СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Сознание и бессознательное – взаимодействующие между собой психические явления
1.1. Сознание и бессознательное в структуре личности
1. 2. Теоретическое обоснование проблемы бессознательного в психологии
1.2.1 Фрейдизм
1.2.2 Неофрейдизм
1.2.3 Современный психоанализ (Мелани Клейн)
Глава 2. Бессознательное в аналитической психологии К. Г. Юнга
2. 1. Бессознательное и архетипы
2. 2. Психологические типы личности
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Человеческая психика сложна и многообразна. С древних времен философы пытались проникнуть в ее глубины. От простого люди приходили к сложному постепенно. Раньше психологи считали, что у человека есть только сознание, и ему подвластно все его действия. Сознание определяет желания, мотивацию поступков человека, и т. д. Так считали представители классической психологии.
Но время не стояло на месте, оно требовало новых открытий, новых ответов на старые вопросы. Еще древние философы пытались объяснить, откуда берутся сны, что они означают, почему человек мечтает, делает оговорки, описки, каким образом у человека происходит автоматизация движений? На эти и некоторые другие вопросы “всемогущее” сознание ответить было не в силах. И тогда на сцену вышло бессознательное как своеобразная копилка всех тайных и вытесненных желаний и мыслей человека. Сознанию недоступно бессознательность, они сосуществуют отдельно, как бы по соседству. Если бы границы между психической (виртуальной) реальностью и объективной были размыты, то целостность и адекватность психики были бы нарушены. Человек, находящийся в сознании, часто не догадывается о желаниях и мыслях, хранящихся в бессознательном. Бессознательно заглушает сознание только в определенных случаях, например, когда человек спит, находится в стрессовых ситуациях, бреду или под гипнозом и т. д.
Проанализировать бессознательное можно лишь психологическим методом, называемым психоанализом. Основоположником этого метода является великий венский врач-психиатр З. Фрейд (1856 - 1939). Он первый в науке допустил и развил мысль, что сознание не является единственным звеном в психике человека, определяющем его поведение и деятельность. Он выдвинул и доказал научную гипотезу, что кроме сознания есть бессознательное и предсознательное, которые в сильной степени влияют на жизнь и поведение человека. У З. Фрейда большая часть теории основана на сексуальности человека, которая является основной движущей силой в развитии индивида, на преувеличении сексуального влечения. Этим он заслужил непонимание со стороны многих его ученых-современников. Его теории высмеивались, книги сжигались. Сейчас же фрейдизм – это одно из направлений в современном психоанализе [2].
Современный психоанализ помогает понять и раскрыть тайные стороны человека, так как он приоткрывает бессознательное и позволяет найти там первопричину всех проблем данного человека.
Поэтому целью данной курсовой работы явилось - анализ и обобщение теоретических воззрений на природу бессознательного.
Из данной цели вытекают соответствующие задачи:
1. анализ литературных источников по данной проблеме;
2. разграничение понятий “сознание” и “бессознательное” в психоаналитических теориях;
3. детальное изучение аналитической теории К. Г. Юнга.
Данная курсовая работа имеет традиционную структуру, она состоит из введения, двух теоретических глав, заключения и списка литературы. Общий объем работы 50 страниц.
Глава 1
Сознание и бессознательное – два взаимодействующие между собой психические явления
1.1. Сознание и бессознательное в структуре личности
Сознание – свойственная человеку высшая, интегративная форма психического отражения действительности. Это целостное состояние знания о внешнем и внутреннем мире [6].
Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики?
Характеристики сознания человека. Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит “я” человека и его “не-я”. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это противопоставление и различие. Он - единственный среди живых существ, который способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя: человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение “я” от “не-я” - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.
Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, и вносятся в него необходимые коррективы и т.д. Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность в результате болезни или по каким-то иным причинам рассматриваются как нарушение сознания.
Сознание характеризуется также рядом специфических свойств. Одно из них осмысленность представляемого или осознаваемого, т. е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Второе свойство состоит в том, что в сознании отражаются лишь основные, главные характеристики предметов, событий и явлений.
Сознание тесно связано с речью. Именно оно отвечает за осмысленность разговора, названия предметов, коммуникабельную способность данного человека. Сознание позволяет нам с помощью языка не только выразить свои внутренние состояния, но и рассказать о том, что мы знаем, видим, понимаем, т. е. сообщить объективную информацию об окружающем мире.
Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Под схемой мы имеем в виду определенную умственную структуру, в соответствии, с которой человек воспринимает, перерабатывает и хранит информацию об окружающем мире и самом себе. Схемы включают в себя правила, понятия, логические операции, которые люди используют для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок. Это выражается в отборе, классификации информации, отнесении ее в ту или иную категорию.
Обмениваясь друг с другом информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Откладываясь в лексиконе, семантике в понятийной форме, эта информация затем становится достоянием индивидуального сознания человека, по мере того как он усваивает язык и пользуется им как средством общения и мышления. Поэтому мы можем сделать вывод, что без языка и речи сознание и мышление немыслимо.
Сознание, однако, существует не только в словесной форме, но и в образной форме. В этом случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, называющей преобразующей соответствующие образы. В качестве примера образного человеческого сознания можно назвать искусство, литературу, музыку. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.
Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:
а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;
в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может;
г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.
Наряду с сознанием важную роль в жизни человека играют бессознательные процессы. Точного определения этим процессам в науке не существует. Чтобы дать некое объяснение им кажем, что “бессознательное - это то, что человек не может соотнести с определенным объектом или явлением и выразить в связной, логической формуле” [6].
Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.), во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.
Далее мы укажем некоторые признаки, характеризующие бессознательные процессы:
· Они неподвластны контролю человека, изолированы от ядра личности. Воспринимаются как непроизвольное, автоматическое течение психических актов;
· Бессознательное почти всегда содержит в себе информацию, которая противоречит сознанию и расценивается индивидом как нечто совершенно чуждое и непонятное личности;
· Бессознательные процессы имеют свой язык. Этим языком являются образы, действия, речевые структуры, лишенные логической последовательности. В мире бессознательного действует своя логика, диктуемая эмоциями и называемая, поэтому аффективной;
· На уровне бессознательного не существует разграничения на внутренний и внешний миры. Например, сны всегда воспринимаются человеком как события внешнего мира;
· Человек, находящийся в бессознательном состоянии, не разграничивает объективное и субъективное в содержании переживаний;
· Динамика психических актов и действий в сфере бессознательного лишена временных и пространственных ограничений, которые свойственны сознанию. Например, во сне человек может видеть прошлые события в будущем и наоборот, разные города в одном месте и другие несовместимые в реальности вещи [6].
Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Существуют бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения. Суда же относятся неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах. Здесь же находится умение ходить, читать, писать, говорить. Все эти поступки выполняются автоматически, без раздумий. Указанные виды автоматизмов вначале формируются под контролем сознания, а потом переходят в бессознательную область психики, давая тем самым сознанию возможность контролировать более сложные операции. Доказать факт автоматизмов можно, когда на пути к реализации какой-либо цели появляются неожиданные препятствия. Если поставить под контроль сознания осуществление упрочившихся программ, то можно нарушить течение автоматических действий. Например, если больной из-за страха не научиться заново ходить пытается с помощью сознательно управлять этими функциями, то, скорее всего, он будет меньше успеха в этом, чем, если бы не обращал на это столь пристального внимания. Если человек, который заикается, будет постоянно испытывать страх перед речью и думать об этом, то его произношение действительно будет с большими дефектами [6].
Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета ситуации.
Бессознательная память – это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Такая память управляет мышлением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы и объекты, на которое направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач. Это объясняет, каким образом творческим людям приходит озарение, и почему он полностью не осознает своих идей. Бессознательное мышление может вторгаться в сознание не только в бодрствующем состоянии, но и во сне и опьянении, причем в аллегорической форме, образах. В качестве примера приведем историю великого химика И. Менделеева. Его периодическая таблица химических элементов просто приснилась ночью. Это объясняется тем, что бессознательное пришло на помощь сознанию, когда было не силах справиться с поставленной задачей.
Существует также и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков человека. Проявляется это тогда, когда человек стремится совершить поступок, не понимая причины своего желания. Это явление было открыто в результате исследований с помощью гипноза. Человеку, находящемуся под гипнозом, внушалось в сознательном состоянии подойти к одному из присутствующих и перевязать галстук. И действительно, придя в сознание, человек перевязал галстук у одного из присутствующих. Но объяснить свои неординарные действия он не смог. Вернее он объяснял их так, как было угодно цензуре сознанию, т. е. галстук был плохо завязан и т. п. Разгадать истинную причину своей мотивации человек не сумел.
Бессознательное в личности человека – это те чувства, интересы и желания, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи. Они проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях, которые связаны с восприятием, памятью и воображением. Все эти явления получили название “ошибочные действия”. О бессознательном говорят оговорки, описки, ошибки при слушании слов; непроизвольное забывание имен, обещаний, событий и другого, что, так или иначе, вызывает у человека неприятные эмоции; сновидения, грезы, мечты.
Далее мы рассмотрим некоторые из этих проявлений бессознательного в действиях человека более подробно.
Оговорка – бессознательно детерминированное артикуляционное речевое действие, связанное с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Когда человек оговаривается, то в его ошибке можно прочитать скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорка возникает, когда бессознательные намерения и побуждения сталкиваются с сознательно поставленной целью поведения, противоречащей скрытым мотивам, и побеждают ее.
Забывание имен – другой пример бессознательного. Причиной забывания имен являются неприятные ощущения, связанные с человеком, обладающим забытым именем или событиями, ассоциирующими с этим именем. Забывание имен происходит помимо воли человека и требует много времени для восстановления забытого.
Автоматизация движений является также результатом действий бессознательных процессов. Здесь идет речь о тех движениях, которые сначала являлись осознанными, а затем перешли в область бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования являлись сознательно контролируемыми действиями (ходьба, речь; умение писать, читать, пользоваться различными инструментами, жонглирование).
Сновидения представляют собой особую форму проявления бессознательного. В них хранятся все тайные вытесненные бессознательные желания и чувства человека. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Но не все желания во сне имеют соответствующую форму. Очень многие сны имеют символическую форму. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление во сне блокируется усвоенными нормами морали так называемой цензурой сознания. Цензурой сознания является бессознательный психический механизм, который фильтрует, изменяет и запутывает содержание мыслей, сновидений. Цензура как очень принципиальный моралист не позволяет бессознательному показать все в истинном цвете. Именно поэтому мы не может сначала разгадать наш сон, он нам кажется бессмысленным и бесполезным. Для расшифровки таких сновидений требуется обладать основными навыками специальной интерпретации, именуемой психоанализом. Напомним, что такие сны не являются единственными в своем роде. Эти сны свойственны взрослым.
Существуют сновидения другой разновидности, здесь содержание сна явное и понятное человеку. Это детские сновидения дошкольников и инфальтильные сны взрослых людей. Детские сновидения отличаются своей простотой и безыскусностью. То, что ребенок хотел и не смог реализовать в реальной жизни днем, обязательно приснится ему ночью. Инфальтильные сновидения взрослых также имеет явное содержание. Они возникают под влиянием непосредственно предшествующих сну ярких событий прошедшего дня.
Итак, мы выяснили, что бессознательное в большей степени управляет бытовым поведением человека, а сознание – самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Сознание и бессознательное взаимодействуют друг с другом, делая поведение человека интересным для изучения и анализа.
Однако не всегда была такая четкая структура этих понятий, как сейчас. Темой существования бессознательного в личности человека интересовались очень многие ученые прошлого. Были и заблуждения, и верные убеждения, которые актуальны и сейчас. Эта тема имеет огромное важное историческое наследие в трудах великих психологов.
Далее мы кратко рассмотрим теории бессознательного прошлого в лице основателя психоанализа З. Фрейда и его последователей.
1.2. Теоретическое обоснование проблемы бессознательного психологии
1.2.1. Фрейдизм.
Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека. Познакомившись с философскими идеями Платона, З. Фрейд, несомненно, почерпнул оттуда некоторые представления о бессознательном. Так, вряд ли в поле его зрения не попали те размышления Платона, которые были связаны с проблемой неосознанного знания человека.
З. Фрейд - центральная фигура, вокруг которой группируются почти все теории бессознательного, после того как им была предложена тотальная система анализа человеческой психики вплоть до анализа ее подспудных образований - бессознательной психики, причем это касается не только теорий, одна за другой потянувшихся вслед за ним, но и теорий, также одна за другой потянувшихся против него. Поэтому за З. Фрейдом остается роль одного из основателей этой психологии как науки не только о человеческой психике - сознании и бессознательном психическом, но и о личности, их носителе.
Для З. Фрейда бессознательное – это, главным образом, нечто психическое, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. В отличие от других, З. Фрейд сделал анатомию сознания и бессознательного психического научным фактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь отрицательного понятия - неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознания.
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. З. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, кипящий пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.
Учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором основывается вся теория психоанализа. Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан З. Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ душевной жизни человека.
З. Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования таких актов, для объяснения которых необходимо признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеется множество пробелов. Только в этом случае, как считает он, не нарушается психическая непрерывность и становится понятным существо познавательного процесса с его сознательными актами.
Дофрейдовская психология в качестве объекта исследования имела нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания, З. Фрейд же, как психопатолог, исследуя характер и причины возникновения неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая оставалась вне поля зрения предшествующей психологии. Он оказался перед необходимостью исследования природы психического, внутреннего мира "Я" и тех структур, которые не вписывались в собственно "сознательное" в человеке, и пришел к заключению, что человеческая психика представляет собой некий конгломерат, состоящий из различных компонентов, которые по своему характеру являются не только сознательными, но и бессознательными и предсознательными.
В общем плане психика человека представляется З. Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Сознательным З. Фрейд называет “то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мы воспринимаем как таковое, и утверждаем, что именно в этом заключается единственный смысл термина “сознательный” [11]. Во Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены следующим образом: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по З. Фрейду, обязано бессознательному и выкристаллизовывается из него в процессе развития психики. Поэтому, согласно З. Фрейду, сознательное не есть суть психики, а лишь такое ее качество, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.
Подробно рассмотреть структуру личности З. Фрейда позволяет его работа “По ту строну удовольствий” (1920), “Я и Оно” (1923). Созданная З. Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов:
"Оно" (Id) - глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость", основа деятельного индивида, которая руководствуется только "принципом удовольствия" безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей;
"Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между "Оно" и внешним миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность "Оно" с "принципом реальности", целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью;
- "Сверх - Я" (Super - Ego) - внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности" [11].
Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, З. Фрейд исходит из того, что глубинный, природный ее слой ("Оно") функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения. "Оно" исподволь, но властно диктует свои условия "Я".
Как покорный слуга бессознательных влечений, "Я" пытается сохранить свое доброе согласие с "Оно" и внешним миром. Это ему не всегда удается, поэтому в нем самом образуется новая инстанция - "Сверх - Я" или "Идеал - Я", которая царит над "Я" как совесть или бессознательное чувство вины. "Сверх - Я" как бы является высшим существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в психике человека "Сверх - Я" призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений и в этом смысле как бы солидаризируется с "Я". Но по своему содержанию "Сверх - Я" ближе к "Оно" и даже противостоит "Я", как поверенный внутреннего мира "Оно", что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике человека. Таким образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастного создания", которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии и с "Оно", и со "Сверх - Я".
З. Фрейд утверждал, что человек сексуален с момента рождения. Сексуальные переживания детства играют огромную роль в жизни взрослого человека. Ребенок, по мнению психиатра, испытывает сексуальное влечение к родителям. Следует указать периоды сексуальности детства, которые З. Фрейд выделял в своей работе “Три очерка по теории сексуальности”. Таким образом, родилась возрастная периодизация З. Фрейда.
Оральная стадия (младенческий возраст до 2-3 лет). Ребенок сосет грудь матери, соску, ощущая при этом чувство сродное с наивысшим сексуальным наслаждением. Здесь действует так называемая инфантильная сексуальность, не осознаваемая ребенком. Если ребенок задерживается на этой стадии, во взрослой жизни это выражается в патологическом желании человека сосать свой большой палец, часто курить и т. д.
Анальная стадия (3-4 года). Зона заднего прохода для ребенка также является эрогенной зоной. Если у ребенка кишечник работает исправно, то у этой зоны нет недостатка в интенсивных раздражения. Прогнозировать невроз в дальнейшей жизни ребенка можно в том случае, если он старается накопить каловые массы в кишечнике с тем, чтобы потом при его выходе получить сладострастные ощущения вперемежку с болью.
Фаллическая стадия (4,5 – 7 лет). Стадия истинной детской сексуальности, когда все эрогенные зоны смещаются на гениталии. В этом возрастном периоде у детей появляется сексуальное влечение к родителю противоположного пола: у мальчиков – Эдипов комплекс, а у девочки – комплекс Электры. Ребенок осознает, что прикосновение к его гениталиям доставляют ему удовольствие. Здесь он не упускает возможности прикоснуться к ним. Это происходит при мытье, гигиеническом уходе и т. д. Именно из этой стадии может выйти настоящая осознанная долговременная детская мастурбация.
Затем после бурного сексуального развития наступает стадия отдыха – латентная (от 7 и до полового созревания). Вся направленность ребенка сосредотачивается на учебной деятельности и на общении со сверстниками, опосредованном учебным процессом. Это естественный отдых перед взрослой сексуальностью.
Генитальная стадия (пубертатный период детства). Взрослая сексуальность, которая сублимируется у подростка в спорте, в учебе, в физической активности. Если предыдущие стадии прошли благоприятно, то проблем и комплексов на данном этапе развития уже не возникает [11].
Проблема огромного значения сексуальных влечений в жизни человека оказалась камнем преткновения всего психоанализа, и именно в этом пункте обнаружилось серьезное расхождение между З. Фрейдом и такими приверженцами фрейдизма, как К. Юнг, А. Адлер, В. Рейх, К. Хорни, Э. Фромм. Все они отошли от своего учителя и создали свои теории бессознательного, являя собой огромное направление, получившее название “неофрейдизм”.
1.2.2. Неофрейдизм
В качестве критиков теоретических постулатов З. Фрейда одним из первых выступил швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961), вплоть до 1913 г. разделявший основные идеи своего учителя. Существо расхождений К. Юнга с З. Фрейдом сводилось к пониманию природы бессознательного. К. Юнг считал, что З. Фрейд неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту, тогда как инстинкты человека имеют не только биологическую, но и символическую природу. Он предложил, что символика является составной частью самой психики, и что бессознательное вырабатывает определенные формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека. Выделенным формальным элементам психики К. Юнг дает особое название "архетипы", которые присущи всему человеческому роду.
Архетипы, согласно К. Юнгу, представляют формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.
В отличие от З. Фрейда, который рассматривал бессознательное как основной элемент психики отдельного человека, К. Юнг провел четкую дифференциацию между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное - это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа. Коллективное бессознательное представляет скрытые следы памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеловеческое животное существование. Это - общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. Именно коллективное бессознательное является тем резервуаром, где сконцентрированы все архетипы.
Одним из элементов аналитической психологии К. Юнга является теория комплексов, то есть психических сил индивида, которые, находясь в бессознательной форме, постоянно дают знать о себе. В бессознательном, по мнению К. Юнга, всегда находятся наготове комплексы воспоминаний индивидуального прошлого, прежде всего родительские, детские комплексы, комплекс власти и другие. Комплексы - это своего рода психологические демоны, свидетельствующие о силе власти бессознательного над сознательными процессами. Отталкиваясь от теории комплексов, К. Юнг попытался глубже проникнуть в механизм бессознательного, выявить сложные взаимоотношения между бессознательными и сознательными процессами психики, роль бессознательных влечений в формировании поведения человека.
Как и у З. Фрейда, так и у К. Юнга бессознательное составляет то внутреннее и сущностное ядро, которое образует психический мир человека. Наряду с такими инстанциями, как "Я", "индивидуальное бессознательное" и "коллективное бессознательное", он выделяет:
"Персону" (Persona) - своеобразную маску, которую надевает личность в ответ на требования социального окружения. Если "Я" тождественно "Персоне", то личность предстает в виде отчужденного существа, играющего определенную социальную роль, навязанную обществом;
"Аниму" (Anima) - абстрактный образ, представляющий женский "архетип" в мужчине. Посредством него достигается взаимопонимание между обоими полами;
"Анимус" (Animus) - абстрактный образ, представляющий мужской "архетип" в женщине. Посредством него также достигается взаимопонимание между обоими полами;
"Тень" (der Schatten) - "архетип", состоящий из животных инстинктов и являющийся средоточием темных, низменных сторон личности. Агрессивные и антисоциальные устремления "Тени" могут не проявляться в открытой форме, поскольку они скрываются под маской "Персоны" или вытесняются в "индивидуальное бессознательное";
"Самость" (der Selbst) - центральный "архетип" личности, вокруг которого концентрируются все психические свойства человека. Сфера "Самости" - нечто среднее между сознательным и бессознательным, центр тотальной личности [12].
Структура личности К. Юнга, таким образом, отличается от фрейдовской прежде всего тем, что К. Юнг идет по пути дальнейшей дифференциации фрейдовского "Оно". У З. Фрейда "Оно" является всецело биологическим, природным данным, у К. Юнга же бессознательное включает и социальные моменты.
Как и К. Юнг, разошелся с З. Фрейдом по вопросу сексуальной обусловленности человеческого поведения другой критик классического психоанализа - Альфред Адлер (1870-1937). Он пересмотрел фрейдовские положения о биологической детерминации человеческой психики и сформулировал теорию индивидуальной психологии, согласно которой человек рассматривался не как биологическое, а как социальное существо. В противовес фрейдовскому постулату о сексуальных влечениях и юнговскому постулату о комплексах и архетипах, которые, по их убеждению, мотивируют человеческое поведение, А. Адлер выдвигает на передний план социальные побуждения человека.
Рассмотрение отношений между индивидами замыкается у А. Адлера на раскрытии якобы присущих каждому человеку бессознательных стремлений к власти. Поэтому изучение социальных побуждений личности сводился, по сути дела, к расшифровке вытесненных желаний властвования, преобладания, превосходства над другими.
Отвергая биологизм З. Фрейда и К. Юнга, А. Адлер в то же время наделяет личность такими побуждениями, которые, будучи социальными, носят все же врожденный характер. На место биологических бессознательных инстинктов подставляются социальные побуждения, которые также оказываются врожденными.
А. Адлер не уделял много внимания причинам тех или иных действий человека. Для него причинность играет незначительную роль, ибо, как он полагает, не может дать удовлетворительного объяснения человеческой деятельности. Для объяснения действий индивида необходимо знать конечную цель его устремлений; только она может объяснить поведение человека, бессознательный жизненный план, при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неудовлетворенность.
Пытаясь ответить на вопрос, в чем же конечная цель, предопределяющая деятельность человека, А. Адлер долго не мог прийти к однозначному решению. Вначале конечной целью человеческой деятельности он объявил стремление к власти, затем - стремление к превосходству, которое уже не связывалось с престижем, главенством и другими социальными атрибутами могущества человека, а относилось к сфере завершенности, целостности и тотальности личности. Понять человека, т. е. раскрыть смысл его жизни, значение его психических актов, по убеждению А. Адлера, можно лишь в том случае, если индивид будет рассматриваться как стремящийся к личному идеалу, к совершенству. Конечной целью развития человека, по мнению А. Адлеру, является, таким образом, стремление к совершенству, стремление к полному раскрытию своей сущности, к достижению "Самости". В этом смысле А. Адлер постулирует активный принцип человеческой жизни, акцентируя внимание не только на деятельности, но и на самодеятельности человека. А. Адлер констатирует, что человек от природы является социальным существом. Именно А. Адлер, который обратил внимание на социальные детерминанты человеческого поведения, положил начало развитию социологизированного психоанализа [2].
Выдвинутая в эти годы Вильгельмом Райхом (1897-1957) сексуально-экономическая теория не замыкалась на исследовании отдельного человека, а распространялась на социально-политические сферы общества, включая анализ авторитарных институтов, социально-экономических отношений между людьми, идеологических движений, в том числе фашизма. Наиболее полно его взгляды по вопросам, связанным с пониманием природы человека, детерминации человеческого поведения, взаимоотношения между личностью и социальным окружением, выражены в работах "Диалектический материализм и психоанализ" (1924 г.), "Функция оргазма" (1927 г.), "Сексуальная революция" (1936 г.).
Не соглашаясь со многими идеями З. Фрейда, В. Райх все же признает, что вне сознания имеется такая психическая реальность, как бессознательное. Он утверждал, бессознательное не может быть понято само по себе, оно может быть осознано только в своих проявлениях.
В. Райх предложил новый вариант интерпретации структуры личности. Его биопсихическая структура характера состоит из трех автономно функционирующих слоев:
поверхностный слой - слой социальной кооперации;
фальшивый, притворно - социальный слой, где подлинное лицо человека скрыто под маской любезности, вежливости и учтивости;
промежуточный слой - антисоциальный слой (фрейдовское бессознательное) - представляет сумму вторичных импульсов - грубые, садистские, сладострастные порывы;
глубинный слой, или биологическое ядро, состоит из природно- социальных импульсов, излучая которые, человек предстает честным, трудолюбивым существом, способным на искреннюю любовь. Но, проходя вторичный, промежуточный слой, природно-социальные импульсы преломляются и искажаются.
В. Райх не отрицал наличия в структуре личности человека мощных сексуальных влечений как побудительных мотивов деятельности индивида. Он даже развил сексуальную теорию З. Фрейда дальше, утверждая, что источник неврозов лежит в оргазмной импотенции и связанных с ней психических и физиологических нарушениях. Основной проблемой выявления и лечения неврозов становится, по В. Райху, раскрытие феномена оргазма, который является "центральной точкой проблем, возникающих как в области психологии, так и в области физиологии, биологии и социологии" [2].
Таким образом, В. Райх, пытаясь выявить внутренние механизмы деятельности человека, придерживается натуралистической ориентации, сводящей все психические процессы к физическим и биологическим закономерностям развития человеческого организма.
Ведущим представителем неофрейдизма также был Э. Фромм (1900-1980). Будучи приближенным к марксистскому движению, он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные среды. Однако, в отличии от марксизма, Э. Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования: экзистенциальной и исторической. К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта:
1. человек, по его словам, изначально находится между жизнью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте и времени" и "выбирается из него опять же случайно" [2];
2. существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.
Совершенно иную, по Э. Фромму, природу имеют исторические противоречия. Они не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Э. Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества. В книге "Революция надежды" (1968) Э. Фромм излагает свои представления о путях гуманизации современного общества. Он возлагал большие надежды на введение "гуманистического планирования", "активизацию индивида путем замещения методов "отчужденной бюрократии" методами "гуманистического управления", изменения способа потребления в направлении увеличения "активации" человека и устранения его пассивности, распространения новых форм психодуховной ориентации", которые должны быть "эквивалентами религиозных систем прошлого" [2].
Одновременно Э. Фромм выдвигает идею создания небольших общностей, в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеру поведения, основанную на общих психодуховных ориентациях, напоминающих результаты и символы церковной жизни.
К. Хорни (1885-1953), также составляющая поченый список представителей неофрейдизма, она придавала важное значение бессознательным процессам и психической жизни личности. Своеобразие К. Хорни проявилось в том, что основным побудительным мотивом она считала стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния боязни и страха индивида. Чувство тревоги и беспокойства, которые К. Хорни считала базовыми для поведения индивидов, по ее мнению, сопровождают человека на протяжении всей жизни. Оно может быть вызвано недостатком уважения, враждебной атмосферой и насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета. Хорни доказывает, что все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Именно из-за характера этих отношений у него возникает базальное чувство тревоги, отражающее базальное чувство тревоги в потенциально враждебном мире. Невроз есть не что иное, как реакция на тревожность, описанные же З. Фрейдом извращения и агрессивные тенденции являются не причиной невроза, а его результатом.
В книге "Наши внутренние конфликты" (1945) К. Хорни формирует три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям:
1. к людям, как потребность в любви
2. от людей, как потребность в независимости
3. против людей, как потребность во власти.
При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности:
1. услужливая, ищущая любви, одобрения любой ценой
2. пытающаяся отрешиться от общества
3. агрессивная, жаждущая престижа и власти.
Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не устраняется, а наоборот, нарастает, порождая все новые и новые конфликты [2].
Как мы выяснили, в истории психологии было очень много теорий бессознательного. Все они схожи и в то же время сильно различаются. Одни психологи дорабатывали и дополняли идеи других. Психоанализ, однажды родившись в результате лечения больных истерией З. Фрейдом, стал главной темой в работах многих ученых.
Пройдя через многие годы, он изменился, изменились и идеи. В следующем пункте этой главы мы рассмотрим положение современного психоанализа в лице Мелани Клейн, усовершенствовавшей и пустившей в широкое использование современный психоанализ.
1.2.3. Современный психоанализ (Мелани Клейн)
Мелани Клейн, лидер Британской школы психоанализа, была современницей великого З. Фрейда. Его теории сильно повлияли на ее собственную психоаналитическую деятельность. Она также рассматривала человека как изначально сексуальное существо, проходящее в своем развитии через определенные сексуальные стадии.
Ортодоксальная психоаналитическая теория М. Клейн характеризует первый год жизни как период, в котором происходит начальное формирование эго. В первые годы жизни эго и супер-эго могут быть очень хорошо развитыми и отлично функционировать. Система М. Клейн основывается на предположении о бессознательных фантазиях, являющихся первоначальным содержанием всех психических процессов, лежащих в основе бессознательного и сознательного мышления. М. Клейн видит доказательства широкого спектра высокодифференцированных либидных и агрессивных отношений к объектам уже в первые месяцы жизни. В возрасте шести месяцев ребенок может испытывать любовь или ненависть, желание причинить боль своей матери.
В отличие от фрейдистов М. Клейн считала, что только в течение первого года жизни у человека разворачивается психосексуальное развитие. Оральная фрустрация и увеличение орального садизма, которые могут появиться в шесть месяцев, служат причиной возникновения эдиповых влечений. Так ребенок хочет обладать отцовским пенисом, но он понимает, что мать уже обладает им. Тогда возникает желание различными способами разрушить тело матери. Это желание вызывает у девочек страх перед разрушением их собственного тела, а у мальчиков – страх кастрации. Знание того, что мать и отец доставляют друг другу сексуальное наслаждение, вызывает у ребенка оральную зависть. Отсюда желание протолкнуться в тело матери для того, чтобы также как и она получать сексуальное наслаждение от отца.
Модификация ранней тревоги выражается через либидо и отношение к реальным объектам. Совершая поворот от материнской груди к отцовскому пенису, ребенок выводит свое либидо от тревожной ситуации. Стадии в развитии либидо представляют позиции, которое оно завоевало в борьбе с деструктивными импульсами.
Доказывая формирование эго и психосексуальное развитие личности в течение первого года, М. Клейн постулирует раннее становление взаимоотношений ребенка с окружающей средой. Она считала, что ребенок относится к матери как к объекту, когда та кормит его грудью. Поэтому в вначале первого года жизни ребенка все его орально-либидные и орально-деструктивные влечение направлены на часть объекта, чаще всего на материнскую грудь.
Как только эти влечения переходят с материнской груди к другим объектам, т. е. частям тела матери, окружающим предметам и др. начинается фундаментальный процесс сублимации и отношений между ним и объектом, появляются новые интересы. Эти процессы являлись, по мнению М. Клейн, основой для сублимации во взрослой жизни.
Важно также, чтобы в течение изменения направленности желаний и тревог сохранилось любовное отношение к первичным объектам. Если же ребенок к своим первичным объектам относится с обидой или ненавистью, то это ставит под угрозу нормальное функционирование его сублимации и позитивное отношение к замещающим объектам.
Явления интроекции и проекции на первом году жизни М. Клейн объясняет как дополнительные функции, формирующие двойственное отношение к первичному объекту. У младенца существуют такие понятия как хорошая грудь и плохая грудь. На хорошую внутреннюю грудь ребенок проецирует свои любовные импульсы, на плохую внешнюю грудь он проецирует деструктивные импульсы. Интроекция закрепляет образ хорошей груди во внутреннем мире ребенка. Таким образом, объекты воспринимаются младенцем через фантазии о проецированном объекте.
В младенческом возрасте действуют два очень важных механизма – это фиксация и регрессия. Фиксация, т. е. задержка на любой стадии является причиной нарушения в психическом развитии. В результате фиксации у ребенка при возникновении некоторых трудностей проявляется наклонности, свойственные более ранним стадиям. Регрессия – возвращение к поведенческим формам ранних стадий. Отсюда вывод: фиксация и регрессия взаимосвязаны. Чем больше фиксация, тем быстрее при затруднениях у младенца возникает регрессия.
Мелани Клейн связывает фиксацию и регрессию с инфантильной тревогой. С ее точки зрения, причина фиксации либидо связано с возникающими на оральной и анальной стадии деструктивные явления, порождающие депрессию и страх. Фиксация, по мнению М. Клейн, является защитой против тревоги. Регрессия возникает и появляется тревога тогда, когда либидо не может справиться с деструктивными влечениями.
М. Клейн, однако, не считала, что тревога всегда приводит к фиксации и регрессии. Тревога, по ее мнению, также усиливает либидные желания и стимулирует развитие либидо, т. к. удовлетворение либидо уменьшает тревогу и компенсирует стремление к возмещению. Таким образом, тревога то тормозит, то содействует развитию либидо.
Итак, Мелани Клейн, постулирует активное функционирование эго и супер-эго уже на первом году жизни. Ее теории основаны на предположении о выраженных бессознательных фантазиях в этот период. М. Клейн подтверждает существование сексуальных влечений у младенца. Совершенствуя теорию первичных влечений, она описывает широкий ряд сексуальных и агрессивных фантазий первого года жизни, включая эдиповые влечения [2].
Все описанные выше теории разрабатывались в течение многих лет и сами по себе очень объемны. Подробно описать каждую представляется нам невозможным. Поэтому следующая глава будет посвящена подробному описанию психоаналитической теории К. Г. Юнга. Выбор обусловлен целостностью данной теории, позволявшей рассмотреть личность человека в самом широком диапазоне своих проявлений.
Глава 2
Бессознательное в аналитической
психологии К. Г. Юнга
Аналитическая психология швейцарского врача и ученого Карла Густава Юнга (1875-1961) развивалась в недрах глубинной психологией, которая занималась проблемой понимания психического мира человека и его поведения [12]. Вместе с пониманием, что человек, прежде всего, целостное существо, психику которого нельзя понять посредством односторонних теорий, К. Юнг, благодаря изучению мифологии и религии, привнес в психологическую науку некоторую духовность и красоту.
К. Юнг, работая в клинике О. Блейлера, видел, что у истеричных больных существует еще одна область психики, включающаяся в себя неосознаваемые побуждения, желания и эмоции. В своей инаугурационной диссертации “К психологии и патологии так называемых к оккультных феноменов”, опубликованной в 1902 г. К. Юнг описывает случай сомнамбулизма у 15-летней девушки, выдававшей себя за медиума. Здесь он еще окончательно не разделяет подсознание и бессознательное и называет это явление “работой подсознания” [14]. Только в результате долговременного сотрудничества с З. Фрейдом у К. Юнга стала вырабатываться своя отличная теория бессознательного.
Главные черты аналитической психологии: разделение психики на индивидуальное и коллективное бессознательное; архетипы как бессознательные образы мифологического содержания, передающиеся по наследству; интроверсия и экстраверсия как психологические типы личности; чувство, мышление, интуиция, ощущение – 4 важные функции сознания, влияющие на образ жизни и поведения человека.
Далее мы рассмотрим каждые эти явления подробно.
2. 1. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И Архетипы
К. Юнг разделял на два класса. Первый класс включает в себя индивидуальное бессознательное, второй – коллективное бессознательное.
Занимаясь психоанализом, К. Юнг видел, что сновидения, фантазии, патологические явления – это продукты деятельности бессознательного. Он признавал, что неприятные события, чувства, пережитые человеком могут быть отправлены в бессознательное, чтобы сознание могло работать без нарушений. Также сюда относится забывание некоторых неприятных для человека происшествий, имен и т. д. Такие бессознательные содержания зависят от внешней среды человек а, его социальной деятельности, осознанных переживаний и могут стать доступными для сознания путем психоанализа. Когда человек познает смысл его бессознательных содержаний, он сразу находит их взаимосвязь с реальной жизнью и может заняться самопознанием, которое позволяет разобраться в себе и не закрывать глаза перед своими изъянами, что часто благоприятно влияет на поведение и мировоззрение человека.
Таким образом, мы можем сказать, что под индивидуальным бессознательным К. Юнг понимал бессознательный узнаваемый материал, имеющий явно индивидуальное происхождение. Содержания данного типа бессознательного являются индивидуальным достоянием или продуктами инстинктивных процессов, конституирующих личность в целом. Также индивидуальное бессознательное включает в себя, кроме забытых и вытесненных содержаний, еще и содержания творческого характера [15].
Однако К. Юнг не рассматривал вопрос о бессознательном односторонне с органической точки зрения З. Фрейда. К. Юнг говорил, что бессознательное отнюдь не является урной, куда сознание просто выбрасывает все то, что не позволяет принять его цензура. Напротив, он ассоциировал бессознательное с морем, которое плещется в низшем слое нашей психике и в котором таятся удивительные вещи, которые иногда просто легкомысленно объяснять только сексуальными влечениями и вытесненными желаниями. К. Юнг считал, что существует другой класс, в котором находятся содержания мифологического характера неизвестного происхождения. Такие бессознательные содержания не принадлежат одной личности, одному индивиду, но они принадлежат всему человечеству, передаются из поколения в поколение, являются общими и имеют коллективную природу. Это открытие позволило К. Юнгу вывести совершенно новый в психологии термин: коллективное бессознательное.
Коллективное бессознательное – самый глубокий уровень личности, который содержит в себе воспоминания и образы, передаваемые по наследству от наших предков. Коллективное бессознательное - это такая психическая система, которая имеет коллективную универсальность и безличную природу, идентичную всем индивидуумам. Своим существованием коллективное бессознательное обязано наследственности; оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально.
Содержанием коллективного образования К. Юнг обозначил универсальные психические образы, которые получили название архетипы. Слово “архетип” происходит от латинского типос (печать, отпечаток) и означает определенное образование архаического характера, которое содержит мифологический мотив. Архетипы принадлежат также не отдельной личности, а всему человечеству. Каждая страна имеет свой круг коллективного бессознательного в виде изначальных “психических структур” (архетипов), которые идут из глубины веков, а, следовательно, в них хранится древнейший опыт человечества, обеспечивающий априорную готовность к восприятию и осмыслению мира.
Необходимо чувствовать разницу меду архетипами и инстинктами. Архетипы и инстинкты, несмотря на некоторую схожесть, все же совершенно различные понятия и требуют четкого разграничения. Инстинктом являются физиологическим побуждением, и постигается он через органы чувств. Архетипы, в отличие от инстинктов, не затрагивают органов чувств человека абсолютно, а проявляют себя через фантазии и обнаруживают свое присутствие только посредством символических образов.
В чистом виде архетипы встречаются в сказках, мифах, легендах и фольклоре. В отношении человека архетип выражается через субъективное переживание, и человек воспринимает их посредством символических архетипических образов. Архетипические образы в психике человека обнаруживают себя через определенные символы во снах, фантазиях, патологических явлениях и т. д. Встреча с архетипическими образами всегда оставляют глубокий след в душе человека, всегда сильно эмоционально окрашена, придает человеку некую силу и энергию, которая в несколько раз превосходит его индивидуальное эго.
Далее мы рассмотрим несколько примеров архетипов и архетипических образов.
1) Персона (маска) – наше публичное лицо, т.е. то, как мы себя проявляем в отношениях с другими людьми. Помимо этого персона защищает наше внутреннее, личное и ранимое естество от прямых воздействий социальной среды. Цель персоны – произвести впечатление на других людей или утаить свою сущность. Иногда человек начинает отожествлять себя с персоной. Как правило, это происходит при очень удачной социальной деятельности. Подобное явление носит крайне отрицательный характер т. к. это приводит к инфляции личности т. е. к разбуханию и отчуждению ее от реальности. Также К. Юнг утверждал, если человек использует этот архетип слишком часто, то он становится неглубоким и поверхностным.
Существуют и другие расстройства персоны, которые несколько отличаются
от описанного выше. Во-первых, это утрата персоны. Такое расстройство де-
лает человека чересчур чувствительным и беззащитным по отношению к лю
бым общественным прикосновениям. И, наконец, назовем еще один вид рас--
стройства, это регидность персоны. В этом случае персона якобы обладает
избыточной защищенностью, которая в действительности лишь препятству-
ет нормальной приспособляемости, реальной адаптации.
Символ – маска, одежда.
2) Тень – скрытые дурные животные качества личности (социально нетерпимые). Сознание тени необходимо личности для сознания собственного несовершенства, однако тень представляет собой сплав личностных характеристик и психических потенций, о которых человек не имеет никакого представления. В результате того, что тень содержит неприятные и неприличные качества личности, целомудренное эго не может допустить эту информацию в сознание. Выражается тень с помощью снов с явно неприличным или криминальным содержанием. Из-за неспособности увидеть свою тень часто у людей в жизни возникают проблемы в общении, страдания. Тень заставляет человека относиться к некоторым людям враждебно следующим образом: все то, что он не в силах распознать в себе, он отчетливо видит в другом, и это его, как правило, сильно раздражает. Из этого К. Юнг сделал вывод, что тень является к человеку спроектированной. Это означает, что бессознательное качество самого себя вначале опознается на внешних объектах. Под воздействием спроектированной тени человек может сильно ненавидеть и обвинять других людей, не чувствуя за собой вины. Осознание же своей истинной тени может вызвать замешательство и даже депрессию. Поэтому делать бессознательную тень человека осознанной необходимо мягко и постепенно. Существует еще и так называемая коллективная тень. Она выражается в устойчивой ситуации межнациональных конфликтов. Однако К. Юнг не считал тень исключительно отрицательным архетипом. Напротив, он даже выделял тень положительную. В такой тени заложены положенные бессознательные потенции личности, которые не смогли по некоторым причинам реализоваться в действительности. К. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, творческого начала.
Символ – Сатана, Гитлер и т.д.
3) Анима – абстрактный образ, представляющий женский архетип (внутренняя женщина) в мужчине. Анима символически выражается через женские фигуры различного типа (от падшей женщины до святой девы). Женское начало персонифицируется в принципе Эроса, относящегося к любви и родственным узам. Если анима проецируется на внешний объект, то мужчина влюбляется в данный объект. Полноценное психологическое развитие анимы позволяет мужчине глубже осознать и осмыслить природу человеческих взаимоотношений и достигнуть завидного взаимопонимания с противоположенным полом. Однако если психологическое развитие нарушено, и анима с эго работают не в согласии друг с другом (при этом анима старается занять главенствующее место), то мы будем иметь дело с женоподобным, не в меру чувствительным и обидчивым мужчиной. Такой мужчина, как правило, является шелковым мальчиком, отношения с женщинами у него чаще всего складываются не лучшим образом. Символы – Дева Мария, Мона Лиза.
4) Анимус – абстрактный образ, представляющий мужской архетип в женщине, мужские психические элементы в психологии женщин. Анимус символически выражается через мужские фигуры различного типа (от сексуального насильника до святого, пронизанного светом радости и доброты). Мужское начало персонифицируется в принципе Логоса, который представляет способность к осознанию, рефлексии и постижению разумом. Женская влюбленность осуществляется путем проекции анимуса на реального мужчину, избранника. Посредством нормального взаимодействия между эго женщины и ее анимусом также достигается прекрасное взаимопонимание между обоими полами. В случае субъективной идентификацией эго с анимусом женщина становится агрессивной, жесткой, жаждущей власти, обладанию, при этом она теряет контакт с ее женской природой, утрачивает качества жены, матери, бабушки. Символы – Дон Жуан, Иисус Христос.
5) Самость – наиболее важный архетип, представляющий собой центр личности, объединяющий в себе все компоненты личности, и в результате развития которой человек становится гармоничным и целостным. Любая личность, находящаяся в своем развитии, стремится к самости т. е. к целостности и индивидуальности. Вокруг самости концентрируются все психические свойства человека. Сфера самости – это нечто среднее между сознательным и бессознательным, это центр тотальной личности. Символ – нимб святого, круг.
Так представлял себе коллективное бессознательное К. Г. Юнг. В своей психоаналитической врачебной деятельности часто сталкивался и с индивидуальными содержаниями бессознательного, и с коллективными.
Работая с пациентами, К. Юнг пользовался тремя методами психоанализа, позволявшие добраться до индивидуальных и коллективных бессознательных содержаний этих людей. Это словесный ассоциативный тест, толкование сновидений и метод активного воображения.
Словесный ассоциативный тест позволяет за короткое время выявить комплексы, хранящиеся в бессознательном пациента. Тест требует от подвергаемого испытанию лица как можно более быстрой реакции на предъявляемое слово любым другим словом. Заторможенность этой реакции, непонимание слова-раздражителя или его механическое повторение (совместно с другими реакциями, в частности изменением пульса, электрического сопротивления кожи и т.д.) рассматривались как индикатор комплекса, т.е. как указание на эмоционально окрашенные представления, сообщение о которых является для испытуемого нежелательным.
Толкование сновидений – это классический метод психоанализа. Проводя анализ сновидений, легко можно узнать какие мысли, желания, страхи находятся на бессознательном уровне психики каждого человека. Однако К. Юнг не раз подвергался нападкам со стороны противников его теории за необычное, разностороннее и несексуальное толкование снов своих пациентов. К. Юнг признавал, что многие сновидения носят чисто сексуальный характер, однако не все исключительно. Сновидения, считал К. Юнг, часто носят архетипический характер. Здесь он обращался к мифологии, которая позволяла распознать значение таких снов, которые, как правило, эмоционально очень значимы для сновидца. К. Юнг не создавал никаких устойчивых символов или способов, которые нужно применять при толковании того или иного сновидения. Любая односторонняя, заранее сформулированная точка зрения на толкование снов, по его мнению, губительна для выявления рационального смысла сновидения и часто уводит аналитика в совершенно иную область, не давая возможности коснуться реальных бессознательных содержаний. К. Юнг считал, что один и тот же сон может иметь абсолютно различные значения у лиц разного возраста и разного пола. Вообще, он говорил своим ученикам: “Выучите все относительно символов и сновидений, но забудьте все, когда начинаете толковать реальное сновидение” [12].
Однако К. Юнг все же выделял несколько устоявшихся символов, точно указывающие в сновидениях на определенные вещи. Среди них можно назвать взлеты и падения во сне, преследование дикими животными, панибратское общение со знаменитостями. Например, если человек видит во сне, что он высоко взлетает в небо и затем падает, то означает, что в действительности он переоценивает свои возможности, и если он не остановится, его настигнет жестокое разочарование, падение. Панибратские отношения с великими персонами снится, как правило, людям с комплексом неполноценности. В этом случае бессознательное носит компенсаторный характер, т. е. изображает то, чего лишен человек, что не может пережить в реальной жизни [13].
Также нужно отметить, что К. Юнг верил в существование так называемые вещие, предупреждающие сновидения. В этом случае бессознательное на своем образном языке информирует человека о его будущем или о ближайшей смертельной опасности. Здесь также можно привести яркий пример из богатой практики К. Юнга. Речь пойдет об одном его приятеле, который являлся очень рискованным альпинистом-любителем. Однажды этот человек рассказал К. Юнгу свой сон, который сильно встревожил великого психиатра. Он рассказал, что видел, что восходит на очень крутую гору, сначала этот подъем дается очень трудно, а потом легко, он словно взлетал на эту вершину, впадая при этом в сильный экстаз. Однако, добравшись до вершины, он внезапно теряет равновесие, перешагивает через вершину горы и падает в пустоту. На этом его сон обрывается. К. Юнг понял, что бессознательное предупреждало о близкой смерти этого человека в горах. Когда К. Юнг поделился этими мыслями со своим знакомым, что горы будут являться причиной его смерти, то тот не воспринял это всерьез и продолжил свои опасные восхождения. Однако предсказание сновидения сбылось с потрясающей точностью. Полгода спустя, спускаясь с одной очень опасной горы, он в буквальном смысле упал в пустоту, при этом столкнул стоящего под ним горного проводника, потащил его за собой вниз, и оба они разбились насмерть [14].
Метод активного воображения – в этом случае К. Юнг предлагал своим пациентам рисовать, писать, а иногда и протанцевать, приходящие им на ум фантастические образы. В таких образах бессознательное начало выражается в творческой форме и прослеживается гораздо отчетливее, чем в сновидениях. Как правило, рисунки содержат в себе удивительно яркие архетипические образы. Этот метод подходит далеко не всем пациентам, а лишь тем, у которых имеется хороший творческий потенциал. При исследовательской работе с рисунками своих пациентов К. Юнг обращался к мировой художественной культуре, истории искусства различных народов и племен, устанавливал параллели между этими образами. Подобная сравнительная работа предоставляла К. Юнгу очень ценную информацию о структуре бессознательного. Он также знакомил с этими параллелями своих пациентов, для того, чтобы те имели некоторое представление о своих архетипических образах. Дело в том, что пациент, по мнению К. Юнга, может помочь себе лишь тогда, когда он не будет сомневаться в том, что архетипические образы есть ничто иное, как типичные, повторяющиеся способы выражения объективных фактов и процессов человеческой психики, а вовсе не личные переживания, которые не имеют совершенно никакого значения. Понимая все это, пациент иногда может самостоятельно распознать значения некоторых своих архетических образов, а тогда, соответственно, его бессознательное станет ему понятным. Затем у пациента может измениться жизненная позиция, мировоззрение, стиль поведения. В своих “Тэвистокских лекциях” приводит пример, который ярко иллюстрирует положительное влияние метода активного воображения на личность индивида. Он рассказывает о человеке, который начинал рушить свою жизнь, потерял семью, работу, часто выпивал спиртные напитки. Придя к К. Юнгу за помощью, он получил совет записывать и зарисовывать свои образы, приходящие в сновидениях и фантазиях. Пациент так и сделал. Это занятие так сильно его увлекло, что он посвящал этому много времени, также оно пробудило в нем исследовательский интерес к проблеме бессознательного и архетипов. Таким образом, самоисследование архетипических образов, возникшее в результате метода активного воображение, заставило его бросить вредную привычку и заняться реконструкцией своей жизни [15].
Тема бессознательного в аналитической психологии К. Юнга является центральной, но далеко не единственной. К. Юнга также занимал вопрос о различии типов поведения человека. Почему одни пользуются по большей части своим разумом, а другие – чувствами? Почему некоторые люди любят быть на виду и общаться со многими людьми, а другие живут в своей скорлупке, не идут первыми на контакт, любят предаваться мечтам, грезам, несколько отрываясь от реальности? На все эти вопросы отвечает аналитическая психология К. Г. Юнга.
В следующем пункте этой главы мы опишем психологические типы личности и четыре функции сознания, влияющие на мировоззрение и стиль поведения человека. Не указав же эти явления, мы лишим аналитическую психологию целостности, против нарушения которой и боролся всегда ее основатель.
Психологические типы являются яркой личностной характеристикой человека, его характерологической особенностью, которая отражается как в сознательных внешних поведенческих реакциях человека, так и в бессознательных проявлениях. Поэтому обойти их в данной работе было бы алогично.
2. 2. Психологические типы личности
К. Юнг считал исследование психики наукой будущего. Для него актуальная проблема человечества заключалась не столько в угрозе перенаселения или атомной катастрофе, сколько в опасности психической эпидемии. Таким образом, в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика. Для Юнга этот решающий фактор сфокусирован в бессознательной психике, являющейся реальной угрозой; мир висит на тонкой нити и эта нить - психика человека.
Идея психической энергии, саморегуляции, компенсации тесно связана в аналитической психологии с классификацией психологических типов. Различаются несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом. Прежде всего, следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.
Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Для него общение является важной частью жизни. Он чувствует постоянное желание встречаться с разными людьми, развлекаться в веселых компаниях. Экстраверт не любит одиночество, для него представляется утомительным философски размышлять о жизни. Если лишить экстраверта общения, свободы, то он будет раздражительным и очень несчастным. Жизнь в его понимании – это, прежде всего, движение.
Это в корне отличается от характеристики интроверта, так как последний характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Такой тип уделяет значительный интерес к его личным внутренним реакциям и образам. Интроверт чувствует себя превосходно, когда он предоставлен сам себе, и когда ему не нужно приспосабливаться к внешним обстоятельствам. А к условиям внешней среды он именно приспосабливается, потому что его мысли и идеи носят, как правило, фантастический характер, и суета внешнего мира кажется ему не достойной большого внимания. В каких-либо митингах, публичных выступлениях, шумных праздниках интроверт не участвует, а если он должен в силу некоторых причин там находиться, то его легко можно узнать по молчаливому, скучающему, отрешенному виду, т. к. интроверт непременно замыкается в больших группах.
Экстраверт и интроверт обычно плохо понимают друга и конфликтуют между собой. Экстраверту интроверт кажется самоцентричным, скучным, зацикленным на себе. Интроверту экстраверт кажется мелким пустым приспособленцем или лицемером, который интересуются только сплетнями и вмешивается в чужую жизнь.
Каждый человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая. Если же экстраверсия или итроверсия более или менее не сбалансированы в личности, то человек впадает в определенные крайности в поведении, что отрицательно сказывается на его жизни.
Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения. В дополнение к ним Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные психологическ1ие функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция. Благодаря этим функциям сознание человека ориентируется на эктопсихические или эндопсихические факты. Под эктопсихикой К. Юнг понимал отношение между содержаниями сознания и данными, которые поступают извне. Это система ориентации, связывающая человека с данными ему посредством ощущений внешними фактами. Эндопсихика, в свою очередь, является отношением между содержаниями сознания и постулированными выше бессознательными процессами. Эти явления мы подробно рассмотрели в первой части данной главы, поэтому здесь коснемся лишь эктопсихических функций сознания.
Сначала рассмотрим мышление как эктопсихическую функцию сознания. Мышление есть рациональная способность структуировать и синтезировать дискретные данные путем концептуального обобщения. Мышление говорит человеку о том, что есть данная вещь и называет ее. Мышление означает восприятие и суждение.
Чувство - функция, определяющая ценность вещей, измеряющая и определяющая человеческие взаимоотношения. Чувство говорит нам о ценности вещи, говорит о том, как вы к ней относитесь, не называя ее. Мышление и чувство образуют пару противоположностей, и если человек более совершенен в мышлении, то ему явно не достает чувственности.
Каждый член пары стремится замаскировать и подавить другого. Допустим, если у человека хорошо развито мышление, то его чувства становятся мало выраженными. Ведь, если взять какого-либо ученого, то он очень часто чувствует себя неуверенно в любовных отношениях, так как не умеет, как следует, выражать свои чувства. И наоборот, когда у человека развита чувствительность, то его мышление задавлено и оставляет желать лучшего. Функции мышления и чувства являются рациональными, т. к. оценивают вещи, однако по каждый по своим параметрам. А именно, мышление говорит, что нечто является истиной или ложью, а чувство – приемлемо это или неприемлемо.
Ощущение - функция, которая говорит человеку, что нечто есть, она не говорит, что это, а лишь свидетельствует, что это нечто присутствует. В ощущении предметы воспринимаются так, как они существуют сами по себе в действительности.
Интуиция определяется как восприятие через бессознательное, то есть понижение картин и сюжетов действительности, происхождение, которых неясно, смутно, плохо объяснимо. Функции ощущения и интуиции являются иррациональными - внешним и внутренним восприятием, независимым от каких либо оценок.
В свою очередь, рациональные и иррациональные функции действуют взаимоисключающим образом. Все четыре функции представлены двумя парами противоположностей: мышление - чувство, ощущение - интуиция. Несмотря на то, что человек располагает всеми этими четырьмя функциями, одна из них, так или иначе, будет являться наиболее развитой, а следовательно ведущей. Функция, которая развита меньше остальных, является бессознательной и подчиненной.
Итак, ведущая функция сознания влияет на характер человека и стиль его поведения. В соответствии с ведущей функцией существует четыре функциональных типа: мыслительный, чувственный, сенсорный, интуитивный.
Мыслительный тип в большей степени соответствует мужчинам. Для такого все должно иметь научное объяснение, подходить под ту или иную формулу. Высокий интеллект он считает главнейшей вещью в жизни, принижает значения чувственной сферы. Чувства у этого типа являются подчиненной функцией. Они подавлены и могут являться причиной распада многих межличностных отношений, т. к. не могут быть подведены ни под одну научную формулу. Человек мыслительного типа сохраняет взаимоотношения лишь до тех пор, пока они служат и следуют управляющим интеллектуальным формулах, однако он всегда способен легко разрушать слишком чувственно окрашенные взаимоотношения.
Чувственный тип соответственно больше распространен у женщин. В этом случае главная цель – это утверждение и развитие межличностных взаимодействий и отношений между людьми. Такой человек не останется равнодушным к нуждам других людей. Он очень отзывчивый сентиментальный, общительный. Для человека чувственного типа необходимо иметь и постоянно поддерживать эмоциональный контакт с другими людьми. Иногда это может иметь отрицательный характер. Например, в своем крайнем проявлении человек данного типа может неприязнь своим чрезмерным интересом, любопытством к чужой жизни, чужим проблемам и т. д. Поскольку в данном случае мышление оказывается функцией подчиненной, то и способность к абстрактному безличному суждению у таких людей подвергается известному сомнению. Они часто пренебрегают разумными доводами. Мышление принимается до той поры, пока оно служат интересам чувственных взаимоотношений. Такие взаимоотношения, как правило, очень неустойчивы, противоречивы, оценки постоянно колеблются, занимают крайние позиции. Мышление же служит стабилизирующим фактором. Люди этого типа являются подлинными артистами, которые создают специфический чувственный настрой, сопровождающий их в течение всей жизни.
Ощущающий тип характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности. Он охотно довольствуется жизнью в ее простейших незамысловатых проявлениях, бесхитростных формах. Такому человеку не дано разбираться в каких-либо тонкостях, предаваться сложным размышлениям, у него почти не развито воображение. Для него истиной являются лишь реальные вещи, которые можно “потрогать”. Для ощущающего типа просто ужасно потерять твердую почву под ногами, утрата ощущения реальности приводит его в уныние. Человеку данного типа жизненно необходимо ощущения окружающих его стен. Такой человек выглядит уверенным, надежным, земным, реальным, знающим, что и как делать в данную минуту. Но одновременно он выглядит довольно глупым, потому что не способен смотреть на два шага вперед, не допускает существование глубинного зрения, он подавляет все нереалистические фантазии, считая их лишенными какого-либо применения в реальной жизни. Это вполне объяснимо, так глубинное зрение и воображение, способное приглушать это заземленное состояние - продукты интуиции, а в нашем случае эта функция является подчиненной.
Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых видений и предчувствий, проистекающих от его внутреннего активного восприятия. Все новое и возможное, непонятное и другое, отличное являются приманкой для данного типа. Интуитивный тип чаще ухватывает слабые связи между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми. Его разум работает скачкообразно и быстро, трудно проследить его действие. Он раздражается, когда от него требуют более серьезного, спокойного, размеренного и схематичного отношения к чему-либо. Ощущение как психическое свойство у него подчинено и подавленно. В реальной жизни зачастую такой человек остается непонятым окружающими. Однако такой человек не сможет жить вне общества, вне событий, лишенный способности открывать для себя все новые и новые возможности.
Обычно развитие вспомогательной функции смягчает и модифицирует остроту проявления описанных выше характеристик. В идеале человек должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями с тем, чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные запросы. К сожалению, в действительности что недостижимо, хотя и остается желанной целью, идеалом, определяя, таким образом, одну из главных задач аналитической психотерапии: привести к сознанию данное положение вещей и помочь в развитии подчиненных, угнетаемых, неразвитых функций для того, чтобы достичь психической целостности [12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема бессознательного в психологии занимает огромное место. Только через изучение бессознательного можно познать себя, решить многие свои проблемы. Весь психоанализ построен на внедрении в бессознательное больного.
З. Фрейд дал мощный толчок к изучению этой темы. Его сексуальная теория и теория М. Клейн актуальны и в наше время. Сейчас уже никто не сомневается в достоверности того факта, что именно бессознательное выражается в наших сновидениях, оговорках и т. д. Однако так было не всегда. И З. Фрейд, и К. Юнг прошли сквозь глухую стену непонимания. Сознание не хотело терять лидерство в психике человека. Но как мы выяснили, сознание, отнюдь, не является главенствующим звеном, наоборот, это лишь часть многогранной человеческой психики, контролирующее многие процессы, но далеко не все без исключения.
В данной работе мы постарались дать доступное определение сознательных и бессознательных процессов человеческой психики, показать, как родилось понятие “бессознательное”, кто был основателем психоанализа и рассмотреть различные взгляды на данную проблему.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бассин Ф. В. Проблема бессознательного. - М.: Канон, 1968. – 345 с.
2. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. – М.: КСП, 1996. – 247 с.
3. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996. – 496 с.
4. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. – М.: Мир, 1992, - 496 с.
5. Джеймс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. – М.: Педагогика, 1991. – 368 с.
6. Жмуров В. А. Психопатология. Часть II. Психопатологические синдромы: Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1994. – 304 с.
7. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Просвещение, 1975. – 304 с.
8. Кон И. С. Социология личности. – М.: Издательство политической литературы, 1967. – 243 с.
9. Политцер Ж. Избранные философские и психологические труды. – М.: Прогресс, 1980. – 489 с.
10. Рубенштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. – М.: Просвещение, 1959. – 354 с.
11. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.
12. Юнг К. Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. – М.: Мартис, 1995. – 320 с.
13. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: - Ренессанс, 1991. – 304 с.
14. Юнг К. Г. Конфликты детской души. – М.: Канон, 1994. – 336 с.
15. Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. – Киев: СИНТО, 1995. – 236 с.