Реферат по предмету "Медицина"


Частота зубочелюстных аномалий

Частота зубочелюстных аномалий Здесь рассматривается частота аномалий зубочелюстной сис­темы, к которым относят аномалии количества, формы и положения зубов, неправильное строение зубных рядов, нарушение размера и положения челюстей и связанные с ними нарушения смыкания зубных рядов.
Наряду с морфологическими изменениями наблюдается нарушение функции мышц челюстно-лицевой области, ВНЧС, пародонта зубов, неправильное глотание, дыхание, нарушение речи и функции мимичес­ких и жевательных мышц. При неправильном развитии зубочелюстной системы затрудняется откусывание, разжевывание пищи, а следователь­но, адаптация к внешней среде. При нарушении внешности всегда снижается социальная адаптация ребенка и в последующем — взрослого. Аномалии зубочелюстной системы занимают одно из первых мест среди заболеваний челюстно-лицевой области. По данным Е.В. Удовицкой с соавт. (1983), функциональные и морфологические отклонения обнаружены у 75% трехлетних детей и по распространенности превы­шают частоту кариеса и других стоматологических заболеваний в этом возрасте. По данным Т.Ф. Виноградовой с соавт. (1987), у детей 3 лет сформированные аномалии развития зубочелюстной системы выявлены в 48% случаев. Частота морфологических нарушений зубочелюстной системы у школьников составляет около 50%. Пороки развития зубочелюстной системы, в том числе расщелины твердого и мягкого неба, альвеолярного отростка, выявляются с частотой 1:1000 у новорожденных, и отмечается тенденция к их увеличению. Данные о распространенности зубочелюст­ных аномалий часто различны, а иногда противоречивы. Некоторые исследователи считают, что их частота выше у дошкольников, но боль­шинство отмечают их увеличение с возрастом (Каламкаров Х.А. с соавт., 1973). По данным Г.А. Туробовой, наиболее распространены аномалии окклюзии (61,6%), второе место занимает нарушение зубных рядов (28,3%); аномалии отдельных зубов составляют 10%. Ряд исследовате­лей, напротив, считают наиболее частыми - неправильное положение зубов. Среди аномалий окклюзии самой распространенной, по мнению большинства стоматологов, являются дистальная окклюзия и резцовая глубокая дизокклюзия (глубокий прикус). По мнению некоторых ученых, первое место по распространенности занимает мезиальная окк­люзия. Относительно редкой является, по наблюдениям отечественных авто­ров, вертикальная резцовая дизокклюзия (т.н. открытый прикус): 1,3 -7,5%, а также перекрестная окклюзия - 1,3%. Часто обнаруживаются сочетанные нарушения окклюзии в двух и трех направлениях, а также в сочетании с аномалиями зубов и зубных рядов. Различие показателей частоты аномалий зубочелюстной системы может быть связано с изучением разных возрастных групп детей, экологической особенностью данной территории, особенностями пи­тания и др. Выявлено, что у детей с молочными зубами одно из первых мест по частоте встречаемости занимает дистальная окклюзия и глубокая резцо­вая дизокклюзия (до 42% - по данным разных авторов). Практически не встречаются в этом возрасте аномалии количества и положения молочных зубов. По мнению ряда авторов, частота аномалий увеличивается с каждым годом жизни. Особенно заметно их увеличение с началом смены зубов. Но частота ( удельный вес ) различных видов аномалий смыкания с возрастом изменяется не одинаково. Частота дистальной окклюзии возрастает у 9-12-летних детей более чем в 2 раза по сравнению с ранним периодом смены зубов. Однако в дальнейшем она вновь снижается, оставаясь, однако, выше, чем у детей 7-8 лет. Частота глубокой резцовой дизокклюзии с возрастом умень­шается почти вдвое. У детей с молочными зубами она равна 34,9%, в сменном прикусе только 17,8% (Гришина А.П., 1983). Изменчивость частоты аномалий окклюзии зубных рядов отметил СИ. Криштаб (1970). По его наблюдениям, дистальная и мезиальная окклюзии встречаются в раннем возрасте редко. Наиболее часто отмечается глубокая резцовая дизокклюзия (16,6%), тогда как дис­тальная окклюзия составляет только 3%. После 13 лет дистальная окклюзия составляет 2,9%, а глубокая резцовая дизокклюзия - 4%. Другими исследователями отмечено уменьшение с возрастом распро­страненности мезиальной окклюзии. Претерпевает изменение частота вертикальной резцовой диз­окклюзии. По данным М.М. Руденко с соавт. (1990), ее распростра­ненность в 6 - 7 лет равна 1,4 - 2,7%, снижаясь к концу смены зубов до 0,5 - 1,3%. Изменение ее частоты в начале смены зубов авторы объясняют часто неполным прорезыванием резцов в этом возрасте. Аналогичным является уменьшение частоты выявления диастемы с возрастом. Частота обнаружения диастемы у 6 - 13-летних детей в среднем довольно постоянна и равна 48% среди обследованных школь­ников. Она зависит от количества прорезавшихся постоянных фронталь­ных зубов: у детей с наличием только постоянных центральных резцов она обнаружена в 76%, после прорезывания боковых резцов - в 49%, а после прорезывания клыков только в 17% (Камышева Л.И. с соавт., 1977). Подобная тенденция отмечена другими авторами. В противоположность аномалиям окклюзии в период смены зубов возрастает количество аномалий зубов. Если аномалии размеров, количества, положения молочных зубов — чрезвычайно редкое явление, то эти же аномалии постоянных зубов встречаются часто. Неправильное положение зубов, согласно данным литературы, со­ставляет 60-89%. Чаще других вестибулярно прорезываются клыки. Сверхкомплектные зубы составляют, поданным СВ. Радочиной (1970), 2—7% среди других аномалий и располагаются в области центральных резцов (64%), в области боковых резцов (25%) и очень редко в области клыков (3,7%). Врожденное частичное отсутствие постоянных зубов в сменном и постоянном прикусе встречается, по различным данным, у 5-23% людей. После зубов мудрости второе место занимают боковые резцы, третье — вторые премоляры нижней челюсти. Существует также аномалия размеров зубов — они могут быть увели­ченными и уменьшенными. Некоторые зубы, чаще зубы мудрости, реже клыки и центральные резцы верхней челюсти не прорезываются. Такие зубы называются ретенированными, зачатки их иногда расположены неправильно. Воз­можно сочетание различных аномалий: преобладает неправильное про­резывание зубов и нарушение строения зубного ряда; одновременное неправильное формирование зубных рядов и окклюзии. Значительно меньше изучена частота функциональных нарушений челюстно-лицевой области. Однако установлены некоторые закономер­ности, например, при аномалиях окклюзии функциональные нарушения круговой мышцы рта наблюдаются в 68%, при физиологической окк­люзии - лишь в 12,4% случаев (Шаровецкий Г.Г., 1990). К функциональным нарушениям относятся дискоординация мышеч­ной системы у детей с аномалией окклюзии (Персии Л.С., 1974; Аболмасов Н.Г., Разумовский Л.А., 1981; Панкратова Н.В., 1991; и др.). На примере дистальной окклюзии установлено повышение тонуса жева­тельных мышц, а их сократительная способность и амплитуда ЭМГ снижены, в то время как сократительная способность надподъязычных мышц повышена. Одновременно биоэлектрическая активность круго­вой мышцы рта снижена, но повышена активность мышц языка (Персии Л.С., Косырева Т.Ф., Куроедова В.Д. и др.).
Функциональные нарушения могут проявляться в медленном пере­жевывании пищи. Установлено, что у детей 5-7 лет при отсутствии трем между зубами пережевывание происходит медленнее, чем при правильном размере зубных рядов. Изучение распространенности и нозологических форм зубоче­люстных аномалий в разные периоды формирования прикуса представляет научный интерес. Данные такого рода исследова­ний используются для разработки организационных принципов профилактики зубочелюстных аномалий и специализирован­ной лечебной помощи.
В 20—40-х годах научные исследования в области эпидеми­ологии зубочелюстных аномалий были единичными. Значитель­но большее внимание уделено этому вопросу за последние три десятилетия, о чем свидетельствует возросшее количество публикаций. Для определения распространенности зубочелюстных ано­малий целесообразно применять медико-географическую мето­дику исследования, предложенную Центральным научно-ис­следовательским институтом стоматологии (ЦНИИС), с уче­том научно-практических рекомендаций по применению мето­да эпидемиологического изучения зубочелюстных аномалий, разработанного стоматологическим отделом штаб-квартиры ВОЗ и Комиссией по эпидемиологии стоматологических болезней Международной стоматологической ассоциации (форма ВОЗ/ МСА). Эпидемиологическое изучение проводят по определен­ной схеме, позволяющей максимально полно и в краткой форме зарегистрировать стоматологический и ортодонтический статус. Для подготовки ортодонтической информации к машинной обработке и последующего статистического анализа введен цифровой шифр в виде колонок около каждого признака. В карте для эпидемиологического изучения зубочелюстных аномалий регистрируют следующую информацию: 1) паспортные и демографические данные; 2) стадию формирования зубных рядов; 3) аномалии числа, формы и величины зубов; 4) аномалии положения зубов; 5) аномалии прикуса — в области передних и боковых сег­ментов зубных дуг в вертикальном, дистально-мезиальном и трансверсальном направлениях; 6) другие выраженные аномалии; 7) необходимость лечения и его разновидность; 8) замечания. Большинство зубочелюстных аномалий подлежит ортодонтическому или комплексному лечению. Некоторые из них вы­ражены настолько слабо, что не приводят к существенным функциональным и эстетическим нарушениям. Нуждаемость детского и подросткового населения в ортодонтической помо­щи колеблется от 35 до 42% По данным Ю. М. Малыгина, определение фактической нуж­даемости в ортодонтической помощи важно для решения воп­роса о выборе способов медицинского обслуживания населения. В течение года ортодонт должен отработать 289—290 рабочих дней и обеспечить 3625 посещений. На его участке среди 10 000 детей — около 3000 больных с зубочелюстными аномалиями (33,7%), и каждому в течение года ортодонт может дать 1,3 посещения. За это время невозможно не только вылечить, но и детально обследовать больного. По данным ряда авторов, средняя продолжительность лечения различных зубочелюстных деформаций составляет 30—40 мес (2,5—3,5 года). В настоящее время имеются сведения о средней продолжитель­ности ортодонтического лечения (в месяцах) и объеме лечебных мероприятий (в посещениях) в зависимости от степени выражен­ности морфологических и функциональных нарушений и труд­ности их лечения (в баллах). Расчеты показали, что 1 ортодонт может вылечить за 1 год в среднем 130 больных, а нуждаются в лечении на его участке в среднем 2812. Становится очевидным, что при имеющемся количестве ортодонтов невозможно оказать помощь столь большому числу больных. Однако нельзя рассчи­тывать только на экстенсификацию, т. е. увеличение штатного ко­личества ортодонтов. Необходимо изыскивать внутренние резервы для интенсификации ортодонтической помощи. Один из путей — внедрение участково-территориального принципа организации ор­тодонтической и детской стоматологической помощи, разработка комплексной стоматологической профилактики и ортодонтичес­кой диспансеризации. Цельюнашего исследования явилась необходимость оценить распространённость зубочелюстных аномалий и деформаций среди детей в период сменного и постоянного прикуса. С этой целью нами было обследовано 100 детей в возрасте от 7 до 15 лет. Обследование проводилось на базе школы №777 центрального района г. Н-ска. Дети были поделены на 2 группы: 50 человек со сменным прикусом, в возрасте 7-11 лет и 50 человек с постоянным прикусом, в возрасте 13-16 лет. На основании статистического анализа данных исследований, зубочелюстные аномалии в среднем встречаются в период сменного прикуса - у 70 % обследованных, в период постоянного прикуса, в возрасте до 16 лет - у 40 % обследованных. Также анализ результатов обследования дал нам возможность судить о частоте встречаемости тех или иных нарушений среди всех имеющихся видов зубочелюстных аномалий и деформаций. Итак, по нашим данным среди обследованных, имеющих зубочелюстные аномалии и деформации, последние составляют: 1. В период сменного прикуса: 20% - диастема, 19% - глубокий прикус, 17% - аномалии положения отдельных зубов, 15% - укороченная уздечка верхней губы, 11% - дистальный прикус, 7% - мезиальный прикус, 6% - сужение зубного ряда и 5%др. 2. В период постоянного прикуса: аномалии положения зубов – 39 %, глубокий прикус – 23 %, дистальный прикус – 20 %, мезиальный прикус – 13 % и 5% др. При обследовании уделялось внимание наличию сопутствующих стоматологических заболеваний. Так у детей, имеющих низкий и очень низкий уровни резистентности зубов к кариесу (по В.В.Недосеко) зубочелюстные аномалии встречались чаще, чем у детей со средним и высоким уровнями резистентности. Если число всех аномалий представить за 100%, то у детей со средним и высоким уровнями резистентности к кариесу частота аномалий составляла 30%, а остальные 70% приходились на низкий и очень низкий уровни резистентности зубов к кариесу. На основании полученных данных можно сделать выводы: 1. В настоящее время наблюдается высокая распространённость зубочелюстных аномалий среди детей от 7 до 16 лет. 2. В период сменного прикуса частота зубочелюстных аномалий возрастает по сравнению с временным прикусом (на основании данных, взятых из литературы), но постепенно уменьшается в период постоянного прикуса. 3. И в период сменного прикуса и в период постоянного основные виды зубочелюстных аномалий совпадают, однако, если в период сменного прикуса первое место занимает диастема, то в период постоянного прикуса её распространённость значительно снижается, и первое место в данном периоде занимает аномалии положения отдельно стоящих зубов, остальные виды аномалий распределены по частоте примерно одинаково.
4. Процент зубочелюстных аномалий значительно возрастает у обследуемых, страдающих другими стоматологическими заболеваниями, а при наличии общих заболеваний организма ещё больше увеличивается. 5. В настоящее время необходимость в своевременной профилактике и лечении аномалий зубочелюстной системы сильно возросла. Ранняя диагностика зубочелюстных аномалий и их своевременное лечение предупреждают стойкие нарушения прикуса и изменения лица, а также общие расстройства организма.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Территориальная организация населения 6
Реферат Модемы: назначение, сравнительный анализ моделей, принцип работы, эксплуатация на примере конкретной модели
Реферат Рембрандт и Пуссен
Реферат Типы внутрифирменного планирования
Реферат Теневой бизнес
Реферат Судебно-процессуальные институты по Псковской судной грамоте
Реферат Теневая экономика России 4
Реферат Торговый, расчетный и платежный баланс
Реферат EmersonThoreau Essay Research Paper Emerson and ThoreauEveryone
Реферат Типология факторов, определяющих цены земельных участков
Реферат Трастовые операции – как один из видов деятельности коммерческих банков
Реферат Авария в энергосистеме в США и Канаде 2003
Реферат Типы производственной структуры хозяйствующего субъекта
Реферат Товарна політика ВАТ Вентиляторний завод "Гермес"
Реферат Расчет редуктора привода конвейера