Реферат по предмету "Политология"


Презентация этноконфессиональных и региональных интересов в политических программах и предвыборных платформах партий

Период революции 1905-1907 г. и выборв в Государственную думу были связаны с ростом национального самосознания, подъемом политической активности и развитием национальных движений народов Российской империи, которые формулировали широкий спектр политических требований (от установления национального и религиозного равенства до создания регионального и национального самоуправления и организации национальных автономий). Возникла потребность и возможность легальной презентации этноконфессиональных и региональных интересов в программах общественно-политических объединений и партий. По новейшим подсчетам до марта 1917 г. в России существовало до 45 общероссийских партий и около 160 национальных партий и движений,1 причем часть их была инкорпорирована на автономных или федеративных началах в общероссийские партии либерального и социалистического направления.
После Манифеста 17 октября 1905 г. заявили о себе правомонархические русские партии и союзы, формулировавшие более консервативные самодержавно-охранительные позиции, нежели официальные власти. Претендуя на выступление от имени всего русского народа, они фактически презентовали интересы крайне националистической его части. Идеологи этого движения пытались оказывать поддержку антиреформаторским силам во власти и стремились консервативно влиять на развитие политического процесса в России. Основой программ этих организаций стала официальная формула "самодержавие, православие, народность". Типичным для русских монархических партий оказалось неприятие законодательной роли Государственной думы и какого-либо ограничения прав самодержавного монарха. Так, в программе «Русского собрания»2 (1905 г.; председатель граф Д.П.Голицын, заместитель председателя И.С.Леонтьев, граф П.Н. Апраксин, князь В.В. Волконский, граф Н.Ф. Гейден) пояснялось, что «Царское Самодержавие не отменено Манифестом 17 октября 1905 г.» и «Государственная дума не призвана и ни в коем случае не может что-либо изменять в основных законах», а может только вести «деловую разработку и обсуждение законодательных предположений и деловой надзор за действиями исполнительных властей».3 Национальная политика в трактовке всех правых монархических партий и союзов состояла как бы из двух взаимосвязанных программных сегментов: расширению прав русскоправославного населения неминуемо должно было сопутствовать ущемление прав иноверцев и инородцев. Первый раздел программы «Русского собрания» касался роли православия и самодержавия: «Православная Церковь должна сохранить в России господствующее положение. Голос ее должен быть выслушиваем законодательной властью в важнейших государственных вопросах . Царское Самодержавие, будучи главным залогом исполнения Россией ее всемирно-христианского призвания, в то же время является залогом внешнего государственного могущества и внутреннего Государственного единства России».4 Национальная политика формулировалась идеологами PC в следующем виде: «Племенные вопросы в России должны разрешаться сообразно готовности отдельной" народности служить России и Русскому народу в достижении общегосударственных задач. Все же попытки к расчленению России под каким бы то ни было видом не должны быть допускаемы. Россия едина и неделима».5 В отдельном пункте программы "Русским собранием" диктовалась особая политика в отношении еврейского населения: "Еврейский вопрос должен быть разрешен законами и мерами управления особо от других племенных вопросов, ввиду стихийной враждебности еврейства к христианству и нееврейским национальностям и стремления евреев к всемирному господству".6 Важными проблемами национальной политики являлись использование языков и школьное дело. "Русский язык, — по мнению авторов программы PC, — есть государственный язык и все правительственные учреждения должны пользоваться государственным языком, неуклонно и настойчиво стремясь к единству языка во всех отраслях государственной жизни", а "просвещение в России должно расти и крепнуть на тех же основаниях, на коих выросла и русская государственность, а потому и государственная школа, не посягая на культурное самоопределение частных народностей России, должна быть Русской школой"? Русская национальная идея в хозяйственной жизни должна была быть обращена "на подъем коренного русского центра", а национальная "финансовая и экономическая политика должна быть направлена к освобождению России от иностранных бирж и рынков и должна покровительствовать возникновению русских промышленных предприятий".8 Выступая с такой программой Русское собрание предполагало, "что к нему примкнут все те русские люди, которым дороги блага России и русского народа и которые, проникнувшись сознанием русской государственности и тесно сплотившись между собою, составят громадное национальное большинство в будущей Государственной Думе".9 Крайне правый фланг консервативно-охранительного движения занимала "Русская монархическая партия", созданная редактором газеты "Московские ведомсти" В.А.Грингмутом (деятели — князь Д.Н.Долгоруков, барон Г.Г.Розен, протоиерей И.И.Восторгов). Первоначальная программа РМП10 полностью отвергала идею выборного представительства и заявляла о грозящей "великой опасности" для "Самодержавной Власти Русского Монарха", поскольку "враги этой Власти хотят ограничить ее посредством Государственной Думы, превратив Думу в конституционный парламент, решениям которого Государь должен будет беспрекословно подчиняться".11 Монархисты поддерживали лишь законосовещательный Госсовет, как "учреждение, в которое назначались бы Государем исключтельно верноподданные ему лица, "а за иМператром оставалось бы право принимать окончательное решение "по собственному Своему усмотрению."1-2 Первый раздел программы РМП "Возвеличивание единой Православной Церкви в истинно христианском и апостольском ее призвании". Утверждалось, что "Православная Церковь в Росиии не находится в настоящее время на подобающей ей высоте", причем "на окраинах наших она терпит гонение от инославных церквей, а в центре России она является не руководительницей Русской духовной жизни и нравственности, а занимает второстепенное, подчиненное место, совершенно не соответствующее её высокому призванию в Русском Государстве".13 В программе утверждалось, что церкви, как и самодержавию, грозят враги 14. Установка на поиск изменников и врагов и на организацию охранительного противостояния их "происками" наглядно отразилась в ее третьем разделе "Свободное развитие Русской национальной и культурной идеи на всем пространстве Российской империи, без стеснения местных национальных особенностей, не имеющих политического значения", изложенном в следующем виде: "Изменники России, соединившись с различными инородцами, населяющими Российскую империю, задумали отделить от России ее окраины и превратить ее первобытное состояние небольшого государства, включающего в себя одни только великорусские губернии 15. "Во всяком случае, — указывали монархисты, — Русский народ должен как в центре своего Отечества, так и на его окраинах, чувствовать себя хозяином 16. Для решения национального и аграрного вопросов намечалась "правильная организация переселенческого дела . как в смысле облегчения центральных губерний, так и в смысле прикрепления к России дальних окраин посредством заселения их Русским народом", одновременно пояснялось, что "такими окраинами являются не только Северный край, Сибирь и Средняя Азия, но и Кавказ, а также те южные и юговосточные губернии России п. Монархическая партия формулировала свою национальную политику при помощи «пяти условий Русского Государственного единства» — это были «единая неограниченная Самодержавная Власть Русского Монарха и свободно и достойно живущая Русская Православная Церковь, при едином Русском Государственном языке, едином Русском законе и единой Русской Государственной школе».18
Массовой правомонархической партией стал организованный в ноябре 1905 года по инициативе членов «Русского собрания» «Союз русского народа» (председатель Главного совета А.И.Дубровин, заместитель председателя В.М.Пуришкевич, вышедший из СРН в 1908 г. в связи с созданием «Русского народного союза имени Михаила Архангела», а также Н.Е.Марков, А.И.Тришатный, Б.В.Никольский, П.Ф.Булацель, П.А.Крушеван). Теоретическая платформа СРН появилась в январе 1906 года накануне выборов в I Думу под названием «Основоположения Союза русского народа»19, в которых Союз заявлял, «что русская народность, как собирательница земли Русской и устроительница Российского государства, есть народность державная, господствующая и первенствующая20. Союз «считал вполне справедливым и необходимым» предоставить русским целый ряд исключительных прав в службе, в приобретении недвижимости и преимуществ в промышленности и торговле 21. «Основоположения» почти дословно повторяли программу «Русского собрания» о разрешении «племенных вопросов 22. Идеологи СРН утверждали, что после Манифеста 17 октября 1905 г. и даже после выборов в Думу, изменения политической системы должны идти не посредством ограничения и разделения власти «в виде каких бы то ни было конституций, или парламентских и учредительных собраний, а лишь путем восстановления исконной русской православной земско-государственной соборности, в виде Земского Собора из православных излюбленных коренных русских людей, выбранных всенародно посословно или по приходам, благочиниям, волостям, уездам и губерниям», причем заявляли, что «все инославные и нехристианские народности являются на Земский Собор или в Государственную Думу только на правах челобитчиков (курсив наш Р.Ц.)».23 СРН требовал «радикального решения еврейского вопроса», и намеревался «всеми мерами стремиться, чтобы его представители в Государственной думе прежде всего выдвинули вопрос об образовании еврейского государства, о содействии их вселении в это государство, каких бы материальных жертв такое выселение ни потребовало от русского народа»24.
В 1908 году во время первой сессии III Государственной думы отколовшимися от «Союза русского народа» сторонниками думского лидера правых В.М.Пуришкевича был создан «Русский народный союз имени Михаила Архангела».25 В ключевых программных установках позиции «Русского народного союза» совпадали с программами его монархических предшественников, особенно с установками «Союза русского народа»26. Особенностью РНС, в отличие от большинства других правых организаций, было намерение использовать для достижения своих политических целей возможности думской «парламентской» деятельности. «Парламентские» монархисты опасались, что «в случае инородческого и крамольного засилья в самой Думе, Дума могла бы отодвинуть интересы коренного Русского населения на задний план и тем способствовать разложению Государства Российского».27 Государственная дума, по мнению идеологов РНС, должна «быть носительницей чисто русских идеалов 28. Предлагалось ограничить в Думе инородческое представительство, и так уже радикально урезанное законом 3 июня 1907 года. Правые намеревались «прилагать все усилия увеличению значения и Государственной мощи великого Русского народа» 29. В связи с развитием национального самосознания и политической активности восточнославянских народов, выражавшихся также в образовании украинской и польско-литовско-белорусской думских групп, «Русский народный союз» пояснял, что «никакого различия между великорусами, белорусами, малороссами и червоноруссами Союз не признает».30 Рассматривая Думу не как средство обеспечения разделения власти, а как способ «для заполнения разорвавшейся непосредственной связи Державного Законодателя с управляемым народом», идеологи РНС выделяли лишь две функции Думы: вопервых, «правдивое осведомление о настоящих нуждах народа и всего государства Российского», а во-вторых, «действительное участие ее в надзоре за закономерностью действий поставленных от Государя властей, стремясь к устранению произвола (широкое пользование Думою правом запроса)»31. В Думе крайние монархические партии стояли на позициях праворадикального экстремизма и были непримиримы к любым реформам, в том числе и по отношению к программе правительства П.А.Столыпина. Выборы в Государственную думу стали важным, главным фактором ускорения процессов развития партийно-политической жизни России в национальных регионах империи. В литературе даже высказывается предложение именовать наиболее распространенный тип национальных партий первых десятилетий XX века в России автономистским или этнорегиональным.32 В то же время национальная политическая мобилизация в регионах играла ведущую роль в избирательной кампании в первую Думу и заставляла общеросийские партии блокироваться с национальными партиями и организациями.33 Одним из национальных регионов, где наиболее активно происходило национальное партийно-политическое строительство и развитие достаточно полноценной партийной жизни было Царство Польское. Еще в 1897г. начала оформляться программа "Польской национально-демократической партии" (Stronnictwo Narodowo-Demokratyczne — эндеки). В 1905 году завершилось организационное строительство партийной системы эндеции в Королевстве Польском, ее лидерами являлись Р.Дмовский, В.Грабский, Я. Поплавский, З.Балицкий. В 1903 году в "Программе демократической национальной партии, действующей в русском захвате" была сформулирована идеология "национального эгоизма", предлагавшая разделенному польскому народу не считаться ни с чем, кроме собственных национальных интересов. Поэтому целями партии провозглашались, "во-первых, защита нравственных и материальных интересов польского народа и достижение для него положения, обусловливающего возможность всестороннего развития, во-вторых, подготовление народа, путем развития его политических способностей, к общественной деятельности в национальном направлении, необходимой для лучшей будущности в высших формах самостоятельного политического быта".34 Обозначая своей главной внешнеполитической целью «достижение независимости и образование самостоятельного польского государства», Польская национально-демократическая партия «полагала своей непосредственной целью направление сил народа к политической деятельности на почве существующих правовых отношений, т.е. в условиях политического строя трех государств — «захватчиков», стремясь к достижению в каждом из этих государств «возможно лучших правовых, политических и экономических условий путем всесторонней демократизации государственного строя»35. Во внутренней политике партия предлагала римскокатолической церкви включиться в общественно-политическую деятельность при ведущей роли ПНДП.36 Отдельным пунктом программы формулировалась национальная тактика «к элементам иноплеменным, проживающим в исторических и географических границах бывшей Польши, совместно с польским населением, в особенности по отношению к литвинам, русинам и немцам. Польская национально-демократическая партия ставила своей целью «мирную совместную жизнь, со взаимным толерантным отношением к культурному труду каждого племени»37. Еврейское население не признавалось «политической народностью» и подчеркивалось «вредное влияние» евреев в общественной жизни и «захват евреями целых отраслей экономической жизни в пределах бывшей Польши».38 Партия предлагала рассматривать евреев «принявших польскую культуру и объединяющихся с польским обществом в его национальных стремлениях всецело поляками», а там, где этот элемент «перешел на сторону правительства, примкнул к чуждому государственному элементу, приняв его язык и культуру, или вообще сблизился с враждебными полонизму элементами», ПНДП предлагала «вести беспощадную борьбу, стремясь по возможности, к вытеснению еврейства с занятого общественного положения».39 В 1903 г. единая польская эндеция Германской, Австро-Венгерской и Российской империй рассматривала как главную задачу «формирование кадров политической организации, гласной и легальной в Пруссии и Австрии», где существовали свободы и выборные законодательные учреждения и «нелегальной и тайной в России», где таковых свобод и представительных органов не Существовало.40 После издания Рескрипта от 18 февраля 1905 года, в «Записке Польской национально-демократической партии о нуждах Царства Польского» было заявлено, что «действительные улучшения могут быть достигнуты лишь при обосновании государственной принадлежности Царства Польского в Российской империи на началах автономии края», включающего в себя следующие основные реформы: I. Восстановление польского языка в качестве официального; П. Свобода всем вероисповеданиям и обрядам, включая грекоуниатское, восстановление полноправности римско-католической церкви; III. Организация управления края и его администрации «на местном элементе»; IV. Введение местного самоуправления с участием всех слоев населения; V. Отбывание призывниками воинской службы в мирное время в губерниях Царства Польского; VI. Отмена во всем государстве исключительных антипольских законоположений, отмена паспортной системы, предоставление жителям Царства Польского гарантий прав и свобод (неприкосновенности личности и частных жилищ, свободы слова, печати, собраний и союзов); VII. Проведение широкой реформы местной законодательной системы, администрации, судоустройства и судопроизводства, народного просвещения при самостоятельном бюджете Царства Польского; причем разработчики этих реформ должны быть определены путем выборов.41
В связи с учреждением законодательной Государственной думы с представительствм от польских губерний этот комплекс требований был развит и оформлен в новой предвыборной Программе национальной демократии (февраль 1906 г.), предполагавшей, как программу-максимум, автономию Королевства Польского, учреждение выборного законодательного сейма и как программу-минимум — развитие местного самоуправления, и полонизацию школы, судопоизводства и администрации.42 На этой основе сложилась затем и Программа польской думской фракции — Польского коло (Kolo Polskie) в I Государственной думе43. Кандидаты партии — 34 депутата составили также большинство выбранных от польских губерний. Члены ПНДП составляя ядро Польского коло и в последующих Думах.
Правее ПНДП находилась «Партия реальной политики» (Stronnictwo Polityki Realnej — реалисты, угодовцы), председателем которой был З.Велепольский, заместителем — Э.Пильц, выражавшие интересы польской землевладельческой аристократии и крупных предпринимательских кругов. В отличие от ПНДП, пророссийски настроенные сторонники Партии реальной политики участвовали в петиционном движении, а в период подготовки выборов в Думу выступили за введение в польских губерниях земского и городского самоуправления, допущение польского языка в общественной жизни, образовании и судопроизводстве. Достижение автономии Королевства Польского в составе Российской империи они представляли как "высшую цель". В I и II Думах угодовцы имели по два депутата. Промежуточную платформу занимал также "Прогрессивнодемократический союз" (педеция, лидеры А.Свентоховский, А.Ледницкий, Ст.А.Кемпнер, Х.Кониц), требовавший возвращения Королевству Польскому максимально широкой автономии в составе Российского государства, организации польского парламента и правительства, проведения выборов в Сейм на принципах демократического голосования. В 1906 году из Прогрессивно-демократического союза выделилась "Польская прогрессивная партия" (Polska Partia Progressywna), во главе с Х.Коницем, основным лозунгом ее на выборах во II Думу было предоставление Польше политической автономии, а сама программа ППП представляла собой умеренный вариант программы эндеции. Прогрессисты смогли провести несколько депутатов во II — III Думы. Интересы пропольско настроенных клерикальных кругов римскокатолической церкви и взаимодействовавшей с ними национальной общественности западных губерний выражала созданная в 1906 г. в Вильно "Конституционно-католическая партия Литвы и Белоруссии", во главе которой встали епископ барон Э. фон-дер Ропп, а также И.Монтвилло, С.Мацеевич. По замыслу инициаторов создания новой партии "она должна была охватить и объединить на общей вероисповедально-политической платформе литовцев, католиков-белорусов и местных поляков."44 ККП выступала за воссоздание автономии Королевства Польского и за создание автономий для других национальных меньшинств, за официальное введение на этих территориях местных языков, за конституционно-парламентскую монархию в России и представительство в избираемом на принципах всеобщего права парламенте национальных меньшинств. Религиозные идеологи предлагали разделить по конфессиональному принципу не только школу, но и армию. В связи с началом выборов партия призывала католического избирателя "довериться истинным его друзьям духовенству, которое единственное может указать непреложные пути в предстоящих выборах в Государственную думу." 45 В марте 1906 г. партия была запрещена правительством, что, однако, не помешало ее лидеру епископу Э. фон-дер Роппу пройти в депутаты Думы первого созыва. Заметно меньшее внимание, нежели рассматриваемые польские партии, уделяли национальному вопросу польские левые, социалистические партии. Формально этнорегиональные проблемы занимали в их программах соподчиненное положение по отношению к важнейшим задачам социального характера, что не мешало некоторым из этих партий вести массовую революционную нелегальную борьбу под национальными лозунгами. Так, в 1892 году в Париже была учреждена "Польская социалистическая партия" (Pojska Partia Socjalistyczna), лидеры ППС (PPS) — С.Войцеховский, В.Йодко-Наркевич, К. Келлес-Крауз, Б. Лимановский, Ф. Перль, Ю.Пилсудский. Исходным пунктом первоначального проекта политической программы ППС было утверждение о том, что условием реализации социальных требований переустройства польского общества должно стать достижение независимой демократической республики.46 Это весьма затрудняло сотрудничество с другими социалистическими партиями (РСДРП, Бундом, украинскими и балтийскими социалистическими и революционными организациями). В "Политической декларации ППС" (январь 1905 г.) партией предлагалось поддержать совместную борьбу против самодержавия с требованием созыва в Варшаве избранного всеобщим голосованием Сейма, который бы определил новые отношения между Королевством Польским и Россией. Одновременно в ППС активизировалась боевая организация, возглавляемая Ю,Пилсудским. В 1906 г. партия бойкотировала первые думские выборы и критиковала польские партии, вышедшие на участие в Думе. В конце 1906 г. после раскола в ППС образовалась ППС-левица, а сторонники вооруженной борьбы за независимость Польши приняли название ППСреволюционная фракция (с 1909 г. — снова ППС во главе с Ю.Пилсудским). ППС-левицу отличало требование добиваться преобразования русского государства "в тесном единстве с социалистическим пролетариатом всех национальностей России".47 Программа ППС-девицы отказывалась от лозунга прежней ППС независимого демократического польского государства как от неосуществимого в данной политический момент, заменив его требованием выделения "польской территории, составляющей самостоятельной хозяйственное целое, опирающеея на своеобразный комплекс производительных сил и более зрелую общественную структуру, заселенную народом с иной исторической и национально-культурной физиономией . в особую область с широким автономным управлением".48 Предлагались следующие преобразования в национально-государственном устройстве: 1. Уничтожение монархической власти в России и преобразование страны в демократическое республиканское государство; 2. Упразднение бюрократического централизма, децентрализация государственного строя (законодательной, административной и судебной властей) в границах и формах, отвечающих экономическим, культурным и национальным особенностям народов, в том числе создание национальных автономий; 3. Предоставление Польше широкой автономии с собственным законодательным парламентом (Сеймом) в составе демократической республиканской России; 4. Гарантирование национальных прав меньшинств (евреи, немцы, и т.д.), не выделенных в автономные территориальные единицы49. ППС-левица пересмотрела отношение старой ППС к Думе, как к чуждому учреждению и, выработав партийную платформу, заключила в избирательной кампании в IV Думу блок с Бундом и провела депутата Э.Ягелло, который там вошел в социалдемократическую фракцию.
В 1893 г. была создана влиятельнаяя "Социал-демократическая партия Королевства Польского и Литвы"(Socjaldemokracja Kralestwa Polskiego i Litwy), — СДКПиЛ ( SDKPiL), лидеры Р.Люксембург, Ю.Мархлевский, Я.Тышка, А.Варский. В резолюции I съезда «Социал-демократической партии Королевства Польского» декларировался союз пролетариата Польши и России и отмечалось, что "программа создания польского государства является в настоящее время утопией" и "полным отречением от действенной политической борьбы", а принятие этой программы национальной независимости отделило бы польский пролетариат от своего единственного и естественного союзника в борьбе с правительством пролетариата российского государства.50 II съезд объединенной СДКПиЛ в 1900 г. заменил формулу «о самоуправлении стран» лозунгом «полной автономии» польского, литовского и других народов демократической конституционной России, которая со временем превратится в федерацию свободных политических групп. В 190306 гг. СДКПиЛ вела переговоры об объединении с РСДРП, причем наиболее существенным расхождением стало требование польских социалдемократов во главе с Р.Люксембург изменить формулировку пункта 7 Программы РСДРП, провозглашавшего право наций на самоопределение вплоть до отделения, поскольку такое определение, по их мнению, играло на руку националистически настроенным политическим противникам СДКПиЛ польским эндекам и социалистам. В Программе СДКПиЛ 1905 года главнейшими политическими задачами были признаны: "1. Провозглашение во всем государстве российском демократической республики; 2. Обеспечение равноправия всех национальностей, обеспечение им свободы культурного развития, включая свободу пользования родным языком и организацию национальной школы; предоставление государственной автономии для Польши; 3. Реализация всеобщих, прямых, равных и тайных выборов с 20летного возраста без различий пола, национальности, религии и расы, на выборах, как в общероссийский парламент и краевой Сейм, так и во все представительные органы." 5| В 1906 г. на IV съезде РСДРП было принято решение о вхождении в ее состав СДКПиЛ на правах автономной территориальной группы, партия приняла решение об отходе от прежней тактики бойкота и участии в выборах во II Думу.
Появление первых национальных политических партий в Прибалтике конца XIX — начала XX века было связано с процессами национального возрождения трех балтийских народов. Заметную роль в презентации национальных интересов самого многочисленного из народов Прибалтики — литовцев сыграли «Литовская социал-демократическая партия» (1896 г.) и «Литовская демократическая партия» (1902 г.). Определенное теоретическое влияние на формирование программных документов этих партий, очевидно, оказали польские политические партии.52 Первоначально «Литовская социал-демократическая партия» (Lietuvos Socialdemokratu Partija), возглавляемая А.Домашевичусом и А.Моравскисом, стремилась распространить свое влияние на литовских рабочих, разделявших идеологию политического самоопределенияя Литвы. Под влиянием установок ППС Программа ЛСДП предполагала главным условием социалистических преобразований в Литве создание самостоятельной Литовской республики с законодательным Сеймом в Вильно, свободно соединенной с другими странами в федеративный союз.53 Эта идея перекликалась с планом ППС создать независимое от России государство в границах бывшей Речи Посполитой, предполагалось, что в состав такой федерации могли бы добровольно войти Литва, Польша, Белоруссия, Украина и Латвия. Основным законом Литовской республики, в сответствии с политической программой ЛСДП, должна была стать Конституция, обеспечивающая гражданские права и свободы при всеобщем, равном, прямом и тайном голосовании "без различия происхождения, национальности и вероисповедания", программа заявляла о равенстве всех жителей страны без различия этнической и конфессиональной принадлежности, предполагая "пропорциональный культурный бюджет" для развития культурно-национальных автономий, развитие бесплатного просвещения на местных языках, а также признание религии частным делом граждан.54 Позднее под влиянием интернационалистских элементов из программы были исключены положения, касающиеся федерации вне России, г, важнейшими направлениями деятельности партии становились защита национальных прав литовских трудящихся и развитие национального самосознания. В 1905-1907 гг. ЛСДП установила тесные контакты и сотрудничество с РСДРП, национальными социалистическими организациями края (ППС, Бунд, сионисты-социалисты, Белорусская социалистическая громада), изменилось название партии "Социал-демократическая партия Литвы", было предложено решить вопрос о самоопределении Литвы путем вхождения Литовской республики в состав федерации государств в бывших рамках Речи Посполитой, которая, в свою очередь, должна была входить в состав России. Внутри партии оформились и боролись два течения: автономисты и федералисты, первые поодерживали требование широкой автономии Литвы в составе демократической России, а последние выступали за свободную Литовскую республику в составе федерации государств. Противостояние закончилось снятием лозунга о самостоятельной Литовской республике и принятием программного требования полной автономии Литвы в составе демократической России. В 1907 г. намечалось вхождение СДШ1 в РСДРП, вместо которого произошло слияние ППС и СДПЛ в Литве. Литовские социал-демократы бойкотировали I Думу, но затем приняли активное участие в выборах во II Думу и смогли провести пятерых своих депутатов. Достижение национальной независимости Литвы являлось главным требованием "Литовской демократической партии" "Демократической партии Литвы" (Lietuvos Demokratu Partija — Lietuviu Demokratu Partija), основателями которой были П.Вышинскис, И.Вилейшис, Анджуляйтис. Идеалом партии в 1905 году была названа "свободная, никому не подчиняющаяся демократическая республика Литвы с правильным поделом имущества, соединенная федеративными связями с соседними демократическйм государствам правительством".55 Во втором разделе программы ближайшей целью партии определялась "широкая демократическая автономия этнографической Литвы", к которой причислялись вся Ковенская губерния, большинство уездов Виленской и Сувалкской губерний, и часть уездов Курляндской и Гродненской губерний), пояснялось, что "границы автономной Литвы проведутся придерживаясь желанию жителей".56 ДПЛ признавала, что "Литва может получит автономию через учредителей сейма всей России"57. Отличительной чертой Программы ЛДП была подробная проработка разделения полномочий центра (центральное правление всего государства) и региона (автономное правление Литвы). Центральная власть государства должна была состоять: а) из Государственной власти; б) из Сейма государства, выбранного всеобщим голосованием всех жителей государства; в) из делегаций автономных частей государства; г) из Государственного суда; причем Правительство Государства должно было иметь наместника для связи с литовским Сеймом, назначаемого из выбранных кандидатов Сейма Литвы.58 К компетенции центра были причислены иностранные дела, чеканка денег, общегосударственное законодательство и надзор за его соблюдением, всеобщие платежи государства, безопасность и оборона, почта и телеграф, а к местному автономному ведению — местное самоуправление, местные налоги, земельные дела, гражданский и уголовный кодекс в Литве, народное образование, дороги и транспортные коммуникации, народная милиция. Отмечалось, что "вероисповедания перед законом все равны", а "православная церковь не имеет никаких преимуществ перед другими вероисповеданиями".59 Государственным языком автономной Литвы должен был стать литовский язык, но наряду с литовским мог употребляться и "другой местный язык (белорусский, польский, еврейский и др.)".60 Тактика ЛДП намечала поддерживать организацию литовских крестьян и рабочих, способствовать развитию литовского школьного и книжного дела, повороту армии на сторону народа и соединению "с теми депутатами партий, наций и отдельных частей Русского государства, которые желают добиться автономии". 6| Под этими лозунгами ДПЛ принимала участие в выборах в I Государственную Думу и провела в нее четырех депутатов, имела также по два депутата во II и в IV Думах.
Особое место в политической жизни литовского общества пытался занять "Союз литовских христианских демократов"(Lietuviu Krikszczioniu Demokratu Sajunga), его лидеры — Л.Бистрас, П.Карвялис, П.Бучис, М.Мачюлис, М.Крупавичюс. Эта партия более походила на общественнорелигиозное движение, однонациональное (в отличие от Конституционокатолической партии). Современники считали, что в основу ее программы «была положена программа русской конституционно-демократической партии, дополненная известными религиозными элементами».62 СЛХД можно представить как объединение национально-'клерикального характера, отражающее элементы христианско-демократической идеологии европейского типа, основными программными установками христианских демократов стали лозунги создания автономной Литвы в этнографических границах, борьба с марксизмом и интернационализмом, защита католицизма от наступления православной церкви, воспитание литовского народа в религиозном духе.63 Союз стремился активно участвовать в политической жизни, но заметного влияния не имел. В IV Думу СЛХД провел одного депутата.
Менее энергично шел генезис политических организаций в трех остзейских губерниях — в Курляндской, Лифляндской и Эстляндской (современные Латвия и Эстония). Первыми национальными политическими объединениями там стали группы латышских и эстонских социалдемократов. Вплоть до 1905-1907 гг. ни эстонская, ни латышская буржуазия, ни либеральная интеллигенция не создали своих политических партий, что, вероятно, было связано с невысокой организацией национального движения, а отчасти со слабостью национальной буржуазии и с нежеланием относительно немногочисленной национальной интеллигенции сделать «решающий шаг к созданию национальных политических партий».64 «Латышская социал-демократическая рабочая партия» (лидеры Я.Янсонс, Я.Озолс) еще на своем I съезде в 1904 г. высказалась за объединение с РСДРП на федеративных началах. Программа ЛСДРП (1905 г.), так же как и программа РСДРП, состояла из программы-максимум и программы-минимум. Национальная программа была близка установкам РСДРП: право на самоопределение всем народам в Российской демократическай республике, равные права всем языкам и "свободное употребление родного языка в личной и общественной жизни, в школах, судах, правительственных и самоуправленческих учреждениях".65 В 1906 г. произошло объединение ЛСДРП с РСДРП на полуфедеративных началах, было принято новое название "Социалдемократия Латышского края", СДЛК стала автономной территориальной организацией. ЛСДРП бойкотировала I Думу, а затем принимала участие в выборах, проводила депутата во II Думу. В начале 1905 г. были организованы "Латышская демократическая партия"(лидер А.Берг), "Латышская конституционно-демократическая партия"(Ф.Альберт, Ф.Гросвальд, А.Красткалн), "Латышская народная партия" (Ф.Вейенбергс, Ниедре), в конце года "Эстонская народная партия прогресса" (Я.Тыниссон, Х.Кеппель, О.Рютли, А.Юргенштейн). Эти политические партии заняли национально-либеральную нишу политического ландшафта в Курляндской, Лифляндской и Эстляндской губерниях. Общеполитические требования ЛКДП, ЛДП и ЭНПП были близки программным установкам кадетской партии, при этом они дополняли ее национальными требованиями: создание автономных Латвии и Эстонии в их этнографических границах, развитие местного самоуправления, введение местных языков как официальных, причем обе латышские партии особенно активно «выступали против немецкого засилия в экономической, культурной и других сферах жизни»66. Практически требования латышской буржуазии сводятся не к автономии, а попросту к земству». 67 ЛКДП поддерживала Манифест 17 октября 1905 года как признание появления в России конституционной монархии, предлагала широкую национальную автономию Латвии в составе России, намечала формирование местного самоуправления, основанного на бюджетной самостоятельности, планировала превращение латышского языка в государственный. При выборах в I Думу ЛКДП объединилась с другими латышскими и эстонскими партиями, а также с еврейскими политическими организациями для совместной борьбы с немецкой «Балтийской конституционной партией».68 ЛКДП имела по одному депутату в I и во II Думах, где они входили в кадетскую фракцию. Во II Думе в составе кадетской фракции было также два депутата ЛДП. Эстонская народная партия прогресса также видела будущее России в форме конституционной монархии, предлагая объединение уездов, населенных эстонцами, в единую административно-территориальную автономную единицу, а также признание государственным эстонского69. ЭНПП удавалось проводить своих представителей в Думы всех четырех созывов, в Думе они неизменно входили в состав кадетской фракции. Задачу политической презентации интересов немецкого населения остзейских губерний выполняла "Балтийская конституционная партия", в которую в октябре 1905 года объединились Монархическо-конституционная партия в Митаве, Либерально-конституционная партия в Либаве и Конституционная партия в Эстляндии.70 Одним из наиболее заметных деятелей БКП был депутат III-IV Дум барон А.Ф.Мейендорф (в 1907 г. член ЦК "Союза 17 октября" и Председатель Петербургского комитета немецкой группы октябристов, в Думе был также членом октябристской фракции). Балтийская конституционная партия идеологически была близка к "Союзу 17 октября". В ее Программе (1908 г.) будущее России представлялось в наследственно-конституционной форме с двумя законодательными палатами, БКП отклоняла принципы всеобщего избирательного права. Ее программа намечала реализацию гражданских свобод и отмену «различных, стесняющих свободу религии постановлений, уравнение всех граждан перед законом, предлагалось также обеспечить «свободу употребления местных языков как в общественной жизни, так и перед судом»71. Идеологи партии выступали за расширение компетенции местных властей и самоуправления.72 По свидетельству современника на первых двух думских выборах немецкие и латышские национальные партии конкурировали друг с другом, "спорят о том, должен ли быть послан в Думу немец или латыш", а в третьей избирательной кампани, "убедившись из опыта предыдущих выборов в той силе, какую представляет рабочая партия, они уже вступают в союз, и в союз далеко не случайный; в главном национальном вопросе — о языке — достигнуто известное соглашение".73 Благодаря закону 3 июня 1907 г. и соглашению с латышскими консерваторами Балтийской конституционной партии удалось провести в III Думу двух своих кандидатов, примкнувших там к октябристам. Наиболее заметной политической организацией белорусского народа была организованная в 1903 году «Белорусская революционная громада» («Белорусская рэволюцыйная громада»), затем «Белорусская социалистичекая громада» («Белорусская сощалистычная громада»), организаторами которой были А.Луцкевич, Э.Пашкевич, И.Луцкевич, А.Бурбис. В первых программных заявлениях БСГ было заметно влияния Польской социалистической партии, БСГ также активно взаимодействовала с Литовской социалдемократической партией и Партией социалистов-революционеров. В период революции 1905 года БСГ выступала за создание в России независимой демократической республики, обещала «стараться использовать каждый случай для достижения возможно большей независимости национальностей», предполагая «исполнение верховной власти конституционным собранием» при «равноправности национальностей, живущих на общей территории».74 В 1906 г. оформились новые требования национальной программы
Громады предоставление Белоруссии автономии, развитие национальнокультурной автономии (и пропорциональный культурный бюджет), создание национальной белорусской школы.75 Предполагалось, что политические и социальные преобразования можно будет реализовать только на демократически выбранном от всего белорусского края Учредительном сейме, который должен был пройти в Вильно (там же должен был находиться постоянный Сейм автономной Белоруссии).76 Партия стремилась объединять трудовую бедноту белорусского края без различия национальностей. Для объединения белорусов, исповедующих православие и католицизм, вокруг национальной идеи белорусское культурническое движение практиковало издание книг и газет двумя шрифтоми — русским и латинским. В то же время революционистская часть партии выступила за бойкот I Думы.77 На выборах во II Думу Минский краевой комитет БСГ выдвигал общий список вместе с местными организациями РСДРП, Бунда, эсеров и профсоюзов, который одержал победу, но результаты были отменены. В 1907 г. БСГ участвовал в конференции национально-социалистических организаций России, предложившей парламентской фракции эсеров создать комиссию для разработки законопроекта об областной и национальной автономии и поддержавшей идею культурно-национальной автономии.78
С конца 1904 начала 1905 гг. усилилось украинское национальное движение, представленное либеральными и революционными партиями. "Украинская демократическая партия" («Украе нська демократична пария") образовалась осенью 1904 г. (лидеры Б.Тимченко, И.Л.Шраг, В.М.Чеховский, В.М.Шемет), основным требованием выдвигала ликвидацию самодержавия и установление в России конституционного парламентского строя. Основой государственного устройства платформа УДП признавала "федеративные органы государственного строя, органично построенные по этнически-территориальному принципу с полным проведением во всех сферах управления децентрализации" и "особое и самостоятельное представительное" автономное правление Украины.79 К ведению общегосударственного парламента были отнесены вопросы войны и мира, общегосударственного бюджета, внешней политики и внешнеэкономических отношений, остальной широкий круг вопросов осуществлялся бы местной властью украинской автономии, законодательным органом которой должна была явиться "Украинская народная рада"(сейм). В национальном вопросе должно было быть равенство всех граждан, свобода совести и отделение церкви от государства, развитие местного самоуправления сельских и местных громад и округов (волостей, уездов, губерний и областей). УДП участвовала в съезде национальных организаций автономистов-федералистов (ноябрь 1905 г.)80, а члены партии вошли в "Союз автономистов-федералистов". Еще весной 1905 г. из УДП выделилась "Украинская радикальная партия" («Украенська радикальна пария", лидеры Б.Д.Гринченко, С.А.Ефремов, М.Ф.Левицкий)81. Лидеры УРП выступали от имени разъединенного украинского народа, эмоционально констатировали бедственное положение нации: "Нас поделили между тремя государствами, наше национальное имя как народа и края официально не существует; небольшую свободу наш язык имеет только в Галиции и Буковине, в Венгрии частичка нашего народа едва дышит; в России наш язык везде запрещен, нас пытаются насильственно денационализировать с бесстыдной жестокостью, и мы не имеем здесь ни одного национального установления".82 УРП, находясь на позициях классовой борьбы, в то же время "была уверена, что все ее социалистические идеалы можно будет осуществить только при полной политической самостоятельности украинского народа 83. Национальная программа УРП предполагала: а) предоставление каждой нации России автономии на своей территории с отдельной краевой представительной законодательной и исполнительной властью, б) создание федеративного союза национальных автономий (единиц), в) организацию демократически пропорционально избираемого (с учетом интересов меньшинств) федеративного парламента (с полномочиями внешней политики, общих финансов и бюджета, внешней торговли и таможенной политики, вооруженных сил и вопросов войны и мира)84. Выборная Украинская народная рада (совет) должна была выполнить учредительскую конституционную функцию, причем эту краевую конституцию не мог отменить общегосударственный парламент федеративной России85. Накануне выборов в Думу в декабре 1905 года УДП и УРП объединились в "Украинскую демократическо-радикальную партию" («Украе нська демократично-радикальна партiя", лидеры — Б.Д.Гринченко, С.А.Ефремов, М.Ф.Левицкий, М.С.Грушевский), в программе которой была заметна преемственность с установками УДП и особенно — УРП. Программа УДРП (1905 г.) начиналась с формулировки ключевой задачи: "Российское государство преобразуется в государство парламентарное", поясняя при этом, что "какой бы демократической ни была конституция, она только тогда даст народу возможность свободно развиваться, когда не будет централистской." 86 Повторяя формулу радикалов о правах индивидуума-гражданина и коллективной единицы-нации и народности, УДРП предлагала создать в России "федерацию равноправных автономных национально-территориальных единиц".87 Оттуда же была заимстовована схема разделения власти между федеральным центром (общегосударственный парламент и его полномочия) и автономиями (на примере подробно расшифрованной в программе модели украинской автономии — Украинской Выборной Народной Власти (Сейма). Также проводилась идея о верховенстве краевого суверенитета, поскольку общесоюзный парламент не мог отвергнуть или отменить конституцию края, которая, впрочем, не должна была противоречить важнейшим общегосударственным интересам. Широкая краевая автономия рассматривалась идеологами УДРП и как основа общественных преобразований, идеалом которых признавался социализм. УДПР провела своих депутатов в две первые Думы, где образовалась украинская парламентская группа, которая сначала тяготела к кадетам, а затем — к трудовикам. В 1907-1908 гг. партия самоликвидировалась, став основой "Товарищества украинских прогрессистов"88. В декабре 1905 года заявила о себе "Украинская социалдемократическая рабочая партия"(«Украенська соцiал-демократична робiтнича партiч), преобразованная из "Революционной украинской партии". РУП (1900-1905), возглавляемая Д.В.Антоновичем, В.К.Винниченко, С.В.Петлюрой, А.Жуком, И.Б.Гринченко. УСДРП доказывала историческое право Украины на самостоятельность, закрепленную Переяславской радой 1654 года, а ее программа сочетала социалистические, общедемократические и национальные требования: введение в России республиканского строя с Законодательным собранием, установление национального равноправия, признание свободы общественно-культурного национального развития, национальное самоуправление и создание украинской автономии с представительным Сеймом.89 В 1905-1917 гг. работу ЦК УСДРП возглавляли В.К.Винниченко, С.В.Петлюра, Н.В.Порш, В.Д.Коваль, Я.Михура, В.В.Садовский и другие. Теоретическую основу программы УСДРП составили установки западноевропейской социал-демократии, а применительно к тактическим задачам были продублированы многие цели программы РУП (1903 г.). Намечалось следующие преобразования в России: 1) установление демократической республики, в которой высшая власть принадлежит общегосударственному выборному законодательному собранию народных представителей, 2)обеспечение автономии Украине с законодательным Сеймом, во всех внутренних украинских делах на ее территории . 6) реализация прав каждой нации на культурное и политическое самоопределение, 7) установление широкого местного и краевого самоуправления . 11) уничтожение привилегий сословий, классов, происхождения, пола, веры и нации, 12) равноправие всех языков .90 УСДРП бойкотировала первые думские выборы, а на выборах во II Думу заключала блоки с украинскими радикалдемократами и провела депутата, входившего в социал-демократическую фракцию. Главное расхождение УСДРП с РСДРП это вопрос об украинской автономии и намерение украинских социал-демократов иметь политическую самостоятельность и право быть единственным представителем украинского пролетариата в единой российской социал-демократии.91
Целый ряд политических организаций претендовал на презентацию политических интересов еврейского населения Российской империи, или его отдельных слоев. Одной из наиболее ранних и заметных еврейских политических организаций был "Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России" (Бунд), основанный в 1897 году. В 1898 году Бунд принял участие в подготовке I съезда РСДРП и вошел в нее, как организация автономная в делах, касающихся еврейского пролетариата, однако расценил формулу РСДРП о праве наций на самоопределение как слишком "туманную" и высказался в пользу развитого в австрийской социалдемократии требования культурно-национальной автономии92. Этот вопрос автономии был в дальнейшем одним из предметов идеологических споров бундовцев и большевиков. На IV съезде РСДРП было достигнуто соглашение о преодолении разногласий и возвращении Бунда в общероссийскую политическую партию. Программа Бунда (1905 г.) выступала за борьбу против абсолютизма в союзе со всеми революционными организациями, выступающими за созыв демократически выбранного Учредительного собрания, которое установило бы демократический конституционный строй. VI съезд Бунда принял резолюцию, предполагавшую национальное равноправие и «создание государственно-правовых учреждений, открывающих каждой нации возможность свободного культурного развития»93. Бунд активно бойкотировал I Думу, затем поддерживал социал-демократические кандидатуры в Думы.
Социалистические и национальные идеи стремились сочетать деятели "Еврейской социал-демократической рабочей партии Поалей Цион" и выделившихся из кружков "Поалей Цион" партий "Сионистскосоциалистической рабочей партии" (ССРП), "Социалистической еврейской рабочей партии" (СЕРП), "Еврейской территориалистической рабочей партии" (ЕТРП). Особенностью позиций ССРП и ЕСДРП "Поалей Цион" было стремление решить еврейский вопрос "перспективой "исхода" из диаспоры".94 Так, в программе "Еврейской социал-демократической рабочей партии" Поалей Цион" указывалось, что программа-максимум это "переустройство общества на социалистических началах, а "пунктом программы-минимум Партии, отличающим ее от других социалдемократических Партий, является требование территориальной автономии на демократических началах для еврейского народа в Палестине"95. Отмечалось, что по мере движения к национально-политической автономии, в качестве предварительной ступени народы требуют «свободы национального воспитания, равноправия всех разговорных языков и пропорционального предствавителъства по национальностям в законодательных и административных органах»?6. Программа «Социалистической еврейской рабочей партии» (СЕРП) была основана на трех принципах: социализм, как конечная цель еврейского рабочего движения, революционная борьба против самодержавия и территориализм — создание самостоятельного еврейского государства в Палестине. Выступая за демократическую республику и верховенство Представительного собрания, СЕРП намечал следующие меры в области национального самоуправления: равноправие языков; создание автономий, в том числе экстерриториальных; проведение национальных учредительных собраний; возможность входа и выхода из национальных союзов; формирование национальных культурных бюджетов; а в еврейской национальной жизни: образование местных единиц (национальной общины), создание общинного совета, организация еврейских областных союзов общин во главе с союзным общинным советом и всероссийским еврейским национальным Сеймом, организация Еврейского национального Учредительного собрания.97 Партии бойкотировали I Думу, а на выборах во вторую Думу выступали против соглашений с буржуазными партиями. Одной из еврейских политических организаций, возникших в 1905 году и принявших активное участие в легальной общественной жизни в думский период, был весьма влиятельный «Союз для достижения полноправия еврейского народа в России» (лидеры М.Винавер, Ш.Левин, С.Дубнов, Л.Брамсон), выступавший с конституционно-демократических позиций. Целью «Союза» было «осуществление в полной мере гражданских, политических и национальных прав еврейского народа»: а) отмена всех ограничительных положений и полное равноправие для евреев; б) свобода национально-культурного самоопределения во всех его проявлениях; в) упразднение в связи с реорганизацией еврейской общины всех тяготеющих над евреями специальных налогов и сборов (коробочного, свечного); при осуществлении прав и свобод и «участии в управлении страной народных представителей, избранных на началах всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права».98 II съездом «Союза» было решено «приступить к созыву всероссийского еврейского Национального собрания»,99 которое, однако, не было проведено из-за начала выборов в Думу. На основе «Союза» в конце 1906 г. возникла «Еврейская народная партия», признававшая экстерриториальность еврейского народа и положившая в «основу его внутреннего самоуправления не область, а общину — эту историческую ячейку еврейской автономии; но это не религиозная община средних веков и не жалкая Kultusgemeinde современности, а национальная община, т.е. определенная частица народа, в качестве местной единицы самоуправления», предполагая культурную автономию и создание руководящих органов еврейских общин — союзов общин, периодические съезды и исполнительный комитет, причем центральные органы имеют право сношений с имперскими и конституционными учреждениями.100 В первую Думу прошло 12 депутатов-евреев (по пять от «Союза полноправия» и сионистов), последующие избирательные кампании были менее успешными и дали во II Думе трех еврейских депутатов «без определенной окраски» и «двух случайных депутатов в третьей Думе».101 Своеобразие многонационального и поликонфессионального состава населения Кавказа, особенности развития политической жизни определили заметное влияние в этих губерниях общероссийских политических партий, особенно РСДРП и ПСР. Важнейшей особенностью положения армянского народа была его разделенность между двумя империями Российской и Османской. Наиболее влиятельной национальной армянской партией явилась партия "Дашнакцутюн", созданная еще в 1890 году. В программе-минимум "Армянской революционной партии "Дашнакцутюн" (1907 г.), разъяснялось, что эта организация "как партия революционная и социалистическая, ставит своей целью защиту классовых и национально-культурных интересов армянских трудящихся масс, имея в виду заменить монархию народоправством, а капитализм социализацией орудий и средств производства».102 В политической и правовой областях ставились три группы задач: по одной для турецкой Армении и для Закавказья, а также общая группа задач для этих двух сторон. Для двух империй рекомендовалось провести широкую демократизацию всех сфер жизни, Турецкая Армения с широкой местной автономией должна была стать неотделимой частью конституционной Турции, а Закавказская демократическая федеративная республика (разделяемая на автономные этнографические кантоны, а они составлялись бы из коммун), которая вошла бы в Российскую федеративную республику, причем за Россией должны были остаться лишь вопросы защиты государства, внешней политики, монетной и таможенной системы.103 Особо оговаривалось использование языков: все должностные лица округов и общин были обязаны знать два главных местных языка, а служащие в центральных учреждениях Закавказья обязаны были владеть еще и русским языком.104 Дашнаки бойкотировали I Думу, во II Думу прошло три депутата, вошедших в социалдемократическую фракцию, в III Думу только один депутат, примкнувший к трудовикам.
Характеризуя развитие политической жизни в грузинских губерниях Закавказья, современники отмечали, что там "в начале XX века наибольшим успехом пользовалась партия (РСДРП -Р.Ц.), наиболее равнодушная к вопросам национальным и, в частности, к вопросу об автономии или самоуправлении Грузии".105 Впрочем, будущий национальный подъем был подготовлен не только общим течением событий, способствовавших росту национальной активности, но и существованием "Партиии социалистовфедералистов Грузии", которая отстаивала идею создания Всероссийской федерации и вхождения в нее грузинской национальной территориальной автономии.106 Вместе с тем известен факт, что основное представительство в Думе первых двух созывов от Грузии получали социал-демократы.107
В Азербайджане с 1904 г. действовала "Мусульманская социалдемократическая организация "Гуммет", часто блокировавшаяся с Бакинским комитетом РСДРП. "Гуммет" разделяла установу Программы РСДРП о праве наций на самоопределение и областную автономию. В Программе "Гуммет" (1909 г.) основное место уделялось общесоциалистическим и демократическим требованиям, в том числе "всеобщего прямого и тайного избирательного права, то есть, чтобы все население при избрании депутатов в Государственную думу пользовалось одинаковыми правами".108 В 1905 году активно заявляет о себе политическое движение мусульманских народов и создается общеимперская этноконфессиональная политическая партия « Иттифак аль муслиним « («Союз мусульман»). В августе 1905г. в Нижнем Новгороде прошел первый Всероссийский мусульманский съезд, в котором приняли участие представители мусульман Поволжья,Урала, Крыма, Туркестана, Кавказа и Сибири. Идейными руководителями съезда выступили И.Гаспринский, Ю.Акчурин и А.-М.Топчибашев, политическая программа сочетала общедемократические и этноконфессиональные требования 109. В январе 1906 г. представители « Иттифака» участвовали во II съезде конституционно-демократической партии в Петербурге и предложили внести в программу кадетов дополнительные требования об автономии мусульманского духовенства, о национальном образовании и учете традиционных обычаев и исламского права при составлении новых законов, чтобы мусульмане, «и партия «Иттифак» в целом, без сомнения присоединились к конституционно-демократической партии», чем были созданы условия для политического союза кадетов и иттифаковцев, а лидер делегации КХХ.Акчурин вошел также в состав ЦК, поскольку придерживался мнения, что «конституционно-демократическая партия не является специфически русской организацией, наоборот, она представляет из себя партию различных народностей» ш. Программа "Иттифака" предполагала установление демократических свобод, создание в России конституционно-демократической монархии, разрешение аграрного вопроса, установление национального и религиозного равноправия, возвращение имущества мечетей и медресе мусульманским общинам, развитие национальных языков, культуры и школьного дела. "Иттифак" активно участвовала в думских выборах, в Думе мусульманские депутаты создали "мусульманскую фракцию", действовавшую во всех созывах Думы"1. Национальные, конфессиональные и региональные интересы находят отражение в политических программах и платформах, в предвыборной печати, становятся консолидирующими лозунгами избирательных кампаний. ш В ходе первых выборов эти интересы презентовали Польская национально-демократическая партия, Польская партия реальной политики, Эстонская народная партия прогресса, Латышская конституционнодемократическая партия и Латышская демократическая партия, Армянский революционный союз (Дашнакцутюн), Союз мусульман (Иттифак альмуслимин), украинские, армянские, еврейские политические партии и организации, обеспечившие себе думское представительство. На следующих выборах заявили о себе и национальные социалистические партии, а также проявили активность правомонархические русские организации. Таким образом, выборы в Государственную думу России способствовали развитию партийно-политической жизни народов России и становлению политической культуры.
Список литературы 1 Кривенький В.В. Новые данные сравнительно-количественного анализа политических партий Росиии. // История национальных политических партий России. М.: Росспэн. 1997, С. 129. Шелохаев В.В. Феномен многопартийности в России. // Там же, С.11. 2 Степанов С.А. Черная сотня в России (1905-1914 гг.). М.: ВЗПИ,1992, С.ЗЗ. 3. Программы политических партий России. Конец XIX — начало XX вв. М.: Росспэн, 1995. С.421. 4. Там же. 5. Там же. С.422. 6Там же. 7 Там же. 8 Тамже. С.423. 9 Там же. С. 423-424. 10 Русская монархическая партия. М., 1905. " Программы политических партий России . С.426. 12 Там же. С.428-429. 13. Там же., С.426. 14. Там же. 15. Там же. С.427. 16. Там же. С.426. 17. Там же. С.434. 18. Там же. С.427. 19. Устав и основоположения Союза русского народа. М, 1906. 20. Программы политических партий России . С.442. 21. Там же. С.442-443,445. 22. Там же. С.444. 23. Там же. С.442. 24. Сборник программ политических партий в России. Вып.VI. СПб., 1906. С.20. 25. Русский Народный Союз имени Михаила Архангела. Программа и Устав. СПб., 1909. 26. Программы политических партий России . С.459. 27. Там же. С.458. 28. Там же. С.459. 29. Там же. С.458-459. 30. Там же. С.458. 31. Там же. 32. Волобуев О.В. К вопросу о классификации национальных партий. // История национальных политических партий России. М.: Росспэн. 1997, С.287; По мнению О.В.Волобуева, с выдвижением требования создания независимого национального государства автономистская партия превращалась в партию другого типа — «этнократическую» (С.288). 33. Emmons T. The Formation of Political Parties and the First Natinal Elections in Russia. Cambridge, L.: Harvard University Press, 1983, P.150. 34 Программные документы национальных политических партий и организаций России (конец XIX в. 1917 г.) Вып.2, М, 1996. С.103. 35. Там же. С. 106-107. 36. Там же. С. 109. 37. Там же. С. 110. 38. Там же. С.111. 39. Там же. С.1 И,110. 40. Там же. С. ИЗ. 41. Там же. С. 114. 42. Общественное движение на польских землях. Основные идейные течения и политические партии в 1864-1914 гг. М.: «Наука», 1988. С.227-228. 43 Lukawski Z. Kolo Polskie w Rosyjskiej Dumie Panstwowej w latach 1906-1909. Wroclaw, 1967, S.27. 44. Формы национального движения в современных государствах. Австро-Венгрия, Россия, Германия. СПб.: «Общественная польза», 19Ю. С.370. 45. Мартюхова М.А. На переломе революции: общественно-политическое движение в Белоруссии в связи с учреждением Государственной думы в России (август 1905 июль 1906 г.). Минск: «наука и техника», 1986. С.66. 46. Очерки революционных связей народов России и Польши 1815-1917 . М.: «Наука», 1976. С.279. 47Программные документы национальных политических партий . Вып.1 , С.116.
48. Там же. С. 115. 49. Там же. С. 116. 51Там же. С. 108. 52 Формы национального движения в современных государствах . С.440. 53 Программные документы национальных политических партий . Вып. 1 . С.50. м Там же. С.50-51. 55. Программы политических партий России . С.318.
56. Там же. 57. Там же. С.318, 324. 58. Программные документы национальных политических партий . Вып.2 . С.39-38. 59. Там же. С.39. 60. Там же. С.43. 61. Там же. С. 62. Формы национального движения в современных государствах . С.439. 63. Постников Н.Д. Политические партии Прибалтики. // История национальных политических партий России. М: Росспэн. 1997, С.183. 64. Там же. С. 185. 65. Программы политических партий России . С.63. 66. Постников Н.Д. Политические партии Прибалтики . С. 186. 67. Формы национального движения в современных государствах . С.464. 68. Российская национальная библиотека, Отдел рукописей, Ф.1072, Оп.1, Ед.хр.15, Л. 108об., 262об. 69. Там же. Л. 108. 70. Формы национального движения в современных государствах . С.463. 71. Программы политических партий России . С.338-339. 72. Программные документы национальных политических партий . Вып.2 . С.46. 73. Формы национального движения в современных государствах . С.465. 74. Программные документы национальных политических партий . Вып. 1 . С. 150. 75. Формы национального движения в современных государствах . С.392. 76. Программы политических партий России . С. 147. 77. Мартюхова М.А. На переломе революции . С.34. 78. Протоколы Конференции российских национально-социалистических партий. 1620 апреля 1907 г. СПб., 1908. 79. Программные документы национальных политических партий . Вып.2 . С.7-8. Российские партии, союзы и лиги. Сборник программ, уставов и справочных сведений о российских политических партиях, всероссийских профессиональнополитических и профессиональных союзах и всероссийских лигах. Сост.Иванович В. . СПб, 1906, С.234-235. 81. Программные документы национальных политических партий . Вып.2 . С.9. 82. Там же. С. 10. 83. Там же. 84. Там же. С. 11-12. 85. Там же. С.12-13. ' Программы политических партий России . С. 166. 87 Там же. С. 167. Чмырь С.Г. Украинская демократическо-радикальная партия: гензис, программа, тактика (90-е годы XIX 1909 г.). // История национальных политических партий России. М.: Росспэн. 1997. С.152. 89. Гермайзе О. Нариси з iстоpii революцiйного руху на Украенi Т.1, Революцiйна украенська партiя (РУП). Киев, 1926. С.261-267. 90. Програм Украенськое Сощал-Демократичш Робггничое пapтii, ухвалений на 2му 3"ездi партп в груднi 1905 року. Киев, 1917. С.3-12. 91. Танин-Львов А.А. УСДРП: оорганизационно-идеологическая характеристика. // История национальных политических партий России. М.: Росспэн. 1997. С.155-162. 92. Червякова М.М. О противоречиях Бунда. // История национальных политических партий России. М: Росспэн. 1997. С. 113. 93. Программы политических партий России . С.33. 94. Формы национального движения в современных государствах . С.411. 95. Программы политических партий России . С.83. 96. Там же. С.89-90. 97. Там же. С.201-205. 98 Программные документы национальных политических партий . Вып.2 . С.61. 99. Там же. С.60. 100. Формы национального движения в современных государствах . С.410-411. 101. Там же. С.408. 102. Программы политических партий России . С. 132. 103. Там же. 104. Формы национального движения в современных государствах . С.524. 105. Там же. С.486. 106. Программы политических партий России . С. 185. 107. Зурабов А. Вторая Дума. (Воспоминания). СПб.: Тип.-литография «Энергия». 1908. С.12. 108. Программы политических партий России . С.68. 109. Национальный архив Республики Татарстан, Ф.199, Оп.1, Ед. хр. 772, ЛЛЗоб. "° Ибрагимов Г. Татары в революции 1905 года. КазаныТатиздат, 1926. С.167,166. 111 Циунчук Р.А. Развитие политической жизни мусульманских народов Российской империи и деятельность мусульманской фракции в Государственной думе 1906-1917 гг. //Имперский строй России в региональном измерении (XIX начало XX века). М: МОНФ, 1997. С. 176-223. 112 См. Журавлев В.В. Национальный вопрос в программах общероссийских политических партий начала XX века / История национальных политических партий России. М., 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.