Реферат по предмету "Менеджмент"


Шпоры исследование систем управления

1. Место и роль дисц.ИСУ в сист.подготовки мен-в. Предмет и цель изуч-я курса. Переход от сложившегося в эк-ке сост. к фазе устойчивого эк-кого роста требует от пред-тий повыш. эф-ти пр-ва, конкур-спос. на осн. внедрения достижений науч-технич. прогресса. Важная роль в реализации данной задачи отводится предмету ИСУ. Проведение таких мероприятий способствует выработке стратегий разв-я пред-я, обоснованию планов и УР, осуществлению контроля за их выполн., выявлению резервов повыш. эф-ти деят-ти пред-я, оценке рез-тов fния орг-ции, деп-тов и работников. Совр. практика соверш. упр-я указывает на # применения ИСУ, изуч-е кот. вызвано совр. состоянием систем упр-я и их взаимодействием с динамично изм-мися усл-ми внеш. среды. Этим и опр-ется квалификационная хар-ка специалиста, в кот. выражается готовность к практической деят-ти и владение навыками практического исс-я. Изуч-е ИСУ предполагает наличие междисциплинарных связей с УР, маркетингом, статистикой, теорией орг-ции и т.д.
В рез-те изучения ИСУ выпускник д.: уметь на науч. осн. организовать свой труд, владеть знаниями основ пр-ных отн-й и принципами упр-я с учетом технических, финансовых и человеческих факторов, уметь исп-ть разные методы задач по определению оптимальных соотн-й параметров различных систем, д. приобретать новые знания, используя совр. ИТ, уметь ставить цель и формулировать задачи, уметь на осн. сист. подхода строить и исп-ть модели для исс-я и/или прогнозирования разных явл-й, осущ-лять их кач. и колич. анализ, уметь работать в коллективе, орг-вать работу исполнителей, находить и принимать УР в усл-х противоречивых требований. 2. Содержание понятий «наука» и «исс-е» Наука – форма духовной деят-ти людей, напр. на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющее непоср-венной целью постижение истины и открытие объективных законов на осн. обобщения реальных фактов в их взаимосвязи для того, чтобы предвидеть тенденции разв-я дейст-ти и способствовать ее изменению. Исс-е – научный труд, изуч-е и процесс познания. Исс-е – науч. изуч-е рассматриваемого предмета, объекта или явл-я с целью опр-ния закономерности его появл-я, соверш., разв-я и получения новых знаний. Исс-е представляет собой основополагающие хар-ки, кот. опр-ют его напр-ть и рез-ты. Хар-ки исс-я:: 1. Потребность в исс-нии. 2. Его цель, объект, предмет. 3. методология, вид исс-я, ресурсы 4. Рез-ты исс-я 3. Познание и знание. Науч. знание, критерии научности. Каждой форме общ-го сознания соотв. специфические формы знания. Различают такие формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную осн Науч. познание – процесс получения объективного истинного знания. Имеет задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явл-й дейст-ти. Познание – обусловленный общ-историч. практикой процесс приобретения и разв-я знания, его постоянное углубление, разв-е и соверш., процесс взаимодействия объекта и субъекта реального мира, в рез-те кот. возникает новое знание о мире. Знание – объективная реальность, данная в сознании чела, кот. в своей деят-ти отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Под знанием понимают: 1. Навыки, умения, свособности осущ-лять что-либо. 2. Любые данные, способные повлиять на решение, действие или поведение. 3. Форма отн-й чела к дейст-ти, напр. на получение новых данных, навыков, умений. Знания – проверенный практикой рез-т познания дейст-ти, адекватное ее отражение в сознании индивидуума. Виды знания: 1. Житейский (в процессе общ-го пр-ва, соц. взаимодействия). 2. Донауч. (на бумаге, дисках). 3. Художественное (с искажающим влиянием субъективного восприятия). 4. Научным (отражающее объективную реальность и полученное в процессе наблюдений, специальных исс-ний с целью преобразования дейст-ти в желаемом направлении). Обяз. фиксируется на материальных носителях. В процессе науч. исс-ний существуют два взаимосвязанных уровня: 1. Эмпирический (опыт) сост. в установлении новых фактов науки и формулировке эмпирических закономерностей на осн. их обобщения. 2. Теоретический (более высокий): выдвигают и формулируют общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее зафиксированные факты и эмпирические закономерности, предсказать будущие события и факты. Критерии научности (осн. особенность науч. познания): 1. Осн. задача науч. познания – обнаружение объективных законов дейст-ти – природных, соц. законов, законов познания, мышления. Это основной признак науки, ее осн. особенность. 2. На осн. знания законов fния и разв-я исс-мых объектов наука осущ. предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения дейст-ти. Предвидение будущего закл. в способах исп-я и получения инфы о будущем – прогноз, план, программа, проект; то, что д. еще произойти или появиться. точность и достоверность предвидения опр-ются тем, насколько глубоко и всесторонне изучены как предшествующее и совр. состояние предмета исс-я, так и закономерность его изменения. 3. Существенный признак науч. познания – его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на осн. опр. теор. признаков, кот. объединяют отд. знания в целостную органическую сист 4. Для науки хар-на постоянная методологическая рефлексия – означает, что в науке изуч-е объектов, выявл-е их специфики, св-в и связей всегда сопровождается в той или иной мере осознанием методов и приемов, поср-вом кот. исследуются данные объекты (выбор методов). 5. Непоср-венная цель и высшая ценность науч. познания – объективная истина, означает истина, принятая всеми. 6. Науч. познание – сложный противоречивый процесс воспр-ва новых знаний, образующих целостную развивающуюся сист. понятий, теорий, законов, гипотез и др. форм, закрепленных в естественном или искусственном языке. 7. В процессе науч. познания применяются такие специфические мат. ср-ва как приборы, инструменты, науч. оборудование. 8. Присуща строгая доказательность, обоснованность полученных рез-тов, достоверность выводов, т.к. гипотезы выдвигаются и их # доказать. Для этого # знать и уметь применять науч. законы и принципы. 4. Объект и предмет исс-я. Пробл. как предмет исс-я. К осн. хар-кам исс-я относ.: 1. Методология исс-я – совокупность целей, подходов, ориентированных приоритетов, ср-в и методов исс-я. 2. Орг-ция исс-я – порядок проведения исс-я, осн. на распределении отв-ти, закрепленной в распорядительных док-тах. 3. Ресурсы исс-я – комплекс ср-в и возм.стей, обеспечивающих успешное проведение исс-я и достижение его рез-тов: интеллектуальные, инф., мат., технические, трудовые, временные. 4. Наличие объекта и предмета исс-я. Объект исс-я – конкр. фрагмент реальности, где осущ.ся пробл., подвергающаяся непоср-венному изучению. Явл. сист. упр-я любого уровня, кот. отн-тся к классу соц-эк-ких категорий (объект – ООО, пред-е, регион и т.д.). Предмет – наиболее сущ-ные св-ва объекта, анализ кот. особенно значим для реш. задач исс-я. Конкр. пробл., разрешение кот. требует проведения исс-я (предмет – процессы и отн-я в сист. упр-я ООО). На опр-е предмета влияют: реальные св-ва объекта, знания исс-теля об этих св-вах, целевая установка, задачи исс-я. 5. Тип исс-я – принадлежность исс-я к опр. классу, отражающему своеобразие всех его хар-к (классы исс-я: теор., эмпирическое, теоретико-эмпирическое, экспериментальное исс-е). 6. Потребность исс-я – степень остроты пробл.ы (актуальность пробл.ы). 7. Методы исс-я – способы изучения явл-й, кот. выбираются в соотв. с особенностями предмета исс-я, возм.стью и эф-тью их исп-я в конкретных усл-х. Группы методов: а). Эмпирические (наблюд., эксперимент, сравнение, измерение) б). Теор. (формализация, дедукция, индукция, системный анализ). 8. Кач-во исс-я – комплексная совокупность св-в и хар-к исс-я, отражающая его особенности и позволяющая оценить его рез-тивность. 9. Концепция исс-я (осн. идея, осн. принципы) – комплекс ключевых положений методологического хар-ра, опр-щих подход к исс-ю и орг-ции его проведения. 10. Рез-т исс-я – инфа, полученная при завершении исс-я, способствующая успешному разрешению пробл.ы, понимания ее содержания, причин возникновения, следствий и т.д. Обычно явл. рез-тами – цифровые данные, завяки на изобретение, обоснования, приборы, повыш. кач-ва лабораторных процессов и т.д. Но законченный продукт редко явл. рез-том исс-я. Права исп-я рез-тов исс-я и науч. разработок всегда явл. центральными положениями любого контракта на исс-я и разработку. Существуют общие правила, кот. д. соблюдаться всегда, а также правила, кот. зависят от каждого конкретного случая. Виды прав: Эксклюзивные, Передаваемые, Отзывные, Лицензируемые. Эти понятия явл. ср-вами охраны интеллектуальных прав собс-ти. 11. Эффективность исс-я – соразмерность рез-тов, полученных от исс-я с использованными ресурсами.
5. Уровни науч. познания и их хар-ки. Теоретический и эмпирический уровень. Эмпиризм (от греч. «эмперна» - опыт)- отрицает активную роль и относительную самостоятельность мышления. Единственным источником познания считаются опыт, чувств. познание. Связан с сенсуализмом (основатель Рене дэ Карт). Содержание знания сводится к описанию опыта, а рац. и мыслительное знание сводятся к разного рода комбинациям того материала, кот. дается в опыте и толкуется как ничего не прибавляющее к содержанию знания. Хар-ные признаки: Эмпирическое познание отражает лишь внеш. св-ва и отн-я предметов или процессов (глубоко не изучает, только внешне). Эмпирическое опытное исс-е напр. непоср-венно на объект, и оно изучает объект с помощью приемов и ср-в: 1. Описание. 2. Сравнение. 3. Измерение. 4. Наблюд. 5. Эксперимент. Важнейшим эл-том эмпирического исс-я явл. факт. Любое науч. эмпирическое исс-е начинается со сбора, сист-ции и обобщения фактов. Факт имеет осн. значения: 1. Обыденное понятие. Некот. фрагмент дейст-ти, объективные события, относящиеся либо к объективной реальности (факты дейст-ти), либо к сфере сознания и познания (факты сознания). 2. Научный факт. Знание о каком-либо событии, явлении, достоверность кот. доказана, т.е. практически факт-синоним истины. 3. Научный факт. Предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдения и экспериментов. В дальнейшем над эмпирическим уровнем надстраивается теоретический. Теоретический, связанный с всесторонним исс-ем дейс-ти в ее сущ-ных связях и закономерностях. Оба вида исс-я органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре науч. познания. Теоретический уровень науч. познания хар-тся преобладанием рац. момента, т.е. преобладание понятий, теорий, законов и др. форм мышления и мыслительных операций. Здесь живое созерцание и чувств. познание не устраняется, а становится подчиненным аспектом познавательного процесса. Теор. познание отражает явл-я и процессы со стороны их универсальных внутр. связей и закономерностей, постигаемых путем рац. обработки данных эмпирического знания. Методы теор. исс-я: 1 Формализация. 2. Идеализация. 3. Аксиоматизация. 4. Дедукция, индукция. 5. Моделирование. 6. Анализ, синтез. 7. Гипотетико-дедуктивный. 8. Структурно-функциональный анализ. 9. вероятностно-статистическое методы. На уровне теор. познания появл. умозакл Хар-ная черта теор. познания – его напр-ть на себя, внутринауч. рефлексия, т.е. исс-е самого процесса познания, его форм, приемов и методов и т.д. На осн. теор. объяснения и законов познания осущ.ся предсказание, науч. предвидение будущего. На теор. стадии науч. исс-я преобладающим явл. рац. познание, кот. наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Существуют 2 уровня мышления: 1. Рассудок – исходный уровень мышления (обыденное, повседневное), здравый смысл. 2. Разум – форма диалектического мышления, высший уровень рац. познания, творческое мышление, саморефлексия (самоанализ). Разум присущ не всем. Главная задача – объединение многооразного, вплоть до синтеза противоположностей и выявл-я коренных причин и движущих ими изучаемых явл-й. Логика разума – это диалектика. Диалектика – наука о бытие.
6. Диалектический подход к исс-ю. Подходы к исс-ю: 1. Механистический – изуч-е только причинно-следственных связей. 2. Метафизический – изуч-е связей движения в виде превращения одного из них в другое. 3. Биологический – изуч-е fных связей в живых организмах. 4. Диалектический – осн. на исп-нии законов диалектики. Диалектика – учение о всеобщих связях явл-й и наиболее общих закономерностях разв-я бытия и мышления. Диалектических подход к исс-ю требует рассматривать все связи и взаимообусловленности изуч-мого объекта. Рассматривать объект изучения в динамике, опираться на известные законы диалектики. Практическая формула диалектического подхода закл. в выборе принципов и методов его реализации. Сист. принципов диалектического подхода: 1. объективность. 2. противоречивость. 3. движение и разв-е. 4. научность. 5. проверяемость практикой. 6. принцип взаимодействия. 7. принцип целостности. 8. принцип относительности. 9. принцип исторической определенности. Диалектический подход во многом определил разв-е целого спектра др. подходов и в первую очередь, сист. подхода. 7. Виды исс-ний: фундаментальные, целенаправленные, теор., прикладные. В завис-ти от степени науч. новизны и масштабов исс-я: 1. Фундаментальные относ. крупные экспериментальные или теор. работы, напр. на изуч-е основ и св-в мироздания, они имеют междисциплинарный и/или глобальный хар-р. 2. Прикладные на базе фундаментальных. Как правило проводится для практического применения рез-та. Для прикладных науч. исс-ний хар-но получение локальных науч. рез-тов в области отдельной отрасли науки. 3. Теор. дают возм.сть объединения сущ-щей дейст-ти установления общих и специфических закономерностей разв-я и fния объектов и явл-й и форм их проявл-я. 4. Целенаправленные. Важно, чтобы цель была правильно поставлена, иначе будет неэффективное исс-е. В них д. проверяться: 1. Полезность цели. 2. Достижимость цели. 3. Реальность сроков достижения цели. 4. Понятность цели. 5. Возм.сть и правильность корректировки цели. Проводится при ИСУ. 8. Формы науч. познания (пробл., идея, принцип, гипотеза, теория). 1. Пробл. – форма теор. знания, содержанием кот. явл. то, что еще не познано человеком и что # познать. Вкл. 2 осн. момента: - постановка, - решение. Правильное выведение пробл.ного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить пробл.у – это #мая предпосылка ее успешного реш. Науч. пробл. выражается в наличии противоречивой ситуации, кот. требует соотв. разреш Науч. пробл.ы следует отличать от псевдопробл Науч. пробл. развивает знания, в ходе кот. возникают новые пробл.ы. Влияние на способ постановки и реш. пробл.ы имеют: 1. Хар-р мышления той эпохи, в кот. формулируется пробл. 2. Уровень знания о тех объектах, кот. касается возникшая пробл Чем больше мы знаем о пробл.е, тем быстрее мы ее решаем. 2. Гипотеза – форма теор. знания, содержащая предположения, сформулированные на осн. ряда фактов, истинное значение кот. неопределенно и нуждается в док-ве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверных хар-р и требует проверки. В ходе док-ва гипотез одни становятся истинными, другие видоизменяются, уточняются, конкретизируются, третьи - отбрасываются. Верификация – подтверждение, фольсификация – опровержение. Типы гипотез: 1. Гипотезы, возникающие для объяснения опыта. 2. Гипотезы, в формировании кот. опыт играет опр., но не исключительную роль. 3. Гипотезы, кот. возникают на осн. обобщения только предшествующих концептуальных настроений (теорий). 4. Гипотеза как форма теор. знания и как научный метод. При построении науч. гипотез непременным условием явл.: 1. Д. соответствовать установленным в науке законам. 2. Д. быть согласована с фактическим материалом. 3. Не д. содержать в себе противоречий. 4. Д. быть простой. 5. Д. быть приложенной к более широкому классу исс-мых родственных объектов, а не только к тем, к которым она была выдвинута. 6. Д. допускать возм.сть ее подтверждения или опровержения прямым или косвенным образом. Разв-е науч. гипотезы происходит по 3м основным напр-м: 1. Уточнение, конкретизация в ее собственных рамках. 2. Самоотрицание гипотезы, выдвижение и обоснование новой гипотезы. 3. Превращение гипотезы в научную теорию.Гипотеза проходит осн. этапы: 1. Попытка объяснить изучаемые явл-я на осн. известных фактов, законов, теорий. 2. Выдвигается догадка о причинах и закономерностях данного явл-я, его св-в, связей, отн-й и т.д. 3. Оценка основательности, эф-ти выдвинутых предположений и отбор из множества наиболее вероятного предположения. 4. Развертывание выдвинутого предположения в целостную сист. знания и выведение их него следствий с целью их последующей эмпирической проверки. 5. Опытная экспериментальная проверка выдвинутых из гипотезы следствий. Проверенная и доказанная гипотеза становится теорией. 3. Теория – наиболее развитая форма науч. знания, дающая целостное отображение закономерных и сущ-ных связей опр. целостности дейст-ти. Любая теоретическая сист. д. удовлетворять 2 осн. требования: 1. Непротиворечивости (не нарушать соотв. закон) и фальсифицируемости (опровержение) 2. Опытная экспериментальная проверка. Любая теория – целостная развивающаяся сист. истинного знания, может вкл. эл-ты заблуждения. Теория имеет сложную структуру и функции. Осн. эл-ты структуры теории: 1. Исходное основание – фундаментальные понятия, принциры, законы, аксиомы и т.п. 2. Идеализированный объект – абстрактная модель сущ-ных св-в и связей изучаемых предметов. 3. логика теории – совокупность опр. правил и способов док-ва, нацеленных на изменение знания. 4. Философские установки, социокультурные и ценностные факторы. Почему исс-е ценны для общества. 5. Совокупность законов и утверждений, выведенных в кач-ве следствий из осн. положений в данной теории в соотв. с конкретными принципами (положения, кот выносятся на защиту). 4. Идея – форма отражения в мысли явл-й обхективной реальности, т.е. постигая действительность идея вкл. в себя сознание цели дальнейшего познания и практического образования мира. Самая типичная форма для теории – идея. В составе теории идея – исходная мысль, центр. положение кот. объединяет понятия и суждения в целостную сист Идеи могут служить не только осн. теории, но и могут связывать ряд теорий в отрасль науки. Идея – предпосылка к созданию теории. 5. Принцип – первоначальная руководящая идея. Любой принцип выражает фундаментальную закономерность, в связи с чем общие и важные законы нередко называют принципами. Любой принцип и любая идея представляют собой законы науки.
9. Содержание понятий «методология» и «метод». Методология имеет 2 осн. значения: 1. Сист. окружающих способов и риемов, применяемых в той или иной сфере деят-ти (в науке, политике, искусстве). 2. Учение об той сист. , общ. теория метода, «теория в действии». Метод – (греч. Путь к чему-либо) способ деят-ти субъекта в любой сфере. Осн. функция метода - внутр. органиация и регулирование процесса познания или правтического преобразования объекта. Метод - сист. предписаний, принципов, требований, кот. д. ориентировать в решении конкр. задачи для достижения опр. рез-та в той или иной сфере деят-ти. Метод помогает найти истину. Главное предназначение любого метода – на осн. соотв. принципов обеспечить успешное реш. опр. познавательных и практических пробл. приращения знания, оптимальное fние и разв-е тех или иных объектов. Истоки первоначально у методологии формировались в рамках философии (методы Сократа. Платона, Бекона, Декарта). Методология по сей день связана с философией и диалектикой.
Любой научный метод разрабатывается на осн. опр. теории, получается, что теория – предпосылка для возникновения метода. 10. Методы эмпирического исс-я. 1. Наблюд. – целенапр.е пассивное изуч-е предметов, опирающееся в осн. на данные органов чувств. Получаются знания о внеш. стороне объекта познания и о его сущ-ных св-вах и отн-ях: А) Непоср-венное (прямое, принятие участия в процессе) Б) Опоср-венное (приборы, технические ср-ва) Осн. требования к научному наблюдению: однозначность замысла, т.е. то именно наблюдается, возм.сть контроля путем повторного наблюдения или с помощью др. методов, напр., эксперимент. интерпретация рез-тов (расшифровка показаний приборов или записей) Нельзя повлиять на действия, иначе получается эксперимент. 2. Эксперимент – активное и целенапр.е вмешательство в протекание изуч-мого процесса, соотв изменения объекта или его воспроизведения в специально созданных и контролируемых усл-х, опр-мых целями эксперимента. В ходе эксперимента объект изолируется от влияния побочных обстоятельств и представляется в чистом виде. Осн. особенности: более активный метод, чем наблюд., возм.сть контроля поведения объекта и проверки рез-тов, многократная воспроизводимость объекта по желанию исс-теля., возм.сть обнаружения таких св-в и явл-й, кот. не наблюдаются в естественных усл-х. Виды экспериментов: А) По условиям проведения: лабораторный и естественный Б) по хар-ру объектов: физ., хим., биологические и пр. В) по рез-там: кач-венные и колич. 3. Сравнение – познавательная операция, выявляющая сходства или различия объектов. Имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс. Осущ.ся по признакам, при этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому. 4. Описание – познавательная операция, состоящая в фиксировании рез-тов опыта, наблюдения или эксперимента с помощью опр. систем обозначения, принятых в науке. 5. Измерение – совокупность действий, выполняемых при помощи опр. ср-в с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. 11. Методы теор. исс-я: формализация, идеализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, системный подход, структурно-функциональный метод, вероятностно-статистические методы. 1. Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. Это называется формализованный язык. Рассуждения об объекте переносятся в виде знаков или формул. В формализованных рассуждениях каждый символ строго однозначен. Формализация служит осн. для процессов алгоритмизации и программирования вычислительных устройств. 2. Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализованных) объектов, не сущ-ших в дейст-ти. Форма творч. деят-ти чела, идеи чела. 3. Аксиоматический – способ построения науч. теории, при кот. в ее осн. закладываются исходные положения – аксиомы, постулаты, из кот. все остальные утверждения этой теории выводятся чисто логическим путем, т.к. поср-вом док-ва. Для вывода теории из аксиом формулируются специальные правила вывода. 4. Гепатетико-дедуктивный метод науч. познания. Сущность закл. в созд. системы дедуктивно связанных * собой гипотез, из кот. выводятся об эмпирических фактах. Метод основан на выведении (дедукции) закл. из гипотез, истинное значение кот. неизвестно. Следовательно заключения имеют вероятностный хар-р. Общ. структура метода: 1. Попытка объяснить изучаемые явл-я на осн. известных фактов, законов, теорий. 2. Выдвигается догадка о причинах и закономерностях данного явл-я, его св-в, связей, отн-й и т.д. 3. Оценка основательности, эф-ти выдвинутых предположений и отбор из множества наиболее вероятного предположения. 4. Развертывание выдвинутого предположения в целостную сист. знания и выведение их него следствий с целью их последующей эмпирической проверки. Опытная экспериментальная проверка выдвинутых из гипотезы следствий. Проверенная и доказанная гипотеза становится теорией.5. Анализ и синтез. Анализ – реальное или мыслительное разделение объекта на составные части. Синтез – наоборот, объединение в единое целое частей. 6. Индукция и дедукция. Индукция – движение мысли от единичного (опыта и фактов) к общему, т.е. их обобщению в выводах. Дедукция – познание от общего к единичному. 7. Вероятностно-статичтические методы исс-я основаны на учете действия множества случайных факторов, кот. хар-ризуются устойчивой частотой. Опираются на теорию вероятностей. Вероятность – количественная мера возм.сти появл-я события или явл-я при опр. усл-х. Диапазон – от 0 (невозм.) до 1 (действительность). Широко применяются при изучении массовых, а не отдельных явл-й случайного хар-ра. 8. Структурно-функциональный метод. Осн. Требования: 1. Изуч-е строения, структуры сист. объекта (орг-ции) 2. Исс-е его эл-тов (подразделений) и их fных хар-к. 3. анализ изменения этих эл-тов и их функций 4. Рассмотрение разв-я (истории) сист. объекта в целом. 5. представление объекта как гармонически функционирующую сист., все эл-ты кот. работают на поддержание гармонии. 12. Общ. схема науч. исс-я. 1. Обоснование актуальности выбранной темы, 2. Постановка цели и конкретных задач исс-я, 3. Опр-е объекта и предмета, 4. Выбор метода проведения исс-я., 5. Обсуждение рез-тов, 6. Формулировка выводов и оценка полученных рез-тов. М. выделить этапы и стадии исс-я пробл. систем упр-я: 1. Стадия предварительного планирования исс-я (подготовительная). А) постановка пробл.ы исс-я и опр-е потребности в его проведении Б) опр-е конкр. цели и задач исс-я В) опр-е объекта и предмета исс-я Г) уточнение и интерпретация осн. Понятий Д) предварительный системный анализ. 2. Стадия разработки проекта исс-я – проектная стадия. А) формирование рабочих гипотез (предположение) Б) опр-е подхода к исс-ю (выбор типа: эмпирич, опыт), методов исс-я и методов сбора данных В) формирование плана исс-я 3. Стадия выполнения исс-я. А) сбор, ситематизация и анализ вторичной инфы Б) корректировка разделов плана исс-я, ориентированная на получение первичной инфы В) сбор первичной инфы Г) анализ рез-тов, формирование выводов и рекомендаций 4. Стадия исп-я рез-тов исс-я.
13. Содержание понятия «сист.» и ее строение. Классификация систем. 14. Общ. структура системы упр-я. Эл-ты системы упр-я и их взаимодействие. Эл-ты системы упр-я могут хар-ризоваться рядом параметров и показателей: Функции упр-я – специфический вид деят-ти по обоснованию, выработке, принятию и выполнению УР: состав и количество функций, распределение функций и др. Инфа – совокупность сведений и данных, необходимых для обоснования, выработки, принятия и выполнения реш-й по достижению целей и задач орг-ции. Технические ср-ва упр-я – совокупность технических ср-в, применяемых для сбора, обработки, исп-я инфы. Кадры упр-я – работники всех уровней упр-я: числ., удельный вес менеджеров и исполнителей, профессиональный и возрастной состав. Техническое управление – совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, направленных на обоснование, выработку, принятие и выполнения УР. Методы орг-ции упр-я – совокупность способов и приемов упр-я, обеспечивающее достижение целей и задач орг-ции. Реш. – акты, рез-т, конечный продукт упр-я деят-ти, напр. на достижение целей и задач. 15. Орг. структуры упр-я. Линейно-функциональный и матричный типы структур упр-я. Линейно-функциональный. Сост. из линейных подразделений, осуществляющих основную работу и специализированных обслуживающих fных подразделений. По каждой подсист. формируется иерархия служб, пронизывающая всю организацию сверху вниз. Рез-ты работы любой службы аппарата упр-я оцениваются показателями, хар-ризующими реализацию ими своих целей и задач. Для оценки служб, осуществляющих управление персовалом исполняются параметры – текучесть кадров, дисциплина труда и др. и соответственно строится сист. материальных поощрений, кот. ориентирована на достижение больших рез-тов. Признаки: отсутствуют неформальные связи, процветает бюрократия, рост вертикальных связей, отн-я только нач-подчиненный, большая текучесть кадров. Четкое подчинение и выполнение своих обязанностей, постановка целей орг-ции. Хар-но для фабричных типов пред-тий. Совет дир → президент → fные отделы → (кадры, финансы, пр-во, маркетинг, НИОКР). Матричный тип возник в связи с разв-ем высоких технологий, впервые использовался в IBM. Хар-тся: существует сист. двойного подчинения, полуавтономные группы (временные, не входят в общую структуру компании) работают, разрабатывают новые идеи, подчинение своему + главному рук-лю. Сами выбирают рук-ля. Рук-во снабжает ресурсами группу по разработке новых проектов, а только затем др. подразделения. Возникают конфликты. Признаки: больше неформальных отн-й, большая инициатива, повышенные требования к персоналу. Директор → (кадры, фин., пр-во, марк., НИОКР) ∟ Автономная группа (в состав м. входить из любого отдела) 16. УЦ и его процессы. Управленческий цикп рук-ля по Ю.Д. Красовскому. Эл-ты управленческого цикла (общие функции упр-я). 3 процесса: 1. Пр-ный, 2. Торговый, 3. Инновационный. Пр-ный процесс осн. на опр. технол. цикле, кот. имеет свои стадии: от поставки сырья до конечной продукции. Торговый процесс осн. на ЖЦТ и фиксируется в объемах продаж. Стадии: от выхода на рынок до снятия товара. Инновационный осн. на периодичном обновлении техники, технологии, орг-ции дела, обучении персонала и имеет стадии: от идеи до внедрения. Рук-лю важно упорядочить все эти процессы в пространстве и времени, совместив выполнение работ по обхему, кач-ву, срокам исполнителя. Инструменты – УР. В этом и проявл. УЦ рук-ля в отнош. подч УЦ бывает: укороченным (срок испол-я УР – неделя), коротким (месяц), периодичным (по кварталу), удлиненным (полгода), длинным (год), длительным (более года). УЦ не обяз. укладывается в строгие календ. рамки, но во всех случаях проф. деят-ть рук-ля проявл. специфично. УЦ по Красовскому: УЦ рук-ля Исполнительский цикл работника Ведущие установки сознания работников Инф-ная подгот. реш. Участие в подготовке УР «готовим инфу» Принятие УР Участие в процед прин-я УР «участвуем» Запуск реш. Готовность к реализации УР «откликаемся» Орг-ция испол-я Начальное вып-ние работ «осваиваем» Контроль за исп-ем Промежут выполнение работ «добиваемся» Оценка рез-тов Итоговое выполнение работ «достигаем» Каждый блок УЦ имеет свою специику. В каждом блоке рук-ль может допускать ошибки. Самый ответственный – контрольный, подчищает прошлые недочеты. Эл-ты УЦ - это общие функции упр-я, они входят в УЦ (Анри Файоль): 1. Планирование. Процесс подготовки реш-й по обеспечению усилий коллектива для достижения целей орг-ции. Непрерывный процесс. 2. Орг-ция напр. на структурирование всех работ, распределение их по горизонтали и по вертикали для достижения целей и выполнения планов. 3. Мотивация обеспечивает активизацию труда персонала по выполнению работ с высоким кач-вом в соотв. с fми, планами, требованиями: А) внеш. стимулирование (матер, моральное) Б) психологическое (заинтересованность) 4. Контроль – сопоставление что было запланировано с рез-тами. Если не совпадает, проводится корректировка планов. 17. Содержание понятия «орг. структуры упр-я». Эл-ты, связи (отн-я), уровни и полномочия как ключевые понятия ОСУ. Принципы формирования ОСУ. Орг. структура упр-я – это совокупность звеньев упр-я, находящихся во взаимосвязи и соподчиненности и обеспечивающих fние и разв-е орг-ции как единого целого. Структура упр-я орг-ей – совокупность специализированных fных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации УР. Структура упр-я различается в завис-ти от вида объекта упр-я, целей, размеров и его внеш. среды. Осн. эл-тами орг. структуры явл.: Уровни упр-я, Подразделения и звенья упр-я, Управленческие связи. 18. Функции, звенья и их распределение по уровням. Классификация управленческого персонала. Персонал орг-ции – это совокупность физ. лиц, сост. с орг-ей как юридическим лицом в отн-ях, резулируемых договором найма. В таких отн-ях могут состоять не только наемные работники, но и физ. лица – собственники или совладельцы орг-ции, если они помимо причитающейся им части доходов получают оплату за то, что принимают участие в деят-ти орг-ции своим личным трудом. В России все работники делятся по классификационным признакам: 1.по fм, выполняемым в пр-ном процессе, персонал подразделяется на шесть категорий: рабочие (осн. и вспомогательные), инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал, охрана. 2. - по хар-ру фактической деят-ти (роду занятий): …. 3. по принципу участия рабочих в технол. процессе: по производству продукции рабочие подразделяются на осн. и вспомогательных. 4. по сроку работы: постоянные, сезонные, временные. Все работники сферы мат. Пр-ва подразделяются на две группы: 1. персонал, занятый в основной деят-ти (в промышленности эти работники составляют промышленно-пр-ный персонаял). 2. персонал, занятый в неосновной деят-ти, или прочий персонал: к этой категории отн-тся персонал непромышленных орг-ций, входящих в структуру пред-я. Кадры – совокупность работников различных проф. квалификционных групп занятых на пред-и и входящих в его списочный состав. Под кадрами пред-я понимается основной квал-ый состав работников орг-ции. Колич. хар-ки персонала пред-я измеряются показателями: списочная, явочная, среднесписочная числ. работников. Кач-венная хар-ка персонала пред-я выражается в степени профессиональной и квал-ой пригодности его работников к достижению цели пред-я. Рук-ли – лица, наделенные полномочиясм принимать УР: линейные, fные. К специалистам относ. работники, занятые бухг, юридич фин и др. видами деят-ти. К служащим относ. работники осущ-щие подготовку и оформление док-тов и т.д. Кадры подразделяются (в завис-ти от хар-ра трудовой деят-ти): 1. профессии. 2. Специализация. 3. Уровни квалификации.
19. Информаионное и технологическое обеспечение управленческой деят-ти.
20. Системный подход к исс-ю как методологический принцип. Осн. источники системных идей. Осн. принципы сист. подхода. Методологической осн. упр-я явл. системный подход, принцип реализации кот. в концепции логистики поставлен на первое место. Системный подход – это напр-е методологии науч. познания, в осн. кот. лежит рассмотрение объекта, как систем, что позволяет исследовать наблюдаемые св-ва и отн-я в объекте. Данный подход означает, что каждая сист. явл. интегрированным целым даже тогда, когда сост. из отдельных разобщенных подсистем. Принципы сист. подхода: 1. Последовательное продвижение по этапам создания системы (соблюдение этого принципа означает, что сист. сначала исследуется на макроуровне, т.к. с окр. средой, а затем на микроуровне, т.е. внутри своей структуры). 2. Согласование инф-ных, надежностных, ресурсных и др. хар-к проектируемых систем. 3. Отсутствие конфликтов * целями отдельных подсистем и целями всей системы. Таким образом системный подход позволяет увидеть изучаемый объект, как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть ее интегративные св-ва, внутренние и внеш. связи.
Системный подход – напр-е методологии исс-я, в осн. кот. лежит рассмотрение объекта как целостного множества эл-тов в совокупности отн-й и связей * ними, то есть рассмотрение объекта как системы. Говоря о системном подходе, м. говорить о некотором способе орг-ции наших действий, таком, кот. охватывает любой род деят-ти, выявляя закономерноти и взаимосвязи с целью их более эффективного исп-я. При этом системный подход явл. не столько методом реш. задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «правильно заданный вопрос – половина ответа». Это кач-венно более высокий, нежели просто предметный способ познания. Осн. принципы сист. подхода (сист. анализа): 1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно сист. как единое целое и в то же время как подсист. для вышестоящих уровней. 2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по кр. Мере 2х) эл-тов, расположенных на осн. подчинения эл-тов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкр. орг-ции. Как известно, любая орг-ция представляет собой взаимодействие двух подсистем: упр-щей и упр-мой. Одна подчиняется другой. 3 Структуризация, позволяющая анализировать эл-ты системы и их взаимосвязи в рамках конкр. орг. структуры. Как правило, процесс fния истемы обусловлен не столько св-вами ее отдельных эл-тов, сколько св-вами самой структуры. 4. Множественность, позволяющая исп-ть множество кибернетических, эк-ких и математических моделей для описания отдельных эл-тов и системы в целом. 21. Состав и классификация методов исс-я систем упр-я: аналитические методы, статистические методы, теоретико-множественные, логические, графические, методы, основанные на исп-нии знаний интуиции специалистов 1. Аналитические методы (вкл. методы классической математики-интегральное исчисление, методы логика экстремумов функций, теории игр, методы математического прогнозирования. 2. Статистические (вкл. теор. разделы математики – теорию вероятности, математическую статистику и т.д.) 3. Теорико-множественные, логические, лингвистические, семиотические представления (разделы дискретной математики, составляющие теоретическую осн. разработки разного рода языков моделирование, инфо-поисковых языков). 4. Графические (вкл. Теорию графов и разного рода графического представления инфы или диаграммы, гистограммы и т.д.) 22. Методы, основанные на исп-нии знаний и интуиции специалистов: метод «мозговой атаки», метод сценариев, метод «Дельфи», метод дерева целей, морфологические методы, метод экспертных оценок, метод организованных стратегий. Разв-е сист. анализа: Эти термины хар-ризуют тот или иной подход к активизации выявл-я и обобщению мнений опытных специалистов, экспертов. «Мозговой атаки». Метод получил широкое распространение с начала 50х гг. как «метод сист.тической тренировки» творческого мышления, напр. на «открытие новых идей и достижение согласия группы на осн. интуитивного мышления». Обычно при проведении мозговой атаки стараются выполнить определенные правила, суть кот. сводится к тому, чтобы обеспечить как м. более свободное мышление. Требуется высказывать как м. больше идей, стараться создавать цепные идеи. Все идеи нельзя критиковать, даже абсурдные. Желательно привлекать компетентных специалистов. Метод сценариев. Методы подготовки и согласования представлений о пробл.е или анализируемом объекте, изложенных в письменном виде, получили название сценариев. Первоначально этот метод предполагал подготовку текста, содержащего логическую последовательность событий или возможные варианты реш. пробл.ы, развернутые во времени. Позднее обяз.е требование временных координат было снято и сценарием стали называть любой док-т, содержащий анализ рассматриваемой пробл.ы. Как правило, эти док-ты подготавливают эксперты индивидуально, а затем формируют согласованный текст. Сценарий – это текст со всеми вытекающими последствиями (синонимы, омонимы, парадокса), связанными с возм.стью неоднозначного его толкования разными специалистами. Такой текст следует рассматривать как осн Методы экспертных оценок. Здесь рассматриваются формы экспертного опроса, подходы к оцениванию, методы обработки рез-тов. Метод «Дельфи». Осн. ср-ва повыш. объективности рез-тов при применении «Дельфи» - метода исп-я обратной связи, ознакомление экспертов с рез-тами предшествующего тура, опроса и учет этих рез-тов при оценке значимости мнений экспертов. Термин «дерево» подразумевает исп-е иерархической структуры, полученной путем разделения общей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие. Как правило, термин «дерево целей» исп-тся для иерархических структур, имеющих отн-я строго древовидного порядка, но сам метод иногда применяется и в случае «слабых иерархий». 23. Метод экспертных оценок в туризме: цель, сущность, предпосылки. Классификация пробл., решаемых экспертным методом. Требования к экспертам и процедуре экспертного опроса. 24. Методы исс-я с исп-ем моделирования: метод сетевой модели: цель, сущность, предпосылки, область применения в исс-ях систем упр-я. Форма представления сетевой модели. Правила построение сетевого графика. Обозначение параметров работ и событий. Алгоритм оптимизации управленческих работ и методика расчетов параметров орг. процедуры. Метод сетевой модели. Модель – универсальный инструмент исс-я. При разработке исп-тся язык модели и осн. требования к процессу разработки. Моделирование позволяет: 1. Исследовать механизм явл-й 2. Установить предельно допустимые значения параметров объекта 3. Снизить затраты и обеспечить безопасность исс-я 4. Ускорить и сократить затраты на диагностику, разработку вариантов опытных образцов при их проектировании и испытании. Виды математического моделирования: 1. Аналитические 2. Имитационные. В упр-нии большими сист.ми одной из осн. Явл. пробл. упр-я комплексами взаимосвязанных операций (координация, регулирование последовательности и сроков). Для реш. есть отдельная дисциплина – исс-е операций, где предложена сист. сетевого планирования и упр-я (СПУ). Сетевая модель СПУ, сетевой график – одна из разновидностей моделей различных процессов, позволяющая графическим способом изобразить исследуемый процесс во времени, сохраняя логическую взаимосвязь и последовательность выполнения работ. Цель сетевой модели: 1. Опр-е наиболее продолжительного пути выполнения работ – критический путь сетевой модели – при разработке новых моделей. 2. Оптимальное распределение мат. И труд. Ресурсов в процессе выполнения работ. 3. Оптимальное распределение времени на выполнение отдельных работ и сокращение его продолжительности. Особенности сетевых моделей: исходный план реализации проекта строится в виде сетевого графика, где наглядно отражается последовательность выполнения отдельных операций во времени и связи * ними. Сеть является удобной схемой изображения алана. Сетевая система явл. информационной и fет по замкнутому кругу. Механизм fния сетевой модели сводится к тому, что поступающая на вход сист. инфа о реальных событиях сопоставляется с заданием. Возм.е принятие реш. в 2х вариантах:1. Состояние объекта приводится в соответствие с заданием. 2. корректируется задание. Правила построение сетевых моделей. Для составления сет. Моделей # уяснить предварительные положения – процесс работы обозначается →. Поскольку видов работ много, то над стрелкой указывают №работы (согласно предварительно составленному перечню работ). Под стрелкой – продолжительность ее выполнения в днях. При построении сетевого графика # соблюдать правила: 1. * 2мя событиями изображается только одна работа. Запасной «условный» вариант обозначается пунктирной стрелкой. 2. Последовательность работ сетевого графика, в кот. конечное событие одной работы совпадает с начальным событием другой без наличия резерва времени – «критический путь», он м.б. только один. 3. Все события кроме последнего д. иметь продолжение в виде другой работы. В противном случае образуется тупик, следовательно допущена ошибка. Каждое событие явл. рез-том предыдущей работы. 4. Стрелки имеют напр-ть слева-направо. 5. При построении исп-ются понятия завис-ти. В случае, когда для начала опр. вида работе # завершение другой, которую графически нельзя свести к начальному событию первой. 6. Возможен вариант, когда # отразить работу, явл. внеш. по отн-ю к отображаемому процессу, напр. изображается строительство магазина, необходим найм охраны, «А» - внешняя работа. 7. Нумерация событий на графике указывается произвольно, но желательно, чтобы меньшим номером обозначалось событие, кот. закончилось раньше, чем больший номер.
25. Комплексные методы: системный анализ и синтез, параметрический метод, факторный и корреляционный анализ, функциональный анализ и синтез систем упр-я. 26. Методы исс-я инф-ных потоков по док-там. Понятие инфы. Св-ва инфы. Инф-ная база упр-я. Осн. требования к управленческой инфы. Последовательность обработки данных и расчет исс-мых параметров. Объекты исс-я: док-тированные и недок-тированные сообщения, обработка данных, расчет показателей, маршруты движения док-тов в орг-ции и связь с внеш. средой. Оптимизация инф-ных потоков на осн. рез-тов исс-я. 27. Соц. исс-е систем упр-я: сущность, цель, виды. Соц. исс-е систем упр-я – это разновидность исс-ний, в кот. рассматривают общ-во, коллектив, индивидуума как социокультурную подсист., влияющую на эффективность, затраты, риск системы упр-я, и исп-ют специфические приемы сбора, обработки и анализа первичной соц. инфы. Целью соц. СУ м.б.: - оптимизация пред-ем номенклатуры выпускаемых товаров и пр-мых работ, оказываемых услуг. - отказ от тех товаров, работ и услуг, кот не пользуются спросом. - соверш. и моделирование товаров, работ и услуг, условий их предоставлений с учетом дифференциации потр-тей различных групп населения. - выработка наиболее действительных методов пропаганды и реализации. - улучшение соц. ситуации в коллективе - снижение затрат за счет активизации чел-кого фактора, улучшение мотивации к труду и др. 3 осн. вида соц. Исс-ний: 1. Разведовательное (пилотажное, зондажное) исс-е решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и осн. на упрощенной программе и … по объему инструментации. Разведовательное исс-е исп-тся для предварительного обследования опр. процесса и явл-я. Потребность в этом исс-нии возникает, когда пробл. мало изучена или не изучена вообще.2. Описательное исс-е – более сложный вид, проводится по подробно разработанной программе и на базе методически……… Его методологическая и методическая оснащенность делает возм.й группировку и классификацию эл-тов по тем хар-кам, кот. выделены в кач-ве сущ-ных в связи с изуч-ем пробл.ы. 3. Аналитическое соц. Исс-е углубленно изучает явл-е, когда # описать структуру и узнать, что опр-ет его колич. и кач-венные параметры. Подготовка требует значительного времени, тщательной разработки. В нем могут применяться различные формы опроса, анализа док-тов, наблюдения. 28. Методы социологических исс-ний: наблюд., опрос, интервьюирование, анкетирование, тестирование, контент-анализ.
29. Планирование исс-ний в туризме. План исс-ний и его содержание. Принципы планирования исс-ний: реальность, конкретность и адресность заданий, ресурсосбережение, контролируемость орг. значимость и временная определенность (реальность). Этапы планирования и их содержание в туристских орг-циях.
30. Орг-ция исс-ний. Понятие «орг-ция исс-я». Формы орг-ции исс-ний: дополнительная нагрузка персонала, исп-е консалтинговых фирм, создание собственных образовательно-исследовательских структур, комбинированные формы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сравнительная оценка эффективности использования финансового лизинга и банковского кредита при приобретении основных фондов
Реферат Survival On The Book Night Essay Research
Реферат Болонський процес - сутність концепції методика
Реферат Понятие и особенности реализации политических прав осужденных
Реферат Sex Education Essay Research Paper Despite sex
Реферат Исследование нормативно-правовой базы информационной безопасности предприятия отделения Юго-Западного банка Сбербанка России №****
Реферат Antigone Kreon As A Tragic Hero Essay
Реферат Маркетинг-аудит
Реферат Frankenstein And Critique Of Education Essay Research
Реферат Глобальная взаимосвязь фундаментальных физических констант
Реферат Глобалізація научно-технічний прогрес і приватна сфера
Реферат История болезни крупного рогатого скота (коровы) с диагнозом послеродовой парез (Coma puerperalis)
Реферат Реформа Столыпина на Беларуси
Реферат Пресс-служба и организация специальных событий
Реферат Особенности развития и коррекция моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи