Реферат по предмету "История"


Развитие культуры в Российской империи и СССР

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ РОССИИ НА ТЕМУ Развитее культуры в Российской империи и СССР. Выполнил Ганиятуллов С Развитее культуры в Российской империи и СССР. 1. Культура первой половины 19 века. 2. Культура второй половины 19 века. 3. Культура начала 20 века серебряный век. 4. Культурная революция цели, методы, результаты. 5.

Культура в середине 40-х, 60-х годов Сталин, Хрущв. 6. Культура в середине 60-х, 80-х годов Брежневский период. 7. Культура второй половины 80-х, 90-х годов. Пункты Образование и наука. Литература и общественная мысль. Архитектура. Живопись и скульптура. Музыка, театр, кинематограф.

Быт бытовая техника. 1. Культура первой половины 19 века. Образование и наука. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский,

Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях - лицеях.Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казнных типографий. Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в

Петербурге в 1814 году ныне Государственная Национальная библиотека. Правда, в то время е богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.В первой половине XIX в. русская наука достигла значительных успехов. Успешно изучалась русская история. Впервые образованный читатель получил обширную, написанную литературным языком 12-томную Историю государства Российского, созданную в 1816-1829 гг.

Н.М.Карамзиным. Заметный вклад в отечественную медиевистику внес Т.Н.Грановский, лекции которого в Московском университете имели большой общественный резонанс. Значительных успехов добились русские филологи, А.X.Востоков стал основателем русской палеографии, втесном содружестве работали русские и чешские славяноведы. В первой половине XIX в. Русские моряки совершили около 40кругосветных путешествий, начало которым

положилиэкспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского на парусникахНадежда и Нева 1803-1806. Предпринятая в 1819-1821гг. Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым экспедиция кЮжному полюсу на шлюпах Восток и Мирный открылаАнтарктиду. В 1845 г. начало работать Русскоегеографическое общество,В 1839 г. благодаря усилиям

В.Я.Струве открыласьзнаменитая образцовая астрономическая обсерватория вПулково под Петербургом, оборудованная крупнейшимтелескопом. Мировую известность получили работы отечественныхматематиков В.Я.Буняковского, М.В.Остроградского. Существенным вкладом в развитие математики было создание Н.И.Лобачевским так называемой неевклидовой геометрии. Успешно работали в области электричества русские физики.

В.В.Петров открыл электрическую дугу 1802, имевшую большое практическое значение, занимался проблемами электролиза. Работы Э.X.Ленца были посвящены вопросам превращения тепловой энергии в электрическую, П.Л.Шиллинг явился создателем электромагнитного телеграфа 1828-1832.Впоследствии в 1839 г. другой русский физик Б.С.Якоби соединил подземным кабелем столицу с Царским Селом. Якоби также много и успешно работал над созданием электрическогодвигателя, лодка с таким

двигателем прошла испытание на Неве. В мастерской Якоби использовалось еще одно его открытие - гальванопластика, изготавливалась скульптура, медные барельефы, которыми, в частности, был украшен Исаакиевский собор в Петербурге. Над изучением структуры металлов трудился металлург П.П.Аносов, химик Н.Н.Зинин сумел получить анилиновые красители из бензола, мировой известностью пользовались биологи К.Бэр и К.Рулье. Русские медики начали использовать наркоз при операциях

Н.И.Пирогов применил обезболивающие средства и антисептики в полевых условиях, работали в области переливания крови А.М.Филомафитский.Значительными былидостижения и в области техники. Ее развитие способствовало промышленному перевороту в России. В 1834 г. на Выйском заводе Урал, крепостные механики отец и сын Е.А. и М.Е.Черепановы построили одну из первых в мире железных дорог, а уже в 1837 г. первые составы

пошли по железной дороге Петербург - Царское Село. Первыепароходы на Неве появились в 1815 г а в 1817-1821 гг.они стали плавать по Каме и Волге. Литература и общественная мысль. Первую треть XIX называют золотым веком русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве. А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошл стремительный взлт в культурном

развитии России. Время Пушкина называют Золотым веком русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось.

Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убежднным патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества.

В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в е могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. А. С. Пушкин - гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Вс, что им создано это классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно

Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости Ещ при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать Н. В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли Вечера на хуторе близ Деканьки. Первая печатная форма Ревизора появилась в 1836 году.

Действительно, крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу. Архитектура. Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чтким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещ в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на

Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова.

Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведнное в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью.

По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами это шедевр мирового зодчества.В палитру разностилья Москвы классицизм внс свои яркие краски.

После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. Живопись и скульптура.

19 век принадлежит к числу наиболее значительных этапов в изобразительном искусстве. На смену иконописи и росписям храмов приходят светская живопись, скульптура и гравюра. живопись первых русских портретистов И.Никитин запечатлевала человека Петровской эпохи. Рождается живопись, где точность изображения, сочетается с непосредственным и несколько наивным поэтическим восприятием мира И.Вишняков, И.

Аргунов, А.Антропов.Со временем внутренняя жизнь человека передается в портрете все с большей достоверностью и глубиной характеристик Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский, скульпторы Ф.Шубин, М.Козловский, И.Мартос. В эпоху классицизма усиливается внимание к историческим темам А.Лосенко, П.Соколов, И.Акимов. Появляются произведения бытового жанра И.Фирсов, М.Шибанов. Постепенно, уже в начале XIX века, универсальный стиль классицизма уступает место

романтическому мироощущению. Естественность характера и свобода чувств частного человека В.Тропинин в поздних портретах К.Брюллова достигает глубины психологического анализа. Создаются полотна, которые становятся явлением духовной жизни общества Последний день Помпеи ГРМ Брюллова, Явление Христа народу А.Иванова. Заметно усиливается интерес к национальным и народным мотивам

А.Венецианов и его ученики. Академическая выставка 1849 года, где три картины П.Федотова имели большой успех, подтвердила, что живопись народных сцен становится все более актуальной. Музыка, театр, кинематограф. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии.

В России появился первый общедоступный художественный музей. В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренрами. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского

Ревизора, где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки Жизнь за царя. Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки Руслан и Людмила публика встретила холодно. В те времена ещ далеко не все осознавали подлинное значение его творчества.

Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещ высоту. 2. Культура второй половины 19 века. Образование и наука. Приходские школы играли важную роль, подготовив почву для прихода земской системы народного образования. Например, в 1864 году в 22305 церковных школах обучалось 363865 мальчиков и 63300 девочек.

И это без особого содействие в том государства.С 1864 года именно земская школа финансируется государством, а церковно-приходская не только остается без финансового участия государства, но и Положением о начальных народных училищах 1864 года ставится под надзор губернских и уездных училищных советов, т.е. Министерства народного просвещения. Хорошо же было положение господствующей религии. Что удивительного в том, что после постановления 1864 года число приходских школ, созданных по инициативе

приходского духовенства, начинает сокращаться, достигнув к 1881 году 4440 с 106385 учащимися. Утверждение, что в земских школах обучалось около 400 тыс. человек, что втрое больше, чем в церковно-приходских школах, есть досадное недоразумение. В 1895 году в 31835 школах обучалось 981076 человек что в 2,5 раза больше, чем в земских, а в 1914 году в 38138 школах 2113894 человека. Что же касается ассигнований, то в 1903 году на одну земскую школу в среднем тратилось в 3 раза больше

средств, чем на церковно-приходскую. Литература и общественная мысль. Основные черты и значение Серебрянного века для культуры россии.Художественная культура рубежа веков - важная страница в культурном наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов.

Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, всеобщей переоценки ценностей, по выражению М. В. Нестерова. Неоднозначным становилось отношение к наследию революционных демократов даже в среде прогрессивно мыслящих деятелей культуры. Серьезной критике со стороны многих художников-реалистов подвергся примат социальности в передвижничестве. В русской художественной культуре конца

Х1Х - начала ХХ в. получило распространение декадентство, обозначающее такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась уйти от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни.

Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям. Архитектура. Развитие русской скульптуры второй половины XIX в протекало в более сложных и менее благоприятных условиях, чем развитие живописи. Потребность в монументально-декоративной скульптуре резко уменьшилась, так как вместо пышных дворцов

теперь в основном строились доходные жилые дома. Можно назвать лишь небольшое число достойных упоминания памятников, воздвигнутых в это время. В первую очередь к ним следует отнести памятник А.С. Пушкину в Москве 1880 Александра Михайловича Опекушина 1844 - 1923. Этот памятник органически вошел в архитектурный ансамбль Москвы, став неотъемлемой частью ее облика. Наиболее талантливым скульптором второй половины

XIX в. был Марк Матвеевич Антокольский 1843 - 1902. Скульптора особенно волновали социально-этические проблемы. Его конкретно-исторические образы Петр I 1872, Иван Грозный 1875, Спиноза 1882, Ермак 1891 - и мифологические Христос 1876, Мефистофель 1883 - олицетворяют идеи борьбы двух начал в человеке - добра и зла.

Серьезные трудности испытывает во второй половине XIX в. русская архитектура. Развитие капиталистических отношений, рост городов требовали многоквартирных доходных домов, больших магазинов, вокзалов, фабрик. Большой размах строительства стимулировал применение новых материалов стекла, железа, но ни нового стиля, ни новых традиций архитектура этого периода не выработала.

На протяжении всей второй половины XIX в. архитекторы пытались новую строительную технику и новые практические требования нарядить в старые костюмы, беря их то из классицизма, то из барокко или ренессанса. Делались попытки использовать и некоторые приемы древнерусского зодчества. Например, в здании Исторического музея в Москве 1875 - 1881 использованы формы русской архитектуры XIX в. архитектор

В.О. Шервуд. Живопись и скульптура. Оживилась и художественная жизнь России. Появились горячие ниспровергатели старых принципов и правил в искусстве. Представители нового метода в искусстве - критического реализма, распространившегося в России во второй половине XIX в призывали бороться с угнетением и деспотизмом, с безнравственностью современного им социального строя. Громовым ударом прозвучала в 1855 г. диссертация

Н. Г. Чернышевского Эстетические отношения искусства к действительности, где отрицалось превосходство искусства над жизнью и были сформулированы основные требования нового поколения к искусству. Поколение борцов-революционеров, живших мечтой о переустройстве мира, видело смысл искусства не в восполнении недостатка прекрасного в жизни, а в отражении самой жизни во всей широте и многогранности ее проявлений. Прекрасное есть жизнь утверждал Чернышевский, но художник должен уметь объяснить ее, вынести о ней

свое суждение, свой приговор. Деятельность художника, считали революционеры-демократы Белинский, Добролюбов, Чернышевский, лишь тогда может получить общественное признание, когда он сделал свое искусство учебником жизни. Художники горячо взялись за осуществление эстетической программы, начертанной революционными демократами. Их внимание все более и более привлекала действительность. Все больше картин бытового жанра, ранее считавшегося низким и недостойным высокого назначения искусства,

стало появляться на выставках. Газеты и журналы запестрели многочисленными карикатурами, обличавшими угнетение и бесправие крестьян, низкопоклонство и взяточничество чиновников. Русская графика никогда еще не была столь смела и злободневна. Особую известность приобрели бытовые рисунки Петра Михайловича Шмелькова 1819 - 1890. Карандашом и акварелью изображал он юмористические сцены из жизни

купцов, чиновников, мещан, остро и точно передавая социальные особенности их поведения и облика. Среди живописцев первыми пошли по пути критического реализма московские художники - выпускники Московского училища живописи и ваяния с 1866 г Училище живописи, ваяния и зодчества. Находящееся в отдалении от царского двора и его постоянного надзора, Московское училище стояло ближе к жизни народа и его нуждам, чем

Петербургская академия художеств. В Училище был открыт доступ детям крестьян, мещан, мелких чиновников, т.е. разночинцам. Малоискушенные в тайнах науки о прекрасном, они приходили в Москву из глубин России, часто без гроша в кармане, но с горячим желанием овладеть мастерством и рассказать с помощью кисти и резца о переполнявших их души наблюдениях. Крупнейшим представителем московской группы художников, творческим методом которых стал критический

реализм, был Василий Григорьевич Перов, подлинный продолжатель обличительных традиций П. А. Федотова. В своих картинах Перов обличал всю несправедливость и порочность царского режима, фальшь и лицемерие церковных обрядов, грубость купечества, отдавая симпатии тем, кто страдает от произвола властей, кто слаб и угнетен. Музыка, театр, кинематограф. Во второй половине XIX века музыкальная жизнь страны заметно демократизировалась.

Благодаря усилиям ряда музыкантов-просветителей стали регулярно проводиться открытые, публичные концерты - симфонические и камерные. В оперные театры пришла новая, разночинная публика мелкие чиновники, интеллигенция, студенты.Рост общественного интереса к вопросам музыки привел к расцвету музыкальной критики. На страницах газет и журналов чаще стали появляться статьи и рецензии В.Ф. Одоевского, друга Глинки, который еще в 30-х годах пропагандировал и защищал от нападок его творчество.

Заблистали и новые имена - Александра Николаевича Серова 1820 - 1871, который был не только выдающимся критиком, но и талантливым композитором, автором нескольких опер в том числе Вражья сила, а также В.В. Стасова, Ц.А. Кию, Г.А. Лароша.Для развития и пропаганды музыкальной культуры в эти годы немало сделало Русское музыкальное общество, основанное в 1859 г.

Антоном Григорьевичем Рубинштейном 1829 - 1894. Общественный подъем, вызванный развитием освободительного движения с конца 50-годов, бурный экономический рост страны, философские, публицистические произведения Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, возглавивших передовые прогрессивные силы общества в борьбе за освобождение народа, оказали большое влияние на развитие русского театра XIX в. С появлением на сцене пьес великого русского драматурга

А.Н. Островского в истории русского театра наступает новая эпоха. Драматургия Островского - это целый театр, и в этом театре выросла плеяда талантливейших актеров, прославивших русское театральное искусство. И.А. Гончаров писал Островскому Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас, мы, русские, можем с гордостью сказать

У нас есть свой русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться Театр Островского. Кроме пьес Островского в русской драматургии второй половины XIX в. появляются пьесы А.В. Сухово-Кобылина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.К. Толстого, Л.Н. Толстого. Русский театр идет по пути утверждения правды, реализма. Первое представление пьесы Островского состоялось 14 января 1853 г. на сцене

Малого театра. В этот день была сыграна комедия Не в свои сани не садись. Главные роли исполняли Л.П. Никулина-Косицкая и П.М. Садовский - два замечательных актера Малого театра, талант которых полностью раскрылся именно в пьесах Островского. Спектакль имел необыкновенный успех.Во второй половине XIX в. значительно увеличивается интерес к русской современной драме.

Революционно-демократическая критика во главе с Чернышевским и Добролюбовым поддерживает драматургию Островского, обличающую темное царство купцов самодуров, продажность и лицемерие бюрократической машины русского самодержавия. В 50 - 70-е годы XIX в. большое общественное значение приобретает Малый театр. Его роль в культурной жизни России чрезвычайно велика.

Недаром Малый театр за его высокую просветительскую и воспитательную роль называли вторым университетом. Он утвердил на сцене драматургию Островского. После первой постановки комедии Не в свои сани не садись Островский все свои пьесы отдает на сцену Малого театра. Сблизившись со многими талантливыми артистами, Островский сам принимает участие в постановке своих произведений.

Его пьесы - целая эпоха, новый этап в развитии русского сценического искусства. Именно в пьесах Островского раскрылся талант крупнейшего актера Малого театра Прова Михайловича Садовского 1818 - 1872. Исполнение артистом роли Любима Торцова в пьесе Бедность не порок Островского стало одним из высочайших достижений артиста.

Современник Садовского писатель и актер И.Ф. Горбунов вспоминал, как один из зрителей воскликнул Любим Торцов - правда воплощенная правда выступила на сцену. Садовский сыграл 30 ролей в репертуаре Островского. Его герои, казалось, пришли на сцену из самой жизни, зритель узнавал в них хорошо знакомых людей. Садовский своим творчеством продолжал принципы великого актера-реалиста

Щепкина. Он стал родоначальником целой династии актеров. Быт бытовая техника. Раскол российского общества в области культуры.Влияние европеизации на верхние слои общества. Отчуждение повседневного быта низов от элитной культуры. развитие российской науки. Русская религиозная философия. Расцвет литературы, музыкального творчества, театра, живописи.

3. Культура начала 20 века серебряный век. Образование и наука. На рубеже ХIX-XX вв. в Московском университете еще действовал устав 1884 г по которому студенты считались отдельными посетителями университета, а не членами студенческой корпорации, любые студенческие организации были запрещены. Расформирована была и профессорская корпорация. Профессора превратились в отдельных лекторов, читавших курсы по заказанным планам.

В связи с ростом революционных настроений в среде студенчества ослабевал его интерес к науке. Но параллельно с революционным радикализмом, внутри студенчества на волне русского культурного ренессанса стала развиваться абсолютно новая мировоззренческая тенденция, которая способствовала образованию внутри студенческого течения, получившего название академизм, отстаивавшего автономию университета, защищавшего свое право на занятия наукой, как от правительственной реакции, так и от революционных лозунгов.

Духовным учителем академистов был философ, публицист и общественный деятель князь С.Н. Трубецкой 1862-1905, отстаивавший автономию Университета и в 1905 г. избранный его ректором. С.Н. Трубецкой сумел наметить новые ориентиры для российского университетского образования им скорее преследовалась цель самообразования молодежи и свободного общения студентов с профессорами, чем задача подготовки ученых специалистов. Свои теоретические взгляды

С.Н. Трубецкой попытался реализовать на практике, организовав в 1902 г. Студенческое Историко-филологическое Общество, в котором читались и обсуждались рефераты на темы, не укладывавшиеся в узкие рамки специальной факультетской программы.С.Н. Трубецкой связывал университет прежде всего с идеей общественной миссии сделать науку реальной и живительной общественной силой, созидающей и образующей, и выпускать не только специалистов, но и

лиц, наделенных широким общим мировоззрением. Новая система образования строилась на принципах единой трудовой школы. Обязательным было сначала четырехклассное начальное, а затем и семиклассное образование. 20-е гг. яркая страница в истории отечественной педагогики, время экспериментов и новаций безурочная система, безоценочное обучение, лабораторный метод, самоуправление и др В 30-е гг. ситуация в школьном образовании изменилась были восстановлены традиционные формы обучения

уроки, предметы, оценки, строгая дисциплина, опыт предыдущего десятилетия осужден как перегиб. К 20-м гг. относится создание так называемых рабфаков, факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы Институт красной профессуры. В конце 20-х 30-е гг. прошел целый ряд кампаний по изгнанию из университетов и институтов профессоров

и преподавателей, по мнению властей, не освоивших марксистское учение. Быстрыми темпами развивалась наука. Отставание России в промышленности не помешало ее ученым внести огромный вклад в мировую науку, названный революцией в естествознании. Это касалось и физики, и математики, и биологии, и химии, и многих других отраслей науки. Имена П. Н. Лебедева, В. И. Вернадского, Н. Е. Жуковского,

С. А. Чаплыгина, К. Э. Циолковского, лауреата Нобелевской премии И. И. Мечникова, И. П. Павлова, С. П. Боткина, Д. И. Менделеева и многих других стали гордостью России. Литература и общественная мысль. СИМВОЛИЗМ Русский символизм как литературное направление сложился на рубеже Х1Х и ХХ вв.Теоретические, философские и эстетические корни и источники творчества писателей-

символистов были весьма разнообразны. Так В. Брюсов считал символизм чисто художественным направлением, Мережковский опирался на христианское учение, Вяч. Иванов искал теоретической опоры в философии и эстетике античного мира, преломленных через философию Ницше А. Белый увлекался Вл. Соловьевым, Шопенгауэром, Кантом, Ницше. Художественным и публицистическим органом символистов был журнал

Весы 1904 1909.Для нас, представителей символизма, как стройного миросозерцания, писал Эллис, нет ничего более чуждого, как подчинение идеи жизни, внутреннего пути индивидуума внешнему усовершенствованию форм общежития. Для нас не может быть и речи о примирении пути отдельного героического индивидуума с инстинктивными движениями масс, всегда подчиненными узкоэгоистическим, материальным мотивам . АКМЕИЗМ Акмеисты в отличие от символистской туманности провозгласили культ реального земного бытия,

мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь. Но вместе с тем они пытались утвердить прежде всего эстетико-гедонистическую функцию искусства, уклоняясь от социальных проблем в своей поэзии. В эстетике акмеизма отчетливо выражались декадентские тенденции, а теоретической основой его оставался философский идеализм. Однако среди акмеистов были поэты, которые в своем творчестве смогли выйти из рамок этой платформы и обрести новые идейно-художественные качества

А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич.В 1912 г. сборником Гиперборей заявило о себе новое литературное направление, присвоившее себе имя акмеизм с греческого акмэ, что означает высшую степень чего-либо, пору расцвета. Цех поэтов, как называли себя его представители, включал Н. Гумилева, А. Ахматову, О. Мандельштама, С. Городецкого,

Г. Иванова, М. Зенкевича и др. К этому направлению примыкали также М. Кузьмин, М. Волошин, В. Ходасевич и др. ФУТУРИЗМ Одновременно с акмеизмом в 1910 1912 гг. возник футуризм. Как и другие модернистские течения, он был внутренне противоречивым. Наиболее значительная из футуристических группировок, получившая впоследствии название кубофутуризма,

объединяла таких поэтов, как Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, А. Крученых, В. В. Каменский, В. В. Маяковский, и некоторых других. Разновидностью футуризма был эгофутуризм И. Северянина И. В. Лотарев, 1887 1941. В группе футуристов под названием Центрифуга начинали свой творческий путь советские поэты

Н. Н. Асеев и Б. Л. Пастернак. Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций. В своем манифесте с эпатирующим названием Пощечина общественному вкусу, опубликованном в сборнике с тем же названием в 1912 г они призывали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности. А.

Крученых отстаивал право поэта на создание заумного, не имеющего определенного значения языка. В его писаниях русская речь действительно заменялась бессмысленным набором слов. Однако В. Хлебников 1885 1922, В.В. Каменский 1884 1961 сумели в своей творческой практике осуществить интересные эксперименты в области слова, благотворно сказавшиеся на русской и советской поэзии. В среде поэтов-футуристов начался творческий путь

В. В. Маяковского 1893 1930. В печати его первые стихи появились в 1912 г. С самого начала Маяковский выделялся в поэзии футуризма, привнеся в нее свою тему. Он всегда выступал не только против всяческого старья, но и за созидание нового в общественной жизни. Архитектура. Архитектура серебряного века развивалась в направлении, подчеркивавшем функциональное назначение зданий. В основном это были богатые особняки и общественные здания.

Их отличали пышное внешнее убранство, лепнина. На фасадах домов изображались силуэты кораблей, башенных кранов, аэропланов. Разворачивалось городское строительство. Проводилась комплексная застройка в крупных городах России. В частности, разрабатывается проект строительства района Новый Петербург на острове Голодай. В строительном деле начал применяться железобетон.

Живопись и скульптура. Новаторство в русской живописи проявилось в полотнах И. Е. Репина, В. И. Сурикова, К. А. Коровина, братьев А. М. и В. М. Васнецовых, призывавших к восстановлению первоначального значения высокой живописи, которое, как они считали, было ослаблено у художников предыдущих поколений.Традиции И. Е. Репина продолжил его ученик В. А. Серов художник, постоянно ищущий новые формы художественного

претворения реальности, автор множества замечательных портретов, пейзажей, натюрмортов, картин на бытовые и исторические темы.В целом же русская живопись начала века изобиловала большим количеством различных групп и художественных объединений со своими взглядами и направлениями. Все они внесли свой вклад в развитие русского искусства. Музыка, театр, кинематограф. Поистине гигантский подъем переживала русская музыка.

Традиции М. И. Глинки и П. И. Чайковского развивают А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский. Продолжали свою композиторскую и педагогическую деятельность С. И. Танеев, А. С. Аренский. Огромную работу по сохранению и пропаганде традиций русского народного музыкального творчества проводил В. В. Андреев. Огромную лепту в развитие отечественного театрального

искусства внесли К. С. Станиславский и В. И. Немирович Данченко, В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов. В это время интенсивно развивается новый для того времени вид искусства кинематограф. В 1911 г. вышел первый отечественный полнометражный фильм Оборона Севастополя. Быт бытовая техника. Наше понимание жилой среды стремительно меняется. У многих всякое упоминание о советском в любых его проявлениях вызывает отторжение.

Для других оно курьез, о котором стоит говорить исключительно иронически. Думается, что советские интерьеры не заслужили ни того, ни другого. Постепенно отношение к ним меняется. Приходит осознание советского искусства интерьера как продукта своего времени, как особого стиля со своим набором приемов, знаков и символов. Ведь, в конце концов, вазочки, картинки и гарнитуры были не чем иным, как подлинной жизнью страны,

воплощенной в вещах. 4. Культурная революция цели, методы, результаты. Культурная революция социалистическая, революционный процесс духовного преобразования общества, составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры высшей ступени в развитии мировой культуры, приобщение трудящихся к достижениям культуры. К. р. направлена на превращение всех трудящихся в социально активных участников культурно-исторического

процесса, на формирование нового человека. К. р. является одной из важнейших закономерностей построения социализма. Учение о К. р. как целой полосе общественного развития разработано В. И. Лениным, определившим е сущность, задачи и цели термин культурная революция введн Лениным в 1923 в работе О кооперации. Отбросив социал-демократические догматические схемы об обязательной очердности социальных преобразований и необходимости достижения высокого уровня культуры как предпосылки

социального переворота, В. И. Ленин после Октябрьской социалистической революции выдвинул программу К. р. К. р. обусловлена революционными преобразованиями в экономике и политике установление диктатуры пролетариата, обобществление средств производства, социалистическая индустриализация, коллективизация сельского хозяйства. К. р. начинается после завоевания власти рабочим классом и осуществляется трудящимися под руководством коммунистической партии. Она является необходимым условием построения социализма.

К. р. уничтожает духовное господство и культурную монополию буржуазии в обществе, превращает отчужднную от народа в условиях капитализма культуру в его достояние, предоставляя трудящимся полную возможность на деле пользоваться благами культуры, цивилизации и демократии см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч 5 изд т. 38, с. 94. Все орудия культурной деятельности становятся средством распространения новой, социалистической культуры. Ломая и отбрасывая вс реакционное, косное, устарелое

в культуре, К. р. сохраняет для нового общества вс то ценное, что было накоплено человечеством за его многовековую историю, вс прогрессивное культурное наследие, творчески и критически развивая лучшие образцы, традиции, результаты мировой цивилизации с точки зрения миросозерцания марксизма и условий жизни и борьбы пролетариата в эпоху его диктатуры там же, т. 41, с. 462. К. р. знаменует собой смену закономерностей духовного развития антагонистического общества,

выражавших углубляющийся разрыв культуры и народа, господство реакционной культуры, новыми закономерностями духовного развития. На основе этих закономерностей происходит становление и утверждение социалистической и коммунистической культуры. К. р. включает создание социалистической системы народного образования и просвещения, перевоспитание буржуазной и формирование новой, социалистической интеллигенции, создание социалистической литературы и искусства, подъем науки, формирование новой морали, утверждение атеистического

мировоззрения, перестройку быта и т. д. Важнейшей целью К. р. является превращение принципов марксистско-ленинской идеологии в личные убеждения человека, воспитание умения применять эти принципы в практической деятельности и вести бескомпромиссную борьбу с пережитками прошлого, с буржуазными и ревизионистскими взглядами. Социалистические культурные преобразования одинаковы по своей сущности и целям в различных странах

и видоизменяются в соответствии с национальными и историческими особенностями данного народа, нации, страны, с уровнем их экономического и культурного развития, достигнутым до начала К. р. В СССР, где впервые в истории была осуществлена К. р е особенности определялись значительной отсталостью, унаследованной от старого строя, неравномерностью экономического и культурного развития наций и народностей

России, 73 населения в возрасте от 9 лет и старше было неграмотным перепись 1897. В переходный период от капитализма к социализму в СССР была коренным образом перестроена система народного образования, ликвидирована массовая неграмотность, создана широкая сеть школ, вузов, культурно-просветительских учреждений. К. р. в национальных республиках по темпам развития опережала центральные районы страны. Перевоспитание старой и ускоренное формирование новой интеллигенции, вышедшей из рядов рабочего класса

и крестьянства, привело к расцвету науки, литературы и искусства. В Программе КПСС 1961 оценивается значение К. р. В стране осуществлена культурная революция. Она вывела трудовые массы из духовного рабства и темноты, приобщила их к богатствам культуры, накопленным человечеством. Страна, большинство населения которой было неграмотным, совершила гигантский взлет к вершинам науки и культуры 1972, с. 14. К. р. охватила все социальные, национальные, этнические группы,

способствуя развитию их сотрудничества и единства на основе марксистско-ленинского мировоззрения. Опирающаяся на принципы интернационализма, К. р. привела к всестороннему развитию всех национальных культур, ликвидации отсталости ряда народов и наций в области культуры. В СССР впервые создана письменность около 50 народностей, литература издатся на 89 языках, радиовещание ведтся более чем на 60 языках народов СССР. В ходе интенсивного расцвета и взаимообогащения национальных

культур усиливаются общие черты единой интернациональной культуры. Принципиально чуждая буржуазной установке на стандартизацию и нивелировку духовной жизни, К. р. создат предпосылки для свободного развития всех трудящихся. К. р. способствовала преодолению противоположности между городом и деревней, между людьми физического и умственного труда, росту политической активности масс, приобщению трудящихся к управлению обществом,

громадному подъму производительности общественного труда. В результате К. р. в СССР обновилась духовная жизнь рабочего класса и колхозного крестьянства, возрос их культурно-технический уровень, коренные изменения произошли в их сознании и быту. Из среды крестьянства выдвинулись миллионы квалифицированных колхозников и рабочих, специалистов, учных, общественных деятелей. Успешно развртывается процесс постепенного подтягивания культуры села до уровня

культуры социалистического города. До Октябрьской революции 1917 в России на 159 млн. человек населения приходилось 290 тыс. специалистов. Общая численность работников, занятых преимущественно умственным трудом, в СССР в 1973 достигла около 33 млн. человек. За годы Советской власти в 90 раз возросло число научных работников, в 1972 их насчитывалось 1055,4 тыс. человек

см. Интеллигенция. В зрелом социалистическом обществе важнейшей задачей культурного развития становится создание всех необходимых идеологических и культурных условий для победы коммунизма, ибо от культурного роста населения в огромной мере зависят подъем производительных сил, прогресс техники и организация производства, повышение общественной активности трудящихся, развитие демократических основ самоуправления, коммунистическое переустройство быта там же, с. 129 30.

Развивающаяся научно-техническая революция и связанная с ней интеллектуализация труда настоятельно требуют приобщения всех трудящихся к активной творческой деятельности, обеспечения массам возможности достижения уровня культуры, необходимого для активного участия в управлении обществом, для всестороннего развития личности. Руководствуясь марксистско-ленинским учением о К. р члены содружества социалистических государств творчески заимствуют вс наиболее ценное друг у друга.

Использование богатейшего опыта СССР, крепнущая культурная консолидация социалистических стран способствуют дальнейшему расцвету каждой страны, обогащению духовного потенциала мировой социалистической системы в целом. Европейские социалистические страны, избежав гражданской войны, смогли уже в первые годы народной власти успешно решить многие задачи К. р. Относительно высокий уровень развития производительных сил в ряде этих стран и помощь СССР предопределили сравнительно быстрое осуществление культурных преобразований.

В то же время сильное влияние религии например, в Польше осложняло проведение К. р. 5. Культура в середине 40-х, 60-х годов Сталин, Хрущв. Образование и наука. В конце 40 начале 50-х гг. стала складываться современная система К п. о. В библиотечных институтах и техникумах открылись факультеты отделения культпросветработы, в 1959 на таких факультетах Ленинградского, Московского и

Харьковского институтов введена художественная специализация. В 1964 библиотечные институты реорганизованы в институты культуры. Основным типом средних культурно-просветительных учебных заведений стали культурно-просветительные училища и школы. Подготовка культпросветработников была организована также в ряде библиотечных техникумов, музыкально-педагогических и педагогических училищ, в некоторых институтах искусств, консерваториях,

театральных и педагогических вузах, а также в высших школах профдвижения в Москве и Ленинграде. Культуры институты в СССР, готовят библиотекарей-библиографов, клубных работников, руководителей художественной хоровой, театральной и др. самодеятельности специалистов высшей квалификации для культурно-просветительных учреждений. В 1973 в СССР было 11 К. и. Ленинградский им. Н. К. Крупской создан в 1964 на базе

Библиотечного института, преобразованного в 1941 из факультета Коммунистического политико-просветительного института, открытого в 1918, Московский основан в 1964 на базе Библиотечного института, созданного в 1930, Харьковский основан в 1964 на базе Библиотечного института, открытого в 1935, Восточносибирский основан в 1964 в Улан-Удэ на базе

Библиотечного института, созданного в 1960, Краснодарский и Чимкентский оба в 1967, Хабаровский, Челябинский, Киевский все в 1968, Кемеровский 1969, Куйбышевский 1971.Ленинградский К. и. имеет филиал в Казани, Московский в Тамбове, Орле, Киевский в Николаеве, Ровно. Во всех К. и. есть дневные, заочные отделения, в

Ленинградском, Московском и вечерние. Срок обучения в К. и. 4 года, с отрывом от работы 5 лет. Ленинградский и Московский К. и. имеют право принимать к защите кандидатские диссертации. В 40-е годы в Подмосковье возникли НИИ и предприятия средств телекоммуникации, атомного, электронного и оборонного машиностроения. В соответствии с долгосрочной программой развития науки в

СССР в 50-60-е годы в городах Московской области возникли филиалы ведущих научно-исследовательских институтов СССР, со временем превратившиеся во всемирно известные научные центры. МЦТК специализируется в наиболее развитых областях науки и промышленности. Литература и общественная мысль. Сталинское руководство опасалось развития живой мысли, не поддающейся контролю, стремилось возродить атмосферу страха, тоталитарного доносительства, идеологической истерии,

характерную для конца 30-х гг. Летом 1946 г. было начато широкое наступление в области культуры, тесно связанное с именем одного из сподвижников И. Сталина А. Жданова и вошедшее в историю под названием ждановщины. Первыми объектами нападок стали литература, кинематограф, театр. 14 августа 1946 г. ЦК ВКП б обрушился на журналы Звезда и

Ленинград первый получил выговор, а второй был закрыт. Поводом послужили публикации произведений поэтессы А. Ахматовой и писателя-сатирика М. Зощенко. Журналы обвинялись в том, что стали проводниками идеологии, чуждой духу партии. Собрание Союза писателей, которое проводил сам А. Жданов, исключило А. Ахматову и М. Зощенко из рядов этой организации.

В результате проведения в жизнь такой линии в советских литературе и искусстве утвердился принцип бесконфликтности, лакировки действительности. Писатели боялись поднимать острые вопросы, Проблемы, кинематографисты избегали показывать действительную жизнь, но такую, какой она должна бы быть в соответствии с официальными положениями. Если существовали конфликты, то лишь между хорошим и еще лучшим, если появлялся отрицательный герой, то в конце он оказывался иностранным шпионом.

Примерами такого подхода были книги С. Бабаевского Кавалер Золотой Звезды, М. Бубеннова Белая береза, фильмы Кубанские казаки и др. В живописи утвердился стиль социалистического реализма. Наиболее характерным сюжетом были рабочие или колхозники, стоящие у доменной печи или у штурвала комбайна, или за заставленными продуктами столами, поднимающие тост за великого

Сталина. Лишь в произведениях, посвященных подвигу советского народа в Великой Отечественной войне, можно было встретить яркие характеры, правдивые изображения живых людей Повесть о настоящем человеке Б. Полевого, Звезда Э. Казакевича, Знаменосцы О. Гончара, В окопах Сталинграда В. Некрасова и др Архитектура. С начала 50-х гг. наметился определенный поворот в социальной политике

начинается рост благосостояния населения. Были увеличены ассигнования на жилищное и коммунальное строительство. В 1950 г. средняя обеспеченность городского населения жильем составляла 7,4 кв. м общей площади в расчете на одного жителя с учетом личных домов, составляющих треть городского жилищного фонда. Пределом мечтаний людей была комната в коммунальной квартире. Известная певица Г.П. Вишневская так описывает свои жилищные условия в начале 50-х гг.

Всего в квартире человек 35 естественно, все пользовались одной уборной и одной ванной, где никто никогда не мылся, а только белье стирали и потом сушили его на кухне. По утрам нужно выстоять очередь в уборную, потом очередь умыться и почистить зубы. В кухне четыре газовые плиты, семь кухонных столов. Живопись и скульптура. Типичный уклад жизни советских людей со всеми е многообразными проявлениями

отражается в жанровой Ж дающей поэтически яркое изображение новых людей и нового быта. Для советской Ж. характерны большие полотна, проникнутые пафосом социалистического строительства С. В. Герасимов, А. А. Пластов, Ю. И. Пименов, Т. Н. Яблонская и др Много места занимают картины труда, часто привлекающие своим национальным колоритом. Эстетическое утверждение своеобразных форм жизни союзных и автономных республик лежит в основе сложившихся

в советской Ж. национальных школ М. Сарьян, С. А. Чуйков, У. Тансыкбаев, Т. Салахов, Э. Илтнер, М. А. Савицкий, А. Гудайтис, А. А. Шовкуненко и др представляющих составные части единой художественной культуры советского социалистического общества.В пейзажной Ж как и в др. жанрах, национальные художественные традиции сочетаются с поисками нового, с современным чувством природы.

Лирическая линия русской пейзажной Ж. В. Н. Бакшеев, Н. П. Крымов, Н. М. Ромадин и др. дополняется развитием индустриального пейзажа с его стремительными, активными ритмами, с мотивами преображенной природы Б. Н. Яковлев, Г. Г. Нисский. Высокого уровня достигла натюрмортная Ж. И. И. Машков, П. П. Кончаловский. Эволюция социальных функций

Ж. сопровождается общим развитием живописной культуры. В границах единого реалистического метода советская Ж. добивается многообразия художественных форм, примов, индивидуальных стилей. Тяга к монументальным формам характеризует советская Ж. с первых лет е существования. Широкий размах строительства, создание крупных общественных зданий

и мемориальных ансамблей способствовали развитию монументально-декоративной Ж. работы В. А. Фаворского, Е. Е. Лансере, П. Д. Корина, возрождению техники темперной росписи, фрески и мозаики. В 1960-е гг. усилилось взаимовлияние монументальной и станковой Ж возросло стремление максимально использовать выразительные средства Ж. Музыка, театр, кинематограф. Советский Союз становился все более открытым для мира, учащаются международные

культурные контакты. В 1957 г. в Москве был проведен Международный фестиваль молодежи и студентов. Появились новые литературные произведения, ставившие острые проблемы Не хлебом единым М. Дудинцева, Районные будни В. Овечкина. Большой резонанс у читателей вызвала поэма А. Твардовского За далью даль, в которой впервые было сказано о культе личности

И. Сталина. Начали публиковаться молодые поэты Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Б. Окуджава, Р. Рождественский, чьи стихи впоследствии завоевали большую известность. Поэзия вошла в моду стихи читали в концертных залах на стадионах. Вошло в практику собираться по субботам на площади Маяковского, вокруг памятника поэту, где выступали молодые поэты, писатели, философы.

Активизировалась деятельность театральных режиссеров в Ленинградском театре комедии А. Лобанова, в московском театре им. Ермоловой О. Ефремов организовал студию молодых актеров, ставшую впоследствии театром Современник. После XX съезда начался подъем в кинематографическом искусстве. Был создан ряд выдающихся фильмов, вошедших в сокровищницу мирового киноискусства

Летят журавли, Тихий Дон, Сорок первый и менее значительные, но оставившие след в отечественной кинематографии Высота, Девчата, Весна на Заречной улице, Дорогой мой человек и др. Быт бытовая техника. К 1960 г. среднемесячная заработная плата рабочих и служащих достигла 80 рублей. Реальные доходы на душу населения в течение 50-х гг. увеличились на 87. Расширялось производство товаров народного потребления, в том числе холодильников, телевизоров, стиральных

машин. В середине 50-х годов значительно увеличились темпы жилищного строительства. К 1965 г. введенный в эксплуатацию жилой фонд составил 40 к имевшемуся в 1957 г. Быстрые темпы строительства объяснялись и тем, что строящиеся жилые дома отличались упрощенной планировкой низкие потолки, совмещенные санузлы и т.д Однако это позволило несколько снизить остроту жилищной проблемы. Именно с этого времени, по образному выражению О.Р.

Лациса, отдельная квартира превратилась из редчайшего исключения в преобладающую норму. Сотни тысяч семей стали жить в отдельных квартирах, и это вызывало у советских людей положительные эмоции. Существенные изменения произошли в жизни крестьян. В 1953 г. был сделан акцент на необходимость повышения жизненного уровня тружеников деревни. Усилилось внимание к личным подсобным хозяйствам.

Были снижены нормы, а в 1958 г. отменены обязательные поставки продукции с приусадебных участков крестьян, сокращен денежный налог, введены твердые суммы налогообложения. Крестьяне получили паспорта. Отмеченные меры дали положительные результаты. К 1958 г. за счет личного подсобного хозяйства крестьян обеспечивалось 53 прироста мяса, 35-38 картофеля, овощей, молока, шерсти, 87 яиц. 6.

Культура в середине 60-х, 80-х годов Брежневский период. Образование и наука. Большие успехи были достигнуты советской наукой. В СССР был создан первый лазер, положивший начало развитию лазерной техники. Советские физики занимали ведущее место в мире. Широкую известность получили работы акад. Л. А. Арцимовича, М. С. Иоффе, Б. Б. Кадомцева в изучении проблем управления термоядерной реакцией

Н. Г. Басова, А. М. Прохорова в области квантовой электроники и др. Советские физики Л. Д. Ландау, И. Е. Тамм, И. М. Франк, П. П. Черенков, Н. Г. Басов и А. М. Прохоров стали лауреатами Международной Нобелевской премии. Особенно впечатляющими были успехи в исследовании космоса. Первым космонавтом в истории человечества стал Ю.

Гагарин, первой женщиной-космонавтом - В. В. Терешкова, первый выход в открытый космос совершил А. А. Леонов. К сожалению, в 70 гг. приоритет в этой области был утрачен. Процессы демократизации общества, начавшиеся после XX съезда, привели к оживлению общественных наук. Вышли в свет такие фундаментальные труды, как десятитомная Всемирная история, многотомная История СССР с древнейших времен до наших дней, подготовлена шеститомная

История Великой Отечественной войны. Аналогичные процессы происходили и в области культуры. В начале 60-х годов наблюдалось значительное оживление культурной жизни. Был завершен переход ко всеобщему восьмилетнему образованию. За 60 годы более чем в два раза выросло число студентов высших и средних специальных учебных заведений. Литература и общественная мысль. В области литературы и искусства поворот к неосталинизму привел к

конфликту властей со значительной частью художественной интеллигенции. В 1966 г. за публикацию антисоветских произведений были осуждены Ю. Даниэль и А. Синявский. Была разогнана редакция Нового мира, А. Т. Твардовский снят с должности редактора. Эмигрировали или были лишены советского гражданства

В. Войнович, С. Довлатов, В. Аксенов, А. Гладилин, А. Кузнецов, В. Некрасов поэт И. Бродский кинорежиссер А. Тарковский режиссер Ю. Любимов и др. В 1974 г. был лишен советского гражданства и насильственно выдворен из СССР А. И. Солженицын. Советская литература разделилась как бы на две ветви. За рубежом были опубликованы такие значительные произведения, как

Архипелаг Гулаг, В круге первом, Раковый корпус А. И. Солженицына Ожог и Остров Крым В. Аксенова, Иностранка С. Довлатова, Жизнь и приключения солдата Ивана Чонкина В. Войновича, Заглянуть в бездну Ю. Максимова и др. Поэт И. Бродский за свои произведения был удостоен

Нобелевской премии. Но художественная жизнь, несмотря на идеологический пресс, продолжалась и в СССР. Прочно вошли в литературу писатели-деревенщики Ф. Абрамов, В. Белов, В. Астафьев, Б. Можаев, В. Распутан. Особое место в литературе заняли книги В. М. Шукшина с его своеобразным видением мира. Неотделимо от российской культуры творчество писателей союзных республик киргиза

Ч. Айтматова, белоруса В. Быкова, грузин Н. Думбадзе, Ч. Аираджиби, Ф. Искандера и др. Интересным явлением в культуре стала поэзия бардов А. Галича впоследствии эмигрировавшего, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Кима и др. Непризнаваемые официально, они пользовались популярностью и всеобщей любовью. Опять, как и в 20-30-е годы, ряд писателей писали в стол, не надеясь на публикацию.

Так были созданы произведения В. Гроссмана Жизнь и судьба, Б. Рыбакова Дети Арбата, В. Дудинцева Белые одежды, рассказы В. Тендрякова. Некоторые произведения распространялись в самиздате. Литература и искусство продолжали развиваться и под идеологическим прессом неосталинизма. Архитектура. В шестой пятилетке на строительство жилья было выделено 23,2 общего объема капитальных

вложений, в VIII - 17,2 , IX - 15,3 , X - 13,6 , XI - 16 . Очереди на получение жилья в 5-6 раз превышали вводимый жилой фонд. Только за период 1946-1956 гг. в городах и поселках были построены и восстановлены жилые дома общей площадью около 300 миллионов квадратных метров, что более чем в 1,5 раза превышает весь городской жилищный фонд дореволюционной России. В больших размерах жилищное строительство развернулось и на селе.

За этот же период колхозниками и сельской интеллигенцией построено около 5,7 миллионов жилых домов. Живопись и скульптура. Тяга к монументальным формам характеризует советская Ж. с первых лет е существования. Широкий размах строительства, создание крупных общественных зданий и мемориальных ансамблей способствовали развитию монументально-декоративной Ж. работы В. А. Фаворского, Е. Е. Лансере, П. Д. Корина, возрождению техники темперной росписи, фрески

и мозаики. В 1960-е гг. усилилось взаимовлияние монументальной и станковой Ж возросло стремление максимально использовать выразительные средства Ж. Музыка, театр, кинематограф. Кинематографии институт Всесоюзный государственный ВГИК, готовит для кинематографии и телевидения сценаристов, режиссров, актров, операторов, киноведов-редакторов, художников по оформлению фильмов, экономистов.

Основан в 1919 как Государственная школа кинематографии, с 1925 кинотехникум, с 1930 Государственный институт кинематографии, с 1934 ВГИК. В составе института 1972 факультеты постановочный с отделениями режиссрским и актрским, операторский, сценарно-киноведческий, художественный и экономический заочное отделение, аспирантура 17 кафедр, научно-исследовательский сектор, 10 учебных лабораторий, учебная киностудия, фильмотека около 3,5 тыс. копий

фильмов, в библиотеке свыше 200 тыс. тт. В 197273 учебном году во ВГИКе обучалось около 1,5 тыс. студентов в т. ч. студенты из 35 зарубежных государств работало около 200 преподавателей, из них 26 профессоров, докторов наук и 130 доцентов, кандидатов наук. ВГИКу предоставлено право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации.В 1960 70-е гг. советский Т. с новой силой обратился к раскрытию больших общественно-нравственных проблем

современной жизни пьесы В. С. Розова, А. М. Володина, А. Н. Арбузова, А. П. Штейна, А. В. Вампилова, И. М. Дворецкого, А. Е. Маканка, И. П. Друцэ и др Важное значение в современном театре имеет творчество режиссров Ю. А. Завадского, Р. Н. Симонова, М. О. Кнебель, Г. А. Товстоногова, В. Н. Плучека, Б. А. возглавили новаторские искания в

Т. в период между двумя мировыми войнами. Широко развернулся фронт политических, антифашистских Т. Быт бытовая техника. Вместе с ухудшением здравоохранения это привело к тому, что средняя продолжительность жизни в СССР снизилась с 69 лет в 1969 г. до 67,7 в 1985 г. В США - 75 лет, в Японии - 77. По уровню детской смертности мы опустились на 55-56 место в мире. На строительство объектов культуры в 70-80-х гг. выделялось лишь 0,7 общего объема капиталовложений.

И как следствие рост пьянства, преступности. Единственно, в чем находил выражение курс на повышение благосостояния, это рост номинальной заработной платы. Средняя зарплата выросла с 75 руб. в 1956 г. до 210 руб. в 1985 г но этот рост не обеспечивался соответствующим увеличением производства продуктов питания и предметов потребления. Начались инфляционные процессы. С 1971 г. до 1985 г. объем денежной массы вырос в 361 раз.

Один рубль 1985 г. по товарному обеспечению был равен 54 коп. 1961 г. Жизненный уровень в СССР в 70-е гг. не только не рос, но по ряду показателей снизился. Между тем в западных странах, несмотря на снижение темпов роста промышленного производства, наблюдался подъем благосостояния. Хотя благоденствие не стало всеобщим, 42 населения приобрели способность не только удовлетворять материальные потребности, но и накопить

определенные сбережения. Формировался новый уровень потребностей, разрыв стал приобретать качественный характер. 7. Культура второй половины 80-х, 90-х годов. Образование и наука. В области образования изменения стали происходить не ранее 1987 г. До этого времени многие начинания, в том числе и широко разрекламированная программа компьютеризации школьного обучения, оставались на практике лишь красивыми лозунгами.

Школьная реформа 1984 г. свелась к введению 11-летнего срока обучения и частичному повышению зарплаты учителей. Выделявшиеся из общего ряда преподаватели-реформаты В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин и др. так и не смогли оказать реального влияния на систему обучения, которая безнадежно отставала от требований времени. Численность студентов высшей школы с начала 80-х гг. стала сокращаться, а престиж высшего образования неуклонно падал.

Резко понизился интерес молодежи к получению образования, особенно по техническим специальностям. Все это обусловило начавшуюся в 1987 г. реформу высшей школы. Ее главным направлением стала интеграция образования, производства и науки. Вводился принцип взаимоотношений между вузом и предприятием на договорных основах. Предприятие заказывало подготовку специалиста определенного профиля и оплачивало его обучение.

Устанавливались гибкие учебные планы, упор делался на самостоятельную работу студента, наконец, отменялись различные льготы и привилегии при поступлении в вузы рабфаки, квоты на подготовку национальных кадров и др Преобразования в средней школе осуществлялись путем введения альтернативной образовательной системы. Стали появляться гимназии, лицеи, колледжи, организуемые на базе общеобразовательных школ и техникумов, но разрабатывавшие свои, особые учебные планы. В этих новых учебных заведениях, как правило, вводились

нетрадиционные предметы, учащимся предоставлялась относительная свобода выбора изучаемых дисциплин. Литература и общественная мысль. В области литературы и искусства в период перестройки произошли принципиальные изменения. С одной стороны, писатели, художники, артисты, режиссеры и другие представители творческих профессий были полностью избавлены от идеологической опеки КПСС и административной цензуры. Однако с другой стороны, они постепенно оказывались вынуждены подчиняться

законам рынка. На первое место вышли в конце 80-х гг. проблемы финансирования искусства и творчества. Профессиональный уровень большинства фильмов, спектаклей, развлекательных эстрадных программ заметно снизился. Роль и влияние телевидения и видеопродукции, активно приспосабливавшихся к рыночным отношениям и легко перестраивавшихся под вкусы потребителей, значительно возросли. Электронные СМИ и бульварная литература составили конкуренцию серьезным произведениям художественного

творчества, а дешевые поделки западной масскультуры постепенно подменили в восприятии значительной части общества подлинные образцы искусства, которые довольно быстро стали и вовсе недоступны для большинства публики. Происходило заметное снижение общекультурного уровня советского общества. Архитектура. По всей стране стали возрождаться храмы и монастыри, закрытые еще в первые годы советской власти. Живопись и скульптура. В области литературы и искусства в период перестройки произошли принципиальные

изменения. С одной стороны, писатели, художники, артисты, режиссеры и другие представители творческих профессий были полностью избавлены от идеологической опеки КПСС и административной цензуры. Однако с другой стороны, они постепенно оказывались вынуждены подчиняться законам рынка. На первое место вышли в конце 80-х гг. проблемы финансирования искусства и творчества. Музыка, театр, кинематограф. Профессиональный уровень большинства фильмов, спектаклей, развлекательных

эстрадных программ заметно снизился. Роль и влияние телевидения и видеопродукции, активно приспосабливавшихся к рыночным отношениям и легко перестраивавшихся под вкусы потребителей, значительно возросли. Перестройка в кино, начавшаяся с выхода на экран ранее запрещенных фильмов Агония Э. Климова, Комиссар А- Аскольдова, картины К. Муратовой, А. Са-курова и др была отмечена интенсивными творческими поисками отечественных кинематографистов.

Заметным явлением стала кинопублицистика и документальное кино. Больше света М. Бабака, Власть соловецкая М. Голдовской, Так жить нельзя С. Говорухина явились подлинными событиями в политической жизни страны. Огромный. общественный резонанс вызвало появление на советских экранах фильма Т. Абуладзе Покаяние 1987. Но постепенно в кинематографе проявились те же тенденции, что и в других

сферах отечественной культуры. Так, вышедшие, наконец, на широкий экран фильмы великих мастеров мирового кинематографа А. Тарковского, Ф. Феллини, И. Бергмана и др. уже не вызвали такого зрительского интереса, как раньше, уступая пальму первенства по посещаемости западным боевикам, комедиям и фильмам ужасов. Кроме того, кинотеатры не смогли конкурировать по разнообразию репертуара с видеосалонами, получившими большое распространение с конца 80-х гг. Создатели фильмов столкнулись с острой проблемой отсутствия

финансирования. Быт бытовая техника. Жизненный уровень в СССР в 90-е гг. не только не рос, но по ряду показателей снизился. Между тем в западных странах, несмотря на снижение темпов роста промышленного производства, наблюдался подъем благосостояния. Хотя благоденствие не стало всеобщим, 42 населения приобрели способность не только удовлетворять материальные потребности, но и накопить

определенные сбережения. Формировался новый уровень потребностей, разрыв стал приобретать качественный характер.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.