Реферат по предмету "Право"


Государственная Дума как представительный орган государственной власти.

Государственная Дума как представительный орган государственной власти. В ХVII- XVIII веках в ходе борьбы против тирании феодальных монархов европейские народы пришли к убеждению, что носителем суверенитета и единственным источником власти в демократическом государстве должен признаваться сам народ. Народ образует выборный представительный орган (парламент), который обладает исключительным правом принимать законы, охраняющие права человека и обеспечивающие решение общественных проблем в интересах всех граждан. Таким образом, возникла необходимость создания в каждом государстве суверенного органа народного представительства с подлинной выборностью и широкими правами. Народное представительство , таким образом, выполняют функцию соединения суверенитета народа с государственной властью , что придает всей системе правления демократический характер.
Историческими предшественниками органов народного представительства , можно считать представительные учреждения в демократических государствах Древней Греции и Древнего Рима , а с XII века в Англии ,в XVIII b XIX веке в США и большинстве европейских стран. В России этот орган (Государственная Дума) появился намного позднее - после издания царского манифеста 17 октября 1905 года и в результате длительной борьбы с самодержавием. Идея народного представительства выдвигалась и разрабатывалась Д. Локком , Ш. Монтескье, Ж-Ж . Руссо и другими воспринимается как антипод абсолютизма и единственная разумная основа организации подлинно демократической власти. В конституционно-правовом отношении положение органа представительной власти определяется формой правления. В парламентской республике и парламентской монархии парламент, олицетворяя верховную власть , формирует и контролирует правительство, а в президентской (полупрезидентской) республике и дуалистической монархии он делит власть с главой государства, который сам формирует и контролирует правительство ( это не исключает отдельных контролирующих полномочий парламента). Государственный строй , основанный на верховенстве парламента в системе органов государства, называют парламентаризмом ., для двух других форм правления этот термин не применяется. Не является государством парламентаризма и современная Россия. Форма правления и свойственное ей положение парламента, во многом обнаруживает свою эффективность или неэффективность в зависимости от партийной системы, складывающейся в той или иной стране. В тоталитарных государствах народное представительство всегда фиктивно, так как парламент через принимаемые им законы только оформляет решения руководства правящей партии. Таким было это представительство и в советской России. Верховный Совет искусственно включал представителей всех слоев «трудового народа» и формально олицетворял верховенство власти. Он назначал и освобождал правительство, принимая законы и утверждая бюджет, но на самом деле не обладал даже подобием независимого и свободного органа власти. Такое народное представительство только попирало суверенитет народа, комуфлируя жесткую диктатуру. И лишь с началом перестройки и реформ началось возрождение парламентских учреждений - сначала с громоздкого двухэтажного представительного органа (Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР). Отсутствие нормальной структуры представительного органа и его постоянное вмешательство в прерогативы исполнительной власти в немалой степени послужили причиной трагических событий октября 1993 года, вынудивших исполнительную власть применить силу. Конституция Российской Федерации учреждает Федеральное Собрание (Совет Федераций и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11). Эта статья помещена в главе 2 « Основы конституционного строя», значит изменить положение Федерального Собрания (Государственной Думы) в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок изменения самой конституции Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат : Совета Федераций и Государственной Думы. Основная тяжесть принятых федеральных законов падает на Государственную Думу (именно с нее начинается законодательный процесс). Как представительный орган Государственная Дума выступает выразителем интересов и воли всего многонационального народа, то есть граждан Российской Федерации. Народное правительство обеспечивается демократической избирательной системой, открывающей возможность избрания в парламент для каждого гражданина в соответствии с законом. Так как в правовом государстве выборы носят свободный характер и не подчинены иллюзорной цели добиться участия в деятельности парламента всех социальных групп и слоев населения, в Государственной Думе представлены профессиональные политики безотносительно их национальности или социальному положению. Требовать представительства в парламенте всех слоев и групп населения - это значит возвращаться к ложной практике времен социализма , когда такое «зеркальное» представительство организовывалось партаппаратом, а по существу навязывалось народу под лозунгом социалистической демократии. Максимум представительности , которая может быть обеспечена демократической избирательной системой, это избрание в парламент депутатов от всех географических регионов страны и от всех политических партий, пользующихся поддержкой населения. Демократическая доктрина парламентского права состоит в понимании того , что депутаты Государственной Думы , когда они уже избраны. Перестают быть слугами своих избирателей, а становятся слугами всего народа. Между интересами избирателей и интересами народа может возникать противоречие и парламент должен обладать полной независимостью для того , чтобы безоговорочно отдать предпочтение защите общенародных интересов. Такое понимание народного представительства делает бессмысленным требование к депутату о выполнении им своих предвыборных обещаний, право отзыва депутата. Избранный депутат Государственной Думы абсолютно свободен в определении своей позиции при голосовании по любому вопросу (это так называемый свободный мандат). Как представительный орган Государственная Дума безусловно вправе выступать от имени всего народа даже тогда. когда воля парламента опирается лишь на большинство, а не на всех депутатов. Но это право не является исключительным, то есть принадлежащим только парламенту, поскольку им наделен и Президент Российской Федерации, тоже избираемый путем всеобщих демократических выборов. В этом заключается специфика народного представительства в президентской республике и ее принципом разделения властей. Но, разумеется, представительность Государственной Думы более широка и диверсифицирована, поскольку она позволяет выявить не только общие, но и региональные интересы многонационального народа Российской Федерации, а так же- весь спектр партийно-политических интересов граждан. Кроме того, по Конституции Государственная Дума является законодательным органом Российской Федерации, то есть имеет исключительное право принимать законы, то есть правовые акты высшей юридической силы и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал аналогичным правом. В этом состоит всесилие парламента, то есть возможность в пределах своей компетенции решающим образом влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства путем принятия законов.
Самостоятельность и независимость законодательной власти так же вырастает из принципа суверенитета народа и разделения властей. Эта власть образуется на основе прямого волеизъявления народа, а потому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от президента и судебной власти, хотя и тесно с ним взаимодействует.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на конституционно установленный срок - 4 года , порядок выборов в Государственную Думу осуществляется федеральными законами, в частности с федеральным законом « О выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации» от 21 июня 1995 года. Государственная Дума первого созыва избиралась на два года тоже по Конституции Российской Федерации, чтобы осуществить плавный переход от старой конституционной системы к новой. Порядок выборов депутатов Государственной Думы. Депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право голосовать имеют граждане Российской Федерации , достигшие на день голосования 18 лет , быть избранным в Государственную Думу - гражданам , достигшим 21 года. Избирательными правами обладают граждане , проживающие или находящиеся за пределами Российской Федерации, кроме лиц , признанных недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Назначение выборов . Избирательные органы и участки. По конституции Российской Федерации выборы назначает президент Российской Федерации. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока , на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Срок до дня назначения выборов до дня выборов должен быть не меньше четырех месяцев. Если же Президент Российской Федерации не назначает выборы в установленный срок, выборы депутатов Государственной Думы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Государственной Думы. При роспуске Государственной Думы в случае и порядке предусмотренных Конституцией Российской Федерацией, Президент Российской Федерации одновременно назначает выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем выборов в этом случае является последнее воскресенье пред истечением трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы. Сроки избирательных действий при этом сокращаются на четверть. В случае , если Президент Российской Федерации, распустив Государственную Думу не назначит новые выборы , выборы депутатов Государственной Думы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье по истечении трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы. Две системы избрания. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, но избираются они по различным системам - мажоритарной и пропорциональной. Одна половина палаты , то есть 225 депутатов Государственной Думы избирается по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства (исключение сделано для малонаселенных субъектов Российской Федерации). Здесь единая норма представительства устанавливается путем деления общего числа избирателей страны на 225 избирательных округов. Другая половина палаты , то есть так же 225 депутатов , избирается по федеральному округу пропорционально количеству голосов , поданных за то или иное объединение или избирательный блок. Конституционный суд признал такую смешанную систему не противоречащей Конституции Российской Федерации (Постановление от 17 ноября 1998 года.). Такой двухсистемный порядок выборов в Государственную Думу, имеет свои плюсы и минусы. К числу плюсов следует отнести то , что избиратель получает возможность отдать свой голос не только конкретному кандидату , но и той политической партии , программа которой отвечает его интересам. Минусом называют то обстоятельство , что избиратель, голосуя за тот или иной партийный список . не знает кандидатов , которые в случае победы на выборах этой партии будут представлять интересы данного избирателя. Президентом Российской Федерации выдвигались предложения сократить представительство по партийным спискам до 150 , увеличив прямое представительство до 300 депутатов. Широко распространено так же мнение, что было бы более демократичным перейти к прямым выборам всех 450 депутатов Государственной Думы. Однако эти предложения встречают сопротивление депутатов государственной Думы, что делает изменение закона крайне затруднительным. Для проведения выборов депутатов Государственной Думы на территории Российской Федерации образуется 225 одномандатных избирательных округов. В избирательных округах , которые должны находиться в пределах одного субъекта Российской Федерации , должно обеспечиваться равенство числа избирателей с допустимым отклонением не более 10 %, а в труднодоступных и отдаленных районах - не более 15 %. Избирательный округ образует единую территорию : не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий. На территории субъекта Российской Федерации с числом избирателей меньше единой нормы представительства образуется по одному избирательному округу. Избирательные округа образует Центральная избирательная комиссия Российской Федерации на основании предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации данных о численности избирателей, проживающих на их территориях. Схема избирательных округов утверждается федеральным законом , который должен быть обнародован не позднее чем за 110 дней до дня выборов. Центральная избирательная комиссия обязана официально опубликовать список одномандатных избирательных округов не позднее чем за 108 дней до дня выборов. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах депутатов Государственной Думы образуются избирательные участки. Их образует глава местной администрации по согласованию с соответствующей окружной избирательной комиссией не позднее чем за 60 дней до дня выборов с учетом местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для избирателей. Избирательный участок должен включать не более трех тысяч избирателей, находящихся в границах административно-территориального деления в субъекте Российской Федерации, его границы не должны пересекать границы избирательного округа. Участковая избирательная комиссия составляет список избирателей. Основанием для включения гражданина в этот список является факт его проживания на территории этого избирательного участка , устанавливаемый в соответствии с федеральным законом , определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения , выбор места пребывания и места жительства на территории Российской Федерации. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Закон регламентирует прядок включения в списки избирателей всех категорий граждан, находящихся на день выборов за пределами своего проживания ( в санатории, больнице , за рубежом, на военной службе). Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов и каждый гражданин вправе обжаловать невключение в список в вышестоящую избирательную комиссию и в суд.
Избирательные комиссии. Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной думы обеспечивают избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации , избирательные комиссии субъектов Российской Федерации , окружные избирательные комиссии , территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии.
Избирательная комиссия формируется в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». Они обеспечивают подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы. Все решения и действия любой избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию и в суд. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты. Поскольку право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит не только непосредственно избирателям , но и избирательным объединениям и блокам, закон вводит понятие избирательных объединений и блоков. Избирательным объединением признается общероссийское общественное объединение , которое создано в порядке , установленном федеральными законами, устав которого предусматривает участие в выборах в органы государственной власти посредством выдвижения кандидатов и зарегистрирован Министерством Юстиции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до объявления для выборов. Такими объединениями на практике являются политические партии, профсоюзы и другие общественные организации. Правами избирательного объединения обладают так же избирательные блоки , образуемые на период проведения выборов депутатов Государственной Думы. Избирательные блоки могут образовываться не меньше чем двумя общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями в соответствии с законом. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде (конференции) общественного объединения. Избирательные блоки регистрируются в Центральной избирательной комиссии. Выдвижение кандидатов в депутаты в одномандатных избирательных округах производится на съезде (конференции) избирательного объединения с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать в одном избирательном округе не более одного кандидата. Решение об этом принимается тайным голосованием. Федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы для баллотировки на выборах по федеральному округу выдвигается избирательным объединением на съезде (конференции( избирательного объединения. Решение об этом так же принимается тайным голосованием. Избирательное объединение или блок вправе выдвигать как по одномандатному округу , так и в федеральный список лиц , не являющихся членами входящих в них общественных объединений. Избирательное объединение или блок , определяя порядок размещения кандидатов в списке, разбивает его полностью или частично на региональные группы кандидатов (по субъектам Российской Федерации или группам субъектов Российской Федерации). Кандидат не может быть отнесен к двум или более региональным группам кандидатов и не может упоминаться в федеральном списке больше одного раза. После представления федерального списка в Центральную избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены , за исключением изменений , вызываемых выбытием кандидатов. В федеральный список могут входить кандидаты в депутаты Государственной Думы, выдвигаемые тем же избирательным объединением или блоком в одномандатных округах. Общее число кандидатов, выдвигаемое одним избирательным объединением или блоком по федеральному списку не может превышать 270 человек. Все списки выдвинутых кандидатов представляются в Центральную избирательную комиссию , которая публикует их в средствах массовой информации. После получения от Центральной избирательной комиссии заверенных копий выдвинутых кандидатов начинается сбор подписей в их поддержку. В одномандатных избирательных округах в поддержку каждого кандидата необходимо получить не менее 1 % от общего числа избирателей данного избирательного округа. Избирательные объединение или блок , выдвинувшие федеральный список кандидатов, обязаны собрать в его поддержку не менее 200 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7 % от требуемого общего числа подписей. Сбор подписей происходит с соблюдением требований , указанных в законе. Право выдвинуть свою кандидатуру для баллотировки на выборах депутатов Государственной Думы по одномандатному избирательному округу принадлежит каждому гражданину российской Федерации , обладающему активным избирательным правом и достигшему на день выборов 21 года. Право выдвинуть кандидата по одномандатному избирательному округу принадлежит также избирателям по месту работы , службы, учебы и жительства на территории данного избирательного округа. В этих случаях в поддержку кандидата должно быть собрано не менее одного процента подписей избирателей от общего числа избирателей округа. Все подписные листы представляются в избирательные комиссии ( в поддержку федеральных списков - в Центральную, в поддержку кандидатов по одномандатным округам - в окружные), которые проводят проверку достоверности подписей, после чего регистрируют кандидатов или отказываются от регистрации. Отказ может быть обжалован в соответствующий суд, который обязан рассмотреть жалобу в течение трех дней. Избирательная система по выборам в Государственную Думу исходит из того , что выборы должны быть альтернативными. Поэтому закон устанавливает , что в случае если в установленные сроки по одномандатному избирательному округу будет зарегистрирован только один кандидат либо не будет зарегистрирован ни один кандидат, а равно если по федеральному избирательному округу не будет зарегистрирован ни один федеральный список кандидатов либо будет зарегистрирован только один такой список , то выборы по таком избирательному округу откладываются на 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов либо федеральных списков кандидатов. Установлено так же , что если в одномандатном избирательном округе на день выборов останется менее двух кандидатов , выборы в этом избирательном округе откладываются на 100 дней для дополнительного выдвижения кандидатов. После регистрации все кандидаты приобретают права , необходимые им для ведения предвыборной кампании (освобождаются от работы с компенсацией , бесплатно пользуются транспортом и др.) кандидат в депутаты после регистрации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке без согласия Генерального прокурора Российской Федерации. Предвыборная агитация. Граждане РФ , кандидаты в депутаты Государственной Думы , избирательные объединения , избирательные блоки вправе беспрепятственно проводить предвыборную агитацию. Запрещается проводить предвыборную агитацию , распространять любые агитационные предвыборные материалы органам государственной власти и органам местного самоуправления , а так же их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей , воинским частям , военным учреждениям и организациям , благотворительным организациям и религиозным объединениям . членам избирательных комиссий с правом решающего голоса. Установлен и ряд других ограничений , а так же сроки окончания предвыборной агитации.
При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой средств массовой информации. Предвыборные программы, агитационные предвыборные материалы и выступления на собраниях , митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации. Запрещаются агитация и пропаганда социального ,расового, национального, религиозного или языкового превосходства , выпуск и распространение сообщений и материалов , возбуждающих социальную , расовую , национальную или религиозную вражду.
Кандидаты , избирательные объединения и блоки и их уполномоченные представители не вправе вручать избирателям денежные средства , подарки и иные материальные ценности иначе , как за выполнение предвыборной организационной работы (дежурство на избирательных участках , сбор подписей и тому подобное), проводить льготную распродажу товаров , бесплатно распространять любые товары , за исключением печатных . в том числе иллюстративных , материалов , а так же значков , специально изготовленных для избирательной кампании. Кандидаты , избирательные объединения и блоки и их уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств , ценных бумаг или иных материальных ценностей. В целях проведения предвыборной агитации избирательные объединения и блоки , зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, вправе использовать государственные телерадиокампании. Все это направлено на создание равных условий для предвыборной агитации всех кандидатов. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в депутаты, избирательным объединениям и блокам в организации и проведении предвыборных собраний , встреч кандидатов в депутаты и доверенных лиц с избирателями. Финансирование выборов. Расходы по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы. А так же по обеспечению деятельности избирательных комиссий в течении срока их полномочий производятся за счет средств федерального бюджета. Кандидаты в депутаты и избирательные объединения и блоки формируют собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Эти фонды формируются за счет: средств , выделенных кандидату или избирательному объединению . избирательному блоку на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией, собственных средств кандидата .которые . однако . не могут превышать минимальный размер оплаты труда , установленный на день назначения выборов ,более чем в 1000 раз, средств . которые выделены кандидату выдвинувшим его избирательным объединением , избирательным блоком и которые на могут превышать минимальный размер оплаты труда , установленный законом на день назначения выборов , более 1500 раз, собственных средств избирательного объединения . избирательного блока . которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда , установленный федеральным законом на день назначения выборов ,более чем в 100 тысяч раз, добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Размер пожертвования физического лица в избирательный фонд кандидата в депутаты не может превышать минимальный размер оплаты труда , установленный федеральным законом на день назначения выборов , более чем в 20 раз , а в фонд избирательного объединения - более чем в 30 раз. Размер пожертвования юридического лица в избирательный фонд кандидата в депутаты или избирательный фонд избирательного объединения , избирательного блока не может превышать минимальный размер оплаты труда . установленный федеральным законом на день назначения выборов более чем в 200 и 2000 раз соответственно. Предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать более чем в 10 тысяч раз минимальный размер оплаты труда , установленный федеральным законом на день назначения выборов. Предельная сумма расходов избирательного объединения или блока за счет средств избирательного фонда не может превышать минимальный размер оплаты труда , установленный федеральным законом на день назначения выборов более чем в 250 тысяч раз. Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны иностранных государств, организаций и граждан, лиц , не имеющих гражданства , российских юридических лиц с иностранным участием , если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 30 %, международных организаций и международных общественных движений , органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий , учреждений и организаций, воинских частей , военных учреждений и организаций, благотворительных организаций и религиозных объединений. Законом установлены порядок расходования и учета денежных средств , финансовая отчетность , контроль за источниками поступления , за целевым расходованием средств, выделенных избирательным комиссиям. Голосование и определение результатов выборов. Для выборов депутатов Государственной ,Думы каждый избиратель получает два избирательных бюллетеня различной формы , устанавливаемой Центральной избирательной комиссией по федеральному и по одномандатному избирательному округу, в которых в определенном порядке перечислены все кандидаты. Избиратель вправе не только выбрать в каждом списке тех , за кого он голосует , но и голосовать против всех кандидатов и списков. Для определенных лиц и в определенных условиях предусмотрена возможность досрочного голосования. Подсчет голосов производит участковая избирательная комиссия , которая передает протокол в вышестоящую комиссию и так вплоть до Центральной избирательной комиссии, которая устанавливает и объявляет о результатах выборов. Однако в целях установления общественного контроля за подсчетом голосов один экземпляр протокола любой избирательной комиссии предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов , наблюдателям. Центральная избирательная комиссия Российской федерации признает недействительными выборы по одномандатному избирательному округу , если установит , что допущенные в этом избирательном округе в процессе проведения выборов нарушения закона не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Если выборы не состоялись либо признаны недействительными, назначаются повторные выборы. Выборы признаются недействительными , если в них приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей. Избранным по одномандатному округу признается кандидат , который получил наибольшее количество голосов избирателей , принявших участие в голосовании. Это так называемая мажоритарная система относительного большинства , которая не требует проведения второго тура голосования. Поскольку один из кандидатов всегда получит хоть на один голос больше , чем любой другой. Более сложна методика пропорционального распределения депутатских мандатов по федеральному избирательному округу по федеральным спискам. Прежде всего к подсчету допускаются только те избирательные объединения и блоки, которые получили пять и более процентов голосов избирателей , принявших участие в голосовании. Этот так называемый пятипроцентный барьер , принятый в ряде зарубежных стран (ФРГ и др. ) ,оставляет за бортом малые по численности партии, хотя в сумме они могут набрать голоса весьма значительной части электората. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 ноября 1998 г признал пятипроцентный барьер конституционным , но при условии , что он позволяет получить мандаты не менее чем двум избирательным объединениям , которые при этом получили более 50 процентов голосов избирателей.
Распределение депутатских мандатов начинается с того , что сумма голосов избирателей , поданных по федеральному округу за федеральные списки делится на 225 , то есть число распределяемых мандатов. Полученный результат есть первое избирательное частное. Затем число голосов . полученных каждым федеральным списком , делится на это избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа есть число депутатских мандатов ,которое получает соответствующий федеральный список кандидатов.
Если же после указанных действий остаются нераспределенные мандаты , то производится из вторичное распределение. Нераспределенные мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов . у которых оказывается наибольшей дробная часть (остаток) числа , полученного в результате первого деления. При равенстве дробных частей преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов , за который подано больше голосов избирателей. При равенстве чисел голосов избирателей преимущество отдается федеральному списку кандидатов , зарегистрированному раньше. Однако федеральный список может быть разбит на региональные группы. Тогда производится распределение мандатов внутри федерального списка- между группами и кандидатами , не вошедшими ни в одну из групп (если таковые имеются). На первом этапе этого распределения определяется число кандидатов , не вошедших ни в одну из региональных групп и не избранных по одномандатным избирательным округам. Указанным кандидатам мандаты переходят в первую очередь. Оставшиеся нераспределенными внутри федерального списка кандидатов мандаты распределяются внутри списка между региональными группами , причем расчет производится по той же методике. Если при этом в одной или более региональных группах не оказалось должного числа кандидатов, оставшиеся нераспределенными мандаты распределяются среди остальных региональных групп по тем же правилам. Следует учитывать, что при распределении мандатов внутри федерального списка избирательное частное может не совпадать с первым избирательным частным . устанавливаемым при первом делении. Тогда возникает проблема «разного веса» мандатов, то есть неодинакового числа голосов, необходимых для избрания разных кандидатов, но это уже неустранимый недостаток пропорциональной системы. Распределение депутатских мандатов между кандидатами их федерального списка избирательно объединения , избирательного блока проводится в соответствии с порядком размещения кандидатов в этом списке , установленным при регистрации федерального списка в Центральной избирательной комиссии РФ. Из каждого федерального списка кандидатов исключаются депутаты, избранные в Государственную Думу по одномандатным избирательным округам. В этом случае депутатские мандаты передаются кандидатам из того же федерального списка в соответствии с их очередностью в этом списке, либо соответствующей региональной группе. В случае досрочного выбытия депутата, избранного в результате распределения депутатских мандатов между избирательными объединениями, избирательными блоками по федеральным спискам кандидатов, его мандат по постановлению Государственной Думы передается следующему за избранным кандидату из того же федерального списка. Если список избирательного объединения был разбит на региональные группы и выбыл депутат из какой - либо региональной группы, мандат предается следующему списку кандидатов, принадлежащих к той же региональной группе этого списка. Если в соответствующей региональной группе кандидатов не осталось, мандат предается региональной группе того же федерального списка, получившей наибольшее число голосов и имеющей кандидатов не получивших статус депутата. В случае, если в федеральном списке кандидатов не осталось, мандат остается вакантным до следующих выборов депутатов Государственной Думы РФ. Иной порядок для депутата, избранного в одномандатном округе, в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в одномандатном округе, Центральная избирательная комиссия РФ в течение месяца после появления вакантного депутатского мандата назначает по соответствующему одномандатному избирательному округу дополнительные выборы депутата Государственной Думы. Если до окончания срока полномочий Государственной Думы остается год либо менее года, дополнительные выборы не назначаются и не проводятся. За нарушение избирательных прав граждан - подкуп, обман, подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов - предусмотрена уголовная и административная ответственность. В этих целях Федеральным законом от 28 апреля 1996 г в Уголовный кодекс и Кодекс административных правонарушений внесены соответствующие изменения и дополнения. Статус депутата Государственной Думы. Статус депутатов Государственной Думы складывается из их прав, обязанностей и ответственности, он определяется конституцией РФ Федеральным законом о статусе депутата Государственной думы Федерального собрания РФ от 8 мая 1995 года ( с поправками ) и рядом других федеральных законов. Закрепляя такой статус, законодатель предоставляет членам парламента особую право- и дееспособность с тем, чтобы парламентарий мог участвовать в законотворчестве и осуществлении других функций парламента. Депутат Государственной Думы работает на профессиональной постоянной основе. Он не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел , работники органов прокуратуры , избранные депутатами Государственной Думы , приостанавливают свою службу в ранее занимаемы должностях на период осуществления депутатских полномочий. Условия и порядок приостановления службы в органах прокуратуры для депутата государственной Думы устанавливается федеральным законом. Разновидности мандата депутата Государственной Думы. Императивный или свободный? От ответа на этот вопрос зависит главное в статусе парламентария: возможность или невозможность действовать в соответствии со своими убеждениями, нести или не нести ответственность перед своими избирателями. Под императивным мандатом понимаются полномочия, полученные депутатом от своих избирателей при условии, что он обязан выполнять их наказы и нести пред ними ответственность за свои действия. Если депутат не выполняет свои предвыборные обещания или вообще работает в парламенте неудовлетворительно, то избиратели вправе отозвать его. Следовательно, депутат не свободен в выборе своей позиции при решении вопросов в парламенте, он должен служить не народу в целом, а своим избирателям. Напротив, свободный мандат предполагает, что, депутат не должен быть связан наказами избирателей, а действовать в парламенте исходя из своих убеждений в интересах всего народа. Такой мандат исходит из понимания возможности несовпадения общих и местных интересов народа и необходимости отдавать предпочтение общим интересам. При свободном мандате не может быть отзыва депутатов, а ответственность за свою деятельность он несет не пред своими избирателями, а перед народом в целом.
Эти разновидности мандатов в разных вариациях присущи всем странам мира. Императивный мандат весьма подходит тоталитарным государствам, которым нужны внешние формы «народоправства», хотя право отзыва в таких государствах практически нигде не реализовалось. Правовое демократическое государство исходит из того, что наказы избирателей и прямая ответственность депутатов пред избирателями имеет смысл и практическую осуществимость скорее на уровне местного самоуправления, но на общенациональном уровне парламенты решают более сложные вопросы в интересах народа и депутаты должны выступать как представители всего народа, а не только своих избирателей. Поэтому в современных демократических государствах утвердились системы свободного мандата.
Свободный мандат не означает полную свободу действий парламентария, он зависит от установок своего партийного руководства во фракции, связан желанием баллотироваться только в своем избирательном округе. Однако юридически его право голосовать при решении того или иного вопроса ничем не ограниченно. Поняв , что его предвыборные обещания были по существу популистскими и идут вразрез с общенародными интересами, депутат вправе отказаться от выполнения этих обещаний. Во всей своей деятельности депутат должен в первую очередь руководствоваться Конституцией, законами и своей совестью. В Российской Федерации конституция полностью обходит вопрос о природе мандата парламентария, законодательство же решает его половинчато. В целом можно считать, что императивный мандат отвергнут , поскольку права отзыва уже нет. Не существует и юридически закрепленной обязанности депутата поддерживать политику какой-либо политической партии, строго следовать фракционной дисциплине и отчитываться пред избирателями. Но свободный мандат все же обременен некоторыми традиционными чертами - например обязанностью депутата информировать избирателей о своей деятельности, обеспечивать их права и интересы, руководствоваться предвыборной программой. Однако отсутствие санкций за нарушение этих обязанностей позволяет депутату в целом поступать в соответствии со своими убеждениями, то есть действовать свободно
Срок полномочий депутата Государственной Думы. Срок полномочий депутата государственной думы начинается со дня избрания депутата и прекращается в момент начала работы государственной Думы нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных законом. Полномочия депутата государственной думы прекращаются досрочно в случаях утраты гражданства РФ, письменного заявления о сложении своих полномочий , избрания его депутатом иного представительного органа местного самоуправления (если в течении месяца со дня избрания от него не поступило письменного заявления о сложении полномочий депутата такого органа), поступления на государственную службу, занятия другой оплачиваемой деятельностью , кроме преподавательской , научной и иной творческой деятельности , роспуска государственной думы, смерти.
Список использованной литературы:
1. М.В. Баглай Конституционное право Российской Федерации . Москва «Норма» 1999г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.