Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие основ конституционного строя
1. 1. Принципы демократического государства и республиканской формы правления
1.2. Принципы суверенитета народа и формы его осуществления
Глава 2. Социальное государство
2.1. Принципы приоритета права и свобод человека
2.2. Принцип экономического, политического и идеологического плюрализма в РФ
2.3. Принципы светского и многонационального государства
2.4. Принципы государственного суверенитета и разделения властей
Заключение
Библиография
Приложение Введение
Каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначения, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.
Конституцию справедливо называют основным, главным законом государства. Основы Конституционного строя - это совокупность закрепленных Конституцией основных положений и принципов, в соответствии с которыми должны находиться и другие положения Конституции, и все нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации. В то же время основы конституционного строя как бы моделируют новое российское государство и гражданское общество. Специальных комплексных актов, которые бы развивали и иллюстрировали конституционные характеристики государства (демократическое, правовое, федеративное (ст. 1), суверенное (ст. 4), социальное (ст. 7), светское (ст. 14), с республиканской формой правления (ст. 1) и принципы конституционного строя: народовластие (ст. 3), разделение властей (ст. 10), идеологическое и политическое многообразие (ст. 13) и др. ), нет. Есть, разумеется, законодательные и другие нормативно-правовые акты прямо или косвенно иллюстрирующие положения новой главы Конституции Российской Федерации, и это работа является попыткой подтверждения этого.
Сегодня, когда наши парламентарии говорят о необходимости смены конституции, необходимо понять, чем она стала неугодна многим, легко ли изменить действующую Конституцию, что вообще она собой представляет? На эти и многие другие вопросы и призвана ответить данная работа.
Эта проблема так же заинтересовала авторов учебников и научной литературы, которые использовались при написании данной курсовой работы.
Написанный известным российским ученым, заслуженным деятелем наук Российской Федерации, профессором, доктором юридических наук М. В. Баглаем учебник Конституционное право Российской Федерации характеризуется стремлением автора углубить теоретические знания по всем вопросам, в том числе и по вопросу основ конституционного строя.
Авторы учебника Конституционное право России, Козлова Екатерина Ивановна и Кутафин Олег Емельянович, впервые системно и полно изложили курс конституционного права России, активно использовав историко-правовой и сравнительный метод при написании этой работы.
Сборник Конституционный строй России, под редакцией Глушко Е. К. - это сборник научных статей, посвященный теоретическим и практическим проблемам, связанным с реализацией новой Конституции РФ. Предпринята попытка выяснения сущности и принципов осуществления отдельных моментов, входящих в основы конституционного строя.
Учебник Конституционное право, под общей редакцией профессора Лазарева В. В., подготовленный кафедрой государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, изложен с учетом новейших достижений науки и раскрывающий традиционные темы конституционного права, в том числе положений Конституции РФ, касающихся основ конституционного строя.
Книга Жуйкова В. М. - Права человека и власть закона, написана широко используя материалы судебной практики и анализируя, международное и российские законодательство, рассматривая вопросы судебной защиты прав и свобод граждан.
При написании этой работы использован третий по счету, но первый практический комментарий к Конституции Российской Федерации, под общей редакцией кандидата юридических наук Ю. В. Кудрявцева. Данный комментарий максимально привлек текущее законодательство, судебную и административную практику. Предназначен для юристов, аспирантов и студентов.
Сборник нормативных актов - Конституционное право России, предназначен, прежде всего для студентов и преподавателей, изучающих и преподающих конституционное право России. С учетом этого в сборник включены лишь основные нормативные акты и некоторые документы, являющиеся обязательными при изучении соответствующих разделов учебного курса. Второй раздел данного сборника носит название “Основы конституционного строя”, и включает в себя подборку нормативного материала, подборку действующих нормативно-правовых актов, которые составитель сборника доктор юридических наук, профессор Козлов О. Е., посчитал необходимым для изучения данного вопроса.
Также при написании использовались следующие источники:
1)Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. “О свободе вероисповеданий”.
2)Конституция Российской Федерации.
3)Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации”.
4) Федеральный закон “Об общественных объединениях”.
Глава 1. Понятие основ конституционного строя
Конституция 1993 года занимает верховенствующее положение в правовой системе нашего государства. Она применяет новое для нашего законодательства понятие “основы конституционного строя”. Оно заменило содержавшиеся в Конституции РСФСР 1937 г. понятие “общественное устройство” и в Конституции РСФСР 1978 г. понятие “основа общественного строя и политики”.
В каждом обществе имеется свой строй: экономический, политический, социальный, духовные отношения. Этот общественный строй и является основой для государства и права.
Конституционный строй - это совокупность закрепленных в конституции принципов, основных ее положений, в соответствии с которыми должны находиться все другие конституционные положения, а также текущее законодательство. Основы конституционного строя образуют ядро Конституции, т. е. то, что определяет само ее существо.
Положения главы 1 Конституции РФ, формирующие основы конституционного строя, занимают главное место в иерархии конституционных норм. Это находит свое выражение в том, что все другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя в соответствии с ч. 2 ст. 16 конституции РФ: “Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.”[1] Данное предписание адресовано прежде всего второму по уровню (после Конституционного собрания) органу учредительной власти - Федеральному Собранию, которое может принимать законы об изменении и дополнении статей Конституции, но за исключением содержащихся в главе 1, а также главах 2 и 9 (ч. 1 ст. 135). Ни один принятый Федеральным Собранием закон, вносящий изменения в Конституцию РФ, не должен противоречить основам конституционного строя. Все нормы, содержащиеся в последующих главах Конституции РФ, должны толковаться в соответствии с положениями главы 1. Положения гл. 1 Конституции РФ могут быть изменены только в ходе полного пересмотра всей Конституции.
Таким образом, статьи 1 главы Конституции РФ имеют высшую юридическую силу над другими статьями, любые изменения этих статей недопустимо.
Статья 16 завершает важнейшую главу Конституции России “Основы конституционного строя”, которая определяет главные черты государственного и общественного строя, форму правления и политический режим (на этих моментах мы остановимся более подробно в дальнейших главах данной работы). Эти положения необычайно важны, на них базируются все последующие главы Конституции. Принципы, закрепленные в главе 1 из-за их чрезвычайной важности нуждаются в особой защите. Это нашло свое отражение в Основном законе, который не допускает пересмотра парламентом положений этой главы. Данное конституционное установление дает стабильность нашей Конституции и конституционному строю. Если же предложения о пересмотре положений Конституции будут поддержаны 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то они могут быть рассмотрены в особом порядке, предусмотренном в главе 9 Конституции с соблюдением весьма сложной процедуры.
1.1. Принципы демократического государства и республиканской формы правления
Принципу демократизма следуют многие государства. Первые демократические государства возникли еще в период античности. Само слово демократия происходит от греческого слова (demos - народ, kratos - власть).
"Демократический политический режим характеризуется выборностью, сменяемостью, отчетностью высших должностных лиц, юридическим равенством граждан, гарантиями прав меньшинства и недопущением произвола большинства. Он предусматривает четкое определение границ возможного вмешательства государства в сферу гражданского общества и обеспечивает эффективное функционирование механизма ограничения произвола бюрократического аппарата государства. Демократический политический режим предполагает существование определенного порядка, законности, прогнозируемости поведения граждан, государственных организации и легальных организаций". [2]
Таким образом, наиболее существенными признаками демократии являются следующие:
1) наличие у граждан широкого круга прав и свобод, которые гарантированы государством;
2) отсутствие у органов власти вне правовых дискреционных полномочий;
3) открытость государственных решений и доступность общество значимой информации;
4) право исполнительных органов государственной власти издавать лишь подзаконные акты, но не законы;
5) широкое применение в деятельности государства метода политического компромисса.
Следует принципу демократизма и Россия. в соответствии с ч. 1 ст. 1 Конституции РФ: “Российская Федерация - Россия есть демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления”. Здесь сформулировано четыре принципа организации государственной власти.
Первый принцип - это демократичность.
Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается, прежде всего, в положении о том, что единственным источником власти в России является народ. В Российской Федерации участие народа в осуществлении государственной власти осуществляется в различных правовых формах, закрепленных Конституцией: референдум (ст. 3), свободные выборы (ст. 3), участие граждан в отправлении правосудия (ст. 32), местное самоуправление граждан (ст. 12).
Демократичность государства проявляется в том, что граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе участвовать в управлении делами государства (ст. 32). Конституцией РФ и законодательством предусмотрена выборность, непосредственно населением, законодательной власти (ст. ст. 94-97), представительных органов местного самоуправления (ст. 130), таких руководящих должностных лиц, как Президент РФ (ст. 81), главы администраций субъектов федерации. Участие представителей народа в осуществлении судебной власти в качестве народных и присяжных заседателей предусмотрено в ст. ст. 32, 47, 123 Конституции РФ.
Второй принцип - это республиканская форма правления.
Республиканская форма правления - принцип внутренней организации государственной власти, непосредственно связанной с демократией. Он характеризует государство, в котором высшие органы власти избираются населением либо другими выборными (т. е. представительными) органами. Кроме того, представительные органы избираются на определенный срок, а решения в коллегиальных органах (состоящих из трех и более депутатов) принимаются голосованием большинством голосов. Такая форма правления отличается от монархии, где власть целиком или частично принадлежит одному лицу и как правило, передается по наследству, и где выборного представительного органа государственной власти может и не быть.
Главой государства в Российской Федерации является ее президент, избираемый гражданами сроком на четыре года (ст. ст. 80, 81), а представительным и законодательным органом - Федеральное Собрание (парламент), одна из палат которого - Совет Федерации составляется из двух представителей от каждого субъекта РФ: по одному из представительного и исполнительного органов государственной власти, а другая - Государственная Дума, избирается населением сроком на четыре года (ст. ст. 94, 95, 96).
Итак, исходя из положений ст. 1 Конституции РФ, по форме правления Россия - республика. Республика - это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются прямо или формируются парламентом. Существуют две основные разновидности республиканской формы правления: президентская и парламентская. В президентской республике полномочия главы государства и главы правительства сосредоточенны в руках президента. А в парламентских республиках обеспечивается верховенство парламента, перед парламентом правительство ответственно за свою деятельность.
Какая же форма правления существует в нашей стране - президентская или парламентская? В прямом, классическом виде - ни президентская, ни парламентская. Думается, что в России парламентско-президентская форма правления. Президент избирается народом, имеет полномочия, позволяющие, ему действовать независимо от правительства и в то же время наряду с президентом действует правительство, ответственное перед парламентом.
Третий принцип - Российская Федерация как федеративное государство.
Федеративное государство характеризуется сложной формой территориального устройства, при которой суверенная власть государства разделена между центральными, т. е. федеральными органами власти, входящих в федерацию государственных образований - субъектов федерации.
Субъекты федерации - территориальные единицы, подобные государству по статусу, обладающие не всеми, но некоторыми признаками государства (например, конституцией, законодательными органами). Поэтому современное понимание федерации означает государство, в состав которого входят территориальные образования - субъекты федерации, обладающие определенной частью суверенитета, т. е. относительной самостоятельностью в осуществлении власти на собственной территории. Государственная власть разделена между центральными общегосударственными органами, решающими преимущественно вопросы общего значения, и органами членов федерации, представляющими интересы данных регионов и соответствующего им населения.
Согласно Конституции 1993 г. Российская Федерация состоит из 89 субъектов федерации, равноправных в отношениях с общефедеральными органами. Это республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Принципы распределения власти по территории, т. е. принципы федерального устройства, закрепляются в Конституции РФ. Такими принципами согласно ст. 5 Конституции РФ являются: " государственная целостность, единство системы государственной власти, "открытость" (т. е. возможность принятия нового субъекта), равноправие и самоопределение народов, возможность изменения статуса субъекта, равноправие субъектов федерации в отношениях с федеральными органами, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации"[3].
Принцип федерализма дает правовую гарантию целостности, как территории Федерации, так и территорий ее субъектов, где обязательным условием федеративного государства является верховенство федерального законодательства над законодательством субъектов федерации.
И, наконец, четвертый принцип - Российская Федерация как правовое государство.
Правовое государство - государство, само ограничивающее свою власть правом, т. е. системой общеобязательных норм, вырабатываемых обществом для упорядочивания, стабилизации жизни людей. Правовое государство “связано” правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. А нормы, выражающие меру прав и свобод, должны быть зафиксированы в Конституции и законах.
Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями, которые являются признаками правового государства:
- верховенство закона (в правовом государстве ни один государственный орган, ни одно должностное лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон; Конституция РФ, ее положения обязательны абсолютно для всех государственных и самоуправленческих органов, учреждений и организаций, общественных объединений, любых должностных лиц, а так же частных физических и юридических лиц, находящихся на российской территории, независимо от их государственной принадлежности);
- взаимная ответственность государства и личности (важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы; ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов; все вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином, в свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов (ст. ст. 2, 3, 6 Конституции РФ);
- разделение властей (это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью; данный принцип закреплен в ст. 10 Конституции РФ: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельно.”);
- гарантия прав и свобод личности (реальная гарантия прав и свобод личности является чрезвычайно важным конституционным признаком правового государства, принцип которого закреплен в статье 2 Конституции РФ: “ Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Иными словами, государство обязано не только соблюдать права и свободы человека, но и создавать условия для их реального воплощения);
Кроме того, важнейшая характеристика права - это отражение в его содержании возможных для реализации потребностей общества (народа), прав и свобод человека, легитимность, т. е. одобрение народом. Закон, принятый не легитимной властью, игнорирующий интересы народа, свободы человека, может быть и не правовым (например, нормативные акты, согласно которым ссылке и иным репрессиям подвергались члены семей осужденных за государственные преступления). Именно в Конституции страны должны быть сформулированы основные принципы права, которые могут и должны использоваться как критерии проверки “правового” и “не правового” в действиях государственной власти, прежде всего принятых ею законодательных актах. Конституция страны и должна выступать тем исходным правовым законом, который содержит в себе свод принципов национального права.
Поэтому верховенство Конституции РФ в правовой системе страны ( ст. 4, 15 ), как и верховенство права ( ст. 1 ) должны служить одной общей цели - подчинению государственной власти, законов и подзаконных нормативных актов, деятельности государственных органов, должностных лиц, т. е. праву как общепризнанному социальному порядку, обеспечивающему нормальное свободное прогрессивное развитие общества, позволяющему сочетать, учитывать и разграничивать возникающие в обществе многообразные интересы; мирным, ненасильственным путем разрешать социальные проблемы (конфликты и споры).
Правовая деятельность государства (т. е. деятельность, протекающая в рамках права) отличается от деятельности не правовой, в рамках которой превалируют мотивы политической целесообразности (а целесообразность каждым индивидом может пониматься по-своему), под которым чаще всего кроются интересы конкретной властной верхушки. Так, Указ Президиума Верховного Собрания от 17 февраля 1967 г. № 818, утвержденный парламентом страны, узаконил не правовой порядок автоматической утраты гражданства лицами, отъезжающими на постоянное жительство в Израиль. Закон “ О гражданстве СССР” 1978 г. такой способ утраты не предусматривал.
Указанные в части первой ст. 1 Конституции характеристики РФ как государства, только взятые в совокупности, выражают его политико-юридическую природу. Они дополняют и уточняют друг друга, находятся во взаимозависимости.
1.2. Принципы суверенитета народа и формы его осуществления
Важнейшей основой конституционного строя России признается принцип суверенитета народа (ст. 3). Его смысл состоит в том, народ (постоянно проживающее население страны, имеющее избирательные права) выступают важнейшим субъектом государственного права и государственной власти. Воля народа должна быть главным источником государственной власти и его решений.
Само понятие “суверенитет” дословно “ верховная власть” означает единство, независимость власти какого-либо социального целого (субъекта). В науке этим термином принято охватывать три вида суверенитета: народный, национальный и государственный. С учетом того, что Конституция РФ признает “человека, его права и свободы высшей ценностью”, философы, политологи и социологи стали говорить о суверенитете личности. В органическом сочетании характерных особенностей каждого из видов суверенитета центральное место принадлежит суверенитету народа. Принцип суверенитета народа означает, что именно народ определяет судьбу и характер своего государства, придает своим решениям обязательную (и для самого государства) силу и форму закона (референдум), формирует конституцию страны и важнейшие органы государственной власти (выборы). В Конституции установлено, что “носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (ч. 1 ст. 3). Здесь подчеркивается, что власть государства ограничивается не только действующим правом, но и волей народа, которая, будучи выраженной, в формах, установленных конституцией, становится правом. Народ любой страны неоднонационален. Любой народ как носитель суверенитета составляет социальную общность, проживающую на определенной территории, имеющую свои традиции, культуру, историю, государственность. Поэтому, как носитель государственного суверенитета народ всегда многонационален. Социальная миграция на Земле привела к тому, что в XX веке понятия “суверенитет народа” и “национальный суверенитет”, как и “суверенитет нации” приобретают сходное значение. Государство, тем более демократическое, признающее естественные права человека, стоит на страже свободы любого индивида независимо от его национальности, поэтому национальный, этнический, расовый признак не должен становиться критерием государственной власти. В Конституции России “многонациональный народ” употреблено, чтобы усилить акцент на неделимость власти по национальному признаку, несмотря на то, что внешние признаки государственности, образуемому, поэтому признаку, еще остались в российском, федеративном устройстве в виде республик в составе РФ, автономной области и автономных округов.
Народ как субъект конституционного права осуществляет суверенитет непосредственно (прямая демократия), выражая свою волю на референдуме, всеобщих выборах, кроме того, воля народа может быть выражена его представителями (представительная демократия). Представительными органами по Конституции РФ являются:
1) Президент Российской Федерации;
2) Парламент РФ - Федеральное Собрание РФ;
3) законодательные органы субъектов РФ;
4) руководители исполнительной власти субъектов РФ;
5) народные заседатели и присяжные заседатели в судах;
6) представительные органы местного самоуправления.
Важнейшей формой осуществления суверенитета народа России является всенародное принятие или утверждение Конституции. Народ также вправе формировать важнейший учредительный орган - Конституционное Собрание, способный решать судьбу Конституции страны.
Таким образом, суверенитет народа - право народа решать важнейшие вопросы установления принципов власти и государства. Во всех кризисных ситуациях власть должна обращаться к народу.
глава 2. Социальное государство
2.1. Принципы приоритета права и свобод человека
Принципы демократического, правового, федеративного государства и республиканской формы правления, суверенитета народа, так или иначе, отражают взаимосвязь государственной власти с народом, т. е. обществом в целом, производность власти от общества, подчинение его потребностям.
Признание прав и свобод высшей ценностью непосредственно вытекает из зафиксированного в ст. 1 Конституции положения о Российской Федерации как о демократическом правовом государстве. Провозглашение приоритета человека, его прав и свобод по отношению к остальным социальным ценностям, ориентация на эти права и свободы в государственной деятельности - один из важнейших принципов такого государства. Права и свободы во многом определяют место человека в обществе, его взаимосвязи с государством.
По отношению к государству человек выступает в разных ролях: гражданин, иностранец, лицо без гражданства, как личность по отношению к обществу. Вся система связей, которые человек поддерживает, его индивидуальное положение - личность человека. По словам Сукало А. Е.: “Само общество формируется с помощью личности. Чем более развито общество, тем более развита личность, и наоборот”.[4] Для нормального развития общества нужно, чтобы свободно развивалась личность. К признанию этого человечество шло очень долго. Если не защищена личность, то и государство может погибнуть, т. к. личность с помощью силовых мер будет освобождаться от угнетения. Признание этого нашло свое отражение в ряде международных конвенций, которые регулируют отношения человека, общества и государства. В них подчеркнуто, что личность имеет такой суверенитет независимо от того, в каком государстве он находится и от статуса этой территории.
Главная задача Конституции - признать правосубъектность и правоспособность каждого человека, установить систему взаимоотношений.
Следует обратить внимание на проводимое в Конституции разграничение на права и свободы человека и права и свободы гражданина. Такой подход не традиционен для нашего конституционного законодательства, которое прежде исходило из представления о гражданстве как о лице, получающем свои права в качестве “дара” государства и всецело подчиненном ему. Проводя различия между человеком и гражданином, Конституция восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые впервые в истории человечества были закреплены в законодательных актах - в Декларации независимости (1776 г., США), в Билле о правах (1789 г., США), в Декларации прав человека и гражданина (1789 г., Франция).
В соответствии с Конституцией Россия - социальное государство. Из ч. 1 ст. 7 Конституции РФ следует, что “Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”. Таким образом, закрепляя принцип социального государства, Конституция РФ определяет его обязанность поддерживать малообеспеченные и в ином плане социально незащищенные слои населения. Такая деятельность государства, направленная на создание условий достойного существования каждого человека, осуществляется путем определения социальных государственных стандартов в сфере охраны труда, здоровья населения, гарантированного минимального размера оплаты труда, государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, безработных за счет систем социальных служб, государственных пенсий, пособий и др.
Конституция рассматривает принцип социального государства как одну из основ конституционного строя и в этом качестве гарантирует ему особую защиту: он может быть пересмотрен только новой Конституцией, принимаемый особым органом - Конституционным Собранием (ст. 135).
Понятие “социальное государство” ново для российского законодательства: оно впервые употреблено у нас именно в Конституции и подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное развитие каждого человека.
Принцип социального государства тесно связан с другими основами конституционного строя России, в особенности с тем, что она является демократическим правовым государством, а также с равенством прав граждан (ст. 1 и 19 Конституции).
В социальном государстве демократические формы власти должны строиться с учетом ее социального предназначения. Высокоразвитая правовая система как важнейший признак правового государства должна непременно включать в себя гарантии социальных прав. Связанность всех государственных органов, общественных объединений и лиц нормами права предполагает закрепление в них социальных гарантий.
Часть первая статьи 7 определяет принцип социального государства и как политический, предусматривая, что Российская Федерация - это государство, политика которого направлена на создание определенных условий существования его граждан. Пункт “е.” статьи 71 Конституции относит к ведению Федерации установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития.
2.2. Принцип экономического, политического и идеологического плюрализма в Российской Федерации
Целая группа принципов конституционного строя отражает влияние государства на различные области общественной жизни.
В экономической сфере жизни общества государство признает все формы собственности, в том числе и частную собственность, устанавливая принцип экономического плюрализма. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в нашем государстве “гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности”.
Государство отказалось от единого и единственного “командного пункта” в экономике, как это устанавливали советские конституции 1936, 1977 г. Через монополию государственной собственности и единый государственный план экономического развития страны государство полностью подчиняло своим велениям деятельность экономических субъектов. Переход к рыночной экономике требует принципиального изменения роли государства в экономической жизни общества.
“Важную роль в обеспечении единства экономического пространства играет единство правового пространства, которое обеспечивается установлением правовых основ единого рынка”[5], а также закрепление в Конституции принципа верховенства федерального закона.
Факторами обеспечения единства экономического пространства являются также установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического развития Российской Федерации, единых стандартов, метрической системы, статистики и бухгалтерского учета, запрещение введения и эмиссии других денег, кроме рубля, который является денежной единицей Российской Федерации.
Успешное функционирование рыночной экономики неразрывно связано с обеспечением свободы экономической деятельности, которая означает право граждан и их объединений на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательства и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Свобода экономической деятельности - необходимое условие формирования и функционирования рыночной экономики. Однако, поощряя свободу экономической деятельности, Конституция запрещает такую экономическую деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Для экономической системы РФ характерно многообразие форм собственности. Правовое регулирование отношений собственности осуществляется нормами ряда законодательных актов, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам, служащим основой для всего правового регулирования отношений собственности в стране.
Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной его задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых и защищаемых государством. В Российской Федерации такими формами являются частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности.
Под частной собственностью понимается собственность граждан, их объединений, юридических лиц, не являющихся государственными и муниципальными организациями и предприятиями.
Государственная собственность Российской Федерации выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов Федерации.
Муниципальная собственность - собственность, принадлежащая местному самоуправлению.
По своему юридическому содержанию любая форма собственности означает право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Детально право собственности регламентировано Гражданским кодексом РФ.
Конституция гарантирует равную защиту всех форм собственности. В отличие от ранее действовавшего законодательства, устанавливающего преимущества в защите социалистической, и в особенности государственной, собственности, в ныне действующем законодательстве реализуется принцип единства квалификации и санкций за преступления против собственности, чьей бы она ни была. Таким образом, Российское государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях.
В политической жизни общества государство играет ведущую роль, ибо оно - центральный субъект политической системы. И поэтому в Конституции должна быть определена роль государства в политической жизни общества и пределы его вмешательства в деятельность иных политических субъектов. Главным принципом взаимодействия политики субъектов в российском обществе признается политический плюрализм, т. е. многообразие и свобода различных социальных субъектов в борьбе за государственную власть. Это предполагает многопартийность, сознание равных возможностей всем социатьно-политическим силам участвовать в политическом процессе, т. е. признание их равноправными субъектами права.
Многопартийная система способствует вовлечению в политическую жизнь страны широких слоев населения, преодолению отчуждения граждан от власти. Кроме того, такая система позволяет создавать атмосферу здоровой и свободной конкуренции в политической жизни, постоянного контроля общества за деятельностью государственных структур. однако, провозглашая свободу политической деятельности, Конституция РФ оставляет за государством функцию главного контролера за законностью в деятельности всех политических сил, которые подчинены, как и все субъекты права, Конституции, и законам государства.
Конституция РФ определяет и основы правового статуса политических партий и объединений. Такие критерии определенны в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ: “Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни”. При этом сами основы конституционного строя, установленные данной Конституцией, не возводятся в ранг незыблемой догмы, истины в “последней инстанции”.
Принцип политического многообразия непосредственно связан с признанием свободы, мысли, свободы слова (ст. 29), а также политического плюрализма, закрепленного в ст. 13 Конституции РФ. Это основной принцип деятельности государства в идеологической сфере. Государство не вправе возводить какую-либо идею или теорию в ранг государственной, обязательной, предпочтительной. Свободное развитие общества возможно только в условиях свободной конкуренции различных идей.
Таким образом, принципы экономического, политического и идеологического плюрализма, закрепленные в Конституции РФ являются гарантией свободного развития личности, соблюдения прав человека и гражданина.
2.3. Принципы светского и многонационального (вненационального) государства
Духовная жизнь общества многообразна, она включает в себя культуру, в том числе искусство, область верований, национальный аспект, в том числе языковый и др. Действующая Конституция отказалась от принципа жесткой опеки государства над духовной жизнью общества и устанавливает принцип светского государства.
Светским государством следует считать такое государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.
Отделение религиозных объединений от государства (это более четкая формула, чем отделение церкви от государства), закрепленное частью второй ст. 14 Конституции РФ, означает, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений и не поручают последним выполнение каких-либо государственных функций. В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Религиозные объединения не могут смешиваться в дела государства, не участвуют в выборах органов государственной власти и в деятельности политических партий. Вместе с тем религиозные объединения могут принимать участия в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений. Указанные положения содержатся в ст. 8 Закона РСФСР от 25 октября 1990 г. “О свободе вероисповеданий”[6].
Статья 9 Закона “О свободе вероисповеданий” называется “Светский характер системы государственного образования”. Она устанавливает, что обучение в государственных и национальных образовательных учреждениях носит светский характер и не преследует цели формирования какого-либо отношения к религии. В то же время в негосударственных образовательных учреждениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативах (по желанию граждан) во всех учебных заведениях преподавание вероучений и религиозное воспитание допускается. Указанное положение нельзя путать, как это часто бывает, с возможностью включения в официальное обучение программы государственных и муниципальных образовательных учреждений Закона Божьего или других религиозных дисциплин. Светское образование несовместимо с этим.
Таким образом, светское государство не провозглашает какой-либо официальной или предпочтительной религии, ни одно вероучение не оказывает определяющего влияния на деятельность государства, систему государственного и муниципального образования.
Принцип вненационального государства прямо в Конституции не закрепляется, но прослеживается. Употребляется понятие “многонациональный народ”. Но в данном случае этот термин применим для того, чтобы усилить акцент на неделимости власти по национальному признаку. Сегодня каждому человеку дано право самому выбирать национальность, язык общения и обучения.
Раньше паспорт был единственным источником сведений о национальности. Ее изменить в течении жизни нельзя, хотя государство считалось интернациональным. Сведения о национальности учитывались и влияли на карьеру. Теперь в графе “национальность” можно не писать ничего, указать несколько национальностей, считать себя лицом без национальности. Все это имеет огромное прогрессивное значение для становления человека как свободной личности.
2.4. Принципы государственного суверенитета и разделения властей
К основам конституционного строя относятся принципы внутренней организации самого государственно-правового механизма. К ним в первую очередь следует отнести государственный суверенитет и разделение властей.
Суть принципа государственного суверенитета, закрепленного ст. 4 Конституции РФ, состоит в верховенстве и единстве государственной власти и распространении ее на всю территорию Россию. Этот принцип означает обязательность актов федеральных органов власти для всех субъектов права на территории Российской Федерации: Верховенство центральной (федеральной) власти по отношению к власти субъектов федерации. Правовым выражением верховенства суверенитета Российской Федерации является верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ (ч.2 ст. 4). Конституция обязательна для исполнения всеми субъектами права на территории России, она обладает высшей юридической силой по отношению к федеральным законам, законам субъектов федерации и любым подзаконным актам органов государственной власти, а также нормативным актам органов местного самоуправления.
Важнейший принцип внутреннего построения демократической государственной власти - разделение властей. В российском государстве этот принцип признан только в 1990 г. в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.
Смысл разделения властей состоит в относительной самостоятельности и независимости различных структур (частей) государственного механизма - законодательных, исполнительных, судебных и иных, например надзорных органов. Цели такой системы построения власти: 1) создать гарантии от ее произвола и сосредоточения в руках одного лица или какого-либо органа, группы органов; 2) обеспечить высокий профессионализм и эффективность в выполнении различных и весьма специфических функций власти; 3) наиболее широко представить во власти интересы различных слоев и групп населения.
В системе разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается и контролируется другой, взаимно уравновешивая друг друга, как механизм сдержек и противовесов. В ст. 10 Конституции РФ установлено: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.
Обратим внимание на два обстоятельства. Во-первых, система властей в государствах, конституции которых провозглашают такое разделение, не исчерпывается только тремя перечисленными ветвями власти. Каждая национальная система разделения властей имеет свои особенности. В государствах, где президентская власть отделена от исполнительной (т. е. президент не является главой исполнительной власти), но наделена значительными полномочиями, система разделения властей включает самостоятельную четвертую власть. Самостоятельна и независима иногда и контрольно-надзорная власть (органы прокуратуры и др.). Во-вторых, в федеральных государствах суверенная власть государства разделена по иному признаку между центральными (федеральными) органами и органами субъектов федерации.
В Российской Федерации государственная власть представлена, с одной стороны, федеральной властью, полномочия которой закреплены ст. ст. 71, 72 Конституции РФ, а также властью субъектов федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, действующих согласно ст. ст. 72, 73 в пределах своей компетенции, с другой стороны - президентской, законодательной, исполнительной и судебной.
Президент РФ может воздействовать на законодательную власть с помощью: а) права законодательной инициативы, внося законопроекты в законодательную палату парламента - Государственную Думу; б) используя право законодательного вето - возможности оспорить принятый парламентом закон (ст. ст. 104, 107); права в указанных в законе случаях распустить Государственную Думу (ст. ст. 111, 117). Федеральная законодательная власть, представленная российским парламентом - Федеральным Собранием РФ может преодолеть вето президента (ст. 107), а в определенных законом случаях даже отрешить его от должности (ст. 93).
Судебная власть в Российской Федерации представлена системой общих судов, возглавляемых Верховным Судом РФ, системой экономических судов во главе с Высшим арбитражным судом РФ, Конституционным судом РФ и иными федеральными судами (например, военными). Система федеральных судов, с одной стороны, зависит от Президента РФ и законодательной власти, ибо эти органы формируются по согласованному решению главы государства и одной из палат парламента (ст. 83), с другой стороны, Конституционный суд обладает правом отменить неправомерные акты Президента и парламента, а Верховный и Конституционный суды РФ принимают участие в процессе отрешения Президента от должности (ст. ст. 125, 93).
Принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 Конституции РФ, конкретизируется в главах 3, 4, 5, 7, 8рпи определении статуса Президента, Федерального Собрания, судебной власти и других систем государственных органов местного самоуправления. При этом разделение полномочий между различными системами органов предполагает не только их определенную самостоятельность и взаимосвязь, но и тесное взаимодействие (например, процедура назначения главы правительства, отрешение Президента от должности, решение проблем федерального бюджета, введение чрезвычайных режимов и др.).
Итак, ст. 4 Конституции РФ является одной из отправных статей, входящих в главу 1 “Основы конституционного строя”. Суть части первой статьи 4 состоит в провозглашении суверенитета. Этот суверенитет предполагает верховенство и единство власти Федерации, и обязательность актов ее органов для всех граждан и вообще всех физических лиц на территории Российской Федерации. А принцип разделения властей, закрепленный в общей форме в статье 10 Конституции РФ, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус и компетенцию Федерального Собрания, Президента, Правительства и судов Российской Федерации.
Заключение
Новая российская Конституция восприняла структуру, характерную для многих новейших конституций. Первая ее глава устанавливает основы конституционного строя России, составляющие совокупность принципов, основных ее положений, являющихся первичной нормативной базой, как для остальных положений конституции, так и иных нормативно-правовых актов.
Конституция Российской Федерации - это основной закон, который должен знать каждый человек, который живет в демократической, федеральной и правовой России, и являющийся ее гражданином. И поэтому, при написании курсовой работы по дисциплине “Конституционное право Российской Федерации”, при выборе темы предпочтение было отдано раскрытию темы “Основы конституционного строя Российской Федерации”.
Именно здесь сформулированы исходные связи государственной власти с человеком, народом (обществом), другими государствами, а также ее внутреннее устройство. Эту целостную систему образуют: признание человека, его прав и свобод высшей социальной ценностью, а также обязанности государства соблюдать и защищать таковые; демократический характер власти; суверенитет народа; верховенство права; политическое и идеологическое многообразие; единство экономического пространства и свобода экономической деятельности; разделение властей; социальный характер государства; светский характер государства; верховенство конституции; приоритет международного права над внутригосударственными; федерализм; признание и гарантирование местного самоуправления.
В главе 1 Конституции закрепляются конституционный строй страны, основополагающие его начала, которые в последующих главах получают свое развитие и конкретизацию. Глава "Основы конституционного строя" определяет важнейшие черты государственного и общественного строя, характер отношений власти, формы правления и политического режима, главные стороны правового регулирования общественных отношений, а также порядок взаимодействия политической, социальной и экономической систем общества. Все эти и другие положения главы признаны особо важными и потому они нуждаются в особой юридической и процессуальной защите, в том числе защите от временных, текущих обстоятельств.
Библиография
Нормативно-правовые акты
1) Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 1997 г., с историко-правовоым комментарием. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1997. - 80 с.
2) Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. “О свободе вероисповеданий”. - М., 1991. - 87 с.
3) Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации”. Федеральный закон “Об общественных объединениях”. - М., 1995.-96 с.
Научная литература
1) Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1997. - 752 с.
2) Жуйков В. М. Права человека и власть закона. - М., 1995. - 284 с.
3) Козлова Е. И. , Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. Учебник, М.: Юристъ, 1996. - 480 с.
4) Комментарии к Конституции РФ. / Под ред. Мирошникова В.А. - М.: Экмос, 1999. - 174 с.
5) Комментарий к Конституции РФ / Общ, ред. Кудрявцева Ю. В. - М.: Фонд “Правовая культура”, 1996. - 552 с.
6) Конституционное право России. Сборник нормативных актов. - М.: Издательство БЕК, 1996. - 684 с.
7) Конституционное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.И. Кукушкина, В.Д. Перевалова. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1995. – 368 с.
8) Конституционное право. Учебник. / Под ред. проф. Лазарева В. В. - М.: Новый Юрист, 1998. - 544 с.
9) Конституционный строй России. / Под ред. Глушко Е. К. - М., 1995. - 130 с.
10) Крутиков А. Конституция Республики Хакасия: формирование правовой базы / Законность. – 1996. – № 1.– С.2-6.
11) О соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации. Доклад Комиссии по правам человека при Президенте РФ. - М.: Юридическая литература, 1996. - 96 с.
12) Пустогаров В.В. Международные связи субъектов Российской Федерации и их правовое регулирование // Гос-во и право. – 1994. – № 7. – С.21-26.
13) Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. - М.: Издательство “Юрист”, 1996. - 285 с.
14) Сукало А. Е. Основы конституционного строя. // Право и экономика. - 1994. -№ 9. - с. 5-13.
15) Шейнис В. Л. Тернистый путь Российской Конституции. // Государство и право. - 1997. -№ 12. - с. 62-73.
16) Яковлев А. М. Конституционный строй: социальный и правовой аспект. - М.: “Наука”, 1995. - 160 с.
17) Якушик В. М. Современное государство переходного типа. - Киев., 1992. - 243 с.
Приложение
[1] Конституция РФ. Официальный текст. М.: ИНФРА М- НОРМА, 1997. с.9
[2] Якушик В. М. Современное государство переходного типа. - Киев., 1992. с. 38-40.
[3] Комментарий к Конституции РФ.- М. 1996, с. 72.
[4] Сукало А. Е. Основы конституционного строя. //“Право и экономика”, № 9-10, 1994, с. 11.
[5] Комментарий к ст. 71 Конституции РФ.- М., 1996, с. 424.
[6] Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. “О свободе вероисповеданий”.