Реферат по предмету "Педагогика"


Психологический дневник самонаблюдения

Дата Предмет Тема урока Анализ собственной педагогической деятельности и психической деятельности практиканта.
31.01.06 Биология Распространение плодов и семян Я считаю, что мне удалось реализовать намеченные мной цели. Это был первый мой урок, перед ним я сильно волновался. Материал, который я должен был объяснять на этом уроке, был мной хорошо отработан и на этапе объяснения я не волновался. Речевое оформление было логичным, доступным, материал я объяснял эмоционально. Внимание распределять мне было довольно трудно. Перемещения по классу я применял во время самостоятельной работы учеников для активизации их работы. Несколько раз приходилось применять такую меру, как стук указкой об письменный стол, для установки дисциплины. Вовлечению всего класса в работу мне мешало то, что с классом еще не знаком хорошо. Временные рамки соблюсти удалось. Урок вести было интересно и им я удовлетворен. 03.02.06 Биология Химический состав растений Целью урока было сформировать понятие химического состава растений и единства химического состава всего живого на Земле. Перед уроком я ощущал довольно сильное волнение. В том, что я знаю материал у меня сомнений не было, и к тому же за день до урока мы разбирали с учителем-предметником материал, который я должен был объяснят классу. Еще до начала педагогической практики, я решил, что буду учиться вести классический урок. С первой минуты урока волнение прошло. Я считаю, что на этом уроке я реализовал намеченные цели. На выбор приемов обучения повлияли прежде всего возрастные особенности класса. В силу того, что у меня 6 класс, детей необходимо не только мотивировать на изучение материала, но и заставлять работать. Т.е., работать с учебником, размышлять над проблемными вопросами. Хочу заметить, что именно учитель объяснил мне, что эти приемы наиболее действенны в данном классе. Сделанный выбор я считаю удачным, т.к. мне удавалось вовлечь в работу весь класс. Однако сложнее всего было вовлечь в работу детей, которые не только не заинтересованы в изучении биологии, но и откровенно не любят ее. С их стороны наблюдалось не внимание и часто приходилось их «одергивать». Речевое оформление я считаю вполне логичным, доступным для данного возраста учащихся; урок я старался вести эмоционально. По моему мнению, слова-паразиты в моей речи практически не проскакивали. К сожалению, соблюсти временные рамки урока не удалось, т.к. не хватило времени, чтобы закрепить полностью пройденный материал. Объяснить это я могу тем, что был слишком большим по времени опрос. В целом уроком я удовлетворен и мне было вести его интересно. Урок вызвал у меня положительное настроение, т.к. получилось все гораздо лучше, чем я предполагал. 07.02.06 Биология Минеральное питание растений. Целью урока было дать понятие детям о минеральном питании растений. На уроке в основном были задействованы методы наглядности (демонстрировал опыты). До начала урока и во время опроса (в начале урока) я волнения не испытывал. Но уже в начале изучения нового материала мне пришлось поволноваться. Проблемы возникли, когда я стал демонстрировать опыты: было очень сложно делать опыт и тут же его комментировать и плюс ко всему, следить за дисциплиной в классе. На этом этапе в речь вклинивались слова-паразиты, терялась эмоциональность. Хочу отметить, что ученикам было интересно работать на уроке и даже нравилось. Им понравились превращения веществ в ходе опытов и наверно больше всего, что работал учитель, а дети смотрели и лишь, потом делали выводы. Свидетельствовали об этом возгласы удивления и интерес на лицах учеников. Соблюсти временные рамки удалось. В силу того, что опытов было много, я торопился, и поэтому после закрепления еще осталось время. Здесь я слегка растерялся, но у меня были припасены на этот случай интересные вопросы и загадки. Считаю, что цели, которые я ставил перед собой – достигнуты. 10.02.06 Биология Фотосинтез Цели, какие я ставил перед собой, удалось выполнить. Дети хорошо работали, и материал их заинтересовал. Было заметно, что дети знакомы с этим процессом. Урок я вел эмоционально, чередовал объяснение с самостоятельной работой учащихся. Часто ставил перед детьми проблемные вопросы. Временные рамки на этапе объяснения нового материала соблюсти удалось, но на закрепление, к сожалению времени не осталось. Была мной допущена одна фактическая ошибка, которую я к сожалению сам заметить не смог, мне о ней сообщила учитель биологии. Урок произвел на меня хорошее впечатление, после него у меня было приподнятое настроение. 21.02.06 Биология Контрольная работа В течение всего урока дети выполняли контрольную работу, и моей функцией было следить за дисциплиной. 24.02.06 Биология Дыхание растений Поставленные цели были достигнуты мной на уроке. Удалось сформировать понятие дыхания растений у учеников и отличие этого процесса от фотосинтеза. Ученики с удовольствием определяли различия, пытались грамотно формулировать выводы. Урок проводил я эмоционально, речь свою считаю грамотной. Волнения не испытывал. Мне удалось вовлечь в работу почти весь класс, этому способствовали такие особенности, как комбинирование объяснения материала с самостоятельной работой учащихся с учебником и рабочими тетрадями. Детям очень нравятся занимательные проблемные вопросы. По окончании урока, настроение свое я расцениваю как приподнятое. Удалось соблюсти временные рамки. О том, что детей удалось заинтересовать, говорит тот факт, что во время объяснения материала, приходилось иногда бороться с коллективными хоровыми ответами и напоминать ученикам, что следует прежде поднять руку. 28.02.06 Биология Испарение воды растениями. Листопад. Перед уроком я сильно волновался, т.к. он был зачетным и пришел методист. Однако и сам урок по этой причине мной был отработан более детально. Во время урока дети вели себя хорошо, проблем с дисциплиной не было. К сожалению, соблюсти временные рамки мне не удалось, этап закрепления я не успел провести. Урок оставил хорошее впечатление, и настроение мое после него было хорошее. Урок, как всегда, я старался вести эмоционально, и более бдительно следил за грамотностью своей речи. Детей удалось вовлечь в работу. Они с интересом обсуждали вопросы, которые я им задавал, спорили и аргументировали свое мнение. 03.03.06 Биология Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Цели, поставленные мной, были достигнуты частично. Материал был очень сложный для понимания учениками и требовал применения знаний, приобретенных на прошлых уроках. Кроме того, на уроке предполагались объемные и сложные опыты, на которые просто не хватило бы 40 минут. Я заметил, проведя краткий фронтальный опрос в начале урока, что не все дети хорошо усвоили и осмыслили материал прошлых уроков. Было видно, что запоминают они то, что им задаешь на следующий урок, а потом все забывают. Урок как - то сразу не пошел. Приходилось часто останавливаться и объяснять по несколько раз одно и тоже явление или процесс. Я волновался, т.к. урок пошел не так, как было мной задумано. Временные рамки соблюсти не удалось. Сложно было следить за дисциплиной, т.к. когда я объяснял, дети в принципе не были загружены работой, и поэтому часть класса (а именно те дети, которые не любят биологию) отвлекалась. Пришлось взять у нескольких детей дневники для замечаний и иногда говорить на повышенных тонах. Уроком я не удовлетворен, хотя я очень старался, чтобы он прошел хорошо. Впечатления неприятные и считаю, что урок я провалил, хотя это уже восьмой мой урок. 07.03.06 Биология Прорастание семян Провел урок в 6в классе. Цели, поставленные мной, были достигнуты. Класс сам по себе является очень спокойным. Сложность состояла в том, чтобы заставить детей работать. На проблемные вопросы искали ответ только три ученика. Урок я вел эмоционально, однако интереса детей к материалу и предмету в целом я не видел. Удалось добиться активной работы учащихся ближе к концу урока (на стадии закрепления). Волнения я не испытывал. 07.03.06 Биология Прорастание семян Провел урок в 6б классе. Цели урока были мной почти достигнуты. Не удалось закрепить пройденный материал, т.к. уроки были сокращенными (30 минут). Класс хорошо работал. Активно принимал участие в обсуждении проблемных вопросов. Мне удалось заинтересовать детей, о чем свидетельствовали их вопросы. Считаю, что урок я вел эмоционально. 07.03.06 Биология Прорастание семян
Провел урок в 6а классе. Цели, которые я поставил, удалось воплотить. Класс активно работал, т.к. я у них уже провел много уроков и они меня хорошо знали. Урок я вел эмоционально. Удалось заинтересовать детей. Волнения я не испытывал, а было чувство усталости, т.к. три урока за день я еще не вел. После урока я испытывал чувство удовлетворения и радости. Вопросы ЭИС ЭМС РИС
РМС 1. Вы составляете подробный план урока? Нет √Да Нет √Да 2. Вы планируете урок лишь в общих чертах? Да √Нет Да √Нет 3. Часто ли Вы отклоняетесь от плана урока? Да Да Да √Нет 4. Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала? Нет √Да √Да √Да 5. Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала? √Да √Да Нет Нет 6. Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения? Нет √Да √Да √Да 7. Часто ли Вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения? Нет √Да √Да √Да 8. В процессе опроса много ли времени вы отводите ответу каждого ученика? √Нет √Нет Да Да 9. Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов? √Нет Да Да Да 10. Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ? √Нет √Нет Да Да 11. Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении? √Да √Да √Да Нет 12. Вы часто меняете темы работы на уроке? Да Да √Нет √Нет 13. Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала? Да Да √Нет √Нет 14. Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся? √Да Нет Нет Нет 15. Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса? Нет √Да Нет Нет 16. Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести вас из равновесия? √Да √Да Нет Нет 17. Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся? Да Да √Нет √Нет 18. Вы всегда укладываетесь в рамки урока? √Нет √Нет Да Да 19. Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник? Нет √Да Нет √Да 20. Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ? Нет √Да √Да √Да 21. Резко ли отличаются ваши требования к сильным и слабым ученикам? Да √Нет √Нет √Нет 22. Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы? √Да √Да √Да Нет 23. Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы? √Нет Да √Нет Да 24. Часто ли Вы контролируете знания учащихся? Нет √Да Нет √Да 25. Часто ли Вы повторяете пройденный материал? Нет √Да √Да √Да 26. Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися? Да √Нет √Нет √Нет 27. Как Вы думаете, учащимся обычно интересно у вас на уроках? √Да √Да √Да Нет 28. Как Вы думаете, учащимся обычно приятно у вас на уроках? √Да √Да √Да Нет 29. Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока? √Да √Да √Да Нет 30. Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания? Нет √Да Нет √Да 31. Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке? Нет √Да Нет √Да 32. Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке? Нет √Да Нет √Да 33. Вы часто анализируете свою деятельность на уроке? Нет √Да Нет √Да 13√ 26√ 16√ 19√ Заполнив вопросник, я выяснил, что для меня характерен эмоционально- методичный стиль. Я согласен с тем результатом, который я получил, заполнив вопросник. Не стану отрицать, что при подготовке к уроку я изучал материал, который должен был объяснять, продумывал, какие вопросы у учеников могут возникнуть (чтобы дети не поставили на уроке меня в тупик), т.о. уровень своих знаний я оцениваю как высокий. Методы я также хорошо продумывал и консультировался с учителем-предметником о правильности их выбора. Требовательность также для меня характерна, т.к. при проверке знаний учеников я пытался услышать от них не заученный материал из учебника, а добиться понимания проблемы. Мне удавалось на уроках вызывать интерес учеников к предмету, в этом мне помогали продуманные проблемные вопросы, а также занимательные задания из дополнительных источников литературы.
Сопоставив данные вопросника с дневником самонаблюдения, я понял, что да, мое настроение часто зависело от подготовленности учеников к уроку. На уроках я допускал такую ошибку, как вызывал к доске тех учеников, которые интересуются биологией (мне было приятно слушать их ответы). Но если ученик плохо отвечал, я очень расстраивался. Часто при ответе ученика у доски, я не задавал наводящих вопросов, а предпочитал посадить ученика на место и самому ответить на вопрос (на что мне и указывал учитель-предметник). В течении практики я пытался исправить свои недостатки. В некотором роде, я считаю, мне это удалось. Я заставлял себя до конца выслушать отвечающего, пытался задавать наводящие вопросы. Однако здесь я столкнулся с такой проблемой, как дробление вопросов. Я думаю, что следует чаще хвалить детей и менее требовательно подходить к их знаниям, учитывая возрастные особенности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.