Содержание
Введение
Глава 1. История технологий женского образования в мире
1.1. Становление женского образования на Руси
1.2. Развитие женского образования в странах Европы
1.3. Противоречия женского образования в России XIX в
1.4. Проблемы женского профессионального образования в России XIX в
1.5. Проблемы получения высшего образования в дореволюционной России
Выводы
Глава 2. Технологии женского образования в ХХI веке
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Изменения, происходящие в последнее десятилетие практически во всех областях нашей жизни, коснулись и проблем воспитания подрастающих поколений. Гуманистическая стратегия педагогики нашего времени обусловила широкие возможности для развития вариативных образовательных учреждений, отвечающих запросам всех слоев населения. Возникают попытки теоретического обоснования раздельного обучения мальчиков и девочек, а также организации мужских и женских школ. В этой связи появляется необходимость более глубокого изучения имеющегося исторического опыта женского образования в нашей стране.
Образование является одним из прав человека и важнейших средств достижения таких целей, как равенство, развитие и мир. Недискриминационное образование приносит пользу как девочкам, так и мальчикам и тем самым в конечном итоге способствует развитию более равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Равенство в доступе к образованию и возможность его получения необходимы для того, чтобы большее число женщин становилось активными участниками преобразований.
Женское образование - самостоятельная отрасль образования, возникшая в связи с неравноправным общественным положением женщины.
Долгое время считалось незыблемым, что место женщины - у домашнего очага, под покровительством отца или мужа, и образование может лишь испортить её характер. В связи с этим к женскому образованию относились неоднозначно, что обусловило появление ряда проблем в этой области.
Проблема образования женщин становится все более актуальной по мере вовлечения в трудовой процесс большего количества женщин. Образование женщин на всех этапах развития истории играло большую роль и являлось предметом пристального внимания.
В арсенале историко-педагогических исследований по женскому образованию существует достаточно много работ.
В советский период общие и частные проблемы женского образования исследователи Н.А. Зиневич, В.П. Лапчинская, К.И. Львов, Н.И. Молодых, Ф.Ф. Шамахов, работы которых послужили основательной базой для последующих исследований данной проблематики.
Среди современных исследований по проблеме женского образования следует отметить следующие работы: Модзалевского Л.Н. «Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней» [11], Евстратова А. И., Никонов И. И. «Развитие высшего женского образования в России в ХIХ веке» [6], Москалева М. Ю. «К вопросу о концепции женского образования в России во второй половине ХIХ — начале ХХ века»[12], Пушкарева Н. Л. «Первые российские женщины-ученые», Симонова М.В. «Проблема женского образования во второй половине XIX века [17].
Замечательна в этом плане книга Юровской Э.П. «Проблема женского образования в России XVIII в. и педагогические идеи Дж.Локка» [29], в которой наиболее полно раскрываются проблемы начального, среднего и высшего образования женщин в дореволюционной России.
Исследованию отношения к женщине в мире и к женскому образованию в частности посвящены работы Лабутина T.Л. «Ранние английские просветители о роли и месте женщин в обществе» [30], Рябова Т.Б. «Женщина в истории западноевропейского средневековья» [15], Шинелевой Л.Т. «Женщина и общество» [27], Миронова В. «Проблемы образования в современном мире и философия» [31], и др.и др.
Цель данного исследования – изучение проблем женского образования в истории педагогики.
Согласно цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю становления женского образования на Руси;
2. Выявить противоречия женского образования XIX в;
3. Охарактеризовать проблемы получения профессионального и высшего образования в России XIX в;
4. Выявить основные тенденции развития женского образования в ХХI веке.
Глава 1. История технологий женского образования в мире
1.1. Становление женского образования на Руси
Первые сведения об обучении девочек в России относятся к 11 в. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок. В первой половине 16 века митрополит Данил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но мирянам - «отрокам и девицам» [1,29].
На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход начиная с XIV века. Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Содержание образования, как и в учебных заведениях Запада, составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум). Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы – например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях [11,23].
Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия (как известно, в это время погибла большая часть древнерусских рукописей) отразился и на образовании. Из в основном светского оно стало почти исключительно духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли в это время (XIII–XV вв.) роль хранителей и распространителей российского образования.
Укрепление Московского государства повлекло за собой и некоторый подъем образования. С одной стороны, стали возникать многочисленные приходские и частные школы, где обучались грамоте и счету дети не только духовенства, но и ремесленников и купцов; с другой – была создана и закреплена решениями Стоглавого собора (1551 г.) система православного образования.
С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование.
Именно просветители сыграли важную роль в деле пропаганды идеала образованной женщины. Своими произведениями, а также проектами реформ они внесли весомый вклад в становление женской образовательной системы.
По мнению современного западного историка Рошель Дж. Ритгалда, "Россия в то время была пионером в вопросах женского образования, политического равноправия женщин, а также женских организаций" [30,13]. Так, основателем "Воспитательного общества благородных девиц" был Бецкий И.И. По велению императрицы Екатерины II было открыто в России первое государственное учебное заведение для благородных девиц, которое вошло в историю под названием "Смольного института". Императрица Мария Федоровна была инициатором открытия Мариинского института для лиц недворянского сословия.
В конце XVIII - начале XIX века начали открываться училища (Ордена св. Екатерины в Петербурге (1798 г.), Святой Екатерины в Москве (1803), Царскосельское духовное училище (1843). Начало XIX века характеризуется появлением благотворительных учебных заведений (Дом Трудолюбия для 50 воспитанниц бедных сословий в Петербурге (1806 г.) [8,35].
Историю женского образования в России принято отсчитывать от екатерининского указа о создании Смольного института, ставшего первым из нескольких десятков имперских заведений, навсегда изменивших облик российской женщины. В указе очень четко описывалась цель нововведения: не только дать шанс на достойное замужество девицам из обедневших благородных семей, но и «преодолеть сопротивление веков, дать народу своему новое воспитание и, так сказать, новое порождение» [11,39].
Проблема женского образования занимала особое внимание Екатерины Великой. Девочки в России получали кое-какое домашнее образование, но, по существу, оставались безграмотными. Школ было крайне мало, учителями были либо приходские дьячки, либо низкопробные французские "репетиторы", приезжавшие на заработки в Россию.
Екатерина внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. Например, в России XVIII века были хорошо известны труды Яна Амоса Коменского, Фенелона, «Мысли о воспитании» Локка. Отсюда, кстати, новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил, по определению П.Н. Милюкова, «из уважения к правам и свободе личности» и устранял «из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения» [29,134].
У Екатерины была мысль "сделать из Смольного очаг светской культуры". Обучение в нем должно было обеспечить девушкам достаточно глубокие знания.
Прогрессивным явилось то, что в Смольном институте имелись дворянское и мещанское отделения. Здесь девушки получали систематическое образование: их учили новым языкам, литературе, Закону Божьему, алгебре, геометрии, физике, географии, естественной истории, танцам, рукоделию и домоводству.
Именно "благодаря Екатерине II в русской семье впервые появилась образованная женщина и внесла в это последнее убежище дедовских предрассудков струю свежего воздуха и света". Это были смолянки, которые "привносили в незнакомую и часто совершенно дикую жизнь высокий нравственный склад и живые умственные интересы" [29,137] .
В 1754 были учреждены первые акушерские школы в Москве и С.-Петербурге, а затем и в других городах; одновременно возникли частные женские пансионы, содержавшиеся иностранцами. Началом общественного женского образования принято считать 1764, когда в С.-Петербурге по проекту И.И. Бецкого было основано Воспитательное общество благородных девиц и при нём отделение для девиц мещанского звания. С 1786 создавалась сеть начальных школ совместного обучения, однако до 1796 в них обучалось лишь 12,5 тыс. девочек, что в 13 раз меньше, чем мальчиков.
Огромная роль в распространении женского образования в России принадлежит императрице Марии Фёдоровне.
Сам взгляд на женское образование у Марии Фёдоровны был принципиально иным, чем в екатерининскую эпоху: с одной стороны, был уже накоплен некоторый опыт, с другой - новая эпоха диктовала менее умозрительный и схематичный, но более реалистичный подход к делу.
Императрица, помимо уже существовавшего Смольного института, учредила Воспитательный дом (1797), Мещанское училище (1797), училище ордена св. Екатерины (1798) и др. Она продумала не только сам процесс воспитания девочек: практичная немка хорошо представляла себе, какое именно будущее ждёт взрослую девушку - выпускницу учебного заведения. В инструкциях начальнице Московского Екатерининского училища Мария Фёдоровна, заботившаяся об особом подходе к каждому, писала: "надо стараться, чтобы воспитанницы привыкли к мысли о бедности , многие из них будут жить в деревне, у некоторых есть родители, не получившие хорошего воспитания, но нужно приучаться жить с людьми всякого рода" [6,256].
Главнейшей задачей Мария Фёдоровна считала воспитание матери. Главной целью образования девочек провозглашалась необходимость воспитания "добрых супруг, хороших матерей и хороших хозяек" - вместо екатерининской книги "О должностях человека и гражданина" девочкам стали читать "Отеческие советы моей дочери" . В это время в общественном сознании утверждается представление о важности воспитания и образования детей, в котором главную роль играет семья, в особенности - мать. Ориентация на семью при получении образования в институте была основной темой воспитания и таковой она сохранялась на всё время существования института.
К концу 18 века существовало особое ведомство учреждений императрицы Марии, в ведении которого находились Институт благородных девиц и другие женские учебно-воспитательные учреждения, воспитательные дома, сиротские институты.
Учебные планы и программы тех и других немного отличались друг от друга (в Мариинских были ниже). Женские гимназии имели семь классов и восьмой, дополнительный (педагогический) класс. Права поступления в университет женские гимназии не давали [6,295].
Женские прогимназии имели четыре класса и соответствовали первым четырем классам женских гимназий.
"Институтка" - устойчивый литературный образ, который долгое время царил в жизни и на страницах книг. Основной тип образованной женщины 30 - 40 годов XIX века - это рачительная хозяйка, воспитывающая своих детей, а не просто светская красавица. Пусть таких женщин и было совсем немного, но фактом жизни становится то, что женщина встаёт наравне с образованным мужчиной, являясь его собеседницей, соучастницей духовной жизни.
С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Однако в условиях крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся [18,93].
В 1-й половине 19 в. женское образование строилось по сословному принципу. Для девочек привилегированных сословий предусматривалось "светское" образование, для дочерей низших военных и гражданских чинов, купцов, ремесленников – главным образом профессиональное образование. Создавались закрытые духовные учебные заведения и епархиальные училища (полузакрытые). В Ведомстве учреждений императрицы Марии (ВУИМ) сложилась система закрытых женских учебных заведений.
В начале 60-х гг. был сделан шаг вперед в отношении женского образования. 10 мая 1860 года было утверждено «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения» [6,287].
Женские училища имели целью «сообщить ученицам то религиозно-нравственное и умственное образование, которое должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей супруги и матери семейства». Принимали в женские училища девочек всех сословий. Число женских училищ было невелико. В 1870 году по всей России было всего 37 женских училищ первого разряда и 94 училища второго разряда. В 1870 году они были преобразованы в женские гимназии и прогимназии.
В 1870 гг. было издано «Положение о женских гимназиях». В зависимости от того, какое ведомство открывало и содержало женские гимназии, они делились на женские гимназии министерства народного просвещения (так называемые министерские) и женские гимназии ведомства учреждения императрицы Марии (так называемые мариинские женские гимназии).
В конце 19 в. получило развитие среднее специальное женское образование - сельскохозяйственное, коммерческое, техническое и др. Педагогическое образование женщин осуществлялось в пепиньерских классах и педагогических классах женских институтов. Первые педагогические курсы были созданы Вышнеградским в 1863. Педагогические классы открывались при министерских Мариинских частных гимназиях и епархиальных училищах. Создавались женские школы и семинарии земствами и частными лицами.
В конце 1860-х гг. женское образование стало на твердую почву. Девушки, окончившие курс в гимназиях, могли даже преподавать в младших классах, но не имели возможности получения высшего образования. Между тем молодые учительницы скоро почувствовали большие пробелы в своих познаниях и поняли, что гимназия — только начало, а не конец ученья [6,289].
К 1911 система среднего женского образования в России складывалась из бессословных открытых учебных заведений (гимназии МНП, гимназии ВУИМ, частные гимназии) и сословных учебных заведений (институты, епархиальные училища и училища духовного ведомства). Имелись также открытые учебные заведения, дававшие неполное среднее образование: прогимназии МНП, мариинские училища ВУИМ, небольшое число женских городских училищ. С 1912 открывались высшие начальные училища, которые могли быть раздельными и смешанными.
Итак, женское образование в России складывалось на протяжении нескольких столетий.
1.2. Развитие женского образования в странах Европы
Первые женские начальные школы в некоторых странах Европы возникли в 16—17 вв. Цель их была ограниченной — обучение и воспитание будущей жены, хозяйки и матери. Учились в этих школах девочки из имущих классов. Развитие машинного производства и массовое применение женского труда в промышленности вызвали необходимость дать женщине хотя бы элементарное образование в начальных школах.
Во 2-й пол. 19 в. в наиболее развитых странах возникло небольшое число не только средних, и высших женских учебных заведений. Однако объём знаний в женских учебных заведениях был значительно меньшим, чем в мужских. Сохранялось неравноправное положение женщины в обществе. Затруднен был путь к получению профессионального образования. Из-за этого женщина-труженица обрекалась на неквалифицированную или малоквалифицированную работу в ограниченном кругу женских профессий. Одной из острейших проблем, связанных с правом женщины па труд, в европейских странах оставалась дискриминация женщин в области образования [2,65].
В Германии женские начальные школы возникли в период Реформации. В 1555 во Фрейбурге и др. городах были открыты женские школы повышенного типа, но они просуществовали недолго и возродились в отдельных городах лишь в конце 17 в. В конце 18 в. открываются в ряде городов женские средние учебные заведения, но их было мало и они не давали права поступления в высшие учебные заведения. В середине 19 в. стало допускаться совместное обучение мальчиков и девочек в начальной школе.
В середине XIX века многие страны охватило движение женщин за равноправие и свободный доступ к образованию.
Во второй четверти XIX в. требования феминисток в разных странах стали облекаться в форму общественных компаний и акций. Поначалу на первом месте в Европе и США стоял вопрос о доступе женщин к высшему образованию (в Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке, где было мало грамотных женщин, вопрос о женском образовании поднимался мужчинами) [8,59].
Луиза Отто Петерс - одна из основательниц «Всеобщего германского женского союза» (1847). В своих выступлениях ее сторонницы требовали для женщин политических свобод, права на образование и работу, экономической независимости, права голосовать. Луиза Отто Петерс добилась разрешения посещать девушкам неполные женские школы с последующим обучением в частных школах и пансионатах семейного типа. В 1850 г. в Гамбурге были открыты воскресные школы.
Так, в 1857 г. было разрешено женщинам присутствовать на лекциях в Петербургском университете, а в 1895-1896 гг. в университетах Гёттинга и Берлина в качестве вольнослушателей. Затем последовал очередной запрет властей на присутствие женщин в высших учебных заведениях (особенно медицинских и юридических). Реакцией на запрет властей стало создание частных женских кружков.
В Германии при содействии женского движения "Реформа" в 1889 году были открыты женские гимназии и университеты.
К 80—90-м гг. 19 в. в Германии сложилась следующая система женского образования: начальная школа, совместная (городские училища для девочек в возрасте от 6 лет до 15 лет) и средние учебные заведения («повышенные женские школы») для привилегированных классов, которые тем не менее не давали нрава поступления в университет.
Высшими женскими учебными заведениями были открытый в 1867 лицей Виктории в Берлине и частные высшие женские курсы в нескольких городах. Если в конце 60—70-х гг. женщины некоторое время допускались в университеты, то затем посещение университетов им было запрещено до начала 90-х гг [2,59].
Во Франции еще при феодализме, помимо начального, осуществлялось повышенное женское образование в монастырях для девушек дворянского сословия, где они обучались хорошим манерам, изящным рукоделиям, музыке, пению, поэзии и воспитывались в духе благочестия и покорности мужу.
В 17 в. была организована Сен-Сирская школа — первая государственная женская школа повышенного тина, закрытое учебное заведение для бедных дворянок. По её образцу в 17—18 вв. создаются другие женские воспитательные учреждения для девочек из дворянских семей. В период французской буржуазной революции конца 18 в. были открыты светские женские школы. Однако Реставрация вернула женские школы под надзор церкви.
К 1880 были установлены 3 типа женских школ: начальные школы, обучение в которых велось по единым программам с мужскими школами (Ecoles primaires), средние (Lycecs et colleges de jeunes filles) и учительские семинарии (Ecole normales). Женские лицеи» коллежи давали меньший объём знаний, чем мужские, и не давали права поступления в университет. Для поступления в университет женщины должны были сдавать экзамен на звание бакалавра в объеме программы мужских учебных заведений. Наряду с государственными. сохранялись частные школы и пансионы для дочерей крупных буржуа и чиновников. В средних и тем более высших учебных заведениях обучались представительницы имущих классов, девочки из народа получали только общее начальное образование [2,67].
В Англии женское образование до сер. 19 в. находилось в руках духовенства и подчинённых ему организаций благотворительного типа. В начале 19 в. начинают создаваться паблик скула для девочек из привилегированных семей.
По закону 1870 о введении обязательного обучения для лиц обоего пола начальная школа развивается как школа совместного обучения. Наблюдается некоторое развитие среднего женского образования, ряд школ становится доступным для девочек, учреждается Общество женского образования, открывается большое число средних женских учебных заведений (High schools for Girls).
К концу 19 века Англия по развитию среднего женского образования занимала первое место в Европе, хотя, как и в других европейских странах, высшее и среднее женское образование было доступно в основном только представительницам привилегированных классов [8,87].
Высшее женское образование возникает в середине 19 в. В 1868 организуются публичные университетские курсы для женщин. При Оксфордском и Кембриджском университетах открываются женские колледжи.
В 1876 парламентским актом университета предоставлено право присуждать женщинам учёные степени.
К концу 19 века в ряде стран Европы уже было введено обязательное начальное обучение детей обоего пола, были приняты законы о предоставлении женщинам права па получение среднего образования не только в совместных, но и в специальных женских школах. Тем не менее, девочки составляли лишь 25—30% учащихся всех школ (включая и женские).
В Швейцарии в 1903 г. была создана ассоциация лицеев и гимназий, которая предоставляла возможность женщинам получить образование и заниматься наукой и журналистикой.
1.3. Противоречия женского образования в России XIX в
Вопрос о женском образовании, так же как и женский вопрос в целом, привлек к себе внимание российское общества в 50–60-е гг. XIX в. Это было связано, с одной стороны, с распространением либеральных идей о равноправии и общественной пользе и, с другой стороны, с изменениями в социальном положении значительной части людей.
В России к середине XIX в. организация женского образования пришла в противоречие с насущными требованиями жизни. Закрытые и сословные институты благородных девиц просто не были в силах охватить всех желающих учиться. Кроме того, сословный характер женских учебных заведений, отрыв от реальной жизни, подвергались критике среди педагогов, общественных деятелей, в журналах и газетах [14,37].
Выдающиеся русские педагоги-демократы К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Н.А.Вышнеградский, революционеры-демократы Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев резко критиковали систему закрытого привилегированного женского образования, её косность, узкосословный характер, отрыв от реальной жизни, иноязычность обучения (чаще всего обучение происходило на французском языке), пренебрежение к русской культуре. Они требовали воспитания женщины как человека, имеющего равное с мужчиной право на образование. Защищали общеобразовательный, открытый характер воспитания женщины, его бессословность, доступность.
Великий талантливый педагог К.Д. Ушинский имел совершенно определенный, твердый и ясный взгляд на задачи и потребности образования и воспитания русских женщин. «Женщина — чересчур видный член общества», — писал К.Д. Ушинский [18,57]. Она многими невидимыми нитями, в качестве матери, дочери, жены, воспитательницы, просто гражданки действует на все стороны жизни. Воспитание женщины, кроме индивидуального и семейного значения, имеет еще огромное значение в народной жизни, через женщину только успехи науки и цивилизации могут войти в народную жизнь. Действительно характер человека более всего формируется в первые годы его жизни и то, что ложится в характер в эти первые годы — ложится прочно, становится второю природою человека; но так как дитя в эти первые годы находится под исключительным влиянием матери, то и в его характер может проникнуть только то, что проникло уже раньше в характер матери. Все, что усваивается человеком потом, никогда уже не имеет той глубины, какою отличается то, что усвоено в детские годы [12,58].
Таким образом, женщина является необходимым связующим звеном между наукой, искусством и поэзией с одной стороны, правами, привычками и характером народа — с другой. Из этой мысли вытекает уже сама собою необходимость полного, всестороннего образования женщины не только для семейного очага, но и для высокой цели — провести в жизнь народа результаты науки, искусства, поэзии.
Эпоха Великих реформ настоятельно диктовала необходимость допустить женщин к непосредственному участию в жизни общества. Без этого и общество в целом не могло бы сделать следующий шаг в заданном реформами направлении.
В противовес активной позиции передовой части русской интеллигенции, отстаивавшей права женщин на образование, государственная политика носила активно дискриминационный характер.
Формирование системы женского образования проходило на фоне столкновения взглядов сторонников женского равноправия во всех сферах духовной жизни и консерваторов, отрицавших необходимость замены закрытых сословных женских учреждений учебными заведениями иного рода. В качестве одного из доводов последних фигурировал тезис о том, что образование не должно быть многогранным, поскольку его задача — готовить женщину к роли жены и матери, а не к профессиональному труду. Распространенность подобных настроений в обществе побудила сторонников среднего и высшего образования рассмотреть вопрос о том, что именно необходимо знать женщине для успешного выполнения функции материнства и каким образом следует учитывать этот фактор при разработке программ обучения в женских учебных заведениях.
Пионером постановки вопроса о важности изменений в системе женского образования был выдающийся русский хирург и педагог Н. И. Пирогов. В 1856 г. в журнале “Морской сборник” им была опубликована статья, где подчеркивалась необходимость коренных изменений в системе женского образования, поскольку именно женщина является первым воспитателем человека, и она должна быть образованна, чтобы с успехом выполнить эту общественную функцию [6, 217].
Среди факторов, определяющих суть женского образования, на первом месте всегда были три тесно увязанные друг с другом вещи: текущее представление о современной женщине, отношение социума к образованной женщине и прагматическая потребность в образовании для женщины как в способе обеспечить себя куском хлеба.
Жизнь требовала изменение привычного внутреннего и внешнего облика женщины. Всё больше женщин оставалось вне семьи и было вынуждено работать. Разрушалась традиционная семья, крушился прежний устойчивый дворянский быт, происходила промышленная революция - жизнь кардинально менялась на глазах. Растущая промышленность предоставляла женщинам гораздо больше возможностей для активного участия в жизни общества. С одной стороны, это нарушало прежний уклад, столь привычный для многих и создавало психологические и иные неудобства, с другой - нередко задевало интересы работавших мужчин или создавало для них известные неудобства.
Под влиянием общественного движения в России в 60-е годы несколько расширилась сеть женских учебных заведений, возросла возможность получения девочками общего образования в совместных школах. К середине 60-х годов Россия стояла на 1-м месте в Европе по развитию среднего женского образования. Однако по прежнему средние школы в основном оставались доступными только для девочек из состоятельных семей [6,217].
На рубеже 50-60-х гг. расширилась сеть начальных женских школ, возникли воскресные школы. С 1864 разрешалось совместное обучение в земских школах. В 1858 в С.-Петербурге по проекту Н.А. Вышнеградского было создано первое открытое бессословное среднее учебное заведение - Мариинское 7-классное женское училище (с 1862 - гимназия), затем открылись несколько подобных учебных заведений в других городах, а также училища МНП с 6-летним и 3-летним курсами обучения. В 1870 училища были переименованы в гимназии и реорганизованы. С 1872 открывались частные женские гимназии, работавшие по программам МНП. В 1882 в качестве переходной ступени между начальными и средними учебными заведениями были созданы 4-годичные платные учебные заведения [14,42].
Таким образом, XIX век обнаружил множество проблем в женском образовании, основной из которых являлось его устройство по сословному принципу, оторванность от жизни, косность, иноязычность обучения, пренебрежение к русской культуре.
И все же не смотря на противоречия, в XIX веке были сделаны значительные успехи в области женского образования.
1.4. Проблемы женского профессионального образования
в России XIX в.
Вопрос о женском профессиональном образовании был выдвинут в России в конце XIX века, когда вовлечение в производство большого количества женщин потребовало некоторой их предварительной профессиональной подготовки.
Еще в 1888 году при Министерстве народного просвещения была учреждена комиссия по вопросам женского профессионального образования. Комиссия разработала Положения о двух типах женских профессиональных школ. Предполагалось, что в школах первого типа будет установлен семигодичный срок обучения. В первых пяти классах должны были изучаться общеобразовательные предметы, а в двух последних — специально ремесленные. В школах второго типа срок обучения ограничивался четырьмя годами, причем преподавание общеобразовательных и специальных предметов проводилось на всех курсах. Организация этих школ не была осуществлена. Лишь в 1900 г. при отделении Ученого комитета по техническому и профессиональному образованию Министерства народного просвещения был создан специальный отдел для руководства уже существующими тогда немногочисленными женскими профессиональными учебными заведениями. К началу ХХ века (1901 г.) во всей России насчитывается только 129 небольших женских профессиональных школ, в которых было 9920 учащихся [12,140].
Как отмечает А. И. Рослякова, «отсталость женского профессионального образования отмечалась даже правительственными органами» [12,149]. Так, в объяснительной записке к проекту закона о женских профессиональных учебных заведениях, представленного Министерством народного просвещения в Государственную Думу 18 февраля 1914 г. говорилось: «Женское профессиональное образование в России не организовано и развито в весьма недостаточных размерах. Законоположения, касающиеся народного просвещения, не предусматривают ни общих руководящих начал, ни способов для распространения и правильной постановки сего образования. Существующие в значительном числе учебные заведения для профессионального образования женщин обязаны своим учреждением преимущественно частной инициативе: открываясь и развиваясь без определенного плана, они остаются не объединенными и, в большинстве случаев, не имеют ни ясно выраженной цели преподавания, ни твердо установившегося учебного курса, ни соответствующей организации, ни прав, ни преимуществ.
Подавляющее большинство женских профессиональных школ и курсов обучало белошвейному, вышивальному, вязальному, кружевному, портновскому и некоторым ремеслам, считавшимися тогда в России женскими профессиями.
Проблемами женского профессионального образования в царской России занимался известный педагог и историк И.Н. Михайлов. Он полагал, что женское профессиональное образование в России было обусловлено потребностями самой жизни и распространялось преимущественно по частной инициативе. Школы организовывались неудачно, потому что учредительницы брали за основу лишь свои личные, субъективные взгляды на женское профессиональное образование [12,151].
И. Н. Михайлов подразделял женские профессиональные школы на четыре разряда или категории. К первому разряду относились профессиональные школы. По уровню образования они приближались к женским прогимназиям, но в них более усиленно преподавались специальные предметы. В профессиональные школы брали девочек после окончания трехклассной начальной школы. Срок обучения четыре — пять лет. В последних классах ученицы специализировались в каком-то ремесле: белошвейное дело, вышивание, изящное рукоделие, изготовление одежды и так далее. Ко второму разряду относились специальные школы, классы, курсы (при гимназиях и прогимназиях), где общее образование не продолжалось и главное внимание уделялось изучению специальных предметов. В качестве примера можно привести рукодельные классы. Наряду с этим существовали курсы коммерческой арифметики и черчения. К третьему разряду относились женские профессиональные школы, в которые девочки поступали без предварительного экзамена и где учебный курс начинался с обучения грамоте. Программа обучения была рассчитана на шесть — семь лет. К четвертому разряду относились школы, в которых преподавались различные ремесла, рисование, иногда счетоводство и черчение и при поступлении требовалось знание курса только начальной школы. В этих школах общеобразовательные предметы не проходили. К таким школам можно отнести школу М.И. Иевлевой в Петербурге. И, наконец, особый желанный тип женских профессиональных учебных заведений представляли учебные мастерские. Они существовали иногда отдельно, самостоятельно, но чаще при профессиональных школах. В них ученицы приучались непосредственно к ремеслу. Во многих европейских странах, особенно в Бельгии и Финляндии, в начале ХХ века широкое распространение получили школы домоводства. В России в целом они были развиты слабо. Ведению домашнего хозяйства девушки обучались в 59 женские епархиальных училищах духовного ведомства [14,153].
Таким образом, вовлечение в производство большого количества женщин в XIX веке обнаружило и проблемы в женском профессиональном образовании.
1.4. Проблемы получения высшего образования в дореволюционной России
Женщины стремились получать высшее образование наравне с мужчинами. Но долгое время вопрос о высшем образовании женщин оставался под запретом. Бытовало мнение, что серьезное преподавание несовместимо с присутствием в вузах женщин. Однако стремление женщин к высшему образованию невозможно было сдержать.
Получение высшего образования в России являлось особенной проблемой для женщин в дореволюционной России. До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам был закрыт. Первые русские женщины, получившие высшее образование, учились за границей.
Первым кратковременным опытом явилось слушание 10 женщинами платных лекций по химии А.И. Шерера в С.-Петербурге в 1823. В 1859-61 женщины посещали в качестве вольнослушательниц Петербургский и Московский университеты, а в 1862-64 - Медико-хирургическую академию [6,31].
Но это еще не было полным равенством женщин в правах на высшее образование. В регулярные высшие учебные заведения женщины еще не принимались. По Уставу 1863 доступ женщин в университеты не был разрешён, что вынуждало их уезжать для обучения в Западную Европу [8,56].
Только в одном Цюрихском университете обучалось в 1873 году 108 русских женщин. Кроме них из всех других государств обучалось в этом университете всего 20 иностранных женщин. В 1867-1868 г. две русские женщины (Н. П. Суслова и М. А. Бокова) окончили за границей медицинский факультет и стали одними из первых в мире и первыми в России женщинами-врачами. В 1874 г. окончила Геттингенский университет Софья В. Ковалевская и защитила докторскую диссертацию по математике ("теорема Ковалевской"). В 1884 г. она стала профессором Стокгольмского университета и затем членом-корреспондентом Российской Академии Наук. Профессорами стали Ефименко, Андрианова, Щеглова и другие русские женщины. Таковы результаты высшего женского образования, полученного, главным образом, за границей.
Однако далеко не все русские женщины, даже получившие докторскую степень в престижных зарубежных университетах, могли без помех продолжать свою научно-преподавательскую карьеру на Родине. Нередко они должны были повторно, теперь уже в России, подтвердить свое право на занятия научной работой. При том, что не всегда это право им предоставлялось властями [6,39].
В 1870 основаны Владимирские курсы в С.-Петербурге, где читались лекции для лиц обоего пола; в 1872 - общеобразовательные курсы В.И. Герье в Москве и курсы учёных акушерок при Медико-хирургической академии в С.-Петербурге (с 1876 - Женские врачебные курсы), в 1878 - высшие женские курсы в С.-Петербурге (Бестужевские курсы) и Киеве. В 1886 приём слушательниц на все курсы был прекращён, в 1889 - возобновлён лишь на Бестужевские курсы, а в Москве высшее женское образование приобрело форму "коллективных уроков" при Обществе воспитательниц и учительниц [14,64].
Тем не менее женщинам, стремящимся к высшему образованию приходилось преодолевать огромные трудности. Косность в семье, когда девушкам нередко приходилось рвать с родителями, противодействовавшими их образованию; косность в обществе, когда курсистки нередко считались "нигилистками", нарушающими общественные традиции; косность в правительственных кругах, когда отдельные представители власти видели и стремлении женщин к образованию признаки протеста против существующего строя - все это требовало от женщин исключительной выдержки.
В 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут, причем окончившие этот Институт женщины-врачи получили равные с мужчинами права как на практическую врачебную деятельность, так и на государственную службу [8,67].
Возникали частные высшие учебные заведения для лиц обоего пола: Шанявского университет в Москве, Психоневрологический институт В.М. Бехтерева (1908), Вольный университет в С.-Петербурге (1910). Однако дипломы женских высших учебных заведений не давали дополнительных прав при трудоустройстве по сравнению с гимназическим аттестатом, за исключением Медицинского института, выпускницы которого получали диплом врача и право на государственную службу.
В 1906 году было разрешено принимать женщин и в университеты, впрочем, через некоторое время снова отмененное. Однако в 1911 году было разрешено допускать женщин к экзаменам за полный университетский курс. С 1910 началось уравнивание в правах выпускных свидетельств высших женских курсов и мужских учебных заведений. Постепенно был открыт прием женщин во все высшие учебные заведения России и, таким образом, женщины благодаря своей настойчивости, выдержке и талантливости добились в образовании полного равноправия. В 1913 году женщин среди петербургского студенчества было уже 37,2 % [19,83]. Высшее женское образование стало общепризнанным.
После 1917 женские высшие учебные заведения вошли в состав единой высшей школы. После революции несколько увеличилось число учащихся девочек в народных школах и средних учебных заведениях. Но основная масса женщин дореволюционной России не только было лишена возможности получать специальное образование, но и оставалась неграмотной [19, 87].
Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании.
Съезд принял много обстоятельных решений и дал толчок дальнейшему развитию женского образования. Женщины России оказались на пути к положению наиболее образованных женщин мира.
Следует отметить, что трудности с получением женщинами высшего образования существовали не только в России, но и в других странах. Например, в Германии женщины получили право обучаться в университетах лишь с 1890 г. Серьезным препятствием на пути увеличения представительства женщин в вузах Германии являлись неограниченные права преподавателей университетов в подборе студенческого контингента. В ряде университетов Германии присутствие женщин-студенток на лекциях зависело от согласия профессора-мужчины. Только во времена Веймарской республики (1919 г.) право женщин на высшее образование и профессиональную деятельность было закреплено в конституции Германии. Первыми немецкими женщинами-профессорами были М. Врангель и М. Вертинг, получившие звание профессора в 1923 г. и долгие годы остававшиеся единственными обладательницами этого почетного научного звания. Любопытный факт: согласно тогдашнему законодательству, женщина-профессор в Германии не имела права на замужество. Лишь для профессора Врангель, обладавшей всемирной известностью, правительство земли Баден-Вюртенберг сделало исключение.
Выводы
Глава 2. Технологии женского образования в ХХI веке
К началу XXI века достигнут прогресс в сфере женского образования: в некоторых странах девочки и мальчики имеют равные возможности в этом отношении. Существенно возросло число девушек и женщин, зачисляемых в высшие учебные заведения. Вместе с тем прошло уже более десяти лет после принятия Всемирной конференцией по вопросам образования для всех (Джомтьен, Таиланд, 1990 год) Всемирной декларации «Образование для всех» и Рамок действий по удовлетворению потребностей в базовом обучении, и тем не менее приблизительно 100 миллионов детей, в том числе по меньшей мере 60 миллионов девочек, не имеют доступа к начальному образованию, а из 960 миллионов неграмотных взрослых в мире более двух третей составляют женщины. Высокий уровень неграмотности, характерный для большинства развивающихся стран, в частности стран Африки, расположенных к югу от Сахары, и некоторых арабских стран, по-прежнему является серьезным препятствием для улучшения положения женщин и развития [30,14].
Но как показывает история, ХХ век не решил всех противоречий в женском образовании. Несмотря на то, что женщины всего мира могут получать образование наравне с мужчинами, остается еще множество проблем в этой области. До сих пор существует дискриминация в отношении к женскому образованию в развивающихся странах, таких как Афганистан, Ирак, Иран и т.д.
На церемонии открытия Десятилетия грамотности Организации Объединенных Наций, проходившей в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке 13 февраля 2003 г., заместитель Генерального секретаря ООН Луиза Фрешетт подчеркнула, что эта проблема «остается частью незавершенных дел XX века. Поэтому в ХХI веке одной из историй успеха должно cтать распространение грамотности на все человечество». Отметив, что женщины составляют две трети всех неграмотных взрослых, г-жа Фрешетт сказала, что образование представляет собой предпосылку для «здорового, справедливого и процветающего мира», и что нет более эффективного инструмента развития, чем обучение девушек и женщин. В связи с этим в первые два года Десятилетия акцент будет сделан на проблеме «Грамотность и гендер». «Когда женщины образованны и наделены необходимыми правами, это немедленно приводит к заметным преимуществам: «здоровье семей улучшается, они лучше питаются, их доходы, накопления и вложения идут вверх, — сказала она. — А то, что верно для семей, верно и для сообществ, и, в конечном счете, для каждой страны в целом» [29,11].
Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан указал, что «грамотность — это ключ, отворяющий темницу людских страданий, ключ к высвобождению потенциала каждого человека, ключ, открывающий путь к свободе и надежде», и подчеркнул, что Десятилетие — это «напоминание о том, что грамотность представляет собой одно из человеческих прав». Это особенно верно в отношении женской грамотности, сказал он. «Все новые и новые исследования говорят нам о том, что для целей развития нет более эффективного инструмента, чем образование девушек и женщин». Г-н Аннан призвал международное сообщество удвоить усилия по обучению девочек, которые составляют в мире большинство детей, не посещающих школу.
В период правления талибов в Афганистане женщинам не разрешалось работать, а девочкам было запрещено посещать школу. После талибов образование вновь стало в Афганистане первоочередным делом для всех граждан.
Правительство Афганистана и ЮНЕСКО приступили 28 января 2003 г. к осуществлению крупного проекта по обучению чтению и письму жителей этой страны, в которой уровень грамотности является одним из самых низких в мире. По оценкам ЮНЕСКО, читать и писать умеют только 51,9% афганских мужчин (в возрасте 15 лет и старше) и 21,9% женщин. Проект «Развитие грамотности и неформального образования и Афганистане» (LAND AFGAN) призван сократить гендерный разрыв в этой области путем создания национальной сети учителей чтения и письма, владеющих современными неформальными методами обучения [30,11].
В рамках проекта «Снова в школу» ЮНИСЕФ с 6 февраля вновь развернул в Афганистане кампанию в поддержку образования для девочек. За шесть недель до возвращения детей в школьные классы и начала второго полного года обучения Министерство образования Афганистана распространяет новые учебные материалы, полученные от ЮНИСЕФ. Особое внимание уделяется повышению охвата девочек начальным школьным образованием. ЮНИСЕФ совместно с Министерством работает над обеспечением в этом году 4,5 млн мальчиков и девочек всем необходимым.
Несмотря на значительные успехи в области образования, во многих странах проблема получения образования женщинами остается довольно острой.
В Африке положение довольно тяжёлое, грамотность людей в разных странах очень отличается: от 6% в Нигерии и 10% в Мали до 70% в ЮАР и Танзании, однако, в целом его уровень самый низший из всех регионов мира. Во всех странах уровень грамотности женщин ниже, чем мужчин [30,12].
На сегодняшний день в Мали выполняется программа, посвящённая деревенским женщинам и экологии, помогающая ознакомить деревенских женщин с экологической ситуацией, проблемами исчезновения лесов, чистоты воды и др.
Положение просвещения в странах Бассейна Латинской Америки и Карибского Моря не такое плохое как в Африке, также и уровень развития государств намного выше.
CARNEID под руководством ЮНЕСКО осуществила программу высшего образования женщин Эквадора. Во время неё более, чем 400 женщинам была предоставлена возможность поднять свой уровень знаний, стараясь не только повысить их образование, но и улучшить состояние здоровья, стандарты питания, обучая их лучше заботиться о себе, предоставить им возможность играть более серьёзную роль в обществе.
Одна из наибольших проблем стран Китая, Индии, Индонезии, Южной Кореи, Малайзии, Непала, Филиппин, Шри-Ланки и Тайланда - неграмотность женщин. Поэтому была создана Программа грамотности для женщин, прежде всего осуществлённая в Бутане, Китае, Папуа, Новой Гвинее, а позже - в других странах региона. С помощью этой программы пытаются преодолеть господствующие в регионе предрассудки, подчеркнуть важность женского труда (напр., в Папуа, Новой Гвинее женщин призывали к протестам против насилия со стороны их мужей, в Бутане - поднимать вопрос традиционного разделения труда и т.д).
Уровень грамотности в арабских странах также невысок. Он изменяется от 25% в Иране и Саудовской Аравии до ~ 50% в Алжире и Египте ~ 60-65% в Ираке и Тунисе и 73% в Кувейте (4;5) [29,12].
В арабских странах очень низкий уровень грамотности женщин, поэтому ЮНЕСКО организовала различные программы, предназначенные для решения этой проблемы: различные курсы для женщин (домашней экономики, шитья, вязания); семинары по вопросам гигиены, семейной жизни, ухода за матерью и ребёнком.
Большая заслуга в распространении женского образования принадлежит ЮНЕСКО. Одной из важнейших сфер деятельности ЮНЕСКО - Организации Просвещения, Науки и Культуры Объединённых Наций, как видно из названия, является просвещение, поднятие его уровня во всём мире. В список её задач входят и проекты уменьшения числа неграмотных на Земле, и поднятие стандартов среднего и высшего образования, и профессиональный рост в странах, не способных как следует позаботиться о высоком уровне образования и профессиональной подготовки своих граждан и т.д.
Основная миссия ЮНЕСКО в районах - помочь создать институции, предназначенные для просветительских программ, развития исследований и культуры, помочь странам создать национальные стратегии, с помощью которых они ускорили бы это развитие; укрепить способность местных институций самим решать проблемы неграмотности или недостаточного просвещения. Эта миссия и воплощается через различные программы регионального просвещения, такие, как Большой Проект Повышения Уровня Просвещения в Регионе Карибского Моря и Латинской Америки, Региональная Программа Понижения Неграмотности в Африке, Азиатская и Тихоокеанская Региональная Программа “Просвещение для всех”, а также Региональная Программа Понижения Уровня Неграмотности Арабских Стран. Региональные программы ЮНЕСКО в настоящее время охватывают все части света, их значение, особенно в наименее развитых странах, нельзя не оценить.
В нынешнем мире постоянно меняющихся политических, экономических и социальных условий, когда технологии информации развиваются с неимоверной скоростью, опять чувствуется сила гражданского общества, организованное обучение становится особенно важным.
Образование позволяем людям эффективно преодолевать отсталость, бедность и безработицу, содействовать делу устойчивого развития и демократии.
Заключение
В процессе данного исследования были изучены проблемы женского образования в свете истории образования. Начиная с момента своего становления, женское образование, обнаруживало ряд противоречий, и в большинстве случаев зависело от отношения общества к женщине в целом и ее образованию в частности.
Остановившись более подробно на проблемах женского образования в России, было замечено, что долгое время в обществе сохранялось негативное отношение к женскому образованию. У женщин, особенно это касается низших сословий, существовали трудности в получении любого образования (будь то начальное, среднее или высшее). Образование и воспитание женщин в дореволюционной России проводилось в соответствии с потребностями общества и носило прагматический, утилитарный характер. Воспитательно-образовательный процесс находился в прямой зависимости от влияния общественного мнения, которое формировало женский "идеал".
C момента формирования в XVIII в. высших учебных заведений дискриминация женщин в сфере высшего образования являлась официальной государственной политикой вплоть до начала XX в. Долгие годы государственные высшие учебные заведения предназначались исключительно для лиц мужского пола. Состав студенчества жестко регулировался по признаку пола. Вопреки протесту общественности России ее власти были принципиальными противниками совместного обучения мужчин и женщин в средней и высшей школе.
И все же, женское образование - великое завоевание женщин XIX в. Именно образование давало женщинам возможность самим заработать свой хлеб, выбирать свою судьбу. Но, как заявила на Всероссийском съезде по женскому образованию, журналистка и общественный деятель А.В. Тыркова: " .Внутренний рост женского "я" требует нового сознания женственности. Ведь не утрачивать свою женственность, а только расширять и освобождать её хочет новая женщина" [12,156].
Итак, проблемы женского образования имеют давнюю историю и во многом эти проблемы определялись отношением к женщине. Менялось отношение к женщине – менялось и отношение к женскому образованию. Остановимся более подробно на проблемах и противоречиях женского образования в России.
К сожалению, приходится констатировать, что отношение общества к образованным женщинам существенно не изменилось. Их по-прежнему не пускают в аппарат управления, перед ними нередко закрываются двери престижных рабочих мест, а преуспевающая женщина без мужа и детей вызовет скорее сочувствие, чем зависть. Что касается российской практики, то образование до сих пор строится по бесполовому принципу. И хотя в школах давно введены уроки раздельного труда, на которых девочки учатся шить и готовить, а мальчики сверлить и пилить, дискриминация продолжает сохраняться. Что если девушка захочет научиться слесарному мастерству, имея технический склад ума? Почему бы не сделать эти уроки выборными?
В заключение хочется отметить, что женское образование – это не раздельные уроки или раздельное обучение, это даже не идеология преподавания. Это признание равных прав и возможностей, это равное отношение к образованию женщины и мужчины.
Формирование атмосферы, способствующей получению образования, и социальных условий, при которых к женщинам и мужчинам, девочкам и мальчикам применялся бы равный подход и они поощрялись бы к полной реализации своего потенциала было бы эффективным средством ликвидации причин дискриминации в отношении женщин и неравенства между женщинами и мужчинами.
Возможно, пока существует общество, проблемы образования, проблемы женского образования не будут исчерпаны. Остается только надеяться, что мы будем идти в ногу со временем, а не становиться тормозом прогресса.
Список использованной литературы
1. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства 14 - 17 веков. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. -363с.
2. Европейская педагогика от античности до нового времени. Сб. науч. трудов, ч. 3. М., 1994, с. 158-165.
3. Евстратова А. И., Никонов И. И. Развитие высшего женского образования в России в ХIХ веке // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997. С. 33–35.
4. Женщина в гражданском обществе: Материалы VI конф., посв. теории и истории женского движения / Сост. и отв. ред. Г.А.Тишкин. - СПб., 2002.
5. Иванов А. Е. Высшая школа России в конце ХIХ — начале ХХ века. М., 1991.
6. Константинов Н. А., Медынский Е. М., Шабаева М. Ф. История педагогики. Учеб. Для педвузов. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, М, 1956 – 479с.
7. Кочина П. Я. Софья Васильевна Ковалевская. М., 1981.
8. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней: В 2 т. СПб., 2000.
9. Москалева М. Ю. К вопросу о концепции женского образования в России во второй половине ХIХ — начале ХХ века // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997. С. 28–30.
10. Проблемы образования в отечественной и зарубежной социологии // Традиционные и инновационные процессы в современном образовании: Материалы Вторых Сибирских педагогических чтений 2-4 ноября 1995 г. – Томск, 1996. – С. 56-62.
11. Пушкарева Н. Л. Первые российские женщины-ученые // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997. С. 2–5.
12. Рослякова А.И. Из истории женского профессионального образования. Российские женщины и европейская культура: материалы V конференции, посвящённой теории и истории женского движения / Сост. и отв.ред. Г.А. Тишкин. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.149-157
13. Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. Иваново, 1999.
14. Симонова М.В. Проблема женского образования во второй половине XIX века // Женщины в социальной истории России. - Тверь, 1997. - С.39-46.
15. Тишкин Г. А. Женский вопрос в России в 50-60-е годы XIX в. - Л., 1984
16. Успенская В. И. Женские гендерные иследования в системе университетского образования // Управление качеством подготовки специалистов. Тезисы научной конференции в ТвГУ. Апрель 1997 г. Тверь, 1997.
17. Успенская В. Феминизм и гендерные исследования в системе высшего образования //Феминизм и гендерные исследования. Учебное пособие. Тверь, 1999.
18. Федосеева Э.П. Бестужевские курсы - первый женский университет в России. М., 1980.
19. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. М., 1995.
20. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и начала Нового времени. М., 1991.
21. Чич С. Н. Государственная система общеобразовательной подготовки женской молодежи на Кубани в ХIХ - начале ХХ века / Науч. ред. И.Я.Куценко; Адыг. респ. ин-т гуманит. исслед. - Майкоп, 1993. - 86 с.:
22. Чупахина Е.А. Высшие женские курсы по публикациям русских журналов 1870-80-х гг. // Сибирь на этапе становления индустриального общества в России (XIX - нач. XX вв.). - Новосибирск: ИИ СО РАН, 2002. - С.168-171.
23. Шабанова Е.Г. Роль частных высших учебных заведений Москвы и С.-Петербурга (Петрограда) в женском движении (1905-1917 гг.) : Автореф. дис. . канд. ист. наук / МГУ им. М.В.Ломоносова. - М., 1996. - 27 с.
24. Шабунин А.В. Женские врачебные курсы при Медико-хирургической академии и Николаевском военном госпитале: (К 125-летию основания) / Под общ. ред. Микиртичан Г.Л.; Воен.-мед. музей МО РФ. - СПб., 1997. - 68 с.:
25. Шинелева Л.Т. Женщина и общество. М.,1990.
26. Шнырова О. В. Проблема женского образования в российской общественной мысли 60-х годов ХIХ века // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997. С. 36–39.
27. Юровская Э.П. Проблема женского образования в России XVIII в. и педагогические идеи Дж.Локка // Русская культура и мир. - Ниж. Новгород, 1993. - С.134-136.
28. Лабутина T.Л. Ранние английские просветители о роли и месте женщин в обществе. - Вопросы истории, 1997, № 6.
29. Маскалюнайте А. Региональные просветительские программы ЮНЕСКО// Иностранец. 2003. - №4
30. Миронов В. Проблемы образования в современном мире и философия. «Отечественные записки» 2002, №2