На основании закона РФ «Об образовании», Национальной доктрины образования и «Программы развития воспитания в системе образования России 1999-2001 г.», коллективом нашей школы была разработана и выполняется общая программа развития воспитания, и ее возрастные модификации на предстоящее пятилетие.
Обновление процесса воспитания школы осуществляется на основе качественно нового представления о статусе воспитания, с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта, установления и поддержания баланса государственного, семейного и общественного воспитания.
Цель педагогического коллектива так же как и других учреждений образования гуманизация учебно-воспитательного процесса и развитие личности ребенка. Она и определила следующие задачи:
· Создание условий для развития духовных и физических сил ребенка (путем расширения сети дополнительного образования и вовлечения учащихся в кружки, студии, спортивные секции, клубы, творческие объединения)
· Воспитание активной творческой личности в эстетическом и экологическом, военно-патриотическом и гражданском, духовно-нравственном и трудовом направлениях
· Изучение развития отдельной личности, ее самоопределение и самореализация, помощь в выборе жизненного пути (совместно с семьей)
· Охрана прав и здоровья учащихся
Реализация данной программы возможна в результате создания в школе воспитательной системы, основанной на принципах, предложенных рядом авторов: Караковским В.А., Щурковой Н.Е., Демаковой И.Д, Выготским Л.С., Ямбург Е.А., Сухомлинским В.А., Амоношвили В.А., Газман О.С., Якиманской И.С.
Принцип гуманистического воспитания основывается на объединении детей и взрослых в единый коллектив.
Личностно-ориентированное воспитание - признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть.
Принцип природосообразности предполагает нам учитывать особенности психики, возраста, пола и физиологии.
Культурологический подход выводит на союз базового и дополнительного образования.
Принцип средового подхода особенно характерен для нашей школы, т.к. школа культурно-духовным центром поселка.
Деятельный подход обеспечивает интересную, отвечающую потребностям детей игровую, трудовую, досуговую, творческую жизнь ребенка
Дифференцированный подход занимает важное место во всей воспитательной работе.
Условием успешной реализации программы является учет возрастных психофизиологических особенностей учащихся.
Педагогические рекомендации.
1. Для классных руководителей младших школьников
Учитывая особую значимость личности учителя в жизни младшего школьника, учителю необходимо постоянно совершенствоваться в работе, а отношения с детьми строить на принципе, вынесенном В.А. Сухомлинским в название одной из книг - «Сердце отдаю детям», и не должно быть ни одного ребенка, обойденного вниманием учителя.
В учебном процессе особое внимание уделять развитию психических процессов - расширять сенсорную основу психики (больше занятий рисованием, лепкой, музыкой, пением, танцами), учить наблюдать, сравнивать и анализировать различные предметы и явления, обучать мыслительным операциям и усвоению понятий, исходя из возрастных особенностей мышления, давать больше простора фантазии, поощрять творчество. Необходимо направлять развитие произвольных процессов, стимулировать, самостоятельность, инициативу, активность, учить ориентироваться в выборе целей и путей их достижения, преодолевать трудности, доводить дело до конца, проверять и оценивать свои действия. Полезно поручать детям проверять работы друг друга.
Не захваливать тех, у кого высокие результаты в учении, поддерживать и подбадривать тех, кого преследуют неудачи. Одобрять хорошие поступки по отношению к другим детям и взрослым, не оставлять без внимания грубость, эгоизм, жадность, злорадство и т.п. Строить отношения между детьми на основе доброты, гуманности, сочувствия и соучастия.
2. Для классных руководителей подростков.
1. С учетом анатомо-физиологических особенностей подросткового возраста:
· организовывать двигательную активность подростка, поддерживать одобрением его успехи по физическому самосовершенствованию, объяснить, что его нескладность, неуклюжесть - показатель «скачка в росте» носит временный характер;
· тщательно соблюдать режим труда и отдыха на урокахв течениедня; чередовать виды деятельности;
· большое внимание уделять половомувоспитанию.
2. Учитывая появление чувства взрослости:
· воспитывать правильное представление о взрослости, о социальной роли взрослою человека как деятеля, как члена семьи, профессионала; воспитывать у мальчиков правильное понятие мужественности с его нравственным содержанием, а у девочек понятие женственности:
· исключить назидательный тон и покровительственноеотношение (за исключением «тревожных» подростков); основной стиль общения - совет, предложение выбора; избегать личностных оценок;
· строить взаимоотношения по типу сотрудничества, помощи, уважения, доверия;
· создавать условия для проявления самостоятельности, активности, творчества;
· направлять учебно-познавательную деятельность подростка, подчеркивая ее важность для профессионального самоопределения.
3. Учитывая подростковую реакцию группирования:
· обеспечить общественно значимые цели формирования «малых» групп;
· помочь подростку реализовать свою потребность занять желаемое место в группе в соответствии с его возможностями и пользой для него;
· поощрять истинную дружбу, характер и прочность контактов, способствующих духовному обогащению и творческому сотрудничеству.
4. Учитывая развитие ценностной сферы личности и сферы самосознания:
· уважать личность ученика, его интересы, чувства, права;
· способствовать формированию у подростков системы ценностных ориентации, гуманных идеалов, образцов поведения, способных актуализировать стремление подростка к самосовершенствованию, помогать в выборе путей самовоспитания.
5. Активно взаимодействовать с семьей подростка. Знать типсемейноговоспитания и те нарушения, которые усиливают и обостряют дезадаптацию подростка в переходный период от детства к взрослости. Помогать родителям в выборе средств психокоррекции подростка. Среди них особое внимание уделить профессиональной ориентации.
3. Для старшеклассников.
· Направлять учебно-познавательную деятельность по пути самоутверждения, саморазвития, самоопределения.
· Способствовать формированию системы ценностных ориентации, являющихся основой миросозерцания, мировосприятия, мировоззрения.
· Помогать «вписаться» в систему социальных ролей; включать старшеклассников в диагностический процесс, способствовать тем самым открытию собственного «я», оценивать человеческие достоинства как ценности.
· Создавать условия для реализации творческого потенциала личности; определять уровень, содержание и интенсивность потребностей личности, способы их удовлетворения.
Организация жизнедеятельности школьников.
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств, положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоконравственной личности.
Личностно ориентированное воспитание в младшем школьном возрасте - это процесс сохранения и обеспечения здоровья ребенка, развитие его природных способностей - ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладение первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Основные педагогические механизмы включают научение, воздействие словом и примером, общение, чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, этическое сопереживание. В связи с этим большое значение в младшем школьном возрасте приобретает развитие способности к элементарному анализу проведенных праздников, оценке своего участия в подготовке и проведении творческих дел.
В младших классах преобладает игровая деятельность, занятия носят подвижный характер, между трудом, учебой и игрой грани стерты - один вид деятельности переходит в другой. Большое значение имеет постепенное усиление активности самого ребенка, стимулирование его самовоспитания. Поэтому уже в начальной школе степень самостоятельности детей в подготовке внеклассных дел, в организации своей жизнедеятельности должна возрастать от класса к классу. Реализовать цели педагога возможно только на основе согласованных действий с родителями, Поэтому желательно активное привлечение родителей к проводимым в классе творческим делам, согласование решаемых педагогических задач, Целесообразно обсуждение на родительских собраниях вопросов, касающихся особенностей физического, психического развития детей, специфики воспитания сознательного отношения к учебе, проводимых внеурочных дел, умственного развития, логического мышления и запоминания, творческих способностей младших школьников.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
Подростковый возраст - качественно новый этап в развитии школьника. Именно в этом периоде у учащихся появляется активное желание быть взрослым. Идет интенсивный процесс физического и социального созревания личности, создающий предпосылки начала культурной самоидентификации, вхождения в мир национальной культуры. Основные педагогические предпосылки развития в этом возрасте - включение подростков в ситуации выбора, в том числе выбора ценностных ориентации, их осмысления, нравственно-мотивированное отношение, помощь в оценке и самооценке своих действий, поступков, вовлечение в творчество формирование организаторских навыков.
В подростковом возрасте у учащихся должны значительно расшириться права и обязанности. Подростки учатся сами планировать, проводить и анализировать творческие дела для себя и для младших школьников. При этом акцент смещается с массовых мероприятий на групповые дела, в ходе которых создаются условия для самоутверждения подростков. Предпочтение отдается временным группам по подготовке внеурочных дел: советам дела, инициативным и творческим группам. Это поможет каждому попробовать свои силы как в роли организатора, так и в роли исполнителя.
Большое значение для подростка имеет форма предъявляемых к нему требований со стороны взрослого.
В содержание родительских собраний целесообразно включать вопросы, касающиеся специфики данного возраста, создания ситуации успеха, условий для самоутверждения, для формирования чувства ответственности.
СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
В старшем школьном возрасте смысловое значение приобретают процессы духовно-нравственной автономии личности, физического и нравственного самосовершенствования, жизненного самоопределения. Именно в этот период индивидуальная и групповая работа педагога должна быть направлена на выработку навыков рефлексии, саморегуляции, умения принимать решения в ситуациях выбора. В юности при наличии благоприятных условий возникает готовность к постановке целей перед собой. Очень часто юноши и девушки испытывают сложность в формулировке цели, в отборе средств, необходимых для ее достижения, в анализе достигнутого.
Определенную помощь в преодолении этих трудностей могут оказать групповые дела со старшеклассниками, в ходе которых они совершенствуют свои организаторские навыки, углубляют свой опыт общения, но главное - учатся планировать и организовывать свою жизнедеятельность, оценивать себя и свои поступки, строят свои планы на будущее.
Система часов общения, посвященных вопросам самопознания, самоопределения, и индивидуальное консультирование психолога и педагога также могут помочь в решении этих проблем.
1. Данный раздел рекомендуется оформить по видам деятельности школьников. Для младших школьников и подростков предлагается следующая структура плана.
Виды деятельности
1-я четверть
Кл. час
КТД
Срок
Ответств.
Самоанализ
Познавательная
Ценностно-ориентированная
Общение
Творчество
Игра
2. Работа с родителями.
Цель: организовать педагогическое просвещение и консультативную помощь родителям в воспитании детей с целью раскрытия их потенциальных возможностей.
Примерные темы родительских собраний:
1. Психическое развитие младших школьников.
2. Анатомо-физиологические особенности детей 7-10 лет.
3. Развитие мыслительной деятельности у детей младшего школьного возраста.
4. Культура учебного труда.
5. Учеба и здоровье ребенка.
6. Самовоспитание детей в семье.
7. Факторы риска и здоровья ребенка.
8. Успех в жизни Вашего ребенка.
9. Подросток и молодежная субкультура.
10. Профилактика негативных зависимостей у подростков.
11. Успех в жизни ребенка.
12. Развитие творческих способностей детей.
13. Пути социализации школьников.
14. Взаимоотношение взрослых и детей в семье.
Виды работ
1 – я четверть
Форма
Срок
Ответственные
Самоанализ
Тематика родительских собраний
Индивидуальная работа с родителями
Консультации
3. Работа с учителями-предметниками.
Цель: скоординировать работу учителей-предметников, направленную на создание оптимальных условий для развития ценностно-творческого и интеллектуально-познавательного потенциала учащихся.
Виды работ
1 – я четверть
Форма
Срок
Ответственные
Самоанализ
Посещение уроков
Консультации
Педконсилиумы
Результат (сопоставление возрастной нормы и реально существующего уровня развития).
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИТЯ УЧАЩИХСЯ ПО ВОЗРАСТАМ
Потенциал личности
Возраст
Младший школьный
Подростковый
Старший школьный
Познавательный
Формирование внутреннего плана умственных действий. Основы логического мышления и запоминания. Владение основными навыками учебной деятельности
Развитие абстрактного и гипотетического мышления. Дифференциация учебных интересов. Умение пользоваться рациональными приемами учебного труда
Умение творчески мыслить. Формулировать и аргументировать свою точку зрения. Навык самоконтроля в учебной деятельности
Ценностный
Рефлексия. Знакомство с общечеловеческими ценностями. Умение сопоставить и понять разные точки зрения
Образ «Я». Приоритеты личных ценностей. Умение анализировать различные взгляды на явления мира
Концепция «Я». Система личных ценностей. Осмысление общечеловеческих ценностей. Личное мировоззрение. Открытие внутреннего мира
Творческий
Поиск своей творческой индивидуальности в разных сферах деятельности
Выбор области приложения своих творческих возможностей, развитие устойчивых интересов
Творческое отношение к собственной жизни. Потребность в самоопределении
Коммуникативный
Развитие взаимоотношений между детьми, опосредованных учителем. Знание норм и правил в коллективе и следование им в своих поступках
Умение самостоятельно строить свои отношения внутри группы сверстников и со взрослыми. Межличностная рефлексия. Освоение различных социальных ролей
Сформированность системы социальных ролей
Данный подход к планированию воспитательной работы предполагает оказание помощи воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении и раскрытии его потенциальных возможностей, становлении самосознания; дает возможность оперативно корректировать процесс воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей, и, что особенно важно, новый подход позволяет проектировать будущие результаты воспитания как по отдельным учащимся, так и по возрастным группам (по параллелям) и по образовательному учреждению в целом. Диагностирование и прогнозирование воспитательного процесса - одна из ключевых задач теории и практики воспитания
Образ выпускника МОУ СОШ № 28
Ученику школы должны быть присущи такие качества личности, как:
v гуманистическое отношение к окружающем миру
v нравственность, высокий культурный уровень
v гражданственность патриотизм
v образованность, знание основ наук, владение навыками самообразования
v способность к творчеству
v физическое здоровые