Содержание
Введение
Глава 1. Анализ литературы
1.1. Морфо-функциональные особенности у лиц с
ослабленным здоровьем и пожилого возраста
1.2. Средства и методы АФК у лиц с неполным здоровьем
и в пожилом возрасте
1.3. Методические особенности проведения занятий АФК у лиц с
неполным здоровьем и пожилого возраста
1.4. Контроль за АФК у лиц с неполным здоровьем и пожилого возраста
Вывод
Использованная литература
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В большинстве стран мира наблюдается рост инвалидности среди населения, что связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных средств, возникновением локальных войн, ухудшением экологической обстановки, со снижением адаптационного потенциала современного человека. Так, общее число инвалидов по Республике Башкортостан на 1 января 2001 г. составило свыше 180 тыс. человек, из них 64% - инвалиды пожилого возраста. Первичная инвалидность среди взрослого населения Республики Башкортостан только по заболеваниям органов дыхания зарегистрирована у 947 (5,5%) больных, в том числе среди городского населения - у 560% и сельского - 387% .
Цель работы: Изучить применения и методы адаптивной физической культуры у лиц пожилого возраста и имеющих неполное здоровье
Задачами работы являются: 1) Раскрыть вопросы значимости адаптивной физической культуры и её место в системе реабилитации лиц имеющих «неполное» здоровье и инвалидов пожилого возраста.
2) Показать морфо – функциональные особенности возрастных изменений.
3) Раскрыть особенности проведения занятий по АФК с инвалидами пожилого возраста с учетом знаний о инволюционных изменений в их организме.
4) Раскрыть основные принципы врачебного контроля за проведением занятия по АФК.
Данная работа основана на анализе учебной и научной литературы которая приведена в списке.
Глава 1. Анализ литературы.
1.1. Морфо-функциональные особенности у лиц с ослабленным здоровьем и пожилого возраста
К пожилому возрасту относят период с 55 до 75 лет (у женщин), с 60 до 75 лет (у мужчин). Вслед за ним начинается старший, или старческий, возраст (75—90 лет). Люди старше 90 лет называются долгожителями.
В пожилом и старшем возрасте происходят необратимые изменения в системах и органах человеческого организма, называемые старением.
Старение организма характеризуется следующими функциональными изменениями:
В процессе старения наступают изменения в миокарде и особенно в артериях. Проявлением старения кровеносных сосудов является артериосклероз как результат атеросклеротических изменений. Эти изменения состоят в отложении на стенках сосудов липидно-холестериновых соединений и в обызвествлении сосудов. Уплотненные артерии при внезапном подъеме артериального давления (например, при физическом усилии) могут разрываться, в результате чего происходит кровоизлияние в окружающие ткани (например, кровоизлияние в мозг). Такие обызвествления часто локализуются в коронарных артериях, снабжающих кровью мышцу сердца, что нарушает ее функцию.
В самом сердце также проявляются дегенеративные изменения: утолщение эндокарда, склероз клапанов, миокардиофиброз и т. п.
Многие пожилые люди страдают гипертонией. Ее причиной, помимо атеросклеротических изменений, могут быть болезни почек и другие патологические состояния.
В составе крови у лиц старших возрастов наблюдается некоторое уменьшение форменных элементов и увеличение реакции оседания эритроцитов, причем у женщин больше, чем у мужчин. РОЭ в 41—50 лет равна 7,5 мм у мужчин и 14,3 мм у женщин, в 51—60 лет соответственно — 9,9 мм и 20,5 мм; 61 год и старше— 14,4 мм и 26,1 мм.
Возрастные изменения в дыхательной системе характеризуются ухудшением эластичности легочной ткани, ослаблением дыхательных мышц, ограничением подвижности грудной клетки, уменьшением легочной вентиляции. Максимальное потребление кислорода после 25—30 лет постепенно уменьшается и к 70 годам составляет 50% от уровня 20 лет (П.О.Астранд, 1969).
Возрастные изменения в мышечной системе и связочном аппарате выражаются в:
— ухудшении эластических свойств мышц и связок, что при неправильном дозировании физических нагрузок может привести к разрыву мышечных волокон и связок;
— уменьшении величины проявляемой силы;
— замедленном переходе мышц из состояния расслабления в напряженное состояние и наоборот
— уменьшении объема мышц (мышцы становятся дряблыми).
Инволюционные изменения происходят и в нервной системе, что выражается в затрудненном образовании новых двигательных координации, ухудшении точности движений и уменьшении их вариативности.
Совокупность отмеченных возрастных изменений морфо-функционального характера проявляется в ухудшении работоспособности и отдельных физических качеств. Падают показатели быстроты и точности двигательных действий, менее совершенной становится координация движений, постепенно уменьшается их амплитуда.
Инволюционные изменения, их темп и интенсивность во многом определяются как характером физической активности пожилого человека, так и образом его жизни в юном, молодом и зрелом возрасте.
Главенствующей социальной функцией физического воспитания людей в возрасте 55 лет и старше становится оздоровительная.
Основные задачи направленного использования средств физического воспитания в пожилом и старшем возрасте заключаются в том, чтобы [9]:
1) содействовать творческому долголетию, сохранению или восстановлению здоровья; задержать и уменьшить возрастные инволюционные изменения, обеспечив расширение функциональных возможностей организма и сохранение его работоспособности;
2) не допустить регресса жизненно важных двигательных умений и навыков, восстановить их (если они утрачены), сформировать необходимые;
3) пополнить и углубить знания, нужные для самостоятельного применения средств физического воспитания; последовательно воплощать эти знания в практические умения.
Частные оздоровительные и дополнительные задачи (например, укрепление опорно-двигательного аппарата, улучшение осанки, улучшение деятельности ЦНС, повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, закаливание организма и др.) определяются в зависимости от возраста, характера трудовой деятельности, функционального состояния и приспособительных возможностей организма, уровня физической подготовленности, индивидуальных склонностей и условий быта.[6]
1.2. Средства и методы АФК у лиц с неполным здоровьем и в пожилом возрасте
В пожилом и старшем возрасте эффективными средствами, обеспечивающими профилактику преждевременного старения и активное долголетие, являются физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
Основными средствами воздействия на организм людей пожилого и старшего возраста служат физические упражнения, которые не только способствуют поддержанию систем опорно-двигательного аппарата на достаточно высоком функциональном уровне, но и оказывают благотворное влияние на состояние органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции. В этом возрасте предпочтение следует отдавать тем физическим упражнениям, которые предъявляют сравнительно невысокие требования к организму и легко дозируются по нагрузке.
В пожилом и старшем возрасте эффективными средствами, обеспечивающими профилактику преждевременного старения и активное долголетие, являются физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.[3]
Основными средствами воздействия на организм людей пожилого и старшего возраста служат физические упражнения, которые не только способствуют поддержанию систем опорно-двигательного аппарата на достаточно высоком функциональном уровне, но и оказывают благотворное влияние на состояние органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции. В этом возрасте предпочтение следует отдавать тем физическим упражнениям, которые предъявляют сравнительно невысокие требования к организму и легко дозируются по нагрузке.
К числу основных средств сохранения и восстановления функций опорно-двигательного аппарата в пожилом и старшем возрасте относятся гигиеническая, основная и лечебная гимнастика. Спедиальные комплексы гимнастических упражнений (без предметов, с предметами, специальными устройствами, на снарядах и др.) и разработанные на их основе методики для людей этого возраста позволяют направленно воздействовать на ослабленные мышечные группы, обеспечивать прогрессивные морфофункциональные изменения в опорно-двигательном аппарате, не допускать утраты силовых качеств и гибкости, поддерживать нормальную осанку.
В общеоздоровительных целях и для направленного воздействия на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем в пожилом и старшем возрасте широко используются дозированная ходьба, бег умеренной интенсивности, прогулки на лыжах, езда на велосипеде, плавание и другие аэробные упражнения циклического характера. Эффективными являются такие циклические упражнения, которые выполняются не менее 10 мин с интенсивностью, приводящей к легкому утомлению.[1]
Для разных нозологических групп лиц с неполным здоровьем в качестве дополнительных используются средства медицинской и психологической реабилитации, которые не относятся к средствам адаптивной физической культуры, но их сочетание с занятиями физическими упражнениями усиливают эффект комплексного воздействия на организм человека. К этим средствам относятся: аппаратная физиотерапия, электростимуляция, массаж, мануальная терапия, иглорефлексотерапия, фитотерапия, души (пылевой, дождевой, игольчатый, Шарко, подводный и др.), водолечебные ванны (минеральные, радоновые, грязевые, углекислые, кислородные и др.), бани (парные и сауны), средства психологического воздействия: электросон, гипноз, психотерапия, психокоррекция, психоконсультирование, психотренинги и др. [17]
Однако их применение для разных лиц имеет множество индивидуальных противопоказаний, поэтому назначение физиотерапевтических процедур должно осуществляться врачами и строго ими контролироваться.
После рассмотрения средств АФК мы рассмотрим методы АФК, применяемые у лиц с неполным здоровьем и в пожилом возрасте.
Метод — это способ достижения цели. Он всегда имеет предметное содержание и применяется в процессе целенаправленной педагогической деятельности как путь к достижению намеченного результата. Метод — это процесс взаимодействия педагога и ученика, где полем деятельности является совершенствование физических, интеллектуальных, психических, личностных способностей ученика, его телосложение, развитие, эмоции, воля, поведение, при этом сам он выступает как объект и субъект педагогических воздействий.[19]
Наиболее типичными для адаптивной физической культуры являются следующие группы методов:
- методы формирования знаний;
- методы обучения двигательным действиям;
- методы развития физических качеств и способностей;
-методы воспитания личности;
- методы взаимодействия педагога и занимающихся.
Каждая из этих групп методов включает в себя разнообразные методические приемы, отражающие специфику, единичное и особенное каждого человека или группы лиц со сходными свойствами. Именно выбор методических приемов реализует индивидуальный подход с учетом всех особенностей занимающихся: структуры и тяжести основного дефекта, наличия или отсутствия сопутствующих и вторичных нарушений, возраста, физического и психического развития, сохранности или поражения сенсорных систем, органов опоры и движения, интеллекта, способности к обучению, медицинских показаний и противопоказаний и т. п.
Разумное использование комплекса методов и методических приемов представляет инструмент педагогических воздействий и является частью педагогической технологии. В основе их лежат закономерности обучения, целесообразность комплексного решения учебно-воспитательных задач, общеметодические и специально-методические принципы.[9]
При занятиях физическими упражнениями лиц пожилого возраста методы наглядности реализуются через комплексное восприятие всех органов чувств с доминирующей направленностью на кинестетические и проприоцептивные ощущения.
Выбор методов наглядности для лиц с неполным здоровьем и пожилого возраста диктуется, состоянием функций организма, этапом реабилитационно-восстановительного периода, конкретными задачами и осознанностью их решения на каждом занятии.
Методы обучения двигательным действиям
Словесные и наглядные методы тесно связаны с непосредственным выполнением физических упражнений и отражают информационную сторону обучения. Методами, направленными на формирование двигательных действий, традиционно считаются метод расчлененного и метод целостного обучения. Данные методы применяются у лиц пожилого возраста с сопутствующей патологией опорно-двигательного аппарата.[8]
В настоящее время для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями широкое распространение получили тренажерные устройства, позволяющие не только обучать движениям, но и контролировать действия занимающихся, что дает возможность расширить процесс освоения целостных сложнокоординационных двигательных действий.
Обучение двигательным умениям является лишь необходимой базовой основой для повышения двигательной активности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Главная задача состоит в том, чтобы результаты этой деятельности нашли применение в жизни, быту, спорте, стали потребностью человека. Для этого процесс обучения должен быть эмоционально насыщенным, разнообразным, мобилизующим адаптационные резервы организма и личностные качества занимающихся. [14]
В практической деятельности это может быть достигнуто следующими методами и методическими приемами:
- сочетанием различных физических упражнений: стандартных, упрощенных и усложненных, упражнений-образов с ориентировочной основой действий, дробного выполнения упражнений, имитационных, подводящих, на тренажерах и др.;
- вариативностью техники физических упражнений: исходного положения, темпа, ритма, усилий, скорости, направления, амплитуды и т. п.;
- разнообразием вербальных и невербальных методов и методических приемов, словесных и наглядных способов воздействия, музыки, внушения, медитации, психотренингом, активизирующих все органы чувств, концентрирующих психические процессы и эмоции на обучении и совершенствовании двигательных умений занимающихся;
- вариативностью внешних факторов среды при выполнении упражнений: в любое время года, при разных погодных и метеорологических условиях, в помещении, на открытом воздухе, в лесу, на воде и т. п., но в соответствии с гигиеническими требованиями и обеспечением безопасности (страховкой, помощью, сопровождением, использованием надежного оборудования, технических средств, инвентаря и экипировки и др.). [15]
Методы развития физических качеств и способностей
Многократное выполнение физических упражнений сопровождается не только улучшением качества техники, но и тренирующим воздействием, развитием адаптационных процессов, охватывающих все системы и функции организма. Упорядоченный подбор физических упражнений, регулирование их продолжительности и интенсивности определяют характер и степень воздействия физической нагрузки на организм занимающихся, развитие его отдельных способностей.
Принято различать пять основных физических способностей (качеств): силовые, скоростные, координационныеу выносливость и гибкость. Каждой из них присуща специфическая структура, целевая направленность движений, мышечная координация, режим работы и его энергообеспечение. Развитие физических качеств подчиняется общим закономерностям этапности, неравномерности, гетерохронности независимо от пола, возраста, наследственных факторов, состояния здоровья.[19]
В целях направленного развития физических качеств у лиц пожилого возраста и имеющих неполное здоровье используются те же методы, что и для здоровых людей:
- для развития мышечной силы - методы максимальных усилий, повторных усилий, динамических усилий, изометрических усилий, изокинетических усилий, «ударный» метод и метод электростимуляции.
- для развития скоростных качеств (быстроты) — повторный, соревновательный, игровой, вариативный (контрастный), сенсорный методы.
- дляразвития выносливости — равномерный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный, игровой методы.
Методика развития выносливости, силовых и скороствых качеств инвалидов и лиц пожилого возраста опирается на диагностику их здоровья и функционального состояния, оптимальные и доступные режимы тренировочной нагрузки (длительность и интенсивность упражнений, продолжительность и характер отдыха, объем физических упражнений в одном занятии, целесообразность их чередования, факторы утомления и восстановления работоспособности), учет медицинских противопоказаний и контроль за динамикой функционального, физического, психического состояния.[15]
Эффективным методом комплексного развития физических качеств, координационных способностей, эмоционально-волевой и психической сферы лиц пожилого возраста является игровой метод. Игра как забава, развлечение свойственна людям во все возрастные периоды жизни, в том числе и в пожилом она удовлетворяет естественные потребности человека в эмоциональном досуге, движении, общении и является способом самовыражения.[28]
Таким образом средства и методы адаптивной физической культуры при их рациональном использовании служат стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения потребности в эмоциях,, движении, игре, общении, развития познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармоничного развития личности, что создает реальные предпосылки социализации данной категории людей. Данная концепция подтверждает теорию Л.С. Выготского о том, что обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии составляет целостный процесс становления личности, в котором все составляющие находятся в тесном единстве и взаимосвязи. [6]
1.3. Методические особенности проведения занятий АФК у лиц с неполным здоровьем и пожилого возраста
Формы организации занятий. Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста проводится на самодеятельных началах и осуществляется при различных формах организации занятий: коллективные (занятия в группах здоровья, секциях общей физической подготовки, клубах любителей бега и др.); туристские походы; самостоятельные (индивидуальные) занятия.[4]
Занятия в группах здоровья и секциях общей физической подготовки проводятся 2—3 раза в неделю под руководством инструкторов-методистов преимущественно на открытом воздухе по определенным программам с учетом возраста, состояния здоровья и степени физической подготовленности занимающихся. Продолжительность занятий в начальном периоде не должна превышать 45 мин, с течением времени продолжительность занятий увеличивается до 60—75 мин. Такая продолжительность обусловлена замедленной врабатываемостью и приспосабливаемостью стареющего организма к физическим нагрузкам.
В содержание самостоятельных (индивидуальных) занятий физическими упражнениями входят: утренняя гигиеническая гимнастика; аэробные упражнения циклического характера умеренной интенсивности, при которых не возникает резкого усиления кровообращения и дыхания (оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, оздоровительное плавание, ходьба на лыжах и т.д.); различные игры по упрощенным правилам; спортивные упражнения, но с ограничением тренировочных нагрузок и соревнований и др.
Человек, самостоятельно занимающийся физическими упражнениями с целью укрепления и сохранения здоровья, должен знать правила организации тренировочного занятия, понимать сущность его основных частей, их функциональное назначение. Он должен уметь подобрать с помощью методической литературы или опираясь на опыт прошлых занятий в школе, в вузе, в спортивной секции и т.п. нужные средства оздоровительной тренировки и их правильную дозировку.[13]
Самостоятельно занимающимся нужно знать правила и понимать сущность физической тренировки, основные механизмы получения тренировочного эффекта.[7]
Методические основы занятий. Для большинства занятий в группах здоровья и секциях общей физической подготовки характерно комплексное применение различных физических упражнений. Комплексные занятия дают больший эффект в улучшении физической подготовленности и для занимающихся менее утомительны, чем предметные занятия. Занятия проводятся круглогодично. По мере старения организма нагрузки теряют общую тенденцию к возрастанию.
Занятия урочного типа с "комплексным содержанием строятся в соответствии с общепринятой структурой.
Подготовительная и заключительная части занятия, как правило, имеют тем большую продолжительность, чем старше занимающиеся, поскольку с возрастом замедляются процессы вырабатывания и восстановления. По этой же причине после основных упражнений предусматривается достаточный отдых (активный и пассивный), проводятся дыхательные упражнения и упражнения в расслаблении.
Определенные требования предъявляются к непосредственному показу упражнений, он должен быть четким, грамотным и методически правильно организованным:
- упражнения, выполняемые во фронтальной плоскости, необходимо показывать, встав лицом к учащимся;
- упражнения, выполняемые в сагиттальной плоскости, необходимо демонстрировать, стоя боком;
- упражнения, выполняемые и во фронтальной, и в сагиттальной плоскости, целесообразно показывать дважды, стоя лицом, боком или полубоком;
- зеркальный показ необходим в тех случаях, когда упражнение содержит асимметричные движения;
- упражнения, выполняемые сидя или лежа, лучше показывать на возвышении, максимально концентрируя на себе внимание.[9]
Общая динамика в занятии должна иметь вид волнообразной кривой с тенденцией к постепенному нарастанию. Наиболее значительная нагрузка приходится на середину или на вторую треть основной части занятия. [2]
Продолжительность одного занятия колеблется от 35—40 до 90— 120 мин. Для плавного повышения физиологической кривой урока необходимо начинать с легких упражнений, в которых участвуют мелкие и средние мышечные группы, и постепенно переходить к упражнениям для средних и крупных мышечных групп. Наиболее трудные упражнения (глубокие приседания, бег, бег с ускорением, прыжки с места и др.) даются в середине и во второй половине основной части занятия (причем в чередовании с ходьбой, с успокаивающими упражнениями), когда организм оптимально подготовлен.
В занятие рекомендуется включать от 30 до 50 общеразвивающих упражнений, чередуемых с ходьбой и бегом. Количество повторений каждого упражнения зависит от подготовленности занимающихся, возраста, трудности упражнений, задач урока. В первые месяцы занятий каждое упражнение повторяется 4—6 раз, со временем число повторений увеличивается и к концу года достигает 8—20 раз.[11]
При подборе упражнений и форм движения, нужно руководствоваться следующими правилами:
1) к участию в групповых упражнениях допускать лишь лиц, обследованных врачом;
2) перед началом упражнений больной должен достичь определенной физической формы для того, чтобы быть способным воспринять соответствующие нагрузки;
3) физические нагрузки не должны превышать 30—50% максимальной нагрузки;
4) темп упражнений должен исключать чрезмерное утомление (пульс более 130 в минуту);
5) следует помнить, что у лиц пожилого возраста со сниженными физическими возможностями даже небольшое усилие может стать нагрузкой, достигающей границы возможного;
6) более интенсивные упражнения должны перемежаться дыхательными упражнениями для отдыха;
7) поскольку процесс возвращения к исходному состоянию после физического усилия у людей пожилого возраста замедлен, показаны перерывы между интенсивными занятиями.[10]
При кинезитерапии инвалидов пожилого возраста не рекомендуются:
— упражнения, включающие работу брюшного пресса, вследствие которой повышается внутригрудное давление с задержкой артериализации и затруднением притока венозной крови. После прекращения работы брюшного пресса к средостению внезапно поступает волна крови, что может в случаях атеросклеротических изменений привести к сосудистым нарушениям;
— упражнения, требующие значительных статических усилий с задержкой дыхания, что может стать причиной развития эмфиземы легких;
— упражнения, выполняемые в быстром темпе или требующие быстрой перестройки работы системы кровообращения в связи с быстрым повышением давления крови и увеличением частоты пульса;
— наклоны, выполняемые в быстром темпе (при которых возникает положение головой вниз), в связи с возможным нарушением равновесия, головокружением или опасностью развития инсульта;
— упражнения, требующие сложной координации и большого числа новых движений в течение одного занятия ввиду изменения активности центральной нервной системы, сниженной двигательной активности, сложности освоения новых двигательных навыков. [8]
Распределение занимающихся по состоянию здоровья целесообразно проводить по так называемым медицинским группам.
В первую медицинскую группу (основную) включаются лица без отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья или с незначительными возрастными изменениями в организме, но с достаточной физической подготовкой.
Во вторую медицинскую группу (подготовительную) включаются лица с незначительными отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья, преимущественно возрастного характера, без существенных функциональных нарушений и физически недостаточно подготовленные, а также лица с умеренными отклонениями в состоянии здоровья (патологического характера) при достаточной физической подготовке, без существенных функциональных нарушений.
К третьей медицинской группе (специальной) относятся лица со значительными патологическими отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, но не мешающими выполнению обычной производственной работы, и физически недостаточно подготовленные.
В результате систематической тренировки и расширения в связи с этим функциональных и адаптационных возможностей организма разрешается перевод занимающихся из одной группы в другую (из третьей во вторую и из второй в первую).[27]
Для лиц первой медицинской группы разрешаются занятия, состоящие из элементов спортивной гимнастики, легкой атлетики, игры (в том числе спортивные), плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках, гребля (в разных сочетаниях), сдача норм ГТО и участие в соревнованиях по спортивным играм (для среднего возраста).[30]
Во второй медицинской группе содержание занятий примерно такое же, но при меньшей плотности урока (45—50%), сниженной интенсивности и более спокойном темпе выполнения упражнений.
Занятия в третьей медицинской группе проводят по особой программе в плане лечебной физкультуры: утренняя гигиеническая и лечебная гимнастика; занятия в группах здоровья — игры, пешеходные прогулки, катание на лодках, кратковременная ходьба на лыжах в медленном темпе, элементы ближнего туризма и др.; трудотерапия; производственная гимнастика; массаж; закаливание.[27]
Утренняя гигиеническая гимнастика в пожилом возрасте отвечает тем же целям и задачам и основана на тех же принципах, что и для молодых людей. Однако при составлении комплексов упражнений для гигиенической гимнастики у этих лиц принимают во внимание особенности методики, на что указывалось выше.
Эти занятия должны проводиться ежедневно в течение 12—18 минут.
В комплекс включают упражнения для верхних и нижних конечностей, мышц туловища, брюшного пресса, тазового дна и других мышечных групп. В утреннюю гигиеническую гимнастику обязательно должны входить также элементы медленной и быстрой ходьбы, дыхательные упражнения. Желателен самомассаж.[24]
Упражнения следует проводить в проветренной комнате, лучше на веранде, балконе, во дворе или саду. В первый период занятий в комплекс включается 8—10 упражнений; каждое из них следует повторить по 4—6 раз, проводить в медленном темпе, часто чередовать с дыхательными упражнениями, делать между отдельными упражнениями короткие (3—6 сек.) перерывы для отдыха. Постепенно следует увеличивать количество движений для различных мышечных групп до 12—15, а повторение каждого упражнения — до 6—8 раз, усложнять их характер, увеличивать темп и амплитуду движений.[21]
Утренняя гигиеническая гимнастика ни в коем случае не должка утомлять. Рекомендуется, поэтому, наряду с исходными положениями стоя, использовать положения сидя и лежа.
Гигиеническая гимнастика должна повысить общий тонус человека, создать у него бодрое настроение, содействовать ликвидации застойных явлений в тканях.
Комплекс обычно начинается с дыхательных упражнений. Затем постепенно, начиная с легких несложных движений, выполняют упражнения для рук и плечевого пояса, ног и тазового пояса, шеи, туловища, спины, брюшного пресса. В конце занятия следует провести упражнения в ходьбе (можно на месте) в постепенно увеличивающемся темпе и с последующим замедлением его. Лица с удовлетворительным функциональным состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем могут чередовать упражнения в ходьбе с упражнениями в медленном беге.[16]
Утренняя гигиеническая гимнастика должна завершиться упражнениями успокаивающего характера (постепенное замедление ходьбы, дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении мышц и т. п.). Всегда следует избегать задержки дыхания (элементов натуживания). Оно должно быть свободным и согласовываться с характером движения (при разведении рук в стороны — вдох, при сведении их — выдох; при разгибании туловища — вдох, при сгибании — выдох). Исходные положения в гигиенической гимнастике: стоя, сидя, лежа на спине (например, попеременное поднимание ног из горизонтального в вертикальное положение. Комплекс гигиенической гимнастики или отдельные упражнения (по совету врача, методиста) может быть повторен и во второй половине дня либо вечером, однако не позже чем за 1,5—2 часа до сна.
После утренней гигиенической гимнастики следует проделать водные процедуры (обтирание или обмывание до пояса, при соответствующих условиях — душ и купание). Время, отводимое для утренней гигиенической гимнастики, можно использовать одновременно и для закаливания, проводя упражнения в трусах и майке или только в трусах.[14]
В исключительных случаях утреннюю гигиеническую гимнастику можно заменить ходьбой — прогулкой на свежем воздухе (20—30 минут); при этом отдельные отрезки пути попеременно проходят то в быстром, то в медленном темпе. Одеваться для таких прогулок следует по возможности легче (зимой — костюм, легкое пальто и т. п.). Может быть рекомендован и другой, лучший вариант: утром — обычная гигиеническая гимнастика, а во второй половине дня или вечером — прогулка.[7]
(Примерный комплекс гигиенической гимнастики см. Приложение № 1)
В последние годы большое распространение получили занятия в так называемых группах здоровья (группах общей физической подготовки) или группах для занятий лечебной гимнастикой, которые организуют на базе различных спортивных сооружений и при жилищно-эксплуатационных конторах. Создание таких групп осуществляют с учетом возраста, состояния здоровья, особенностей заболевания и функциональных возможностей организма занимающихся. Обычно группы здоровья делят на сильную (основную), среднюю (подготовительную) и слабую (специальную). Опыт показывает целесообразность годичного и ежемесячного планирования занятий в три этапа или периода — подготовительный, или ориентировочный, основной, или лечебно-тренировочный, и заключительный. Продолжительность первого периода, который рассчитан на постепенную подготовку занимающихся к физическим нагрузкам — от 2 до 3 недель. Длительность второго периода — от 3 до 6 месяцев и больше, а заключительного — от 2 до 3 недель. Дозировку нагрузки регулируют в соответствии с общеметодическими принципами.[3]
Большое значение в среднем и пожилом возрасте имеют спортивные упражнения, закаливание, активный отдых. Пешие прогулки и ходьбу проводят ежедневно в любую погоду и круглый год, причем начинать прогулки следует с небольших дистанций (с 2—3 км). Показаны также экскурсии и туризм в выходные дни и во время отпуска или предварительной разработке маршрута. У начинающих дистанция для прогулки должна быть не более 5—6 км, постепенно ее доводят до 12—15 км.
Закаливание организма осуществляют с помощью воздушных и солнечных ванн, водных процедур.
Основными формами активного отдыха на производстве являются вводная гимнастика в начале рабочего дня, физкультурные паузы и физкультминутки в процессе работы.[13]
Основной формой проведения занятий являлся урок основной гимнастики с включением подвижных игр и игры в волейбол.
Содержание урока: а) порядковые и строевые упражнения, б) общеукрепляющие упражнения без предметов и с предметами, в) доступные упражнения на гимнастических снарядах, г) танцевальные шаги, танцы, д) упражнения в равновесии и на координацию, е) подвижные игры, эстафеты, спортивная игра волейбол.
В зимний период занятия проводятся в помещении, а в летнее время — на площадке, на стадионе.
Длительность урока определяется в зависимости от состояния здоровья, возраста, степени физической подготовленности занимающихся и составляла для лиц среднего возраста от 60 до 90 минут, для лиц пожилого возраста от 45 до 60 минут, для лиц старшего возраста от 30 до 45 минут.[18]
Урок состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Продолжительность подготовительной части урока для лиц среднего возраста от 18 до 25 минут, для лиц пожилого возраста — от 15 до 18 минут, для лиц старшего возраста — от 5 до 8 минут.
Основная задача подготовительной части урока заключается в организации внимания занимающихся, в подготовке организма к упражнениям основной задачи занятий.
Урок начинается с подсчета пульса и опроса о самочувствии занимающихся. [5]
В подготовительной части урока применяются элементы строевой подготовки, ходьба, различные перестроения, общеукрепляющие упражнения без предметов и с предметами, а также бег. Продолжительность основной части урока для лиц среднего возраста от 35 до 55 минут, для лиц пожилого возраста — от 25 до 35 минут, для лиц старшего возраста— от 20 до 30 минут. [4]
Основная часть урока направлена на решение следующих частных задач: воспитание смелости, внимания, быстроты реакции, повышение эмоционального состояния занимающихся, укрепление связочно-мышечного аппарата, мышц спины, брюшного пресса и др. В этой части урока применялись упражнения, содействующие коррекции различных отклонений, упражнения в равновесии, на гимнастических снарядах, не требующих большого силового и статистического напряжения, бросание набивных мячей, подвижные игры, эстафеты и спортивная игра волейбол.
Продолжительность заключительной части урока для лиц среднего возраста составляет от 7 до 10 минут, для лиц пожилого возраста — от 5 до 7 минут, для лиц старшего возраста — от 7 до 8 минут. [28]
Основная задача заключительной части урока заключается в снижении общей физической нагрузки, в относительном восстановлении организма. Средствами является спокойная ходьба, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения, коллективное пение. После урока проводились подсчет пульса, опрос о самочувствии, водные процедуры. [6]
Время урока в каждой возрастной группе постепенно, но не чаще чем через 3 месяца увеличивают в зависимости от адаптации организма занимающихся к физическим нагрузкам.
Рис. 1. Кривая физиологической нагрузки урока для лиц старшего возраста.
Рекомендуется распределение физической нагрузки в уроке с лицами старшего возраста по принципу многовершинной кривой физиологической нагрузки.
Кривая физиологической нагрузки постепенно возрастает к началу основной части урока, достигает своей кульминационной точки в середине урока и постепенно снижается в заключительной части урока (рис. 1).
Для правильного распределения нагрузки в процессе занятий физическими упражнениями следует учитывать исходные положения, темп, ритм, амплитуду при выполнении упражнений, а также плотность урока, количество повторений, паузы и др.[19]
Основной особенностью проведения занятий физическими упражнениями с лицами старшего возраста является уменье преподносить материал, правильно организовать урок. Качество занятий полностью зависит от квалификации преподавателя. Систематичность и последовательность, от простого к сложному, от легкого к трудному, свободные, ритмичные движения с постепенно нарастающей амплитудой, в умеренном темпе, с наиболее устойчивыми исходными положениями—вот основа методики занятий. В начальном периоде занятий надо особенно следить за правильным распределением нагрузки. Нагрузка должна нарастать постепенно, моменты напряжения не должны быть продолжительными. Преподавателю необходимо знать, как реагируют занимающиеся на нагрузку во время урока при выполнении различных упражнений. [23]
Методические указания к проведению подготовительной части урока.
Проведя построение занимающихся преподаватель отмечает присутствующих, проводит опрос о самочувствии. Пульс считают сами занимающиеся под общую команду преподавателя (необходимо обучить всех занимающихся считать пульс). При наличие жалоб на плохое самочувствие, а также резкого учащения или замедления пульса преподаватель направляет занимающегося к врачу, не допуская к последующему занятию без его разрешения. В подготовительной части урока упражнения укрепляющего характера проводятся одновременно всеми занимающимися. При проведении строевой подготовки, порядковых упражнений и обучения движениям необходимо следить за правильной осанкой и походкой занимающихся, за правильным сочетанием движений с дыханием.[22]
Ходьба. Будь то элементы строевой подготовки или ходьба с различными движениями рук и ног, для лиц пожилого и старшего возраста она является одним из основных упражнений, постепенно втягивает организм в работу. Ходьба с ускорением, по нашим наблюдениям, у людей старшего возраста вызывает повышение пульса до 100—110 ударов. [15]
Обучение ходьбе. Основная цель кинезитерапии лиц пожилого возраста — скорейшее восстановление его жизненной самостоятельности, особенно в области самообслуживания и локомоции. Подготовка к обучению ходьбе зависит от периода заболевания, времени пребывания в постели, степени нарушения физических возможностей и общего состояния.
У больных пожилого возраста после длительного обездвижения обязательным является постепенное приспособление к вертикальному положению на поворотном столе. Ежедневно постепенно увеличивают угол наклона стола и продолжительность вертикального положения, причем обращают внимание на отклонение пульса и дыхания больного. Во время вертикальной установки больному рекомендуют выполнять дыхательные упражнения и простые движения верхних конечностей.
Обучение ходьбе начинают с той минуты, когда больной хорошо адаптировался к вертикальному положению при отсутствии головокружения, одышки.[6]
При обучении ходьбе с костылями особое внимание уделяют выработке правильного стереотипа ходьбы, тренировке чувства равновесия, координации движений, уверенности и выносливости. Больного учат передвигаться вперед и назад, в стороны, обходить преграды, ходить по ступеням, по наклонной плоскости, по территории с разным типом поверхности, подниманию предметов с пола, усаживанию и вставанию с кресла и т. п. Больной, который не может нагружать оперированную конечность, должен имитировать этой конечностью все движения так, как их выполняет здоровая нога, производя так называемое обозначение шага. Хождение с оперированной конечностью, согнутой в тазобедренном и коленном суставах, может привести к возникновению контрактуры в этих суставах, снижению чувства равновесия и значительному увеличению необходимого физического усилия.
Бег. По мере адаптации занимающихся к физическим нагрузкам (через 2—3 месяца от начала тренировки) в занятия включается бег. Дозировку бега назначает врач и строго контролирует преподаватель. [1]
Общеукрепляющие упражнения назначают по принципу последовательности от простых, доступных к сложным, охватывающим все основные мышечные группы и суставы. Включать группы мышц в работу надо последовательно, начиная с рук, шеи, плечевого пояса, переходя к туловищу, мышцам таза и ног. В отличие от занятий с лицами молодого возраста, у которых идет постепенное, постоянное нарастание нагрузки, лицам среднего, пожилого и старшего возраста следует выполнять после каждого интенсивного упражнения более легкое, ранее хорошо усвоенное упражнение. Такое чередование упражнений ведет к снижению физической нагрузки. После освоения упражнений общеукрепляющего характера без предметов включаются упражнения с предметами, например гимнастические палки, маленькие мячи — можно теннисные, гантели (весом от 1 до 2 кг), эспандеры, резиновые бинты, булавы, набивные мячи (весом 1—2 кг) и др. Упражнения с предметами ведут к увеличению физической нагрузки, увеличению амплитуды движений, к повышению эмоциональности занятия. Для лиц пожилого и старшего возраста бег можно заменять подскоками (если включить в урок подскоки, то нужно исключить бег и наоборот). Подскоки выполняются в самых разнообразных видах: на месте на двух ногах, для среднего возраста на одной ноге, с продвижением вперед, назад, с движениями рук, с хлопками, поворотами, при этом их необходимо чередовать обязательно с ходьбой.[14]
Методические указания к проведению основной части урока
В основной части урока при наличии достаточного оборудования и двух преподавателей в каждой группе должно быть по 8—10 человек. При наличии одного преподавателя занимающиеся садятся на гимнастические скамейки поочередно по 5—6 человек или сразу все выполняют упражнения на том или ином гимнастическом снаряде. Из снарядов применяются следующие: гимнастические стенки, гимнастические скамейки, лестницы наклонные, гимнастический бум, обыкновенные стулья, кушетки в виде топчанов, коврики. На гимнастических снарядах лица пожилого и старшего возраста выполняют смешанные висы и упоры, а лиц среднего возраста с относительно хорошей физической подготовкой можно допускать к упражнениям в висах. Во время занятий на гимнастической стенке вводят короткие перерывы между упражнениями, остановки, стоя на рейке, продолжительностью 5—10 секунд для отдыха. [31]
Для предупреждения травм, падений, ушибов преподаватель оказывает и обеспечивает надежную страховку. Если на гимнастической стенке одновременно делают упражнения 6—8 человек, то страховку обеспечивают сами занимающиеся. Не следует заострять внимания на дыхании в каждом движении, занимающихся надо обучить свободному дыханию, чтобы каждый знал, какому моменту при выполнении упражнения должен соответствовать вдох или выдох. Все положения, связанные с подниманием рук вверх, выпрямлением и вытягиванием туловища, должны соответствовать вдоху. [10]
Наклоны туловища, нагибания, приседания соответствуют выдоху. В занятиях с женщинами большое внимание следует уделять упражнениям для брюшного пресса, тазового дна, так как с наступлением пожилого возраста при малоподвижном образе жизни наступает резкое ослабление мышц тазового дна и мышц промежности. Такое состояние может привести к опущению матки и влагалища. [24]
Танцевальные шаги и танцы также хорошо использовать в уроках: приставной шаг, переменный, шаг польки, русский шаг, шаг вальса, элементы несложных комбинаций под музыкальное сопровождение, можно включать любимые танцы, тем самым, воздействуя на психику занимающихся. Эти танцевальные шаги и танцы придают уроку большую насыщенность и жизнерадостность и являются любимым упражнением не только в женских, но и в смешанных группах.[26]
Можно отметить, что после упражнений, способствующих повышению эмоционального состояния, пульс повышается значительнее, а успокоение сердечной деятельности в этих случаях происходит быстрее, чем при упражнениях, выполняемых без эмоционального подъема.
Игры занимают большое место в основной части урока при проведении занятий с лицами старшего возраста. Игры применяются малоподвижные, подвижные (различные эстафеты), спортивная игра — волейбол. В начальном периоде (после 3-го месяца) рекомендуются игры с мячом, упражнения, подводящие к овладеванию мяча, и только уже в тренировочном периоде (после 6 месяцев) по мере втягивания занимающихся в занятия физическими упражнениями следует начинать спортивную игру в волейбол: а) для групп среднего возраста после 6—7 месяцев занятий, б) для групп пожилого возраста после 10—11 месяцев занятий, в) для групп старшего возраста на 2-м году занятий.[12]
Лицам пожилого возраста назначают подвижные игры с ограничением бега, площадки, эстафеты с предметами и без них (с ограничением бега), игры с мячом, подводящие к игре в волейбол, игра в волейбол (с ограничением площадки). Лицам старшего возраста рекомендуются малоподвижные игры, эстафеты на месте и со значительным ограничением бега, игры с мячом, подводящие к игре в волейбол, игра в волейбол (с ограничением площадки, увеличением игроков и др.). В методике проведения игры в волейбол с лицами старшего возраста нагрузка варьируется за счет увеличения количества игроков, уменьшения времени игры, перерывов во время игры, ограничения размеров площадки. Игра в волейбол очень эмоциональна, пользуется большим успехом среди занимающихся. Следует отметить, что повышение пульса при игре в волейбол у лиц пожилого и старшего возраста значительно меньше, чем при выполнении других нагрузок.
Методические указания к проведению заключительной части урока
В заключительной части урока применяются упражнения успокаивающего характера, способствующие восстановлению кровообращения, дыхания и снижению повышенного эмоционального состояния занимающихся. При этом включаются упражнения на расслабление мышц, медленная ходьба, плавные танцевальные шаги. Заканчивается урок подсчетом пульса, опросом занимающихся о самочувствии. После урока занимающиеся проделывают водные процедуры.[8]
1.4. Контроль за АФК у лиц с неполным здоровьем и пожилого возраста.
Врачебно-медицинский контроль за занимающимися, имеющими неполное здоровье, а также спортсменами пожилого возраста, осуществляется районными врачебно-физкультурными диспансерами или городскими врачебно-физкультурными диспансерами, если речь идет о сборных командах.
Постоянную работу ведет врач, курирующий этот раздел работы и владеющий вопросами контроля за занимающимися физической культурой и спортом.[26]
Занимающиеся должны проходить врачебный контроль не менее двух раз в год: в начале учебного года и в конце. Кроме того — после перенесения тех или иных заболеваний и при плохом самочувствии.
В практике врачебного контроля применяются два метода исследования: углубленный и краткий.
Все полученные данные заносятся во врачебно-контрольную карту физкультурника.[3]
Программа углубленного врачебного обследования включает паспортную часть: записывается ф. и. о., адрес, номер поликлиники, к которой прикреплен инвалид, с тем, чтобы была возможность уточнения диагноза. При сборе анамнеза уточняется лечение по этапам (оперативное, консервативное, дата проведения, если была операция, то какая и когда, осложнения, сопутствующие заболевания, при поражении спинного мозга уточняется состояние функций мочевыводящих путей и тазовых органов). Уточняются наследственные заболевания, отношение к алкоголю, курению. Каким видом спорта занимался, сколько времени, в каких соревнованиях участвовал, результаты.[21]
В основном объем исследований тот же, что и у здоровых спортсменов: антропометрия, спирометрия, динамометрия, становая сила, рост, вес. Особенностью является то, что все показатели измеряются без протезов, ортезов и других приспособлений, а также снимаются показатели объема
Необходимо также проведение функциональных проб для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы, ЭКГ, рентгеноскопия органов грудной клетки, клинический анализ крови, общий анализ мочи, биохимические исследования по показаниям. В программу углубленного врачебного обследования входит осмотр врачами-специалистами (окулист, лор, хирург, невропатолог, для женщин гинеколог). Обязательное тестирование физической работоспособности, развернутые рекомендации специалиста, ведущего данного инвалида с момента получения инвалидности и его рекомендации.[17]
Программа краткого врачебного обследования несколько уже и включает анамнез, антропометрию, физикальное обследование и проведение функциональных проб для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы, рентгеноскопию органов грудной клетки и ЭКГ. Анализ мочи, крови, осмотр окулистом.
Врачебный контроль в процессе занятий
В работе с лицами пожилого возраста особенно важно систематическое, постоянное врачебное наблюдение за изменениями в состоянии здоровья, физическом развитии, функциональном состоянии.
В данном случае врач и тренер должны работать в тесном контакте, чтобы предотвратить негативные последствия неправильного подхода к учебно-тренировочному процессу и не усугубить еще больше состояние здоровья занимающихся.[30]
Этот процесс осуществляется путем проведения текущих осмотров 3—4 раза в год и врачебно-педагогических наблюдений на тренировках. Это помогает определить соответствие уровня требований, предъявляемых к организму конкретной программой занятий, физическому состоянию и подготовленности занимающихся. Особое значение имеет напряженность процессов. Об этом свидетельствует степень стабильности показателей в процессе нагрузок, а также усиление деятельности физиологических систем организма, о чем можно судить по характеру общих и местных реакций, возникающих в организме во время и после завершения мышечной работы.
Оценка воздействия тренировки на организм проверяется по степени утомляемости (примерная схема внешних признаков утомления в процессе занятий физическими упражнениями по В. А. Зотову), по изменению пульса и артериального давления. Для этого проводится измерение пульса и артериального давления до тренировки, после разминки, после основной, заключительной частей тренировки и затем через 15 мин после окончания занятий. Все эти данные заносятся в протокол, строится графически физиологическая кривая, которая должна постепенно нарастать с пиком нагрузки в основной части и постепенно снижаться в дальнейшем, доходя до первоначальных величин после последнего измерения (через 15 мин). На основании полученных данных рассчитывается ряд показателей, характеризующих выраженность реакции систем кровообращения на нагрузку.[21]
Рассчитывается коэффициент пульса (КП), отражающий степень изменения частоты сердечных сокращений:
КП = ЧСС в нагрузке /ЧСС в покое
Индекс работы сердца (ИРС), который косвенно отражает проделанную занимающимся работу, работу сердца по перекачиванию крови в условиях повышенного артериального давления и увеличенной ЧСС на высоте нагрузки:
ИРС = ЧСС в нагрузке х АД систолическое в нагрузке.
При регистрации ЧСС и величин АД после нагрузки фиксируют, на какой минуте отдыха эти показатели достигают исходных величин. По мере повышения степени тренированности увеличение ЧСС и АД при одной и той же нагрузке будет менее выраженно. И как следствие этого, будут снижаться величины КП и ИРС, а нормализация пульса будет проходить после нагрузки в более ранние сроки. [28]
Когда тренировочные нагрузки неадекватны процессам восстановления и организм пожилого спортсмена не успевает восстановиться к следующей тренировке, то может возникнуть состояние переутомления, перегрузки, что приводит к истощению организма, развитию патологических состояний, необходима профессиональная коррекция с использованием педагогических, психологических, медико-биологических методов и средств восстановления.[26]
В результате совместной и постоянной работы тренера и врача вносятся коррективы, изменения, дополнения в учебно-тренировочный процесс.
Педагогический контроль за занимающимися адаптивной физической культурой
Педагогический контроль за занимающимися пожилого возраста предусматривает оценку уровня развития их физических качеств.
Для определения быстроты применялись любые возможные для инвалидов действия, выполняемые на время, например, хлопки руками спереди и сзади (количество раз за 15 с).[15]
Чтобы определить выносливость, предлагается выполнить движение на максимально возможное время (бег на месте, проплывание дистанции, гонки в колясках и т.п.).
Равновесие. Предлагается тест стоя на одной ноге или двух (одна стопа в продолжении другой), руки в стороны, глаза закрыты, сохранять это положение максимально возможное время.
Гибкость определялась следующим образом: из исходного положения стоя на гимнастической скамейке занимающийся выполняет наклон вперед — измеряется расстояние от кончиков пальцев до края скамейки (плюс, если пальцы рук находятся ниже плоскости опоры, минус, если пальцы рук испытуемого не достают до скамейки).[26]
В плавании, при определении скорости осуществляется прохождение дистанции 25 м и 50 м всеми способами. При этом измеряется время прохождения дистанции и количество гребковых движений.
Выносливость характеризуется временем проплывания на время 200, 400 м для женщин и 400, 800, 1500 м для мужчин.[9]
Скоростная выносливость определяется по времени проплывания 100-метровой дистанции любыми возможными способами на время.
В легкой атлетике скорость характеризуется временем прохождения 30- или 60-метровых дистанций, в том числе на протезах или в колясках (в последнем случае дистанция равна 60 и 200 м).
Выносливость: бег 500 м у женщин, 1000 м у мужчин, гонки в колясках на 1500 м у мужчин.
В соответствии с полученными данными, характеризующими физическую подготовленность и функциональное состояние пожилого спортсмена, осуществляется индивидуальное планирование тренировочных нагрузок, вносятся коррективы в тренировочный процесс.[22]
В дальнейшем поэтапно проводятся врачебно-педагогические наблюдения на тренировках. Контролируется реакция на выполнение плановых нагрузок и при необходимости изменяется учебно-тренировочный процесс.
Допуск к соревнованиям осуществляется врачом после предварительного комплексного медицинского обследования спортсмена.
В дополнение к вышеизложенному целесообразно с помощью простого и общедоступного метода периодически осуществлять определение силы отдельных мышечных групп. Таким методом является пятибалльная система оценок силы мышц — мануально-мышечное тестирование (ММТ).
Исследование проводится способом наложения руки специалиста на определенную группу мышц инвалида, а ему предлагается проделать силовое усилие.[20]
Разработана и шкала оценки.
0 баллов - нет видимого и ощутимого движения, напряжения в мышцах;
1 балл - нет видимого движения, но при пальпации определяется напряжение мышечных волокон;
2 балла — возможно активное видимое движение в облегченном исходном положении, однако исследуемый не может преодолеть порога воздействие исследователя;
3 балла — осуществление полного объема движения с преодолением силы тяжести;
4 балла — полный объем произвольных движений с преодолением силы тяжести и сопротивления исследователя;
5 баллов — нормальная мышечная сила без существенной асимметрии. На верхних конечностях может осуществляться оценка силы мышц, выполняющих сгибание и разгибание плеча, отведение и приведение в плечевом суставе, сгибание и разгибание в локтевом и в лучезапястном суставе.
На нижних конечностях определяется сила мышц, выполняющих сгибание, разгибание, отведение, приведение в тазобедренном суставе, сила мышц, выполняющих сгибание и разгибание в коленном и голеностопном суставах.[25]
Таким образом, на нижних конечностях можно определить силу восьми мышечных групп на одной ноге (максимальная оценка 40 баллов) и восьми мышечных групп на другой ноге (всего 80 баллов).
Функцию мышц плечевого пояса и рук целесообразно исследовать в исходном положении сидя или стоя, функцию мышц ног — в положении лежа.
Для оценки дельтовидной мышцы и мышц плечевого пояса испытуемому предлагается отвести прямые руки в стороны до горизонтального положения и оказывать сопротивление исследователю, который пытается опустить его руки.
Так же оценивается функция сгибателей и разгибателей плеча.
Для оценки сгибателей предплечья (двуглавая мышца) спортсмену предлагается согнуть руку в локтевом суставе.[14]
При оценке рагибателей предплечья испытуемый разгибает руку в локтевом суставе и напрягает ее, стараясь не дать согнуть (трехглавая мышца).[22]
Оценивая силу мышц сгибателей кисти, спортсмен сгибает ее и сопротивляется, не давая исследователю разогнуть.
Для оценки силы разгибателей кисти спортсмен оказывает сопротивление, не давая исследователю ее согнуть.
При оценке силы мышц нижних конечностей вначале испытуемый лежит на спине. При исследовании сгибателей бедра (подвздошно-поясничная мышца) предлагается поднять прямую ногу и оказывать сопротивление исследователю, который надавливает на бедро. Так же определяется сила отводящих и приводящих мышц.
Для оценки силы разгибателей голени (четырехглавая мышца бедра) испытуемый должен приподнять правую ногу и, напрягая мышцы, не давать ее разогнуть.[15]
Для оценки разгибателей стопы следует взять стопу на себя и, напрягая мышцы, не давать ее разогнуть.
При исследовании сгибателей стопы (икроножная мышца) надо с максимальной силой давить на руку исследователя.
Затем испытуемый поворачивается на живот и определяется разгибатель бедра (ягодичная мышца). Спортсмен приподнимает прямую ногу, пытаясь преодолеть сопротивление исследователя.
При оценке сгибателей бедра испытуемый сгибает ногу в коленном суставе (двуглавая мышца бедра и др.), преодолевая силу сопротивления инструктора, старается удержать ее в этом положении.[9]
Существенное значение представляет собой оценка силы мышц туловища, особенно при травмах и заболеваниях спинного мозга.
Для оценки состояния мышц спины можно предложить занимающемуся из положения лежа на животе прогнуться, «оторвать» плечи от кушетки и удержаться в таком положении. Оценивается время: 30 с — 3 балла, 45 с — 4 балла, 60 с — 5 баллов, меньше 30 с - 2 балла.
При определении силы мышц брюшного пресса у этой категории инвалидов испытуемый лежа на спине выпрямляет руки вперед и «отрывает» плечи от кушетки, стараясь как можно дольше удерживаться в таком положении. Оценка производится по времени удержания.
Для оценки определения равновесия у лиц с травмами или заболеваниями спинного мозга предлагается сидя в коляске поднять руки в стороны и удержаться в положении сидя. Фиксируется время.
Все эти вышеперечисленные методики требуют определенного опыта и профессионализма со стороны исследователей, а также аккуратности и корректности. [26]
Выводы
Борьба с преждевременной старостью, продление жизни человека является одной из самых животрепещущих проблем, стоящих перед человечеством. Борьба со старостью, продление жизни человека — это проблема, прежде всего социальная. Известно, что решающее влияние на длительность жизни оказывает общественный строй.
Нельзя не отметить, что спортивные организации, также как и медицинские работники, проявляют еще мало заботы о привлечении к занятиям физической культурой лиц пожилого возраста. В ряде случаев эти попытки не дают должных результатов только потому, что форма общепринятых занятий физическими упражнениями или методика их проведения не соответствуют запросам и функциональным возможностям пожилых людей.
Существенным изъяном в развитии физической культуры среди лиц пожилого возраста является недостаточная научная разработка этих вопросов. Из-за малой изученности вопросов физиологического обоснования рационального двигательного режима в пожилом возрасте создается известный разрыв между теорией и практикой использования физической культуры как средства борьбы с преждевременным старением организма. Для преодоления этого разрыва и научного обоснования методики применения физической культуры в пожилом возрасте первостепенное значение имеет использование результатов разработки проблемы долголетия в нашей стране. Одним из крупных достижений науки о старении организма и путях борьбы за долголетие является положение о существовании физиологического и преждевременного старения. Наиболее часто встречающееся до сего времени преждевременное старение является результатом развития заболеваний, нарушающих естественное течение возрастных изменений.
Редко можно встретить пожилого человека только с «чистыми» признаками естественного, физиологического старения; к указанным признакам в той или иной степени присоединяются и симптомы заболеваний, которые часто наблюдаются в престарелом возрасте. Среди этих заболеваний следует назвать хотя бы наиболее распространенные: атеросклероз, гипертоническую болезнь, стенокардию, миокардиосклероз. хронический бронхит, эмфизему легких, атонию кишок, гастроптоз, геморрой, хронический холецистит, желчнокаменную и почечнокаменную болезнь; ожирение, подагру, артриты (подагрические, ревматические и др.), хронические тромбофлебиты, варикозное расширение вен и др.
Перечисленные выше заболевания, часто встречающиеся в пожилом и старческом возрастах, могут быть выражены с достаточной отчетливостью или, наоборот, симптомы их бывают слабо выраженными и не вызывают жалоб больного.
Не единичны случаи, когда лица пожилого возраста страдают двумя-тремя такими заболеваниями, протекающими хронически, без резко выраженных симптомов и позволяющими выполнять повседневную работу.
Следует подчеркнуть, что болезни вовсе не являются чем-то органически свойственным старению. Старость — это не болезнь, как утверждали некоторые ученые. Нормальное старение человека, который находится в благоприятных условиях внешней среды, придерживается разумного режима деятельности, отдыха и питания,— не имеет ничего общего с болезнями, одряхлением.
В подтверждение можно привести выводы академика А. А. Богомольца, к которым он пришел после обследования долгожителей Абхазии в 1937 году: «расстройства, ранее признававшиеся характерными для старости . следует считать патологическими явлениями, а вовсе не обязательным спутником преклонного возраста».
Это положение, дальнейшая разработка которого имеет большое теоретическое и практическое значение, недостаточно используется при решении вопросов двигательного режима лиц пожилого возраста. Между тем факт частых заболеваний в период старения имеет принципиальное' значение для решения многих вопросов, касающихся режима лиц пожилого возраста, в том числе и назначения конкретных форм и методов занятий физическими упражнениями.
Нередко еще встречаются руководства и рекомендации по физической культуре для человека пожилого возраста вообще, т. е. какого-то среднего, абстрактного, не страдающего никакими болезнями, человека.
Использованная литература Балуев С. И. О старении и долголетии. Изд.-во «Знание» 1961. Богомолец А. А. Продление жизни. Изд.-во АН УСГР 1938. Горев Н. Н. Борьба за долголетие. «Работница», 1959 № 1, стр. 22—23. Двигательный режим и старение. Тезисы конференции. Под редакцией И. В. Муравова, Киев, 1963. Добровольский В. К. Физкультура и здоровье. Изд -во «Знание», 1961, стр. 13—18. Ефимов В. В. Возрастная физиология. Изд-во АПН РСФСР, 1948. Кораблев Н. В. Ежедневная гимнастика для людей умственного труда. Изд. -во «Физкультура и спорт», 1949. Красносельский Г.И. Физическая культура для лиц пожилого возраста Киев «Здоровье№ 1976г. Крячко И. А. Физическая культура. Изд-во «Физкультура и спорт», 1958. Марчук П. Д. Занятия физкультурой с людьми старшего возраста. Держмедвидав УРСР, 1958. Мечников И. И. Этюды о природе человека. Изд-во АН СССР, 1961. Мечников И. И. Этюды оптимизма. Академическое собрание сочинений, том 12, Медгиз, 1956, Мотылянская Р. Е. Спорт и возраст. Медгиз, 1956. Мошков В. Н. Лечебная физкультура в клинике внутренних болезней. Изд. 2-е, Медгиз, 1961. Муравов И. В. Геронтология и физическая культура, «Наука и жизнь», 1964, № 2, стр. 58—63. Муравьев И. В. Активный отдых и регуляция функциональных систем при старении организма. «Теория и практика физической культуры», 1964, № 5, стр. 31—37. Нагорный А. В. Старение и продление жизни. Изд-во«Советская наука», 1948. Осипов И. Т. Задачи, содержание и методика занятий физической культурой с лицами среднего и старшего возраста. Сб. «Физическая культура для лиц среднего и старшего возраста». Изд-во «Физкультура и спорт», 1961, стр. 6—21. Савельев А. А. Физическая культура — путь к долголетию, М., 1961. Саркизов-Серазини И. М. Основы закаливания. Изд-во «Физкультура и спорт», 1956. Саркизов-Серазини И. М. Физическая культура в пожилом возрасте. Изд-во «Физкультура и спорт», 1962. Саркизов-Серазини И. М Физиологические основы старения и влияние физических упражнений на организм лиц старшего возраста (В сборнике «Научные основы применения физических упражнений лицами пожилого возраста».Медгиз, 1963). Спасокукоцький Ю. А. Проблемы довголетия. «Наука и жизнь», 1959, № 11, стр. 33 — 34. Транквиллитати А Н. Физическая культура для женщин в пожилом возрасте. Медгиз, 1959. Трахтенберг И. М. Активный образ жизни как способ укрепления здоровья. Держмедвидав УРСР, 1957. Фольборт Г. В. Физическая культура и спорт. «Физкультура и спорт», 1960, № 5, стр. 23—24. Френкель 3. Г. Удлинение жизни и активная старость, Изд-во АМН СССР, 1949. Фролькс В. В. Процессы утомления и восстановления при старении организма. «Теория и практика физической культуры», 1964, № 5, стр. 26—29. Чеботарев Д. Ф. Жить сто лет и больше. «Советская женщина», 1962, № 4, стр. 12 — 13. Шифиро И. Б., Гогохия Ш Д. Долголетние люди Абхазии. «Советская медицина», 1955, № 8, стр. 51—56. Яблоновский И. М. Физическая культура для пожилых. Изд-во «Советская Россия», 1960.
Приложение №1 ВВОДНАЯ ГИМНАСТИКА
Вводной гимнастикой называют физические упражнения, проводимые до работы с целью подготовки организма к предстоящей деятельности. Эта форма занятий, в отличие от других, проводится не в виде отдыха (перерыва) после предшествующей работы, а до работы, то есть тогда, когда утомление еще не наступило. Тем не менее, по своему влиянию на организм вводная гимнастика должна быть отнесена к средствам, действующим во многом сходно со средствами активного отдыха.
Для лиц пожилого возраста эти упражнения имеют особенно важное значение в связи с медленным, вяло протекающим процессом включения организма в работу (длительный период врабатывания).
Способствуя наиболее быстрому переходу организма в рабочее состояние, вводная гимнастика облегчает протекание начального периода деятельности, отдаляет развитие утомления.
Комплекс вводной гимнастики состоит из нескольких (6—7) упражнений для мышц рук, ног и туловища.
В качестве ориентира может быть рекомендована следующая схема (см. рис. 9).
Ходьба (15—20 секунд) в медленном темпе с ускорением в конце (9а).
Упражнение в потягивании с подниманием рук (96).
Упражнение для мышц живота. Наклоны туловища в стороны (9в).
Дыхательное упражнение (9г) с разведением рук в стороны.
Упражнение для ног — поочередное поднимание или отведение ног в стороны и т. п. (9д).
Упражнение для мышц живота (9е), Повороты туловища в стороны.
Упражнение на координацию без резких движений и внимание (9ж). Одновременно ногу согнуть вперед, а руки отвести в противоположную сторону.
Повторять каждое упражнение можно в зависимости от состояния здоровья, физической подготовленности, возраста от 2—3 до 4—5 раз. Общая продолжительность занятия составляет 5—8 минут. Этот комплекс рекомендуется применять каждому человеку пожилого возраста перед любой работой.
Под влиянием упражнений вводной гимнастики повышается мышечная работоспособность и усиливаются восстановительные процессы при последующей деятельности у пожилых лиц. Примерная схема комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики
1. Дыхательные упражнения (1 мин.). Исходное положение стоя, руки на бедрах; медленные, глубокие вдохи и выдохи (через нос); то же самое, но с разведением рук в стороны, подниманием их вверх, а затем сведением (вдох) и одновременным опусканием (выдох).
2. Медленная ходьба на месте или по комнате (1— 1,5 мин.). Через 30—40 секунд темп ходьбы следует несколько увеличить, а затем к концу упражнения вновь замедлить. Во время ходьбы 15—20 шагов следует проделать, высоко поднимая колени. Дыхание всегда свободное, без задержки; руки не напряжены, свободно двигаются в такт ходьбе.
3. Упражнение для мышц плечевого пояса (1,5 мин.). Исходное положение стоя, слегка расставив ноги в стороны, руки на бедрах. Круговые вращения плечами вперед (выдох) и назад (вдох) в медленном и среднем темпе. Круговые вращения в плечевом суставе руками вперед и назад.
4. Упражнения для косых мышц живота и других мышечных групп туловища (1,5 мин.). Исходное положение стоя, с ногами, слегка расставленными в стороны. Упражнение «насос». Наклоны туловища в стороны, руки скользят по боковым сторонам грудной клетки, живота, бедер, слегка массируя эти участки. При наклоне туловища вправо левая рука дотягивается до левой подмышечной области. Пальцы правой руки стараются достать правое колено. При наклоне влево, наоборот, правая рука подтягивается в подмышечную область. При выпрямлении туловища — вдох, при наклоне — выдох.
Поставив руки на бедра, производить попеременные вращения туловища в стороны (упражнения «винт»); при вращении одно плечо следует максимально повернуть вперед, а другое также максимально отвести назад. При прямом положении туловища — вдох; при косом — выдох.
5. Упражнения для мышц спины (1 мин.). Исходное положение стоя, с расставленными в стороны ногами на ширину плеч. Наклон туловища вперед параллельно полу, с одновременным вытягиванием рук над головой. При выпрямлении туловища — вдох, при наклоне — выдох. Сесть на пол, на коврик. Наклон туловища вперед с одновременным попеременным доста-ванием руками пальцев ступни. При выпрямлении туловища — вдох, при наклоне — выдох.
6. Упражнение для мышц шеи (1 мин.). Медленные наклоны головы вперед и назад, медленные повороты головы в стороны, наклоны головы к плечам. Дыхание произвольное, без задержки. Все движения делать без рывков, плавно и в медленном темпе.
7. Упражнение для мышц брюшного пресса и таза (2 мин.). Исходное положение лежа на спине (на полу, на коврике). Одновременное подтягивание обеих ног к животу, с последующим разведением коленей в стороны; затем следует сведение коленей и выпрямление ног. При сгибании ног — выдох, при опускании — вдох.
8. Упражнения для мышц ног: приседания (40— 60 сек.). В положении стоя, держась обеими руками за спинку стула, медленно приседать — выдох и выпрямляться — вдох.
9. Ходьба (можно на месте, 1—2 мин.). Ходьба в различном темпе и с различной высотой поднимания коленей. Дыхание произвольное.
10. Заключительные дыхательные упражнения и движения руками на расслабление (1,5 мин.).
В пожилом и, особенно в престарелом возрасте упражнения утренней гигиенической гимнастики.