Содержание
Введение
1. Предмет, объект и субъекты социальной политики
2. Заявление о социальной политике в условиях кризиса
3. Активная социальная политика поможет преодолеть кризис.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Политология изучает не только политическую систему общества, ее важнейшие институты, политический режим, политическую культуру, положение и роль субъектов политических отношений, но и политику, понимаемую как деятельность политико-управленческих структур в различных сферах жизни общества. Эта деятельность осуществляется, прежде всего, как принятие и последующая реализация политико-властных решений.
Она направлена на разрешение проблем внутренней жизни общества (внутренняя политика) и проблем, возникающих во взаимоотношениях с другими обществами и государствами (внешняя политика). Оба вида политики находятся в состоянии тесной взаимосвязи, взаимодействия и взаимовлияния. В свою очередь внутренняя политика подразделяется на различные направления в зависимости от сферы общественных отношений, в которую она вторгается. В этом смысле выделяют политику экономическую, социальную, национальную, демографическую, экологическую и т.д. Одной из важнейших частей внутренней политики является политика социальная, воплощенная в ее социальных программах и практике, регулирующая социально-экономические отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.
В определение “социальная политика” нужно включать ту группу проблем, которая позволяет выяснить следующее: связь социальной политики и общей политики; ее специфику как направление политического руководства обществом; характеристику тех общественных явлений и процессов, которые выступают объектом воздействия социальной политики; функции, типы социальной политики и тенденции их развития в современном мире.
В более широкой трактовке понятие “социальная политика” используется давно и охватывает все отношения общественной жизни. Вся политическая деятельность в этом случае рассматривается как социальная. В этом значении социальная политика тождественна политике в целом.
1. Предмет, объект и субъекты социальной политики
Цель социальной политики – создание в обществе благоприятного социального климата и социального согласия, условий, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения. Социальную политику государства можно рассматривать как его специфическую деятельность, направленную па реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при постоянном выявлении и учете социальных последствий экономических, политических, мировоззренческих преобразований.
Предметом социальной политики как науки являются свойства, закономерности, содержательные (устойчиво воспроизводимые и выражающие сущность) отношения общества, а также процессы и формы общественной практики, которые представляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их общественного положения.
Субъектами социальной политики являются государственные органы власти, организации и учреждения, а также действующие в социальной сфере негосударственные организации, общественные объединения граждан и инициативы. Субъектами социальной политики являются законодательные, исполнительные, судебные органы власти, определяющие при общественном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной политики государства и проводящие непосредственную практическую работу но ее реализации.
Некоторые исследователи считают, что объект - это подчиненная, пассивная, вторичная управляемая структура, не обладающая собственной активностью и инициативой. Это далеко не всегда так, тем более, когда речь идет об общественной жизни.
В данном контексте объект социальной политики представлен социальной сферой общества, конкретно, ее главными составляющими элементами, а также их показателями – благосостояние, образование, здоровье населения, социальная стабильность, конструктивность отношений социальных групп и т.д.
В формировании и реализации социальной политики участвует множество субъектов. Их деятельность определяется конкретными социальными интересами и осуществляется на основе нормативно-правовой базы. В Российской Федерации формируется конституционная, законодательная и нормативная база, отражающая деятельность всех ветвей власти по регулированию социальных отношений в стране.
Правом законодательной инициативы обладает Правительство России, которое вносит на заседания Государственной Думы значительное число важнейших законопроектов, в том числе и по вопросам функционирования социальной сферы. Субъекты Федерации имеют право на собственное законотворчество в области социальной политики. Само существование единого социальною пространства необходимо предполагает получение гражданами социальных прав и гарантий независимо от места проживания. В регионах созданы специальные социальные структуры, отвечающие за реализацию государственных социальных норм и стандартов. В настоящее время идет процесс разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти.
Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений. Если на федеральном уровне определяются основные цели, задачи, принципы социального развития, а также основные способы, меры их достижения по отношению ко всему обществу, то региональная социальная политика осуществляется с учетом особенностей региона: уровня экономического развития и возможностей, этно-национальных, историко-культурных и других особенностей.
Федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики в Российской Федерации. Они же устанавливают единую систему минимальных социальных гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры. Здесь же разрабатываются целевые социальные программы, формируются внебюджетные государственные фонды, определяются условия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией и т.д.
Региональные органы власти разрабатывают и реализуют региональные законы и социальные программы. Они же обеспечивают функционирование учреждений социальной инфраструктуры, разрабатывают направления адресной социальной помощи и планируют развитие социальной инфраструктуры. Именно региональные органы власти реализуют жилищную политику, политику в области образования, здравоохранения и т.д.
Основным субъектом реализации социальной политики в современном мире является государство. Каждое государство самостоятельно определяет перспективы своего развития. Но существуют и проблемы глобальной социально-экономической политики: экологическая и социальная ориентация экономики, укрепление национальной и международной безопасности, переход стран к моделям устойчивого развития, обеспечивающим равенство интересов настоящего и будущих поколений.
Социальная политика государства не сводится к деятельности органов власти, занимающихся социальными вопросами. В разработке и реализации этой политики участвуют три стороны: власть (законодательные, исполнительные, судебные органы), общество (политические институты), население (социально-профессиональные и другие объединения граждан, отдельные индивиды).
Субъектами социальной политики, наряду с государством, выступают также:
- государственные ведомства и учреждения;
- органы местного самоуправления;
- внебюджетные фонды;
- общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения:
- коммерческие структуры и бизнес:
- профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией социальной политики:
- граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т.д.).
Нормами социального права регулируется обширный круг общественных отношений в социальной сфере. Предметом социального права являются: правовое регулирование занятости, охраны труда и здоровья населения; социальное обеспечение; социальное страхование и пенсионное обеспечение; правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий граждан (военнослужащих, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, имеющих детей, женщин и детей, беженцев, вынужденных переселенцев, должностных лиц разных категорий и других лиц), проживающих на территории России и нуждающихся в социальной защите; правовое регулирование формирования и деятельности органов социальной защиты.
Несмотря на существующие трудности и противоречия, в России идет процесс формирования гражданского общества, его основных структур. Возникают и развиваются негосударственные благотворительные, страховые фонды, неправительственные некоммерческие организации, которые все активнее включаются в решение сложных социальных проблем. Уровень активности субъектов различного уровня зависит от многих условий, в частности, экономического, финансового, законодательного характера
2. Заявление о Социальной политике в условиях кризиса
Заявление Бюро РОДП «ЯБЛОКО», 03.03.2009 г.
Экономический кризис в России углубляется и перерастает в кризис социальный. Болезненные последствия кризиса чувствует все больше граждан. Каждый день из регионов приходят новости об увольнениях, неоплачиваемых отпусках, сокращениях заработной платы. Если для богатых кризис – снижение доходов и потеря части накоплений, то для бедных это вопрос выживания.
Бюро РОДП "ЯБЛОКО" считает особенно важным в условиях экономического кризиса активизировать деятельность и помочь нашим гражданам пережить это тяжелое время.
Необходимо действовать по двум направлениям.
Первое – построение социальной политики на основе Европейской социальной хартии.
Ратификация Европейской социальной хартии позволит довести среднюю пенсию до 40 % от средней зарплаты и использовать многие механизмы защиты социальных прав, наработанные в европейских странах.
Второе – помощь тем людям, кто поставлен на грань выживания. Правительство обязано незамедлительно задействовать финансовые резервы государства на массированную социальную поддержку российских граждан, которым, на самом деле, принадлежат все эти средства. От скорости, решительности и масштаба принятия мер в этом направлении зависит будущее нашего народа и страны.
Мы считаем, что антикризисные действия российских властей прежде всего должны быть направлены на смягчения последствий кризиса для граждан на повседневном, бытовом уровне, а не только на спасение финансовых рынков, конкретных банков и промышленных групп, а также осуществления гламурных, для условий экономического кризиса, проектов типа строительства объектов для Олимпиады в г. Сочи.
Предлагаем на период кризиса внести поправки в соответствующие законы РФ:
- ужесточить материальную ответственность работодателей за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, внеся изменения в статью 236 Трудового кодекса (увеличив денежную компенсацию с 1/300 на 1/100 ставки рефинансирования Центрального банка России от невыплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно);
- законодательно ужесточить ответственность работодателя за принуждение работников к увольнению;
- оплачивать время простоя по причине кризиса в размере не менее двух третей средней заработной платы работника;
- предоставить право оформления досрочной трудовой пенсии гражданам, потерявшим работу, в возрасте недостающим менее 3-х лет до наступления права оформления трудовой пенсии и не имеющим возможности трудоустройства;
- существенно снизить расходы на содержание исполнительной, законодательной и судебной власти;
- упростить процедуру регистрации малых предприятий, обеспечивающих сохранение и создание новых рабочих мест, и отменить административные барьеры для их деятельности;
- значительно расширить полномочия профсоюзов по защите трудовых прав работников, вернув профсоюзам право на забастовку и на контроль за условиями труда и соблюдением трудового законодательства. Снять ограничения по их созданию.
Кроме того, необходимо:
- потерявшим работу родителям, в одиночку воспитывающим детей, выплачивать пособие не менее прожиточного минимума в регионе на члена семьи;
- обеспечить всех школьников бесплатным горячим питанием;
- проиндексировать пенсии в полтора раза, доведя минимальную пенсию до размера прожиточного минимума;
- создать государственную систему субсидирования процентных ставок по образовательным кредитам для студентов.
Партия «ЯБЛОКО» сожалеет, что в России недостаточно организованных, влиятельных и уважаемых гражданами профсоюзов и их объединений. Нынешняя профсоюзная система не в состоянии оказать качественную услугу работникам по защите от увольнений, сокращений, снижений уровня зарплат, по эффективной защите их прав и интересов.
С учетом отсутствия в нашей стране культуры и опыта конструктивного решения масштабных социально-экономических проблем и их урегулирования, остается надеяться, что деятельность либо бездеятельность власти и бизнеса в период кризиса не доведут до массовых протестов граждан, выходящих из правового поля.
Партия «ЯБЛОКО» крайне обеспокоена тем, куда движется наша страна. Мы знаем, что сильнейшее неравенство и раньше существовало в истории России, но оно никогда не оправдывалось общественным мнением. Терпение народа к неравенству всегда было велико, но обязательно, в конце концов, исчерпывалось. Мы категорически хотели бы избежать бунтов, революций и кровавых расправ.
Учитывая задачи в области социальной политике, стоящие перед Партией в условиях экономического кризиса,
Бюро РОДП «ЯБЛОКО» решило:
1. Провести работу по созданию комиссии РОДП «ЯБЛОКО» по социальной политике. Поручить комиссии разработать проекты нормативных актов для реализации предложений партии и агитационно-разъяснительные материалы о причинах, масштабах кризиса и предложениях партии.
Срок исполнения – 01.04.2009, ответственный – член Бюро Голов А.Г.
2. Организовать на сайте РОДП «ЯБЛОКО» консультирование по защите трудовых прав работников
Срок – 15.03.2009, ответственный – член Бюро Голов А.Г.
3. Рекомендовать региональным и местным отделениям РОДП «ЯБЛОКО» организовать информирование граждан о причинах и масштабах кризиса на своих территориях:
• регулярно размещать информацию на сайте региональной организации;
• провести серию уличных акций (пикетов) с раздачей информационных листовок о позиции партии;
• произвести расклейку информационных листовок;
• подготовить и распространить пресс-релизы в СМИ;
• ежеквартально информировать Региональное управление аппарата партии о проделанной работе;
• разработать предложения по снижению социальных последствий кризиса на региональном и местном уровне;
• проводить регулярные встречи, круглые столы с общественными организациями и гражданами.
3. Активная социальная политика поможет преодолеть кризис
В условиях глобального финансового кризиса активная социальная политика может стать одним из инструментов стратегии по преодолению его последствий.
«Очевидно, что в современных условиях, реагируя на последствия глобального финансового кризиса, государство должно проводить активную социальную политику и, в частности, выполнять все обязательств в данной сфере.
Если раньше рост финансирования социальной сферы сдерживался антиинфляционными соображениями, в частности необходимостью ограничивать количество денег в экономике, то в настоящее время «именно резкое сжатие спроса является главным фактором, с которым связаны экономические риски».
«Сжатие спроса становится важнейшим фактором экономической политики, стимулятором роста производства и диверсификации экономики»
Важно стремиться организовать социальную политику таким образом, чтобы выделяемые деньги в конечном итоге действительно стимулировали отечественное производство, а не увеличивали импорт. «Опыт материнского капитала показывает — такие решения существуют. Нужно только не бояться их использовать»
Госдума приняла во втором чтении законопроект, предусматривающий существенное увеличение в 2009 году пенсий, а также сумм, направляемых на оплату стоимости набора социальных услуг. «Пенсии в следующем году повысятся более чем на треть, а средний размер социальной пенсии вслед за трудовой, наконец, превысит прожиточный минимум»
Заключение
Социальная политика — это система мероприятий и взаимоотношений между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель — человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.
Социально-трудовая сфера отражает объект и предмет социальной политики, характеризует степень социального развития, вполне обоснованно отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений.
Субъекты социальной политики — это самостоятельные и фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры, а также представляющие их интересы организационные структуры, государство.
Типы социальной политики:
1) социальная политика в социально устойчивых обществах;
2) социальная политика в обществах, находящихся в системных кризисах;
3) социальная политика в обществах, находящихся в состоянии деформаций;
4) социальная политика переходного периода.
Основные функции социальной политики — обеспечение социальной устойчивости общества, обеспечение политической устойчивости власти, обеспечение справедливого распределения власти в хозяйстве, обеспечение необходимого уровня экологической безопасности, обеспечение необходимого и достаточного уровня социальной защищённости населения.
Список литературы
1. «Социальная политика» Тексты лекций. сост. Бондаренко Н.В., Викторов О.Н.; Чуваш. ун-т. Чебоксары, 2006
2. Макроэкономика: социально ориентированный подход. Учеб. пособие Под ред. Э.А. Лутохиной. Мн.: «Тесей», 2003.
3. Социальная политика.; Учебник Под общ. ред. Н.А. Волгина. Москва «Экзамен», 2004.
4. Соболева И. Социальная политика как фактор устойчивого развития. «Проблемы теории и практики управления», 2003.