Реферат по предмету "История"


Персоналии по этнологии

Морган Льюис Генри (1818-1881)- амер. этнограф и историк, основоположник науч. теории первобыт. общества. В своих исследованиях утверждал идею прогресса и единства ист. пути человечества. В своей работе "Древнее общество" (1877) доказал, что родовая организация является универсальной для первобыт. общества; обосновал положение о развитии собственности от коллективных форм к частным, доказывая, что частная собственность является результатом ист. развития и носит преходящий характер. Интересны его мысли об эволюции семьи и брака от групповых форм к частным. Идеи М. оказали значительное влияние на развитие этнографии, истории, культурологии и др. науч. направлений.
Мид, Маргарет (1901-1978), видный американский этнограф. Исследовала отношения между различными возрастными группами в традиционных (папуасы, самоа и др.) и современных обществах, детскую психологию с позиций т.н. этнопсихологической школы. Явилась первым этнографом, для которой мир детства стал основным предметом изучения. Собрала огромный материал о социализации детей в примитивных культурах, в частности, народов Океании. Тираж ее книги "Взросление самоа" превысил 2 млн. экземпляров. Она переведена на 17 языков и стала бестселлером. С именем М. связан ряд новых научных идей - о природе родительских чувств, соотношении материнских и отцовских ролей, происхождении мужских и женских инициации. Ни один этнограф в мире до нее не пользовался такой популярностью в мире. Различала в человеческой истории три типа культур с точки зрения характера трансляции опыта между поколениями. Постфигуративные культуры - дети учатся у своих предков. Так, в патриархальном обществе, опирающемся на традицию и ее живых носителей, стариков, отношения возрастных групп жестко регламентированы, нововведения не одобряются, каждый знает свое место, господствуют чувства преемственности и верности традициям. Кофигуративные культуры - дети и взрослые учатся у равных, т.е. у своих сверстников. Влияние старших падает, а сверстников растет. Расширенная семья заменяется нуклеарной, поколеблена незыблемость традиций. Повышается значение юношеских групп, возникает особая молодежная субкультура. Термин "кофигуративный" (приставка "ко" обозначает вместе, сообща) отражает факт сотворчества учителя и учеников. Префигуративные культуры - взрослые учатся у своих детей. Такие культуры возникли с середины XX столетия и объединены электронной коммуникативной сетью. Они определяют новый тип социальной связи между поколениями, когда образ жизни старшего поколения не тяготеет над младшим. Темп обновления знаний настолько высок, что молодежь оказывается более сведущей, чем старики. Обостряются межпоколенные конфликты, молодежная культура перерастает в контркультуру. Постфигуративные культуры ориентированы на прошлое, и для них характерен очень медленный, черепаший прогресс. Кофигуративные культуры ориентированы на настоящее и умеренный темп прогресса, а Префигуративные - на будущее и ускоренное движение. М. называли "прижизненным классиком", внесшим выдающийся вклад в понимание человеческой культуры и проблем социализации. МИД МАРГАРЕТ (1901-1978)- амер. этнограф, основатель этнографии детства как самостоятельной науч. дисциплины, последователь амер. культурантрополога Ф. Боаса; исследователь отношений между различными возрастными группами в традиционных (папуасы, самоа и др.) и совр. обществах, а также детской психол. с позиции т. наз. этнопсихологической школы. Результаты полевых исследований были опубликованы в к. 20-х - нач. 30-х гг. в ряде интересных работ. В них М. показала большое разнообразие культур различных народов, а также решающую роль культуры в формировании соц. установок и поведения людей. М. была первым антропологом, изучившим практику воспитания детей у разных народов. Рассматривая взаимоотношения между культурой и миром детства, М. разграничила три типа культуры: постфигуративный (дети прежде всего учатся у своих предшественников), конфигуративный (дети и взрослые учатся у сверстников) и префигуративный (взрослые учатся также у своих детей). В 1944 г. М. основала Институт сравнит. культурологии, который представлял некоммерческую организацию, где исследовалось поведение, обычаи, психол. и соц. организация во всех культурах мира. Основные культурологич. идеи нашли отражение в следующих работах: "Coming of Age in Samoa" (1928); "Growing Up in New Guinea: A Comparative Study of Primitive Education" (1930); "The Changing Culture of an Indian Tribe" (1932); "Mind Self and Society: From the Stundpoint of Social Behaviorist" (C. W. Morris, Ed., 1934); "Sex and Temperament in Three Primitive Societies" (1935); "The School in American Culture" (1951); "Anthropology: A Human Science" (1964); "Culture and Commitment: A Study of the Generation Gap" (1970); "Культура и мир детства" (сб. пер. на рус. яз., 1988) и др. Джеймс Джордж Фрэзер (James George Frazer) родился в 1854 г. в Глазго Начальное образование он получил в родном городе, а затем окончил среднюю школу в Хеленсбурге. В 1869 г. он поступил в университет в Глазго, где изучал классические языки и философию. В 1874 г. Дж. Фрэзер получил степень магистра гуманитарных наук, но решил продолжить свое образование в Кембридже В 1879 г он становится сотрудником Тринити колледжа, а в 1907 г.- профессором Кембриджского университета. За исключением непродолжительных поездок для чтения лекций Дж. Фрэзер всю последующую жизнь провел в Кембридже и умер там в 1941 г. Из многочисленных работ Дж. Фрэзера необходимо упомянуть следующие' "Тотемизм" (1887), "Золотая ветвь" (1 изд в 2 т., 1890; 2 изд. в 3 т., 1900; 3 изд. в 12 т., 1911-1915), "Тотемизм и экзогамия" (1910), "Фольклор в Ветхом Завете" (1918), "Вера в бессмертие и почитание умерших" (1913-1924), "Почитание природы" (1926). Дж. Фрэзер считается виднейшим представителем классического эволюционизма в антропологии, а также одним из пионеров сравнительного религиоведения. Опираясь на огромный массив этнографических и исторических данных, он стремился дать целостную картину верований и обрядов всех эпох. Согласно его воззрениям, человечество в своем умственном развитии прошло три стадии: магию - религию - науку. Из этой схемы видно, что Дж. Фрэзер обосновывал фундаментальное различие между магией и религией. Он считал, что магия повсеместно предшествует религии и исчезает вместе с появлением последней. Наряду с разработкой этого положения, Дж. Фрэзер внес большой вклад в изучение тотемизма, культа природы и верований в загробную жизнь. ГУМИЛЁВ Одним из последних примеров оплодотворения культурологии данными физической географии, биологии (теория мутаций) и новыми знаниями о космосе стало обширное творческое наследие нашего соотечественника — историка, географа и этнолога Льва Николаевича Гумилева (1912—1992). Излишне распространяться о происхождении этого выдающегося ученого, связанного с духовной элитой России.
Сын великих русских поэтов — расстрелянного большевиками Н.С. Гумилева и оклеветанной ими же А.А. Ахматовой, он после окончания исторического факультета ЛГУ, дважды, в довоенные и послевоенные годы, 14 лет провел в сталинских лагерях, во время войны дошел до Берлина, блестяще защитил две докторские диссертации (по историческим и географическим наукам), но и после формальной реабилитации, как гражданин и как ученый-новатор, продолжал оставаться в опале, несмотря на свою огромную творческую отдачу. В официальной науке его многочисленные труды — «Этногенез и биосфера Земли» (1990), «От Руси к России» (1992), «Этносфера. История людей и история природы» (1993) и мн. др. — сознательно замалчивались, а сам он выставлялся ученым-фантазером. Последние три десятилетия своей долгой жизни Л.Н. Гумилев работал на географическом факультете Санкт-Петербургского университета и был авторитетнейшим членом Российского географического общества. Лишь за год до смерти он стал академиком Российской Академии естественных наук (РАЕН), духовным отцом которой считается В.И. Вернадский. Несмотря на трагическую судьбу, Л.Н. Гумилев никогда не был политическим диссидентом и в идеологическом плане открыто тяготел к патриотическому и евразийскому мировосприятию.
Несколько упрощая, оригинальную культурологическую теорию Л.Н. Гумилева, обогащенную множеством новых терминов-понятий, можно свести к следующему: история человечества есть история антропосферы, т.е. позднейшего и высоко организованного слоя биосферы. Главным действующим лицом «человеческой оболочки» Земли выступает «этнос» — общность людей, связанная не столько генетически, т.е. «кровью», сколько взаимным тяготением, «комплиментарностью», чувством «мы» и «они», общей культурой, обусловленной прежде всего общей историей и общим «кормящим» ландшафтом той территории, где эта общность зародилась и развивалась. Этнос, объединяющий несколько близких по духу и культуре народов, образует «суперэтнос»; отдельные, входящие в него народы, народности и племена, могут рассматриваться как «субэтносы». В процессе так называемого этногенеза отдельные этносы, подобно живым организмам, проходят примерно в течение 1500 лет стадии зарождения, подъема, надлома, инерционности и разложения. Причиной возникновения нового жизнеспособного этноса (обычно на базе умирающих этнических единств) становится так называемый пассионарный толчок, когда в той или иной географической точке появляются большие группы сверхактивных людей — так называемых пассионариев, устремляющихся на новые человеческие подвиги и творящие историю и культуру. Их внезапная активность объясняется притоком в их организм особого вида энергии — энергии живого вещества, образующего биосферу и антропосферу. Эти люди переживают естественную психобиологическую мутацию (изменение наследственных свойств организма), вызванную, по наиболее вероятной гипотезе, какими-то излучениями из космоса. Таким образом, по Гумилеву, вслед за В.И. Вернадским, культурно-исторический процесс обусловлен не только особой «духовной» природой человека, но и в не меньшей степени зависит от все еще недостаточно познанных сил нашей Земли и космического пространства. Дюркгейм Эмиль (1858—191?), выдающийся французский социолог и антрополог. Выступил против индивидуально-психологического и биологического направлений, рассматривал общество как реальность, несводимую к совокупности индивидов. В то же время отводил определяющую роль в обществе «коллективному сознанию». Подходил к социальным фактам как к элементам культуры. Одним из первых обратился к проблеме функций ритуала. Подход к этой проблеме определялся его общей теорией религии, в которой он видел символическое выражение социальной действительности. Изучение «негативного культа» (табу, запреты) и «позитивного» (жертва, имитационные обряды и др.), по его словам, обнаружило, что религиозные институции, и в первую очередь — ритуалы, имеют ряд жизненно важных функций, среди которых обращают на себя внимание четыре основные: социализирующая, интегрирующая, воспроизводящая функции и психотерапевтический эффект ритуала. Основные сочинения: «О разделении общественного труда» (1893), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Эмиль Дюркгейм (Emile Durkheim) родился в 1858 г. в Эпинале (Лотарингия). В 1882 г. он закончил Высшую Нормальную школу в Париже и стал преподавать философию в лицеях. В 1886-1902 гг. он читал лекции в Бордоском университете, а с 1902 г. был профессором в Сорбонне, где возглавил одну из первых в мире кафедр социологии. В 1898-1913 гг. Э. Дюркгейм издавал журнал «Социологический ежегодник». Сотрудники журнала, приверженцы социологических воззрений Э. Дюркгейма, составили ядро так называемой «французской социологической школы», занимающей ведущее место в европейской социологии до 30-х годов XX в. Умер Э. Дюркгейм в 1917 г. в Фонтебло под Парижем. Среди работ Э. Дюркгейма, посвященных изучению религии, следует особо выделить его последнюю книгу «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемистическая система в Австралии» (1912). Э. Дюркгейм отстаивал специфический характер социальной реальности и ее первостепенное значение в формировании и регуляции сознания и поведения человека. Исходя из этого, он открыто провозгласил религию социальным явлением. В противовес существующим в его время концепциям происхождения религии Э. Дюркгейм доказывал, что никакие наблюдения человека ни над внешней, ни над своей собственной природой не могли породить религиозных верований. Эти верования могли зародиться только в обществе, в сфере коллективных представлений, которые человек получает не из своего личного опыта, но которые навязываются ему общественной средой. Э. Дюркгейм отводил религии важную роль в жизни общества и утверждал, что она будет существовать до тех пор, пока существует человечество, изменяя лишь свои формы. ТЭИЛОР, Эдуард Барнетт (1832—1917), выдающийся английский этнограф. Один из основателей этнографии и антропологии. Считается отцом эволюционной теории развития культуры. Опубликовал ряд книг и более 250 статей на разных языках мира. В 1871 избран членом Королевского научного общества, в 1896 году стал профессором первой в Англии кафедры антропологии при Оксфордском университете. Рассматривал культуру (синоним цивилизации) как сознательно созданное рациональное устройство для целей улучшения жизни людей в обществе. Например, для улучшения жизни людей изобрели моральные нормы, парламентскую форму правления, моногамию, капитализм, современный стиль одежды и т.п. Признавал неравномерность развития человеческих обществ и построил универсальную шкалу культурного прогресса, на вершине которой они расположили западные общества. Каждое следующее поколение людей в любом обществе живет в иных, более продвинутых культурных условиях, чем предыдущее поколение. Чем больше воспитанных и культурных людей в обществе, тем более оно развито. Метод Т. напоминал работу натуралиста: нужно расчленить культуру на составные части, классифицировать из в зависимости от географической и исторической принадлежности, а затем составить из них генетические ряды. Явления культуры, подобно растениям и животным, распадаются на роды, виды, подвиды. Внутри вида обычаев содержатся такие подвиды, как обычай наносить татуировки, обычай подпиливать зубы, обычай счета десятками и т.д. Подобно животным или растениям обычаи и другие культурные явления могут мигрировать из одного географического района в другой, из одной исторической эпохи в другую. Поэтому у разных народов, живущих в разные периоды истриии, отмечаются сходные культурные черты. Полный перечень явлений, составляющих жизнь того или иного народа, Т. называл культурой. Эволюция каждого изобретения, воззрения или обряда, согласно Т., обусловлена не столько усилиями мысли, сколько действием механизма проб и ошибок, поощрения и наказания, а также подражанием, внушением, влиянием индивидуальных и групповых интересов. Эволюционные ряды независимы, но они способны перекрещиваться, и тогда соединение далеко отстоящих друг от друга культурных явлений порождает качественно новые решения.
Эдуард Бернетт Тайлор (Edward Burnett Tylor) родился в 1832 г. в лондонском предместье Кэмбервилл в семье набожного промышленника. Его формальное образование ограничилось квакерской школой, после окончания которой он стал помогать своему отцу. В 1855 г. по настоянию врачей Э. Тайлор отправляется в длительное путешествие. Во время визита на Кубу в 1856г. он познакомился с богатым меценатом Г. Кристи, пробудившим в нем интерес к изучению древности. Вернувшись в Англию, Э. Тайлор занялся самообразованием и научными исследованиями в области этнографии и антропологии. Первую официальную должность он получил лишь в 1883 г., став хранителем этнографического музея при Оксфордском университете. В 1884 г. он был назначен лектором по антропологии в Оксфорде, а в 1886 г.— доцентом Абердинского университета. Э. Тайлор был членом Королевского общества Англии, дважды избирался на пост президента Антропологического института Великобритании и Ирландии. Умер Э. Тайлор в Оксфорде в 1917 г.
Основные работы Э. Тайлора: «Анахуак, или Мексика и мексиканцы, древние и современные» (1861), «Исследования в области древней истории человечества» (1865), «Первобытная культура» (1871), «Антропология: Введение к изучению человека и цивилизации» (1881). Э. Тайлор был признанным лидером английской школы эволюционизма в этнографии и антропологии. В своих работах он стремился показать, что все народы и все культуры можно поместить в один непрерывно и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Всемирную известность Э. Тайлору принесла, разработанная им, анимистическая концепция происхождения религии, согласно которой в основе всех религий лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях. Используя богатейший этнографический материал, который гармонично вписывался в рамки его религиоведческой концепции, Э. Тайлор выдвинул формулу: «анимизм есть минимум определения религии». Эта формула стала предметом многочисленных дискуссий, способствующих дальнейшему развитию науки о религии. ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl) Люсьен (1857—1939), видный французский этнограф и психолог. Создал теорию господства «до-логического мышления» в общественном сознании первобытной эпохи. Выступал против эволюционистов (Э. Тайлор и др.), утверждавших, что первобыт. человек мыслил так же логически, как и совр. По мнению Л.-Б., в «низших обществах» преобладают «коллективные представления», отличные от «индивидуальных». Первые независимы от человеческого опыта и лишены логических противоречий, тогда как вторые основаны на практическом опыте и развиваются вместе с ростом человеческого знания. Л.-Б. близок к школе Дюркгейма, откуда и заимствовано понятие «коллективных представлений». В поздний период творчества намеревался отказаться от термина «дологическое мышление». В его работах нет абсолютизации противоположности первобыт. и совр. типа мышления. Ввел понятие ментальности в кн. «Ментальные функции отсталых обществ» (рус. пер. «Первобытное мышление»). Культурология, идеи отражены в работах: «La mythologie primitive» (1922); «L'me primitive» (1927) и др. Люсьен Леви-Брюль (Lucien Levy-Bruhl) родился в 1857 г. в Париже, где получил начальное и среднее образование. В 1876 г. он поступил в Высшую Нормальную школу, избрав своей специальностью философию. После ее окончания работал учителем в средних школах Потье, Амьена и Парижа. Получив в 1884 г. докторскую степень, Л. Леви-Брюль продолжил преподавательскую деятельность в Независимой школе политических наук, в Высшей Нормальной школе и в Сорбонне. В 1904 г. он становится профессором Сорбоннского университета. С 1917 г. он был редактором журнала «Философское обозрение», а в 1925 г. вместе с Паулем Риветом и Марселем Моссом основал Институт этнологии. Умер Л. Леви-Брюль в 1939 г. в Париже. Для исследователей религии наибольший интерес представляют следующие работы Л. Леви-Брюля: «Первобытное мышление» (1922), «Сверхъестественное в первобытном мышлении» (1931), «Мистический опыт и символы первобытных людей» (1938). Помимо современной философии и истории общественной мысли Л. Леви-Брюль занимался изучением особенностей первобытного или «примитивного» мышления. Выступая против концепции Э. Тайлора и других эволюционистов, согласно которой первобытный человек мыслил так же, как и современные люди, Л. Леви-Брюль выдвинул положение о том, что разным этапам в развитии общества и культуры соответствуют различные типы мышления. По отношению к мышлению первобытного человека он употребляет понятие «коллективные представления». Эти представления, передающиеся из поколения в поколение и навязываемые индивиду социальной средой, зачастую игнорируют элементарные логические законы и заменяют их законом партиципации (сопричастия). Подчеркивая мистическую ориентацию первобытного мышления, его нечувствительность к очевидным для современных людей противоречиям, а также преобладание в нем эмоциональных элементов, Л. Леви-Брюль склонен был характеризовать его как «пралогическое». Разработанная французским философом концепция «пралогического» мышления позволила по-новому взглянуть на религиозные верования и поведение наших отдаленных предков. Леви-Стросс Клод (р. 1908), известный французский этнограф и социолог, один из главных представителей структурализма. Создал теорию первобытного мышления, во многом противостоящую теории Л. Леви-Брюля. Эволюция культуры, согласно его воззрениям, представляет движение к единству чувственного и рационального начал, утраченных современной цивилизацией. Гармония этих начал свойственна первобытному мышлению. Этнологическое исследование стремится к обнаружению порядка во всех регистрах человеческой деятельности с помощью метода структурной антропологии, основывающемся на единстве трех принципов: рассмотрения явлений культуры в синхронном срезе общества, исследования этого явления как многоуровневого, целостного образования; анализа культуры с учетом его вариативности. Конечным результатом исследования выступает моделирование структуры, которая определяет скрытую логику, присущую как отдельным вариантам явления, так и виртуальным переходам от одного варианта к другому. Рассматривал первобытное мышление как проявление коллективного бессознательного — наиболее удобного объекта для выявления структур ума, единых для древнего и современного человека. В нем выделяются три операции, осуществляющиеся с помощью бинарных оппозиций: совмещение бинарных оппозиций, перенос бинарности и установление соответствий между более общей и более конкретными оппозициями, введение медиаторов. ШПЕТ, ГУСТАВ ГУСТАВОВИЧ (1879–1937), русский философ. Родился 25 марта (6 апреля) 1879 в Киеве. Учился на физико-математическом и историческом факультетах Киевского университета. Участвовал в революционной деятельности, был арестован и осужден. После освобождения из тюрьмы продолжил учебу, участвовал в работе психологического семинара Г.И.Челпанова. Первый значительный труд Шпета – монография Проблема причинности у Юма и Канта (1907). В 1907–1910 преподавал в Московском университете, на Высших женских курсах, в университете Шанявского. В 1910–1911 стажировался Геттингенском университете, слушал лекции Гуссерля. «Феноменологический» период в творчестве Шпета открывает его книга Явление и смысл (1914), представляющая собой критический анализ сочинения Гуссерля Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. В 1916 Шпет защитил в Московском университете магистерскую диссертацию История как проблема логики. С 1917 издал философский ежегодник «Мысль и слово», где опубликовал ряд оригинальных работ: Мудрость или разум?, Скептик и его душа и др. В 1918 завершил свой главный труд Герменевтика и ее проблемы. В послереволюционные годы Шпет участвовал в работе Московского лингвистического кружка, его идеи оказали влияние на Р.Якобсона, Р.Шора и др. В 1921 был отстранен от преподавания в Московском университете, но некоторое время сохранял связь с университетом благодаря деятельности созданного им «Этнографического кабинета». В 1922 вышли в свет его Очерки развития русской философии. С 1923 по 1929 Шпет возглавлял Отделение философии в Российской академии художественных наук (с 1927 – Государственная академия художественных наук). В последние годы жизни много занимался переводами (Диккенса, Байрона, Шекспира; осуществил перевод Феноменологии духа Гегеля). В 1935 был арестован и сослан в Енисейск, а затем в Томск. Шпет был расстрелян в Томске 16 ноября 1937.
Перспективы философского развития Шпет связывал с направлением, которое он называл «положительной философией». В работе История как проблема логики задача «положительной философии» формулируется как обоснование и оправдание действительности, признание ее изначальной, онтологической подлинности. В конечном счете критерием истинности такого «положительного» обоснования признаются интуитивные очевидности, универсальные принципы аксиоматического типа. Действительность может быть воспринята и понята только в своем единстве – вся, во всех своих проявлениях. Вопрос о «подлинном» и «мнимом» носит относительный характер: все зависит от точности подхода, от точности определения места того или иного явления в структуре действительности. «Иллюзорному» и «мнимому» также найдется место в мировом универсуме, надо только уметь его найти. К «положительному» направлению в мировой философии Шпет относил Платона, Декарта, Лейбница, Гегеля; «отрицательное» же направление связывал с именами Протагора, Локка, Юма, Канта. В феноменологии Гуссерля Шпет усматривал основу для постижения различных феноменов (состояний) действительности и верного выбора философского «пути» в мире символических связей и иерархических отношений. В поздний период творчества особое внимание уделял философии языка и проблемам герменевтики.
Миклухо-Маклай (Николай Николаевич) - известный путешественник, (1847- 87), воспитывался во 2-й СПб. гимназии, затем в университет;продолжать образование он отправился за границу, где были напечатаны ипервые его зоологические работы. В 1866 г. М. М. совершил поездку наМадеру, Канapскиe о-ва и в Марокко, а в 1869 г. посетил берега Красногоморя и Малой Азии, занимаясь главным образом изучением низших морскихживотных, губок, полипов и т. д. Вернувшись в Россию, он задумалотправиться на почти неизвестную еще тогда Новую Гвинею и, присодействии Имп. Русск. Географического Общества, поехать туда получилвозможность на корвете "Витязь", зашедшем в 1871 г. специально для этойцели в бухту Астролябии на Новой Гвинеи. Здесь М. высадился с однимслугой, шведом, и другом полинезийцем; матросы выстроили ему небольшойдомик. Соседние папуасы сначала убежали в испуге, но потом, понемногу,освоились с неизвестным пришельцем, прозванным ими "человеком с луны".Через год, в 1872 г., в бухту зашел клипер "Изумруд" и увез смелогопутешественника, больного лихорадкой, на о-в Яву; отсюда М. направилсяна юго-западный берег Новой Гвинеи, принадлежащий Голландии, и здесьчуть не был убит туземцами. После этого он поехал на о-в Амбоин и черезТернате, Менадо, Горонтало и Макассар на Яву, где жил до 1875 г., а затем посетил полуо-в Малакку. В 1876 г. он снова отправился к своимзнакомцам папуасам, на Маклаев берег Новой Гвинеи привез им скота иорудия, и прожил там до 1878 г., совершая экскурсии, занимаясь лечениемтуземцев и собирая антропологическую и этнографическую коллекции. В 1878г. вернулся в Сингапур, потом переехал р. Сидней и занялся, междупрочим, устройством биологической станции в Ватсон-бае. В течение 1879г. он посетил Новую Каледонию, о-ва Лояльти, Ново-Гебридские,Адмиралтейства, Соломоновы, а также некоторые о-ва Микронезии, убедилсяв широком распространении захвата там людей для продажи в рабство (подвидом законтрактованных кули) и, по возвращении в Австралию, стал сильноратовать против этого зла. В 1882 г. М. Маклай приехал в Петербург ипосетил также Москву. Средства для его многолетнего пребывания втропических странах доставляло ему, главным образом, Имп. Рус.Географическое Общество, отчасти также берлинское общество антропологиии этнологии (Вирхов). В 1883 г. он вернулся в Сидней посетил в третийраз берег Маклая и, узнав о намерении Германии занять эту часть НовойГвинеи, стал пропагандировать (сперва письменно, а потом и лично) идею озанятии этого берега Poccией, - но безуспешно. В 1883 г. М. Маклайженился на дочери сэра Дж. Робертсона, бывшего первого министра НовогоЮжного Валлиса. С мая 1886 по март 1887 г. он прожил в СПб., а летом1887 г. привез туда из Сиднея свою семью. По ходатайству географическогоОбщества, ему была выдана значительная сумма для расплаты в Австралии сдолгами. В Петербурге М. стал готовить описание своих путешествий,издание коего покойный Государь Император Александр III соизволилпринять на свой счет, но расстроенное здоровье скоро изменилопутешественнику и он скончался в том же году. По ходатайствуГеографического Общества, вдове его была назначена пенсия в 600 р. ТрудыМ. напечатаны в "Известиях" Имп. Русск. Географ. Общества, в"Verhandlungen der Berliner Gesellschaft der Anthropologie, Ethnologieund Urgeschichte" и в батавских и австрийских журналах. В Батавии былнапечатан наиболее подробный его очерк типа папуасов, в "Протоколах"берлинского общества - не сколько интересных заметок об австралийцах инекоторых малайских племенах, в "Известиях" и других русских журналах -очерки о-вов Адмиралтейства и некот. других. С Новой Гвинеи им былавывезена богатая коллекция антропологич. и этнографических предметов,переданная им географическому обществу, а последним в Имп. Академиюнаук. Затем после него осталось еще много рисунков и ряд записныхкнижек, но составление по ним описания путешествия до сих пор не былопризнано возможным. Д. А. Литература. Всего напечатано 76 его работ. Часть их зоологическогосодержания, таковы первые научные работы М.: Beitrage z. Kenntniss derSpongien" ("Jenaische Zeitschrift", т. IV), "Beitrag zur vergleich.Neurologie d. Wirbelthiere" (Лпц. 1870), "Ueber einige Schwamme desnordl. Stillen Oceans und des Eismeeres etc." ("Mem. de l'Ac. d.Sciences Petersb.", VII сер., т. XV), "Исследования над морскими губкамии над пресноводной губкой Байкала" (1870) и ряд работ в "Proceedings ofthe Linnean Society of New South Wales". БАСТИАН, АДОЛЬФ (Bastian, Adolf) (1826–1905), немецкий этнолог. Родился 26 июня 1826 в Бремене. Первое из многочисленных плаваний совершил в 1850 в Австралию в качестве судового врача. С того времени и до 1903 путешествовал по миру – побывал на Ближнем Востоке, на обоих берегах Тихого океана, на западном побережье Африки, в Южной и Восточной Азии. Основной публикацией по итогам этих путешествий стал шеститомный труд Народы Восточной Азии (Die Vlker des stlichen Asien, 1866–1871). Вместе с Рудольфом Вирховым Бастиан организовал в Берлине в 1869 Общество антропологии, а в 1870 – Общество исследований Центральной Африки. Когда в 1886 в Берлине был построен Королевский этнографический музей (получивший впоследствии название Музея народоведения), стал его первым директором. Бастиан утверждал, что сходство обычаев в различных частях мира является продуктом одинаковых форм мышления, которые он назвал «элементарными идеями». На ранних стадиях развития общества элементарные идеи формируются как «народные понятия» под воздействием географической среды; позднее видоизменяются под влиянием исторических факторов. Изложение этой концепции можно найти в труде Этнические элементарные идеи в учении о человеке (Ethnische Elementargedanken in der Lehre von Menschen, 1895). Среди других работ Бастиана следует отметить книгу Человек в истории (Der Mensch in der Geschichte, 1860). Умер Бастиан в Порт-оф-Спейне (Тринидад) 2 февраля 1905.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Издержки национально-государственного суверенитета
Реферат Экономико-статистический анализ выручки и прибыли от реализации продукции в СХПК "Дьяконовский" Октябрьского района Курской области
Реферат Осложнения анестезии и профессиональные вредности в анестезиологии
Реферат Валютный курс и факторы на него влияющие
Реферат Анализ показателей финансового состояния "Астраханская Узловая Дистанция Связи" Приволжской железной дороги
Реферат Педагогические методы и приёмы повышения мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы.
Реферат А суждение Lemesurier относительно его опровержения божественного происхождения знания событий четверостиший, отказ признать происхождение открытия божественным
Реферат Дискуссионный характер состава и структуры финансовой системы
Реферат Расчет информационной нагрузки программиста, оптимальное рабочее место с точки зрения эргономики, расчет вентиляции
Реферат Применение симплекс-метода при определении состава смеси при переработке нефти
Реферат Природное явление гроза
Реферат Інститут журналістики І масової комунікації Класичного приватного університету (м. Запоріжжя) Інститут журналістики Київського національного університету ім. Т. Шевченка Шановні колеги
Реферат Совершенствование управления муниципальным водоснабжением на примере ОАО ВКиЭХ
Реферат Вопросы совершенствования оценки травмобезопасности рабочих мест при их аттестации по условиям труда
Реферат Engineering Fracture Mechanics Структура статьи Предисловие Некоторые общие комментарии Заглавие реферат