Содержание:
1. Введение
2. Политическая власть
2.1. Методы власти
2.2. Легитимность политической власти:
ее аспекты
2.3. Аксиомы власти
2.4. Принцип разделения властей
3. Заключение
4. Список использованной литературы
1. Введение
Политическая власть – центральное понятие политологии. Политическое знание вырастало прежде всего из осмысления сущности, направленности, механизма властных отношений в обществе. Давно подмечено, что при отсутствии или при параличе власти не только увеличивается социальная неупорядоченность, но и снижается уровень защищенности человека, растет неуверенность, беспокойство, напряженность в обществе. Эффект использования власти в значительной степени определяется ее социальным содержанием – способностью действовать в согласии с интересами или вопреки интересам как управляющих, так и управляемых, а управленческая эффективность оказывается, таким образом, сопряженной с ее социальной сущностью.
Из каких бы понятий власти ни исходили:
- способности определения социального пространства других;
- вида управления, регулирования и контроля, способа овладения и направления энергии;
- средства упорядочения социальных отношений, обладающего мощным негэнтропийным эффектом;
- формы влияния, устанавливающей нормы и цели;
- изменения поведения через изменение мотивов и целей других;
- коммуникации и кооперации в отношениях между людьми;
- насилия, господства.
Логично следует, что любому властному отношению органически присущи по крайней мере два аспекта:
Управленческий, организационный: плоха та власть, которая создает больше проблем, чем их решает;
Социальный, человеческий: потребность по властной регуляции вырастает из многообразия субъектов, видов связей и интересов, существующих в сообществах. Здесь власть действует как принудительная форма снятия порождаемых различием интересов, противоречий и конфликтов, как механизм унификации, структурирования человеческих сообществ.
Нетрудно видеть, что потребность именно во властном механизме управления возникает еще на досоциальном уровне, в стадах животных, когда не срабатывают, оказываются незапрограммированными биологические, генетические механизмы регуляции отношений в мире животных.
2. Политическая власть
2.1. Методы власти
Использование власти для направления деятельности других субъектов называется влиянием. Существуют две формы влияния: когда власть осуществляется вопреки воле управляемых – принуждение; когда задача, цель властвования принимается, разделяется подвластными – убеждение.
По классификации типов власти, введенной известным политологом и социологом М. Вебером, власть может быть:
- традиционной, использовать в своем осуществлении механизмы, традиции и ритуалы, которые очень медленно изменяются в течении времени или вообще остаются постоянными;
- легальной, опираться на законы, правила, нормы; управление здесь обусловлено знанием и четким соблюдением норм, регламентирующих властную деятельность, их активным использованием для достижения поставленных целей;
- харизматической, реализовываться за счет наличия особой связи между руководителем и его последователями, когда первый чувствует себя призванным для осуществления определенной цели, а последние убеждены в наличии у него исключительных качеств, способности преодолеть любые трудности, предвидеть на много лет вперед.
В сфере политических отношений власть как общесоциальный феномен приобретает ряд специфических особенностей.
Она осуществляет в условиях общественного разделения труда людьми, которым другие члены общества делегируют, передают свои властные полномочия. Политическая власть, как и экономическое богатство, характеризуется неравномерностью распределения в обществе, поэтому всегда существует опасность (переживаемая многими как соблазн) поляризации властных полномочий, их концентрации у многих людей при лишении способности участия в распределении и использовании власти другими.
Особым аппаратом реализации политической власти служит государство, его органы, а также разнообразные инструменты влияния на него.
Политическая власть характеризуется централизованным порядком принятия решений и их использованием специально уполномоченными на это людьми.
В сфере политической власти активно используются разнообразные санкции: это и законодательные установления, и моральные нормы, и специфические политические запреты и обязательства, вытекающие из особенностей программатики политических партий и движений, и целый спектр политических эмоций, способных как сдерживать, так и стимулировать политическое действие.
Политическая власть возникает, формируется в процессе реализации потребности управления, регулирования общественных отношений. Именно этим определяется характер ее основных функций в социальной системе.
Поскольку сфера политических отношений формируется как взаимодействие общих и частных интересов социальных групп и отдельных людей, которое может развиваться в направлении как социального конфликта, так и согласия, появляется необходимость в инструменте, который удерживал бы их носителей в рамках единой общности.
2.2. Легитимность политической власти: ее аспекты
Как часто бывает в политике, при наличии в ее распоряжении вроде бы всех материальных, вещественных и прочих придатков (людей, техники, средств транспорта и связи, энергетических ресурсов и т.д.) власть оказывается неэффективной, слабой, то есть:
- ее основными функции не исполняются;
- возлагаемые на нее ожидания не оправдываются;
- общество, где действует такая власть, находится в неуправляемом состоянии.
Успех или крах политической власти предопределяется ее способностью представлять интересы и властные полномочия в принятии ее теми людьми, на которые она распространяется, в признании ими ее права управлять и в их согласии подчиняться. Процесс легитимации власти предполагает действие механизма ее встроенности в культуру, которая может как принимать, так и отторгать не устраивающую ее систему власти.
Когда речь идет о легитимности, имеется в виду прежде всего совместимость политических действий с господствующей в данном сообществе системой ценностей. Основой легитимности служит добровольное подчинение законам, рассмотрение власти как авторитетной для индивида инстанции. Люди, для которых она авторитетна, которой они добровольно передали часть своих властных полномочий, принимают все исходящие от нее законы, в том числе и те, с которыми они не согласны. Связывая легитимность прежде всего с идеей и механизмом представительства, К Дейч видит более строгий ее смысл в «представительной природе процесса принятия решений и в обозримости всех процедур». Легитимность может быть подконтрольная и выражающая интересы людей политическая власть.
К факторам, формирующим такого рода легитимность, М. Вебер относил:
- экономическую эффективность, продуктивность и производительность поддерживаемой политическим порядком системы экономических отношений, ее способность удовлетворять насущные потребности людей;
- легальность, законность, соответствие ее действий собственным нормам и установлениям;
- традиции, тождество системы властей той культурной среде, в которой разворачивается ее действие;
- харизму – веру в особые качества, призвание носителей власти;
- идеологическое, этической, психологическое обоснование.
Легитимность власти нарушается, если она не способна подчиняться, следовать своим собственным установлениям, нормам. Поэтому важнейшим аспектом власти служит ее легальность, нормативность, выражающаяся в способности оперировать и руководствоваться законами.
Эффективность права как механизма осуществления политической власти определяется рядом присущих только ему управленческих и социальных характеристик:
- открытость, гласный характер используемых здесь норм – законов;
- многообразие применяемых в рамках права санкций, что позволяет выбирать наиболее целесообразные способы регламентации общественной жизни;
- право иерархизирует ответственность, четко разделяя права и обязанности участников правоотношений;
- относительная стабильность правовых норм, малая степень их зависимости от произвола и личностных качеств носителей власти;
- «одномерность» закона, который выступает «всеобщей равной мерой для всех» (К.Маркс);
- достаточно жесткая фиксация в правовых нормах прав и обязанностей участников общественных отношений, вносящая в их деятельность необходимые для власти черты четкости и определенности.
В том, что созидательную социальную функцию может выполнять только легальная, действующая в рамках закона власть, убеждает и ее сравнение с разными типами нелегальной власти. Общим является то обстоятельство, что первая, и вторая – это именно власть, принуждение, к тому же довольно часто прибегающее к насилию.
Различий же гораздо больше. Если власть легальная опирается на писанные и всем известные законы, то власть преступная, нелегальная – на неписанные, известные лишь определенному кругу людей правила поведения. Легальной власти свойственна равномерность законов, преступник же, бросая вызов обществу, его установлениям, смысл всей жизни видит в исключении себя из круга регулирующих законом отношений, в их нарушении.
Если легальная власть использует многообразие санкции, соответствующие реальной сложности регулируемых социальных отношений, то власть нелегальная, наоборот, характеризуется предельным однообразием, жестокостью санкций.
Если легальная власть стабилизирует общество, роль нелегальной уподобляется действию раковых клеток, уничтожающих здоровые клетки организма – нормальные необходимые для общества типы социальных связей.
По И. Канту, правом может быть не любой законодательный произвол, а лишь такая система регуляции общественной жизни посредством вырабатываемых государством законов, которая опирается на уже сложившиеся и активно функционирующие в обществе механизмы упорядочения, поэтому «правовой порядок существует лишь там, где признается, что общество уже независимо от государства, располагает средствами и санкциями, необходимыми для того, чтобы привести индивида к признанию и соблюдению общекультурных по своему происхождению нравственных норм». Традиция истолкования права как явления, опирающегося на мощный моральный, культурный, религиозный фундамент в осуществлении своей упорядочивающей функции в обществе, глубоко укоренена в российской философии права, в содержании которой неоднократно подчеркивалось, что закон без общечеловеческих ценностей замещается произволом, что право есть должное в человеческих отношениях.
И легитимность как политическое качество формируется не только в области собственно политической, она служит выражением широкого круга социальных преимуществ, которые существуют в обществе, где действует эффективная система политической власти, и отсутствует там, где ее нет. Одно из таких качеств, являющееся и важнейшим аспектом легитимности политической власти – безопасность. Политическая власть легитимна тогда, когда обеспечивает сохранность основных жизненных ценностей живущих в обществе людей. В таком истолковании безопасность имеет ощутимое личностное измерение, позволяет выявить причину парадоксальной с точки зрения внешнего наблюдателя поддержки той или иной системы власти человеком. Он в ее рамках чувствует себя защищенным.
К важнейшим аспектам безопасности следует отнести:
- военный, предполагающий эффективную защиту членов общества от внешней угрозы;
- правовой, включающий реальные гарантии личности от преступных посягательств и от насилия со стороны государства;
- экологический, заключающийся в охране государством природной среды обитания человека;
- технологический – отсутствие отставания от других стран и народов по уровню развития науки, техники, организации производства;
- информационный, предполагающий возможность получения адекватной и разносторонней информации всеми членами общества, их свободу от воздействия химерических и идеологических систем;
- экономический, требующий обеспечения со стороны государства условий для удовлетворения фундаментальных потребностей личности, возможности применения ею своих трудовых навыков и способностей.
Легитимная политическая власть упорядочивает общественные отношения, придает «определенность направления деятельности властных структур, постоянно нормативов, привычность типов поведения», она создает комплекс условий, обеспечивающих:
- последовательность реализации основных задач политической власти;
- согласованность действий элементов системы управления;
- наличие эффективных гарантий и средств поддержания всех аспектов безопасности в социальной системе;
- обеспечение высокой степени независимости общества от случайных обстоятельств, при этом ясно, что полная независимость здесь не может быть достигнута, но за счет введения эффективных мер предвидения и защиты масштаба социальных потерь могут существенно понижаться;
- действенность политической власти – ее способность найти способы решения основных социальных проблем;
- эффективность – способность проводить политику, ориентированную на реальные результаты.
Политическая власть, утверждающая в обществе такие качества легитимности, как легальность, безопасность, порядок, приобретает авторитет – люди добровольно передают ей свои властные полномочия, соглашаются подчиняться, видят в этом выполнение своего морального долга, чувствует сопричастность властным действиям и способствуют им.
Такая власть становится суверенной, обладающей способностью принимать решения, которые не могут быть пересмотрены никаким
иным органом или организацией, кроме принявшего их.
Суверенитет связан с понятиями полноты и неоспоримости власти, он служит следствием ее дееспособности. И наоборот, именно с нарушением реальной эффективности политической власти начинается движение к ограничению и потере суверенитета.
2.3. Аксиомы власти
Первая аксиома власти гласит, что государственная власть не может принадлежать никому помимо правового полномочия
Вторая аксиома власти утверждает, что государственная власть в пределах каждого политического союза должна быть едина.
Третья аксиома власти утверждает, что государственная власть должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу.
Четвёртая аксиома власти утверждает, что политическая программа может включать в себя только такие меры, которые преследуют общий интерес.
Пятая аксиома власти утверждает, что программа власти может включать в себя только осуществимые меры или реформы.
Шестая аксиома власти гласит, что государственная власть принципиально связана распределяющей справедливостью, но что она имеет право и обязанность отступать от неё тогда и только тогда, когда это требует поддержание национально-духовного и государственного бытия народа.
2.4. Принцип разделения властей
Проблемы разделения властей в наше время встали в ряд первоочередных вопросов переустройства общества на демократических началах. В 18 веке выдающийся французский философ Ш. Монтескье активно выступал за осуществление принципа “разделения властей” как необходимого условия обеспечения свободы в обществе и предотвращения деспотизма и тирании. В своём труде “О духе законов” в 1748 г. он писал: “Для того чтобы предупредить… злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую. Когда законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и том же органе… не может быть свободы. С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной… И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти”.
Существо тройственного разделения властей состоит в том, что законодательная, исполнительная и судебная власти должны взаимно дополнять, сдерживать и контролировать друг друга. В соответствии с теорией “разделения властей” законодательная власть возлагается на парламент страны, исполнительной властью наделяются президент и Совет (кабинет) министров, а правосудие, судебная власть принадлежит судам. Сюда же относится задача усиления самоуправления на местах.
Названные сферы власти разграничиваются с помощью правовых норм, причём таким образом, чтобы каждая из них выполняла только свою функцию, а в целом они служили бы разумному ограничению каждой из этих сфер власти.
Исполнительная власть может действовать исключительно на основе закона, очерченных полномочий, суд должен исходить из конституции, существующих законов и не может выступать в роли законодателя. Разделение власти в современном цивилизованном обществе предстаёт сегодня как насущная потребность, как безусловная цель. Кратко дадим характеристику этим видам власти.
Законодательная власть (конгресс, Верховный Совет, Великое собрание) выполняет следующие функции: принятие, изменение и отмена законов, утверждение бюджета, контроль над деятельностью исполнительной власти. В каждом государстве объём этих функций, определённых конституцией страны, может быть различным.
Исполнительная власть занимается решением текущих вопросов государственной и общественной жизни. Основным органом исполнительной власти является правительство. Обычно оно выполняет две функции.
Первая – непосредственное руководство деятельностью всего государственного аппарата по обеспечению внутренней и внешней политики.
Вторая – регламентация, в переделах установленного законодательством. Дело в том, что предусмотреть в законах все действия государственных и других организаций не представляется возможным. В связи с этим правительство на основе существующего законодательства осуществляет распорядительную работу.
Судебная власть осуществляет правосудие. Судебные органы определяют соответствие действий организаций, политических институтов, людей установленным законом нормам и предписаниям и, в случае необходимости, применяют санкции для прекращения незаконной деятельности. К судебным органам относятся суды различных инстанций, прокурорский надзор.
Особое место в системе власти занимает глава государства, который в определённой мере совмещает некоторые стороны законодательной, исполнительной и судебной властей. В разных странах главу государства называют по-разному – монарх (король, шах и т.д.), президент, председатель. Существует различный порядок замещения этого поста – наследование, выборы и др.
Глава государства выполняет следующие полномочия: представительство в международных отношениях и некоторых внутренних церемониях, руководство в некоторых исполнительных органах; выполняет обязанности главнокомандующего, вручает награды, обладает правом законодательной инициативы, промульгации законов и правом “вето”.
Глава государства наделён правом помилования.
В научной литературе нашей страны отношение к проблеме разделения властей долгое время было негативным. Считалось, что теория “разделения властей” – буржуазная по своей сути и марксизм отвергает эту теорию, как не учитывающую классовую природу государства. Полагали, что в социалистическом обществе разделения властей быть не должно. И её не было. В бывшем СССР, власть существовала слитно, неразделимо в лице высших партийных структур. Все три власти: законодательная, исполнительная и судебная были затянуты в один узел. Наибольшая концентрация власти приходилась на исполнительную. Законодательная практически никакой властью не располагала. Ввиду большой зависимости судов от партийных органов, телефонного права судебная власть фактически не выступала в роли арбитра между законодательной и исполнительной властями.
Сложившаяся система власти имела ту особенность, что все “приводные ремни” политической власти вели к аппарату партии. Основную роль в системе законодательных актов стали играть не закон, а совместно принятые постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а в ряде случаев и Верховного Совета СССР. Это порождало неопределённость нормативных актов, чёткие законодательные формулировки уступали место лозунгам, декларациям. В настоящее время в России с большими трудностями и противоречиями постепенно складывается система разделения властей. Законодательная власть сосредоточена в Государственной Думе РФ и Совете Федераций, исполнительная – возглавляется президентом, который является и главой государства, третья ветвь власти – Конституционный Суд Российской Федерации.
Идеи Монтескье о разделении властей в той или иной степени воплотились в политической практике буржуазно-демократических обществ как в Западной Европе, так и в США. Здесь прослеживается довольно чёткое разграничение единой верховной власти (в строгом, узком смысле слова – политической) на три подсистемы власти – законодательную, исполнительную и судебную.
Рассмотрим в качестве примера систему разделения властей в США. По конституции страны законодательная власть осуществляется конгрессом США и законодательными собраниями (легистратурами) штатов. Конгресс состоит из двух палат – сената и палаты представителей. Исполнительная власть в стране принадлежит президенту. Он является высшим должностным лицом, совмещающим полномочия главы государства и главы правительства. Президент избирается не конгрессом, а коллегией выборщиков. Он не подчинён конгрессу. Однако палата представителей может предъявить обвинение (импичмент) против президента в случае правонарушений с его стороны. Но решение, в свою очередь, по отстранению президента от должности и привлечения его к ответственности принимает сенат квалифицированным большинством, т.е. двумя третями голосов. Пять раз процедура импичмента возбуждалась против президентов: три из них были отклонены сенатом.
Конгресс утверждает государственный бюджет по представлению президента. Законы, принятые конгрессом, подписывает президент, и после этого они вступают в силу (он может их возвращать, наложить вето). Конгресс может преодолеть вето, проголосовав за него вторично (2/3 голосов в каждой из палат).
Верховный Суд США – высший орган в федеральной судебной иерархии, конечная апелляционная инстанция. Суд состоит из председателя и восьми членов. По конституции США за президентом закреплено право “по совету и с согласия” сената назначать “судей Верховного Суда”. Суд является органом конституционного надзора. Он вправе отменить принятые конгрессом законы или распоряжения президента, если сочтёт их не соответствующими конституции США. Решения Верховного Суда окончательны и принимаются всеми властными органами к исполнению. Таким образом, действующая в США система сдерживания и противовесов не позволяет чрезмерной концентрации власти в одной из её ветвей.
Несколько иная ситуация в других странах, например, в Великобритании. Здесь парламент – законодательная власть, выдвигает главу правительства и назначает исполнительную власть из представителей победившей партии. Основой легитимности правительства выступает парламент. Часть же парламента из не правящего меньшинства выступает в роли оппозиции к исполнительной власти. Кроме того, свой источник легитимности имеет и королева (глава государства), наделённая определёнными функциями: роспуск парламента, назначение премьер-министра, одобрение законов. Суть подобного разделения состоит в том, чтобы создать необходимый механизм сдерживания и противовесов, не допустить узурпации власти, сосредоточения её в одних руках, в одном политическом институте.
Разделение властей в либеральных демократиях осуществляется не только “по горизонтали” (между законодательной, исполнительной и судебной властями), но и по “вертикали” – между национальными и местными органами управления. Среди режимов такого рода преобладают федерации – США, Канада, Австралия, Германия и некоторые другие. Здесь местное самоуправление является объектом конституционных гарантий. Однако и в централизованных (унитарных) государствах, вроде Франции и Великобритании, данный критерий разделения властей играет достаточно важную роль.
Важным компонентом теории либеральной демократии является категория диффузности власти, т.е. её рассеивание в политической системе. Например, в США она разделена не только в центре, как уже об этом говорилось, но и рассеяна от центра к штатам (федеральный принцип), от них к органам местного самоуправления, а также между различными группами, участвующими в политическом процессе. Это разного рода ассоциации: партии, профсоюзы, группы давления (лобби), социальные инициативы и т.д. В США эти организации охватывают более двух третей самодеятельного населения. Через эти организации граждане США оказывают определённое влияние на процесс принятия политических решений и их исполнение. Особенно велика в этом деле роль средств массовой информации (“четвёртая власть”). Диффузность власти – это раздача власти, её распыление между множеством институтов государственного и негосударственного характера. Отсюда и происходят понятия “плюралистическая демократия”, “политический плюрализм
Заключение
Власть структурирует социальные отношения, делая их более целенаправленными, эффективными, служит причиной взаимной мобилизации поведения как властителей, так и подвластных, значительно понижая долю элемента неопределенности в поведении. Власть становится фактором обеспечения эволюционного преимущества, где она появляется. Ее смысл состоит в употреблении волевого, целенаправленного принуждения, влияния на реализацию тех возможностей, которые соответствуют интересам действующих в обществе социальных групп.
Таким образом, власть выполняет регулирующую роль в отношениях между различными, зачастую противоположными тенденциями и блокируя другие.
Забота о сохранении социальной целостности всегда находится в центре внимания и усилий политической власти, причем реализуется эта защита и представительство не неким альтруистическим способом, но именно в ходе реализации потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп.
Условием оптимального сочетания властных функций служит некоторая степень автономии государства от взаимодействующих в обществе интересов, возвышение над ними. Важнейший признак подобной автономии реализуется в состоянии доминирования, преобладания интересов государства в случае конфликта с интересами экономически и политически господствующего класса. Только при соблюдении такого условия политическая власть оказывается способной выполнять другую задачу – осуществление регулирования социальных отношений, поддержание стабильности функционирования социального организма, обеспечение сочетания разных сторон, отраслей социальной жизни таким образом, чтобы они действительно дополняли, а не подрывали существование друг друга. Так, ее важнейшей функцией служит не диктат и не вмешательство в производство и тем более не детальная регламентация потребления, а именно поддержание необходимых для общества пропорций в отношениях между ними