На Кавказе сохранились родовые отношения и связанные с ними многовековые обычаи, традиции, характерологические особенности общинного строя, отличающие его от каких-бы то ни было других объединений людей.
В исследованиях дагестанских ученных М. Агларова, Ш. Ахмедова, В. Гаджиева, С. Гаджиевой, Р. Магомедова, Х-Ш. Хашаева и других община рассмотрена, главным образом, как социально-экономическая и правовая единица. В отличии от русской общины, дагестанская, сельская община в горах это объединение жителей одного аула. В Дагестане ее называют "джама-ат".
Для нашего исследования важен подход к сельской общине, как социальной группе, самостоятельной, замкнутой общности, воспроизводящей и передающей свой групповойопыт подрастающим поколениям.
Прежде чем рассмотреть особенности сельской общины Дагестана, в качестве воспитывающего фактора, дадим краткую справку о социально-экономических и нравственных функциях общины в жизни аула.
Эти функции несут в себе много "реликтовых" признаков. Прежде всего, община решает вопросы самоуправления в жизни населения села и строго определяет нравственные нормы, чаще всего продиктованные религиозными заповедями ислама и сложившимися обычаями каждого конкретного села. Эти обычаи определяются теми основными делами, которыми заняты его жители. В разных формах, как показывают исследования, самоуправляемая гражданская община существовала в каждом сельском населенном пункте в горах.
Попытаемся рассмотреть некоторые социально-педагогические функции джамаата, тухума (рода) и семьи.
Джамаат, состоящий из тухумов, выступал как единое юридическое лицо, обладающее правами на свою землю, вплоть до отчуждения или передачи в условное пользование любой ее части. Все вопросы, все внутренние дела решались на общем собрании общины на сходе. Его сила держалась на внутреннем единстве людей. Отсюда его главной заботой становилось поддержание мира и порядка на своей территории. Жизнедеятельность джамаата из поколения в поколение держалось на его постоянной политике согласия и примирения.
В общине действовали привычные для людей простые правила общения между собой и взаимоподдержки. Этому содействовала цементирующая роль тухумов, из которых состояла община. Исключительное значение придавалось соблюдению таких этических норм, как добропорядочность, уважительное отношение к старшему, забота о детях, гостеприимство, проявления милосердия и отзывчивости. Самым решительным образом пресекались противоправные действия - уклонения от исполнения духовной обрядности, сквернословия, пьянство, курение, воровство, обман. Об этом свидетельствуют рассказы старожилов из разных аулов Гунибского района. "У нас в селе воровства, преступности раньше не было, если такое случалось, то это было позором для всего села. Не только семья совершившего проступок, все село принимало решение о его наказании" (А. Назарова, с. Салта). "Если в роду или в семье был человек, совершивший аморальный поступок, тень ложилась на потомков на десятилетия. В Дагестане раньше страшно было не то, что тебя посадят в тюрьму, а то, что от тебя отвернется все общество. Общественное порицание было высшей мерой наказания для человека (П. Хабибов, с. Согратль). Существовала народная этика, нравственные нормы которой нельзя было нарушать. За их соблюдением следили члены рода, сельской общины.
Тухум - род, древняя форма организации кровнородственных объединений горцев. По традиции каждый горец принадлежит к тому или иному роду. Образное выражение понятия "тухум" отразилось в аварской пословице: "Дерево держится корнями, а человек тухумом". Существуют разные мнения ученых-исследователей, историков, этнографов относительно происхождения понятия "тухум"- М.М. Агларов, М.М. Ковалевский, Р.М. Магомедов, Х-Ш. Хащаев и др.
Наше внимание к этому объединению объясняется тем, что в основе родовых отношений заложены семейные отношения со множеством их проявлений: между отцом и матерью, коренной семьей и вновь образовавшейся, кровниками и теми людьми, которые в силу обстоятельств стали членами рода. Кроме того, по дагестанским обычаям, отношение общества к личности опосредовалось тухумом.
Следует заметить, что близкие и дальние родственники должны были происходить по отцовской линии, что сохранилось до сих пор. Тухум был строго патрилинейным.
От представителя одного тухума мог образоваться другой при его переселении в другое место. Род делился на более мелкие подразделения: очаги, дома, тесно связанные между собой сознанием общности происхождения и объединением для решения общественных дел в единую организацию.
При подобной структуре понятие "Дом" в горах Дагестана включает в себя множество оттенков, связей человека с другими. Происхождение человека от одного Дома приобрело название "люди одного дома" (название, укоренившееся до сегодняшнего дня).
Таким образом, тухумы являлись живыми клетками общины, через них община упорядочивала межтухумные отношения, выступала как арбитр, примиряла стороны в случае кровной мести. Анализ социальных функций рода дает основание считать, что процесс воспитания определяется той системой ценностей, которая в нем сложилась. Гуманистическая направленность нравственного развития детей заключается в воспитании у них человечности. Ребенка с ранних лет учили, что он должен, прежде всего, быть, человеком. Народный поэт Дагестана Р. Гамзатов в книге "Мой Дагестан" приводит образцы надписи на могильной плите: Он мудрецом не слыл, И храбрецом не слыл. Но поклонись ему Он человеком был.
И еще широко распространена пословица: "Человеком родился, человеком умру". Есть у горцев правило: "продай поле и дом, потеряй имущество, но не потеряй в себе человека". Об ауле, где нет порядка говорят: "Человека там нет"
В жизни рода оберегаются, сохраняются и передаются из поколения в поколение традиции формирования нравственного облика человека. Его нравственная ценность определяется местом его в обществе, отношением его к окружающим и окружающих к нему.
Воспитательная роль тухума имеет множество аспектов: род выполняет функцию морального регулятора, ценностно-ориентационную; функцию защиты членов рода, заботы о них и подготовки мужского населения к этим обязанностям; юридического, законодательного объединения; семейную функцию по воспроизводству поколения.
Мы не выделили социально-экономическую и хозяйственную функции, ибо их роль в тухуме сопровождающая к вышеназванным. Главной функцией, как видно из специальной литературы и анализа суждений старейшин,
являлась морально-этическая, регулирующая осуществление всех остальных.
Функция морального регулирования действует в общественной жизни, как естественная норма отношений соседа с соседом, соседи наблюдают за детьми друг друга, за нравственностью молодых людей, особенно девушек и женщин. Общественное мнение регулирует систему ценностей, принимаемых аулом (как материальных, так и духовных).
Таким образом, принцип регулирования в своих основополагающих характеристиках реализуется как естественное основание целесообразной жизни.
В горных аулах в формировании ценностных ориентации ребенка важную роль играет общественное воспитание. Традиция общественного воспитания, в основном осуществляется на годекане - специальная площадь в ауле, на которой в свободное от работы время собирается все мужское население.
На годекане соблюдается традиционный порядок: существуют почетные места для аксакалов, для семейных мужчин, для молодых и подростков. До вывода на годекан детей учат в семьях, как вести себя там, кого и как приветствовать, как выражать соболезнование, как приглашать в гости, проявлять Л внимание гостям, к старшим, безотказно выполнять любую просьбу последних.
Уезжая куда-нибудь человек на годекане прощался, получал наставления, нравственные наказы, при возращении с ним здоровались.
Таким образом, годекан в понятии горцев - своего рода клуб трибуна,
своеобразная школа на открытом воздухе, школа нравственного воспитания. Сюда не допускались те, которые не соблюдали адаты. Молодежь здесь имела возможность видеть и хорошее и плохое, наблюдать за взрослыми, их по- , ступками и поведением.
Нахождение в составе тухума, вера в него и в то, что это родные и близкие, придает каждому горцу надежность, устойчивость, защищенность от любых посягательств со стороны. Узы тухумного родства являются мощным фактором, взаимной поддержки и помощи друг к другу. Таким образом, община для своих членов создает духовную и социальную защиту от жестких воздействий и влияний микросреды, но не "воздействует" и не "формирует". Ей свойственен гуманизм отношений, она создает условия, необходимые для самореализации и самоопределения личности, для развития природных задатков и способностей каждого.
Вместе с тем, исследуя устойчивость традиций тухума и общественного воспитания, мы обнаружили ряд противоречий процесса их функционирования: во-первых, законы и традиции рода не соотносятся с требованиями государственных структур, во-вторых, самобытность культуры начала растворяться в новых ориентирах молодежи на ценности массовой культуры: в итоге ослабло значение родовых решений, так как им противостояли государственные структуры, где более молодые и менее авторитетные люди давали свои предписания старожилам, а это расшатывало устои рода и традиции народа.
Попадая в сферу государственности, горский ребенок оказывается перед этими противоречиями. Его опыт жизни в системе родовых отношений затрудняет процесс адаптации к школьной жизни. Замкнутость среды, основанная на подчинении тухуму приходит в некоторое противоречие с более широкой средой, основанной на иных нравственных принципах, диктуемых общепринятыми государственными положениями. Анализ полученных данных дает основание полагать, что переход ребенка от отношений, замкнутой среды обитания к отношениям гражданского порядка, развивающих личностные начала в человеке, создает двойную систему ценностей и человек выбирает, когда какой системой пользоваться, т.е. он не имеет принципиально очерченной позиции. В итоге им легко управлять.
Сложность заключается в том, что гражданские отношения не существуют вне государственных, и в условиях Дагестана ребенок должен усвоить ту систему государственности и соответствующих требований, которые необозримы для него, и часто глубоко чужды в силу того, что он никуда не выезжает дальше своего села; формируя те или иные свойства и качества личности, учитель в государственной системе школы вольно или невольно разрушает родовые отношения.
А потому психологическое состояние, сопутствующее формированию гражданских чувств и государственного мышления не имеют ровного, последовательного развития, а приобретает скачкообразный противоречивый характер. Очевидным является противоречивое взаимодействие социальных ролей, которые выполняет одна и та же личность. Так учитель и ученик в школе реализуют разные роли, а за ее пределами оба живут родовыми отношениями. Социальная ситуация развития на каждом возрастном этапе обостряется открытыми противоречиями. К моменту окончания школы молодой человек осваивает суть ее социальных требований, но через некоторое время, переезжая на учебу, работу в другие места, осваивая образ жизни людей другой среды, он теряет корневые истоки собственных традиций.
Народный поэт Дагестана Р. Гамзатов пишет: "Был случай с Абуталибом в городе. Принес он часовщику исправить часы. Мастер в это время был занят починкой часов сидящего рядом же молодого человека.
- Садись, (сказал часовщик Абуталибу).
- Да, у тебя люди, я вижу. Зайду в другой раз.
- Где ты видел людей? - удивился часовщик.
- А этот молодой человек? - Если бы он был человеком, он сразу встал бы, как только ты вошел, и уступил бы тебе место
Как видно из этого примера, в ситуации нет поучения просто обычный часовщик говорит притчей, понятной молодому человеку, что он нарушает обычай уважительного отношения к старшему. Сегодня все больше становится таких случаев, как с Абуталибом. Все это обращает нас к чрезвычайно важной проблеме социальной адаптации молодого человека к условиям гражданской жизни и государственной организации. И, если учесть, что под качеством личности понимается "сплав мотивов и способов поведения" (Л.И. Божович), то трансформация мотивов, происходящая в социальной жизни, порождает побуждения, разрушающие сложившиеся способы поведения, и деструктирует личность. В целом воспитание в семье, в общине - это диалог поколений, в котором происходит непосредственное взаимодействие конкретных личностей и воспитательная эффективность которого определяется именно тем, что за личность в каждом, с кем вступают во взаимодействие. Все традиции народов Дагестана, связанные с заботой о детях, непосредственно нацелены на подготовку такой смены старшим поколениям, которая будет крепить семью, хранить традиции своего народа и его культуру.