Реферат по предмету "Москвоведение"


Спасо-Преображенская пустынь у Медвежьих озер

Впервые Спасо-Преображенская пустынь у Медвежьих озер упоминается в меновой и жалованной грамоте великого князя Дмитрия Ивановича (1350-1389) около 1380-1382 годов. Пустынь была расположена в Пехорской волости на крутом берегу озера недалеко от нынешнего селения Медвежьи озера Щелковского района. Она была приписной к Московскому Симонову монастырю * . Великий князь Дмитрий Иванович совершил обмен, взяв у Симонова монастыря село Воскресенское Верх-Дубенское. Село находилось километрах в тридцати пяти от Медвежьих озер, в верховье речки Дубенки, впадающей в Шерну, левый приток Клязьмы и, отдав ему «церковь Святый Спас-Преображения, что поставил игумен Афанасий на моей земле у Медвежьего озера, на березе». Предполагают что игумен Афанасий – это никто иной, как любимый ученик преподобного Сергия Радонежского, основавший также Серпуховской Высоцкий монастырь. К пустыни принадлежали Верхнее и Нижнее Медвежьи озера и бортничьи деревни, в которых занимались промысловой добычей лесного меда. Эти, теперь уже несуществующие, деревни назывались – Игнатьева, Пирутина и две деревни на речке Чуднице «и с бортью**, и с лесом, и болотом, и с перевесьем***». Межою этой борти служили речки Чудница, Шаловка, Кишкинская Сосна, селения: Ревякино, Сидорово, великая дорога старая Переяславская лесная, Хомутовская дорога.
В той же меновой грамоте великий князь всех «имеющих поселиться на земле отданной чернецу Савве» освобождал от всех пошлин и повинностей, княжеских и митрополичьих и давал Савве право полного суда над всеми насельниками той земли, дозволял суд «сместный»**** в уголовных делах. А в случае жалобы на самого Савву, только себе самому – великому князю и митрополиту оставлял право производить «исправу». … Возникает вопрос: кто был чернец Савва, которому были даны такие значительные привилегии, в те времена, дававшиеся только настоятелям больших монастырей? Можно предположить, что монах Симонова монастыря Савва, пожелав уединенной жизни в пустыни, был постриженик из бояр, т.е. из высокопоставленных княжеских слуг. Независимость пустыни была достаточно условная, так как по существу она зависела от Старого Симонова монастыря. Известно, что в 1382 году основатель Симонова монастыря святой Феодор***** по делам церковным был отправлен великим князем в Киев, а в 1383 г. в Константинополь. Для управления монастырем он, вероятно, оставил доверенное лицо. Таким лицом и мог быть чернец Савва. В списках настоятелей он не значится, так как игуменом продолжал быть святой Феодор, но как управляющий монастырем Савва, возможно, имел право приобретать имения для монастыря. В 1447-1453 годах, при архимандрите Симонова монастыря Геронтие, Спасо-Преображенской пустынью управлял священник Иов, который получил те исключительные права, которые предусматривала меновая грамота великого князя. В 1453-1462 годах при архимандрите Афанасии Симонов монастырь передает управление пустынью священнику Симону Галичанину на тех же условиях. Дальнейшие сведения о пустыни мы находим в спорном деле, возникшем в 1462-1464 годах между Пехорскою волостью и Симоновым монастырем. Выборные Пехорской волости обращались к великому князю Ивану Васильевичу (1440-1505): «Жалоба нам, господине, на архимандрита на Евсевия и на его братию: владеют, господине, твоим великого князя монастырем Спас-Преображением, и озером Верхним, озером Нижним, и деревнями и пустошьми; а се, господине, церковь Святый Спас, и озера, и деревни, и пустоши твои великого князя». Великий князь решил этот спор в пользу Симонова монастыря. Границы бывших монастырских владений приблизительно можно определить и сейчас, так как и теперь известны, упоминаемые в грамотах, речка Шаловка, а также селения – Хомутово, Каблуково (Клобуково) и Кишкино. Схема расположения Спасо-Преображенской пустыни у Медвежьих озер в конце XIV века. В начале XVI века власти Симонова монастыря упразднили пустынь, и на Медвежьих озерах осталась деревня Утки (Утуки) и пять-шесть хуторов бортников. В жалованной грамоте 1543 года великого князя Ивана Васильевича (1530-1584) ар-химандриту Симонова монастыря Савве на владения в Москов-ском уезде уже нет упоминания о пусты-ни: «… а в Пехорском стану село Утки на Медвежье озере с деревнями…» В 1903 году знаток церковной старины священник Николай Скворцов писал о том, что место, где была Спасо-Преображенская пустынь, на возвышенном берегу Медвежьего озера, принадлежит Чудову монастырю. По сведениям местных жителей вплоть до 1940-х годов на этом месте находилось не менее десяти белокаменных надгробных плит, часть из которых имела древние надписи вязью. Ученые связывают это место с кладбищем Спасо-Преображенской пустыни XIV-XVI веков. В настоящее время на этом месте располагается сельское кладбище.
Список литературы 1. А.Ратшин. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях. С-Пб., 1852, с.282. 2. Акты, относящиеся до юри-дического быта древней России. С-Пб., 1857, № 52, т.1, стлб.161-169. 3. П.М.Строев. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. С-Пб., 1877, с.258. 4. Московские церковные ведо-мости. 1896, № 21, с.273-274. 5. Священник Н.Скворцов. Уничто-женные в Московском уезде церкви. МЦВ. 1903, № 40, с.499. 6. Акты социально-экономической истории северо-восточной Руси конца XIV-начала XVI веков. М., 1958, т.2, с.338-339. 7. С.Б.Веселовский. Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX веков. М., 1962, с.26. 8. Л.И.Ивина. Акты феодального землевладения и хозяйства. Л., 1983, с.88. 9. Троицкий патерик. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992, с.80-83. 10. П.Паламарчук. Сорок Сороков. М., 1992, т.1, с.280, М., 1995, т.2, с. 111. 11. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995, т.3, с.87. 12. И.К.Кондратьев. Седая старина Москвы. М., 1997, с.384-385. 13. А.В.Бугров. Медвежьи озера. Район «Поселок Восточный». М., 1999, с.168-174. 14. Альманах «Богородский край». Ногинск, 2000, № 2, с.51-55. * Симонов монастырь – основан в 1370 г. учеником преподобного Сергия Радонежского святым Феодором, позднее архиепископом Ростовским, на месте, которое еще в XII веке именовалось Симоновым и являлось одним из сел боярина Кучки. Тогда же – в 1370 г., был построен здесь первый деревянный храм Рождества Богородицы, в котором позднее были похоронены иноки-воины Пересвет и Ослябя. В 1509-1510 годах взамен ветхой деревянной была возведена церковь каменная. Сам монастырь в 1379 г. был перенесен на полверсты к северу на новое место, которое было подарено монастырю владельцем Симоновского урочища Симоном из рода Головиных, здесь монастырь и располагался вплоть до закрытия в 1923 г. Место первого Симонова монастыря всегда называлось Старое Симоново. ** Борть – по-славянски значит дупло, отсюда бортное пчеловодство.
*** За отсутствием других орудий, кроме лука, птиц ловили обыкновенными силками, сделанными из конского волоса, или перевесами – сетями, которые развешивали на деревьях в местах пролета птиц. Отсюда и сами места ловли птиц сетями назывались перевесами. **** Сместный суд – суд, который назначался, когда монастырские люди имели дело с людьми не монастырскими, а городскими или волостными. Этот суд производили вместе судьи монастырский и гражданский, а исполнение приговора над каждым из соперников предоставлялось только тому из судей, кому был подчинен тот или другой.
***** Феодор – святой, архиепископ Ростовский, родной племянник преподобного Сергия Радонежского, сын его брата Стефана, в миру Иоанн. Приведенный в 13 лет в пустыню Сергиеву, тогда же был пострижен в монашество. Достигнув совершенства, Феодор основал новый общежительный монастырь близ реки Москвы, известный под именем Симонова монастыря. Являлся духовником великого князя Дмитрия Донского, который часто поручал ему церковные дела. Скончался в 1394 году.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Актерская йога как метод психофизической подготовки студента к успешному освоению элементов Системы Станиславского
Реферат Оптимизация антенн с использованием гибрида генетического алгоритма
Реферат М. С. Горбачёв. Перестройка
Реферат Трехфазные и линейные цепи периодического несинусоидального тока
Реферат Антропогенное воздействие на биосферу 3
Реферат Фактор асимметричного федерализма государственного регулирования территориального развития Российской Федерации
Реферат The Travels Of Marco Polo By Marco
Реферат Авалирование и протест векселя. Чек. Коносамент. Депозитные и сберегательные сертификаты. Сберегательная книжка на предъявителя. Складские свидетельства
Реферат Проблемы не успешности учащихся в учебной деятельности
Реферат Участь світового співтовариства у врегулюванні міжетнічних конфліктів на теренах колишньої Югославії (на прикладі Словенії, Хорватії, Боснії та Герцеговини)
Реферат Понятие и основная характеристика обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью
Реферат Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия ООО "Геотехнология"
Реферат Прохождение случайного сигнала через дискретную и нелинейную системы
Реферат Правоотношения, возникающие в процессе реализации норм о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим
Реферат Внешняя торговля Республики Беларусь структура, проблемы, перспективы, развитие