Содержание
Введение
1. Какие земли относятся к категории земель
сельскохозяйственного назначения
2. Состав земель сельскохозяйственного назначения
3. Особенности правового режима использования земель
сельскохозяйственного назначения
4. Субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения
5. Возмещение убытков при изъятии земельных участков для
государственных и муниципальных нужд
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В данной работе рассмотрен вопрос правового режима земель сельскохозяйственного назначения в РФ.
Аграрные реформы в 19-20 вв. были проведены в большинстве стран мира. Их целью является перераспределение земельной собственности в пользу непосредственных производителей, увеличение их заинтересованности в результатах труда, рост объемов производства.
Рассматривая аграрные реформы прошлых лет, и настоящего времени несложно заметить, что главным вопросом и основным «камнем преткновения» всегда являлся вопрос собственности земли и ее распределения. Наиболее важное значение для выявления территориальных различий в аграрном секторе имеют социальные показатели, и в первую очередь, системы землевладения. Наиболее распространена частная собственность на землю, при которой производится большая часть товарной сельскохозяйственной продукции мира. Существуют также частная, государственная, кооперативная собственность на землю.
Действительно, вопрос собственности на землю и ее купли-продажи актуален и сейчас во многих странах мира, в свете того, что рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. В развитых странах принимаются законы, которые стоят на защите любых прав собственности, в том числе и земельной.
Итак, становится очевидным, что вопрос правового режима земель сельскохозяйственного назначения.
1. Какие земли относятся к категории земель
сельскохозяйственного назначения
В структуре земельного фонда особое место занимают земли сельскохозяйственного назначения, понятие которых связано со сферой сельскохозяйственного производства.
28 сентября 2001 года новый Земельный кодекс РФ был принят Государственной Думой РФ, 10 октября 2001 года одобрен Советом Федерации РФ, т.е. уже в 2002 году Россия, называемая многими сельскохозяйственной державой получила наконец-то главный закон, регулирующий земельные отношения в РФ.
Легальное определение земель сельскохозяйственного назначения и их правовые признаки, по которым выделена эта самостоятельная категория земель в составе земель РФ, закреплено п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ.
Земельный кодекс РФ в ст. 77 определяет земли сельскохозяйственного назначения как земли за чертой поселений, представленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. То есть основным критерием отнесения земель к категории сельскохозяйственных является их назначение - использование для ведения сельскохозяйственного производства (ведения товарного сельского хозяйства или выращивания растениеводческой и животноводческой продукции для собственного потребления в личных подсобных хозяйствах, на садовых и огородных участках). Остальные направления использования сельскохозяйственных земель: разведение защитной древесно-кустарниковой растительности, строительство помещений для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, организация опытных участков для проведения сортоиспытания сельскохозяйственных культур и др. - непосредственно связаны с указанной основной целью.
Важное практическое значение имеет специальное указание в новом ЗК РФ на то, что к сельскохозяйственным землям могут быть отнесены только земельные участки, находящиеся за чертой поселений.
Дело в том, что на территории сел, поселков, городов и других населенных пунктов также имеются земли, используемые в сельскохозяйственных целях - приусадебные хозяйства жителей, огороды, овощеводческие, цветоводческие, парниковые хозяйства коммерческих организаций. На такие земельные участки распространяется правовой режим земель поселений, в составе которых выделяются специальные территориальные зоны сельскохозяйственного использования. Участки земель, используемые в сельскохозяйственных целях, имеются также в составе земель транспорта и земель лесного фонда: на них распространяется правовой режим соответствующей категории земель.
Земли сельскохозяйственного назначения - особая категория земель, в состав которой входят лучшие, плодородные земли, составляющие достояние страны. Только в сельском хозяйстве земля используется и как пространственно-операционный базис для размещения тех или иных объектов, и как основное средство производства. Сельскохозяйственные земли подлежат особой охране. В 1998 г. принят специальный закон - Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»[1], которым определены функции органов государственной власти и управления по регулированию плодородия таких земель, обязанности лиц, использующих сельскохозяйственные земли, меры стимулирования повышения качества и плодородия земель.
2. Состав земель сельскохозяйственного назначения
Состав земель сельскохозяйственного назначения неоднороден. Лучшие, наиболее ценные из них - это сельскохозяйственные угодья, на которых, собственно, и произрастает продукция аграрного производства. Поэтому законодательством установлен особый режим их предоставления, использования и изъятия. Остальные сельскохозяйственные земли имеют вспомогательный по отношению к угодьям характер. Они заняты внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. В состав земель сельскохозяйственного назначения входят также замкнутые водоемы - пруды, озера, водохранилища. В соответствии с водным законодательством обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка (ст. 11 Водного кодекса РФ).
Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, предназначена для обеспечения защиты земель от неблагоприятного воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности. Рубки такой растительности должны обеспечивать улучшение ее состояния и выполнение ею своих функций (ст. 134 Лесного кодекса РФ).
Среди земель сельскохозяйственного назначения имеются также так называемые неудобья: это овраги, балки, болота, гари и прочие участки, которые по своему состоянию в данный момент не могут быть использованы в качестве продуктивных земель. Они подлежат окультуриванию и переводу в сельскохозяйственные угодья.
3. Особенности правового режима использования земель
сельскохозяйственного назначения
В правовом регулировании использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения традиционно имеют место два основных аспекта. Во-первых, обеспечение оптимального использования и охраны земель в самом процессе сельскохозяйственного производства и, во-вторых, максимально возможное предотвращение сокращения их площадей. В первом случае существует зависимость правового регулирования использования земли от уровня развития сельскохозяйственного производства.
Проблема правового обеспечения охраны площади земель, используемых как основное средство производства, от изъятия для строительства промышленных и иных объектов в настоящее время является значительной проблемой для сельского хозяйства. Вторжение несельскохозяйственного использования земель в сферу земледелия является закономерным итогом процесса урбанизации и развития промышленности. В этой связи возникает проблема соотношения сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования земель.
Хозяйственное использование земель сельскохозяйственного назначения не должно ухудшать состояние земель вследствие производственной деятельности. Наоборот, оно должно содействовать восстановлению и улучшению плодородия почв и их полезных свойств. В этой связи собственники земельных участков и землепользователи обязаны выполнять мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтоплений, заболачивания, вторичного засорения, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами и от других процессов разрушения, от зарастания сельскохозяйственных угодий кустарниками и мелколесьем, а также других процессов ухудшения культуро-технического состояния земель.
Они также должны проводить рекультивацию нарушенных земель, мероприятия по повышению их плодородия и улучшению других полезных свойств земли. Все предприятия и организации, которые проводят работы, влияющие на состояние сельскохозяйственных земель, обязаны снимать, использовать и сохранять плодородный слой почвы.
Таким образом, правовое регулирование использования земли в процессе сельскохозяйственного производства, а также установления оптимального соотношения в межотраслевом использовании земли ориентировано прежде всего на обеспечение рационального использования земли в целях развития сельскохозяйственного производства.
Действующее законодательство предусматривает несколько правовых оснований, на которых может базироваться использование земель сельскохозяйственного назначения. Это право собственности, право постоянного и временного пользования и договор аренды. До недавнего времени единственным субъектом права собственности на землю, в том числе и на земли сельскохозяйственного назначения, было государство. В настоящее время приоритетной является частная собственность на землю, к которой юридически относится собственность отдельных граждан и фактически собственность юридических лиц. Иными словами, любая земельная собственность, которая не является государственной или муниципальной, относится к частной собственности, независимо от того, кто является субъектом права собственности - граждане или юридические лица.
Право собственности и право постоянного пользования земельным участком - это два основных титула, на которых основывается право владения и пользования земельными участками сельскохозяйственных предприятий. На праве временного пользования и договора аренды сельскохозяйственные предприятия обычно используют дополнительные земельные участки для осуществления производственно-хозяйственной деятельности.
Последние используются сельскохозяйственными предприятиями на основании договоров, в отличие от земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или постоянного пользования, удостоверяемых государственными актами.
4. Субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения
1. Земельный кодекс РФ в ст. 78 устанавливает круг лиц, которые могут использовать земли сельскохозяйственного назначения. Это:
- граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
- хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;
- некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;
- казачьи общества;
- опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;
- общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Приведенный перечень не является ограничительным: в нем выделены те граждане, объединения граждан и юридические лица, которые являются основными пользователями земель сельскохозяйственного на значения, однако заниматься выращиванием сельскохозяйственной продукции и пользоваться для этих целей участками земли на том или ином праве могут любые граждане, коммерческие и некоммерческие организации. Ограничения установлены законом только для иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц составляет более чем 50 %.
Указанные лица в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» могут владеть и пользоваться земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
2. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
(п. 2 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 111-ФЗ)
5. Возмещение убытков при изъятии земельных участков для
государственных и муниципальных нужд
Правовые требования по возмещению убытков и потерь сельскохозяйственного производства предусмотрены ст.ст. 57-58 Земельного кодекса. В них закреплены положения о компенсации убытков и потерь сельскохозяйственного производства, вытекающих не из обязательств их возмещения и не за вред, причиненный в результате совершения правонарушений, а возмещение убытков и потерь, причиняемых правомерными действиями, например при изъятии (выкупе) земель для государственных и общественных надобностей или временном занятии земельных участков.
Статья 57. Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
1. Возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные:
1) изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;
3) временным занятием земельных участков;
4) ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;
5) изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.
(пп. 5 введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ)
2. Убытки возмещаются:
1) землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи;
2) собственникам земельных участков в случаях, предусмотренных подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи.
3. Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.
4. При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
5. Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 58.Возмещение потерь сельскохозяйственного производства. Утратила силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.
Заключение
Земли сельскохозяйственного назначения не случайно выдвинуты на первое место среди выделяемых в законодательстве среди категорий земельного фонда. В отличие от других категорий земель, используемых в основном как пространственно-операционный базис, земли сельскохозяйственного назначения выступают в качестве основного средства производства продовольственной продукции, кормов для животных и сырья для различных отраслей промышленности. Этот факт является главной особенностью указанной категории земель, для которой установлен особый правовой режим, характеризующийся таким использованием земель сельскохозяйственного назначения, при котором обеспечиваются их специальная охрана, повышение плодородия почв и недопущение их выведения из сельскохозяйственного оборота.
Важнейшей предпосылкой обеспечения рационального использования земель в сельском хозяйстве является в первую очередь необходимость уточнения правовых признаков данных земель. Эти признаки предопределяют комплекс прав и обязанностей уполномоченных государственных органов, собственников земельных участков и землепользователей, условия возникновения, осуществления, изменения и прекращения соответствующих земельных прав и их гарантий.
Очевидно, что надлежащее правовое регулирование отношений в сфере использования земель сельскохозяйственного назначения имеет огромное практическое значение для решения стоящих перед обществом социально-экономических задач.
Список используемой литературы
1. Земельное право России: учебное пособие Л.Б. Шейнин – М.: Эксмо, 2007. – 352 с.
2. Земельное право в вопросах и ответах: учебное пособие / С.А. Боголюбов, Е.А. Галиновская, под. ред. С.А. Боголюбова – М.: 2008 г. – 224 с.
3. Информационно-правовая компьютерная система Гарант – официальная версия 6. 2 от 06.02.2002 г.
4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136 ФЗ.
[1] СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3399.