для себя социальных ролей, восхождение во все более широкие социальные отношения и то, что для подростка новой психологической реальностью становиться группа сверстников. Смысл процесса обособления – в поиске подростком своей автономии. Отстаивая свое личное и физическое пространство, подросток еще не способен всерьез и с уважением относиться к автономии других людей. В семье это свойство порождает немало трудностей для близких. Подросток требует уважения к своей интимности: не слушайте его разговоров, не расспрашивайте его о делах, не мешайте общению с товарищами. Однако он не допускает, что и другие члены семьи имеют право на тайну, обособленность. Он живет так, как будто другие должны посвящать ему свою жизнь, отдавая ее без остатка. Он занят только собой, все его чувства и мысли вертятся вокруг своего «Я» подросток как будто прикован к себе и оценивает происходящее исключительно со своей точки зрения. Подростковая дружба неустойчива именно из-за того, что подростку еще не доступно понимание ценности автономии другого. В любом конфликте он считает себя жертвой, не умеет понять свою долю вины. Эгоцентричное сознание порождает особое поведение подростка – сверхчувствительное, несдержанное, воинственное и обидчивое. Для подростка очень важно заявить о себе, но столь же необходимо укрепить свою связь с другими. Подросток находится в постоянном диалоге с окружающими. Даже когда реальный круг общения очень ограничен, подросток создает воображаемых других, чтобы вести с ними диалог. Этот диалог необходим для построения нового образа «Я». В процессе социализации и обособления есть еще один аспект: необходимость для подростка быть связанным с группой и поиск собственной идентичности. Подросток стремиться быть принятым той группой сверстников, интересы которой он разделяет. Это может быть школьный класс, компания одноклассников или ребят со двора. Для подростка группа - не просто ребята, которых он считает интересными и необходимыми ему для досуга. Подростковая группа – сообщество со своими нормами, правилами, отличными от иных. Быть членом подростковой группы означает быть своим среди своих, жить по ее законам, вместе противостоять другим группам. Для подростка быть в группе – это не быть одному. Общение притягивает подростка и порождает беспокойство – он не уверен в том, как на него будут реагировать окружающие. Больше страшит отвержение – его не примут, он не понравиться, от него откажутся («больше меня пугает мысль, что я останусь один»). Отвержение группой воспринимается как умаление ценности его личности, а угроза остаться вне группы нередко воспринимается как трагедия. Поэтому подросток стремиться получить признание среди сверстников, своими действиями (и не только положительными) утвердиться в их глазах. Потребность подростка быть связанным с группой вступает в противоречие с его потребностью в самоопределении, с желанием обрести свою идентичность. Нормальный подросток не растворяется в группе, он интересен сам себе. У него есть представления о том, какой он сегодня, каким будет завтра. Советские психологи, начиная с Л.С. Выготского, единодушно считают главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости.
Чувствуя себя другим (новым и взрослым), подросток требует, чтобы и взрослые признавали это. Отношение подростков ко взрослым противоречиво: подросток стремиться быть независимым от оценок взрослого, от его воли и власти над собой, от контроля и опеки, и в то же время взрослый необходим подростку, как советчик, как старший товарищ и любимый родитель, знающий учитель.
Без взрослого подростку не сориентироваться в запутанном мире человеческих отношений, не найти границ между добром и злом, не разобраться в себе. Подросток ищет во взрослом образцов, независимо от того, какие именно (положительные или отрицательные) образцы для него привлекательны. Чем старше подросток, тем болезненней его борьба со взрослыми за свободу. Он сам хочет определить свой образ жизни, интересы, формы досуга. С возрастом он все более нетерпим к авторитарному стилю учителей и родителей, к морализму взрослых, навязыванию подростков собственных представлений о том, что ему полезно или вредно. Подросток за равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую позицию». Один из парадоксов подростничества – несоответствие потребности подростка к свободе и степени доступной ему ответственности. В отечественной практике воспитания до недавнего времени отсутствовала простая и очень важная для развития личности подростка установка: подросток ответственен за то, что делает и что выбирает. Разумеется соотношение свободы и ответственности должно быть по силам подростку, как по психологическим, так и по физическим возможностям. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми, зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным. При этом он уже не считает такое положение нормальным, и стремиться его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости – подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан. Одна из важных причин конфликтов подросткового возраста – убеждение подростка в несправедливости взрослых. Нельзя отрицать, что найдется много подростков, которые в состоянии разобраться во многих сложных явлениях, ситуациях не хуже, а иногда и лучше взрослых. И очень часто бывает, что все это не имеет никакого значения между фактом недостаточного возраста подростка, когда дело доходит до какого-либо разногласия со взрослыми. Из фактов социализации самым важным была и остается родительская семья, как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношения с родителями. Больше всего подросткам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. Однако взаимоотношения с родителями зачастую обременены конфликтами, и их взаимопонимание оставляет желать лучшего. К концу периода, примерно в 15 лет, ребенок делает еще шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я - концепция» система внутренне согласованных представлений о себе, образов, идентификации «Я» материального и социального планов. Под «Я» подразумевается организованная система взглядов, установок и мотивов, составляющих основу личности и обуславливающих ее неповторимость, тождественность самой себе. Как и любая область психики, она развивается приобретая в период взросления по мере формирования ценностей, целей, идеалов, профессиональных и личных планов решающее значение для все дальнейшей жизни. Центральный психологический процесс в открытии своего внутреннего мира – это формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, единства. Наиболее детальный анализ этого процесса дают работы Э. Эриксона (1968) [31] Понятия «Я - идентичности», по Эриксону, занимает центральное место в осмыслении процесса развития. Оно включает одновременно три аспекта: 1) Идентичность основывается на сознании временной протяженности: «Я» охватывает принадлежащие ему прошлое и устремляется в будущее, осуществляя значимые выборы среди всех возможных путей развития личности. 2) Идентичность определяется в терминах тождественности самому себе и противостоит «разделяющим» тенденциям. 3) Я – идентичность соответствует наиболее глубинному функциональному единству, это те элементы, благодаря которым «я узнаю себя», в отличие от тех, кто «совершенно не похож на меня», ибо они отличаются от того, кем являюсь я и кем хочу быть. Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эту задачу, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям: 1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений; 2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен; 3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то гланой деятельности; 4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания. Канадский психолог Джеймс Марша (1966) выделил четыре этапа развития идентичности [10]: 1) «Неопределенная, размытая идентичность» характеризуется тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности. 2) «Досрочная, преждевременная идентичность» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого им кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету. 3) Для этапа «моратории» характерно то, что индивид находится в процессе нормального кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим. 4) На этапе достигнутой, «зрелой идентичности», кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации. Статусы идентичности - это как бы и этапы развития личности, и, вместе с тем, типологическое понятие. Подросток с неопределенной идентичностью может вступить в стадию моратория и затем достичь зрелой идентичности, но может также навсегда остаться на уровне размытой идентичности или пройти по пути досрочной идентификации, отказавшись от активного выбора и самоопределения. «Я» - идентификации, которое создает в своем сознании подросток, разнообразны - они отражают богатство его жизни. Материальное и социальное «Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образую большой пласт «Я - концепции» - так называемое реальное «Я».
Помимо реального «Я», «Я - концепция» включает в себя «Я» - идеальное, как «Я» в будущем. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности к себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.
По Поливановой (1996) структура кризисного периода представляет собой логическую последовательность этапов: открытие идеальной формы, ее мифологизация, конфликт идеализированной формы и реальных условий, в которых она воплощается, рефлексия условий конфликта и, наконец, разрешение кризиса через принятия подлинной идеальной формы (возникновение мотивов новой ведущей деятельности). Одним из условий нормального хода кризиса является дифференциация сфер жизни или жизненных ситуаций, в которых новая идеальная (или идеализируемая) форма опробуется. Разрешение кризиса с необходимостью требует такой дифференциации, поскольку, пока она не произошла, попытки воплотить новую идеальную форму в старых ситуациях оказывается бесплодными и конфликтными [19]. Вообще, несовпадение реального и идеального «Я» - вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовосприятия. Развитие самосознания - это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических переживаний, на которые обращали внимание буквально все психологи, занимавшиеся этим возрастом. Важнейшей стороной этого процесса является развитие самооценки. Еще очень незрелые попытки анализа своих возможностей сопровождается, то взлетом самоуверенности, то, напротив, сомнениями в себе и колебаниями. Такого рода неуверенность в себе часто приводит подростков к ложным формам самоутверждения - бравированию, развязанности, нарушению дисциплины исключительно с целью показать свою независимость. Часто самооценка оказывается у подростка внутренне противоречивой; сознательно он воспринимает себя как личность значительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр. Причину этих состояний подросток сам не понимает, но они находят свое выражение в его обидчивости («ранимости»), грубости, частых конфликтов с окружающими взрослыми. Жизнь подростка сопряжена с постоянными противоречиями, напряжениями, борьбой, увязывании противоположных стремлений, разрешением часто неразрешимых с точки зрения ребенком конфликтов. И на помощь ему приходит воображение. Немалую часть своего времени он проводит в грезах, где начинает по новому думать о себе и своих отношениях с другими. Мечта, являющаяся типичным спутником подросткового возраста, представляет собой способ реализации тех аффективных тенденций, которые не могут найти воплощение в их повседневной жизни. Исследователи, изучавшие сложный период подростковой жизни, выделили в воображении подростка два новых построения, затрагивающих его личностный и социальный миры [18]. Первый из них связан с проработкой нового представления подростка о себе - «Я - воображаемый». Он строится на трех островоспринимаемых ощущениях подростка - своей уникальности («Я - ни на кого не похож , потому что другие просто не понимают меня; никто не думает , не чувствует, как я»), своей неуязвимости («Со мной ни чего подобного не случится; я не разрушимый»), своего всемогущества («Я могу контролировать любую свою ситуацию, я совсем смогу справиться»). Второе новшество воображаемого мира подростка - это его «обращенность к воображаемым зрителям». Подростки ориентированы на социальную оценку. Они воспринимают себя как актер на сцене. Подросток постоянно живет с чувством, что все на него смотрят; он больше всего боится негативной оценки себя окружающими. Потому он непрерывно борется за совершенство (как он его понимает) своего внешнего вида и поведения. Подросток навязчиво проигрывает в воображении, что он нем думают другие, пытаясь предвосхитить их реакции на себя - на черты своей личности, интересы, на его внешний вид, прическу, стиль и т.д. он боится быть белой вороной - и такими, как все. Характер в подростковом возрасте проявляется довольно многообразно. У подростка могут быть выражены благожелательность и жестокость, отзывчивость и заносчивость, требовательность и попустительство, принципиальность и беспринципность, коллективизм и индивидуализм, ответственность и безответственность, скромность и самомнение и т.д. Своеобразие характера в подростковом возрасте обычно проявляется в его «заострении», акцентуации, которая обусловлена социальными факторами - усложнением взаимоотношений с окружающими и биологическими сдвигами, лежащими в основе полового созревания. Некоторые типы акцентуации характера у подростков, выделенные А. Е. Личко [14]: - конформный тип акцентуации у подростков встречается довольно часто. Его основной чертой является соглашательство с тем, что диктует непосредственное привычное окружение. Эти подростки как бы утрачивают свое «Я» и плывут по течению, не раскрывая полностью свои потенциальные возможности учебной и трудовой деятельности. Их суждения, оценки строго ограничены рамками общепринятого в их среде, которой они слепо подчиняются. Они привыкают к определенному типу жизни и с трудом принимают все новое, что ломает их представление и образ жизни. Очень привязаны к группе сверстников и принимают все ее ценности и даже внешнюю форму поведения без должной критики. Поэтому их ближайшее будущее собственно и определяется той группой, в которую они входят. - особенности гипертимного типа акцентуации характера начинают проявляться еще в детстве. Это подвижные неугомонные, крикливые, любящие командовать дети. В подростком возрасте психомоторные отклонения, несколько сглаживаются, но заметно обнаруживается приподнятый тон настроения. Эти подростки находят признание у сверстников и часто являются не официальными лидерами в группе. Ярко выражена реакция эмансипации, они во всем проявляют самостоятельность, инициативу, не терпят мелочной опеки. Легко возбудимы и в определенных ситуациях агрессивны. - эмоционально-лабильный тип выражен в неустойчивости настроения, которое изменяется даже по ничтожному поводу. Эти подростки весьма чувствительны как к порицанию, так и к похвалам; они обладают хорошей интуицией в отношении того, чтобы определить «хорошего» или «плохого» человека, выбирая себе друга, эмоционально привязываются к нему. - истерические черты характера проявляются весьма многообразно. Это эгоизм, эгоцентризм, кокетливость, стремление казаться лучше, чем есть, поведение, рассчитанное на внешний эффект. Самооценка таких подростков необъективна. Главное для них - произвести эффект на окружающих, приковать к себе внимание, вызвать зависть. Они склонны к лживости и фантазированию, легко вживаются в образы фантазии и непосредственно переживают все коллизии созданного ими сюжета.
- «неустойчивый тип» - эта неустойчивость проявляется в отношении воздействия извне. Такие подростки не любят учиться, работать и сами открыто об этом говорят. Любят развлечения, азартные игры, склонны заниматься пустой болтовней. У них нет планов на будущее, живут текущим днем. Склонны к аффективным вспышкам, часто отмечается расторможенность влечений (например, пищевого, полового).
- подростки с тревожно-мнительным типом акцентуации характера встречаются более редко. Они обычно хорошо учатся, дисциплинированы, однако тяжелы для самих себя: бесконечные сомнения в правильности своих поступков изматывают их. Их тревожит будущее, они видят во всем препятствия, склонны к педантизму, аккуратности. Весьма чувствительны и ранимы. - торпидный тип (тугоподвижный) встречается у подростков сравнительно редко. Эти подростки отличаются медлительностью и инертностью мыслительных процессов, однако отличаются хорошей работоспособностью, аккуратностью, педантичностью. Они привыкают к определенному укладу жизни, и всякое изменение у них вызывает неудовлетворенность. Встречаются также подростки, характер которых отличается замкнутостью, недоверчивостью, эмоциональной холодностью. Они с трудом находят общий контакт со сверстниками и тяжело переживают свою изолированность.
6. Формы подросткового кризиса Кризис - не болезнь, но он может повлечь за собой возникновение экстремальной ситуации (например, суицидальные попытки) или развитие психических заболеваний. Ведь в подростковом возрасте перед личностью встает множество проблем, и молодой человек не всегда оказывается в состоянии выработать соответствующие новой ситуации механизмы преодоления трудностей. Термин «кризис периода взросления» обозначает большое число очень различных субъективно переживаемых трудностей и различных видов отклоняющегося поведения. Как синоним термина «кризис периода взросления» используется понятие «варианты нормальных переживаний и форм поведения в период взросления», т.е. это варианты протекания развития. Характерными являются переживания кризисов самооценки физической привлекательности и способностей, чувства вины, собственной неполноценности. Глубокий кризис - общий знаменатель этих переживаний и поведенческих отклонений. В остром периоде оценить возможный исход такого кризиса и прогноз его развития невозможно. Можно выделить следующие формы подросткового кризиса: Делинквентность, асоциальность. Кризис идентичности и авторитетов. Переживание отчуждения. Нарциссические кризисы. Нарушение оценки своего физического облика. Нарушение полового развития. Суицидальные попытки. 1. Асоциальность, делинквентность. Асоциальность - наиболее общее понятие, означающее любое отклонение от социальных норм. Под делинкветным поведением подразумевается цепь проступков, повинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала, т.е. наказуемых согласно Уголовному Кодексу серьезных правонарушений и преступлений. Наиболее распространенные правонарушения - кражи, нанесение ущерба чужому имуществу, преступления, связанные с наркотиками, нарушения общественного порядка и сексуальные преступления. Подростковая делинквентность - результат социальной запущенности. Социальная запущенность - устойчивое и полное игнорирование социальных норм или, иными словами, длительное и общее социальное пренебрежение. Одной из форм делинквентности являются побеги из дому и бродяжничество. Побеги нередко случаются еще в детстве, до начала пубертатного периода. Первые побеги у детей обычно совершаются в страхе наказания или как реакция оппозиции, а по мере повторения превращаются в условно-рефлекторный стереотип. 2. Кризисы идентичности и авторитетов. Их можно рассмотреть как реакцию на утрату статуса ребенка, на глубокое несоответствие биологических возможностей социальным, на неуверенность в своей компетентности в новом статусе, на резкие биологические изменения, происходящие в организме взрослеющего человека. Кризис идентичности и авторитетов у трудных подростков может проявляться в различной симптоматике. Характерно чувство неполноценности, депрессивное настроение суицидального намерения. Многие испытывают сомнения в наличии у них собственной индивидуальности и ведут себя как «копия» другого человека. Поэтому часто возникает неприятие существующих социальных образцов, в том числе и родительских. Следствием этого кризиса может быть реакция группирования со сверстниками. Именно этой реакций может быть объяснен известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе. Содержание кризиса авторитетов - противостояние им, существующим порядкам, структуре социальных норм или отказ от этого противостояния, избежание его (побег). Другое формирование избегания может быть наркотическая зависимость или вступление в псевдорелигиозные общины. 3. Нарушение оценки своего физического облика Подросток чувствует, как изменяются его соматические функции, и пересматривает представления о собственном теле. У слишком чувствительных подростков в связи с такими физическими особенностями иногда возникают тяжелые кризисы самооценки. Основной признак этого состояния – поглощенность переживаниями, связанными с мнимыми физическим недостатками. 4. Нарушение полового развития. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, составляют важную, но мало изученную область. Сюда относятся непосредственные проявления сексуальной активности (ранние сексуальные связи, онанизм, гомосексуализм) и нарушение поведения, внешне не имеющие сексуальной окраски, которые в действительности должны быть отнесены к рассматриваемому кругу явлений (некоторые случаи демонстративных суицидальных действий, избирательной агрессии и т.п.). Наиболее значимы упорный онанизм и гомосексуальные склонности у мальчиков, сексуальная распущенность у девочек, а также различные формы отклоняющегося сексуального поведения. Следует упомянуть также, пубертатный аскетизм, проявляющийся в подавлении и отрицании сексуальных влечений и тесно связанный с ограничительными социальными нормами.
Неуверенность и сомнение подростков, связанные со становлением собственной сексуальности часто приводят к тяжелым кризисам и нередко выливаются в суицидальные попытки. Большинство этих нарушений приходящи, но, с другой стороны, именно в этот период закладываются основы расстройств, устойчиво проявляющиеся во взрослом возрасте. У подростков часто нет четких представлений о сексуальности и сексуальном поведении или же они чувствуют «давление социальных норм в отношении сексуальных достижений». Это переживание обычно не принимает форму частых половых контактов, а выражается в страхе несоответствия собственного сексуального развития возрастной норме. Сомнения подростков вращаются вокруг многочисленных вопросов: Может быть уже давно пора вести регулярную половую жизнь? Не превосходят ли меня другие подростки (например, друзья) в сексуальном развитии? Нет ли у меня ненормальных сексуальных отклонений? Может быть я не вызываю сексуального интереса у другого пола? и т.д.
Вообще сексуальное поведение подростков отличается чрезвычайной неустойчивостью. Причиной этой неустойчивости является недифференцированная сексуальность подростков. 5. Переживание отчуждения. Под «переживанием отчуждения» понимают изменения восприятия самого себя (деперсонализация), других людей или окружающей обстановки (дереализация), которые субъективно выглядят как трансформация действительности или как утрата реальности. Деперсонализация - тревога, связанная с изменением собственного тела; симптомы - чувство отчуждения и связанное с ним беспокойство, субъективное ощущение неадекватности эмоциональных реакций. Дереализация в рамках кризиса периода взросления проявляется в ом, что подростки жалуются на то, что их никто не понимает, что они одиноки, не нашли своего места в жизни, не заслуживают уважения, не имеют собственного «Я» и т.д. Дереализация, как переживание оторванности от мира, делает одиночество подростка абсолютным. 6. Нарциссические кризисы Нарциссический кризис представляет собой неадекватную сильную сосредоточенность на собственной личности (эгоцентризм), обусловленную физиологическими особенностями периода взросления. Подростки с такими отклонениями отличаются переоценкой своих способностей и возможностей, излишним честолюбием, чрезмерными и необоснованными ожиданиями в отношении окружающих, нечуткостью к близким, исключительно острыми реакциями на критику, резкой ненавистью к чужим успехам. Для их самооценки свойственны частые колебания между переоценкой себя и ощущением неполноценности. Такие кризисы могут приводить к суицидальным попыткам, совершаемым часто по незначительным поводам (обида). 7. Суицидальное поведение. Само по себе суицидальное поведение не является формой кризиса периода взросления, но является важным моментом при рассмотрении других форм кризиса - суицидальные попытки могут быть реакцией на всякого рода сложные ситуации наряду с делинкветным и асоциальным поведением. Часто попытки оказываются спровоцированными сугубо ситуативными факторами, которые спустя год - два утрачивают всякую значимость. Часто они бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Глава II. Делинкветность как одна из форм асоциального поведения подростков В последнее время в силу ряда причин, в том числе и из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение, аномальное развитие, а нередко деградацию и саморазрушение. Наиболее сильно и многообразно эти явления проявились у подростков; именно в этом возрасте наблюдается относительный пик этих расстройств, определяемый прежде всего падением субъективной ценности нравственного здоровья. В этом свете саморазрушающееся поведение должно быть рассмотрено как нарушение развития личности, трудновосполняемые утраты духовности, нравственности, приводящее, в конечном счете, к деформации личности и социальной дезадаптации различной степени. Проблема деформации развития личности в подростковом возрасте и формирование у подростков отклонений поведения рассматриваются в значительном количестве работ [6]. Подробно проанализированы патопсихологические предпосылки противоправного поведения (роль отклонений от психологической нормы, акцентуаций характера и др.), изучены социально-психологические условия нарушений развития личности подростков (Роль различных особенностей его всевозможных отношений со взрослыми и сверстниками). Однако до настоящего времени нет ясных представлений о системе психологических механизмов такой деформации развития личности ребенка. Недостаточная ясность в этих вопросах существенно затрудняет разработку методов коррекции деформаций личности подростка и формирования у него нормального поведения. Асоциальное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается, как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребенка, подростка, юноши. При этом, большую роль среди причин, обуславливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности. Таким образом, именно в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа отклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются практические меры по предупреждению асоциальных проявлений. В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих генезис асоциального поведения, можно выделить такие, как: - Индивидный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида. - Психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания. - Социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе. - Личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личной способности к саморегулированию своего поведения. - Социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества. Многообразны проявления асоциальности различаясь по содержанию, целевой направленности, по степени общественной направленности. Несоциализированные нарушения выступают в виде негативизма, непослушания, конфликтности, агрессивности, деструктивного поведения, вспышек ярости, в стремлении раздражать и тиранить других, неспособности к взаимодействию, часто в нарушении норм сексуальных отношений. При несоциализированной форме проявления асоциальности неизбирательны, направлены против множества людей, групп или учреждений никак не связаны со следованием каким-либо социальным нормам.
Социализированные нарушения могут проявляться в тех же видах поведения с той лишь разницей, что к определенной группе или отдельным людям ребенок или молодой человек сохраняет лояльность и не проявляет отношению к ним асоциальность поведения. Например, в подростковых бандах, совершающих кражи и наносящие ущерб чужой собственности, не допускаются такого рода деяния внутри группы.
В немецком языке понятие «делинквентность» включает все случаи нарушения норм, предусмотренных уголовным кодексом, т.е. все юридические наказуемые действия. В англосаксонском словоупотреблении этот термин часто трактуется более широко. Наиболее распространенные правонарушения, совершаемые подростками - кражи, затем следуют нанесение ущерба чужой собственности, хулиганства, преступления, связанные с наркотиками, нарушение общественного порядка и сексуальные преступления. Результаты анонимных опросов свидетельствуют о чрезвычайно широком распространении делинкветных поступков в период взросления [11]. Нужно иметь ввиду, что эта деятельность часто служит проявлением осознанного противостояния социальным нормам. С другой стороны, у подростков и молодежи 18-21 лет встречаются очень тяжкие преступления (сексуальное насилие, убийства, нанесение тяжелых телесных повреждений ), которые хотя и провоцируются специфическими для возраста конфликтными ситуациями, обнаруживают все признаки преступлений, совершаемых взрослыми. Группами подростков совершаются акты вандализма, включая нанесение ущерба чужому имуществу, умышленное создание опасных дорожно-транспортных ситуаций, поджоги. Особенность таких групп - происходящее в них взаимное психическое заражение их членов. Особую форму представляет футбольный вандализм: совершаемые болельщиками во время матчей и после их окончания бессмысленные разрушительные действия, а не редко и акты агрессии в отношении болельщиков команды-соперницы. Среди асоциальных проявлений целесообразно выделить так называемый докриминальный уровень, когда подросток еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мелких проступков, нарушений норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонений от общественно-полезной деятельности, в употреблении алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и других формах асоциального поведения, не представляющих большой общественной опасности. Социальные отклонения, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых действиях, когда подросток становится субъектом преступления, которое рассматривается следственными и судебными органами, представляет более серьезную общественную опасность и относятся к криминальным преступным проявлениям. Сопоставление психологических характеристик нескольких групп подростков (обычные подростки, допустившие правонарушение и состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, отбывающие наказание в колонии за допущенные серьезные нарушения) показано, что по мере выраженности у них склонности к делинкветному поведению обнаруживаются следующие изменения в особенностях их личности: 1. По отдельным параметрам развития личности: а) Отношение к будущему: тенденции к преобладанию бессодержательных ориентаций, выражающих отрицание настоящего («будет по-другому»), что свидетельствует о практически полной несформулированности представлений о будущем. б) Социальные отношения: от в целом адекватных отношений со сверстниками и педагогами и разнообразных отношений с родителями - к преобладанию конфликтных отношений практически со всеми взрослыми и изоляции межличностных отношений в деликветной группе сверстников в сочетании с высоким конфорилизмом в применении внутри групп норм. в) Черты характера: преобладание истероидного, эпилептоидного и лабильного типов акцентуации в сочетании с различными неразрешенными внутриличностными конфликтами и зачастую низким уровнем самосознания с несформированным «Я - образом». 2. По обобщенной характеристике перечисленных изменений: а) Постоянный рост степени тяжести дефектов в развитии личностных качеств (к сочетанию качеств криминогенных и свидетельствующих об общих трудностях в развитии при практически полном отсутствии качеств, свидетельствующих о нормальном развитии). б) Уменьшение степени разнообразия в личностных качествах, тенденция к их типизации по ряду параметров (например, стереотипизация видов ориентации на будущее). 3. По особенностям взаимосвязей между различными качествами личности: а) Резкое увеличение количества сочетаний негативных качеств. б) Рост взаимосвязей между криминогенными качествами и качествами, свидетельствующими об общих трудностях в развитии личности (к преобладанию качеств криминогенных, дополняемых качествами, свидетельствующими о трудностях и отставании в развитии. На основании результатов исследований (Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С.) разработано следующее представление о механизмах деформированного развития личности подростков с отклонениями в поведении: 1. Постепенное усиление, усугубление отдельных изолированных негативных качеств личности, как правило, не выступают механизмом ее деформированного развития: локальное, пусть даже весьма существенное нарушение, не приводит к делинкветному поведению. 2. Непосредственной личностной особенностью, выступающей в качестве основного усиления отклоняющегося поведения, является сочетание в структуре личности ряда различных негативных криминогенных качеств - криминальный комплекс (не менее трех). 3. Возникновению такого комплекса, по-видимому, способствует особое стечение обстоятельств, когда на подростка действуют факторы, приводящие к практически одновременному образованию нескольких криминогенных качеств, затрагивающих разные аспекты развития личности. В дальнейшем осуществляется их взаимодействие и «сонадстройка» в целостной структуре личности, и они модифицируются таким образом, что первое качество начинает предполагать и предопределять другое, и наоборот. В результате в целостной структуре развивающейся личности формируется подсистема взаимосвязных криминогенных качеств. 4. Фоновым уровнем для образования и развития криминогенного комплекса является наличие у подростка качеств, свидетельствующих об общих трудностях и отставаний в развитии личности. Сами по себе эти качества, по-видимому, не приводят к делинкветному поведению (для 37% обычных школьников характерно сочетание многих таких качеств), однако они могут способствовать образованию и развитию криминогенного комплекса. Заключение Итак, рассмотрев кризис подросткового возраста как один из самых важных и сложных критических периодов развития, можно условно выделить три фазы протекания: 1. Негативную, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов; 2. Кульминационную точку кризиса; 3. Посткритическую фазу, т.е. период формирования новых отношений и т.д. Такой подход находит свое подтверждение: переход к подростковому возрасту, характеризуется возникновением различных форм отстаивания собственной самостоятельности, независимости. Чаще всего это проявляется в негативизме, упрямстве, открытом непослушании, конфликтов со взрослыми, стремлением всегда настоять на своем, т.е. повышенная конфликтность и демонстративное противопоставление себя не столько взрослым, сколько образу послушного ребенка, который часто культивируется этими взрослыми. У трудных подростков это противопоставление ярко выражено и может вылиться в такие формы поведения как асоциальность и делинквентность.
Процесс воспитания должен строиться прежде всего с учетом индивидуально-психологических свойств подростка, с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий, которые могут способствовать возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений. Поэтому невозможно дать рецепт на каждый трудный случай практики, однако можно сформировать некоторые общие принципы:
1) Опора на положительные качества подростка; 2) Формирование будущих жизненных устремлений подростка; 3) Включение в коллективную деятельность; 4) Реализация потребности в самоутверждении; 5) Развитие полезных навыков, интересов; 6) Доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростками. Решающее значение для практики имеют социально-психолого-педагогические программы, направленные на оздоровление семейного, школьного, общественного воспитания, гуманизацию систему отношений подростков. Кризис подросткового возраста протекает значительно легче , если уже в этом возрасте у школьника возникают относительно постоянные личностные интересы или какие-либо устойчивые мотивы поведения. Любые осознанные и устойчивые мотивы, требующие целевой организации поведения (например, мотивы общественно-трудовой деятельности) изменяют весь внутренний облик подростка. Они становятся доминирующими в структуре его мотивационной сферы и таким образом подчиняют себе все другие его потребности и стремления. Это ликвидирует постоянные конфликты разнонаправленных мотивационных тенденций, характерных для кризиса подросткового возраста, и делает подростка внутренне более гармоничным. Переходный критический период завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта, оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется новой, общественно значимой позицией. Подлинное же самоопределение, т.е. самоопределение как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития личности ребенка. Литература 1. Беличева С. А. Основы превинтивной психологии. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. 2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д. И. Фельдштейна / Вступит. статья Д. И. Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 3. Выготкий Л. С. Педология подростка. – М., 1929-1931. 4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. М., 1983. 5. Гаврилова Т. П. Личностные трудности и проблемы подростков// Психологическая наука и образование. – 1997.- №1. 6. Заика Е. В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением// Вопросы психологии. – 1990.- №4. 7. Кле М. Психология подростка: (психосексуальное развитие)/ Пер. с фр. – М.: Педагогика, 1991. 8. Козлов В. В. Социальная работа с кризисной личностью. Методическое пособие. – Ярославль, 1990. 9. Колесов Д. В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. – М.: Просвещение, 1986. 10. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989. 11. Кривцова С. В. и др. Подросток на перекрестке эпох. – М.: Генезис., 1997. 12. Кудрявцев И. А., Морозова Г. Б. и др. Психологический анализ смыслообразующих факторов делинквентного поведения подростков// Психологический журнал. – 1996.- Т.17, №5 13. Кулюткин Ю. Что такое взрослость?: [Из цикла ст. «Беседы о развитии личности»]// Семья и школа .- 1987.- №6, с. 19-21. 14. Личко А. Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983. 15. Мудрик А. В поисках своего «Я»: [Проблемы психологии раннего юношеского возраста]// Семья и школа.- 1987.- №6, с. 19-21. 16. Наш проблемный подросток: Уч. Пособие. – СПб.: Союз, 1999 17. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1998. 18. Подлеснова Второе рождение: (психологические проблемы подростков) // Семья и школа. – 1998.-№7 19. Поливанова К. М. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии 1996.- №1. 20. Прихожан А. М. Проблемы подросткового кризиса // Психологическая наука и образование. – 1997.- №1. 21. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. –2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990. 22. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна; НИИ общ. и пед. психологии. АПН СССР.- М.:Педагогика, 1987. 23. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем.- М.: Мир, 1994. 24. Соколов Д. К. Каким быть подростку. – М.: Советская Россия, 1988 25. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника (подросткового и юношеского возраста). – М.: Учпедгиз, 1961. 26. Толмасова А. Ищу человека: Психолог об истоках подростковой преступности // Сов. профсоюзы. – 1990.-№3/4.- с. 92-94. 27. Учителям и родителям о психологии подростка: Науч. – попул. / Г. Г. Аракелов, Н. М. Жариков, Э. Ф. Зеер и др. ; Под ред. Г. Г. Аракелова. – М.: Высш. шк., 1990. 28. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. – Под ред. Дубровиной И. В. – М.: Педагогика. 1987. 29. Фельдштейн Д. И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. – Душанбе, 1973. 30. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. –М.: Педагогика. 1989. 31. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.