Содержание
Введение
1. Экономическая сущность предпринимательства
2.Характеристика условий и факторов, влияющих на развитие предпринимательства и рыночной инфраструктуры в Украине
3. Виды предпринимательства
3.1 Производственное предпринимательство
3.2 Коммерческое (торговое) предпринимательство
3.3 Финансово-кредитное предпринимательство
4. Организационные формы предпринимательства
5.Предпринимательство и рыночная инфраструктура в мире и на Украине. Транснациональные корпорации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Целью написания курсовой работы является описание предпринимательской деятельности в Украине, раскрытие его сущности, форм и особенностей, проблем и перспектив дальнейшего развития. Данная тема очень актуальна в наше время, поскольку Украина находится в период становления рыночной экономики, неотъемлемой частью которой является предпринимательская деятельность.
В данной работе используются работы таких экономистов как Клочко Ю.А., Кубай Н.Е., Щербина О.В.
Два слова “предпринимательство” и “рынок” связаны неразрывными узами. Самое краткое и ёмкое определение рыночной экономики звучит просто: ”Экономика свободного предпринимательства”. Рыночная, капиталистическая экономика всегда характеризовались как мир бизнеса, а бизнес и предпринимательство - по сути одно и то же. Переход российской, как и любой другой, экономики к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономике вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности.
1. Экономическая сущность предпринимательства
В научный оборот термин “предпринимательство” был введен английским, по некоторым источникам французским, шотландского происхождения экономистом Ричардом Кантильоном в 1975 году. В переводе с французского данный термин обозначал буквально “посредник”.
Современное определение предпринимательства опирается на множество точек зрения. Наиболее общей является понимание предпринимательства, в широком смысле, как специфический фактор общественного воспроизводства (наряду с капиталом, землей и трудом), который обеспечивает необходимую динамику воспроизводственных процессов через создание новых более эффективных комбинаций производственно-сбытовых факторов.
В более конкретной форме, предпринимательство – это система хозяйствования, основанная на рисковой, инновационной деятельности, целью которой является получение предпринимательского дохода, и затрагивающая либо весь процесс воспроизводства, либо отдельные его стадии (производство, распределение, обмен и потребление).
Предпринимательский доход отличается от “среднестатистической” прибыли и определяется как “сверхприбыль”, возникающая в результате исключительно рационального соединения факторов производства, что ведет к снижению индивидуальных издержек по сравнению с общественными, на базе которых формируется рыночная цена.
В экономической теории понимание предпринимательского дохода базируется на теории экономических (вмененных) издержек, в соответствии с которой предпринимательских доход делится на нормальную прибыль и экономическую прибыль (сверхприбыль).
Структуру экономических издержек можно изобразить схематично:
Выручка
Экономическая прибыль
Бухгалтерская прибыль
Экономические издержки = внутренние
издержки +
внешние
(бухгалтерские)
издержки
Бухгалтерские (внешние) издержки
Бухгалтерские (внешние) издержки – учтенные денежные выплаты и расходы, плата за привлекаемые ресурсы.
Внутренние (субъективные) – затраты собственного ресурса, которые невозможно учесть в финансовой деятельности предпринимателя как хозяйственного субъекта. Внутренние издержки содержат в себе нормальную прибыль и альтернативные издержки предпринимателя.
Альтернативные издержки – возможные максимальные доходы от альтернативного использования собственных ресурсов (имущества, труда, капитала), выступающие как рента, проценты на капитал, зарплата.
Нормальная прибыль – минимальное вознаграждение за реализацию предпринимательских способностей, которого достаточно для того, чтобы удержать предпринимателя в данной сфере хозяйствования.
Самые первые исследователи предпринимательства (Р.Кантильон и его последователь Иоган Генрих Тюнен) связывали предпринимательство именно с риском, а организационно-управленческие и инновационные аспекты предпринимательской деятельности не рассматривались.
По Кантильону предприниматель это любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск. устремленный в будущее, чьи действия характеризуются надеждой получить доход, и готовностью к потерям.
Прибыли и потери предпринимателя есть следствие риска и неопределенности, сопровождающих его решения.
Прибыль зависит от разницы между вполне определенной закупочной ценой факторов производства и той неопределенной ценой, по которой результирующий продукт можно будет продать.
Последователи Кантильона определили предпринимательский доход как плату за риск, которая качественно отличается от дохода на капитал и заработной платы. Таким образом, существует качественное отличие предпринимателя от собственника капитала и менеджера. Одной из причин, вызвавшей необходимость подобного разграничения послужила индустриальная революция, высветившая роль предпринимателей и собственников капитала в экономическом развитии.
Разница между функцией предоставления капитала и предпринимательской функцией является основой для развития современного венчурного капитала. Венчурный капиталист - это профессионал в сфере распределения капитала (собственного или средств держателей акций) в рискованные предприятия с целью получения высокой, заранее оговоренной, нормы прибыли.
Значительный вклад в развитие теории предпринимательского риска и понимание его природы привнес американский экономист Фрэнк Хайнеман Найт (1885-1974). Он разграничил понятия риска и неопределенности. Появление предпринимательского дохода он связал не с любым видом риска, а только с тем, который является следствием настоящей неопределенности, и в связи с чем выделил две его категории:
1. Страхуемый риск, который неуникален по своей природе или типизирован в хозяйственной жизни, и его можно учесть как постоянный элемент издержек в виде страховки. В таком качестве риск не может являться фактором неопределенности и соответственно служить причиной его прибылей и потерь.
2. Предпринимательская функция реализуется в ситуации не типичной по отношению к прошлому опыту в условиях уникальной неопределенности и конечной ответственности предпринимателя.
В ситуации, когда вероятностный характер событий неизвестен особую важность приобретает способность самостоятельного предпринимательского суждения и умения преодолеть неопределенность, что не может страховаться, поскольку зависит от сочетания случайных факторов с экономическими условиями и поведения предпринимателя.
При этом ключевыми для понимания важности самостоятельного предпринимательского суждения является то, что необходимость в нем возникает тогда, когда экономическая ситуация не может быть типизирована на основании прошлого опыта и собственно вероятностный характер событий неизвестен.
Выработка предпринимательской точки зрения и следование ей в конкретном бизнесе подразумевает готовность человека заняться такой деятельностью, при которой само получение прибыли и ее величина будут неопределенны. Наличие такой готовности является необходимым признаком предпринимателя. Известную же достаточность определение предпринимателя приобретает тогда, когда человек берет на себя конечную ответственность за реализацию своей точки зрения.
Только тот риск ведет к предпринимательской прибыли, который представляет собой уникальную неопределенность, вытекающую из понятия конечной ответственности, что по своей природе не может ни страховаться, ни капитализироваться, ни компенсироваться жалованьем.
2.Характеристика условий и факторов, влияющих на развитие
Для появления такого общественного феномена, как предпринимательство, а тем более для превращения его в основную организационную форму производства, необходимы определенные условия. Для стран с рыночной экономикой существуют общие условия развития предпринимательства:
– стабильность государственной экономической и социальной политики;
– положительное общественное мнение отношение к предпринимательству;
– льготный налоговый режим;
– наличие развитой инфраструктуры предпринимательства;
– эффективная система защиты интеллектуальной собственности.
В Украине и большинстве постсоветских стран особую актуальность приобретают ниже перечисленные условия:
1. Наличие соответствующих имущественных прав на условия и результаты производства, поскольку предприниматель обязательно должен быть собственником произведенного продукта и дохода, полученного в результате его реализации. Только при этих условиях возникает должная заинтересованность для осуществления предпринимательской деятельности.
2. Определенная экономическая, правовая и политическая среда. Формальное признание имущественных прав на условия и результаты производства может уживаться с другими правовыми нормами, регулирующими экономическую жизнь общества, но не обеспечивающими на деле достаточной степени экономической самостоятельности для предпринимательской деятельности. Различного рода ограничения, формирующие экономическую среду, должны обеспечивать достаточный «коридор свободы». Для предпринимателя это выражается в получении достаточной самостоятельности при:
– выборе вида хозяйственной деятельности;
– определении потребителей товаров и поставщиков ресурсов;
– определении цен;
– распоряжении полученным доходом.
3. Полная экономическая ответственность за результаты деятельности. Этот пункт непривычен Украине как постсоциалистической стране, однако стоит помнить, что отрицательными результатами предпринимательской деятельности могут быть:
– убыточность, т. е. превышение расходов над доходами;
– существенная потеря имущества;
– банкротство (признание полной неплатежеспособности).
4. Этика предпринимательства. Этика предпринимательства является одним из факторов его доходности или прибыльности. Вот морально-этические нормы, утвержденные в среде предпринимателей на цивилизованных рынках:
– обязательность;
– общая высокая культура и образованность;
– контактность, умение общаться с людьми, заинтересовать их, мобилизовать на достижение поставленных целей.
Анализ предпринимательской деятельности позволил определить такие существенные факторы ее успеха:
– высокую квалификацию;
– обширные личные контакты;
– достаточные материальные и финансовые ресурсы;
– наличие заказов потребителей.
Однако сравнивая данные развития отечественного малого предпринимательства с показателями иных стран, делаем вывод, что Украина значительно отстает даже от стран Восточной и Центральной Европы. Для сравнения: в Польше на тысячу жителей приходится 51,3 МП. в Чехии – 12,4. в Украине - лишь 2,6. В странах рыночного хозяйства больше половины ВВП создают малые предприятия.
В Украине пока что малый бизнес не отыграет существенной роли в обеспечении экономического возрастания, его взнос в ВВП представляет лишь 9.0-9.5%.
Это происходит благодаря тому, что в своей деятельности отечественное предпринимательство наталкивается на разнообразные препятствия, которые можно поделить на макро- и микроэкономические. К первой группе относятся такие:
1. Налоговая политика, отсутствие надлежащего законодательно-нормативного обеспечения. Сегодня налоговая система страны влияет на развитие бизнеса крайне отрицательно. Предпринимательская деятельность не может полноценно развиваться за отсутствия или несовершенства законов, что ее регулируют.
2. Административные барьеры. Большое количество законов, нормативных актов, инструкций запутывает предпринимателей; кроме того, предприятия поддаются частым и безосновательным проверкам со стороны разнообразных государственных органов.
3. Ограниченность внутреннего спроса и наличие кризиса сбыта на внутреннем рынке. Малый бизнес постоянно теряет главных потребителей своей продукции вследствие ухудшения уровня обеспеченности населения, уменьшения доходов граждан.
4. Недостаточная государственная поддержка. На сегодня в Украине еще не составилась эффективная система государственной поддержки и защиты малого предпринимательства. Механизм финансирования и кредитования, информационное и консультационного обеспечения, система подготовки и переподготовки кадров для предпринимательской деятельности несовершенны и приносят очень мало пользы.
5. Низкая инвестиционная активность вследствие нестабильности экономики.
6. Неразвитость инфраструктуры. Роль объектов инфраструктуры в развитии малого бизнеса очень незначительна.
7. Между различными организациями поддержки МП и предприятиями еще не налажено эффективное сотрудничество и обмен информацией.
8. Теневая экономика. Зачастую МП являются вынужденными участниками теневой экономики, которых туда «загоняет» налоговое давление, государственная бюрократия, и тому подобное.
9. Неэффективная приватизация. Процесс малой приватизации, имевший место в нашей стране, был подчиненный многим ограничениям. В результате, при нефункционирующем вторичном рынке приватизационных объектов много предприятий находятся в руках тех, кто не в состоянии ими управлять, но не может их продать.
10. Неразвитость рынка недвижимости. Малым предприятиям катастрофически не хватает офисных помещений. Арендная плата очень высока, правила аренды запутанные; во многих случаях объект не позволяют приватизировать вместе с помещением.
Среди микроэкономических факторов, которые более всего влияют на развитие малого предпринимательства, можно выделить такие:
– способ и время возникновения;
– форма собственности;
– финансовые возможности предприятия;
– ассортимент продукции, ее качество и спрос на нее;
– выбранную стратегию деятельности предприятия, его организационную структуру;
– кадровую политику;
– возможность доступа к коммерческой информации;
– степень соблюдения клиентами условий контрактов и платежной дисциплины.
Условия развития рыночной инфраструктуры и факторы, влияющие на ее становление в Украине, сходны с условиями и факторами осуществления предпринимательской деятельности как по содержанию, так и по набору положительных и отрицательных черт. Очевидно, что в условиях, приводящих западных специалистов в ужас и, увы, воспринимаемых украинскими как нечто должное и неизбежное, по всем законам ни предпринимательство, ни рыночная инфраструктура работать не может. Но ко всеобщему удивлению, они не только выживают, но и функционируют, не смотря на все препятствия. Это делает честь отечественным предпринимателям, закаленным в тяжелых условиях, но никак не может служить оправданием руководящим органам.
Очевидно, что так продолжаться не может, и, если не предпринять срочных мер, предпринимательства (равно как и рыночная инфраструктура) либо вымрут, либо полностью перейдут в теневую экономику, превратив Украину в страну коррупции и мафии.
3. Виды предпринимательства
В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческо-торговое, финансово-кредитное, посредническое, страховое.
3.1 Производственное предпринимательство
Производственное предпринимательство включает выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет. В широком смысле слова производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары.
Схема №1. Принципиальная схема производственного предпринимательства.
Обладатели рабочей силы
Покупатели, потребители товаров и услуг
Обладатели оборотных средств
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ М Др РС Т
Дм До ОС Дт
Собственники основных средств
Предпринимательский бизнес связан с необходимостью приобретения предпринимателем ряда факторов производства, из которых на схеме представлены только самые главные. Чтобы продавать товары, предпринимателю нужны оборотные средства в виде материалов, из которых изготовляется продукция, и энергии, необходимой для обработки материалов. Кроме того, в производстве могут понадобиться полуфабрикаты, которые будут использоваться для изготовления товаров. Все эти ресурсы обозначены на схеме буквой М. Для получения необходимых материалов придется приобрести их у собственников оборотных средств, заплатив им деньги в сумме Дм, зависящей от количества материалов и их цены.
Для производства также нужны основные средства (ОС) в виде рабочих помещений, машин, оборудования, инструментов, приборов. Если их у предпринимателя нет, то надо их приобрести либо арендовать на время. За требуемые для производства ОС придется уплатить их собственникам денежную сумму До, зависящую от вида и количества, необходимых для производства основных средств и цен на них. При аренде основных средств оплата будет зависеть также от срока из использования. Конечно, приобретаемые предпринимателем основные средства служат ему в течение длительного времени, поэтому стоимость их покупки неправомерно считать равной расходам предпринимателя на производство одной партии товаров.
С другой стороны, наличие у предпринимателя собственных основных средств не должно восприниматься как отсутствие расходов, связанных с использованием основных средств. Расходы предпринимателя До, обусловленные использованием основных средств, принимают равными сумме денег, необходимых для компенсации износа этих средств в течение времени производства данной партии товаров или проведения данной бизнес -операции. Эту величину называют амортизацией основных средств.
Производство требует привлечением предпринимателем рабочей силы (РС).
Чаще всего, это наемные работники, труд которых подлежит оплате, зависящей от количества нанимаемых работников, величины заработной платы и рабочего времени, в течение которого производился товар. Расходы предпринимателя на оплату труда обозначены Др.
В эти расходы следует включать заработную плату и самого предпринимателя. Люди, мало знакомые с экономикой и бизнесом, часто не понимают, почему затраты труда самих предпринимателей подлежат оплате. Но ведь никто не заплатит предпринимателю за труд, если он сам не включит оплату своего труда в денежные расходы на осуществление предпринимательства. Любые затраты ресурсов на предпринимательскую деятельность должны оплачиваться собственнику ресурсов. В данном случае, предприниматель затрагивает свой труд и должен получать за это оплату из выручки за проданные им товары в виде прибыли. В процессе производственного предпринимательства возникают и другие расходы, в частности, на приобретение информации, на хранение и транспортировку материалов и готовой продукции, на ремонт оборудования и помещений, на услуги связи и т.д. Производственное предпринимательство завершается выпуском товара Т, который продается предпринимателем либо непосредственно потребителю, либо торговым организациям. В результате предприниматель получает выручку от продажи товара Дт, зависящую от объема производства, продажи и цены товара, по которой он продан.
Задача предпринимателя, состоит в том, чтобы производство окупилось, то есть доход Дт превысил расходы Дм, До, Др, дополнительные расходы и налоги.
Производственное предпринимательство обычно связано с необходимостью создания юридически оформленного предприятия, т.к. для него требуются земельные участки, производственные площади и помещения и т.д.
Подводя итоги, можно сказать, что с народно-хозяйственной точки зрения, производственное предпринимательство является самым важным, так как именно в этих организациях (предприятиях, фирмах) осуществляется производство продукции (товаров) производственно-технического назначения и товаров массового потребления.
Таким образом, все виды товаров, работ, услуг для определенных потребителей производятся субъектами производственного предпринимательства.
От развития производственного предпринимательства зависит экономический рост и уровень социального развития общества, хотя производственное предпринимательство и не является независимым от других видов предпринимательской деятельности.
Допустимым является необязательное производство всех видов товара в одной стране. Для этого происходит международная специализация производственных предприятий по выпуску наиболее важных видов товаров и их экспорт (импорт) в другие страны на основе международного разделения труда. Этот процесс довольно не прост. Специализация и рост объемов производства какого-то вида товаров на основе новейших технологий приводит к увеличению их объема, сокращению издержек производства, к повышению уровня качества, поэтому отечественным предпринимателям -производственникам трудно конкурировать с такими зарубежными товарами, так как их цена ниже отечественных товаров и предприниматели, занимающиеся торговлей, отдают предпочтение, прежде всего, импортным товарам. Такая ситуация во многом сложилась и на российском рынке.
Так, до 60% сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров продается иностранного происхождения. Аналогичная картина наблюдается со многими промышленными товарами.
В Украине производственное предпринимательство является наиболее рисковым занятием, так как структурная перестройка экономики не обеспечила необходимых условий для развития производственного предпринимательства.
Существующий риск нереализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины являются тормозом в развитии производственного предпринимательства.
Также развитие производственного бизнеса в Украине сдерживается труднодоступностью некоторых ресурсов, отсутствием внутренних побудителей и слабым уровнем квалификации начинающих бизнесменов, боязнью сложностей, наличием более доступных и легких источников дохода.
Между тем, именно производственное предпринимательство необходимо всем нам: в конечном счете оно сможет обеспечить стабильный успех начинающему бизнесмену. Так что тяготеющий к перспективному, устойчивому делу должен обратить свой взор на производственное предпринимательство.
3.2 Коммерческое (торговое) предпринимательство
Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения. Ведь произведённые товары надо продавать или обменивать на другие товары. Из экономической теории известно, что бизнес в области ремесел тут же порождал купеческий бизнес, эта связь прослеживается на протяжении многих веков. При этом активной стороной не всегда бывает производство.
Высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй вид российского предпринимательства.
Принцип организации торгового предпринимательства несколько отличается от производственного, так как предприниматель выступает непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торгового предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг.
Предприниматель-коммерсант закупает товар Т у обладателя товара, чаще всего у производителя. Товар является для коммерсантов определяющим фактором бизнеса.
Предприниматель уплачивает за купленный товар Т его собственнику денежную сумму Дф, зависящую от объема товара и его цены на рынке. Например, если коммерсант закупил партию бананов весом в 50т по цене 500$ за тонну, то ему придется уплатить 25 000$.
Следует иметь в виду, что предприниматель закупает крупные партии товара по оптовым ценам, которые чаще всего ниже розничных цен, по которым затем реализуются закупленные товары.
Продолжим пример, полагая, что при продаже в розницу коммерсант реализует всю партию по цене 1$ за кг, приходим к выводу, что его выручка Дт составит 50 000$.
Было бы ошибкой полагать, что предприниматель получил на этой операции 50 000 - 25 000 = 25 000$ прибыли. Во-первых, мы не учли затраты на оплату труда участников операции, привлеченных или наемных работников.
Во-вторых, надо принять во внимание предпринимательские издержки, обусловленные транспортировкой и хранением товаров. В-третьих, следует учесть расход средств на аренду и содержание торгового помещения и оборудования. Если они принадлежат предпринимателю, то в расходы входит амортизация. Наконец, нельзя забывать о налогах. Так что реально в рассматриваемом примере предприниматель получит не 25 000, а около 1 000$ прибыли.
Схема №2 Принципиальная схема торговой операции.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
Покупатель
Обладатель товаров Т Т
Дф Дт
Основная формула коммерческой сделки: "товар - деньги" (за товар деньги) при продаже и "деньги - товар" (за деньги товар) при закупке. Коммерцию охватывают и так называемые бартерные сделки, осуществляемые по формуле: "товар - товар" (за товар другой товар или услуги). Формула довольно простая.
Однако, как видно, из комментария к схеме коммерческого предпринимательства и упрощенного примера, подлинная картина коммерческого бизнеса намного сложнее кажущейся.
Коммерческое предпринимательство включает поиск и закупку товаров, обеспечивает его сохранность, транспортировку, доставку в торговую точку, продажу товаров и продажное, а иногда и послепродажное обслуживание покупателя, например, доставку на дом, установку и устранение дефектов. Сюда же входит и документальное оформление торговых сделок.
Коммерческое предпринимательство охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товар на товар. Хотя основу коммерческого предпринимательства составляют товарно-денежные операции купли-продажи, в нем оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах. Коммерческое предпринимательство привлекает видимой возможностью продать товар по цене намного более высокой, чем он был куплен, и положить тем самым в карман весомую прибыль. Такая возможность действительно существует, однако на практике ее реализовать значительно сложнее, чем кажется. В условиях разницы внутренних и мировых цен, а также цен в разных регионах Украины при неразворотливости умирающей государственной торговли удачливым коммерсантам, "челнокам" удается "купить подешевле - продать подороже". За этой видимой легкостью скрывается не всеми видимый труд коммерсантов-предпринимателей, затраченный для достижения успеха. Сфера официального коммерческого предпринимательства - магазины, рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы, др. учреждения торговли. В связи с приватизацией государственных торговых предприятий значительно возрастает материальная база личного и коммерческого предпринимательства. Возникают обширные возможности начать свое коммерческое дело, выкупив или построив магазин, организовав свою торговую точку.
Для успешного занятия торговым предпринимательством необходимо досконально знать неудовлетворенный спрос потребителей, быстро реагировать, предлагая соответствующие товары или их аналоги. Торговое предпринимательство более мобильно, изменчиво, так как непосредственно связано с конкретными потребителями. Считается, что для развития торгового предпринимательства должны быть как минимум два основные условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому необходимо хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль.
Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования.
3.3 Финансово-кредитное предпринимательство
Третьим видом предпринимательства является финансово-кредитное.
Финансовое предпринимательство есть особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.
При этом имеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностранной валюты, хотя и это тоже финансовая сделка, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги. Суть финансовой предпринимательской операциисостоит в том, что предприниматель приобретает основной фактор предпринимательства в виде различных денежных средств (денег, иностранной валюты, ценных бумаг) за денежную сумму Дф у обладателя денежных средств.
Приобретенные денежные средства Де продаются затем покупателям за плату Дт, превышающую Дф в результате чего образуется предпринимательская прибыль.
В случае кредитного предпринимательства предприниматель привлекает Де - денежные вклады, выплачивая обладателям вкладов вознаграждение в виде депозитного процента Дф вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги де выдаются затем в долг покупателям кредитов под кредитный процент Дф вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги Де выдаются затем в долг покупателям кредитов под очередной процент Дт, превышающий депозитный. Разница между депозитным и кредитным процентом служит источником прибыли предпринимателей-кредиторов.
Финансово-кредитное предпринимательство относится к числу самых сложных, оно имеет глубокие исторические корни в ростовщичестве, известном со времен Древней Греции.
В Украине негосударственное финансово-кредитное предпринимательство находится в стадии становления, в советский период оно было практически запрещено и строго наказывалось.
Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы, валютные биржи и другие специализированные организации).
Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами Национального банка. В соответствии с законодательными актами предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг должна осуществляться профессиональными участниками.
В наше время предпринимательская деятельность активно не поддерживается государством. Из-за высоких налогов и низкого уровня жизни населения снижается балансовая прибыль предприятия, про что свидетельствуют статистические данные [приложение А].
4. Организационные формы предпринимательства
Современное состояние рыночной экономики характеризуется развитием разнообразных форм предпринимательства, где ведущая роль принадлежит фирмам (предприятиям) и их объединениям.
Фирма – обособленная целостная система технологических и социально-экономических отношений, выступающая как организационно-хозяйственная единица.
Классификация фирм:
По виду хозяйственной деятельности – промышленные, торговые, оказывающие различные услуги (сфера связи, страхования, инжиниринговые, банковские и финансовые, инвестиционные, операции с недвижимостью и ценными бумагами), научно-исследовательские, инновационные.
По отраслевой принадлежности (степени диверсификации):
- моноотраслевые (специализированные фирмы и их объединения – синдикат, картель);
- диверсифицированные – с сохранением профилирующего производства (концерн); без сохранения профилирующего производства (конгломерат);
- многоотраслевые, включающие в свою деятельность финансовые операции (холдинги, ФПГ)
По территориальной принадлежности – национальные и транснациональные компании;
По величине – крупные, средние, малые;
По организационной форме:
- единоличное владение;
- партнерства;
- акционерные общества или корпорации.
Предприятие как хозяйствующий субъект наделяется правом юридического лица
Признаки юридического лица:
· имеет обособленное имущество;
· отвечает этим имуществом по своим обязательствам;
· может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права;
· несет обязанности;
· выступает в качестве истца и ответчика в суде;
· имеет самостоятельный баланс или смету.
Юридические лица могут быть двух типов:
· преследующие в качестве основной цели извлечение прибыли из своей деятельности. Такие организации являются"коммерческими";
· не преследующие в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Такие организации признаются"некоммерческими". Это фонды, т.е. не имеющие членства организации, учреждаемые гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные и общественно-полезные цели.
Частное предпринимательство – предпринимательство частного лица, который ведет дело за свой счет, лично занимается управлением, самостоятельно принимает решения и несет неограниченную ответственность всем своим имуществом.
Как правило, сферами частного предпринимательства выступают:
1. Фермерство;
2. Местная розничная торговля;
3. Местная сфера услуг.
Частное предпринимательство способствует развитию инициативы, деловой активности самостоятельности и независимости населения. Единоличное управление деятельностью обеспечивает быструю реакцию на изменение среды и гибкость в принятии решений.
В качестве слабых сторон можно выделить:
1. Финансовая ограниченность (сложность в привлечении капитала, невозможность снижения издержек за счет крупных поставок)
2. Ограниченность человеческих способностей (нехватка времени и знаний для осуществления всех функций управления, что вызывает потребность в дорогостоящих консультациях; проблема использования выходных дней, больничных листов и отпусков)
3. Хозяйственная деятельность зависит от активности одного человека, что может вызвать затруднения в заключении долгосрочных сделок.
Частное предпринимательство может осуществляться в следующих организационно-правовых формах:
- Индивидуальная трудовая деятельность без образования юридического лица;
- Общество с ограниченной ответственностью на праве единоличного владения.
Партнерства – объединение усилий и средств индивидуальных предпринимателей, когда два или более лиц совместно занимаются предпринимательством в целях извлечения прибыли.
В качестве партнерств можно рассматривать.
1. Хозяйственные товарищества:
- полное товарищество;
- товарищество на вере;
2. Хозяйственные общества:
- общества с ограниченной ответственностью;
- общества с дополнительной ответственностью;
3. Производственный кооператив
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме "полного товарищества" и "коммандитные товарищества". Число их участников не может быть менее двух. Участниками полных и коммандитных товариществ могут быть как индивидуальные предприниматели, так и коммерческие организации.
Имущество таких товариществ создается за счет разделенных на доли вкладов участников, а капитал, необходимый для ведения дела, называется складочным капиталом. Товарищество создается на основе Учредительного договора, подписываемого всеми членами товарищества.
Полное товарищество. Управление таким товариществом осуществляется по общему согласию участников-товарищей. Но учредительным договором о создании товарищества может быть предусмотрен и другой принцип принятия решения — например, с учетом весомости сделанного в товарищество вклада.
Участники товарищества в соответствии с заключенным между ними договором, занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом.
Фирменное наименования полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и слова "полное товарищество".
Каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам.
При совместном ведении дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества.
Если ведение дел товарищества поручается одному или некоторым членам, то остальные члены для совершения сделки от имени товарищества должны иметь доверенность от участника, на которого возложено ведение дел товарищества.
Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между участниками пропорционально их долям в складочном капитале. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
Субсидиарная ответственность означает дополнительную ответственность всех "товарищей" пропорционально размеру их вклада.
Так, если имущества товарищества недостаточно для погашения долгов, "товарищи" отвечают лично принадлежащим им имуществом, пропорционально сделанным в организацию товарищества вкладам.
Участник полного товарищества вправе выйти из него, заявив об отказе от участия в товариществе.
В товариществе на вере, наряду с полными "товарищами", в формировании складочного капитала принимают участие так называемые "коммандитисты", т.е. вкладчики, которые не принимают участия в предпринимательской деятельности и управлении, но получают прибыль и несут риск убытков в пределах сумм сделанного вклада. Такая форма позволяет привлекать дополнительные капиталы лиц, заинтересованных в выгодном помещении своих свободных денежных средств. Вклад может быть сделан не только в денежной форме, но и в виде предоставления помещения, транспортных средств и иным образом. Эта форма расширяет экономическую базу товарищества, позволяет аккумулировать средства для крупных предпринимательских действий.
Общество с ограниченной ответственностью — это организация, созданная одним или несколькими лицами, уставный капитал которой разделен на доли, величина которых отражена в учредительных документах.
Участники таких обществ не отвечают по его обязательствам лично принадлежащим им имуществом, а риск убытков несут в пределах внесенного вклада.
Создание хозяйственного общества предполагает подписание Учредительного договора и Устава общества.
В обществах с дополнительной ответственностью уставной капитал также разделен на доли определенных размеров. Однако ответственность участников такого общества значительно расширена — они несут солидарную и субсидиарную ответственность по долгам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости сделанных вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.
Фирменное наименование общества с дополнительной ответственностью обязательно должно содержать указание на соответствующий экономический статус ("с дополнительной ответственностью") Понятно, что на создание таких обществ предприниматели идут неохотно.
Названные организационно-правовые формы предпринимательства используются преимущественно небольшими по размерам предприятиями. Крупные масштабы производства требуют иных способов привлечения капиталов и их использования, которые обеспечивали бы стабильное функционирование предприятия.
Производственный кооператив - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.
Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренном законом о производственном кооперативе и уставом кооператива.
Важной характеристикой данной организационно-правовой формы хозяйственной деятельности является обязательность трудового участия членов в деятельности кооператива и распределение прибыли в соответствии с трудовым участием. Решение многих вопросов деятельности кооперативов относится на усмотрение членов кооператива.
Корпоративные (акционерные) формы предусматривают разделение уставного капитала на определенное число акций и выступают как акционерные общества (открытого (ОАО) и закрытого (ЗАО) типа).
Участники АО – акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Учредителями АО могут выступать как юридические лица, так и граждане, в том числе иностранные лица в соответствии с законоположениями об иностранных инвестициях.
Государственные органы (органы местного самоуправления), если иное не установлено федеральными законами, не могут выступать в качестве учредителей акционерного общества.
Основополагающим учредительным, а вместе с тем и нормативно-организующим документом акционерного общества является его Устав, который подготавливается учредителями при создании общества и утверждается общим собранием учредителей. Устав АО должен содержать
ОАО – АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.
ЗАО - общество, акции которого распределяются лишь среди учредителей и иного, указанного заранее круга лиц. Число учредителей общества закрытого типа не может превышать 50 лиц.
Число акций, имеющихся у каждого участника определяет его имущественный вклад в предприятие и является количественной мерой его влияния на процесс управления (1 акция – 1 голос).
Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости его акций, приобретенных акционерами. Минимальный уставный капитал для открытого АО не может быть менее тысячекратного, а для закрытого АО – стократного размера минимальной суммы оплаты труда по состоянию на дату государственной регистрации общества.
Органы управления АО.
· Общее собрание акционеров - высший орган управления;
· Совет директоров (Наблюдательный совет);
· Генеральный директор - единоличный исполнительный орган.
Государственные и муниципальные предприятия — это такие производственные (в широком смысле слова) образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители.
Унитарный означает единый, не разделенный на части. Следовательно, государственное и муниципальное унитарное предприятие — это такая создаваемая государством и органами местного самоуправления коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Иными словами, это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество, которым наделяются такие предприятия, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности, и принадлежит предприятиям на праве хозяйственного владения или оперативного управления. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником (либо уполномоченным собственником органом).
Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия если иное не предусмотрено. В равной мере и предприятие такого типа не отвечает по долгам собственника имущества.
В составе государственных предприятий есть такие, которые, будучи образованными на баз федерального имущества, функционируют в режиме оперативного управления этим имуществом. Такие предприятия называются федеральными "казенными" предприятиями. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
К возможным негативным сторонам государственных предприятий следует отнести:
· отторжение производителя от собственности, ослабление мотивации к труду;
· монополизацию экономики, ослабление конкуренции;
· меньшую гибкость, невосприимчивость к запросам потребителей, медленную перестройку своего производства;
· зависимость от ведомств в определении стратегии деятельности, выборе руководителя, определении направлений использования прибыли.
Опыт стран с рыночной экономикой позволяет утверждать, что государственные предприятия могут эффективно использоваться в системе государственного предпринимательства.
Государственное предпринимательство довольно широко представлено в странах с рыночной экономикой, прежде всего в отраслях, имеющих особо важное значение для экономики страны, либо в отраслях, требующих больших капитальных вложений и в которых частные и коллективные формы не могут обеспечить для себя достаточную норму прибыли для расширенного воспроизводства. Например, в Великобритании госсектор охватывает черную металлургию, добычу угля, средства связи, транспорт, аэрокосмическую промышленность, снабжение электричеством, газом. В целом на госсектор приходится около 25% основного капитала, 40% земли. В некоторых развитых странах государственные компании являются лидерами среди крупнейших промышленных фирм (например, "Рено" во Франции, "ИРИ", "ЭНИ" в Италии). Однако государственный бизнес выступает в этих странах в формах не ведомственных предприятий, а общественных ("публичных") корпораций либо смешанных акционерных обществ.
Наиболее распространенной формой государственного предпринимательства является публичная корпорация. Такие корпорации создаются по правительственным указам в форме АО, все акции которых принадлежат государству. Такие АО не входят в систему органов государственного управления, они лишь согласовывают с ними планы своей деятельности и контролируются ими. Управляющие публичных корпораций назначаются государством, однако ни они сами, ни остальной персонал не считаются государственными служащими. В случае необходимости публичная корпорация легко преобразуется в смешанное акционерное общество.
Широкие возможности для участия государства в предпринимательской деятельности открываются благодаря смешанным формам, акции которых принадлежат и государству, и частным вкладчикам, определяемых как частногосударственное предпринимательство.
Его целью является реализация целей частного предпринимательства (т.е. максимизация прибыли) в направлениях и сферах хозяйственной деятельности, соответствующих целям государственного предпринимательства.
В Украине одной из форм частногосударственного предпринимательства является финансово-промышленная группа (ФПГ) – как совокупность юридических лиц, действующих как основные или дочерние общества либо полностью объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора с целью технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов, направленных на повышение эффективности деятельности в больших масштабах (повышение конкурентоспособности, научно-техническое развитие).
Участниками ФПГ выступают:
1. Производственные организации;
2. Банки и иные кредитные учреждения.
Частногосударственное предпринимательство осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства, как правило, через создание АО или ООО.
Такие смешанные компании обладают привилегиями, во-первых, по сравнению с частным предпринимательством:
- предоставление субсидий и дотаций;
- льготный режим получения импортных лицензий;
- гарантированные поставки сырья и полуфабрикатов с других государственных предприятий по твердофиксированным ценам;
- экспортные дотации;
во- вторых, по сравнению с государственным:
- обладают большими возможностями заемных средств;
- диктат государственных ведомств в управлении нейтрализуется процедурой принятия решения квалифицированным в области рынка большинством.
Предпринимательство и рыночная инфраструктура в мире и на Украине. Транснациональные корпорации
Становление национального рынка и предпринимательской деятельности во всех странах начинается с момента их перехода к капиталистическим рыночным отношениям. Развитые страны Западной Европы и продолжают этот процесс много десятилетий, в Украине он начался совсем недавно, но нигде еще он не потерял своей актуальности.
Для удобства и ускорения этого процесса на Западе давно уже вошли в практику методы международного кооперирования – создания совместных предприятий. Недавно и Украина смогла присоединиться к этим процессам.
Поскольку отличительной чертой современного мирового развития является рост взаимозависимости государств, порождаемый интернационализацией экономики в соответствии с объективными потребностями научно-технического прогресса, то этих условиях главным инструментом международного разделения труда стали прежде всего крупные фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность как в своей стране, так и за пределами национальных границ.
Формы международного предпринимательства весьма многообразны. Они включают создание дочерних фирм и филиалов за рубежом, совместных предприятий с фирмами других стран, смешанных компаний с участием местного государственного и частного капитала. Однако общим для всех видов международного предпринимательства является выход экономической деятельности за рамки национальных границ, ее транснационализация.
С этой точки зрения проблема международного предпринимательства является, по существу, проблемой транснациональных корпораций (ТНК). Рассмотрение международного предпринимательства прежде всего сквозь призму ТНК вызвано как их ведущей ролью в мирохозяйственных связях, так и тем, что именно в подобных корпорациях наиболее полно концентрируются все типические черты и самые передовые формы современных международных экономических отношений.
Такое сотрудничество дает Востоку массу преимуществ. Известно, что доля неудач при образовании таких предприятий Восток-Запад очень мала. По оценкам ЕЭК ООН, она составляет 5%. Это, конечно, неплохой признак. Вместе с тем известно из мировой практики, что смешанные общества могут годами и десятилетиями не функционировать, находясь фактически в замороженном состоянии. Нечто подобное наблюдается в настоящее время. Проблема здесь, однако, состоит несколько в другом: реально работают не более 1/3 из зарегистрированных обществ, т.е. «замораживание» произошло уже на стадии регистрации совместных предприятий. Те же предприятия, которые заработали, сосредоточены в основном в непроизводственной сфере. Причин, обусловливающих подобную ситуацию, несколько. Среди них:
Ошибки в выборе партнеров, объекта сотрудничества и другие просчеты, часто вызванные неопытностью сторон.
Инвестиционный климат в восточноевропейских странах не особенно благоприятен. Это вынуждает партнеров, особенно западных, вложив часто минимальный капитал и зарегистрировав общество, занять выжидательную позицию.
Процесс от регистрации до работы совместного предприятия достаточно длителен, а большинство совместных предприятий, как известно, созданы в последние годы.
В совместные предприятия всех восточноевропейских стран в начале 1989 г. было вложено лишь 2,2 млрд. долл., из которых около 40% приходилось на иностранный капитал. Это составляло десятые доли процента стоимости основных производственных фондов стран - членов СЭВ и капитальных ресурсов, привлеченных этими странами с международных кредитных рынков.
Совместные предприятия в большинстве стран Востока невелики по размерам. Так, в Польше их величина составляла от 45 до 50 тыс. долл., в Венгрии - 700 тыс. долл.
Смешанные общества, возможно, в перспективе вообще не будут играть той самодовлеющей роли, которую они во многом искусственно приобрели сегодня.
Иностранные инвестиции, в которых 100% капитала принадлежит зарубежной фирме, в форме филиалов, представительств, концессий могут занять в будущем значительно большее место. В любом случае представляется очевидным, что значительное углубление хозяйственного сотрудничества Восток-Запад и эффективное включение экономики стран восточноевропейского региона в мирохозяйственную систему не может осуществляться без более широкого создания сети компаний восточноевропейских стран на Западе, а также без более масштабного инвестирования фирм промышленно развитых стран в экономику восточноевропейских государств.
Вышеприведенный анализ дает представление о непрестанно расширяющемся и углубляющемся международном разделении труда, о поступательном развитии мирохозяйственных связей как все более важной составной части современной экономики, о растущей роли в этом процессе международного предпринимательства, совместных фирм и транснациональных корпораций; свидетельствует о высокой адаптационной способности и мобильности совместных компаний и транснационального капитала, об их умении использовать новейшие достижения научно-технического прогресса для повышения экономической эффективности, гибко и оперативно приспосабливать свою стратегию и тактику к меняющимся условиям мирового рынка. В этом, видимо, и состоит главный практический урок рыночных методов хозяйствования как внутри страны, так и между странами.
Заключение.
Малое предпринимательство и рыночная инфраструктура – неотъемлемые составные части любой экономической системы.
Сегодня положение отечественного предпринимательства крайне сложное и требует экстренного решения. Малые предприятия вынужденные действовать в реалиях кризисной экономики: они претерпевают от чрезмерного налогообложения, недостатка кредитных источников, административных притеснений, и иных отрицательных явлений. Малое предпринимательство, как самый уязвимый сектор экономики, не получает надлежащей защиты и поддержки государства. Результатом этих препятствий является массовый отход МП в теневой сектор, усиление уголовных тенденций в бизнесе, и тому подобное.
Немедленных изменений требует налоговая ситуация. Необходимо реформировать налоговую систему для всех предприятий: уменьшить налоговое давление путем снижения налогов на заработную плату, НДС, таможенных сборов на импортируемую продукцию, уменьшить количество налогов и разнообразных платежей; превратить налоговую систему в стимулирующий фактор развития малого бизнеса.
Звенья рыночной инфраструктуры также находятся в кризисной ситуации. Необходимость принятия пакета законов, четко регламентирующих работу бирж, компаний и центров, формирующих РИ Украины, с каждым годом становится все ощутимее.
Проведенный анализ показывает критическую ситуацию, сложившуюся сейчас в экономике Украины. Это наводит на мысль, что руководящим органам следует обращать большее внимание на развитие этих двух важнейших элементов рыночной экономики.
Список использованной литературы:
1. Международное предпринимательство: анализ зарубежного опыта / П.И. Хвойник, Ю.В. Аджубей, И.Е. Артемьев и другие.– М.: Наука, 1992.– с. 165-167
2. Кодник О.В. Малые предприятия.– М.: Экономика и МНПП «ЭСИ», 1992.– с. 30-32
3. Исследование условий формирования и развития малого бизнеса в Украине: научный отчет / Клочко Ю.А.– К.: НИИС, 1995г.– с. 2-12
4. Кубай Н.Е. Становление и развитие частного предпринимательства в переходной экономике (на примере Украины): автореферат диссертации на получение научной степени кандидата экономических наук.– Львов: Государственный университет им. И. Франка, 1999г.– с. 3-10
5. Щербина О.В. Формирование механизмов реализации государственной поддержки малого предпринимательства в Украине (на материалах субъектов малого предпринимательства): автореферат диссертации на получение научной степени кандидата экономических наук.– К.: Национальный экономический университет, 1999г.– с. 2-5
6. Основы экономической теории: Учебник. В 2 книгах. Книга 1.: Общественное производство. Рыночная экономика / Евтушевский и др.; под ред. Ю.В. Николенка.– К.: Лыбидь, 1998г.– с. 133-140
7. Задоя А.А., Петруня Ю.Е. Основы экономики: Учебное пособие.– К.: Выща школа.– 1998г.– с. 130-145
8. Ермошенко Н.Н., Борсученко Э.И. Основные тенденции предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой.– К.: УкрИНТЭИ, 1992г.– с. 1-7
9. Макогон Ю., Ляшенко В. и др. Региональные экономические связи и свободные экономические зоны: Учебное пособие.– Донецк: ДонГУ, 1999г.– с. 44-46
10. Чмырь Е.С. Свободные экономические зоны: подходы и классификация / Организация и регулирования экономики.– 1993, с. 130-135
11. Журнал «Галицкие контракты», № 29, 1999г.
12. Статистический ежегодник Украины за 1999 год / Государственный комитет статистики Украины: Ответственный за выпуск О.Г. Осадленко.– К.: Украинская энциклопедия, 1997г.– с. 354, 360
13. Лапуста М. Г., Скамай Л. Г. "Основы предпринимательства: учебное пособие для ВУЗов" М.:ЗАО "Финстатинформ, 1999.
14. Райзберг Б.А. "Основы экономики и предпринимательства" М.: ТОО ”Вес”, 1995.
Приложение А
Таблица 1.
Основные показатели малых предприятий в 1999-2002 годах [12, с. 127]
Год
1999
2000
2001
2002
Количество предприятий, которые имели объёмы производства
155456
163961
174804
184053
Объёмы изготовленной продукции
22900
19432,7
23304,3
25787,7
Затраты на изготовление продукции
21021
19475,3
23841,3
26664
Выручка от реализации продукции
77943,8
141576,8
53884,4
56526,4
Балансовая прибыль
131,2
1037,2
-94,7
-783,2