Реферат по предмету "Политология"


Государство и власть в России в постперестроечный период

Внимание к теме «Государство и власть» обостряется всякий раз, когда на общественную арену выходят новые силы. И если события 90-х годов прошлого века в России принять за новую революцию, то эта тема требует сегодня освещения со всей очевидностью. В научных и общественных кругах периодически дискутируется вопрос о роли государства в переходный период. В этих дискуссиях преобладают две противоположные точки зрения: а) власть должна умерить роль и функции государства в управлении обществом и страной; б) власть на данном этапе должна усиливать функции государства в отдельных областях экономической и социальной жизни страны. В защиту второй точки зрения вполне обоснованно приводится исторический опыт США в период Великой депрессии (Новый курс Рузвельта). Обе точки зрения имеют право на жизнь, но при условии, если они базируются не на абстракциях, а на реальных вещах. Однако в этих дискуссиях странным образом выпадает тема о сущности власти в этот переходный период. А между тем классики, (как бы мы к ним сегодня не относились) всесторонне изучив процессы развития человеческого общества, в том числе в эпоху буржуазных революций, неизбежно приходили к выводу, что государство и власть неразрывно связаны между собой и отражают конкретный этап развития производительных сил и производственных отношений. К.Маркс писал: «Основной и главный вопрос всякой революции является вопрос «О власти». Я слышу голоса оппонентов, что на эту тему нечего дискутировать, ответ на неё вполне определённо отражён в Конституции Российской Федерации. Да, в Конституции записано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». (ст.10). Более того, в Главе 1. Основы конституционного строя в ст.3 записано: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ».
Перечисленные статьи нашей Конституции не противоречат нормам международного права, но не отражают действующий механизм власти. Если это так, то мы имеем налицо проблему нерешенности основного вопроса революции – вопроса «О власти». Кстати, целый ряд других статей Конституции в сопоставлении с реальной действительностью это тоже подтверждают. Я слышал точку зрения довольно авторитетных политологов, что сегодняшняя власть в стране – это союз олигархических группировок с коррумпированным чиновничьим аппаратом. Хлёстко сказано! Но думаю, что при всём внешнем сходстве с реальностью, с точки зрения понятия «власть», это утверждение неверно. Это не власть, как таковая, а союз властолюбцев во имя удовлетворения своих корыстных интересов, во имя денег. М. Ходорковский в своей «исповеди» из Бутырки раскрыл истинное содержание этого союза. Привожу пространную цитату из его откровений, где реальности ядовито сдобрены цинизмом. «Идеология бизнеса делать деньги… Гражданское общество мешает бизнесу. Потому что оно отстаивает права наёмных работников, защищает от бесцеремонного вмешательства в окружающую среду. Открытость экономических проектов ограничивает коррупцию. А всё это уменьшает прибыль. Предпринимателю гораздо легче договориться с горсткой в меру жадных чиновников, чем согласовать свои действия с разветвлённой и дееспособной сетью общественных институтов… … Кроме того, бизнес всегда космополитичен – деньги не имеют отечества. Он располагается там, где выгодно, нанимает того, кого выгодно, инвестирует туда и только туда, где прибыль максимальна. И для многих наших предпринимателей, сделавших состояния в 90-е годы, Россия – не родная страна, а всего лишь территория свободной охоты. Их основные интересы и жизненные стратегии связаны с Западом». (М. Ходорковский «Кризис либерализма в России» 29 марта 2004г. Интернет.) Так какая же это власть, господа политологи? Кому она принадлежит и кому служит? Сущностным понятием «власть» во все времена была, прежде всего, ответственность обладателей властью за кого-то, за что-то: за род, за племя, за царство-государство. Вспомним выражение: «Тяжела ты, шапка Мономаха!» В современном правовом государстве понятие власть – это политическое господство государства, отражающего интересы большинства своих граждан в виде законов. Пока другого, более совершенного механизма власти ещё не придумано. Я сразу слышу голоса либералов: «Опять упование на государство. Дайте нам свободу в экономике, и мы осчастливим русский народ!» Вам уже давали свободу и вы её обратили против своего народа. Ваучеризация, шоковая терапия войдут в историю нашего государства, как чума 20 века, последствия которой русскому народу предстоит врачевать десятилетиями. И это бедствие заключается не только в том, что народ ограбили и унизили, но и в том, что лишили его веры во власть вообще, и в реформы в частности. По свидетельству ВЦИОМ наличие классового антагонизма в России признают 86% опрошенных. Августовский (2007 года) опрос показал, что лишь 15% россиян готовы «закрыть глаза» на грабительскую приватизацию. («АИФ», сентябрь 2007г. Политический обозреватель Вячеслав Костиков). Неужели приведенные выше факты не настораживают сегодняшнюю власть (в какую бы одежду она не рядилась)? Если не настораживает, и она (власть) не делает никаких выводов, то это ещё раз доказывает, что это не власть в полном понимании этого слова, а виртуальность. Опасная для России виртуальность. Классик современной русской литературы Валентин Распутин совсем недавно по поводу нашей власти выразился так: «Власть у нас не укоренена ни в народ, ни в землю свою, ни в будущее». Господа либералы, от СПС, Яблока и ПНР после провальных выборов 1995 – 96 годов быстро перелицевались и нашли доходные места под сенью новой власти. Особо яркий образец деляческого конформизма показал Чубайс. Он больше всех поусердствовал в грабительской приватизации. Он громче всех кричал о свободе рынка, о конкуренции: «Рынок отрегулирует всё!»- это был его и К0 лозунг. Но, потерпев политический крах, а точнее полное неприятие его идей народом, он ухватился обеими руками за монопольный рубильник, дарованный ему властью, и не выпускал его из рук ряд лет. Последние месяцы перед выборами фигура Чубайса вновь замелькала на телевизионных экранах. И очень синхронно во времени то в одном печатном органе, то в другом «ненавязчиво» поползла информация, что «Мавр» все же сделал свое дело – расчленил отрасль энергетики на куски, и теперь мол она пойдет в гору, так как появится конкуренция. А незаслуженно «обиженный» народной ненавистью Чубайс тихо уходит на пенсию. От такой пиарщины просто тошнит. С какой стати частный капитал бросится инвестировать каскады гидроэлектростанций, работающих на издыхании? Там нет и никогда не будет быстрых денег. С какой стати энергетическая система страны, разделенная на части, будет работать эффективнее, чем единая? Это очередные сказки, которые в 90-х годах сопровождали развал нефтепрома. Сегодня они вновь используются для усыпления общественного мнения и прикрытия новых прихватизаторов. Несомненно, что сам Чубайс уже выбрал лакомый кусок из пирога ЕЭС России. Разве не для этого он столь долго держался за ее рубильник? По программе приватизации объектов энергетики на первом месте стоят её наиболее прибыльные сектора. Низко рентабельные и убыточные государство вынуждено будет взять на себя и обложить население повышенными тарифами.
Псевдореформаторы и в теории, и на практике продолжают подменять понятия о роли государства в современной России. Не без их участия принимаются законы и нормативные акты, позволяющие чиновникам разного уровня лезти в те сферы производства и социальной жизни, где им по существу и делать – то нечего. Проверками и поборами душат мелкого предпринимателя (фермера, Ичеписта ), чиновничьим частоколом огородили дачную приватизацию. Но государство в лице чиновничества умывает руки от ответственности, где должно проявить себя в полную мощь, а именно:
- В воспроизводстве минерально – сырьевых ресурсов и контроле за недропользованием. - В восстановлении и развитии сельского хозяйства. - В развитии фундаментальной науки. - В производстве и реализации лекарственных препаратов. - В организации системы здравоохранения и народного образования и т. д. В результате политической и идеологической невнятности власти последних почти двух десятков лет в обществе утрачены ценностные ориентиры. Народ не понимает (да и власть, скорее всего, тоже), какое государство мы строим. Ценностные ориентиры общества всегда базировались на традиционном для народа сознании. Да, оно консервативно, но оно ответственно. Ответственно нравственно. Даже в период, так называемого, застоя социологи не отметили среди населения девальвации традиционных ценностей: честности, порядочности, добродетельности, любви. В нынешней же России в официальном лексиконе эти понятия напрочь исчезли. Что общество сошло с ума? Сошли с ума те, кто в одночасье стали богатыми и сверхбогатыми. Это они заказывают нашему «чуткому» центральному телевидению сериалы с потоком крови и открытыми самосудами при дележе награбленного. Они из кожи лезут вон, чтобы доказать, что власть и собственность всегда помазаны кровью. И эту мораль, по их мнению, общество должно воспринимать адекватно. История свидетельствует, что империи рушатся не вследствие нашествия полчищ недругов. Это не первопричина, а следствие. Первопричина заключается в духовном и нравственном упадке общества. Что мы и наблюдаем в современной России. Связь политической верхушки с народом крайне слаба и носит эпизодический характер. Она проявляется лишь в период избирательных компаний. Даже кричащие на всех перекрестках городов и весей проблемы забалтываются говорунами – депутатами и чиновниками без какой-либо ответственности перед народом. Коррупция, как ржа проникла во все структуры управления страной. Это бедствие уже в открытую признал Президент В.В. Путин. А при вступлении в должность Председателя правительства новый премьер В.А. Зубков предостерегающе и очень сурово заявил, что коррупция может погубить Россию. Куда уж более откровеннее? Но очень парадоксально прозвучало в его устах средство борьбы с этой угрозой – создание еще одной чиновничьей структуры. По Маяковскому это звучит как «Проведение еще одного заседания по искоренению всех заседаний». Коррупция ворвалась в систему власти так же вероломно, как приватизация и организованная преступность. У них есть свои идеологи и покровители. Достаточно вспомнить бывшего мэра Москвы Гавриила Попова, который на всех форумах призывал легализовать взятку. А бывший Премьер Министров М. Касьянов личным примером показывал подчиненным, каков должен быть процент отката от сделки. Коррупция разрослась до сегодняшних масштабов в условиях многолетней безответственности власти (в буквальном смысле этих слов) и приобрела системный характер. Бороться с ней надо системой мер, имеющих под собой правовую основу. Простым гражданам не известно, что содержится в проекте антикоррупционного закона, который уже в течение ряда лет лежит под сукном в комитетах Госдумы. Можно не сомневаться, что если в нем предусматриваются действительно решительные меры по борьбе с коррупцией, то он по инициативе думщиков никогда не будет принят – они в этом не заинтересованы. А почему бы на гребне высокого доверия масс Президенту не инициировать принятие своего – «Чрезвычайного» законопроекта, который бы включал норму уголовного права - конфискацию имущества за злоупотребление служебным положением в корыстных целях, а так же декларирование доходов всех ближайших родственников. Для этого нужна лишь политическая воля Президента. Через принятие специальных законов нужна активизация масс. Не надо этого бояться. Наш народ не глупее ни англичан, ни французов, ни немцев, но он требует определенной организации. Русские люди всегда обращались к власти и к богу, как к первой и последней жизненной инстанции.
* * * В каком направлении следует воздействовать на совершенствование механизма власти? Надо, прежде всего, максимально использовать права, предоставленные нам Конституцией РФ, её краеугольным положением 3-ей статьи. Напомним её звучание: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ». Конституция позволяет своим гражданам использовать непосредственно свои рычаги воздействия на власть: индивидуальные и коллективные трудовые споры, забастовки, митинги и демонстрации. К сожалению, у нас в стране практически нет опыта самостоятельного рабочего движения. Едва оно стало зарождаться в конце ХIХ века, тут же попало в водоворот очень бурного большевистского течения. Не осознав еще своей самостоятельной роли, рабочее движение во главе с профсоюзами оказалось лишь приводными ремнями КПСС. Эту особенность в практических действиях безусловно следует учитывать. Политический нигилизм, возникший после распада КПСС, необходимо решительно преодолевать. Молодым людям следует активно включаться в партийное строительство, отстаивать в нем насущные интересы различных социальных слоев общества. Нельзя допустить, чтоб политические партии формировались на клановой или доктринерской основе. Если зарождающиеся сегодня новые политические партии не осознают необходимости функционирования самостоятельных, жизнеспособных профессиональных союзов, Россия рискует получить стихийные социальные взрывы, которые могут приобрести цепную реакцию. А этим-то уж обязательно воспользуются устроители оранжевых революций. - Партиям, которые вошли в Думу нового (пятого) созыва, одним из первых законов следует принять новый закон «О профсоюзах». Он на длительное время должен явиться барометром и регулятором отношений между властью и народом. По этому закону в России не должно быть ни одного работодателя (юридического лица), не заключившего на очередной год или ряд лет коллективный договор. Тогда у властей отпадет необходимость «плести» потребительские корзины, бюджетными подачками латать постоянно возникающие социальные дыры. - Необходимо основательно переработать Закон «Об акционерных обществах». Действующий сегодня закон написан и принят под диктовку тех, кто в начале 90-х годов ограбил народ и сконцентрировал в своих руках контрольные пакеты акций. Рядовые акционеры стали заложниками групповых интересов «контролеров». - Надо решительными правовыми действиями прекратить грабительское и хищническое использование сырьевых ресурсов России. Действующий Закон о недропользовании крайне несовершенен. Основной его недостаток в том, что он не нацелен на воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов, на прирост их запасов.
- Необходимо законодательным путем поднять с колен региональные средства массовой информации. Новый порядок финансирования региональных СМИ и сложившиеся нормы их взаимоотношений с местными властями, стали хуже всякой цензуры. Любое местное издательство, любой орган СМИ может быть экономически раздавлен, если что-то вякнет против местной власти. Региональные СМИ давно уже стали подсовкиными бабушками у местных властей. А это не только тормозит процесс формирования гражданского общества, но и пагубно действует на местную власть.
- Нужен специальный закон, регламентирующий деятельность чиновничества. Упование на моральные нормы сегодня уже бессмысленно. Чиновник должен отвечать по закону за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей. Инфантилизм чиновников тоже должен быть наказуем. Наша реальная действительность изобилует фактами, когда разработчики дырявых законов типа Закона о ЖКХ, о монетизации льгот, о пенсионной реформе и тому подобное, годами ходят во власти гоголями да еще и награды получают. В конце 90-х годов, когда заходила речь о необходимости повышения пенсий и зарплат бюджетникам, правительственные чиновники и думщики – рыночники говорили, что для этого нет финансовых источников. Сейчас, по свидетельству тех же «государевых мужей», у нас накоплены огромные финансовые и золотовалютные резервы. Правительство отдает их под смешные проценты в зарубежные банки. А нас постоянно пугает новым дефолтом и скачком инфляции. Я, как и миллионы других граждан, не могу разгадать этот кувыркающийся «ребус - Ваньку-встаньку» и задаю властям следующие вопросы: - Как может взвинтить инфляционный процесс повышение трудовых пенсий до необходимого уровня, когда потребительская корзина пенсионеров при любом раскладе ограничивается только теми товарами, которые в избытке лежат на прилавках? Хлеба больше, чем требует организм, старики не съедят и молока больше естественной нормы не выпьют. - Каким образом может повлиять на инфляцию обеспечение наших лечебных учреждений современной диагностической аппаратурой? Россияне «досрочно» уходят в мир иной не, потому что у них болезни иные, чем в цивилизованном мире, а во многом вследствие того, что наша диагностика и методы лечения остались в прошлом веке. - Почему нельзя направить часть средств из валютных резервов на строительство отечественных дорог? Эта мера создала бы новые рабочие места, способствовала развитию инфраструктуры городов и районов, снизила дорожную смертность и травматизм. Народ не находит ответов на эти и многие другие жизненно важные вопросы. А власть безмолвствует. Что, сама не знает ответов? Или за этим молчанием что-то скрывается? Заканчивая свои размышления о роли государства и о сущности власти в постперестроечный период, я остаюсь убежденным в том, что действующий механизм власти в нашей стране крайне не совершенен. Без нового мировоззренческого осмысления происходящего невозможно что-то кардинально или хотя бы существенно изменить в Российской системе власти. Само по себе является противоестественным состоянием, когда в богатейшей по своим сырьевым источникам стране, три четверти населения проживают в бедности, а 5 -7 процентов утопает в роскоши. Прошедшие в ноябре 2007 года предвыборные телевизионные дебаты претендентов в Государственную Думу продемонстрировали убогость общественных взглядов тех, кто стремится порулить страной. На вопрос ведущего: «Какую национальную идею вы могли бы предложить россиянам?», участники дебатов отвечали как плохо подготовленные к уроку школьники. А ведь это составляет сущность того, с чем только и можно идти во власть. Надо отбросить утопический тезис, что рынок отрегулирует все. Рынок не самоцель, а средство, и его еще надо создать. Правящей элите необходимо более ясно определить государственные приоритеты на целый ряд лет. Вывести их из демагогических деклараций в русло реальных действий. Для этого необходимо разбудить творческую активность масс. Практическими и решительными мерами Президента РФ, политических партий, необходимо вернуть веру простых людей в то, что путем внятных, глубоко продуманных и просчитанных реформ можно в относительно короткий срок (а не в неопределенный исторический период) вывести Россию на путь экономического и духовного подъема.
* * * Всё вышеизложенное не претендует на истину, а является лишь полемическими заметками автора, адресованными студенческой молодежи и активистам общественных движений.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.