Актуальность темы
Практика судебных разбирательств свидетельствует о том, что работники медицинских организаций и учреждений неправильно понимают такую правовую категорию, как моральный ущерб. Бытовое толкование понятия моральный ущерб приводит к значительным денежным и временным потерям организации при возникновении разногласий с пациентом. Это касается также разногласий, которые рассматриваются в судебном порядке. Следовательно, необходимо внести ясность в понимание таких ключевых понятий.
Моральный вред
Здоровье гражданина с точки зрения гражданского законодательства относится к так называемым нематериальным благам (ст. 150 ГК РФ). Ему может быть нанесен как прямой ущерб, так и моральный вред. Пленум Верховного суда РФ в Постановлении «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (п. 2) дает следующее определение: «Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законом об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.»
Основания компенсации морального вреда
Человек претерпевает страдания во множестве случаев, в том числе и в результате неправомерных действий других лиц, но это не означает, что он во всех случаях приобретает право на компенсацию морального вреда. Такое право возникает при наличии предусмотренных законом условий, или оснований ответственности законом условий, или оснований ответственности за причинение морального вреда. В случае причинения пациенту морального вреда суд может возложить на виновное лицо обязанность компенсации такого вреда в денежной форме. Пациент имеет право потребовать компенсацию морального вреда в любом размере (законодательство не ограничивает размеры такой компенсации) при условии, что он докажет обоснованность своих требований.
Обязательство по компенсации морального вреда в общем случае возникает при наличии одновременно следующих условий:
1. Претерпевание морального вреда.
2. Неправомерно действие причинителя вреда.
3. Причинная связь между неправомерным действием и моральным вредом.
4. Вина причинителя вреда.
На практике пациент (самостоятельно или при помощи защитника) довольно успешно реализует свое право на получение денежных средств за моральный ущерб, используя формальные ошибки медицинской организации.
Суд при принятии решения об обоснованности претензии пациента о нанесенном ему моральном вреде исходит из того, был ли пациент проинформирован о методе (рецептуре) лечения, возможном изменении плана лечения, исходе лечения и последствиях лечения (в том числе возможных осложнениях) заранее - до момента начала лечения в рамках заключения письменных договорных отношений. Обычно такую информацию пациент получает при оформлении информированного согласия пациента на оказание медицинской услуги. При возможности доказать документально тот факт, что пациент был проинформирован обо всем вышеизложенном, имеется достаточная гарантия защиты от любых необоснованных претензий пациента на удовлетворение любого ущерба (в том числе морального), а обоснованные претензии не приводят к неоправданным денежным потерям.
Все, что изложено в настоящем материале, направлено на защиту медицинских организаций от возможных претензий пациента по поводу нанесенного, как ему кажется, морального вреда. Защита от претензий пациента (в том числе необоснованных) по поводу нанесения ущерба здоровью имеет отдельные особенности, которые не рассматриваются в настоящем материале.
Что же приводит к значительным неприятностям? Ответ достаточно банален: элементарное незнание администрации и персонала организации, как на практике использовать отдельные положения законодательства: Гражданского кодекса РФ, Закона о защите прав потребителей от 09.01.96, Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93.
Типичные ошибки
1. Факт информирования пациента и согласие пациента на лечение (изменение плана лечения, отказ от лечения, отказ от лечения после начала лечения и т. д.) оговорены устно, и в случае необходимости их наличие весьма сложно доказать.
В большинстве случаев пациент, имеющий претензии к медицинской организации, отрицает факт информированности и факт согласия на медицинское вмешательство, если таковые были высказаны им устно. В результате против его слова есть только устные заверения сотрудников организации о том, что все предусмотренные законодательством требования были соблюдены. На практике это приводит к тому, что медицинская организация не может документально подтвердить свою правоту и проигрывает судебное дело.
Рассчитывать на морально-этическую порядочность "конфликтного" пациента не приходится. Отсюда вытекает главный формальный принцип оказания медицинской услуги (особенно - платной): письменно документировать все принципиальные моменты (в том числе до начала лечения). Особое внимание следует уделять так называемым критериям качества или исходу лечения. Не следует обещать (или подразумевать) полное восстановление здоровья, если современная медицина не может этого гарантировать. Пациент должен быть проинформирован о том, что в результате лечения наступит одно из следующих состояний: выздоровление, улучшение, без изменений (т. е. отсутствие ухудшения). Оценку критериев качества (исхода лечения) можно производить с использованием любой другой терминологии, в том числе медицинской. При этом необходимо учитывать, что пациент может не обладать специальными медицинскими знаниями, поэтому медицинские термины следует пояснить в доступной для пациента форме.
2. Факты информированности и согласия пациента зафиксированы письменно, но неконкретны.
На практике мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда письменное согласие пациента на медицинское вмешательство невозможно привязать к конкретным медицинским манипуляциям. Это происходит в случае, если подпись пациента под фразами "с диагнозом ознакомлен и планом лечения согласен", "с уточненным диагнозом ознакомлен и с изменением плана лечения согласен" находится на отдельном листе или в документе, который не содержит описание диагноза и назначенного плана лечения (уточненного диагноза, изменения плана лечения, назначения дополнительного лечения, отказ от лечения и т. д.). Такое согласие пациента очень сложно (в большинстве случаев невозможно) привязать к конкретному виду лечения, медицинским манипуляциям.
На порядочность пациента в таком случае рассчитывать не следует, потому что он, как правило, утверждает, что был информирован и давал согласие не на те медицинские услуги, которые ему были фактически оказаны. Кроме того, пациент нередко заявляет, что, не будучи специалистом, в медицине, не мог понять сразу (или до момента окончания оказания медицинской услуги), что получил не то, что было обещано и согласовано. В результате медицинской организации ставится в вину, что она навязала услуги пациенту против его воли, и тем самым последнему был нанесен моральный вред. Кроме того, в такой ситуации пациент, как правило, имеет претензии к качеству оказанной услуги.
3. Письменное фиксирование факта информированности пациента о плане лечения, последствиях лечения, методах лечения, испытываемых при этом ощущениях и т. д., произведено несвоевременно.
Речь идет о дате информирования пациента и получения его согласия на медицинское вмешательство. Не всегда возможно установить дату такого согласия по тем документам, которые есть в организации. В частности, при оформлении информированного согласия пациента отдельным документом на нем не всегда ставится дата. Иногда на таком документе указана более поздняя дата, чем на документах, фиксирующих начало оказания медицинской услуги. В таких случаях имеющий претензии пациент отрицает, что был проинформирован до начала оказания услуги, и требует удовлетворения морального вреда вследствие такой несвоевременной информированности. Кроме того, он отрицает факт своего согласия на оказание медицинской услуги до начала ее оказания, что является дополнительным обоснованием нанесенного морального ущерба.
4. Нарушения пациентом своих обязательств (в том числе многочисленные нарушения), приведшие к отрицательным последствиям, не задокументированы.
В основном это касается неявок пациента на назначенные приемы к врачу в рамках лечения (оказания амбулаторной услуги) или в рамках наблюдения после оказанной услуги (профилактические осмотры). Медицинские организации не фиксируют такие неявки, и в случае возникновения судебных претензий очень сложно доказать халатность самого пациента. Фиксирование таких неявок должно осуществляться либо в регистратуре (ведение специального журнала), либо врачами (запись в медицинской карте пациента).
Кроме неявок пациента необходимо отражать в медицинской карте факты неисполнения пациентом рекомендаций врача. Например, сильный зубной налет свидетельствует о несоблюдении гигиены полости рта, что может вызвать усиление воспалительного процесса при оказании стоматологической услуги.
Если медицинской организации (клинике) удается урегулировать конфликт с пациентом в досудебном порядке, необходимо письменно зафиксировать отказ от претензии или частичный отказ от претензии (особенно если пациенту полностью или частично возвращают уплаченные им ранее денежные средства). Однако письменный отказ от претензии не дает гарантии того, что пациент впоследствии не потребует в судебном порядке удовлетворить нанесение морального вреда. Согласно законодательству такая возможность у пациента остается.
Оформленный отказ от претензии может гарантировать клинике полную оплату услуги в случае невозможности ее оказания по вине пациента ( п. 2 ст. 781 ГК РФ), возврат полностью или частично стоимости услуги, если невозможность лечения возникла по обстоятельствам, за которые ни пациент, ни клиника не отвечают (п. 3 ст. 781, ГК РФ). Клиника вправе отказаться от исполнения обязательств по договору оказания медицинской возмездной услуги лишь при условии полного возмещения пациенту убытков (п. 2 ст. 782 ГК РФ). Пациент вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты клинике фактически понесенных расходов (п. 1 ст. 782 ГК РФ).
При достижении договоренности с пациентом по урегулированию конфликта следует оформить такую договоренность письменно. При этом желательно назвать такой документ "отказ от претензии"; описать, по какой медицинской услуге достигнута договоренность (с указанием реквизитов договора, если таковой был заключен в письменной форме), зафиксировать денежную сумму, которая выплачивается пациенту (если она выплачивается по результатам договоренности), и оговорить, что эта сумма - возврат предоплаты, компенсация морального вреда и т. д.; проставить на документе дату, получить подпись пациента на этом документе.
В своих исковых требованиях пациенты указывают большие (иногда очень большие) суммы морального ущерба, которые хотят получить с медицинских организаций в судебном порядке. Практика участия в судебных разбирательствах показывает, что суды лишь частично удовлетворяют требования пациентов возместить моральный ущерб.
Примеры конфликтных ситуаций при типичных ошибках работников мед.учреждений
1)Гражданин С. обратился в суд с исковыми требованиями к городской стоматологической поликлинике о возмещении вреда, причиненного его здоровью (в результате применения методики лечения, более дешевой, но создающей риск причинения вреда здоровью, вместо иной методики - более дорогостоящей, но исключающей такой риск) и компенсации морального вреда.
Представители городской стоматологической поликлиники возражали против требований гражданина С, указывая, что специалисты поликлиники уведомили его о том, что применение метода лечения, на котором он настаивает, создает реальную опасность причинения вреда его здоровью, но требует меньших финансовых затрат, чем другое - безопасное, но более дорогостоящее.
Суд счел доводы представителей городской стоматологической поликлиники, приведенные в возражениях на заявленные исковые требования гражданина С, несостоятельными и не соответствующими законодательству Российской Федерации о защите прав потребителей.
Исковые требования гражданина С. были удовлетворены в полном объеме. Кроме того, суд обязал городскую стоматологическую поликлинику помимо компенсации вреда здоровью возместить гражданину С. моральный ущерб.
В чем состояла ошибка руководителя городской стоматологической поликлиники, ее сотрудников, а также их представителей, и как следовало вести себя в данной ситуации?
В соответствии со ст. 32 Основ законодательства необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина. В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения.
Согласие на медицинское вмешательство в отношении граждан, не достигших возраста 15 лет или признанных в установленном порядке недееспособными, дают их законные представители. При отсутствии последних решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и законных представителей.
Приведенные положения Основ законодательства преимущественное большинство медицинских работников и руководителей медицинских учреждений трактуют следующим образом: медицинское учреждение и медицинский работник освобождаются от ответственности за причинение вреда жизни, здоровью пациента, если пациент дал свое согласие на медицинское вмешательство, причем в тех случаях, когда оно влечет за собой причинение вреда. При этом руководители медицинских учреждений и медицинские работники считают, что уведомление пациента о возможном или неизбежном вреде его жизни, здоровью служит надежной гарантией их правовой защищенности от возможных притязаний пациента, поскольку он знает о последствиях и отвечает за свои действия.
Данная позиция не соответствует российскому законодательству и влечет наступление гражданско-правовой ответственности в случае причинения вреда здоровью пациента.
Статья 7 Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"» и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" (далее - Закон о защите прав потребителей) продекларировала право потребителя на безопасность работы, услуги.
В соответствии с указанной статьей потребитель имеет право на то, чтобы работа или услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для его жизни и здоровья.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности работы, услуги, подлежит возмещению в соответствии с законодательством.
Кроме того, согласно ст. 36 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан своевременно информировать потребителя (пациента) о том, что соблюдение указаний последнего и иные обстоятельства, зависящие от него, могут снизить качество оказываемой услуги.
Если же потребитель (пациент), несмотря на своевременное и обоснованное информирование исполнителем, в разумный срок не изменит указаний о способе оказания услуги либо не устранит иных обстоятельств, которые могут снизить качество оказываемой услуги, исполнитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков.
Таким образом, медицинский работник и медицинское учреждение, с учетом положений ст. 7 и 36 Закона о защите прав потребителей, обязаны отказаться от предоставления медицинской помощи с использованием методов лечения, применение которых создает реальную угрозу жизни, здоровью пациента, или настоять на использовании методов лечения, исключающих или сводящих к минимуму такую угрозу.
2)Гражданка Г. обратилась в клинику за ортопедической стоматологической помощью. В результате осмотра было принято решение о протезировании нескольких зубов. Врачом клиники были проведены терапевтическая санация и препарирование зубов, необходимые для ортопедического лечения. Однако, не закончив курс лечения, гражданка Г. отказалась от последующего протезирования. Каких-либо письменных документов, подтверждающих ее отказ, не составлялось.
На препарированных зубах образовался кариес. Гражданка Г. обратилась в суд с исковыми требованиями к клинике о возмещении вреда здоровью и компенсации морального ущерба. В судебном заседании гражданка Г. заявила, что, несмотря на своевременное обращение в клинику, ей было отказано в предоставлении медицинской помощи. После неоднократных обращений и устной жалобы главному врачу, по словам истицы, лечение все-таки было начато, но не было доведено лечащим врачом до конца. В результате спустя некоторое время после окончания лечения на препарированных зубах развился кариес, и истица была вынуждена обратиться в другую клинику для повторного курса лечения.
Представитель клиники заявил, что ответчик не отказывал истице в предоставлении медицинской помощи, напротив, при обращении в клинику ей были проведены необходимые исследования и начато лечение. Однако, не закончив лечение, истица заявила, что отказывается от дальнейшего медицинского вмешательства и услуг клиники. Каких-либо доказательств добровольного отказа истицы от медицинского вмешательства суду представлено не было.
Суд счел доводы ответчика несостоятельными, не подтвержденными доказательствами и не соответствующими фактическими обстоятельствам дела и исковые требования гражданки Г. удовлетворил в полном объеме.
Даже не вдаваясь в подробности данного судебного дела очевидно, что причиной ответственности клиники в этом случае явилось неправильное оформление добровольного отказа пациента от лечения. Как правильно должен быть оформлен этот документ?
Согласно ст. 33 Основ законодательства гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев оказания медицинской помощи без согласия гражданина (ст. 34 Основ законодательства).
В соответствии со ст. 34 Основ законодательства оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, тяжелыми психическими расстройствами или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Приведенные в ст. 34 Основ законодательства случаи оказания медицинской помощи без согласия граждан являются исчерпывающими.Во всех остальных случаях согласие пациента на медицинское вмешательство является обязательным.
При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены причины. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.
Некоторые медицинские работники, а также руководители медицинских учреждений придерживаются мнения, что указание в медицинской документации сведений, не относящихся к проводимому лечению, недопустимо, но, как ни странно, они причисляют к таким сведениям добровольное информированное согласие пациента и (или) его отказ от медицинского вмешательства. Как видно из вышесказанного, фиксирование добровольного информированного согласия пациента и (или) его отказа от медицинского вмешательства является не только правом медицинского учреждения и его специалистов, оказывающих гражданам медицинскую помощь, но обязанностью, закрепленной в ст. 32 и 34 Основ законодательства. На практике для каждого медицинского учреждения и медицинского работника, оказывающего медицинскую помощь, это является гарантией от незаконных и неправомерных притязаний пациента.
В связи с этим позиция некоторых медицинских работников о недопустимости фиксирования в медицинской документации добровольного информированного согласия пациента и (или) его отказа от медицинского вмешательства является неправомерной, не соответствующей законодательству Российской Федерации и ставящей медицинское учреждение в отношениях с пациентом в заведомо невыгодное (проигрышное) положение.
Кроме того, как показывает сложившаяся судебная практика, при оформлении отказа от медицинского вмешательства или получении добровольного информированного согласия от пациента необходимо привлекать лиц, которые в случае возникновения судебного спора между медицинским учреждением и пациентом смогут засвидетельствовать факт отказа от медицинского вмешательства (получения добровольного информированного согласия) и разъяснения лечащим врачом пациенту последствий совершаемых им действий.
В случае, если пациентом является гражданин, не достигший 15 лет или признанный в установленном порядке недееспособным, отказ от медицинского вмешательства должен быть получен у законных представителей таких граждан.
При этом сотрудник медицинского учреждения должен иметь ввиду, что если требуется предоставление медицинской помощи, необходимой для спасения жизни лица, не достигшего возраста 15 лет или призванного в установленном порядке недееспособным, но законные представители отказываются от медицинского вмешательства, то медицинское учреждение, оказывающее помощь указанным пациентам имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих граждан.
Таким образом, медицинское учреждение и его сотрудники должны в случае отказа пациента от медицинского вмешательства в обязательном порядке в письменной форме и с привлечением свидетелей зафиксировать факт отказа пациента от медицинского вмешательства, а также факт разъяснения лечащим врачом медицинского учреждения, оказывающего помощь пациенту, возможных неблагоприятных последствий, вызванных его отказом.
3)Гражданин П. обратился в районную поликлинику с жалобами на плохое самочувствие и общее недомогание. После осмотра было установлено, что у гражданина П. тяжелая форма бронхита. Врачом был назначен курс лечения. Одновременно гражданин П. обратился за помощью к народному целителю и параллельно с курсом, назначенным врачом поликлиники, проводил процедуры оздоровительного характера, в том числе закаливание по методу Порфирия Иванова. Спустя некоторое время после начала лечения его состояние резко ухудшилось. Члены семьи гражданина П. обратились за скорой медицинской помощью. Бригадой врачей скорой помощи был поставлен диагноз "воспаление легких" и больной был госпитализирован.
После выписки из городской клинической больницы гражданин П. обратился в суд с иском к районной поликлинике о возмещении вреда, причиненного здоровью в результате неправильно поставленного лечащим врачом диагноза, и компенсации морального вреда.
В судебном заседании истец заявил, что в результате неправильно поставленного диагноза врачом районной поликлиники и применения неправильных методов лечения его здоровью был причинен вред, следствием чего стало срочное медицинское вмешательство и госпитализация. Представитель районной поликлиники в своих возражениях заявил, что диагноз гражданину П. был поставлен правильно, а причиной возникших осложнений стали самолечение и неквалифицированная медицинская помощь, оказанная народным целителем, к которому гражданин П. обратился одновременно с прохождением лечения в районной поликлинике, и о чем якобы последний сообщил лечащему врачу.
Гражданин П. это отрицал. Народный целитель, вызванный в судебное заседание в качестве свидетеля, факт обращения к нему гражданина П. опроверг.
При исследовании судом медицинской карты гражданина П., ведущейся в районной поликлинике, было установлено, что сведения о ходе лечения были либо не отражены, либо указаны не в полном объеме, что не позволяет сделать вывод о правильности диагноза и применяемых методов лечения. Такие же выводы были сделаны экспертами, которым медицинская карта гражданина П. была направлена судом на исследование.
В связи с этим суд счел доводы представителя районной поликлиники несостоятельными и не соответствующими фактическим обстоятельствам. Исковые требования гражданина П. были удовлетворены судом в полном объеме.
Приведенный случай не является уникальным или единичным, и практически всегда одной из причин, по которой отстоять интересы медицинских учреждений от притязаний пациентов достаточно сложно, а подчас и невозможно, является неправильное заполнение медицинских карт, иной первичной медицинской документации и неполное отражение в указанных документах сведений о диагнозах, назначенных программах лечения и конкретных медицинских манипуляциях.
Основной причиной является пренебрежительное отношение сотрудников медицинских учреждений к составлению и ведению первичной медицинской документации и незнание порядка ее ведения, несмотря на то, что все формы такой документации, за редким исключением, были разработаны еще в СССР и практически не менялись.
Все базовые исходные формы первичной медицинской документации утверждены приказом Минздрава СССР от 04.10.80 № 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения" (далее - приказ Минздрава СССР от 04.10.80 № 1030), использование и применение которых является обязательным для каждого медицинского учреждения, независимо от его подчиненности, вида собственности и организационно-правовой формы.
Введение и использование каких-либо иных форм первичной медицинской документации (что часто практикуется коммерческими клиниками), не утвержденных Минздравом СССР (В настоящее время - Минздравом России), и внесение каких-либо изменений в формы документов, утвержденных Министерством здравоохранения СССР, согласно п. 1.5. приказа Минздрава СССР от 04.10.80 № 1030, не допускается.
Указанным приказом введены формы первичной медицинской документации для стационаров, поликлиник, учреждений судебно-медицинской экспертизы, санитарно-профилактических учреждений, лабораторий в составе лечебно-профилактических учреждений и иных лечебно-профилактических учреждений. Например, приказом Минздрава СССР от 04.10.80 № 1030 утверждены: лист основных показателей состояния больного, находившегося в отделении (палате) реанимации и интенсивной терапии (форма № 011/у), медицинская карта больного туберкулезом (форма № 081/у), индивидуальная карта беременной и родильницы (форма № 111/у), медицинская карта стоматологического больного (форма № 043/у), карта профилактических флюорографических обследований (форма № 052/у), выписка из медицинской карты амбулаторного больного (форма № 027/у), а также иные формы первичной учетной документации. Форма медицинской карты амбулаторного больного (форма № 025/у-87) была утверждена
приказом Минздрава СССР от 31.12.87 № 1338 "О введении новой формы медицинской карты амбулаторного больного".
Кроме того, утверждены инструкции о порядке заполнения и ведения форм первичной медицинской документации, в которых подробно указывается, какие сведения и в каком порядке должны вноситься в тот или иной первичный медицинский документ. Так, письмом Минздрава СССР от 20.06.83 № 27-14/70-83 утверждена Типовая инструкция к заполнению форм первичной медицинской документации лечебно-профилактических учреждений (без документов лабораторий), утвержденных приказом Минздрава СССР от 04.10.80 № 1030; приказом Минздрава СССР от 31.12.87 № 1338 "О введении новой формы медицинской карты амбулаторного больного" была утверждена Инструкция по ведению новой формы медицинской карты амбулаторного больного № 025/у-87.
Таким образом, ведение первичной медицинской документации в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации является, во-первых, обязательным согласно приказу Минздрава СССР от 04.10.80 № 1030, и, во-вторых, гарантирует соблюдение интересов медицинского учреждения в случае возникновения спора с пациентом.
В заключение хотелось бы отметить, что совершение медицинским учреждением и его сотрудниками указанных в настоящей статье ошибок, а также несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации о здравоохранении порядка составления и ведения первичной медицинской документации значительно усложняет процесс отстаивания интересов медицинского учреждения, делает его (медицинское учреждение) практически беззащитным перед пациентом, а саму вероятность отстоять интересы медицинского учреждения иллюзорной.
Выводы
Необходимо повышать уровень грамотности работников мед.учреждений по ключевым разделам права в системе здравоохранения.
Использованная литература:
1)Журнал «Здравоохранение» №7,2003 статья «Клиника-пациент. Моральный ущерб. Отказ от претензий.»
2) Журнал «Здравоохранение» №2,2003 статья «Основные ошибки медицинских учреждений (организаций) при оказании медицинской помощи гражданам.»
3) Эрделевский А. М. Компенсация морального вреда: анализ и комментарий законодательства и судебной практики. – М.: Издательство БЕК, 2000.