Реферат по предмету "История"


Революция 1905-1907 гг. и её специфика

План. 1. Особенности социально-экономического и политического развития России на рубеже XIX – XX вв. и предпосылки революции 1905-1907 гг. 2. Классы и партии в революции. 3. Революция 1905-1907 гг. и первый опыт парламентаризма. 4. Значение и уроки первой революции в России. 5. Фото-приложение. 6. Литература. 1. Особенности социально-экономического и политического развития

России на рубеже XIX – XX вв. и предпосылки революции 1905-1907 гг. К началу XX в. Территория России выросла до 22.2 млн. кв. км. По размеру она занимала 2-е место в мире (после Британской империи). В административном отношении страна была разделена на 97 губерний, по10 - 15 уездов в каждой. С 1893 по 1913 гг. численность населения возросла со 125 млн. до 165 млн. человек.

Официально сохраняется деление на сословия: Дворянство - 1,5%; Купцы и духовенство - 0,5%; Казаки - 2,5%; Мещане - 11%; Крестьяне - 77%. Вне сословий состоят члены императорской фамилии (около 60 человек). В социальной структуре населения исследователи выделяют пять категорий1: 1)высший государственно-бюрократический аппарат, генералитет, помещики, банкиры, крупные и средние предприниматели, архиереи церкви, академики,

профессора и др 3%; 2)мелкие предприниматели, гражданская и военная интеллигенция, священнослужители, мелкие служащие государственных учреждений, городские обыватели, кустари, ремесленники и др 8%; 3)крестьянство (земледельцы, казаки и др.) - 69% в том числе: зажиточное - 19%, среднее - 25%, бедное - 25%; 4)пролетарское население: промышленные, транспортные, сельскохозяйственные и др. рабочие, рыбаки, охотники, прислуга и др 19%;

5)люмпенизированные элементы: нищие, бродяги, уголовники и др около 1%. Другие исследователи, также выделяя пять категорий, склонны говорить о других социальных группах: дворяне, буржуазия (крупная и средняя), крестьянство, рабочие, интеллигенция. Оформление новых общественных отношений сопровождается изменением социального и юридического статуса основных общественных групп. Дворянство по-прежнему остаётся господствующим классом, самым сплочённым

и наиболее примыкающим к политической власти. Более того, в конце XIX века дворянство довольно активно стремится защитить свои сословные и классовые интересы. Для этой цели создаётся ряд организаций: Совещание губернский предводителей дворянства (в Петербурге в 1880 году), Особое Совещание по делам дворянства (в 1897 году), Всероссийский съезд уполномоченных дворянских обществ и

Совет объединённого дворянства (в 1906 году). В то же время идёт процесс дальнейшего сокращения дворянского землевладения (с 1905 по 1915 гг. общая площадь дворянского землевладения в Европейской России сократилась на 20%), начинается «омещанивание» дворянства. Формирование буржуазии как класса было довольно длительным процессом - некоторые исследователи склонны начинать его с конца XVIII века и завершать 80-ми годами

XIX века; некоторые склонны считать, что в сознательную политическую силу русская буржуазия стала складываться только в период революции 1905-1907 гг. Осознание своих классовых интересов буржуазией начинается с конца 70-х годов XIX века. Появляются торгово-промышленные съезды, различные комитеты, общества для содействия улучшению и развитию фабрично-заводской промышленности и т.д. В то же время продолжали сохраняться противоречия между отдельными группами буржуазии.

В социально-политическом строе России можно выделить также следующие особенности. Отсутствовали демократические свободы, была запрещена (до 1905 г.) деятельность политических партий и профессиональных союзов. Вся законодательная и исполнительная власть была сосредоточена в руках царя, самодержавно правившего Россией и опиравшегося в основном на дворянство. Модернизация ускорила образование классов капиталистического общества – буржуазии и пролетариата.

Она же вызвала размывание сословного деления, изменение социального лица помещиков и крестьян. Дворяне владели большим земельным фондом и играли заметную роль в сельском хозяйстве. Они во многом определяли политическую жизнь страны, занимали ключевые посты в центральных и местных органах управления. Однако под влиянием развития капитализма дворянство все более обуржуазивалось, и было готово к политическому сотрудничеству с буржуазией.

Крестьяне являлись самой многочисленной социальной группой, имевшей и общие черты, и существенные различия. Они были основным податным и наиболее бесправным сословием. До аграрной реформы 1906-1907 гг. они не могли свободно распоряжаться своими наделами и платили выкупные платежи, подвергались телесным наказаниям (до 1905 г.), на них не распространялся суд присяжных. Под влияние капиталистической эволюции сельского хозяйства ускорилось социальное расслоение крестьян:

3% превратились в сельскую буржуазию (их называли кулаками), около 15% стали зажиточными2, остальная масса вела полупатриархальное натуральное хозяйство и служила источником наемной рабочей силы в деревне и городах. Несмотря на разницу в положении зажиточных и бедняков, все крестьяне боролись против помещичьего землевладения. Аграрно-крестьянский вопрос оставался наиболее острым в политической жизни страны. Буржуазия постепенно становилась ведущей силой в экономике страны.

Однако общая численность крупной и средней буржуазии была невелика. В политической системе России буржуазия играла незначительную роль. Крупная буржуазия поддерживала самодержавие, средняя выдвигала проекты умеренных преобразований. Пролетариат быстро выросший в результате индустриализации, к 1913 г. Составлял около 19% населения3. Он формировался за счет выходцев из безденежных слоев города и деревни.

Условия труда и быта были крайне тяжелыми: низкая заработная плата (21-37 рублей) самый продолжительный рабочий день (11-14 часов), плохие жилищные условия. Это подтверждается и воспоминаниями Георгия Гапона: «Сблизившись с рабочими, я изучил условия их жизни и находил, что действительно они очень тяжелы. В Петербурге числится свыше 200 тыс. рабочих, большая часть которых работает в ткацких мастерских и на механических заводах и сосредоточена в рабочих кварталах

города. Заработок их равняется 14 руб. в месяц и больше, и только самые лучшие рабочие получают до 35 рублей. Мастера часто относятся к ним грубо и несправедливо, вымогая взятки под угрозами расчета, и оказывают предпочтение своим родственникам и друзьям»4. Изменения происходят в экономической сфере государства. Министерство финансов, ведавшее финансовой политикой, в течение одиннадцати лет (с 1892 по 1903 гг.

) воз­главлялось С. Ю. Витте - крупнейшим государственным деяте­лем России рубежа XIX-XX вв. Витте возглавил финансовое ведомство в кризисное для госу­дарства время, когда финансы и экономика были серьезно подорваны невиданным по своим масштабам голодом 1891-1892 гг. Главное внимание С. Ю. Витте уделял укреплению финансов,5 а также развитию промышленности и же­лезнодорожного транспорта. За время пребывания Витте во главе финансового ведомства государственный бюджет возрос более

чем в два раза. В 1892 г. Он составлял около одного миллиарда рублей, а в 1903 г более двух миллиардов. Среднегодовой прирост бюд­жета составлял 10,5%, в то время как в предшествующем десяти­ое он равнялся 2,7%, а в последующем - 5%. Рост бюджета обеспечивался главным образом за счет повышения доходов от го­сударственной собственности, увеличения косвенных налогов и бо­лее широкого использования прогрессивного налога с прибыли пред­приятий вместо прежней системы промыслового обложения в виде сборов за право торговли и

промыслов. Рост прямых налогов был незначителен и сводился в основном к повышению налогов квар­тирного и на городскую недвижимость. Более того, некоторые пря­мые налоги были даже понижены. Так наполовину был уменьшен поземельный налог. Официально эта мера объяснялась сельскохо­зяйственным кризисом, в действительности же она имела прежде всего цель поддержать поместное дворянство. Частично были умень­шены годичные выкупные платежи путем удлинения общего срока выкупной операции.

Введение винной монополии началось в 1894 г. И к концу пре­бывания Витте на министерском посту она была распространена на всей территории империи кроме отдаленных окраин. С помощью винной монополии государство получало возможность повышать питейные доходы не только распространением ее на новые районы и за счет увеличения продажи крепких напитков, но и повышением цен на эти напитки. Доходы казны от винной монополии постоянно росли и в 1913 г.

Были почти в три раза больше, чем все прямые налоги. В связи с этим государственный бюджет не без оснований называли «пьяным бюджетом». Вопреки заверениям власти и об­служивавшей ее прессы, введение монополии не способствовало уменьшению пьянства и повышению нравственности народа. На­оборот, увеличивалась тайная продажа вина, а главное - появи­лась целая армия новых чиновников, ведавших монополией, что развращало не только их самих, но

и тех, кому приходилось к ним обращаться, порождая такие негативные явления как самодурство, произвол, коррупцию, подхалимство, хищения и т. П. В ряду мер, принимавшихся Витте по укреплению финансо­вой системы страны, большую роль сыграла осуществленная им денежная реформа. Суть ее сводилась к введению свободного обме­на бумажных денег на золотую валюту. Прежде всего он принял ряд мер по дальнейшей стабилизации курса кредитного рубля.

Частные кредитные банки, во избежание спекуляции с их стороны на курсе рубля, были строго предупреж­дены о том, что подобная спекуляция и содействие ей поведут к лишению их правительственной поддержки и даже права произво­дить коммерческие операции. Установлены были надзор за этими учреждениями, а также контроль и пошлины на вывоз из страны и ввоз в нее российских денег.6 С русской биржи были удалены аген­ты иностранных банков.

Чтобы реформа для общества не была шо­кирующей, было позволено до официального решения о реформе производить финансовые операции с использованием золотого об­ращения при курсе 5 золотых рублей за 7,5 кредитных рублей. Денежная реформа, как и ряд других «непопуляр­ных» мер Витте по улучшению финансов и промышленности, ложивших­ся дополнительным гнетом на население, была осуществлена ука­зом царя, который был издан в 1897 г. В определенной мере чрез­вычайным путем, без соблюдения тогдашнего

законодательного порядка, минуя Государственный совет. Реформа понижала золо­тое содержание рубля на 1/3. Кредитный рубль приравнивался к 66 2/3 коп. золотом. На 1/3 уменьшался вес золотого рубля. оее­ствовавшие до реформы 10-рублевые золотые монеты превраща­лись в 15-рублевые империалы, а 5-рублевые - в 7,5-рублевые полуимпериалы.

Впоследствии в обращение вновь были выпущены 10-рублевые и 5-рублевые золотые монеты, но с соответственно пониженным весом. Поскольку осуществленная реформой деваль­вация носила скрытый характер, то сама реформа была реализова­на сравнительно безболезненно, не вызвав обычного после деваль­вации существенного изменения товарных цен. Денежная реформа имела очень большое значение. Она поста­вила Россию в финансовом отношении в один ряд с развитыми ев­ропейскими странами, в большинстве

которых к концу XIX в. Гос­подствовала система золотого монометаллизма, и создавала более благоприятные условия для развития российского капитализма и для притока в страну иностранных капиталов. В связи со стабилизацией курса рубля и введением золотого обращения иностранные инвестиции в российскую промышленность стали заметно расти. Против этого выступали некоторые русские предприниматели, национал-патриотическая печать, а в правящих верхах такие влиятельные консервативно-охранительные деятели, как

председатель Комитета министров И. П. Дурново, товарищ ми­нистра внутренних дел В. К. Плеве и государственный контролер П. Л. Лобко. С. Ю. Витте, к тому времени уже практически исчерпавший все возможные средства по мобилизации внутренних капиталов и как никто другой знавший, что ими «небогато наше отечество», убе­ждал царя в том, что «необходимый рост нашей крайне отставшей промышленности может совершиться не иначе, как при непосредственном содействии

иностранных капиталов». Он предлагал снять те ограничения, которые имелись в российском законодательстве для иностранного капитала, в частности, запреты иностранцам вла­деть землей в ряде регионов страны, заниматься такими промыс­лами, как горный, нефтяной, золотодобывающий и др. или хотя бы не устанавливать новых. В этом вопросе Витте добился лишь час­тичного успеха. В 1899 г. «высочайшим повелением» подтвержден был допуск иностранных капиталов и предпринимателей к

уча­стию в создании и развитии различных отраслей отечественной обрабатывающей промышленности, с целью «удешевления» произ­водившихся ею продуктов. Стремление Витте «подчинять своему ведению все бо­лее и более широкую сферу частной хозяйственной деятельности» наглядно проявлялось в значительном увеличении аппарата и ак­тивизации деятельности Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов.

Изменились приоритеты в правительст­венной промышленной политике. Если раньше основное внимание уделялось устранению препятствий на пути развития промышлен­ности, то теперь ей оказывается прямая поддержка. Изменяется сам стиль правительственной промышленной политики, значитель­но расширяется вмешательство чиновников даже в мелочи частной предпринимательской деятельности. Стремление государства руководить экономическим развити­ем страны еще более ярко проявлялось в его

железнодорожной по­литике, Она сводилась к трем основным направлениям: расшире­нию сети железных дорог; сосредоточению важнейшей ее части в руках казны и подчинению частных железных дорог руководству государства. При Витте протяженность железных дорог увеличи­лась на 25 тыс. верст, с 29 до 54 тыс. При этом казной строились железные дороги, не обещавшие дохода в ближайшем будущем, главным образом, в азиатской части страны (Транссибирская же­лезная дорога) и те, которые имели стратегическое значение.

Част­ое железнодорожное строительство велось в основном там, где железные дороги могли приносить доходы уже в ближайшее вре­мя. Правительство поощряло железнодорожное строительство, по­скольку оно содействовало развитию тех отраслей промышленно­сти, которые обслуживали железнодорожное хозяйство, а также создавало более благоприятные условия для втягивания помещичьих хозяйств в рыночные отношения. Рычагом воздействия государства на частные железные доро­ги являлась и монополизация им права выработки

железнодорож­ных тарифов. Одним из важных аспектов торгово-промышленной политики Витте являлось значительное расширение сети коммерческого и технического образования. Итоги экономической политики С.Ю. Витте были неоднозначными. При Витте, несмотря на все его искусство в манипуляции кредитами, государственный долг вырос почти в полтора раза, с 4,6 до 6,6 млрд. руб. Создавая тепличные условия для отечественной промышлен­ности,

ограждая ее от конкуренции со стороны иностранной про­мышленности, эта политика негативно сказывалась также на каче­стве отечественной промышленной продукции и менталитете рос­сийской буржуазии, формируя у последней такие черты, как апо­литичность, приспособленчество, паразитизм, стремление получать сверхприбыли без проявления забот о совершенствовании произ­водства и повышении качества производимой продукции. Но одной из основных предпосылок, пожалуй, стала нерешённость аграрного вопроса.

Социально-экономическое положение России в конце 19 - начале 20 веков характеризовалось одновременно и господством монополистического капитализма и сохранением значительных пережитков крепостничества. При этом сельское хозяйство рассматривалось лишь как источник первоначального накопления для промышленности. Многие помещики, лишенные после 1861 года традиционных источников доходов, не имея навыков ведения хозяйства по-новому, разорялись, что порождало у дворянства широкое недовольство официальной политикой

реформ. В этих условиях в дворянской среде стремительно утверждалось аграрная идеология с явными элементами консерватизма. Критикуя правительственную политику, дворянство четко обозначило следующие слабые места реформаторского курса: изъятие средств из сельского хозяйства, непоследовательность в проведении аграрных преобразований. Одновременно интенсивно нищало крестьянство, освобожденное фактически без земли и обязанное помимо государственных налогов ежегодно выплачивать в казну огромные выкупные платежи.

В защиту крестьянских интересов выступили земские круги и демократическая (народническая) общественность. Земцы главным в помощи сельскому хозяйству рассматривали организацию сельского кредита, агрономическое консультирование, просвещение, развитие на селе здравоохранения. Народники сердцевиной аграрного вопроса считали проблемы земельной собственности, перераспределения и передела земли. Таким образом, в русской общественной мысли формировались две линии аграрной идеологии:

земско-дворянская и народническая. Обеим этим линиям противостояли многочисленные ряды сторонников индустриализма. За индустриальный подход к сельскому хозяйству выступали университетская профессура и марксистская интеллигенция. В соответствии с индустриальным подходом сельское хозяйство должно развиваться по логике развития промышленности, то есть от мелких, раздробленных хозяйств к крупным, специализированным, активно сокращающим ручной труд. При этом мелкие крестьянские хозяйства рассматриваются как тормозящие

прогресс, не способные решить проблему продовольственного обеспечения страны. Также одним из центральных пунктов дискуссий считался вопрос о том, быть или не быть общине. Требовал решения и национальный вопрос. С конца 90-х годов начинается сокращение автономии Финляндии. По-прежнему остро стоит «еврейский вопрос». Сохраняется введённая ещё 1791 г. «черта оседлости», запреты на занятие сельским хозяйством, квоты

для студентов высших учебных заведений и т.д. Правительство инспирирует еврейские погромы. После указа 1903 года о секвестре имущества армянских церквей и передаче контроля за расходами под контроль государства обостряется «армянский вопрос». Итак, среди причин революции 1905-1907 гг. можно выделить: 1)Проблемы в аграрном секторе экономики, нерешённость аграрного вопроса;

2)Положение рабочего класса в обществе; 3)Правовое неравенство по таким признакам как сословие, религия и национальность; 4)Поражение России в русско-японской войне (1904-1905 гг.); 5)Одним из основных пережитков феодальных времён явилось царское самодержавие. 2. Классы и партии в революции. Революция 1905 - 1907 гг. носила не только антикрепостнический, но и антиимпериалистический характер. Многообразие и острота социально-экономического, политического и

национального конфликтов обусловили превращение России в узловой пункт всех противоречий мирового империализма, его наиболее слабое звено. Это предопределило, по словам Ленина, громадный размах революции, в которой переплелись две социальные войны: общенародная борьба за свободу и демократию и классовая борьба пролетариата за социализм.7 Задачами революции явилось свержение самодержавия и установление демократической республики.

Также ликвидация сословного неравноправия, введение свободы слова, собраний, партий и объединений, уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землёй. Требовалось срочное решение национального и рабочего вопросов. Движущими силами революции выступили широчайшие народные массы. Не стоит забывать и о роли пролетариата. Рабочие вступили в революцию как самый зрелый в политическом

отношении класс России, создавший в 1903 г. Свою партию - партию большевиков. К 1905 г. Русский пролетариат накопил опыт классовой борьбы, противопоставив себя не только буржуазии, но и царскому самодержавию. Рабочий класс, ядром которого был 3-х миллионный отряд промышленных рабочих, представлял крупную социальную силу, оказавшую огромное влияние на судьбы страны и шедшую во главе освободительного движения в России. Харьковская маевка 1900 г

Ростовская стачка 1902 г Всеобщая стачка на Юге России 1903 г. И забастовка Бакинских нефтяников 1904 г. Были предвестниками назревавшей революции. Не случайна география стачечного движения - преимущественно южные районы - где сосредоточились основные природные запасы России по нефти, углю - именно ресурсодобывающие отрасли на рубеже XIX - XX веков составили основное направление приложения капитала и свидетельствует о высоком развитии

капиталистической промышленности. Главным союзником пролетариата в революционной борьбе выступало многомиллионное крестьянство, ярким показателем революционных возможностей которого явились крестьянские восстания на Украине в 1902 г. Экономический кризис начала 20 в. Углубил социальные противоречия и способствовал росту классовой борьбы в стране. Я хотела бы привести примеры некоторых стачек и забастовок.

Путиловская стачка. 3 января 1905 года началась забастовка на Путиловском заводе. Причиной послужило увольнение нескольких рабочих. Попытка «собрания русских фабрично-заводских рабочих Петербурга» договориться с администрацией успеха не имела. В результате 4 января бастовало 15 тыс. рабочих, а 8 января уже 111 тыс.

Забастовка становилась всеобщей. Стачка в Иваново-Вознесенске. 12 мая началась стачка в Иваново-Вознесенске. В ней приняли участие около 70 тыс. рабочих. Стачка продолжалась 72 дня и охватила, кроме Иваново-Вознесенска, Шую, Тейково, Кинешму. В ходе стачки был организован первый в России общегородской Совет рабочих депутатов (151 депутат, председателем был

А.Е. Ноздрёв). Некоторые требования рабочих были приняты и выполнены, но работа возобновилась только 27 июня - только после того, как стачечный фонд и другие материальные средства были полностью исчерпаны. Окончательно предприятия Иваново-Вознесенска заработали с 26 июля. Восстание на броненосце «Потёмкин». 14 июня началось восстание на броненосце «Князь Потёмкин Таврический». 12 июня 1905 года «Потёмкин» снялся с якоря, отправившись в учебный поход.

Его сопровождал приданный в распоряжение командира броненосца миноносец. Днём миноносец отправился в Одессу за провизией для «Потёмкина», и вернулся с известием о политической стачке и баррикадных боях в городе. Достаточно было малейшего повода, чтобы на броненосце вспыхнуло восстание. Руководитель социал-демократической группы корабля Г.Н. Вакуленчук был в первый же день смертельно ранен в перестрелке.

Старший офицер И.И. Гиляровский (который своим поведением спровоцировал восстание) и ещё 7 офицеров были убиты, 14 - арестованы. Руководство броненосцем перешло к судовой комиссии во главе с А.Н. Матюшенко. Выступление развивалось под лозунгом «Долой самодержавие!». 14 июня вечером «Потёмкин» вошёл в Одесский порт (в Одессе 13 июня намечалась всеобщая политическая стачка).

Обсуждалась возможность совместного выступления рабочих и матросов, но большинство членов судовой комиссии во главе с Матюшенко высказались против этого, ожидая восстания на всей Черноморской эскадре. 17 июня «Потёмкин» под красным знаменем вышел из Одесского порта навстречу правительственной эскадре, состоящей из 5 броненосцев и 7 миноносцев. На броненосце «Георгий Победоносец» поднято восстание (посажен на мель офицерами, оставшимися на борту),

остальные корабли командующий эскадрой увёл в Севастополь. Но через 11 дней после начала выступления, 25 июня потёмкинцы сдались властям. Большую роль в развитии революции сыграла Всероссийская октябрьская стачка (6 октября 1905 года), а также восстания в армии и на флоте (в Кронштадте и Севастополе). Всероссийская октябрьская стачка. 6 октября началась стачка в

Москве на Казанской железной дороге. 15 октября стачка стала Всероссийской. Требования стачечников: 8-часовой рабочий день, демократические свободы, Учредительное собрание и т.д. В ходе стачечного движения создаются Советы. Всего в 1905 г. Создано 55 советов. Одним из первых образовался Петербургский Совет рабочих депутатов. И на первом заседании (13 октября) в здании

Технологического института - присутствовало около 40 человек. Председателем Исполкома был избран Г.С. Хрусталёв-Носарь, заместителями - Л.Д. Троцкий и А.Л. Парвус. И так можно заключить, что в условиях революции начинает складываться общественно-политическая мысль, также образуются различные общественно-политические движения.

Политические партии России рубеже XIX - XX веков составили три основные группы: 1)монархические; 2)либеральные; 3)революционные. Можно определить также три основных лагеря участников событий - революционный, правительственный и либеральный. 1. Монархические партии также принято назвать консервативно-охранительными (правыми). Сюда входят такие партии как «Союз Русского народа», «Русский народный союз имени

Михаила Архангела», «Партия русского собрания», «Русская монархическая партия». «Союз русского народа» - организация, возникшая в октябре 1905 г. В Петербурге. А. И. Дубровин (председатель Главного совета), В. А. Грингмут, В. М. Пуришкевич, Н. Б. Марков и др. «Союзу» покровительствовал царь Николай II. Центральным органом был Главный совет из 12 членов.

Основной печатный орган - газета «Русское знамя». Вот некоторые из основных программных требований этой партии. 1)Единство и нераздельность Российской империи, незыблемость основных начал русской государственности. 2)Учреждение Государственной думы с правом непосредственного доклада Государю. 3)Объединение деятельности министров и установление строгой, фактической ответственности их,

равно как и каждого должностного лица, за всякую неправильность в делах службы. 4)Допущение евреев в Государственную думу в числе не более трех лиц, выбранных от всего еврейского населения Российской Империи, для доклада Думе о частных нуждах еврейского народа. 5)Самое твердое, строгое и фактическое ограждение права собственности частных лиц, обществ и Государства. 6)Объединение деятельности министров и установление строгой, фактической ответственности

их, равно как и каждого должностного лица, за всякую неправильность в делах службы, по жалобам потерпевших частных лиц, приносимых прокурорскому надзору. 8 «Союз Михаила Архангела», полное название - «Русский народный союз имени Михаила Архангела», русская монархическая, черносотенная9 организация (партия), возникшая в начале 1908 в России в результате выхода из «Союза русского народа» ряда общественных деятелей во главе с

В. М. Пуришкевич. Основным органом Союза была избираемая на съездах на три года Главная палата из 14 членов. Союз имел свои ячейки во многих городах России, особенно крупные организации - в Москве, Одессе, Киеве. Союз выступал за сохранение исторических устоев России - Православия и Самодержавия, боролся за лишение избирательных прав иудеев и ограничение представительства

Польши и Кавказа. Вместе с тем Союз поддерживал существование Государственной Думы и одобрял Столыпинскую реформу, направленную на уничтожение крестьянской общины. Союз выпускал газету «Колокол», еженедельники «Прямой путь» и «Зверобой», распространял книги и брошюры, проводил собрания, чтения, массовые анти-либеральные и анти-семитские кампании против «либерально-масонских интриг». В ключевых программных установках позиции «Русского народного союза», «Партии русского собрания»,

«Русской монархической партии» совпадали с программами его монархических единомышленников. 2. Революционные события начала века вывели рос­сийский либерализм и его партии и группы в каче­стве наиболее представительной силы. Либеральных партий насчитывалось около 40. Среди них выделялось 2 крыла: умеренно-консервативное и либеральное. Ведущей партией умеренного крыла стал «Союз 17 октября», в который вошли представители промышленной

и финансовой буржуазии и помещиков. Он был основан в 1906 году. Название в честь Манифеста 17 октября 1905 г по мнению октябристов, вступление России на путь конституционной монархии. Численность вместе с примкнувшими группировками около 80 тыс. человек. Лидеры: А. И. Гучков, П. Л. Корф, М. В. Родзянко, Н. А. Хомяков, Д. Н. Шипов и др. Это была самая многочисленная фракция в 3-й

Государственной думе, попеременно блокировалась с умеренно-правыми кадетами. Основой экономики октябристы считали частную собственность. Основным способом действий являлся диалог с властью, осуществлявшийся в надежде на передачу части функций по управлению государством в их руки. Основные пункты программы: 1)Установление в России сильной и централизованной власти.

2)Принятие демократической конституции. 3)Требование народного равенства (против сильного расслоения общества). 4)Требование демократических свобод (свобода слова и т.д.). 5)Требование гражданского равенства. Ее программа была направлена на установление в стране сильной власти, пользующейся поддержкой народа: сохранение «единой и неделимой России». Ведущей партией радикального крыла стала конституционно-демократическая партия (кадеты).

Весной 1905 г. “Союз освобождения”, “Союз земцев-конституционалистов” и ряд иных либе­ральных организаций образовали “Союз союзов”. К этому времени была разработана программа конституционно-демократической партии. К кон­цу 1905 г. В России уже действовало более 70 реги­ональных кадетских комитетов. Основной социаль­ной базой кадетской партии стала интеллигенция. Множество блестящих имен, оппозиционность в сочетании с работоспособностью кадетских лидеров в публи­цистике,

большие связи в крупных столичных га­зетах и журналах, влияние в студенческой среде - все это вывело кадетов в число победителей на вы­борах в I Думу. Кадеты в программных и идейных установках делали ставку на реформы и компро­мисс. В феврале 1907 года была создана общедоступная газета «Народная свобода - Думский листок». Потеряв надежду на соглашение с пра­вительством, при котором бы кадеты получили места в правительстве, они сосредоточивают ора­торские и политические способности на критике правительства.

В отличие от октябристов кадеты считали Манифест 17 октября начальной стадией поли­тической борьбы, которую они намеревались продолжить в самой Думе, с целью установления подлинного парламентского правления в стране. Программа кадетов, принятая в 1905 году оставляла вопрос о форме государственного строя открытым. Но уже через 3 месяца, когда определился поворот в сторону движения революции, 2-ой съезд кадетов уточнил эту формулу: «Россия должна быть конституционной и парламентской монархией».

Стратегическую цель конституционные де­мократы определяли как конституционную мо­нархию с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с соблюдением всех политических прав и свобод личности. Программа включила требования обычных буржуазных свобод: слова, совести, собраний, союзов, неприкосновенности жилища, отмены смертной казни. Аграрная часть предусматривала наделение безземельных и малоземельных крестьян за счет государственных,

удельных кабинетских и монастырских земель. По рабочему вопросу программа требовала распространения законодательства на все виды наемного труда. Особое внимание уделялось расширению прав земств и распространению их на всю страну, созданию мелкой земской единицы. По национальному вопросу кадетская партия требовала свободы языков, признания права автономии в пределах Империи за Польшей и Финляндией. Программа провозглашала необходимость введения прогрессивного налогообложения,

развития прямых налогов, расширения и улучшения народного просвещения. Кадеты выдвинули группу влиятельных полити­ков: П. Н. Милюков, Р. М. Колюбякин, В. А. Макланов, П. Б. Струве, Ф. И. Родичев и другие. Наибольшую известность приобрел П. Н. Ми­люков. Кадеты не настаивали на железной партий­ной дисциплине в своей партии.

Поэтому на волне 1905 г. К ним примкнуло немало людей, которые потом довольно быстро отошли от политической де­ятельности. Если к весне 1906 г. В России насчиты­валось более 270 кадетских комитетов, то к началу 1908 г. Их число сократилось впятеро. Особенно ощущалось падение кадетского влияния в сельской местности. Общая численность партии сократилась вдвое. Кадеты стали типичной партией городской либеральной интеллигенции. 3. Раньше других политических партий в России возникли революционно-социалистические партии.

РСДРП и партия социалистов-революционеров (эсеры). Термин «социал-демократы» появился в последней трети XIX века. Он традиционно служил обозначением партий рабочего класса, которые стояли на позициях революционного марксизма. Российские социал-демократы заявили о себе в 90-х годах XIX века. Одним из проявлений их существования были статьи

В.И. Ульянова (Ленина), в которых он подверг резкой критике народническое движение и выдвинул идею создания революционной рабочей партии. Эта партия, по его мнению, должна была организовать классовую борьбу против буржуазного режима, уничтожить обществ порядки, угнетавшие трудящихся. Здесь просматривались два процесса - объединение промышленного пролетариата и его идеологическая обработка в духе революционного марксизма. Осенью 1895 года марксистские кружки в

Петербурге слились в единую организацию под названием «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Это объединение выступило за слияние всех групп марксистского толка в России в единую политическую партию. Первым проявлением деятельности новой партии стал выход в декабре 1900 года всероссийской социал-демократической газеты «Искра». Возглавил редакцию В.И. Ульянов (Ленин). Кроме него в редакцию вошли

Г.В. Плеханов, Л. Мартов, А.Н. Потресов, П.Б. Аксельрод и В.И. Засулич. Очень быстро в редакции газеты проявилась разность мнений, что впоследствии привело к расколу в партии. Суть их заключалась в том, что часть членов партии склонялась к легальным методам работы, с мягкой дисциплиной и политическим плюрализмом, склонностью к компромиссам с либеральной буржуазией. С другой стороны им противостояли сторонники жестких методов, достаточно близкие к народникам и не

признающие опыт европейской социал-демократии, к этому времени претерпевшей идеологические изменения.    В 1903 году прошел II съезд РСДРП, который расставил все по своим местам. На нем выделились две группировки. Будущие меньшевики, или, как их еще называли «мягкие искровцы», среди которых явным лидером являлся Плеханов, считали, что в предстоящей революции лидером должна быть буржуазия,  отсюда и необходимость налаживания с ней прочного союза.

В свою очередь «твердые» искровцы будущие большевики, где лидером был Ленин (Ульянов), считали, что основной силой революции мог быть только пролетариат. На съезде была принята программа РСДРП. Она состояла из двух частей: программы - минимум и программы - максимум. Программа-минимум ставила перед партией задачи на этапе буржуазно-демократической революции: в сфере политических преобразований - свержение самодержавия, установление демократической республики,

установление 8-часового рабочего дня, возвращение крестьянам ранее принадлежавшей им земли и отмена выкупных платежей. Программа-максимум определяла дальнейшее развитие революционного процесса - установление диктатуры пролетариата. Принятие этой программы было знаменательной и серьезной победой В.И.  Ленина и его сторонников.   Сторонники Ленина оказались в большинстве и при выборах в руководящий орган партии - ЦК. После этих выборов их и стали называть большевиками, а их противников внутри партии

- меньшевиками. Партия социал-революционеров (эсеры). Мелкобуржуазная партия, возникла в конце 1901 - начале 1902 года из объединившихся народнических групп и кружков, существовавших в 90-х гг. XIX века («Южная партия социалистов-революционеров», «Северный союз социалистов-революционеров», «Аграрно-социалистическая лига» и другие), продолжала традиции народников, признавала индивидуальный террор. Считала способными к восприятию социалистических идеалов все трудящиеся

классы населения (пролетариат, трудовое крестьянство, интеллигенцию). Историко-философское миросозерцание партии обосновывалось трудами Н. Г. Чернышевского, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, В. М. Чернова. Лидерами партии эсеров были: В. М. Чернов, Н. Д. Авксентьев, Г. А. Гершуни, А. Р. Гоц,

Е. К. Брешко-Брешковская, Б. В. Савинков. В первые годы эсеры не имели общепринятой программы, их идейные позиции и политические требования отражают статьи в центральном органе партии - «Революционная Россия» (№ 4 и № 8 за 1902 год), которым придавалось программное значение. В конце декабря 1905 - начале января 1906 состоялся 1-й учредительный съезд партии эсеров, на котором была принята программа, составленная В. М. Черновым.

Во вводной общетеоретической части программы эсеры пытались соединить отдельные положения марксизма (например, признание капитализма в России) с прежней народнической доктриной, положенной в основу их воззрений. Программными целями партии являлось: 1)Полная свобода совести, слова, печати, собраний, союзов, стачек. 2)Неприкосновенность личности и жилища. 3)Установление демократической республики с автономией областей и общин на федеральных началах. 4)Отделение церкви от государства.

5)Всеобщее избирательное право. 6)Введение прогрессивного подоходного налога, рабочего законодательства, 8-часового рабочего дня. 7)Социал-демократическая программа для рабочих. 8)Отмена косвенных налогов. Ядро программы эсеров составляла ее аграрная часть, в которой выдвигалось требование социализации земли, сочетавшее идею экспроприации крупной частной собственности на землю с требованием передачи этой земли сельским общинам.

Требование социализации земли с ее уравнительным разделом, равно как и другие демократические требования, обеспечили эсерам во время Революции 1905 - 1907 влияние и поддержку среди крестьянства. Основным тактическим средством борьбы против царизма эсеры считали индивидуальный террор. Они создали законспирированную «Боевую организацию», во главе которой с 1903 года был Е. Ф. Азеф (с 1908 года - Б.В. Савинков). Организация подготовила несколько крупных террористических

актов: в 1902 году - убийство министра внутренних дел Д. С. Сипягина С. В. Балмашевым, в 1903 убийство уфимского губернатора Н. М. Богдановича Е. Дулебовым, в 1904 убийство министра внутренних дел В. К. Плеве Е. Сазоновым, в 1905 году - убийство великого князя Сергея Александровича И. П. Каляевым.10 Издания: «Революционная

Россия» (в 1902 - 1905 нелегально), «Народный Вестник», «Мысль», «Сознательная Россия». Итак, обобщив и проанализировав все факты о партиях, можно сказать, что партийно-политическая система это важный элемент гражданского общества. Она возникла на базе быстрого развития в России западного уклада, расширения демократии, появления парламентаризма. Однако в целом общественная система, государственная власть оставались деспотичными, трудно поддавались

изменениям. Отсюда широкое применение политическими партиями и организациями насилия в борьбе за изменение общества – консервативный и революционный террор. Разделение в политике проходило по принципу «за демократию или против». В советской исторической литературе этот принцип было принято определять иначе: «за монархию или против». Однако это не отражало действительного содержания настроений того периода, и для общества была важна степень демократичности, а не форма государства.

Среди демократов преобладали социалистические идеалы, причем толкуемые по-разному. За переход к социализму выступали эсеры, социал-демократы, анархисты. Социалистическими идеями увлекалась на стадии становления движения и значительная часть либералов. Интеллигенция искала общественный идеал, по образцу которого можно было бы модернизировать Россию. Далее я хотела бы остановиться на событиях 1905 года, начиная с 9 октября 1905 года.

Историки делят революцию 1905 - 1907 годов на несколько этапов. Во всех этих этапах непосредственное участие принимали партии и классы как основные движущие силы. Поэтому я бы хотела поподробнее остановиться и рассмотреть эти этапы. Начало революции: с 9 января по май 1905 года. Началом революции послужила выше описанная Путиловская стачка, которая началась 3 января 1905 года.

В процессе стачки Г. Гапон предложил организовать шествие и передать Николаю II петицию с просьбой об улучшении положения рабочих. Помимо экономических рабочие, под влиянием большевиков включили в текст и политические требования. Рабочие требовали: передачи земли народу, отмены выкупных платежей, отмены косвенных налогов и замены их прямым прогрессивным подоходным налогом, исполнения заказов военного и морского ведомств в

России, а не за границей, прекращения войны по воле народа, политической амнистии, свобод личности, слова, печати, собраний, потребительско-производственных и профессиональных союзов, совести, борьбы труда с капиталом, всеобщего и обязательного народного образования за государственный счёт, ответственности министров перед народом и гарантий законности управления, равенства всех перед законом, отделения церкви от государства, отмены института фабричных инспекторов, учреждения при заводах и фабриках постоянных

комиссий выборных рабочих, которые совместно с администрацией разбирали бы все претензии отдельных рабочих, 8-часового рабочего дня и нормировки сверхурочных работ, нормальной заработной платы и др. Правительство, ожидая шествие, создало специальный штаб во главе в дядей царя Владимиром Алексеевичем. Город был разбит на сектора, во главе их поставлены генералы, имевшие в своём распоряжении 8 тыс. пехоты и 3 тыс. кавалерии. Князь

Васильчиков был назначен командующим войсками. К Петербургу, помимо имеющегося столичного гарнизона, были подведены войска из других городов. Желая предотвратить кровопролитие, группа интеллигенции решила послать к правительству депутацию. Среди делегатов были А.М. Горький, Н.Ф. Анненский, В.А. Мякотин, А.В. Пешехонов и др. Но министр внутренних дел П.Д. Святополк-Мирский их принять отказался, а председатель комитета министров

С.Ю. Витте сказал, что он бессилен что-либо сделать. 9 января утром около 140 тысяч человек - мужчины, женщины и дети - с иконами и хоругвями отправились к Зимнему дворцу. Рабочие Нарвского района несли большой белый флаг, на котором было написано: «Солдаты! Не стреляйте в народ!». Но это не помогло - расстрел демонстрантов произошёл в нескольких местах - на Дворцовой площади, у Нарвских ворот, у Николаевского,

Литейного и Полицейского мостов, на Невском проспекте, Морской и Гороховой улицах. Официально сообщалось о 130 погибших, в прессе говорилось, что расстреляно свыше тысячи человек. В тот же день в разных концах города (на Васильевском острове, Шлиссельбургском тракте, у Нарвской заставы, на Троицком мосту, у скверов на Невском) стали появляться баррикады.

Баррикадные бои возобновились и 10 января (на Васильевском острове); три дня после демонстрации не работал ни один завод Петербурга, а через неделю в Петербурге бастовало 40 тыс. человек. Весть о расстреле демонстрации в Петербурге разнеслась по всей стране - в ответ повсеместно, особенно в крупных промышленных центрах, начались забастовки и стачки. В Москве январская стачка длилась 10 дней - с 10 по 19 января.

Она охватила 140 предприятий. Всеобщая стачка в Лодзи переросла в уличные бои. Столкновениями с войсками сопровождались забастовки в Варшаве, Риге и других городах. Всего за январь бастовало около 440 тыс. человек. Спровоцированный расстрелом революционный взрыв вынудил Николая II пойти на уступки. Царь повелел в помощь выдать семьям пострадавших 50 тыс. рублей, был отправлен

в отставку Святополк-Мирский - на его место назначен А.Г. Булыгин. В объявлении, выпущенном от имени министра финансов Коковцева и генерал-губернатора Трепова, рабочим было обещано приступить к разработке вопросов о страховании. 10 января организованная и натасканная администрацией депутация «от рабочих Петербурга» была отвезена в Царское Село и представлена царю.

К концу января было принято решение о создании комиссии из представителей промышленников и рабочих под председательством Н.В. Шидловского для урегулирования их взаимоотношений. Наконец, 18 февраля 1905 года Николай II подписал рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина о возможности законосовещательной работы выборных представителей от народа. Но всё это вызвало у общества только ещё большее раздражение.

18 февраля в Петербурге началась массовая политическая забастовка. 23 февраля она переросла во всеобщую забастовку. Далее последовали вышеописанные события в Иваново-Вознесенске (12 мая 1905 года), восстание на броненосце «Князь Потёмкин Таврический» (14 июня 1905 года), а также бойкот Булыгинской Думы, когда министр внутренних дел Булыгин выработал пункт об учреждении

Государственной думы. Право участия в выборах в думу не получили рабочие, женщины, военнослужащие, учащаяся молодёжь. Устанавливался высокий имущественный ценз. Большевики сразу начали агитировать против Думы. Лозунг бойкота был подхвачен и другими левыми партиями - социал-демократическими, эсерами, «Союзом Союзов». Таким образом, на почве бойкота булыгинской Думы возник единый фронт левых и оппозиционных сил.

Период подъёма революции: с мая по декабрь 1905 года. Начало второму периоду положила Всероссийская октябрьская стачка, начавшаяся 6 октября 1905 года, о которой говорилось выше. В это время в правительственном лагере боролись две группировки. Одну из них представлял генерал-губернатор Петербурга Д.Ф. Трепов, основная идея которого была борьба с забастовщиками посредством военной силы.

Известный приказ «Патронов не жалеть и холостых залпов не давать» вполне чётко и объёмно характеризовал его политику и убеждения. Ярким представителем другого течения являлся С.Ю. Витте. Он был сторонником крупной буржуазии и царизма. Несмотря на рост революционного движения и явную неспособность правительства справиться с ситуацией только с помощью силы, Николай II колебался. Несколько недель в

Петергофе заседала комиссия из высших сановников для разработки законоположения о новых парламентских учреждениях, но договориться участники заседания ни до чего не смогли. Николай II провёл ряд совещаний с доверенными лицами - Сокольским, Будбергом, Танеевым, Орловым, Гейденом, Паленом, Рихтером, Победоносцевым, и, однако, по-прежнему колебался.

8 октября он получил письмо от С.Ю. Витте с просьбой об аудиенции. Витте написал царю письмо, в котором говорилось, что необходимо выступить с инициативой реформ, так как лучше уступки сверху, чем революция. И всё же царь колебался. В Петергоф был вызван дядя царя, великий князь Николай Николаевич. 10 октября Витте вновь был принят императором, и в присутствии

Александры Феодоровны вновь повторил свой доклад. Но после повторного доклада государь не дал Витте никакого ответа. Лишь 15 октября, когда Витте вновь прибыл в Петергоф, на этот раз вместе с Николаем Николаевичем, который заявил, что застрелится на глазах у императора, если тот не подпишет Манифест, Николай II, наконец, сдался. 17 октября он подписал Манифест, в котором провозглашались политические свободы и обещание выборов

в Государственную Думу. Основные положения Манифеста 17 октября 1905 года заключались в следующем: 1)«Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов»; 2)«Не приостанавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь также к участию в Думе… все классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных

прав»; 3)«Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий, поставленных от нас, властей».11 Не только либеральной оппозиции, но и многим высшим сановникам империи казалось, что «теперь начнется новая жизнь». Так, в частности петербургский генерал-губернатор

Трепов, а видный деятель политического сыска Рачковский вообще считал, что «завтра на улицах Петербурга будут христосоваться». Но вышло все с точностью наоборот. Манифест от 17 октября не только не остановил революцию, но дал ей новый импульс. Знаменателен тот факт, что именно 17 октября видный либерал Павел Милюков на одном из банкетов заявил своим единомышленникам, что «ничего не изменилось, война продолжается».

С другой стороны, свободы, обещанные Манифестом 17 октября 1905 г в условиях революции оказались пустым звуком. Когда кругом шли аресты подозреваемых, говорить о неприкосновенности личности было некому. Свобода слова также была минимизирована Законом от 13 февраля 1906 года, согласно которому любое лицо могло быть подвергнуто преследованию за «антиправительственную пропаганду». Свобода забастовок была резко сужена Законом от 2 декабря 1905 года, запрещающим бастовать государственным

служащим и рабочим предприятий, имеющих жизненно важное для экономики страны значение. И все же, Манифест 17 октября был выполнен в главном - в части выборов в Государственную Думу. Сам Николай II, оценивая значение Манифеста 17 октября, писал, что решение дать России гражданские свободы и парламент было для него «страшным», но, тем не менее, это решение «он принял совершенно сознательно».

Наконец, император пишет следующее: «После такого дня голова стала тяжелой и мысли стали путаться. Господи, помоги нам, усмири Россию».12 Позже 19 октября был опубликован Указ о мерах к укреплению единства в деятельности высших органов власти. Совет министров был преобразован в постоянно действующее, высшее правительственное учреждение с особым председателем, помимо императора. Председателем Совета был назначен

С.Ю. Витте. На Совет возлагалось объединение деятельности всех ведомств по вопросам законодательства и государственного управления. Все законопроекты до поступления в Государственную Думу должны были обсуждаться на Совете министров. Совет также курировал деятельность всех министерств. Исключение составляли только вопросы внешней политики и обороны и ведомство императорского двора и

уделов. Манифест, кроме всего прочего, предоставил возможность создавать легальные партии, чем немедленно воспользовались либералы. 12 - 18 октября проходит съезд конституционно-демократической партии (кадеты), оформляются и укрепляются такие партии как октябристы и черносотенцы. Кульминацией революции стало декабрьское вооружённое восстание в Москве (7 декабря 1905 года). Моссовет призвал начать всеобщую политическую стачку, которая потом переросла

в восстание. Его возглавили Н.И. Васильев-Южин, М.Н. Лядов и др. 18 декабря Моссовет принял решение о прекращении восстания, чтобы остановить дальнейшее кровопролитие. Однако восстание было поддержано более чем в тридцати городах. Период спада революции: январь 1906 - 3 июня 1907 года. 1906-1907 гг. стали периодом отступления революции, которая прошла в декабре 1905 г.

Кульминационный момент своего развития. Постепенно спадала волна забастовочных выступлений, хотя она и оставалась довольно высокой. В первые месяцы 1906 г. Обозначился и спад крестьянского движения. Положение правительства, таким образом, несколько улучшилось, чему в немалой мере способствовал большой заем, предоставленный царизму в апреле 1906 г. Французскими финансовыми кругами. В период наметившегося спада революции правительство продолжало курс,

сочетавший репрессии и уступки. 20 февраля 1906 г. Николай II утвердил новый закон о Государственной думе, наделивший ее законодательными правами. Такие же права получил и Государственный совет, являвшийся ранее высшим законосовещательным органом Российской империи. Половина его членов отныне назначалась царем (ранее монарх назначал всех членов Государственного совета), а половина - выбиралась по системе, предоставлявшей подавляющее большинство

мест в Совете дворянству. Рабочие, крестьяне вообще отстранялись от участия в выборах. Порядок формирования Государственного совета обеспечивал преобладание в нем представителей правых, консервативных сил. Преобразовывая Государственный совет, верхи рассчитывали (и этот расчет полностью оправдался) создать в его лице противовес возможным «увлечениям» Думы. Перемены, происшедшие в результате этих реформ в государственном строе

России, в апреле 1906 г. Были закреплены в новых Основных законах империи. Власть монарха в сфере законодательства отныне несколько ограничивалась Государственной думой и - здесь, скорее формально, чем фактически - Государственным советом. Впрочем, преимущества короны оставались очень широкими. Так, император сохранял возможность в ряде случаев законодательствовать в обход

Думы и Государственного совета, обладал правом абсолютного вето. Правительство назначалось и смещалось по усмотрению монарха и несло ответственность за свои действия только перед ним. Накануне созыва Думы С.Ю. Витте и большая часть членов его правительства подали в отставку. Новый кабинет возглавил И.Л.Горемыкин, пользовавшийся репутацией крайнего консерватора. Такую же репутацию имели и многие другие новые министры.

Торжественное открытие I Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 г. Ужиться с ней самодержавие, однако, не смогло. Попытки кадетов убедить правящие круги пойти на превращение Российской империи в «обычную» конституционную монархию, в частности, сделать министров ответственными перед Государственной думой, успехом не увенчались. Расценив действия депутатов как посягательство на прерогативы короны, правительство

И.Л.Горемыкина вступило в конфронтацию с Государственной думой. Некоторые представители придворно-бюрократических сфер выступали, впрочем, за сотрудничество с кадетами. Влиятельнейший неофициальный советник Николая II дворцовый комендант Д.Ф. Трепов высказывался даже за формирование кадетского правительства и вел на этот счет переговоры с П.Н.Милюковым. Некоторые сановники считали целесообразным создание коалиционного (полукадетского,

полубюрократического) кабинета. Вокруг всех этих планов в июне 1906 г. Разыгрывались хитроумные политические интриги. Важнейшее место в ряду проблем, обсуждавшихся I Государственной думой, занимал аграрный вопрос. Кадеты подготовили так называемый законопроект 42-х, составленный в соответствии с их аграрной программой. За постепенную национализацию земли и введение уравнительно-трудового землепользования ратовали трудовики

(законопроект 104-х). Законопроект 33-х, правда, отвергнутый Думой без обсуждения, предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю. В целом характер аграрных прений в Думе вызывал недовольство правящих кругов. В конечном счете, после долгих колебаний в верхах возобладала точка зрения сторонников разгона Думы. В начале июля 1906 г. I Государственная дума была распущена.

Часть депутатов, переехав в Выборг, обратилась к народу с Манифестом, который призывал население ответить на роспуск Думы отказом платить налоги, давать новобранцев на службу в армию. Роспуск I Государственной думы прошел сравнительно спокойно. Одновременно в отставку ушел и И.Д.Горемыкин. Главой правительства

Николай II назначил П.А.Столыпина, занимавшего с апреля 1906 г. Пост министра внутренних дел. Он понимал необходимость проведения серьезных реформ, призванных ввести развитие страны в нормальную колею. Широкая программа соответствующих преобразований была изложена им уже в августе 1906 г. В правительственной декларации, сопровождавшей закон о введении военно-полевых судов. В условиях широкого размаха терроризма 19 августа 1906 г.

Николай II утвердил закон о военно-полевых судах, которым отныне могли предаваться те или иные лица в случае, если «учинение преступного деяния является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании». В 1906-1907 гг. по приговорам военно-полевых судов были казнены 1102 человека. 20 февраля 1907 г. Начала свою работу II Государственная дума. Председатель - земский деятель кадет Ф.А. Головин.

Из 518 депутатов эсеры имели 37 мандатов, социал-демократы - 65, народные социалисты - 16, «трудовики» - 104, кадеты - 98, правые (октябристы) - 63. По своему составу она была в целом левее первой. Кадеты, чья деятельность в I Думе разочаровала широкие слои населения, потерпели на выборах тяжелое поражение, потеряв 80 мандатов. Значительно усилились правый и левый фланги.

Довольно большую фракцию образовали социал-демократы, отказавшиеся от бойкота. Правые партии и октябристы получили 54 мандата. В центре внимания II Думы, как и ее предшественницы, находился аграрный вопрос. Обсуждались основные положения «столыпинской» аграрной реформы, но утверждать их левое крыло Думы отказалось, 24 марта 1907 года аграрная комиссия

Думы отметила необходимость отчуждения помещичьих земель в пользу крестьянства. Кроме того, обсуждался бюджет 1907 года, вопрос о помощи голодающим и т.д. Кадеты продолжали выступать за отчуждение части помещичьей земли и передачу ее крестьянам за выкуп. Крестьянские депутаты настаивали на национализации земли. В конечном счете, со II Думой правительство ужиться также не смогло.

1 июня 1907 г. П.А.Столыпин предъявил социал-демократической фракции обвинение в подготовке военного заговора. Воспользовавшись сфабрикованным обвинением, в ночь на 3 июня 1907 года арестованы члены социал-демократической фракции Думы, а днем - опубликован указ о роспуске Думы. 3 июня 1907 г. II Государственная дума была распущена. Одновременно появился новый избирательный закон, резко перераспределявший голоса избирателей в пользу

помещиков и крупной буржуазии. Роспуск II Государственной Думы сопровождался введением нового избирательного закона, который резко ограничивал избирательные права самого многочисленного класса - крестьянства. Третьеиюньский государственный переворот (новое Положение о выборах в Думу в нарушение Основных законов было утверждено царем без санкции Думы и Государственного совета) означал поражение революции 1905-1907 гг.

4. Значение и уроки Первой революции в России. Революция 1905-1907 гг. явилась первой народной революцией империалистической эпохи и открыла новый мировой революционный цикл. Она была важным событием в мировой истории, просветила и организовала пролетариата и его союзников, выявила реальные возможности других классов и социальных групп, расшатала самодержавной строй, подготовила почву почту для последующих классовых битв и послужила началом периода революционных схваток, которые

привели в октябре 1917 г. К завоеванию власти пролетариатом. «Без такой «генеральной репетиции», как в 1905 г революция 1917 г как буржуазная февральская, так и пролетарская, Октябрьская, были бы невозможны”13 Революционные силы, выступавшие за уничтожение самодержавия и монархии вообще потерпели поражение. Консервативно-охранительные силы также проиграли, т.к. не смели противостоять изменениям. Россия обрела элементы парламентаризма, общество обрело свой голос и политические организации,

выражавшие его интересы. 3 июня 1907 г. Свободы были несколько ограничены. Часть политических партий перешла на нелегальное положение, часть существовала как бы полуофициально, как частные организации. Но все же многопартийность, оформившаяся в годы революции, сохранилась во всей ее многообразной палитре от черной сотни до анархистов. Россия вступила в полосу глубоких и необходимых реформ.

После окончания революции российский парламент активно занимался законотворческой деятельностью. Наибольший общественный резонанс вызвала деятельность Государственной Думы, хотя состав ее стал значительно консервативнее. Земевладельцам-помещикам – 51,5%, буржуазии – 24%, крестьянам – 22%, рабочим – 2,5%. От этого закона особенно пострадали крестьяне, которые составляли большинство населения.

Их представительство сократилось более, чем в 2 раза (в I Думе крестьяне имели – 47% голосов, во II Думе – 45%). Некоторые национальные районы были лишены права на свое представительство в Думе. В царском манифесте «О роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в

Государственную Думу» от 3 июня 1907 г. Четко ставилась задача обеспечить доминирование русских в представительном учреждении: «Созданная для укрепления государства Российского, Государственная Дума должна быть русской по духу».14 В III Думе представители консервативно-охранительного направления имели 144 места (из 429), в IV – 185 (из 442). Из революционных партий в небольшом числе были представлены социал-демократы (в

III Думе – 19 мест, в IV – 14). Главный результат заключался в том, что верховная власть была вынуждена пойти на изменение социально-политической системы России. Было достигнуто некоторое ограничение самодержавия, хотя у царя осталась возможность принятия законодательных решений и вся полнота исполнительной власти. Изменилось социально-политическое положение граждан России: введены демократические свободы, отменена цензура, разрешено организовывать профессиональные

союзы и легальные политические партии. Буржуазия получила широкую возможность участия в политической жизни страны. Улучшились материально-правовые положения трудящихся. В ряде отраслей промышленности увеличилась заработная плата и уменьшилась продолжительность рабочего дня. Крестьяне добились отмены выкупных платежей. В ходе революции были созданы предпосылки для проведения аграрной реформы, что способствовало дальнейшему развитию буржуазных отношений в деревне.

Она нарушила привычный уклад жизни, внесла в него острейшее политическое противоборство. При всех жертвах и издержках она дала мощный толчок всему ходу общественного развития России. Проявлением модернизации политического строя явилось ограничение самодержавия и устранение полного политического бесправия народа. В короткий исторический срок возникла многопартийная система. К 1906 году в России было около 50 партий (большая часть из них действовала в национальных районах).

В политической системе России появились элементы парламентаризма - Государственная Дума и Государственный совет, что повышало роль и значение политических партий в жизни страны. Стали складываться и другие массовые общественные структуры гражданского общества - профсоюзы, советы, которые стали объектом соперничества партий. Первая российская революция не в полной мере реализовала представившийся

России исторический шанс пойти по демократическому, конституционному пути, влиться в русло европейской цивилизации. Этому помешали как отсутствие социальной базы для развития демократических процессов, ярко выраженный антагонизм между господствующим классом и большинством люмпенизированного населения, так и историческая ограниченность самодержавия. Пророческими оказались слова, написанные П. Струве 6 декабря 1905 года: «Русская монархия, которая не заключит с революцией почетного для обеих

сторон мира, а победит ее реакцией эта русская монархия не выдержит не только второй революции, но и второй такой войны, какою была русско-японская война». Дальнейший ход российской истории подтвердил правоту этого вывода. И, всё же, окончание революции привело к установлению временной внутриполитической стабилизации в России. 5. Фото-приложение. Отречение Николая II П.

А. Столыпин Революционный Петербург 6. Литература. 1)Л.В. Жукова, «История России: с древнейших времён до настоящего времени», изд. «Экзамен», 2006 г. 2)А.С. Орлов, В.А. Георгиев «История России» М. «Проспект», 1999 г. 3)Г.А. Гапон, «История моей жизни», Ростов н/Д, 1990 г. А. П. Погребинский, «Государственные финансы царской

России в эпоху империализма», М 1968 г. 4)В. И. Бовыкин, Ю. А. Петров, «Коммерческие банки Российской империи», М 1994 г. 5)В. Гусев, «Рыцари террора», М.: Луч, 1992 г. 6)Ю.Ю. Иерусалимский, «Революция 1905-1907 гг. в России. Учебное пособие», Ярославль, 1995 г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.