Содержание
1. Компоненты банка данных
2. Основные задачи, решаемые персоналом банка данных
3. Классификация банков данных
Термины "банк данных" и "база данных" являются очень близкими синонимами для обозначения некоторого структурированного массива информации. Предполагается, что банки данных содержат информацию, с которой можно производить достаточно ограниченное число манипуляций (поиск, просмотр), в то время как базы данных предоставляют возможность какой-то специальной обработки информации (с помощью специально написанных программ). Тем не менее, для простого пользователя не всегда очевидна закономерность выбора между этими двумя близкими терминами в том или ином случае. Поэтому банки и базы данных можно представлять как суть одно и тоже, с исторически сложившимся отнесением конкретных массивов информации либо к базам, либо к банкам данных.
1. Компоненты банка данных
Банк данных (БнД) - это одна из форм информационных систем. Банком данных называют систему специальным образом организованных баз данных, программных, технических, языковых и организационно- методических средств, предназначенных для обеспечения централизованного накопления и коллективного многоцелевого использования данных.
В этом определении обозначены характерные основные черты БнД:
Базы данных создаются обычно для решения не одной, нескольких связанных задач, не одним, а группой пользователей;
В БнД имеются специальные средства, облегчающие для пользователей работу с данными (СУБД).
Централизованное управление данными имеет преимущества по сравнению с обычной файловой системой:
- сокращение избыточности хранения данных;
- сокращение трудоемкости разработки, эксплуатации и модернизации ИС;
-обеспечение удобного доступа к данным как пользователям
- профессионалам в области обработки данных, так и конечным пользователям.
Основные требования, предъявляемые к БнД:
- адекватность отображения предметной области (полнота, целостность и
- непротиворечивость данных, актуальность информации;
- возможность взаимодействия пользователей разных категорий, высокая эффективность доступа к данным;
- дружелюбность интерфейсов, малое время на обучение;
- обеспечение секретности и разграничение доступа к данным для разных пользователей;
- надежность хранения и защита данных.
Ядром БнД является база данных (БД). База данных - это поименованная совокупность взаимосвязанных данных, находящихся под управлением СУБД. Метаинформация включает в себя описание структуры БД (схемы и подсхемы), модель предметной области, информацию о пользователях и их правах, описание формы входных и выходных документов. Централизованное хранилище метаинформации называется словарем данных. Особенно большое значение имеют словари данных в системах автоматизированного проектирования ИС.
Программные средства СУБД подразделяют на:
ядро СУБД, которое обеспечивает ввод, вывод , обработку и хранение данных в БД;
трансляторы, обеспечивающие перевод языка СУБД на некоторый внутренний язык, используемый ядром;
утилиты, которые служат для настройки системы, отладки программ, архивирования и восстановления БД, сбора статистики;
прикладные программы, которые служат для обработки запросов к БД.
Операционную систему иногда включают в состав банка данных, так как СУБД тесно взаимодействует с ОС в процессе работы.
Языковые средства обеспечивают взаимодействие пользователей с БД. Язык обычно включает в себя средства спецификации данных, отчетов; экранных форм, запросов и процедурные средства для описания последовательности решения задач. Язык СУБД может быть универсальным языком программирования с включением специфического подъязыка для работы с БД, например, языки универсальных систем программирования DELPHI, Visual Basic 5, Visual C++ включают язык SQL. Другие СУБД имеют специализированные языки, например, dBASE, FoxPro, Clipper, Paradox, Access. Некоторые СУБД используют только язык SQL (SQL- серверы).
Технические средства включают в себя универсальную ЭВМ, периферийные средства ввода- вывода информации, средства работы в сети.
Организационно - методические средства - это инструкции, методические и регламентные материалы для пользователей.
Персонал - это специалисты, которые обеспечивают создание, работу и развитие БнД.
2. Основные задачи, решаемые персоналом банка данных
В состав персонала БнД входят разные специалисты: администраторы БнД, системные аналитики, системные и прикладные программисты, операторы, специалисты по техническим средствам, по маркетингу и др.
Перечислим основные функции и задачи, решаемые персоналом при разработке и эксплуатации базы данных:
1) анализ предметной области (определение потребностей конечных пользователей, построение информационной модели предметной области, выявление ограничений целостности);
2) проектирование структуры базы данных (определение состава и структуры файлов БД, описание ее схемы на языке описания данных);
3) задание ограничений целостности БД;
4) загрузка и ведение БД (к ведению БД относится изменение, удаление и добавление записей); разработка технологии загрузки и ведения; разработка форм ввода данных; ввод и контроль данных;
5) защита данных (разграничение пользователей, выбор и проверка средств защиты, фиксация попыток несанкционированного доступа);
6) обеспечение восстановления БД;
7) анализ эффективности БнД и развитие системы;
8) работа с пользователями (сбор откликов, обучение);
9) сопровождение системного программного обеспечения (приобретение, установка и развитие);
10) организационно-методическая работа (выбор методов проектирования и модернизации, планирование развития БнД, разработка документации).
3. Классификация банков данных
Банки данных, как целое, обычно классифицируют по экономико-правовым признакам.
По условиям предоставления услуг различают бесплатные и платные банки, которые, в свою очередь, делятся на коммерческие и бесприбыльные (научные, библиотечные или социально-значимые).
По форме собственности БнД делятся на государственные и негосударственные. По степени доступности различают общедоступные и с ограниченным кругом пользователей.
Другие виды классификации связаны с отдельными компонентами БнД.
Разработка банков данных состоит из 4-х этапов:
1этап. Формирование и анализ требований к системе:
- составляется спецификация системы, включающая список задач, которые должен решать БнД;
- перечень конечных пользователей и их функций;
- перечень требований к БД;
- составляется схема документооборота в организации.
2 этап. Концептуальное проектирование: создается информационная модель системы без привязки к типу ЭВМ и типу системных программных средств; строится инфологическая модель базы данных, которая наиболее полно описывает предметную область в терминах пользователя.
3 этап. Проектирование реализации: выбирается вычислительная система, системные программные средства и СУБД; проектируется структура данных и строится даталогическая модель БД (схема БД), которая представляет собой описание логической структуры БД на языке конкретной выбранной СУБД.
4 этап. Физическая реализация, которая включает в себя создание и загрузку данных в БД, разработку и отладку прикладных программ для работы с базой данных, написание документации. На этом этапе строится физическая модель БД, которая описывает используемые запоминающие устройства, способы физической организации данных. Описание физической структуры БД называют схемой хранения. В настоящее время наблюдается тенденция к сокращению этого вида работ.