Содержание:
Введение
1. Автоматизация банковской деятельности
1.1. Принципы построения БС
1.2. Критерии выбора БС Заказать дипломную работу mba дипломная работа mba.
1.3. АБС представленные на рынке
2. Корпоративные сети банков
2.1 Требования к корпоративной сети банка
2.2 Архитектура корпоративной сети банка
2.3 Телекоммуникационные технологии и услуги для банковских сетей
2.3.1 Мобильный доступ к информации
2.3.2 Построение кластерного решения для автоматизированной банковской системы "СТ-БАНК"
2.3.3 Варианты применения VSAT-сетей в банковских технологиях
3. Удалённое банковское обслуживание
Заключение
Список использованных источников
Введение
В последние годы банковская система нашей страны переживает бурное развитие. Несмотря на существующие недостатки российского законодательства, регулирующего деятельность банков, ситуация неуклонно меняется к лучшему. Прошли времена, когда можно было легко зарабатывать на спекулятивных операциях с валютой и мошенничестве. Сегодня все больше банков делает ставку на профессионализм своих сотрудников и новые технологии.
Трудно представить себе более благодатную почву для внедрения новых компьютерных технологий, чем банковская деятельность. В принципе почти все задачи, которые возникают в ходе работы банка, достаточно легко поддаются автоматизации. Быстрая и бесперебойная обработка значительных потоков информации является одной из главных задач любой крупной финансовой организации. В соответствии с этим очевидна необходимость обладания вычислительной сетью, позволяющей обрабатывать все возрастающие информационные потоки. Кроме того, именно банки обладают достаточными финансовыми возможностями для использования самой современной техники. Однако не следует считать, что средний банк готов тратить огромные суммы на компьютеризацию. Банк является прежде всего финансовой организацией, предназначенной для получения прибыли, поэтому затраты на модернизацию должны быть сопоставимы с предполагаемой пользой от ее проведения. В соответствии с общемировой практикой в среднем банке расходы на компьютеризацию составляют не менее 17% от общей сметы годовых расходов.
Интерес к развитию компьютеризированных банковских систем определяется не желанием извлечь сиюминутную выгоду, а, главным образом, стратегическими интересами. Как показывает практика, инвестиции в такие проекты начинают приносить прибыль лишь через определенный период времени, необходимый для обучения персонала и адаптации системы к конкретным условиям. Вкладывая средства в программное обеспечение, компьютерное и телекоммуникационное оборудование и создание базы для перехода к новым вычислительным платформам, банки, в первую очередь, стремятся к удешевлению и ускорению своей рутинной работы и победе в конкурентной борьбе.
Новые технологии помогают банкам, инвестиционным фирмам и страховым компаниям изменить взаимоотношения с клиентами и найти новые средства для извлечения прибыли. Аналитики сходятся во мнении, что новые технологии наиболее активно внедряют инвестиционные фирмы, затем следуют банки, а самыми последними их принимают на вооружение страховые компании.
1. Автоматизация банковской деятельности
Автоматизация банковских технологий в новых рыночных условиях стала складываться в начале 1990-х годов, когда появились коммерческие банки. На рынке программных средств появляется ряд фирм-разработчиков, ведущие из них: "Инверсия", "Диасофт", "Асофт", "Програмбанк", "R-Stуlе" и др. Развитие процесса автоматизации привело к предложению разнообразных банковских систем, что обусловлено не столько множеством фирм-разработчиков, но и различием самих банков по выполняемым функциям, структур банковского дела.
Принципы построения БС
Банковские технологии как инструмент поддержки и развития банковского бизнеса создаются на базе рада основополагающих принципов:
ü комплексный подход в охвате широкого спектра банковских функций с их полной интеграцией;
ü модульный принцип построения, позволяющий легко конфигурировать системы под конкретный заказ с последующим наращиванием;
ü открытость технологий, способных взаимодействовать с различными внешними системами (системы телекоммуникации, финансового анализа и др.), обеспечивать выбор программно-технической платформы и переносимость ее на другие аппаратные средства;
ü гибкость настройки модулей банковской системы и адаптация их к потребностям и условиям конкретного банка; масштабируемость, предусматривающая расширение и усложнение функциональных модулей системы по мере развития бизнес-процессов (например, поддержка работы филиалов и отделений банка, углубление анализа и т.д.); многопользовательский доступ к данным в реальном времени и реализация функций в едином информационном пространстве;
ü моделирование банка и его бизнес-процессов, возможность алгоритмических настроек бизнес-процессов;
ü непрерывное развитие и совершенствование системы на основе ее реинжиниринга бизнес-процессов.
Автоматизированные банковские системы (АБС) создаются в соответствии с современными представлениями об архитектуре банковских приложений, которая предусматривает разделение функциональных возможностей на три уровня. Верхний уровень (Front-office) образуют модули, обеспечивающие быстрый и удобный ввод информации, ее первичную обработку и любое внешнее взаимодействие банка с клиентами, другими банками, ЦБ, информационными и торговыми агентствами и т.д. Средний уровень (Back-office) представляет собой приложения по разным направлениям внутрибанковской деятельности и внутренним расчетам (работу с кредитами, депозитами, ценными бумагами, пластиковыми карточками и т.д.). Нижний уровень (Accounting) это базовые функции бухгалтерского учета, или бухгалтерское ядро. Именно здесь сосредоточены модули, обеспечивающие ведение бухгалтерского учета по всем пяти главам нового плана счетов. Разделение банка на front-office и back-office основывается не столько на функциональной специфике обработки банковских операций (сделок) и принятия решений (обобщения и анализа), сколько на самой природе банка как системы, с одной стороны, фиксирующей, а с другой - активно влияющей на экономическое взаимодействие в финансово-кредитной сфере.
1.2 Критерии выбора БС
Для выбора наиболее удачного решения необходимо учитывать:
Стоимость БС. Здесь следует обратить внимание на выбор вычислительной платформы, сетевого оборудования и ПО. Немаловажна и стоимость обслуживания и сопровождения системы. Важно учитывать стандартность платформы и число независимых поставщиков оборудования и ПО. Очевидно, что конкуренция поставщиков увеличивает шансы найти более дешевое решение.
Возможность Масштабирования. В случае роста банка стоимость модернизации при неудачном выборе резко возрастает. Необходимо, чтобы выбранная вычислительная платформа допускала бы постепенное наращивание ресурсов в тех частях системы, где это требуется.
Использование существующих ресурсов. От эффективности использования уже имеющихся компьютеров, сетей и каналов связи существенно зависят и затраты на построение БС.
Наличие системы защиты информации. Безопасность данных является одним из главных требований к БС. Должна быть предусмотрена как устойчивость работы при неправильных действиях персонала, так и специализированные системы защиты от преднамеренного взлома БС с корыстными или иными целями. На сегодняшний день безопасность БС так важна, что мы рассмотрим этот вопрос подробнее. Система защиты и безопасности информации в БС предполагает наличие:
ü Средства физического ограничения доступа к компьютерам БС (идентификационные карточки, съемные блокирующие устройства и т.п.).
ü Предоставление полномочий, привилегий и прав доступа к БС на уровне отдельного пользователя (сотрудника или клиента банка).
ü Средства централизованного обнаружения несанкционированных попыток проникнуть к ресурсам БС, дающие возможность своевременно принять соответствующие меры.
ü Защита данных при их передаче по каналам связи (особенно актуально при использовании открытых каналов связи, например сети Internet). Здесь возможно использование "цифровой электронной подписи" и других криптографических методов.
Надежность системы. Отказы отдельных элементов БС не должны приводить к ее полному выходу из строя. Кроме того, необходимо обеспечить высокую устойчивость работы БС в условиях дестабилизирующих факторов (например помех в линиях связи или ошибочных действий персонала банка).
Наличие средств восстановления при сбоях. В БС должны быть предусмотрены средства для прогноза, фиксации и локализации различных нештатных ситуаций и отказов оборудования (таких как: повреждений и перегрузок каналов связи; перегрузок устройств внешней памяти; нарушения целостности БД; попыток несанкционированного доступа в систему и т.д.)
Возможность адаптации к изменениям финансового законодательства или структуры банка и другим событиям.
Возможность работы в режиме реального времени. В настоящее время системы типа OLTP (On-line Transaction Processing) становятся все более распространенными при создании БС. Внедрение систем OLTP требует от банка весьма больших инвестиций, но преимущества таких систем с лихвой оправдывают все затраты. Для создания систем этого типа могут быть использованы:
1. Мощные ЭВМ, например, фирм IBM, DELL, Hewlett-Packard, Cisco и др. Возможности OLTP реализуются с помощью дополнительного к стандартному ПО.
2. Специализированные многопроцессорные отказоустойчивые (SFT, System fault-tolerant) системы. Для SFT-компьютеров принято включать OLTP непосредственно в ОС.
Наличие дополнительных функциональных возможностей. Анализ всей деятельности банка и системы выбора, оптимальных в данной ситуации, решений; Возможность мгновенного получения необходимой информации, влияющей на финансовую ситуацию.
1.3 АБС представленные на рынке
Система MIM-Bank ориентирована на использование в коммерческих банках различного размера и с различным объемом операций, в филиалах банков, а также в клиринговых и расчетно-кассовых центрах. На основании системы можно построить сеть обработки банковской информации, включающую учреждения банка, филиалы, пункты уполномоченных и клиентов.
Система предназначена для комплексного ведения операционно-учетной работы банка, включая ведение кредитных, депозитных и корреспондентских счетов, кассовые операции, договора и т.д. Система используется также для анализа деятельности и состояния банка, печати необходимых отчетных и справочных документов, хранения, поиска, просмотра информации. Фактически система реализует рабочие места операциониста, бухгалтера, кредитного инспектора, экономиста, руководителя банка. Система может интегрироваться с другими системами, разработанными на базе МИМ - Технологии: системой Учет вкладов населения (MIM-Saving), клиент банка (Home-Banking), электронной почтой и др.
АБС "Кворум" представляет собой интегрированное полнофункциональное решение, позволяющее автоматизировать широкий спектр бизнес-процессов современного банка. В настоящее время в состав системы входит более 40 компонентов. В рамках АБС "Кворум" развиваются и поддерживаются две линии программных продуктов. Первая линия в качестве системы управления доступом к данным использует СУБД Oracle Server, вторая линия работает на платформе Btrieve Record Manager (Pervasive SQL). Это позволяет легко масштабировать АБС "Кворум" при ее установке в различных по величине банках и филиалах.
Комплекс "Мини-Банк"
Предназначен для автоматизации массового обслуживания физических и юридических лиц в Территориально-Обособленных Безбалансовых Отделениях (ТОБО) банка и в самом банке.
Мини-Банк представляет собой комплексное решение по обслуживанию всех розничных операций многофилиального банка с развитой инфраструктурой; обеспечение оперативного расширения перечня оказываемых услуг с одновременным отражением в учете, с использованием различных каналов связи on-line или off-line доступа, применением единого информационного пространства и современной СУБД промышленного типа.
Комплекс архитектурно состоит из двух частей:
1. Центральной Базы данных ТОБО, устанавливаемой в банке;
2. Систем "Мини банк", установленных в каждом ТОБО банка.
Комплекс МИНИ-БАНК предназначен для организации массового обслуживания физических и юридических лиц и ориентирован на выполнение всех розничных операций в банке и его ТОБО (Территориально-Обособленных Безбалансовых Отделениях).
ИРБИС - интеллектуальная, управляющая банковская система, позволяющая в условиях динамично меняющихся внешних условий, прогнозировать, планировать и гибко перестраивать работу банка для достижения максимальной эффективности.
ИРБИС состоит из пяти базовых компонент:
ü Технологической, поддерживающей концепцию Т-Машины;
ü Финансовой;
ü Управления персоналом;
ü Аудит информации;
ü Портала, обеспечивающего связь ИРБИС с внешним миром;
Центральной концепцией ИРБИС является Технологическая Машина (Т-Машина), позволяющая увязать отдельные рабочие места банка в единую технологическую сеть с обработкой пред- и постусловий, передачей сообщений, распоряжений и прочей документации и контролем исполнения на каждом рабочем месте.
Финансовое ядро ИРБИС соответствует стандартам International Accounting Standard Committee (IASC) и обеспечивает реализацию любых финансовых инструментов, которые могут потребоваться для деятельности Банка. В целом же, проект соответствует стандартам EJB Specification, v.2.0 и J2EE Specification v.1.2. от Sun Microsystems.
Система БАНКИР обеспечивает автоматизацию работы банка любого уровня документооборота, от нескольких рабочих мест до многофилиального банка на единой базе данных. Функциональность системы позволяет обслуживать клиентов и обеспечивает бухгалтерский учет по всем основным банковским продуктам и услугам:
ü В части задач front-office: по ведению счетов, расчетно-кассовому обслуживанию, налично-денежному обращению, кредитно-депозитной деятельности, вкладам, торговым операциям, дилингу, денежному рынку в режиме on-line и off-line;
ü В части задач middle-office: конфигурирование розничных банковских продуктов и дистрибуция их по существующим каналам доставки, персонифицирование продаж.
ü В части задач back-office: обеспечение бухгалтерского и документарного учета всех банковских продуктов: регистрацию документов и автоматическую генерацию проводок при выполнении банковских операций;
ü автоматическое создание документов при регистрации сделок и связанных документов по многооперационным банковским продуктам;
ü ведение корреспондентских счетов, в том числе при расчетах с филиалами;
ü формирование сеансов обмена с РКЦ или банками прямыми корреспондентами;
ü автоматизированная обработка входящих межбанковских документов из РКЦ, обработку входящих документов при приеме SWIFT-сообщений, от систем «Клиент-банк»;
ü формирование оперативной отчетности, в том числе балансов филиалов банка, осуществляющих работу через единый корреспондентский счет банка;
ü ведение архивов и формирование отчетности за прошедший период;
ü В части учета собственного хозяйства банка: расчет заработной платы, ведение кадровых операций, учет основных средств, проведение складских операций, учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП), ведение хозяйственных договоров, формирование книги покупок и книги продаж.
Система реализует расширенный набор функций непосредственного обслуживания и полностью автоматизирует учет банковских операций филиалов и головного банка. Контроль за деятельностью банка достигается за счет централизованной обработки на единой информационной базе и управления информационными потоками. Одновременно с этим уменьшаются затраты на эксплуатацию системы в расчете на одну банковскую операцию. Интеграция данных дает возможность оперативного получения реальной информации о текущем состоянии аналитического и синтетического учета, о состоянии за любой прошедший период и ожидаемые результаты на будущее по запросу руководства и конечных пользователей. Вид представления получаемой информации определяется пользователем с помощью языка настраиваемых отчетных форм и запросов. Расширенная аналитика системы позволяет получить объективную картину состояния учета в банке в разных разрезах по структурным подразделениям, банковским продуктам и услугам, типам клиентов, отраслям промышленности и т.п. Динамику изменений легко отследить с помощью развитых архивов. Гибкий и мощный встроенный механизм создания связанных документов и генерации проводок сложной геометрии минимизирует срок создания и предложения на рынке новых банковских продуктов, тем самым, увеличивая конкурентоспособность банка.
FLEXCUBE. Система компании i-flex solutions для автоматизации бизнес-процессов крупных и средних банков. Система является самой продаваемой универсальной банковской системой (согласно International Banking Systems Report 2002 год). Система FLEXCUBE установлена в 115 банках по всему миру.
FLEXCUBE представляет собой набор продуктов для розничной, корпоративной, оптовой, инвестиционной и электронной банковской деятельности, управления активами и инвестициями. Среди основных преимуществ системы - наименьшая стоимость владения (из западных решений), полная функциональность, корпоративное обслуживание, розничное обслуживание, инвестиционные операции (брокерские услуги, ПИФы), управление банком (встроенная управленческая система и Revelеus – дополнительная подсистема бизнес-анализа).
Основные функциональные модули системы: Текущие и сберегательные счета Депозиты Розничные и коммерческие кредиты Синдицированные кредиты Управление ликвидностью Документарные операции – аккредитивы и гарантии Управление активами Казначейские продукты Инвестирование Паевые фонды
FLEXCUBE обслуживает транзакции с использованием различных каналов взаимодействия: Отделения, работающие с интегрированной системой FLEXCUBE Branch system; Банкоматы (ATM); POS-терминалы/ интерфейсы дебетовых карт; Телефон (IVR); Интернет.
Система предоставляет финансовым организациям возможность создать новые виды активных и пассивных продуктов, разнообразить условия их доставки, улучшить уровень обслуживания клиентов.
Среди достоинств системы: Свободный выбор платформы и единые стандарты доставки информации. Простая интеграция в существующие системы; Открытая масштабируемая архитектура и возможность автономной обработки информации; Ориентированная на клиента бизнес-модель, позволяющая повысить доходы финансовой организации; Гибкое модульное решение, обладающее возможностями процессинга в реальном времени; 24 часовые, постоянные и совместимые службы внутри всех каналов доставки; Поддержка ISO 8583 /XML обмена сообщениями по каналам доставки; Способность к распределенной обработке и цельная мультиканальная доставка информации;
FLEXCUBE имеет широкий набор стандартных отчетов для управленческой и регламентной отчётности, позволяет настраивать отчётные формы, создавать детализированные отчеты.
Автоматизированная банковская система RS-Bank, разработанная компанией "R-Style Softlab", - самый широко используемый отечественный программный продукт для кредитных организаций. Сегодня RS-Bank эксплуатируется в каждом четвертом коммерческом банке, действующем на территории Российской Федерации. Для автоматизации своей деятельности этот продукт выбрали более 40 территориальных банков и свыше 200 отделений Сбербанка России. RS-Bank используют российские подразделения иностранных банков "JP Morgan", "Michinoku Bank", "Westdeutche Landesbank Vostok", Republic National Bank of New York (RR), "Founders Bank", "Raiffeisenbank".
Характеристики RS-Bank: Широкие функциональные возможности, позволяющие охватить практически все направления банковской деятельности. Рабочие места пользователей максимально адаптированы к специфике их работы. "Операция" - ключевое понятие технологии. Исполнитель на своем рабочем месте не "набивает" проводки, а совершает операции над документами (контроль, позиционирование, оформление или пролонгацию кредитного договора и т.п.), которые находятся в специальных списках, отражающих определенную стадию обработки. Все необходимые учетные действия осуществляются в системе автоматически. Настройка технологии функционирования системы выполняется централизованно. Это позволяет максимально быстро и качественно готовить комплекс к эксплуатации, а также оперативно изменять условия выполнения любой операции, что особенно благоприятно для создания новых банковских продуктов. Масштабируемость. RS-Bank можно эксплуатировать в кредитном учреждении любого масштаба и с любой степенью централизации управления - в крупном многофилиальном или же в унитарном банке. Адаптация под специфику конкретного кредитного учреждения обеспечивается как за счет внутренней организации документооборота, так и благодаря использованию различных программно-аппаратных платформ - Pervasive.SQL на Intel, Pervasive.SQL на Sun Microsystems. Многоплановость учета. Возможность вести, наряду с официальным учетом, всесторонний альтернативный управленческий учет позволяет формировать обширную аналитическую базу для эффективного управления банковскими процессами. Безопасность хранения данных. Широкие возможности по разграничению доступа и протоколированию действий пользователей существенно повышают безопасность эксплуатации комплекса, снижают операционные риски и обеспечивают надежность в работе. Открытость. RS-Bank располагает собственными средствами разработки расширений системы с использованием языков программирования высокого и низкого уровней (RSL, DLM SDK), а также развитыми штатными функциями для быстрого и эффективного обеспечения обмена данными с другими АБС, представленными на российском рынке. Трехуровневая клиент-серверная архитектура. Обеспечивает выполнение самых жестких требований к безопасности при работе с программой, снижает требования к качеству коммуникационных каналов и производительности рабочих станций. Совместимость с сетью S.W.I.F.T.
Архитектура RS-Bank АБС RS-Bank построена по модульному принципу
Архитектурное построение АБС RS-Bank
Ядро выполняет следующие функции:
ü ведение нормативно-справочной информации;
ü формализованное описание технологии выполнения банковских операций;
ü ведение синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета, а также архива бухгалтерских и финансовых документов;
ü разграничение доступа пользователей к объектам системы и контроль выполняемых операций.
ü предоставление прикладным подсистемам, взаимодействующим с ним, единого интерфейса доступа к объектам системы и обеспечение межмодульного взаимодействия.
2. Корпоративные сети банков
Корпоративная сеть банка представляет собой частный случай корпоративной сети крупной компании. Очевидно, что специфика банковской деятельности предъявляет жесткие требования к системам защиты информации в компьютерных сетях банка. Не менее важную роль при построении корпоративной сети играет необходимость обеспечения безотказной и бесперебойной работы, поскольку даже кратковременный сбой в ее работе может привести к гигантским убыткам. И, наконец, требуется обеспечить быструю и надежную передачу большого объема данных, поскольку многие прикладные банковские программы должны работать в режиме реального времени.
2.1 Требования к корпоративной сети банка
Можно выделить следующие основные требования к корпоративной сети банка:
ü Сеть объединяет в структурированную и управляемую замкнутую систему все принадлежащие компании информационные устройства: отдельные компьютеры и локальные вычислительные сети (LAN), серверы, рабочие станции, телефоны, факсы, офисные АТС, сети банкоматов, онлайновые терминалы.
ü В сети обеспечивается надежность ее функционирования и мощные системы защиты информации. То есть, гарантируется безотказная работа системы, как при ошибках персонала, так и в случае попытки несанкционированного доступа.
ü Существует отлаженная система связи между банковскими отделениями разного уровня (как с городскими отделениями, так и с иногородними филиалами).
ü В связи с современными тенденциями развития банковских услуг (например, обслуживание по телефону, круглосуточный доступ к банкоматам и он-лайновым терминалам, развитие сетей быстродействующих платежных терминалов в торговых точках, круглосуточные операции с акциями клиентов) появляется потребность в специфичных для банков телекоммуникационных решениях. Существенную роль приобретает организация оперативного, надежного и безопасного доступа удаленного клиента к современным банковским услугам.
2.2 Архитектура корпоративной сети банка
Касаясь вопроса предпочтительной архитектуры банковской сети, можно отметить, что наиболее распространенной в европейских странах и актуальной на сегодня для российских банков является топология "звезда", простая или многоуровневая, с главным офисом в центре, соединенным с региональными отделениями. Преобладание этой топологии определяется следующими факторами:
ü Прежде всего, самой структурой банковских организаций. (Наличием региональных отделений и большим объемом передаваемой между ними информации.)
ü Высокой стоимостью аренды каналов связи. Нужно иметь в виду, что обычно при организации связи с удаленными отделениями практически не используются коммутируемые телефонные каналы. Здесь необходимы высокоскоростные и надежные линии связи.
В общем случае, когда возникает необходимость связывать региональные офисы друг с другом напрямую, приобретает актуальность топология "каждый с каждым". По своей сути эта топология отличается повышенной надежностью и отсутствием перегрузок. Практически могут быть реализованы многочисленные смешанные варианты топологий, как в случае "децентрализованного главного офиса", когда различные отделы центрального офиса банка — расчетный, кредитный, аналитический, технический или любой другой — находятся в разных зданиях.
В некоторых европейских странах существуют общенациональные конфигурации, когда корпоративные сети отдельных банков образуют "суперзвезду" с межбанковским расчетным центром в качестве вершины телекоммуникационной банковской иерархии. Этот вопрос напрямую связан с выбором системы межбанковских операций.
2.3 Телекоммуникационные технологии и услуги для банковских сетей
2.3.1 Мобильный доступ к информации
Клиент для доступа к информации о своих счетах может также использовать сотовый телефон. Используя WAP-интерфейс, клиенты могут в настоящее время получать информацию о состоянии своих счетов, курсах валют и другую информацию. Для этого необходимо настроить сотовый телефон для работы с нужным сайтом. Процедуры настройки описаны в руководстве пользователя конкретного типа сотового телефона.
Получение выписки на сотовый телефон
WAP-интерфейс, реализованный на WML 1.1 . Для просмотра WML-страничек можно использовать мобильные телефоны поддерживающие WAP 1.1. Это Nokia 7110, Siemens S35i, Ericsson R320s, Motorola P7389 TimePort и другие.
Для защиты WAP-клиента используется протокол WTLS, поддерживаемый мобильными устройствами. Это аналог SSL для "обычного" Интернет. Данные защищаются по протоколу WTLS от мобильного устройства до WAP-шлюза. От WAP-шлюза до Web-сервера используется SSL. Преобразование WTLS-SSL и SSL-WTLS происходит на WAP-шлюзе и в текущей версии протокола WAP 1.1 данные в момент перекодировки остаются незащищенными. Поэтому существует потенциальная опасность того, что, если злоумышленник получит доступ к WAP-шлюзу, то он может получить доступ и к передаваемым данным. Эта брешь будет устранена в следующих версиях протокола. Сейчас же, для особо требовательных к безопасности случаев, предлагается использовать собственный WAP-шлюз, находящийся за брандмауэром.
В дальнейшем, для предоставления более полного спектра услуг физическим лицам будет увеличено количество операций доступных клиентам - физическим лицам. Также планируется усовершенствование WAP-банкинга. Клиенты смогут помимо просмотра информации совершать операции с помощью сотового телефона, которые сейчас доступны при использовании Web-интерфейса.
2.3.2 Построение кластерного решения для автоматизированной банковской системы "СТ-БАНК"
MICROSOFT CLUSTER SERVICE
Microsoft Cluster Service (MSCS) является кластерным решением для защиты от сбоев, а не для масштабирования. То есть существует один или более серверов "горячей" замены с доступом к разделяемому хранилищу данных, который (которые) в случае сбоя активного сервера берут на себя управление операциями. Только один узел кластера может контролировать разделяемый дисковый ресурс в данный момент времени. Существует один виртуальный сервер, управляемый активным узлом, так что клиенты видят одну систему. Можно иметь несколько экземпляров виртуальных серверов с различными основными узлами для использования резервных ресурсов, при этом должны быть выделены уникальные дисковые ресурсы для каждого виртуального сервера.
OLTP WORKLOAD
Одним из основных способов увеличения производительности транзакций является увеличение количества процессоров и памяти на сервере. Добавление процессоров может помочь масштабировать систему для работы с большим количеством пользователей и большей загрузкой.
В то же время OLTP часто связана с очень большой интенсивностью операций ввода/вывода. При такой загрузке помогает увеличение количества памяти, потому что больший размер буфера кэширования SQL-сервера приводит к уменьшению количества обращений к более медленной дисковой подсистеме, а также уменьшает количество сбоев страниц данных и индексов. Что приводит к повышению производительности и уменьшению загруженности сервера. SQL Server 2000 на Windows 2000 Datacenter Server может поддерживать до 64 Гб памяти, благодаря использованию расширений для управления памятью Address Windowing Extensions (AWE).
Ниже приведены результаты тестов производительности OLTP выполненные на системах со следующими конфигурациями по количеству процессоров и объему памяти:
· 2 процессора, 4 Гб физической памяти;
· 4 процессора, 8 Гб физической памяти;
· 8 процессоров, 32 Гб физической памяти.
Как видно из первой диаграммы, производительность OLTP увеличивается при одновременном увеличении количества процессоров и объема памяти почти линейно, что демонстрирует выгодность вложений в аппаратное обеспечение.
Дополнительные тесты с различными комбинациями процессоров и памяти показывает, что больший объем памяти помогает только при наличии доступных вычислительных ресурсов, что видно на второй диаграмме. При полной загруженности процессоров наращивание объема памяти почти не влияет на производительность OLTP. Наилучшее сочетание количества процессоров/объема памяти в каждом конкретном случае можно определить с помощью тестов.
С учетом вышеизложенного, для банков использующих автоматизированную банковскую систему "СТ-БАНК" можно рекомендовать следующую конфигурацию:
· Кластер active/passive или active/active из двух узлов.
· Каждый узел - сервер на платформе Intel:
o 4 или более процессоров Pentium III или Pentium IV;
o объемом памяти 4 Гб или более;
o 2 или более SCSI-дисков, объединенных в RAID-массив.
· Операционная система - Windows 2000 Advanced Server или Windows 2000 Datacenter Server. При выборе операционной системы следует учитывать следующие ограничения:
Операционная система
Максимальное количество процессоров
Максимальный объем памяти
Windows 2000 Advanced Server
8
8 Гб (с включенным AWE)
Windows 2000 Datacenter Server
32
64 Гб (с включенным AWE)
· СУБД Microsoft SQL Server 2000 Enterprise Edition.
· В качестве разделяемого хранилища данных используется внешний дисковый массив, подключенный с помощью интерфейсов SCSI (small computer system interface) или FibreChannel (оптический канал) (замечание: SCSI не поддерживается кластерами на Windows 2000 Datacenter Server). FibreChannel - метод подключения дисковых массивов, разработанный специально для высокой пропускной способности и производительности. Рекомендуется использовать в качестве хранилища данных Storage Area Network (SAN) - дисковый массив, использующий для операций ввода/вывода сетевые протоколы через FibreChannel.
Корпорация Microsoft рекомендует для создания кластеров использовать протестированные конфигурации из списка Microsoft HCL (Hardware Compatibility List). Некоторые из рекомендованных конфигураций для Claster/Data Center:
1. Compaq ProLiant Cluster HA F500 (ProLiant 8500 2-node Data Center Solution):
· Server 1: Compaq ProLiant 8500 Data Center Solution
· Server 2: Compaq ProLiant 8500 Data Center Solution
· SCSI/Raid Controller -Compaq StorageWorks 64-Bit/33-Mhz PCI-to-Fibre Channel Host Bus Adapter
· Shared SCSI/RAID Storage - Compaq StorageWorks Fibre Channel Raid Array 8000 (HSG80), Compaq StorageWorks Fibre Channel ESA 12000 (HSG80), Compaq StorageWorks Modular Array 8000 (HSG80) and Compaq StorageWorks Enterprise Modular Array 12000 (HSG80).
2. Compaq ProLiant Cluster HA F500 [ML770 (32P) 2-node Data Center Solution]:
· Server 1: Compaq ProLiant ML770
· Server 2: Compaq ProLiant ML770
· SCSI/Raid Controller - Compaq StorageWorks 64-Bit/33-Mhz PCI-to-Fibre Channel Host Bus Adapter
· Shared SCSI/RAID Storage - Compaq StorageWorks Fibre Channel Raid Array 8000 (HSG80), Compaq StorageWorks Fibre Channel ESA 12000 (HSG80), Compaq StorageWorks Modular Array 8000 (HSG80) and Compaq StorageWorks Enterprise Modular Array 12000 (HSG80).
3. Compaq ProLiant Cluster HA F500 (ProLiant DL760 Data Center Solution)
· Server 1: ProLiant DL760 Datacenter Solution with Compaq Enterprise Modular Array Storage
· Server 2: ProLiant DL760 Datacenter Solution with Compaq Enterprise Modular Array Storage
· SCSI/Raid Controller -Compaq StorageWorks 64-Bit/33-Mhz PCI-to-Fibre Channel Host Bus Adapter
Этот сервер может быть использован в конфигурации кластера из 2 или 4 узлов на Advanced Server или Datacenter Server. Microsoft предоставляет одинаковый уровень поддержки для версий этого кластера как из 2, так и из 4 узлов.
4. IBM eServer xSeries 370 8 way 900 MHz Datacenter Solution with IBM Enterprise Storage Server
· ClusterSys1=IBM eServer xSeries 370 8 way 900 MHz Datacenter Solution with IBM Enterprise Storage Server
· ClusterSys2=IBM eServer xSeries 370 8 way 900 MHz Datacenter Solution with IBM Enterprise Storage Server
· ClusterFibre=QLA2200 Fibre Channel HBA
· ClusterRAIDSys=IBM Enterprise Storage Server
5. IBM eServer xSeries 370 8 way 900 MHz Datacenter Solution with EMC Symmetrix 5.0 (Fibre Channel) Storage with IBM SAN Fibre Channel Switch and EMC Connectrix EC-1100 Fibre Channel Switch
· ClusterSys1=IBM eServer xSeries 370 8 way 900 MHz Datacenter Solution with EMC Symmetrix 5.0 (Fibre Channel) Storage with IBM SAN Fibre Channel Switch and EMC Connectrix EC-1100 Fibre Channel Switch
· ClusterSys2=IBM eServer xSeries 370 8 way 900 MHz Datacenter Solution with EMC Symmetrix 5.0 (Fibre Channel) Storage with IBM SAN Fibre Channel Switch and EMC Connectrix EC-1100 Fibre Channel Switch
· ClusterFibre=Qlogic QLA2200 Fibre Channel HBA
· ClusterSCSI=Qlogic QLA2200 Fibre Channel HBA
· ClusterRAIDSys=EMC Symmetrix 5.0 (FibreChannel)
6. IBM eServer xSeries 370 8 way 900MHz Datacenter Solution with FAStT 500 Fibre Channel SAN Storage
· ClusterSys1=IBM eServer xSeries 370 8 way 900MHz Datacenter Solution with FAStT 500 Fibre Channel SAN Storage
· ClusterSys2=IBM eServer xSeries 370 8 way 900MHz Datacenter Solution with FAStT 500 Fibre Channel SAN Storage
· ClusterFibre=IBM Netfinity FAStT Fibre Channel Solution
· ClusterRAIDSys=IBM Netfinity FAStT Fibre Channel Solution
· ClusterJBOD=IBM EXP-500
Для увеличения производительности и лучшего распределения нагрузки можно предложить вариант приведенной конфигурации, в котором кластер строится по схеме Active/Active, где на каждом из узлов работает свой экземпляр SQL-сервера, а базы данных на этих серверах синхронизируются через небольшие промежутки времени. При этом важно не допустить возникновения ситуации, когда одновременно на обоих экземплярах БД будут вноситься изменения в одни и те же данные. Обеспечить непротиворечивость данных проще всего с помощью разделения потока клиентских запросов к БД таким образом, что только один из экземпляров SQL-сервера будет работать с активными клиентскими запросами (вносящими изменения в БД), а второй - с пассивными (получение отчетов и т.п.). Разделять клиентские запросы можно одним из следующих способов:
1. Это обеспечивает клиентское приложение. Например, в настройке задач добавляется параметр, который определяет для каждой задачи, на каком SQL-сервере она будет выполняться.
2. Между клиентским приложением и SQL-сервером вводится еще один уровень - серверное приложение, которое выполняет роль маршрутизатора запросов, на который клиентское приложение посылает запросы, а он, в свою очередь, перенаправляет их на требуемый сервер.
В первом случае требуется доработка клиентских приложений, которые будут работать с SQL-сервером (только тех, которые требуют распределения нагрузки по серверам). Второй вариант более универсальный, но и более трудоемкий, так как требуется разработка программного обеспечения, которое будет выполнять роль сервера для клиентских приложений.
2.3.3 Варианты применения VSAT-сетей в банковских технологиях
Построение спутниковой сети для банка может быть выполнено двумя способами: создание самостоятельной VSAT-сети банка либо использование отдельных каналов существующей мультисервисной спутниковой сети общего пользования. Выбор оптимального по стоимости и функциональности варианта определяется ответами на три вопроса:
1. Структура связей между подразделениями банка ("звезда", "полносвязная", "гибридная") 2. Требования различных приложений к пропускной способности каналов и типу трафика 3. Количество узлов в сети с учетом перспектив развития
Вариант №1. Собственная (полностью автономная) спутниковая сеть банка
Структура сети: произвольная (вплоть до полносвязной); Количество узлов - до 10-15; Транспортный протокол: IP, ATM, Frame Relay; Методы предоставления полосы: "по требованию", "по требованию с минимальной гарантированной скоростью", "выделенный канал"; Тип трафика: данные, данные в реальном времени, голос, видео; Максимальная информационная скорость передачи: с центральной станции до 8 Мбит/с, с удаленного терминала от 32 до 512 Кбит/с; Задержка при передаче данных ~0.3 сек; Интерфейс: Ethernet 10BaseT;
Вариант №2. Аренда каналов существующей спутниковой сети общего пользования
· Структура сети: "звезда";
· Количество узлов: практически не ограничено;
· Транспортный протокол: IP;
· Методы предоставления полосы: "по требованию", "по требованию с минимальной гарантированной скоростью", "выделенный канал";
· Тип трафика: данные, данные в реальном времени, централизованное вещание видео;
· Максимальная информационная скорость для удаленного терминала: прием - до 2048 Кбитс/с и выше (TDM), передача - до 1280 Кбит/с (TDMA);
· Задержка при передаче данных ~0.6 сек;
· Интерфейс: Ethernet 10BaseT;
Стоимость владения терминалом корпоративной спутниковой сети, состоящей из 100 станций, составляет $710 ежемесячно. Для сети, включающей в себя 500 станций, ежемесячная стоимость владения падает до $400. Эта сумма включает в себя поэтапную компенсацию следующих расходов заказчика: покупку оборудования центральной станции и удаленных терминалов; доставку оборудования к месту установки; установку оборудования, подключение внешнего оборудования заказчика; получение лицензий на эксплуатацию радиоэлектронных средств; аренду спутникового сегмента; сервисное обслуживание станций сети.
Ежемесячная стоимость владения терминалом корпоративной спутниковой сети
На первых этапах построения сети банка, когда количество станций составляет менее 100, целесообразно использование услуги Shared HUB (аренда услуг центральной станции). При масштабировании сети до нескольких сотен терминалов приобретение заказчиком центральной станции становится экономически оправданным.
3. Удалённое банковское обслуживание
В последние несколько лет Интернет проник в различные области деятельности человека. Банковское дело не исключение. Уже сейчас крупнейшие банки США и Западной Европы проводят через Интернет более половины платежей. Появились банки полностью работающие через Интернет. Интерес к Интернет-банкингу ощущается и в России. Столь бурное развитие Интернет-банкинга объясняется теми новыми возможностями, которые появляются как у банка, так и у его клиентов. Раньше клиент для того, чтобы осуществить платеж, должен был непосредственно обратиться в банк с отпечатанными платежными поручениями. Клиентами Интернет-банка могут быть не только юридические, но и физические лица. Для клиентов Интернет-банкинга появились новые возможности:
ü Получить доступ к своему счету с любого компьютера, подключенного к Интернет, 7 дней в неделю и 24 часа в сутки;
ü Быстро, не выходя из дома, осуществлять платежи;
ü Одновременно работать со счетами открытыми в различных банках.
Очевидна выгода и для банков, ведущих обслуживание клиентов через Интернет:
ü Это уменьшение накладных расходов, т. к. сокращается потребность в офисных помещениях и обслуживающем персонале;
ü Клиенты больше не привязаны к территории, где работает банк, следовательно, расширяется клиентская база;
ü Повышается оперативность проведения операций.
За счет экономии, достигнутой снижением накладных расходов, можно предложить клиентам банка услуги на более привлекательных условиях, повысив тем самым конкурентоспособность банка.
Компания «Организационно Технологические Решения» (ОТР) провела опрос среди российских банков на предмет использования в них систем УБО. Полученные в результате опроса количественные оценки, характеризуют насыщенность рынка системами УБО. Передовые российские банки сегодня внимательно следят за событиями на финансовом рынке и всерьез озабочены укреплением позиций западных конкурентов. Стремясь вывести свой бизнес на высокий уровень, банки с меньшими финансовыми активами также выражают заинтересованность в создании оптимальной системы, позволяющей установить удаленную связь с клиентами.
В проведенном исследовании принимали участие банки разных категорий, из различных регионов России. При составлении выборки банков для опроса использовались рейтинг 200 банков с наибольшим собственным капиталом и рейтинг 200 банков с наибольшими активами. В результате опроса, проведенного в сентябре-ноябре 2004 года, получены данные об использовании различных систем УБО в 231 банке.
На основе полученных данных сформированы следующие основные выводы:
- Системы УБО класса Банк-Клиент используют на данный момент более 90% всех банков. Модули класса Интернет-Клиент используют порядка 55% всех банков. Модули класса Телефон-Клиент применяют порядка 20% всех банков.
- Наиболее распространенной системой Банк-Клиент, которую используют российские банки, является система компании Банк’с Софт Системс (БСС), с ней работают порядка 32% всех банков. На втором месте по распространенности стоят системы внутрибанковской разработки, которые используют порядка 22% всех банков.
- Наиболее распространенной системой Интернет-Клиент, которую используют российские банки, так же является система компании БСС. Ее используют 29% банков, применяющих системы УБО такого класса. Второе место по распространенности занимают системы внутрибанковской разработки, их используют 23% банков. Третье место занимает система компании Бифит, ее используют порядка 22% банков.
- Наиболее распространенной системой Телефон-Клиент так же является разработка компании БСС. Ее используют 52% банков, применяющих такие системы для обслуживания своих клиентов. На втором месте по распространенности стоят системы, разработанные банками самостоятельно. Их используют порядка 20% всех банков. Система телефонии от компании СтепАП стоит на третьем месте, она установлена в 15% всех банков.
Системы УБО для обслуживания физических лиц в банках пока еще распространены не так широко, как для корпоративных клиентов. Системы для обслуживания физических лиц используют около 10% банков, принявших участие в опросе. На данный момент по результатам опроса лидируют системы внутрибанковской разработки, их используют 40% банков (из числа этих 10%). Систему “Частный Клиент” для обслуживания физических лиц от компании БСС используют 22% банков.
Использование банками систем Удаленного Банковского Обслуживания
Проведённый опрос показал, что:
215 опрошенных банков используют для оказания банковских услуг юридическим лицам систему Банк-Клиент, что составляет 92% от общего количества банков, принявших участие в опросе.
124 опрошенных банка используют для оказания банковских услуг юридическим лицам систему Интернет-Клиент, что составляет 53% от общего количества банков, принявших участие в опросе.
50 опрошенных банков используют для обслуживания своих клиентов систему Телефон-Клиент, это составляет 21% от общего количества банков, принявших участие в опросе.
Класс системы
Кол-во банков, использующих данный класс систем
В % к общему числу опрошенных банков
Банк-Клиент
215
92%
Интернет-Клиент
124
55%
Телефон-Клиент
50
20%
Общее кол-во банков принявших участие в опросе
231
100%
Разработчики систем УБО типа Банк-Клиент
Наиболее распространенной системой Банк-Клиент, которую используют российские банки, является система от компании БСС. Ее используют 70 банков из числа опрошенных, что составляет 32% от общего количества банков, использующих данный класс систем. На втором месте по распространенности стоят системы внутрибанковской разработки. Их используют 48 банков, что составляет 22% от общего количества банков, использующих систему Банк-Клиент. На третьем месте стоит система от компании Диасофт. Ее используют 13 банков, что составляет 6%. Системы от компаний РФК и R-Style Softlab используются в 12 банках каждая, соответственно занимая доли в 5,5%. Система от компании Инверсия используют 11 банков (5,1% от количества ответов на данный вопрос). Систему УБО от компании Инист используют 9 банков. Компании Бифит и Кворум имеют по 8 внедрений систем Банк-Клиент по результатам опроса. Доли этих компаний оцениваются в 3,7% каждая. Системы от компаний Комита и ЦФТ внедрены в 7 и 6 банках соответственно, занимая по результатам опроса совокупную долю в 6%. Разработки компаний Мастер Домино, СФТ и Magic World используют 4, 3 и 2 банка соответственно, занимая совокупную долю в 4%.
Все остальные системы имеют по одному внедрению и занимают суммарную долю в 2,5% (BARS, Ramax, Интелибанкир, Юнисаб).
Разработчик
Количество системБанк-Клиент, установленных в банках
В % к общему количеству банков
БСС
70
32 %
Собственная разработка
48
22,1%
Диасофт
13
6,0%
R-Style Softlab
12
5,5%
РФК
12
5,5%
Инверсия
11
5,1%
Инист
9
4,1%
Бифит
8
3,7%
Кворум
8
3,7%
Комита
7
3,2%
ЦФТ
6
2,8%
Мастер Домино
4
1,8%
СФТ
3
1,4%
Magic World
2
0,9%
BARS
1
0,5%
BSC
1
0,5%
Ramax
1
0,5%
Интелибанкир (CSBI)
1
0,5%
Юнисаб
1
0,5%
Общий итог
217
100%
Разработчики систем УБО типа Интернет-Клиент
Наиболее распространенной системой Интернет-Клиент, которую используют российские банки, является система от компании БСС. Ее используют 37 банков, что составляет 29% от общего количества банков, использующих системы типа Интернет-Клиент. На втором месте по распространенности стоит система внутрибанковской разработки ее используют 29 банков, что составляет 23 % от общего числа банков использующих этот тип системы. Третье место занимает система от компании Бифит она установлена в 28 банках, ее доля составляет 22%. Систему компании Инист, используют 7 банков, что составляет 5,5%. Системы от компаний Faktura.ru и СтепАП используют в 5 и 4 банках соответственно. Доли этих разработчиков составляют 3,9% и 3,1%. Системы от компаний Инверсия и ЦФТ используются в 3-х банках каждая, соответственно, занимая доли в 2,3%. Системы от компаний R-Style Softlab, РФК, Комита и СФТ используются в двух банках каждая, что в совокупности составляет 6,4%.
Другие разработчики систем типа Интернет-Клиент имеют по одному внедрению и в совокупности они занимают 4% (BSC, Ramax, Диасофт, Интелибанкир, Forbis).
Разработчик
Количество системИнтернет-Клиент, установленных в банках
В % к общему количеству банков
БСС
37
29%
Собственная разработка
29
23%
Бифит
28
22%
Инист
7
5,5%
Faktura.ru
5
3,9%
СтепАП
4
3,1%
Инверсия
3
2,3%
ЦФТ
3
2,3%
R-Style Softlab
2
1,6%
Комита
2
1,6%
РФК
2
1,6%
СФТ
2
1,6%
BSC
1
0,8%
Ramax
1
0,8%
Диасофт
1
0,8%
Интелибанкир (CSBI)
1
0,8%
Форбис
1
0,8%
Общий итог
129
100%
Разработчики систем УБО типа Телефон-Клиент
Наиболее распространенной системой Телефон-Клиент среди банков, использующих данный тип системы, является разработка компании БСС. Ее используют 23 из 44 банка, что составляет 52%. На втором месте по распространенности стоят системы разработанные банками самостоятельно. Их используют 9 банков, что составляет 20%. Система телефонии от компании СтепАП стоит на третьем месте, она установлена в 6 банках, что составляет 14%. Такие компании как Артикслайн, Ramax, Интелибанкир, Крис, РФК и Форбис по результатам опроса имеют по одному внедрению.
Разработчик
Количество систем, установленных в банках
В % к общему количеству банков
БСС
23
52%
Собственная
9
20%
СтепАп
6
14%
Ramax
1
2%
Артикслайн
1
2%
Интелибанкир (CSBI)
1
2%
Крис
1
2%
РФК
1
2%
Форбис
1
2%
Общий итог
44
100%
Системы УБО Интернет Клиент для физических лиц
По итогам опроса 23 из 233 банков используют систему УБО для физических лиц. Это составляет 9,8% от размера выборки. Девять банков из числа предоставляющих услуги УБО физическим лицам используют систему собственной разработки, что составляет 40%. Система от компании БСС используется в 5 банках, что составляет 22%. Систему компании Бифит используют в своей работе 3 банка. Такое же количество банков используют разработку от компании СтепАП. По одному внедрению систем УБО для физических лиц у компаний Compass Plus, Инист и Интелибанкир.
Разработчик
Количество систем, установленных в банках
В % к общему количеству банков
Собственная
9
40%
БСС
5
22%
Бифит
3
13%
СтепАп
3
13%
Compass Plus
1
4%
Инист
1
4%
Интелибанкир (CSBI)
1
4%
Общий итог
23
100%
Сравнение систем Интернет-банкинга
Система
InterBank
Internet-банкинг
iBank2
Инист Банк Клиент
Интернет-Банк
BARS
5NT(e) CLIENT
Интернет-офис
Разработчик
R-Style Softlab
АСофт
БИФИТ
ИНИСТ
Банк'с Софт Системс
Оникс капитал
Диасофт
Мобилбанк
Тип системы
Box-решение
Уникальная система
Box-решение
Индивидуально настраиваемая
Уникальная система
Индивидуально настраиваемая
Box-решение
Уникальная система
Обслуживание юридических лиц
+
+
+
+
+
+
+
+
Открытие счетов
+
-
+
-
+
-
-
-
Закрытие счетов
+
-
+
-
+
-
-
-
Формирование платежных поручений
+
+
+
+
+
+
+
+
Отправка платежных поручений
+
+
+
+
+
+
+
+
Переводы средств в рублях
-
-
-
-
-
-
-
-
Переводы средств в валюте
-
-
-
-
-
-
-
-
Обязательная продажа валюты
-
-
-
-
-
-
-
-
Покупка безналичной валюты
-
-
-
-
-
-
-
-
Получение выписки по счету
-
-
-
-
-
-
-
-
Получение выписки по операции
-
-
-
-
-
-
-
-
Заключение договоров
-
-
-
-
-
-
-
-
Обмен документами с банком
-
-
-
-
-
-
-
-
Ведение переписки с представителем банка
-
-
-
-
-
-
-
-
Переводы средств с карточных счетов
-
-
-
-
-
-
-
-
Пополнение карточных счетов
-
-
-
-
-
-
-
-
Конвертация средств
-
-
-
-
-
-
-
-
Обслуживание физических лиц
+
+
+
+
+
+
-
+
Открытие счетов
+
-
+
-
+
-
-
-
Закрытие счетов
+
-
+
-
+
-
-
-
Формирование платежных поручений
+
+
+
+
+
+
+
+
Отправка платежных поручений
+
+
+
+
+
+
+
+
Переводы средств в рублях
-
-
-
-
-
-
-
-
Переводы средств в валюте
-
-
-
-
-
-
-
-
Обязательная продажа валюты
-
-
-
-
-
-
-
-
Покупка безналичной валюты
-
-
-
-
-
-
-
-
Получение выписки по счету
-
-
-
-
-
-
-
-
Получение выписки по операции
-
-
-
-
-
-
-
-
Заключение договоров
-
-
-
-
-
-
-
-
Обмен документами с банком
-
-
-
-
-
-
-
-
Ведение переписки с представителем банка
-
-
-
-
-
-
-
-
Переводы средств с карточных счетов
-
-
-
-
-
-
-
-
Пополнение карточных счетов
-
-
-
-
-
-
-
-
Конвертация средств
-
-
-
-
-
-
-
-
Необходимое дополнительное ПО
-
-
-
-
-
-
-
-
Необходимые дополнительные аппаратные средства
-
-
-
-
-
-
-
-
Технология взаимодействия с клиентом
Web-страницы с использованием дополнительно поставляемого ПО
+
-
-
-
-
+
+
-
Web-страницы с использованием элементов Active-X
+
-
-
+
+
-
-
-
JAVA-апплеты
-
+
+
-
-
-
-
+
XML
-
-
+
-
-
-
-
-
DHTML
-
-
-
-
-
-
+
-
Средства шифрования(?)
SSL/TLS, система потокового шифрования (VPN)
SSL/TLS
"Крипто-си"
SSL/TLS
SSL/TLS
PGP, CriptoAPI
SSL/TLS
Средства аутентификации(?)
ЭЦП, логин-пароль
ЭЦП
ЭЦП
ЭЦП
ЭЦП, логин-пароль
ЭЦП
ЭЦП
ЭЦП
Типы компьютеров/ операционные системы
MAC
-
-
-
-
-
-
-
-
КПК
-
-
-
-
-
-
-
-
Смартфон
-
-
-
-
-
-
-
-
Браузеры
Internet Explorer
+
+
+
+
+
+
+
+
Netscape Navigator
-
4.0 и выше
6.0 и выше
-
-
-
-
+
Opera
-
-
5.0 и выше
-
-
-
5.0 и выше
-
Mozilla
-
+
+
-
-
-
-
+
Заключение
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что использование самых современных компьютерных технологий приносит банкам крупные прибыли и помогает им победить в конкурентной борьбе. Любая автоматизированная банковская система представляет из себя сложный аппаратно-программный комплекс, состоящий из множества взаимосвязанных модулей. Совершенно очевидна роль сетевых технологий в таких системах. По сути БС представляет из себя комплекс, состоящий из множества локальных и глобальных вычислительных сетей. В БС сегодня применяется самое современное сетевое и телекоммуникационное оборудование. От правильного построения сетевой структуры БС зависит эффективность и надежность ее функционирования.
Продолжится и развитие технологий интернет-банкинга. Это развитие будет идти, прежде всего, в двух направлениях: во-первых, в расширении функциональных возможностей текущих решений, добавлении перспективных сервисов (WAP, SMS), создании торговых площадок и отраслевых интернет-аукционов; и во-вторых, в освоении новых платформ, в первую очередь КПК, цифровых коммуникаторов (смартфоны), мобильных телефонов.
Список использованных источников:
1. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина - М.: Финансы и статистика, 2000. – 567с.
2. Программное обеспечение, компьютеры и комплектующие, сетевые решения и банковское оборудование от ИП "Системные технологии" http://www.st.by/html/company/art7.html
3. http://portal.softlab.ru/products/bank/bank01.asp
4. http://5nt.diasoft.ru/tech/ 5nt-pap-cusbank.html
5. Оценка рынка технологий удалённого банковского обслуживания http://www.bankir.ru/analytics/2/23619.html
6. Спутниковая связь для банковских технологий. http://www.satpro.ru/vsat/corporate-networks.shtml
7. С Интернетом по банкам. Каширская Е. // интернет публикация.- http://www.internetfinance.ru/publications/read/126.stm