Введение
1. Из истории создания суда присяжных в России
2. Суд присяжных в европейских странах
Основная часть
1. Подсудность дел суду присяжных
2. Отбор присяжных заседателей в суде
3. Компетенция профессионального судьи присяжных заседателей
4. Безмотивный отвод присяжных заседателей в суде
5. Тенденциозность состава коллегии присяжных заседателей
6. Образование коллегии присяжных заседателей в суде
7. Права и обязанности присяжных заседателей
8. Старшина присяжных заседателей
9. Принятие присяжными заседателями присяги
10. Разъяснение присяжным заседателям их прав и обязанностей
11. Вопросы, подлежащие разрешению коллегией присяжных заседателей
12. Недопустимость незаконного воздействия на присяжных заседателей
13. Участие присяжных заседателей в судебном разбирательстве и принятие ими решений по суду
13.1. Прения сторон в суде присяжных
13.2. Реплики и последнее слово подсудимого в суде присяжных
13.3.Постановка вопросов, подлежащих разрешению коллегией присяжных заседателей
13.4.Напутственное слово председательствующего
13.5.Тайна совещания присяжных заседателей
13.6. Провозглашение вердикта коллегией присяжных заседателей
13.7. Обсуждение последствий вердикта коллегии присяжных заседателей
14. Прекращение дела в суде присяжных
15. Виды решений, принимаемых судьей
16. Особенности изложения приговора, поставленного судом присяжных
Заключение
Список литературы
Введение.
1. Из истории создания суда присяжных в России.
Ростки суда присяжных заседателей появились у нас еще в 16 веке. «По второму судебнику, - пишет В. Ключевский, - в суде областных управителей должны были присутствовать особые выборные, земские старосты с присяжными заседателями, целовальниками (которые давали присягу – целовали крест)… Им вменялось в обязательность на суде кормленщиков «правды стеречи» или «всякого дела беречи правду, по окрестному целованию, без всякие хитрости». Таким образом они должны были наблюдать за правильностью судопроизводства, охраняя правовой порядок, местный юридический обычай от произвола или неопытности кормленщиков, не знавших или не хотевших знать местной правды, - словом, быть носителем мирской совести.»
Крестьянская реформа 1861 года, отменившая крепостное право, потребовала проведения судебной реформы, создания принципиально нового судопроизводства, и второй суд присяжных был учрежден в России в 1864 году при правительстве Александра II. Даже будущий глашатай реакции и борец против суда присяжных М.Н.Катков писал, что это «не столько реформа, сколько создание судебной власти».
Созданный суд присяжных должен был нанести удар худшему из видов произвола – произволу судебному. Раздавались унылые голоса, что страна не готова к новому суду, не найдется людей для нового дела. Жизнь доказала противное. Судебная реформа оживила общество, вызвала уважение к истинному правосудию и человеческому достоинству, способствовала развитию юриспруденции.
В результате реформы:
· Суд был отделен от администрации
· Вводился гласный состязательный процесс
· Была создана адвокатура, обеспечившая право обвиняемого на защиту
· Почти полностью отказались от сословных судов
· Устанавливалась презумпция невиновности
· На смену теории формальных доказательств пришла свободная оценка доказательств
· Мелкие уголовные и гражданские дела из ведения полиции были переданы мировой юстиции
· У полиции было изъято предварительное следствие, оно передавалось судебным следователям
· Устанавливался принцип несменяемости судей и следователей
Одним из главных гарантов демократических принципов судопроизводства и судоустройства стал суд присяжных, обеспечивший реальное и непосредственное участие населения в отправлении правосудия.
Судебные уставы 1864:
ü Учреждения судебных установлений
ü Устав уголовного судопроизводства
ü Устав гражданского судопроизводства
ü Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями
Судебными уставами 1864 г. создавалась оригинальная и эффективная система правосудия. Она имела 2 ветви, 2 подсистемы, которые объединял высший судебный орган – Сенат: общие суды и мировые суды.
Кроме того, существовали суды особой подсудности: военные, волостные, коммерческие и др. Проведение судебной реформы продолжалось до конца 19 века. Первые общие суды открылись только в 1866 г., они распространили свою деятельность лишь на 10 губерний центральной России. На остальной же территории страны продолжали действовать прежние суды, руководствовавшиеся и несколько иным процессуальным законодательством.
Административно-территориальное и судебно-территориальное деление империи не совпадали после реформы. Уезды и города были разделены на участки мировых судей. Территория, подведомственная окружным судам, охватывала несколько уездов; округа судебных палат – несколько губерний.
Окружные суды были судами 1 инстанции общих судов, судебные палаты – судами 2 инстанции. В начале 20 века в империи было 106 окружных судов и 14 судебных палат. «Отцы» судебной реформы объясняли такую судебно-территориальную структуру сочетанием мировой и общей юстиции, а также недостатком квалифицированных юристов для создания общих судов в каждом уезде. Преимущества в такой организации правосудия в большей изоляции судебных и административных органов. При такой структуре все уездное начальство не только по табели о рангах, но и по реальному статусу было лишено возможности оказывать на судей какое-либо влияние. Соответственно, и судьи 2 инстанции избавлялись от давления на них со стороны губернской бюрократии.
Еще более значительной гарантией независимости судов стал принцип несменяемости судей, закрепленный статьей 243 учреждения судебных установлений. Согласно этой статье, председатели и члены окружных судов и судебных палат не могли быть уволены или переведены с одной должности на другую без их согласия, кроме как по приговору суда. Все постоянные, профессиональные члены окружного суда и судебной палаты, так называемые коронные судьи, назначались императором по представлению министра юстиции. Для назначения на должность члена окружного суда необходимо было иметь высшее юридическое образование и стаж работы в суде или прокуратуре не менее 3 лет (в звании присяжного поверенного – 10 лет). Для более высоких должностей стаж увеличивался.
Окружные суды состояли из 1 или нескольких отделений по уголовным и гражданским делам. Они разбирали большинство дел, причем все гражданские и значительная часть уголовных разбирались коронными судьями. Для рассмотрения дел о преступлениях, за которые могло быть назначено наказание в виде лишения прав состояния, как особенных, связанных с принадлежностью к привилегированным сословиям, так и всех прав (имущественных, брачно-семейных и др.) привлекались присяжные заседатели. Как правило, лишение прав состояния сопровождалось другими наказаниями: каторжными работами, ссылкой, тюрьмой – и назначалось за тяжкие преступления. Таким образом, суд присяжных являлся не самостоятельным учреждением, а особым присутствием окружного суда.
2. Суд присяжных в европейских странах.
Как и другие демократические институты судебных уставов, суд присяжных был заимствован у европейских государств. Суд присяжных в Англии и США на протяжении веков не только в уголовном, но и в гражданском судопроизводстве.
Родиной суда присяжных читается Англия, где его становление приходится на 12-15 века. Там суд присяжных – часть жизни народа, одна из основ судебной системы. По мнению британских юристов, «на протяжении слишком долгого времени присяжные были оплотом наших свобод, чтобы кто-нибудь пытался это изменить. Когда человека обвиняют в серьезном преступлении или когда в гражданском деле решается вопрос о его чести и неприкосновенности либо о преднамеренной лжи одной из сторон, тогда суд присяжных не знает себе равных».
Великая Французская революция дала толчок широкому распространению этого института в Европе. Следует отметить, что французский суд присяжных, а в последствии немецкий и другие не были очной копией с английского образца.
Составители судебных уставов 1864 г. тщательно изучали не только английское и французское законодательство. В частности, в редакционной комиссии внимательно рассмотрели процессуальные кодексы Женевы и Сардинского королевства. Таким образом, русский суд присяжных стал новым шагом в развитии европейской правовой культуры. Заметим, что создатели русского суда присяжных подчеркивали его отличие от европейских аналогов, состоящее в аполитичности.
К его подсудности не были отнесены дела о государственных преступлениях, а также значительная часть должностных преступлений. Еще одним изобретением российского законодателя стало введение служебного ценза. Независимо от уровня дохода или жалования, все гражданские чиновники с 5 по 14 класс, все выборные служащие городских и дворянских учреждений и крестьяне, занимавшие не менее 3 лет выборные должности сельских старост, старшин и др., могли быть избраны в присяжные заседатели.
За рубежом не много дел проходит через суды присяжных, но они существуют как гарантированная для всех возможность правосудия.
Суд с отдельной и самостоятельной коллегией присяжных заседателей – наиболее демократическая форма осуществления правосудия, т.к. именно непрофессионалы, руководствуясь совестью и жизненным опытом, в условиях подлинной состязательности и на основе того, что услышат и увидят в суде, будучи изолированными от судьи-профессионала и независимо от него, могут свободно решать вопрос о виновности подсудимого. Далеко не все согласны с возрождением суда присяжных. Однако опыт советских юристов убедительно подтвердил необходимость усиления роли независимых народных представителей, опоры на их совесть и здравый смысл.
7 марта 1918 года был провозглашен Декрет о суде, по которому рассмотрение уголовных дел передавалось 12 заседателям и 1 постоянному судье. Заседатели участвовали в судебном следствии и в любой момент могли отвести председательствующего, которому отводилось право совещательного голоса и дачи заключения о мере наказания. Решение вопросов о виновности или невиновности и мере наказания принимали присяжные заседатели.
В 1988 году писатель Бакланов предложил «расширить число заседателей и разрешить им выносить вердикт о виновности или невиновности».
24 октября 1991 года Верховный Совет РСФСР утвердил Концепцию судебной реформы, где сказано о праве каждого на рассмотрение его дела судом присяжных, если ему грозит лишение свободы на срок более 1 года.
Согласно Конституции 1993 года не исключается возможность рассмотрения судом присяжных и гражданских дел. 16 июля 1993 года суд присяжных был введен на территории 10 субъектов РФ: Ивановской, Московской, Ростовской, Рязанской, Саратовской и Ульяновской областях, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском крае.
Каков же уголовный процесс с вернувшимся в Россию судом присяжных заседателей?
Основная часть.
1. Подсудность дел суду присяжных.
Суд присяжных рассматривает дела, подсудные в соответствии со статьей 36 УПК краевому и областному судам:
Ø Об убийстве при отягчающих обстоятельствах
Ø О государственной измене
Ø Шпионаже
Ø Вооруженном мятеже
Ø Геноциде и др.
Рассмотрение таких дел возможно лишь по ходатайству обвиняемого при объявлении ему об окончании предварительного следствия.
2. Отбор присяжных заседателей в суде
Отбор присяжных заседателей определен законом «о судопроизводстве РСФСР» и УПК и осуществляется путем освобождения судьей присяжных заседателей от участия в рассмотрении дела, разрешения вопросов об их отводах и самоотводах, а также путем жеребьевки.
О явке в судебное заседание присяжных заседателей, отобранных аппаратом суда путем случайной выборки для участия в рассмотрении дела, докладывает секретарь судебного заседания или работник суда, обеспечивающий отбор присяжных заседателей.
Председательствующий произносит перед присяжными заседателями краткое вступительное слово, в котором сообщает о том, какое дело подлежит рассмотрению, а также о задачах присяжных заседателей и условиях их участия в рассмотрении этого дела в соответствии с законом. Затем председательствующий разъясняет присяжным заседателям их предусмотренные частью первой статьи 437 УПК обязанности правдиво ответить на задаваемые им вопросы, а также представить по его требованию иную необходимую информацию о себе и об отношениях с другими лицами, участвующими в деле. При этом он сообщает присяжным заседателям об ответственности, предусмотренной процессуальным законом, за нарушение указанных обязанностей.
Председательствующий выясняет у присяжных заседателей их информированность об обстоятельствах дела, рассмотрение которого предстоит в суде, и в случае получения сведений об осведомленности кого-либо из присяжных заседателей об этом деле решает вопрос об освобождении присяжного заседателя от участия в рассмотрении дела.
Председательствующий также спрашивает о наличии предусмотренных законом причин для освобождения кого-либо из присяжных заседателей от участия в рассмотрении дела. Каждый из явившихся присяжных заседателей имеет право указать на уважительные причины, препятствующие ему исполнить обязанности присяжного заседателя, а также заявить самоотвод.
В целях объективного решения вопроса об освобождении присяжного заседателя от участия в рассмотрении дела председательствующий может при отборе присяжных заседателей задать им вопросы, предложенные в письменной форме прокурором, потерпевшим, обвиняемым и его защитником, а также другие вопросы по своему усмотрению.
Каждому из явившихся присяжных заседателей прокурором, а также потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителям, подсудимым и его защитником может быть заявлен отвод по основаниям, предусмотренным статьями 59 и 60 УПК.
Все вопросы, связанные с освобождением присяжных заседателей от участия в рассмотрении дела, а также самоотводы и отводы, заявленные присяжным заседателям, разрешаются председательствующим судьей единолично без удаления в совещательную комнату.
В том случае, когда в суд явилось менее двадцати вызванных присяжных заседателей либо когда их осталось менее восемнадцати после освобождения некоторых из них от участия в судебном разбирательстве, а также после удовлетворения судьей самоотводов и отводов, председательствующий дает распоряжение аппарату суда о дополнении состава присяжных заседателей необходимым числом присяжных заседателей из запасного списка. После этого в судебном заседании объявляется перерыв для вызова запасных присяжных заседателей.
В случае, если в результате выполнения требований настоящей статьи для участия в судебном заседании осталось более восемнадцати присяжных заседателей, председательствующий объявляет число оставшихся присяжных заседателей, после чего опускает в урну билеты с указанием их фамилий, перемешивает билеты и извлекает из нее столько билетов, сколько необходимо, чтобы в урне их осталось восемнадцать.
Граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных заседателей 1 раз в году на 10 рабочих дней или на все время рассмотрения дела.
За участие в работе суда присяжных заседателю выплачивают из бюджета РФ вознаграждение в размере 0,5 должностного оклада судьи, но не меньше среднего заработка присяжного заседателя.
3. Компетенция профессионального судьи и присяжных заседателей
При разбирательстве дела судом присяжных присяжные заседатели разрешают в формулировке вопросного листа только вопросы виновности или невиновности подсудимого в соответствии с пунктами 1, 3 и 4 части первой статьи 303 УПК, а также указывают, заслуживает ли снисхождения либо особого снисхождения подсудимый, которого они признали виновным.
Остальные вопросы, не указанные в 1 части 303 статьи, разрешаются без участия присяжных заседателей единолично председательствующим судьей.
Председательствующий судья обязан решить вопрос об исключении из разбирательства дела в суде присяжных всякого доказательства, полученного с нарушением закона, а в случае, если состоялось исследование доказательств, признать такое доказательство не имеющим юридической силы, а состоявшееся его исследование недействительным.
Стороны не вправе без разрешения председательствующего упоминать в суде присяжных о существовании исключенных из разбирательства доказательств, ссылаться на них для обоснования своей позиции. Судья не должен знакомить присяжных заседателей с недопустимыми доказательствами.
4. Безмотивный отвод присяжных заседателей в суде
Присяжные заседатели отводятся государственным обвинителем, подсудимым или его защитником без указания мотивов отвода путем написания на билетах с указанием фамилий присяжных заседателей слова "отведен", скрепляемого подписью. Подсудимый вправе поручить своему защитнику осуществление права на отвод присяжных заседателей. Если подсудимый отказывается от своего права на отвод присяжных заседателей, то защитник без его согласия не вправе самостоятельно участвовать в отводе присяжных заседателей.
После этого председательствующий передает оставшиеся 18 билетов с указанием фамилий присяжных заседателей государственному обвинителю, а затем передает подсудимому и его защитнику билеты, оставшиеся после осуществления государственным обвинителем права безмотивного отвода присяжных заседателей. Государственный обвинитель, подсудимый и его защитник могут через председательствующего просить, чтобы кто-либо из присяжных заседателей представился.
Государственный обвинитель отводит присяжных заседателей первым, причем имеет право отвести не более 2 присяжных заседателей.
Подсудимый или его защитник отводит присяжных заседателей после государственного обвинителя и имеет право отвести столько присяжных заседателей, чтобы их осталось не менее 14-ти. Если в деле участвуют несколько подсудимых, то отвод ими присяжных заседателей производится по их взаимному согласию, а в случае отсутствия такого согласия - путем разделения между ними числа отводимых присяжных заседателей поровну, когда это возможно. Во всех остальных случаях отвод присяжных заседателей несколькими подсудимыми должен производиться путем жеребьевки, в ходе которой председательствующим либо секретарем судебного заседания из урны вынимается столько билетов с указанием фамилий не отведенных присяжных заседателей, сколько их еще может быть отведено подсудимыми.
Отказ кого-либо из подсудимых от своего права на отвод присяжных заседателей не влечет никаких ограничений права других подсудимых отвести столько присяжных заседателей, чтобы их осталось не менее 14-ти.
5 Тенденциозность состава коллегии присяжных заседателей
Государственный обвинитель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, подсудимый и его защитник вправе до приведения присяжных заседателей к присяге заявить, что вследствие особенностей рассматриваемого дела этот состав коллегии присяжных заседателей в целом может оказаться не способным вынести объективный вердикт.
Такое заявление разрешается председательствующим после выслушивания мнений сторон, о чем в совещательной комнате им выносится мотивированное постановление, излагаемое в виде отдельного документа. Если соответствующее заявление будет признано обоснованным, председательствующий распускает коллегию присяжных заседателей и возобновляет подготовку к рассмотрению дела судом присяжных в соответствии со статьей 434 УПК.
6. Образование коллегии присяжных заседателей в суде
Коллегия присяжных заседателей, рассматривающих дело в суде, образуется путем жеребьевки в составе 12 комплектных присяжных заседателей (образующих состав присяжных заседателей, выносящих вердикт) и 2 запасных. Для образования коллегии присяжных заседателей председательствующий опускает в урну билеты с указанием фамилии не отведенных присяжных заседателей, перемешивает их и по одному вынимает 14 билетов, оглашая каждый раз указанную в билете фамилию присяжного заседателя. Если вынутые и оставшиеся в урне билеты образуют общее число не отведенных присяжных заседателей, а также если не допущено какого-либо нарушения, повлиявшего на правильность образования коллегии присяжных заседателей, то образование коллегии присяжных заседателей признается состоявшимся. При этом первые 12 отобранных путем жеребьевки присяжных заседателей считаются комплектными, а два последних - запасными.
В том случае, когда при решении вопроса об отводах или при образовании коллегии присяжных заседателей были допущены какие-либо нарушения, повлиявшие на правильность образования коллегии присяжных заседателей, председательствующий объявляет недействительным образование коллегии присяжных заседателей и проводит его заново в полном объеме либо частично.
Фамилии отобранных путем жеребьевки 14-ти присяжных заседателей вносятся секретарем судебного заседания в протокол судебного заседания в том порядке, в каком билеты были вынуты из урны. Билеты с указанием фамилий безмотивно отведенных сторонами и отобранных путем жеребьевки присяжных заседателей приобщаются к материалам дела.
По завершении образования коллегии присяжных заседателей председательствующий предлагает 12-ти комплектным присяжным заседателям занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. 2 запасных присяжных заседателя занимают на скамье присяжных заседателей специально отведенные для них председательствующим места.
Запасные присяжные заседатели постоянно присутствуют при судебном разбирательстве в зале судебного заседания и могут быть включены в состав комплектных присяжных заседателей до вынесения вердикта в случае невозможности кого-либо из комплектных присяжных заседателей участвовать в судебном заседании. Замещение выбывших комплектных присяжных заседателей запасными производится в том порядке, в каком билеты с указанием фамилий запасных присяжных заседателей были вынуты из урны. В случае, если возможности замены выбывших комплектных присяжных заседателей запасными исчерпаны, председательствующий объявляет состоявшееся судебное разбирательство недействительным и возвращает судебное разбирательство к этапу отбора присяжных заседателей в соответствии со статьей 438 УПК.
7. Права и обязанности присяжного заседателя
Присяжный заседатель обязан:
· правдиво ответить на вопросы председательствующего, задаваемые при отборе для участия в рассмотрении дела
· представить по его требованию иную необходимую информацию о себе и об отношениях с другими лицами, участвующими в деле
· соблюдать порядок в судебном заседании и подчиняться законным распоряжениям председательствующего
· явиться в указанное судом время для продолжения судебного разбирательства в случае, если объявляется перерыв в судебном заседании или слушание дела откладывается
Присяжный заседатель имеет право:
1) участвовать в исследовании всех рассматриваемых в суде доказательств, с тем чтобы получить возможность самостоятельно, по-своему внутреннему убеждению оценить обстоятельства дела и дать ответы на вопросы, которые будут поставлены перед коллегией присяжных заседателей;
2) задавать через председательствующего вопросы подсудимому, потерпевшему, свидетелям, экспертам;
3) участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов, в производстве осмотров местности и помещения, во всех других производимых в суде следственных действиях;
4) просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к делу, содержание оглашенных в суде документов, признаки преступления, в совершении которого обвиняется подсудимый, и не ясные для него понятия;
5) делать письменные заметки во время судебного заседания.
Присяжный заседатель не должен:
1) отлучаться из зала судебного заседания во время слушания дела;
2) общаться по делу с лицами, не входящими в состав суда, без разрешения председательствующего;
3) собирать сведения по делу вне судебного заседания.
При нарушении обязанностей присяжные заседатели могут быть отстранены председательствующим от дальнейшего участия в рассмотрении дела.
За уклонение без уважительной причины от исполнения обязанностей присяжного заседателя в суде, а также за нарушение обязанностей на присяжного заседателя судом (председательствующим судьей) может быть наложено денежное взыскание в размере до 1 минимального размера оплаты труда. Председательствующий судья выносит решение о наложении денежного взыскания в том же судебном заседании, о чем делается запись в протоколе судебного заседания. Решение суда (председательствующего судьи) о наложении денежного взыскания является окончательным и обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.
8. Старшина присяжных заседателей
Присяжные заседатели избирают из числа комплектных присяжный заседателей старшину. Выборы старшины производятся в совещательной комнате путем голосования в условиях, исключающих присутствие посторонних лиц и какое-либо воздействие на принятие решения присяжными заседателями. Избранным старшиной считается присяжный заседатель, получивший большинство голосов присяжных заседателей.
Старшина присяжных заседателей пользуется в судебном заседании равными с другими присяжными заседателями правами в решении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и вынесении вердикта присяжных заседателей.
Помимо общих с другими присяжными заседателями обязанностей, старшина присяжных заседателей
1) руководит ходом совещаний присяжных заседателей
2) по поручению присяжных заседателей обращается к председательствующему с просьбами
3) оглашает присяжным заседателям в совещательной комнате вопросы судьи
4) записывает их ответы
5) с учетом результатов голосования заполняет вопросный лист с ответами коллегии присяжных заседателей
6) провозглашает его в судебном заседании.
9. Принятие присяжными заседателями присяги
После того как старшина присяжных заседателей будет назван, председательствующий или секретарь судебного заседания предлагает всем присутствующим в зале судебного заседания встать. Председательствующий обращается к отобранным путем жеребьевки присяжным заседателям с предложением принять присягу следующего содержания:
"Клянусь исполнять свои обязанности честно и беспристрастно, принимать во внимание все рассмотренные в суде доказательства, доводы, обстоятельства дела и ничего, кроме них, разрешать дело по-своему внутреннему убеждению и совести, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку".
Затем председательствующий называет фамилию каждого из присяжных заседателей, которые отвечают: "Я клянусь".
О принятии присяжными заседателями присяги делается запись в протоколе судебного заседания.
10. Разъяснение присяжным заседателям их прав и обязанностей
Председательствующий разъясняет присяжным заседателям их права и обязанности, предусмотренные статьей 437 УПК, и предупреждает о последствиях нарушения этих обязанностей.
11. Вопросы, подлежащие разрешению коллегией присяжных заседателей
По каждому деянию, в совершении которого подсудимый обвиняется государственным обвинителем, ставятся 3 основных вопроса с учетом требований статьи 254 УПК:
1) доказано ли, что соответствующее деяние имело место;
2) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;
3) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.
В вопросном листе возможна также постановка одного основного вопроса о виновности подсудимого, являющегося соединением всех 3-х основных вопросов, указанных в части 1-ой 254 статьи.
После основного вопроса о виновности подсудимого могут ставиться частные вопросы о таких обстоятельствах, которые увеличивают или уменьшают степень виновности либо изменяют ее характер, влекут освобождение подсудимого от ответственности. В необходимых случаях отдельно ставятся также вопросы о степени осуществления преступного намерения, причинах, в силу которых деяние не было доведено до конца, степени и характере соучастия каждого из подсудимых в совершении преступления.
На случай признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения либо особого снисхождения.
Не могут ставиться отдельно либо в составе других вопросы, требующие от присяжных заседателей юридической квалификации статуса подсудимого (о его судимости, о факте признания его особо опасным рецидивистом, об ответственности его должностного положения), а также другие вопросы, требующие собственно юридической оценки при вынесении присяжными заседателями своего вердикта. Формулировки вопросов не могут допускать при каком-либо ответе на них признание подсудимого виновным в совершении деяния, обвинение в совершении которого не предъявлялось ему государственным обвинителем либо не поддерживается им к моменту постановки вопросов. Допустимы вопросы, позволяющие установить виновность подсудимого в совершении менее тяжкого преступления, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту.
Вопросы, подлежащие разрешению присяжными заседателями, ставятся в отношении каждого подсудимого отдельно.
Вопросы ставятся в понятных присяжным заседателям формулировках.
12. Недопустимость незаконного воздействия на присяжного заседателя
Государственному обвинителю, потерпевшему, подсудимому и его защитнику, другим участникам процесса, а также свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам запрещается на протяжении всего разбирательства судом присяжных соответствующего дела общаться, помимо установленного порядка с присяжными заседателями, участвующими в рассмотрении этого дела.
Любой присяжный заседатель может быть отстранен председательствующим от дальнейшего участия в деле в случае, когда у него возникнут основания полагать, что этот присяжный заседатель утратил объективность, необходимую для разрешения дела в соответствии с законом, в результате оказанного на него незаконного воздействия.
Гарантия независимости и неприкосновенности присяжного заседателя:
ü установленная законом процедура осуществления правосудия
ü запрет под угрозой ответственности чьего-либо вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия
ü особая защита государством присяжного заседателя и его семьи, родственников, предусмотренная законом
13. Участие присяжных в судебном разбирательстве и принятие ими решений по суду.
Порядок проведения судебного разбирательства:
I. прения сторон
II. последнее слово подсудимого
III. постановка основных вопросов по делу
IV. напутственное слово судьи
V. совещание присяжных заседателей
VI. провозглашение вердикта
VII.обсуждение последствий вердикта
Особенности судебного следствия в суде присяжных
Судебное следствие в суде присяжных начинается с оглашения государственным обвинителем резолютивной части обвинительного заключения, но без упоминания о фактах судимости подсудимого и признания его особо опасным рецидивистом.
Если все подсудимые полностью признали себя виновными, председательствующий сразу же предлагает каждому из них дать показания по поводу предъявленного обвинения и других обстоятельств дела. В случае, когда сделанные признания не оспариваются какой-либо из сторон и не вызывают у судьи сомнений, председательствующий вправе, если с этим согласны все участники процесса, ограничиться исследованием лишь тех доказательств, на которые они укажут, либо объявить судебное следствие оконченным и перейти к выслушиванию прений сторон.
Перед допросом подсудимого в суде присяжных председательствующий разъясняет ему право давать или не давать показания по поводу предъявленного обвинения и других обстоятельств дела. После показаний подсудимого его допрашивают государственный обвинитель, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, защитник.
Судья, а также присяжные заседатели через председательствующего задают вопросы подсудимому, потерпевшему, свидетелям и экспертам после того, как они будут допрошены сторонами. Вопросы присяжных заседателей, не имеющие отношения к делу, а также наводящие или оскорбительные вопросы председательствующим не задаются.
Стороны могут ходатайствовать об исследовании доказательств, исключенных ранее судьей из разбирательства, не излагая при этом их существа. Выслушивание мнений участников судебного разбирательства в связи с таким ходатайством производится председательствующим судьей без участия коллегии присяжных заседателей. С участием присяжных заседателей не исследуются обстоятельства, связанные с прежней судимостью подсудимого.
13.1. Прения сторон в суде присяжных
После окончания судебного следствия суд присяжных переходит к выслушиванию прений сторон. Прения сторон в суде присяжных состоят из речей государственного обвинителя, а также потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, защитника и подсудимого, если он отказался от защитника.
Стороны не могут упоминать обстоятельства, не подлежащие рассмотрению с участием присяжных заседателей. Председательствующий останавливает участников прений сторон, когда они затрагивают такие обстоятельства, ссылаются на исключенные из разбирательства доказательства.
13.2. Реплики и последнее слово подсудимого в суде присяжных
После произнесения речей все участники прений сторон в суде присяжных имеют право на реплику по поводу сказанного в речах, подсудимый – на последнее слово в соответствии со статьей 297 УПК.
13.3. Постановка вопросов, подлежащих разрешению коллегией присяжных заседателей
После окончания прений сторон председательствующий судья на основании поддерживаемого государственного обвинения, результатов судебного следствия и прений сторон формулирует вопросы, подлежащие разрешению коллегией присяжных заседателей. Эти вопросы излагаются письменно, зачитываются и ставятся на обсуждение сторон. Государственный обвинитель, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, подсудимый и защитник могут предложить поправки к сформулированным председательствующим вопросам и просить о постановке других вопросов. Председательствующий судья не может отказать в постановке вопроса о наличии причины, по которой содеянное не вменяется в вину подсудимому или влечет для него менее строгое наказание.
Затем председательствующий судья окончательно формулирует вопросы, подлежащие разрешению коллегией присяжных заседателей, и излагает их в вопросном листе, который утверждается его постановлением, подлежащим внесению в протокол судебного заседания. Вопросный лист подписывается председательствующим судьей, оглашается им в судебном заседании и передается старшине присяжных заседателей.
13.4. Напутственное слово председательствующего
Перед удалением коллегии присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта председательствующий обращается к присяжным заседателям с напутственным словом.
При произнесении напутственного слова председательствующему запрещается в какой-либо форме выражать свое мнение по вопросам, поставленным перед коллегией присяжных заседателей.
В напутственном слове председательствующий:
· приводит содержание обвинения;
· сообщает содержание уголовного закона, предусматривающего ответственность за совершение деяния, в котором обвиняется подсудимый;
· напоминает исследованные в суде доказательства, как уличающие, так и оправдывающие подсудимого;
· излагает позиции государственного обвинителя и защиты;
· разъясняет основные правила оценки доказательств в их совокупности, сущность принципа презумпции невиновности, положение о толковании не устраненных сомнений в пользу подсудимого.
В случае отказа подсудимого от дачи показаний или его молчания в суде председательствующий обращает внимание коллегии присяжных заседателей на то, что данный факт не имеет юридического значения и не может быть истолкован как свидетельство виновности подсудимого.
Присяжным заседателям должно быть разъяснено, что их вердикт может быть основан лишь на тех доказательствах, которые непосредственно исследованы в судебном заседании, никакие доказательства для них не имеют заранее установленной силы, их выводы не могут основываться на предположениях, а также на исключенных из разбирательства доказательствах.
Председательствующий также разъясняет присяжным заседателям порядок их совещания, подготовки ответов на поставленные вопросы, голосования по ответам и вынесения вердикта.
Председательствующий завершает свое напутственное слово напоминанием присяжным заседателям содержания данной ими присяги и обращает их внимание на то, что в случае вынесения обвинительного вердикта они могут признать подсудимого заслуживающим снисхождения или особого снисхождения.
Присяжные заседатели, выслушав напутственное слово председательствующего и ознакомившись с поставленными перед коллегией присяжных заседателей вопросами, вправе получить от него дополнительные разъяснения.
Государственный обвинитель, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, подсудимый и его защитник вправе заявить в судебном заседании возражения в связи с содержанием напутственного слова председательствующего по мотивам нарушения им принципа объективности. Если такие возражения не были своевременно заявлены сторонами в суде, они не вправе ссылаться в дальнейшем на содержание напутственного слова председательствующего как на основание для пересмотра этого дела вышестоящим судом.
13.5. Тайна совещания присяжных заседателей
После напутственного слова председательствующего комплектные присяжные заседатели удаляются в совещательную комнату для вынесения вердикта.
Присутствие иных лиц, кроме комплектных присяжных заседателей, в совещательной комнате не допускается. С наступлением ночного времени, а с разрешения председательствующего также по окончании рабочего времени присяжные заседатели вправе прервать совещание для отдыха. Присяжные заседатели не могут разглашать суждения, имевшие место во время совещания.
Порядок совещания и голосования присяжных заседателей
Совещанием присяжных заседателей руководит старшина, который последовательно ставит на обсуждение подлежащие разрешению вопросы, проводит голосование по ответам и ведет подсчет голосов.
Присяжные заседатели при обсуждении поставленных перед ними вопросов должны стремиться к принятию единодушных решений. В тех случаях, когда коллегия присяжных заседателей в течение 3-х часов после удаления в совещательную комнату не пришла к единодушному решению по поставленным перед ней вопросам, присяжные заседатели могут приступить к формулированию в вопросном листе ответов, принятых большинством голосов в результате проведенного голосования.
Голосование проводится открыто. Никто из присяжных заседателей не вправе воздержаться при голосовании. Старшина подает свой голос последний.
Вынесение вердикта
Вердиктом именуется решение коллегии присяжных заседателей по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности подсудимого.
Если коллегии присяжных заседателей при обсуждении не удалось достигнуть единодушного решения в установленный срок, то обвинительный вердикт считается принятым, если за утвердительные ответы на каждый из поставленных в нем трех основных вопросов проголосовало большинство присяжных заседателей. Оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из поставленных в нем трех основных вопросов проголосовало не менее шести присяжных заседателей. Ответы на прочие вопросы определяются простым большинством голосов присяжных заседателей, а если голоса разделились поровну, то принимается наиболее благоприятный для обвиняемого ответ.
Ответ на каждый вопрос, поставленный в вопросном листе и подлежащий разрешению, должен представлять собой утвердительное "да" или отрицательное "нет" с обязательным пояснительным словом или словосочетанием, раскрывающим сущность ответа ("да, виновен"; "нет, не виновен"; "да, виновен, но без намерения лишить жизни"; "нет, не доказано"; "да, заслуживает снисхождения" и тому подобные).
Ответы на вопросы вносятся старшиной присяжных заседателей в вопросный лист непосредственно после каждого из соответствующих вопросов. В случае, если ответ на предыдущий вопрос исключает необходимость отвечать на последующий вопрос, старшина с согласия большинства присяжных заседателей вписывает после него слова "без ответа".
В случае, если ответ на вопрос принимался голосованием, старшина присяжных заседателей указывает после ответа результат подсчета голосов.
Вопросный лист с ответами коллегии присяжных заседателей подписывается старшиной присяжных заседателей.
Возобновление судебного следствия, уточнение формулировок вопросного листа и дополнительные разъяснения по просьбе коллегии присяжных заседателей
Если во время совещания у коллегии присяжных заседателей возникла необходимость в дополнительном исследовании каких-либо обстоятельств, имеющих существенное значение для ответа на поставленные вопросы, присяжные заседатели возвращаются в зал судебного заседания и старшина присяжных заседателей обращается к председательствующему с соответствующей просьбой. В том случае, если исполнение просьбы коллегии присяжных заседателей необходимо и возможно, председательствующий возобновляет судебное следствие, после окончания которого с учетом мнения сторон могут быть внесены уточнения в поставленные перед коллегией присяжных заседателей вопросы или сформулированы новые. Выслушав речи и реплики сторон по вновь исследованным обстоятельствам, последнее слово подсудимого и напутственное слово председательствующего, коллегия присяжных заседателей возвращается в совещательную комнату для вынесения вердикта.
В случае, когда во время совещания у коллегии присяжных заседателей возникла необходимость в уточнении формулировки поставленных перед ней вопросов, присяжные заседатели возвращаются в зал судебного заседания и старшина присяжных заседателей обращается к председательствующему с соответствующей просьбой. Если председательствующий с учетом мнения участников процесса считает это необходимым, им могут быть внесены уточнения в поставленные перед коллегией присяжных заседателей вопросы или сформулированы новые. Выслушав краткое напутственное слово председательствующего по поводу изменений в вопросном листе, коллегия присяжных заседателей возвращается в совещательную комнату для вынесения вердикта.
Если во время совещания у коллегии присяжных заседателей возникла необходимость в получении от председательствующего дополнительных разъяснений, присяжные заседатели возвращаются в зал судебного заседания и старшина присяжных заседателей обращается к председательствующему с соответствующей просьбой. Получив необходимые разъяснения, данные председательствующим с соблюдением требований объективности и беспристрастия, коллегия присяжных заседателей возвращается в совещательную комнату для вынесения вердикта.
13.6. Провозглашение вердикта коллегией присяжных заседателей
После составления и подписания вопросного листа присяжные заседатели возвращаются в зал судебного заседания и старшина присяжных заседателей передает председательствующему вопросный лист с внесенными в него ответами.
Найдя вердикт неясным или противоречивым, председательствующий указывает на его неясность или противоречивость коллегии присяжных заседателей и предлагает в совещательной комнате внести в него уточнения. Председательствующий может также после выслушивания мнений сторон внести в вопросный лист необходимые изменения. Выслушав краткое напутственное слово председательствующего по поводу изменений в вопросном листе, коллегия присяжных заседателей возвращается в совещательную комнату для вынесения вердикта.
При отсутствии замечаний председательствующий возвращает вопросный лист с внесенными в него ответами коллегии присяжных заседателей старшине присяжных заседателей для провозглашения.
Старшина присяжных заседателей провозглашает вердикт, зачитывая вопросы, поставленные перед коллегией присяжных заседателей, и ответы на них.
Все находящиеся в зале судебного заседания выслушивают вердикт коллегии присяжных заседателей стоя.
Провозглашенный вердикт коллегии присяжных заседателей передается секретарю судебного заседания для приобщения к материалам дела.
Действия председательствующего после провозглашения вердикта коллегии присяжных заседателей
При вынесении коллегией присяжных заседателей вердикта о полной невиновности подсудимого, находящегося под стражей, он немедленно освобождается в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего.
После провозглашения вердикта коллегии присяжных заседателей председательствующий благодарит присяжных заседателей и объявляет об окончании их участия в судебном заседании.
Последствия вердикта обсуждаются без участия в судебном разбирательстве коллегии присяжных заседателей. Присяжные заседатели вправе остаться до конца рассмотрения дела в зале судебного заседания на местах, отведенных для публики.
13.7. Обсуждение последствий вердикта коллегии присяжных заседателей
Председательствующий предоставляет государственному обвинителю, а также потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям, подсудимому и его защитнику возможность исследовать доказательства, не подлежащие исследованию с участием присяжных заседателей, и выступить по вопросам, связанным с юридическими последствиями вынесенного коллегией присяжных заседателей вердикта, включая вопросы квалификации содеянного подсудимым, назначения ему наказания и разрешения гражданского иска. Защитник подсудимого и подсудимый всегда выступают последними.
Стороны могут затрагивать любые вопросы права, подлежащие разрешению при постановлении судом приговора, а также ссылаться на доказательства прежней судимости подсудимого.
Сторонам запрещается ставить в своих выступлениях под сомнение правильность вынесенного коллегией присяжных заседателей вердикта.
Председательствующий останавливает сторону, если она затрагивает вопросы, не связанные с юридическими последствиями вынесенного коллегией присяжных заседателей вердикта или с другими вопросами, подлежащими разрешению при постановлении судом приговора.
Обязательность вердикта коллегии присяжных заседателей
Вердикт коллегии присяжных заседателей о невиновности подсудимого обязателен для председательствующего судьи и влечет постановление им оправдательного приговора. Обвинительный вердикт коллегии присяжных заседателей обязателен для председательствующего судьи, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Председательствующий судья квалифицирует содеянное в соответствии с обвинительным вердиктом и установленными им обстоятельствами, не подлежащими установлению коллегией присяжных заседателей (предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекса РСФСР в качестве квалифицирующих признаков - прежняя судимость обвиняемого, его должностное положение - и другие обстоятельства, требующие собственно юридической оценки).
Если коллегией присяжных заседателей вынесен обвинительный вердикт, а председательствующий судья признал, что по делу имеются достаточные основания для постановления оправдательного приговора, ввиду того что не установлено событие преступления либо не доказано участие подсудимого в совершении преступления, выносится постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей, вынесшей обвинительный вердикт, и о направлении дела на новое рассмотрение вином составе суда со стадии предварительного слушания, которое проводится по правилам, предусмотренным статьями 432 и 433 УПК. Это постановление окончательно, обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.
Обвинительный вердикт коллегии присяжных заседателей не препятствует постановлению оправдательного приговора, если председательствующий судья признал отсутствие в деянии состава преступления.
Последствия признания подсудимого заслуживающим снисхождения или особого снисхождения
Признание подсудимого заслуживающим снисхождения не позволяет председательствующему судье назначить ему наказание, превышающее по своему размеру среднюю величину, полученную в результате деления пополам суммы значений нижнего и верхнего пределов лишения свободы или иного вида наказания, предусмотренного санкцией соответствующей статьи Уголовного кодекса РСФСР для данного наказания.
По делам о преступлениях, за которые закон предусматривает применение исключительной меры наказания - смертной казни, признание подсудимого заслуживающим снисхождения не позволяет председательствующему судье назначить ему наказание в виде смертной казни, но не препятствует назначению подсудимому наказания в виде лишения свободы в пределах санкции соответствующей статьи Уголовного кодекса РСФСР.
Признание подсудимого заслуживающим особого снисхождения обязывает председательствующего судью назначить ему наказание ниже низшего предела, предусмотренного законом за данное преступление, или перейти к другому, более мягкому виду наказания в соответствии с положениями статьи 43 Уголовного кодекса РСФСР.
Если коллегией присяжных заседателей подсудимый не был признан заслуживающим снисхождения или особого снисхождения, председательствующий судья с учетом обстоятельств дела, смягчающих и отягчающих ответственность, и личности виновного вправе назначить подсудимому наказание не только в пределах, установленных соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса РСФСР, но и с применением положений статьи 43 Уголовного кодекса РСФСР.
14. Прекращение дела в суде присяжных
Председательствующий судья вправе прекратить дело на любом этапе его разбирательства судом присяжных, если во время судебного разбирательства будут выяснены обстоятельства, предусмотренные пунктами 5, 8 - 10 части первой статьи 5 УПК. Дело также прекращается в случае, предусмотренном частью второй статьи 430 УПК.
15. Виды решений, принимаемых судьей
Разбирательство дела в суде присяжных председательствующий судья заканчивает одним из судебных решений, вынесенных соответственно по правилам, предусмотренным статьей 261 или главой 25 УПК:
ü постановлением о прекращении дела - в случаях, предусмотренных статьей 436 УПК;
ü оправдательным приговором - в случаях, когда коллегия присяжных заседателей дала отрицательный ответ хотя бы на 1 из 3 основных вопросов, указанных в части 1 статьи 449 УПК, либо когда председательствующий судья признал отсутствие в деянии состава преступления;
ü обвинительным приговором без назначения наказания - в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 5 и статьей 6 УПК;
ü обвинительным приговором с назначением наказания - в случаях, когда подсудимый признан виновным в совершении преступления вердиктом коллегии присяжных заседателей и отсутствуют основания для постановления других решений;
ü постановлением о роспуске коллегии присяжных заседателей и о направлении дела на новое рассмотрение в ином составе суда – в случае, когда, по мнению председательствующего судьи, имеются предусмотренные законом основания для вынесения оправдательного приговора, несмотря на обвинительный вердикт коллегии присяжных заседателей.
В случае, когда в процессе разбирательства дела судом присяжных выявлены обстоятельства, дающие основания считать, что подсудимый по своему психическому состоянию не мог быть привлечен к уголовной ответственности либо заболел душевной болезнью, лишающей его возможности отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими, что подтверждается соответствующим заключением судебно-психиатрической экспертизы, председательствующий судья выносит постановление о прекращении рассмотрения дела с участием коллегии присяжных заседателей и рассмотрении его в порядке, предусмотренном разделом 8 УПК.
Постановление председательствующего судьи о прекращении рассмотрения дела с участием коллегии присяжных заседателей и направлении его для рассмотрения в общем порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, окончательно, обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.
16. Особенности изложения приговора, постановленного судом присяжных
Порядок составления и провозглашения обвинительных и оправдательных приговоров суда присяжных должен отвечать требованиям статей 312 - 318 УПК со следующими особенностями:
· во вводной части приговора, постановленного судом присяжных, председательствующий судья не указывает фамилии присяжных заседателей;
· приговор в описательной части мотивируется председательствующим судьей ссылками на вердикт коллегии присяжных заседателей либо отказ государственного обвинителя от обвинения и требует приведения доказательств в свое подтверждение лишь в части, не вытекающей из вынесенного коллегией присяжных заседателей вердикта. В описательной части обвинительного приговора должны содержаться описании преступного деяния, которое коллегия присяжных заседателей признала совершенным, квалификация содеянного, мотивы назначения наказания и обоснование решения суда в отношении гражданского иска или возмещения материального ущерба, причиненного преступлением. В описательной части оправдательного приговора излагается сущность обвинения, по поводу которого коллегией присяжных заседателей был вынесен оправдательный вердикт;
· в резолютивной части приговора, постановленного судом присяжных, должно содержаться указание на порядок и срок обжалования и опротестования приговора в кассационную палату вышестоящего суда.
При рассмотрении дела в суде присяжных не теряют своей силы такие принципы обычного суда, как:
¨ состязательность процесса
¨ благоприятствование защите
¨ презумпция невиновности
Заключение
Возрождение суда присяжных в России – шаг к правовому государству, в котором демократические процедуры несовместимы с попранием человеческого достоинства и привычной расправой. Суд присяжных требует отказа от стереотипов лжи, смены психологических установок; это уголовный процесс с другим судьей, иным следователем, прокурором и адвокатом.
Недостатки можно обнаружить и в суде присяжных, однако, лучший суд человечеству пока неизвестен. С появлением суда присяжных становится более понятным, что общечеловеческий опыт – не абстрактная категория, а суд присяжных – оптимальная форма суда. Суд охраняет права человека, слово «суд» не отпугивает людей, а вызывает чувство уважения, доверия и уверенности в справедливом и законном разрешении дела.
Список используемой литературы:
1. «Суд присяжных в России с 1864 по 1917 года», С.М. Казанцева
2. «Судебная власть», Ю.И. Стецовский
3. «Российский суд присяжных» (учебно-методическое пособие), М.В. Немытина
4. «Правоохранительные органы РФ» (учебник), Гуценко
5. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ
6. Конституция РФ