Введение
Сколько времени насчитывает история человечества до сих пор не знает никто. Этот вопрос уже многие десятилетия, если не столетия, волнует ученых. Однако, никто не станет сомневаться, что она огромна и уходит своими корнями в глубину веков. Традиционно считается, что первые люди появились несколько миллионов лет назад. Каким образом они появились – вопрос нерешенный по сию пору. Все предположения на этот счет – в т.ч. и знаменитая теория Ч. Дарвина – являются лишь теориями, или гипотезами – в общем, теоретическими измышлениями, ни одно из которых не доказано научно и не принято наукой как аксиома.
Однако, если факт эволюции человека как биологического вида, ставится под сомнение, то его эволюция в психологическом аспекте сомнений, на мой взгляд, не вызывает[1].
За все годы этой человеческой эволюции возникло великое множество вариантов человеческих конституций и характеров – их стало так много, что трудно встретить двух людей, очень схожих друг с другом, не говоря уже о полной идентичности (если, конечно, исключить близнецов и близких родственников). Люди отличаются друг от друга не только внешними данными, но и темпераментом, характером, поведением, интеллектом и т.д. В процессе формирования вариантов человеческих конституций неизбежно возникает вероятность того, что в силу комбинаций различных биологических факторов может происходить накопление каких-либо личностных свойств и типов поведения: последние могут резко гипертрофироваться и создавать неповторимый облик особой личности. В некоторых случаях это накопление преобладающих в психическом облике личности свойств носит устойчиво-односторонний характер: такие субъекты похожи друг на друга, хотя и резко отличаются от обычных людей. Таких личностей с крайне выраженными и одноплановыми свойствами характера, неспособных достаточно длительное время без конфликтов жить среди обычных людей и выполнять каждодневные обязанности, называют психопатическими.
Кто же такие психопаты? Прежде, чем давать расшифровку и толкование какого-либо термина, всегда полезно рассмотреть его происхождение – этимологию. Из каких частей состоит слово «психопат»? Оно имеет два корня, причем оба греческие и оба употребляются как в медицинской науке, так и в бытовой речи: «психея», что на языке Пифагора и Сократа значит «душа» и «патология», что в современной медицинской практике понимается как «болезненное нарушение». Если объединить перевод этих двух корней в одно предложение, то получится, что психопатия есть «болезненное нарушение [здоровья] души». Это то, что можно сказать о рассматриваемом нами термине, исходя из этимологии. Теперь любопытно ознакомиться с его научным определением и сравнить их.
Под словом «психопат» наука понимает человека, обладающего тяжёлым характером, от которого страдает он сам, но в ещё большей степени- окружающие. Этот трудный характер приводит своего носителя к постоянным ссорам с окружением (и в первую очередь с теми, с кем он чаще всего общается). Такие люди предъявляют к окружающим повышенные требования (зачастую в конкретных условиях невыполнимые), оказываются в постоянной и недостаточно мотивированной (а зачастую и немотивированной вовсе) оппозиции по отношению к членам своей семьи, сослуживцам и т.д. Не умеющие подчиняться, они не способны, как правило, и выполнять длительное время руководящую роль, вызывая к себе отрицательное отношение высокомерием, нетерпимостью, вспыльчивостью и другими постоянно выраженными чертами характера. Все те свойства, которые отмечаются у психопатических личностей, бывают и у обычных людей (психопатия- необычное состояние заострённо выраженных обычных человеческих характеров), но у психопатических личностей они так сильно выражены, так сложно сочетаются, что создают яркий портрет человека, характер которого делает его несчастным и заставляет окружающих избегать длительного общения с ним.
Психопатия известна науке с давних времен. Она всегда представляла интерес для ученых, ее изучению посвящали свои труды многие великие ученые, причем ученые из самых разных стран. Самый, наверное, значительный вклад в решение проблемы понимания рассматриваемого нами феномена был внесен Кречмером и Ганнушкиным.
Есть множество взглядов на природу психопатии. Лично мне ближе всех следующий.
Проблема психопатии не есть проблема интеллекта, но проблема эмоций, воли и совести. Прежде всего, совести.
Есть в нашей душе некий удивительный механизм, который называется совестью. Он является одной из самых главных загадок, можно сказать, феноменом, человеческой психики. Учёные не могут дать определение совести[2], но каждый человек чётко знает, у кого она есть, а у кого – нет.
В течение многовековой эволюции в каждом человеке выработались важнейшие законы человеческих отношений, и что бы люди ни делали для ликвидации совести, как бы они её ни отрицали, в какие бы ужасающие условия ни ставили друг друга, как бы ни заставляли друг друга совершать бессовестные поступки и доказывать, что это и есть правильно, что так и надо, как бы ни дискредитировали совесть, она всегда даёт о себе знать.
Совесть складывается, главным образом, под влиянием социальных воздействий: воспитания, убеждения, культивирования в человеке нравственных понятий (она складывается под их влиянием и, в то же время, является их главной опорой и защитой). Но одни люди более восприимчивы к этому, другие невосприимчивы вовсе. С чем это связано?
Многие учёные считают, что в процессе многовековой эволюции человечество постепенно пришло к выводу, что без каких-то правил оно было бы обречены на вымирание как особый вид социализированных животных
Например, если бы люди не убедились, что надо уважать старших и перенимать их опыт, то они были бы обречены каждый раз всё начинать вновь. Не используя опыт предшествующих поколений, они постоянно топтались бы на месте. Если бы люди не защищали самоотверженно своих детей, то тоже были бы обречены на вымирание, а дети к тому же не стали бы защищать их, уже старых. Если бы люди не поняли, что бесконтрольные половые связи могут привести к широкому распространению венерических заболеваний, что в свою очередь сделало бы реальной угрозу вырождения человеческого рода, то они бы не стали вводить моногамию и т.д.
Поэтому из поколения в поколение передаётся повышенная восприимчивость к усвоению нравственной информации, которая в свою очередь реализуется воспитанием, воздействием других социальных факторов. В психике человека сформировалась так называемая этическая память, запрограммированная биологически и разрушаемая дефектами головного мозга или не выявляемая соответствующим воспитанием. Например, при психопатиях личность формируется так, что она не может быстро усвоить, что хорошо, а что плохо, что достойно человека, а что нет. Именно потому, что психопатам мало что мешает в жизни, ничто их не останавливает, они часто оказываются на виду. Напоминания о морали мешают жить психопатам, т.е. людям, уже имеющим некоторые биологические предпосылки бессовестности, и преступникам, т.е. людям, которые сознательно отказались от своей совести.
История изучения психопатий
Для того, чтобы характеризовать состояние какого-либо явления в настоящий момент, очень полезно рассмотреть историю его развития, изучения, ибо через нее часто познается то, что не видно с первого взгляда на проблему. Знание всех достижений и ошибок, которые совершила наука на пути познания анализируемого объекта, представление о степени давности его изучения и подобные сведения помогают ярче и полнее представить картину проблемы, найти те внутренние связи и противоречия, которые имеются в состоянии изучения объекта исследования на момент анализа.
Первые попытки выделить группу психопатий относятся ко второй половине XIX в. (Морель, Кох, Причард и др.).
Французский психиатр Морель полностью стоял на конституционально-биологической позиции и связывал возникновение психопатий с дегенерацией — постепенным вырождением «человеческого рода». В результате накопления дегенеративных черт появляются психопатии, уродства, слабоумие. Семьи с такими заболеваниями—дегенеративные, вырождающиеся семьи (учение о вырождении). Конституциональных взглядов на психопатию придерживались и немецкие ученые Е. Блейлер и Э. Кречмер. Кречмер неразрывно связывал психический склад личности со строением тела. Основываясь на этом, он разделил человечество на шизоидов и циклоидов и находил патологические отклонения почти у всех людей.
В отечественной психиатрии основателем учения о психопатиях считается И. М. Балинский. Следует заметить, что значительным толчком к разработке этой проблемы служили запросы педагогической и судебно-психи-атрической практики—социальные запросы, их особая острота в отдельные периоды. Отечественные .психиатры В. X. Кандинский, С. С. Корсаков, В. П. Сербский, касаясь проблемы психопатий, выдвинули много прогрес сйвных положений, в частности при проведении судебно-психиатрических экспертиз. Так, ими подчеркивалась роль социального фактора в развитии этого расстройства.
В конце XIX в. появляются и первые руководства, освещающие клинику психопатий. С. С. Корсаков включает в свое руководство 1893 г. главу «Психопатическая конституция», а в 1900 г. в учебнике немецкого ученого Э. Крепелина появляется глава «Психопатическая личность».
Выдающаяся роль в развитии учения о психопатиях принадлежит П. Б. Ганнушкину. Этот ученый-психиатр по-новому подошел к пониманию психопатий, показав, что их надо рассматривать в динамике, а не в статике. Психопатическая личность, так же как и нормальная, развивается и подвергается воздействию внешней среды. Психопатии могут в связи с этим сглаживаться, компенсироваться или, наоборот, усиливаться, усложняться, приобретая новые черты и свойства. П. Б. Ганнушкин дал блестящие описания клинической картины психопатий, которые долгое время служили отправным пунктом для дальнейшей разработки этой проблемы и не устарели до настоящего времени. Он, подобно Э. Кречмеру и Е. Блейлеру, считал, что психические сдвиги, обнаруживаемые при психопатиях, можно условно сравнивать с некоторыми симптомами, наблюдаемыми при психических заболеваниях. Отсюда и данные им названия основных клинических вариантов форм психопатий: шизоиды, циклоиды, истероиды, эпилептоиды и др. Всего он выделяет 10 вариантов психопатий[3].
Формы психопатий
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему». Если эти толстовские слова немного переиначить и перенести в область, психопатий, то картина получится прямо противоположная : все здоровые люди обладают разным характером, а все больные- примерно одинаковым. Здоровых систематизировать трудно, а больных легче. Сколько людей - столько и характеров. Все характеры можно условно поделить на две огромные категории – здоровые и больные. Болезненных типов характеров достаточно много, но все же их куда меньше, чем здоровых.
Наверное, для раскрытия темы настоящей работы было бы очень полезно дать хотя бы краткий перечень болезненней характеров:
1. Возбудимые психопаты. Сущность их душевного уродства, отклонения от нормы, очень метко можно выразить словом «возбудимые»: это драчуны, жестокие, злобные люди, находящиеся со всеми в постоянном конфликте. Часть из них большую часть времени проводит в специальных психиатрических лечебницах и в тюрьмах, так как общество вынуждено многих из них изолировать из-за антисоциального поведения.
2.Очень близко к возбудимой психопатии стоит эпилептоидная психопатия. Само слово «эпилептоид» предложил выдающийся психиатр Вильгельм Гризингер (1817-1868), работавший в Швейцарии и в Германии. Эпилептоид- значит «похожий на эпилептика», имеющий эпилептический характер. До начала 20 века это слово употреблялось очень редко. Лишь в 1921 году психиатр Франтишка Миньковская опубликовала несколько работ, в которых подробно описывала эпилептоидный характер- людей чрезмерно скупых, педантичных, аккуратных, въедливых, вязких и т.д.[4] Толчком к этим описаниям послужили работы Кречмера, в которых он подробно рассматривал шизоидов и циклоидов, т.е. людей, имеющих в своём характере те свойства, которые в более выраженной форме бывают при шизофрении и при циркулярных психозах. Двучленную систематику Кречмера (шизоиды-циклоиды) Миньковская дополнила эпилептоидами.
3. Встречаются среди психопатов и шизоиды. Это особая группа нарушений личности, подробно описанная Ганнушкиным и Кречмером. У шизоидных личностей есть черты, которые встречаются либо после приступа шизофрении, либо до его наступления. Кречмер выделял три основные формы шизоидной психопатии: повышенно чувствительных (сензитивный тип), чрезмерно активных, настойчивых, склонных к образованию сверхценных идей (экспансивный тип) и вялых, пассивных, ленивых, бездеятельных созерцателей (это вялый тип). Всем шизоидам свойственны отгороженность от людей, замкнутость (есть шизоиды, с которыми бок о бок можно прожить 10 лет и так и не быть уверенными в том, что мы их знаем). Главная их черта- общая эмоциональная сухость, парадоксальность мышления, представлений, эмоций. Свойственны им и эмоциональные оазисы, когда при общей бедности эмоций вдруг определённые темы вызывают сильные эмоциональные реакции.
4. Ещё одна форма психопатий- истерическая. О ней много пишут не только психиатры, но и юристы, политики, историки и т.д. Да и как пройти мимо этой формы дисгармонии личности, если истерики только тем и занимаются, что стараются привлечь к себе внимание; ненасытная жажда признания- главнейшая черта этих людей, превращающая их в посмешище, а иногда и возносящая их на вершины власти. Правда, там они , как правило, держатся недолго: им всё быстро надоедает и они бросаются в очередные авантюры, используя с этой целью ложь, фантазии, мистификаторство и другие малоприятные способы привлечения к себе внимания. Именно из таких людей и вырастают авантюристы, политические и литературные проходимцы, графоманы, претенденты на диктаторские должности, беззастенчивые демагоги и лжецы. Главная движущая сила, определяющая все их поступки, - тщеславие. А тщеславия, как известно, в бездарном человеке столько, сколько у него не хватает ума.
5. Все описанные выше типы психопатий представляют собой крайние, ярко выраженные – «идеальные» - ее формы. На самом деле, приведенная классификация не совсем корректна – психопаты, относящиеся «чисто», или на сто процентов, к одному типу встречаются не так часто – гораздо более распространены смешанные формы заболевания[5]. По этой причине следует выделить пятым (а если говорить не об идеальной модели, а о реальной практике – то единственным) пунктом смешанные типы психопатических личностей.
Классификация психопатий по Ганнушкину
Как уже было сказано выше и как явствует из названия настоящего раздела, он посвящен описанию классификации психопатий, данной классиком отечественной психиатрии П.Б. Ганнушкиным. Это интересно, во-первых, для лучшего раскрытия истории взглядов на проблему психопатий, во-вторых, для сравнения классификации Ганнушкина с приведенной выше (на примере чего можно судить, как с тех времен изменилось понимание вопроса), а также для понимания вклада великого ученого в развитие психологической науки.
В целях раскрытия вопроса ниже приводятся некоторые клинические иллюстрации, взятые из монографии П. Б. Ганнушкина[6]. Они очень ярки, клинически правдивы и будут полезны для понимания и психопатий детского возраста.
Итак…
Мечтатели {из группы шизоидов). Это обыкновенно тонко чувствующие и легко ранимые субъекты, со слабой волей, в силу нежности своей психической организации плохо переносящие грубое прикосновение действительности; столкновение с ней заставляет их съеживаться и уходить в себя, они погружаются в свои мечты и в этих мечтах словно компенсируют себя за испытываемые ими неприятности в реальной жизни. Сплошь и рядом это люди с повышенной самооценкой, недовольные тем положением, которое они заняли в жизни, неспособные бороться за лучшее. Вялые, «ленивые» бездеятельные — они как бы свысока смотрят на окружающую их действительность и с отвращением выполняют обязанности, возлагаемые на них необходимостью заботиться о материальном существовании. Свободное время заполняют они фантазированием. Главное содержание фантазий —это исполнение их желаний. Люди бедные, малозаметные, они мечтают о богатстве, почестях; робкие и трусливые —о героизме и подвигах; бесталанные — об открытиях и изобретениях.
Есть среди них, однако, и люди, действительно одаренные богатым и оригинальным творческим воображением — потенциальные поэты и художники, в своих мечтах преображающие убогую действительность в волшебную сказку, скрывающие от окружающих свои грезы.
Мечтатели обыкновенно не делают даже слабых попыток к осуществлению своих мечтаний уже в силу того, что последние находятся в резком несоответствии с условиями действительности. Иногда мечтатели настолько вживаются в свои грезы, что почти начинают верить в их реальность.
Эмотивно-лабильные (из группы циклоидов). Такие субъекты больше всего поражают капризной изменчивостью настроения, как бы без всякой причины переходящего из одной крайности в другую. Эта неустойчивость часто придает их характеру отпечаток чего-то нежного, хрупкого, отчасти детского и наивного, чему способствует также и их большая внушаемость. Почти никогда их настроение не меняется беспричинно, однако поводы для его изменений обыкновенно настолько незначительны, что со стороны эти изменения кажутся совершенно беспричинными; на эмотивно-лабиль-ных может действовать и дурная погода, и резкосказанное слово, и воспоминание о каком-нибудь печальном событии, и мысль о предстоящем неприятном свидании, и, словом, такая масса совершенно не учитываемых мелочей, что иной раз даже сам больной не в состоянии понять, почему ему стало тоскливо и какая неприятность заставила его удалиться от веселого общества, в котором он только что беззаботно смеялся.
Несмотря на известный оттенок легкомыслия и поверхностности, это — люди, способные к глубоким чувствам привязанности: они чрезвычайно тяжело — иногда и на долгий срок — переживают всякие сильные душевные потрясения, именно они чаще всего дают так называемые патологические реакции и реактивные психозы.
Эпилептоиды. Самыми характерными свойствами этого типа психопатов считаются, во-первых, крайняя раздражительность, доходящая до приступов неудержимой ярости, во-вторых, приступы расстройства настроения (с характером тоски, страха, гнева) и, в-третьих, определенно выраженные так называемые моральные дефекты (антисоциальные установки). Обычно это люди очень активные, односторонние, напряженно деятельные, страстные, любители сильных ощущений, очень настойчивые и даже упрямые. Та или другая мысль надолго застревает в их сознании; можно определенно говорить о склонности эпилептоидов к сверхценным идеям. Их аффективная установка почти всегда имеет несколько напряженный, окрашенный плохо скрываемой злобностью оттенок, на общем фоне которого от времени до времени, иной раз по ничтожному поводу, развиваются бурные вспышки неудержимого гнева, ведущие к опасным насильственным действиям.
Эпилептоид подозрителен, обидчив, мелочно придирчив. В семейной жизни эпилептоиды обыкновенно несносные тираны.
С детства непослушные, они часто всю жизнь проводят в борьбе за кажущееся им ограничение их самостоятельности, в борьбе, которая им кажется борьбой за справедливость. Неуживчивость эпилептоидов доходит до того, что многие из них принуждены всю жизнь проводить в скитаниях.
Эпилептоиды — люди инстинктов и примитивных влечений.
Страстные и неудержимые, они ни в чем не знают меры, ни в безумной храбрости, ни в актах жестокости, ни в проявлениях любовной страсти. Среди них мы часто встречаем азартных игроков, пьяниц-дипсоманов и лиц, страдающих периодическими приступами неудержимого стремления к бродяжничеству.
Патологические лгуны (из группы истерических психопатов)1.
Если потребность привлекать к себе внимание и ослеплять других людей блеском своей личности соединяется, с одной стороны, с чрезмерно возбудимой, богатой и незрелой фантазией, а с другой — с более резко, чем у истериков, выраженными моральными дефектами, то возникает картина той психопатии, представителей которой Крепелин обозначает как лгунов и плутов. Чаще всего это люди, которым нельзя отказать в способностях. Они сообразительны, находчивы, быстро усваивают все новое, владеют даром речи и умеют использовать для своих целей всякое знание и всякую способность, какими только обладают. Они могут казаться широкообразованными, даже учеными, обладая только поверхностным запасом сведений, нахватанных из энциклопедических словарей и популярных брошюр. Некоторые из них обладают кое-какими художественными и поэтическими наклонностями, пишут стихи, рисуют, занимаются музыкой, питают страсть к театру. Быстро завязывая знакомства, они хорошо приспосабливаются к людям и легко приобретают их доверие. Они умеют держаться с достоинством, ловки, часто изящны, очень заботятся о своей внешности и о впечатлении, производимом ими на окружающих.
Самой роковой их особенностью является неспособность держать в узде свое воображение. Отсюда их непреодолимая и часто приносящая им колоссальный вред страсть к лганью. Лгут они художественно, мастерски, увлекаясь своей ложью и почти забывая, что это ложь. Чаще всего, конечно, их выдумки касаются их собственной личности: они охотнее всего рассказывают о своем высоком происхождении, о своих связях в сферах, о значительных должностях, которые они занимали и занимают, о своем колоссальном богатстве.
Резкая граница отделяет псевдологов (лгунов) от мечтателей. Мечтатель (шизоид) обманывает себя отно сительно внешнего мира, псевдолог (истерик) обманывает окружающих относительно себя.
Таким образом, в классификации П. Б. Ганнушкина все подразделение психопатий на варианты строится только на психологическом (ведущем характерологическом) признаке. В настоящее время приняты более обобщенные группировки психопатий с классификацией их на основе физиологических механизмов нервной системы (силы и подвижности основных нервных процессов, характера взаимодействия'двух сигнальных систем) и с учетом их происхождения.
Психопатия в детском и подростковом возрасте.
Учитывая специфику предмета исследования, а также цели и задачи настоящей работы, настоящий раздел можно назвать ключевым в работе.
По этой причине ему уделено максимальное количество внимания (в ущерб другим темам, не менее интересным, но косвенно касающимся настоящей работы).
Переходя непосредственно к описанию особенностей психопатий детского и подросткового возраста, необходимо иметь в виду, что в данной проблеме детский возраст занимает совсем особое место. Поскольку речь идет о патологической личности человека, естественно подразумевается определенная зрелость человека, когда можно говорить о сформировавшемся личностном складе и его патологических чертах. Более того, по мнению целого ряда авторов[7], диагностирование психопатий вообще неправомерно и бессмысленно в детском возрасте и может проводиться не ранее как по достижении пациентом 15—17 лет.
Однако, несмотря на это, психопрофилактическое направление советской, а в наше время – и российской как преемницы советской - медицины подчеркивало значение ранней диагностики того или иного страдания в целях более своевременного и успешного лечения. Это положение особенно относится к ранней диагностике психопатий, при которых требуется проведение комплексных корригирующих мероприятий в течение длительного срока, выравнивающих и компенсирующих патологические задатки неблагоприятной наследственности.
Разумеется, такой подход тоже имеет своих апологетов, причем имена их не менее – а подчас и более – известны, громки и уважаемы, нежели имена защитников первой концепции.
Например, именно такой точки зрения придерживается известный ученый-психолог с поистине мировым именем Г. Е. Сухарева. Считая возможным диагностирование психопатий еще в детском возрасте, она разрабатывает их клинику и систематику. Ею написано руководство по этому, одному из самых трудных разделов детской психопатологии[8] .
Кроме этого монографического исследования, отдельным вопросам психопатий детского возраста посвящено много работ детских психоневрологов[9].
Анализируя проблему, необходимо отметить, что в целом психопатологическая симптоматика у детей менее дифференцирована и более бедна, чем у взрослых.
В то же время, характерологические и эмоционально-волевые сдвиги в детском возрасте - очень частое явление. Чтобы выделить среди них черты становления психопатии, требуется пристальное наблюдение. Эта задача, вне всякого сомнения, трудная и ответственная.
Уже упомянутая Г. Е. Сухарева в ряде своих работ предлагает классификацию психопатий детского возраста, в основе которой лежит патогенетический принцип, особенности и механизмы происхождения аномалий.
Она выделяет три основные группы аномалий развития нервной системы у детей:
1) задержанное развитие,
2) искаженное, неравномерное развитие,
3) поврежденное развитие.
Все три типа аномалий развития могут охватывать различные клинические варианты. При формировании психопатии большую роль играют как неблагоприятная наследственность, так и экзогенные факторы. Патологическая наследственность особенно большое значение имеет при формировании психопатий второй группы; экзогенные вредности (социальные и особенно органические) — третьей группы, а первая группа в этом отношении занимает как бы промежуточное место — здесь сплетаются тесно и наследственно обусловленные, и социальные (воспитание) факторы. С этой группы мы и начнем описание психопатий детского возраста.
Инфантилизм с чертами дисгармоничности психики занимает в клинической структуре аномалий развития первой группы (задержанное развитие) центральное место. К этой группе относятся личности типа «неустойчивых», истерические личности и личности с ведущим синдромом псевдологии (лгуны и фантасты).
Для целей настоящей работы необходимо раскрыть, каким именно образом и в какой форме проступают эти патологические свойства у детей. Неустойчивость эмоций, неспособность к самосдерживанию, самоконтролю, к систематическому труду — основные черты патологических личностей с психической незрелостью, инфантильностью и, в частности, «неустойчивых». Эти черты поведения определяются слабостью волевых процессов. Но в младшем детском возрасте их относят еще и к возрастным, физиологическим явлениям. Поэтому для распознавания психопатий этого вида важно проследить темп и своевременность становления волевых качеств ребенка. Для этого требуется собрать полноценный всесторонний (медико-психолого-педагогический) анамнез, проанализировав, как развивалась волевая деятельность ребенка в результате воспитания, научился ли он к началу школьного периода различать то, что должно делать, сформировались ли у него элементарные причинно-следственные связи, касающиеся поведения, понятия обязанности, долга.
В более старшем школьном возрасте волевые качества должны уже совершенствоваться и укрепляться под воздействием дисциплинирующего влияния коллектива. Поэтому признаки слишком большой эмоциональной неустойчивости, проявления недоразвития процессов внутреннего торможения с плохой приспособленностью к коллективу могут быть расценены как «сигналы», «предвестники» становления психопатии. Эти сигналы особенно звучны в том случае, если ребенок и в раннем возрасте отличался особенностями поведения: двигательным беспокойством, суетливостью, речевым возбуждением, болтливостью— или у него имелись отдельные патологические симптомы (ночные страхи, энурез). Ребенка с подозрением на психопатию необходимо взять под особое наблюдение. Психопатические черты этого типа, (неустойчивость) имеют тенденцию несколько сглаживаться. Более уверенно о диагнозе в этих случаях можно говорить после пубертатного криза.
Аномалии развития, приводящие к частичному инфантилизму, способствуют также появлению истероидных личностей и псевдологов. Такого рода личностям свойственна «жажда признания», в силу чего их основными чертами, как уже упоминалось, являются эгоцентризм, стремление выдвинуться, быть первыми, всеми способами привлечь к себе внимание.
У детей, у которых происходит становление психопатии этого типа, наблюдается капризность, неустойчивость настроения, привязанностей, неглубокие интересы: они, так же как и «неустойчивые», не способны к сколько-нибудь длительному напряжению и систематическому труду, хоть и активны в игровой деятельности.
И здесь распознавание психопатии на ранних ступенях развития представляет трудности. В ряде случаев особенно сложно различить физиологическое и патологическое в личности ребенка, проявляющего особенности поведения. Снова на помощь приходит анамнез жизни ребенка по возрастным этапам, который должен быть подвергнут тщательному анализу и сравнительной оценке, как бы взвешиванию каждого симптома. Утрированность, заостренность характерологических черт дает основание для квалификации их как патологических.
Для становления истериодной психопатии у детей типичны капризность, непослушание, бурные аффективные проявления агрессивности в случаях, если немедленно не удовлетворяются желания ребенка (отказ в удовольствии), неуживчивость в коллективе в связи с желанием непременно занять командные роли. Нередко в школе такие дети активны, неплохо успевают, интересуются общественной работой, публичными выступлениями, стремятся быть на виду, дружить с выдающимися, авторитетными учениками.
Другая подгруппа детей истероидного склада особенно склонна к фантазированию, обладает сильно развитым воображением, направленным на преувеличение собственных заслуг и достоинств. При этом граница между выдумкой и сознательной ложью часто бывает стерта. Эта психопатия (псевдология, патологическая лживость) особенно обостряется в пубертатном периоде, и окончательный диагноз можно установить лишь к концу полового созревания.
В целом следует сказать, что психопатии первой группы у детей носят относительно благоприятный характер, так как по мере сглаживания инфантилизации к 19—20 годам грубые отклонения в поведении обычно исчезают. Но так бывает не всегда. В одних случаях правильными воспитательными мерами и с помощью медицинского воздействия удается достигнуть «дозревания» психики, ее гармонизации и притушить те отрицательные проявления, которые обусловлены врожденными особенностями нервной системы, в частности расторможенностью подкорковых образований.
В других же неблагоприятно протекающих случаях истероидной психопатии, например при синдроме псевдологии, даже среди детей и подростков могут появиться правонарушители (шантажисты, сексуально распущенные и др.).
В связи с описанием психопатий первой группы, в структуре которых центральное место занимает психический инфантилизм, следует сказать несколько слов о клиническом значении этого синдрома для детской психоневрологии вообще. Необходимо еще раз подчеркнуть, что в случаях психопатии с чертами инфантилизма речь идет о дисгармонии развития, о патологических чертах характера, изменениях поведения.
При общем инфантилизме ребенок может выглядеть младше своих лет и иметь черты психики, свойственной более раннему возрасту, однако его физическая и психическая организация не утрачивает гармоничности. Такие дети отличаются малым ростом, небольшим черепом, нежным костяком, но они подвижны, грациозны, ловки и порывисты в движениях. Они обладают живой мимикой и жестикуляцией, неутомимы в игре, подражании, но легко устают в трудовой деятельности, внушаемы и лабильны в настроении. Восприятия их недостаточно точны, ассоциации поверхностны, однако нельзя говорить о патологических сдвигах в развитии личности: имеют место лишь особенности физического и психического склада, которые во многом сглаживаются со временем, если ребенок получает правильное воспитание. Здесь многое зависит от социальной среды, от ее воздействия на личность.
Общий инфантилизм у детей может определяться эндокринной недостаточностью. Несомненно, обладая и психическими особенностями, такие дети все же не относятся к психопатам.
Переходим к описанию клинических особенностей детей-психопатов с искаженным, диспропорциональным развитием личности, которые относятся ко второй группе.
Этот тип аномалий развития занимает важное место в детской психопатологической практике. Здесь наблюдается одновременно и задержанное, и ускоренное развитие, что определяет более грубые и стойкие формы психической дисгармоничности. Причем у таких детей отмечаются не только сдвиги в характере, но и нарушения в обменных процессах и в деятельности внутренних органов. Нередко такие дети отличаются и своеобразной внешностью.
Неблагоприятные условия внешней среды особенно легко выявляют здесь отрицательные наследственные задатки и последствия повреждения плода или даже зачатка на ранних этапах развития.
Клинические симптомы психопатий этой группы могут появляться относительно рано. Так же как и при задержанном развитии, условное диагностирование психопатии здесь возможно к 7—8 годам, а в случаях формирования шизоидных, аутичных личностей даже еще раньше— к 3—4 годам. Однако установление этого диагноза всегда требует осторожности. Более определенно о форме психопатий можно высказаться не ранее 14—15 лет (особенно при некоторых вариантах).
К психопатиям, обусловленным искаженным развитием, относят три типа аномалии личности ребенка (гипертимические, патологически замкнутые и психастенические личности).
К гипертимикам относят детей с постоянно повышенным настроением, так называемых аффективных психопатов («конституционально возбужденные», по П. Б. Ганнушкину).
Для детей-гипертимиков свойственны повышенный оптимизм и чрезмерная жизнерадостность. Они преувеличенно и избирательно, только в плане положительных эмоций, воспринимают окружающее и дают высокую оценку самим себе. Например, отвечают, что «все обстоит отлично», живут они «сказочно прекрасно», «лучше всех» и т. п. Очень подвижны, активны, несколько расторможенны и невыдержанны. Эти общительные дети бывают хорошими товарищами, однако, стремясь к повышенной деятельности, они проявляют гиперактивность, занимаются чужими делами, что нередко приводит к конфликтам. Обладают обычно хорошим интеллектом, но непоследовательны в работе, не заканчивают начатое. На уроках задают много вопросов, не всегда слушая ответы.
В поведении таких детей отмечаются все же колебания, как бы фазы, со спадами и подъемами настроения, что напоминает симптоматику циркулярных больных. При неудачах, невозможности добиться желаемого у таких аффектированных подростков возникают реактивные состояния, преимущественно в форме депрессии.
Повышенная активность, самоуверенность, жажда деятельности и удовольствия, свойственные этим подросткам, при неблагоприятных условиях затягивают их на антисоциальный путь (алкоголизм, воровство, сексуальная распущенность). В ряде случаев прогноз при этом довольно редком варианте психопатии достаточно благоприятен. К 19—20 годам гипертимические черты обычно тускнеют и сглаживаются. Процессы торможения и возбуждения уравновешиваются.
Наиболее распространены среди психопатических личностей второй группы аутичные, или патологически замкнутые личности (шизоиды), у которых неравномерность психического развития достигает наиболее выраженных, даже несколько гротескных форм. Так, дети-дошкольники рано начинают читать, младшие школьники обладают отдельными специальными знаниями, им доступны обобщения, даже некоторые абстракции, и в то же время они плохо овладевают навыками практической жизни — не умеют стелить постель, самостоятельно одеваться, шнуровать ботинки, достаточно хорошо владеть вилкой. Своеобразно также формирование их навыков в процессе обучения. При письме отмечается следующее несоответствие. Обладая хорошей грамотностью и словарным запасом, они пишут плохим почерком, замедленно и небрежно. Это иногда может быть связано и с недостатками их моторики, Для таких детей характерны не только особенности интеллектуального развития. Их поведение определяется главным образом особенностями эмоционально-волевой сферы. Они не испытывают потребности в общении с окружающими, не стремятся играть с детьми, у них не появляется желания что-то узнать, чем-то поделиться с товарищами. В то же время они очень любят читать, погружаются в одиночестве в нереальные мечты и фантазии, занимаются изучением не по возрасту серьезных вопросов. Необщительность проявляется у них не только по отношению к сверстникам, но и к взрослым. К родителям они то холодны, то болезненно привязаны к кому-либо одному из них (чаще к матери).
Характерен внешний вид таких детей: евнухоидные пропорции тела, сутулые плечи, своеобразная, нередко раскачивающаяся походка. Мимика однообразная, лишенная детской непосредственности и живости. Могут отмечаться нарушения сердечной деятельности.
Для диагностирования этого вида психопатий весьма существенно знать ранний анамнез. Характерно, что уже на первом году жизни эти дети бывают плаксивы, беспокойны, недостаточно хорошо кушают. В дальнейшем обращают на себя внимание особенностями своего поведения и развития. Они пугливы, мало интересуются игрушками, не проявляют жизнерадостности, детского восторга при виде близких, несколько отстают в моторном развитии. При собирании анамнеза о них часто можно услышать: «Рос особенным, был не таким, как все, как другие дети .».
По мере прохождения возрастных кризов особенности поведения иногда начинают сглаживаться, но нередко аутизация все нарастает и отчетливо начинает обрисовываться облик психопата-шизоида. Это наблюдается уже в период полового созревания или несколько позже.
Характеризуя эмоциональную сферу патологически замкнутых личностей этого возраста (старший школьный и юношеский), следует отметить, что наряду с внешней холодностью, замкнутостью они обладают нередко своеобразным и сложным внутренним миром и проявляют повышенную чувствительность, ранимость (сензитивность), переживают свою неполноценность, стремясь не обнаруживать этого. С годами же наступает лучшая приспособляемость к коллективу, условиям жизни. Вместе с тем ряд авторов все же считает, что даже в этих благоприятных случаях развитие шизофренического процесса у подростков шизоидного склада в дальнейшем полностью исключить нельзя.
Третьим вариантом психопатий, формирующихся в результате искаженного развития (вторая группа), являются психастенические личности.
Детям с психастеническими чертами свойственны неуверенность в себе, тревожность, распространяющаяся на себя и на других лиц (чаще всего тревога за мать). Они по многу раз проверяют законченную работу, теряются при устных ответах, хорошо зная материал. Успевают в школе ниже своих возможностей. Неприятности вызывают у них состояние подавленности, стремление к самоанализу, «копанию в себе». Будучи доброжелательными, мягкими и испытывая потребность в общении, из-за неуверенности в своих силах избегают детей, опасаясь их насмешек, «выходок», боятся драк.
Прогноз психопатии этого варианта бывает и более и менее благоприятным, поскольку личностям психастенического склада в дальнейшем свойственно развитие невроза навязчивых страхов и затяжных реактивных состояний.
Поэтому при этой форме психопатии особенно большое значение имеют правильные и своевременные педагогические меры, приобретающие здесь характер лечебного и профилактического факторов. Очень важна физическая и психическая закалка, тренировка, развитие выносливости, волевых качеств.
Клиническая картина психопатий третьей группы обусловлена поврежденным развитием, связанным с поражением мозга на ранних этапах онтогенеза (травмы, инфекции, интоксикации). Дефекты развития сопровождаются здесь последствиями мозгового заболевания. Наследственные факторы также, по-видимому, имеют значение. Клиническая структура при этих психопатиях поэтому может быть сложной и разнообразной, психические отклонения — более грубыми. Возникают симптомы грубо выраженной недостаточности торможения, «бестормозность», усиливается деятельность более древних образований, т. е. резко повышаются влечения возможны агрессивные действия, характерны колебания настроения по типу дисфории.
Клиническая симптоматика при этих так называемых органических психопатиях зависит от того, на каком возрастном этапе перенесено мозговое заболевание, и отчасти от специфичности самого заболевания. У детей младшего возраста основным синдромом при этом бывает синдром двигательного возбуждения. В более старшем возрасте хорошо дифференцируются два основных варианта психопатий этой группы: «бестормозные» и эпилептоидные личности.
Для детей первой подгруппы характерно чрезвычайное непостоянство, изменчивость интересов и жажда новых, ярких впечатлений, их увлекают любые зрелища, даже скандалы и уличные происшествия. Им свойственна поспешность, «бездумность» суждений, отсутствие целенаправленности мышления, недостаточность памяти. При относительно сохранном интеллекте они отличаются некритичностью поведения, хвастовством, бахвальством, отсутствием чувства дистанции. Фон настроения эйфоричен. Поступки определяются желанием данного момента. Такие дети опрометчивы, действуют импульсивно, иногда смело, но без учета реальной ситуации.
В неврологическом статусе этих детей нередко имеется остаточная органическая симптоматика, гидроцефалия. Речь с фонетическими дефектами (шепелявость, легкая дизартрия).
Вторая клиническая разновидность психопатий данной группы (органические психопаты) соответствует возбудимым, или взрывчатым, по современным классификациям, или эпилептоидным личностям, по П. Б. Ган-нушкину.
Ведущим признаком в картине этого варианта, как уже говорилось, является повышенная раздражительность с наклонностью к аффектам, интенсивность эмоций и сила влечений. Для многих из таких детей характерны стойкость отрицательного аффекта, стремление отомстить обидчику. Они склонны к приступообразным дисфориям, подозрительны, угрюмы. Телосложение обычно диспластично. Отмечается отчетливая неврологическая симптоматика, нередко с неравномерностью рефлексов (геми-синдром), головные боли.
Прогноз при органических психопатиях обычно хуже, чем при конституциональных. Нередко подростки с органическими психопатиями оказываются в числе правонарушителей.
Говоря об органических психопатиях, необходимо несколько слов сказать и о психопатоподобных состояниях, которые выделяются в детской психиатрической практике. Этот термин применяется по отношению к детям, обнаруживающим дефект после перенесенного мозгового заболевания. Среди таких психопатоподобных состояний наиболее тяжелы те формы, где можно говорить уже о распаде целостной личности.
Эти дети прожорливы, не могут насытиться при еде и питье, нечистоплотны, неряшливы. У них рано появляется повышенная сексуальность с перверзными тенденциями (влечение к своему полу, а иногда к животным). Они не оценивают должным образом опасную ситуацию. У них, как правило, отмечается снижение интеллекта в той или иной степени, нередко слабоумие.
Педагогу-дефектологу часто приходится встречаться с детьми психопатического склада как во вспомогательной школе, так и в других специализированных школах, детских домах и интернатах. Олигофрения нередко сочетается с психопатией (органические психопатии) , психопатоподобные состояния могут сопровождаться деменцией. В некоторых случаях во вспомогательную школу ошибочно могут попадать неуспевающие, не удерживающиеся в массовой школе «трудные» дети, но не являющиеся умственно отсталыми. Направление их во вспомогательную школу неправомерно,— их приходится переводить в школы с особым режимом, иногда в учебно-воспитательные и исправительно-трудовые колонии (при асоциальном поведении, правонарушениях).
Лечебно-педагогические и профилактические меры
Остановимся на принципиальных положениях этой проблемы. Мы уже упоминали, что психопатия относится к пограничным формам психических расстройств. В детской психоневрологической практике эти пограничные формы встречаются чаще всего.
Дети и подростки с психическими отклонениями, в частности психопаты, попадают в поле зрения психиатра главным образом в периоды декомпенсации состояния при невротических срывах и при реактивных состояниях. Проблема психопатий тесно смыкается с проблемой неврозов и реактивных состояний. Лечебные мероприятия и в тех и в других случаях сводятся к применению средств, укрепляющих нервную систему (медикаментозных и физиотерапевтических). Однако наиболее важным методом лечения пограничных форм следует считать психотерапевтическое воздействие в разнообразных формах (беседа, внушение, релаксация и др.).
Очень большие задачи по корригированию аномальной, дисгармонически развивающейся личности стоят перед лечебной педагогикой. С помощью ее приемов можно найти подход для преодоления психомоторной перевозбужденности, пониженной работоспособности (иногда с отрицательным отношением к систематическому труду и учению), плохой приспособляемости к коллективу, характерных для различных форм психопатий. Подход при этом должен строиться на основе знания как индивидуальных особенностей ребенка, так и наиболее общих качеств, свойственных психопатическим личностям. Например, для коррекции аутичных личностей очень большое значение имеет преодоление моторных дефектов, для бестормозных и неустойчивых — развитие внимания, волевых качеств, для психастенических — уверенности в себе.
В характере таких детей педагог должен нащупать слабые и сильные стороны и адресоваться к ним. Основой корригирующего воздействия здесь является тренировка психической активности. Она должна идти путем постепенного усложнения предложенного задания. Начав совсем с малого, наверняка посильного задания, надо приучать ребенка-психастеника верить в себя. Это первая задача.
Вторая задача — помочь ребенку почувствовать себя в коллективе приятно, без скованности и боязливости. Для этого сначала в небольшом и знакомом коллективе ему нужно занять (с помощью педагога) такую позицию, в которой он почувствовал бы себя более сильным, перестал бы бояться ответственности, поверил бы в себя. Такого рода подход к аномальному ребенку с включением его в трудовую деятельность коллектива должен рассматриваться более широко, как психотерапевтическое воздействие, как социальная адаптация.
Указанные мероприятия должны осуществляться комплексно. Только тогда они дадут положительные результаты и, оказывая корригирующее влияние на аномального ребенка, будут способствовать профилактике психопатии.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: ключ к пониманию происхождения психических расстройств, и в частности психопатий, к их распознаванию и лечению в каждом конкретном случае может быть найден только при анализе взаимодействия социальных и биологических факторов.
Это необходимо учитывать в процессе практической деятельности врача-психиатора.
Заключение
О психопатах написано много книг, поставлено множество фильмов и спектаклей. Они привлекают к себе внимание своей необычностью и вычурностью. Наблюдать их жизнь порой интересно (правда, издалека), а сталкиваться с ними или жить так, как они,- не дай Бог! И хотя эти субъекты (в основном истерические психопаты) поднимают вокруг своей персоны много шума (к этому ведь они и стремятся, это их жизненная цель, этому подчинено всё поведение), реального интереса и уважения к себе подобные психопаты не вызывают. Страсть к показухе, лживость, чудовищный эгоизм и равнодушие к близким- всё это отталкивает душевно здорового человека. Поэтому большинство психопатических субъектов обречены вращаться в кругу таких же дисгармоничных людей, как и они сами, а это в свою очередь в ещё большей степени усиливает их психопатичность и неприкаянность.
На относительно ранних этапах развития психологической науки достаточно часто встречалось мнение о том, что психопатические черты личности свойственны многим талантливым людям[10]. Однако уже Кречмер замечал, что психопатия- не входной билет на Олимп наук и искусств, что имеются высокоинтеллектуальные и слабоумные психопаты, так же как и высокоинтеллектуальные и слабоодарённые психически здоровые люди.
Это, между прочим, следовало бы помнить некоторым подросткам и юношам, которые непонятно почему думают, что, для того чтобы их считали талантами, нужно как-то экстравагантно себя вести: дескать, великим всё дозволено! Ни великим, ни обычным людям не дозволено приносить вред, за это их наказывают примерно одинаково, но сколько талантливых людей было бы сохранено, если бы они вели себя нормально и не уподоблялись разнузданным и эгоистичным психопатам.
В заключение хотелось бы сказать несколько слов об отражении проблемы психопатии в русской классической литературе. Из всех классиков мною был избран великий русский писатель-психолог Ф.М. Достоевский.
Он, как, наверное, никто из писателей всех времён и народов, показал полно, почти исчерпывающе, множество психопатических личностей. Фактически почти все типы психопатий отражены писателем. Кратко попытаемся проиллюстрировать этот раздел некоторыми образами Достоевского, всякий раз помня, что Достоевский создавал их не для иллюстрации книг психиатров, а для выражения своих художественных и идейных позиций.
Истерическая психопатия всегда попадала в поле зрения литераторов: склонность истерических личностей к «показухе», стремление привлечь к себе повышенное внимание, вызвать к себе жалость, театральность поведения, сочетающиеся с эмоциональной бедностью (несмотря на бурные внешние проявления эмоций), крайним эгоизмом, безалаберностью, недисциплинированностью, неспособностью к систематическому труду и постоянным привязанностям,- эти и многие другие свойства истерических личностей часто становятся объектом изучения писателей. В романах Достоевского выведено множество подобных лиц. Все они- Екатерина Ивановна, Грушенька, Лиза Хохлакова из «Братьев Карамазовых», Настасья Филипповна из «Идиота» и другие-типичные и в то же время нетипичные истерические психопатки: взбалмошные, эгоцентричные, скрывающие свою жестокость и неприспособленность к реальной жизни бурными эмоциями и нарочитым самоограничением. Они хорошо иллюстрируют и дополняют клинические факты, уже изученные психиатрами.
[1] Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить устроение психики у современного человека и его предка, который жил миллион лет назад (если первая у нас перед глазами, то последняя является плодом теоретического расчета ученых)
[2] Определения совести даются в достаточно большом количестве. К примеру, религия определяет совесть как глас Божий в человеке, что, исходя из религиозных позиций, правильно и логично, но секулярная наука этого не приемлет.
[3] Частично они приведены ниже.
[4] Для того, чтобы лучше представить себе описываемый тип психопатий, вспомним щедринского Иудушку Головлёва. Отнимем из его образа эпилептические припадки - и останется его ужасный характер, представляющий собой классического эпилептоида.
Безусловно, Иудушка - это образ художественный, литературный, никогда в реальности не существовавший. По этой причине следует помнить, что всё в нём заострено, акцентировано, преувеличено, у настоящих эпилептоидов и эпилептиков всё выражено намного менее ярко. Тем не менее, при всей несхожести реальности и описанного образа, последний необходим как классический – идеальный – пример.
[5] Такого рода условная классификация является общепринятой нормой в большинстве наук. Например, в литературе очень редко встречаются однозначно-положительные или однозначно-отрицательные герои; в экономической теории есть понятие рыночной, командной и традиционной моделей экономики, но в реальной жизни ни одной из них в чистом виде не существует и т.д. Любой литературный герой имеет «смешанный» характер – в нем можно разглядеть и положительные, и отрицательные черты; в любой реальной экономике есть элементы рыночного механизма и государственного регулирования. Однако, разброс процентного соотношения элементов классификации в объектах, составляющих анализируемую совокупность, может быть очень большим (к примеру, чего стоит анализ экономик стран мира – от либерально-рыночной модели в США до почти на 90% подчиненной государству экономики Северной Кореи), из чего следует невозможность проведения точной классификации. Последняя возможна исключительно в точных науках типа математики (где, к примеру, деление всех чисел, кроме нуля, на положительные и отрицательные является не условным, а действительным – элементы классификации не идеальны, а реальны, причем их сочетание в одном объекте невозможно – существуют исключительно положительные либо исключительно отрицательные числа).
Из двух типов классификаций, по причине множественности и неоднородности объектов, а также того факта, что психология относится к наукам скорее естественным, нежели точным – имеющим непосредственное практическое применение и работающим с объектами, взятыми из практики, а не из теории (как, к примеру, уже упомянутая математика) – избрана первая, предполагающая наличие идеальных элементов классификации.
[6] П. Б. Ганнушкин. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. М., Изд-во «Север», 1933, стр. 15—56
[7] особенно этим отличаются зарубежные авторы – такие, как, к примеру, Майер-Гросс, Мюллер, а также множество других.
[8] См. Г. Е. Сухарева. Клинические лекции по психиатрии детского возраста, т. 2. М., Медгиз, 1959.
[9] В этой области специализируются такие авторы, как А. Ф. Мельникова, М. С. Певзнер, В. П. Кудрявцева, Л. С. Юсевич, К. Г. Рабинович, и многие другие
[10] В бытовом сознании это мнение бытует до наших дней, причем последнее десятилетие оно стало проявляться особенно сильно. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно даже беглого ознакомления с новинками бульварной прессы – в ней достаточно часто появляются «материалы» о том, что какая-нибудь известная и поистине выдающаяся личность была не совсем психически здорова. К примеру, автору этих строк за относительно небольшой промежуток времени несколько раз доводилось читать о том, что психопатами были и Пушкин, и Толстой, и Чайковский и ряд других классиков отечественной и зарубежной литературы и музыки. Естественно, что авторы подобных статей оперируют псевдонаучными «фактами» и «доказательствами» и элементарная критика даже со стороны студента-второкурсника разносит все выводы на куски, тем не менее, такая тенденция присутствует и при анализе проблемы ее нельзя не отметить.