Реферат по предмету "Государство и право"


Романо-германская правовая семья

Содержание Введение Глава 1. Основные аспекты правовые системы 1.1. Понятие правовой системы 1.2. Классификация правовых систем Глава 2. Романо-германская правовая семья
2.1. Система континентального права 2.2. Источники романо-германского права Заключение Список используемой литературы


Введение Тема курсовой работы выбрана потому, что право и государство неразрывно взаимосвязаны друг с другом, но каждая страна строит правовую систему, беря во внимание свои индивидуальные особенности исторического развития. Поэтому правовые системы различных государств отличаются друг от друга и имеют свои характерные черты. Это отличие бывает очень значительным. Но также следует заметить, что отдельные страны оказывают на другие государства непосредственное влияние, имеющее как политический, идеологический, так и экономический характер. В результате этого внутри права одного государства сосуществуют различные правовые системы. В работе сделана попытка исследовать проблему о том, что в настоящее время принято считать, что тремя основными правовыми системами являются: романо-германская, англо-саксонская, мусульманская. Право России тяготеет к романо-германской правовой системе, где основу составляет писаное право и законы. Но в целом Россия нуждается в некотором переустройстве права, в пересмотре законодательства. В данное время осуществляются реформы права в России, и изучение особенностей правовых основ других стран очень актуально на данный момент, так как это поможет проанализировать Российское законодательство, позволит использовать положительные моменты и избежать отрицательных последствий. Поэтому эта тема также является актуальной. Главной целью этой работы является изучение особенностей романо-германской правовой системы, закономерности ее становления и развития. В настоящее время эта тема очень актуальна, так как позволяет улучшить правовые системы, обогатить каждую из них. Так как правовые системы отражают социально-экономическое, политическое развитие и уровень культуры народа, то их изучение позволяет восстановить понятие об общественных отношениях, понять механизм общества исходя из прав и обязанностей. Актуальность этой темы, еще заключается в том, что мы можем со стороны рассмотреть и оценить право, которое существует сейчас в России, используя при этом опыт иностранных государств. Россия - страна кодифицированного права. На данном этапе развития, когда наше государство и право находятся в стадии становления, освоение особенностей правовых системы мира является катализатором в улучшении международных отношений и положения Россия на мировой арене. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка используемой литературы.










Глава 1. Основные аспекты правовые системы
1.1. Понятие правовой системы Система как философское понятие – это некоторое целостное явление, которое сотоит из различных частей, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Система права состоит и действует на основе общих объективных закономерностей и как каждая система характеризуется рядом признаков. Право – это органически целое правовое явление, т.е. право это не случайный набор правовых норм . Система права не может создаваться по субъективному усмотрению людей, так как обусловлена реально существующей системой общественных отношений, по этому система права характеризуется объективностью. Право отражает в своей специфической форме систему общественных отношений, а также оказывает на нее регулирующее воздействие. Если право не отображает в своих нормах потребности общества, то оно становится тормозом общественного развития и прогресса. Характеризующим фактором системы права являются единство и взаимосвязь норм, являющимися состовляющими системы права. Нормы права не могут функционировать изолированно друг от друга. Их регулирующая сила состоит в согласованности и общей целенаправленности. Если систему права лишить одного из структурных элементов, то этот элемент лишается своих системных функций, и следовательно, своей социальной значимости. Система права – это многообразное правовое явление, которое включает в себя различные по содержанию и своему объему структурные элементы. Система права подразделяется на нормы права, институты права , подотрасли и отрасли права. Система права – это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части. В жизни общества имеется градация между общественным и частным интересом. Эта градация находит свое объективное отражение в системе права. По этому все системы права условно включают в себя право частное и публичное. Такое деление возможно только в сфере правоотношеноий, т.е. в сфере реализации права. Право как система норм, исходящей из специфики общества, призвано защищать интересы этого общества, при этом учитывать интересы составляющих его отдельных индивидов. Защищая свои собственные интересы, государство с помощью правовых установлений защищает и интересы собственных граждан. Юридическая наука считает деление права на частное и публичное в какой-то мере условным, но в тоже время необходимым. Основанием для деления права является характер правовых взаимоотношений между индивидуумом и государственно-организованными структурами общества. Право частное или публичное, заключает в себе отношения конкретного лица не только к другим лицам, но и к обществу и государству в целом. Система права носит объективный характер, по этому она отражает реально существующие системы общественных отношений. Правовая система-это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих, уровень правового развития той или иной страны. Правовая система-это вся "правовая действительность" данного государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это: -собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках -правовая идеология-активная сторона правосознания -судебная(юридическая) практика Понятие "правовая система" имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о "национальной правовой системе", например, Великобритании, Германии, и т.д. Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания конкретных норм, а из их более постоянных элементов, использованных для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому возникла группировка правовых систем в "семьи".
Категория "правовая семья" служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство является результатом их конкретно-исторического и логического развития.
1.2. Классификация правовых систем
Заслуживает поддержки подход западных компаративистов, отрица­ющих типологию правовых систем единственно по признаку их классовой сущности. При классификации они используют различные факторы, начиная с этических, расовых, географических, религиозных и кончая юридической техникой и стилем права. Отсюда множество классификаций. Самой популярной оказалась классификация правовых семей, данная известным французским ученым Р. Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающей религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающей в качестве основной составляющей источники права. Р. Давид выдвинул идею трихотомии — выделения трех семей (или систем): романо-германской, англо-саксонской, или англо-американской, и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, охватывающий четыре пятых планеты, который по­лучил название «религиозные и традиционные системы. В основе другой классификации лежит концепция «западного пра­ва», и тогда возникает дуализм: западное право как продукт либерального общества, основанного на индивидуализме, традициях хрис­тианства, свободе предпринимательства и стремлении к правовой стабильности, призванного сохранить фундаментальные ценности, и социалистическое право как исключительно нестабильное, прехо­дящее (доктрина «отмирания права при коммунизме»), определяемое социалистическими экономическими, политическими и культурными условиями, в частности господством государственной собственности и планирования. В структуре западного права выделяются романо-германская и анг­лосаксонская системы. Эта идея выдвинута также Р. Давидом в 1950 г. в книге «Элементарный курс сравнительного гражданского права». Впо­следствии он отошел от этой позиции и стал придерживаться концеп­ции трихотомии. К. Цвейгертом и Г. Котцем в книге «Введение в правовое сравнение в частном праве», вышедшей в 1971 г., в основу классификации право­вых систем положен критерий «правового стиля». «Правовой стиль» складывается, по мнению автора, из пяти факторов; происхождения и эволюции правовой системы; своеобразия юридического мышления; специфических правовых институтов; природы источников права и спо­собов их толкования; идеологических факторов. На этой основе раз­личаются следующие «правовые круги»: романский, германский, скан­динавский, англо-американский, социалистический, право ислама, ин­дусское право. По существу, получен тот же результат, что и у Р. Давида. При этом во всех случаях не учитывается марксистско-ленинская типо­логия права, в основе которой лежит критерий общественно-экономи­ческой формации (рабовладельческое право, феодальное, буржуазное, социалистическое). А.Х.Саидов полагает, что только единство глобаль­ной марксистско-ленинской типологии и внутритиповой классифи­кации правовых систем дает возможность составить целостное пред­ставление о правовой карте мира. Исходя из группы критериев, включающих, во-первых, историю пра­вовых систем, во-вторых, систему источников права, в-третьих, струк­туру правовой системы — ведущие институты и отрасли права, он выделяет внутри буржуазного типа права восемь правовых семей: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, правовую семью общего права, мусульманскую, индусскую правовые семьи, семью обычного права и дальневосточную правовую семью. Они рассматрива­ются наряду с семьей социалистического права. Историческое развитие признается главным в определении их особенностей. В пределах социа­листической правовой семьи, теперь уже в историческом аспекте, сущес­твовали относительно самостоятельные группы: советская правовая сис­тема, правовые системы социалистических государств Европы, правовая система социалистических государств Азии и правовая система Респуб­лики Куба, которые, естественно, имели и имеют много общего, а также особенного и единичного. У отдельных авторов содержаться разные взгляды на элементы правовой системы, но в основных положениях эти взгляды совпадают. В работах российских ученых структура правовой системы характеризуется тремя группами правовых явлений. Во-первых, это юридические нормы, принципы и институты; во-вторых, совокупность правовых учреждений; в-третьих, совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая культура. Близкая к этой характеристика элементов правовой системы содержится в книге американского исследователя Л.Фридмена "Введение в американское право", где выделены правовые явления, объединенные также в три группы. Первая группа, называемая автором "структура", включает принципы правовой системы и правовые учреждения; вторая - "сущность" объединяет нормы и образы поведения людей внутри правовой системы, решения, "живой закон", нормы, которые принимаются; третья группа - "правовая культура" включает отношения людей к праву и правовой системе, идеалы и ожидания в правовой системе общества. Правовая культура, по мнению Фридмена, это та часть общей культуры общества, которая имеет отношение к правовой системе. Некоторые правоведы толкуют правовую систему, как право в "широком смысле", объединяют в качестве основных элементов этой сложной структуры правосознание, нормы права, правоотношения, правовые учреждения, правовую культуру. Правовая система каждого государства отражает закономерности развития общества, его исторические "национально-культурные" особенности. Каждое государство имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других государств, так и отличия от них, то есть специфические особенности. Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствует о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На правовую систему большое влияние оказывает политика, политическая культура. Современная правовая карта мира раскрывает многообразие правовых систем и в тоже время свидетельствует о стремлении государств к сближению, единству в законодательстве, правоприменительной деятельности в сфере регулирования рыночных отношения, охраны окружающей среды, в регулировании других сфер общественной и государственной жизни. Расширению взаимодействия правовых систем способствует Организация Объединенных Наций, насчитывающая в настоящее время свыше 180 государств - членов. Этот процесс стимулируют также законодательные акты суверенных государств, закрепляющие приоритет действия международных актов, относящихся к правам человека, к мирному урегулированию конфликтов между государствами. Правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, "правовые семьи". Группировка правовых систем в "правовые семьи" осуществляется на основе юридического подхода, при котором за основу берутся источники права, или частное или публичное право, другие юридические качества.
В древнем мире самой развитой правовой системой было римское право, юриспруденция Древнего Рима. Рецепция римского права стала важнейшей составной частью формирования в средневековой Европе романо-германской правовой системы, "правовой семьи". Свои ценности, особенности присущи правовой системе, сформировавшейся в Англии и ставшей основой семьи общего права. На формирование индусского, иудейского, а также мусульманского права решающее воздействие оказала религия.
Таким образом, существует ряд классифика­ций правовых систем прошлого и настоящего, с учетом общего, повто­ряющегося в рассмотренных классификациях, остановимся на характе­ристике основных правовых семей прошлого и современности.
Глава 2. Романо-германская правовая семья
2.1. Система континентального права Романо-германская правовая семья, или система континентального права (Франция, ФРГ, Италия, Испания и другие страны), имеет дли­тельную юридическую историю. Она сложилась в Европе в результате усилий ученых европейских университетов, которые выработали и раз­вили начиная с XII в. на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира. Внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права (Франция, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран) и группу германского права ( ФРГ, Австрия, Венгрия, скандинавские страны). Это яркий пример того, как внутри одного исторического типа сосуществуют несколько различных правовых систем. Отличительной особенностью романо-германской правовой семьи является то, что она покоится на нормативно-правовых актах, которые, как правило, кодифицированы. Право нашей страны также тяготеет к романо-германской правовой семье. На само становление романо-германской правовой системы повлияло право Древнего Рима, и сейчас она существует на заимствованных из римского права основных понятий, правовых институтов. "Восходя в своем историческом становлении к давно минувшим временам античности (и в этом смысле представляя феномен исчезнувшей цивилизации, даже принимая во внимание многовековую повторную жизнь римского права в науке и юридической практике позднего Средневековья, Возрождения, Нового времени) в современной юридической культуре и в современных системах права римское право не имеет непосредственно действительного практического значения. Внимание, которое заслуженно принято уделять римскому праву в рамках общего научного познания права в свое историческое время оказало влияние на становление национальных правовых культур всей так называемой романо-германской правовой семьи (к которой принадлежит большинство стран Европы, а также Латинской Америки, Африки, Азии), но особыми непреходящими внутренними качествами собственно римского права, обязанными как мгновенной работе над ним ученых юристов и правоведов-практиков, так и особым культурным условиям его первоначального возникновения". Многие термины из философии права и юридической практики взяты именно из римского права: "юстиция", "республика", "конституция", "мандат", "казус", хотя их настоящее значение зачастую не совпадает с их первоначальным смыслом. По С.С. Алексееву "романо-германская правоструктурная общность, характеризуется таким высоким уровнем нормативных обобщений, который основан на прямых системных кодифицированных актах законодательных и иных правотворческих органов и выражен в абстрактивно формируемых нормах, в формировании логически-замкнутой нормативной системы". Другими словами право в странах, относящихся к романо-германской правовой семье, проявляется в виде закона. Говоря о романо-германском праве, мы говорим о правовой культуре, основанной на юридической системе Древнего Рима. Однако "вопреки довольно распространенному мнению, романо-германское право опиралось непосредственно на римское частное право - право конституционного характера, хаотическое, лишь в какой-то мере систематизированное (да и то, после своего расцвета) в компиляции свода законов Юстиниана. Упомянутые достижения правовой культуры являются, скорее, элементом духовной жизни Возрождения, созданным в западноевропейских толкователями положений римского частного права - глоссаторами, историческая, недостаточно оцененная, заслуга которых состояла в том, что они на новом уровне духовной и интеллектуальной жизни эпохи Возрождения создали логические принципы, конструкции и обобщенные формулы, заложенные в римском частном праве. Они-то, эти логические принципы, конструкции и обобщенные формулы, а также терминология римского права, и могут быть охарактеризованы в качестве материалов правовой культуры, которая была воспринята законодательством континентальной Европы, а затем через более совершенные достижения его (Кодификацию Наполеона, Германское Гражданское уложение и др.) распространилось на многие страны мира". Во всех странах романо-германской семьи признается деление права на публичное и частное, известное еще со времен Римской империи и ставшее классическим. Публичное право регулирует отношения субординационные, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные нормы, которые не могут быть изменены, дополнены участниками правоотношений. Частное право опосредствует отношении между равноправными, независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозиционные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками. К сфере публичного права относятся конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное право, процессуальные отрасли ООН, институты Трудового права и т.д. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, ООН, институты трудового права и некоторые другие. Однако такое деление в огромной степени потеряло за последнее время то значение, которое имело на первых этапах развития континентального права, но тем не менее все еще остается важной характеристикой структуры современных национальных правовых систем. 2.2. Источники романо-германского права Важнейшим источником романо-германского права выступает закон. Законы принимаются парламентами стран системы, обладают высшей юридической силой и распространяются на всю территорию государства, всех его граждан. Заметим приоритет по отношению ко всем остальным источникам права. Он может запрещать или легализировать обычаи, отдельные положения судебной практики, внутригосударственные договоры. Согласно романо-германской доктрине законы подразделяются на конституционные и обычные. Во всех странах системы закреплены принципы приоритета конституционных законов над обычными. Кроме законов в странах романо-германской системы принимается множество подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, другие документы, издаваемые исполнительной властью. Вторым источником романо-германского права является обычай, который выступает в качестве дополнения к закону. Кроме того, обычай исполняет функцию сглаживания противоречий, несправедливости законодательных решений.
Третьим источником романо-германского права с определенными оговорками может быть признана судебная практика. Смысл этих оговорок сводится к тому, что согласно действующей доктрине, нормы права могут приниматься только самими законодательными или уполномоченными органами. Судебные практики верят лишь толкователям закона или каким-либо другим нормативным актам.
"В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период". Юридическая наука видит основную свою задачу в том, чтобы оп­ределить, какими должны быть эти нормы. Начиная с XIX в. основным источником (формой) права в странах, где господствует рассматриваемая правовая семья, является закон. Закон образует как бы скелет правопоряд­ка, охватывает все его аспекты, а жизнь этому скелету в значительной степени придают иные факторы. Закон не рассматривается узко и тексту­ально, а зачастую зависит от расширительных методов его толкования, в которых проявляется творческая роль доктрины и судебной практики. Юристы и сам закон теоретически признают, что законодательный поря­док может иметь пробелы, но эти пробелы практически незначительны. В романо-германской юридической доктрине и в законодательной практике различают три разновидности «обычного» закона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. В большинстве континентальных стран действуют гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уго­ловно-процессуальные и некоторые другие кодексы. Система текущего законодательства также весьма разнообразна. За­коны регулируют отдельные сферы общественных отношений, напри­мер акционерные законы. Число их в каждой стране велико. Особое место занимают сводные тексты налогового законодательства. В качестве основного источника права в странах романо-германской правовой семьи используется писаное право, т.е. юридические правила (нормы), сформулированные в национальном (внутригосударственном) законодательстве. Законодатель в связи с этим, должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах (законах и подзаконных актах) общие модели прав и обязанностей, участвовавших в правоотношениях индивидов и организаций. На правоприменителей возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных, административных решениях, что, в конечном счете, обеспечивает единообразие судебной или административной практики в масштабе всей страны. Судьи в государствах романо-германской правовой семье не обязаны следовать ранее принятому решению другого суда, за исключением судебной практики верховного суда. Но и в этом случае высшие судебные инстанции не вправе создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать нормы, закрепленные в соответствующих юридических актах. Среди источников романо-германской правовой семьи значительна (и все более возрастает) роль подзаконных нормативных актов: рег­ламентов, административных циркуляров, декретов министров и др. В романо-германской семье достаточно широко используются неко­торые общие принципы, которые юристы могут найти в самом законе, а в случае необходимости — и вне закона. Эти принципы показывают подчинение права велению справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент. Принципы раскрывают характер не только законодательства, но и права юристов. Сам законодатель своим авторитетом закрепляет некоторые новые фор­мулы. Например, ст. 2 швейцарского Гражданского кодекса устанавли­вает, что осуществление какого-то права запрещается, если оно явно превышает пределы, установленные доброй совестью, или добрыми нравами, или социальной и экономической целью права. Основной закон ФРГ 1949 г. отменил все ранее изданные законы, противоре­чащие принципу равноправия мужчин и женщин. Для юридической концепции этой семьи характерна гибкость, вы­ражающаяся в том, что юристы не склонны соглашаться с решением того или иного вопроса, которое в социальном плане кажется им не­справедливым. Действуя на основе принципов права, они действуют как бы на основе делегированных им полномочий. Осуществляя поиск права сообща, каждый в своей сфере и с использованием своих методов, юристы этой правовой семьи стремятся к общему идеалу — достичь по каждому вопросу решения, отвечающего общему чувству справедливос­ти на основе сочетания различных интересов, как частных, так и всего общества. Итак, среди важных источников права надо видеть общие принципы, содержащиеся в законодательстве и вытекающие из него. В наши дни, как и в прошлом, в романо-германской правовой семье доктрина составляет весьма жизненный источник права. Она влияет и на законодателя, и на правоприменителя. Законодатель часто выража­ет лишь те тенденции, которые установлены в доктрине, и воспринима­ет подготовленные ею предложения. Доктрина, утверждающая тождество права и закона, в прошлом сыг­рала особенно отрицательную роль, так как в период немецкой ок­купации, в частности во Франции, способствовала тенденциозной ин­терпретации антидемократических законов и обосновывала необходи­мость их исполнения. Во Франции она снова активизировалась после того, как Конституция 1958 г. разграничила сферы действия закона и регламента. Регламенты отныне не подлежали контролю с точки зрения их соответствия закону. Однако Государственный совет взял на себя функцию проверки их законности и аннулировал регламенты, когда они противоречили «общим принципам права», закрепленным в преамбуле французской Конституции, Антипозитивистская тенденция характерна и для ФРГ как реакция на то, что годы национал-социализма способствовала его политическим и расовым установкам, ибо видела в праве лишь то, что полезно государству. Складывается мнение, что признание важной роли законодателя не должно вести к тому, чтобы закрывать глаза на реальные отношения между ним и доктриной и ут­верждать диктатуру закона. Доктрина широко используется и в правоприменительной деятель­ности, в частности при толковании закона. Сегодня все более, например, во Франции, правоприменитель стремится к признанию независимого характера процесса толкования, к отрицанию того, что толкование заключается только в отыскании грамматического и логического смысла терминов закона или намерений законодателя. Он настаивает на необ­ходимости учета реальных отношений между ним и доктриной. Издава­емые во Франции, Германии и других государствах комментарии приоб­ретают все более доктринальный и критический вид, а учебники об­ращаются к судебной практике и вообще к юридической практике. Французский и немецкий правовые стили сближаются. С развитием международных связей большое значение для наци­ональных правовых систем приобрело международное право. Консти­туция ФРГ 1949 г. прямо предусматривает, что общие принципы меж­дународного права имеют приоритет перед национальными законами. Подобная норма в несколько иной редакции появилась и в Конституции Российской Федерации. В соответствии с Конституцией России 1993 г. Международные договоры, подписанные Российской Федерацией, являются источниками российского права, причем при возникновении противоречий между международными договорами и национальным законодательством приоритетом обладают именно международные правовые акты.
В системе источников романо-германского права своеобразно поло­жение обычая. Он может действовать не только в дополнение к закону, но и помимо закона. Роль обычая вопреки законам очень ограниченна, даже если таковая в принципе не отрицается доктриной. В России примером одобренного государством обычая является обычай делового оборота, закрепленный в ст. 5 ГК РФ и предполагающий возможность договаривающимся сторонам самостоятельно определять условия заключаемой сделки, если это не противоречит действующему законодательству. Вместе с тем, обычай кровной мести, сохранившийся до настоящего времени в ряде регионов, признается государством социально-вредным, а действия лиц, руководствующихся этим обычаем, рассматривается как противоправные. В целом, за редким исключением, обычай теряет здесь характер самостоятельного источника права.
Весьма противоречива доктрина по вопросу о судебной практике как источнике германо-романского права. Однако анализ реальной дей­ствительности позволяет сделать вывод о возможности отнесения судеб­ной практики к числу вспомогательных источников права. Об этом свидетельствует всевозрастающее количество публикуемых сборников и справочников судебной практики, а также значение прежде всего кассационного прецедента. Кассационный суд является высшей судеб­ной инстанцией. Поэтому судебное решение, основанное, например, на аналогии или общих принципах, оставленное в силе Кассационным судом, может восприниматься другими судами при решении подобных дел как фактический прецедент. Постановления французского Кассаци­онного суда и Государственного совета изучаются и оказывают влияние в различных франкоязычных странах, соседних или отдаленных. Это верно также в отношении других европейских и неевропейских госу­дарств, входящих в романо-германскую правовую семью. Учитывая со­временные стремления юристов всех стран опираться на закон, можно говорить о судебном прецеденте лишь как о некотором исключении, не затрагивающем исходного принципа господства закона. В России на официальном уровне прецедент не признается источником права. Вместе с тем, на практике прецедентными, по сути, являются акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, а также постановления Пленума Верховного Суда, обязательные для нижестоящих судов. Является прин­ципиально важным, чтобы судья не превращался в законодателя. Этого стараются добиваться в странах германо-романской правовой семьи. Но все сферы общественной жизни не сразу подвергались нормативному регулированию. Поначалу оно захватило лишь сугубо государственные интересы, а частные, имущественные и брачно-семейные продолжал регулировать обычай и судебная практика. Но постепенно нормативное регулирование распространилось на все сферы, области общественной жизни: как государственную, так и частную, и стало единственной формой правового регулирования. Нормативно-правовые акты создаются специальными компетентными государственными органами или же в результате референдума.
Заключение Расширение международных связей, как экономических, так и политических, способствует унификации правовых систем. В результате этого, хотя и увеличивается круг источников права, но соотношение их воздействия все равно неодинаково. Например, в странах с романо-германским правом (Франция, Германия, Италия) основным источником права является закон и подзаконный акт; в государствах, чьи правовые системы принадлежат к англо-саксонской правовой семье, ведущую роль играет судебный прецедент, который иногда даже стоит выше закона. Сейчас в некоторых странах идет тенденция к увеличению значения закона и подзаконных актов; в государствах континентальной Европы, наоборот, роль судебной практики и прецедента растет с каждым днем (при формально сложившемся принципе решения имеют законную силу только для дела, по которому оно вынесено, но суды более низкой инстанции все больше принимают во внимание решения высших судов для вынесения своего решения по аналогичному делу). Интегрирующее действие сыграло образование "общего рынка", который благодаря единообразному правовому регулированию стимулирует сближение источников права. Что касается России, то так как она является страной кодифицированного права, и происходит в данное время некоторая реорганизация правовой системы России, то изучение правовой системы современности, ее особенностей, источников является очень важным условием для дальнейшего становления России как правового государства, улучшения международных отношений и положения нашего государства на мировой арене.









Список используемой литературы 1. Конституция Российской Федерации М.1993г. 2. Алексеев С.С. Общая теория права: Юридическая литература, М. 1981г. 3. Аннерс Э. История европейского права, М. 1993г. 4. Богдановская И.Ю. Прецедентное право, М. 1993г. 5. Давид Р. Основные правовые системы современности, М. 1987г. 6. Омельченко О.А. Основы римского права. Учебное пособие, М. 1994г. 7. Сюкийянен Л. Р. Мусульманское право, М. 1986г. 8. Правовые системы мира. Справочник, М. 1993г. 9. Правовые системы мира. Справочник: Екатеринбург, 1995г. 10. Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. Справочник: Юридическая литература, М. 1993г. 11. Ромашов Р.А. Теория государства и права, М. 2002г. 12.Тилле А.А. Введение в сравнительное правоведение, М. 1988г. 13. Халфина Р.С. Договор в английском гражданском праве. М. 1959г. 14. Хропанюк В.Ю. Теория государства и права: Уч. пособие. М.1993г. 15.Фридмен Л. Введение в американское право, М. 1992г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.