Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет основных средств и нематериальных активов.

1. Экономическое содержание, классификация и оценка основных средств. 2. Документальное оформление поступления и выбытия основных средств. 3. Аналитический и синтетический учет основных средств. 4. Учет износа и ремонта основных средств. 5. Учет нематериальных активов и их амортизация.
1. Экономическое содержание, классификация и оценка основных средств. Учет основных средств ведется в соответствии с ПБУ 6/1 «Учет основных средств», методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету основных средств, отраслевыми методическими рекомендациями по учету основных средств в с/х предприятиях (организациях). Основные средства — это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. При этом предполагается, что указанные объекты будут приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем и организация не предполагает перепродавать эти объекты. Из-за изобилия предметов, входящих в основные средства, их вынуждены классифицировать по назначению на следующие группы: 1. Земельные участки и объекты природопользования (например, земельные участки, приобретенные под строительство; участки с полезными ископаемыми и т. д.) 2. Здания (коровники, свинарники, конторы, зернохранилища, нефтесклады, гаражи и т. п.). 3. Сооружения (силосные башни, траншеи, теплицы, оросительные системы и т. п.). 4. Машины и оборудование (тракторы, самоходные шасси, почвообрабатывающие машины, измерительные приборы, вычислительная техника и пр.) в том числе – силовые машины у оборудования; рабочие машины и оборудование; измерительные приборы и устройства; вычислительная техника; прочие машины и оборудование. 5. Транспортные средства (автомобили, автобусы). 6. Производственный и хозяйственный инвентарь (банки, чаны, верстаки, фляги, бидоны, конторская обстановка и т. д.). 7. Рабочий скот (лошади, волы, верблюды и т. п.). 8. Продуктивный скот (коровы, быки-производители, свиноматки, хряки и др.). 9. Многолетние насаждения (плодовые насаждения, лесозащитные полосы…). 10. Другие виды основных средств (телефонная сеть, вода, распределительные сети, спортивный инвентарь, библиотечные фонды). Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость. Под первоначальной стоимостью основных средств понимают сумму затрат по приобретению или возведению, включая затраты на их доставку. Остаточная стоимость основных средств определяется как разность между первоначальной стоимостью и суммой износа этих средств. Ее величина постоянно меняется, т.к. меняется и сумма износа. Восстановительная стоимость — это стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях. Она зависит от уровня цен на промышленную продукцию, тарифов на электрическую и тепловую энергию и на грузовые перевозки, а также сметных норм, цен и тарифов строительства. Восстановительная стоимость определяется при переоценке основных средств. 2. Документальное оформление поступления и выбытия основных средств. Поступающие в хозяйство основные средства должны быть документально оформлены и сразу же оприходованы. Основным документом на оприходование основных средств (построенных в хозяйстве и приобретенных со стороны) является акт приема-передачи основных средств (ф. 101 – АПК). Накладная приемки-передачи (ф. ОС-1) при оформлении объекта акт ф. ОС–1 составляется в 1 экземпляре и прописывается членами приемочной комиссии. Акт утверждается руководителем хозяйства. При передаче (внутреннем перемещении) акт выписывают в 2-х экземплярах. Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. ОС–3) применяется для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, после реконструкции, модернизации – в 1 экземпляре. Если выполнялись работы сторонней организацией – в 2-х экземплярах: 1– в организацию, 2 – производителю работ. При переводе в основное стадо молодняка продуктивного и рабочего скота составляют акт на перевод животных из группы в группу (ф. 214 – АПК). Многолетние насаждения принимают на учет в два этапа. По окончании посадочных работ их принимают на учет в состав внеэксплуатационных насаждений. При этом составляют акт приема многолетних насаждений и передачи их в эксплуатацию (103 – АПК). По мере выращивания стоимость молодых насаждений увеличивается на сумму затрат по уходу за ними. По достижении насаждениями эксплуатационного возраста (начало плодоношения садов и ягодников, смыкание крон у деревьев в лесопосадках) вновь составляют акт по форме 103 – АПК и насаждения переводят в состав действующих основных средств. Поступившие в хозяйство земельные угодья приходуются на основании акта на оприходование земельных угодий (ф. 111 – АПК). После принятия решения на списание того или иного объекта основных средств составляют соответствующий акт на списание имущества: акт на списание зданий и сооружений (ф. 104 – АПК); акт на списание машин, оборудования и транспортных средств (105 – АПК), акт на выбраковку животных из основного стада (106 – АПК), акт на списание производственного и хозяйственного инвентаря (ф. МБ – 8). Акты составляет специальная комиссия, которая указывает в актах причины, обусловившие списание объекта. Комиссия должна определить возможность использования получаемых при ликвидации основных средств материалов, отдельных узлов и деталей и дать им оценку. После утверждения актов основные средства разбирают, демонтируют и заполняют раздел акта на фактическую ликвидацию имущества. 3. Аналитический и синтетический учет основных средств. Учет основных средств по месту эксплуатации и МОЛицам осуществляется в инвентарных списках основных средств (тип. ф. ОС – 9). Пообъектный учет основных средств в бухгалтерии хозяйства ведут в инвентарных карточках учета основных средств (для зданий, сооружений, машин, оборудования, инструмента, производственного и хозяйственного инвентаря) (ОС – 6), инвентарных карточках учета для многолетних насаждений (№ 109 – АПК)). Заполненные карточки регистрируют в описях инвентарных карточек по учету основных средств (тип.ф. NOC – 7). Все инвентарные карточки хранятся в картотеке основных средств, где они располагаются по классификационным группам и местам нахождения объектов. Перед каждой классификационной группой основных средств в картотеке помещают карточки учета движения основных средств (тип. ф. ОС – 8) в которых отражают все изменения, произошедшие с объектами данной группы. Для учета земель в хозяйствах ведется Земельная кадастровая книга. В системе счетов бухгалтерского учета основные средства учитываются на активном инвентарном счете 01 «Основные средства». На данном счете учитывают основные средства находящиеся в эксплуатации, в запасе, в аренде, доверительном управлении. К счету 01 могут быть открыты следующие счета:
1. Произв. О. С. основной деятельности (кроме скота, насаждений, инвентаря, земельных участков и объектов природопользования). 2. Прочие производства основных средств. 3. Непроизводственные основные средства. 4. Скот рабочий и продуктивный. 5. Многолетние насаждения.
6. Земельные участки и объекты природопользования. 7. Объекты неинвентарного характера. 8. Инвентарь и хозяйственные принадлежности. 9. Основные средства полученные по лизингу и в аренду. 10. Прочие объекты основных средств. 11. Выбытие основных средств. Основные средства принимаются к учету по счету 01 по первоначальной стоимости. Объект основных средств, находящийся в собственности 2-х или нескольких организаций отражается каждой организацией на счете 01 соответствующей долей. Для учета выбытия объектов основных средств (продажи, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.) к счету 01 открывается специальный субсчет 01/11 «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывшего объекта, а также затраты, связ… , а в кредит – суммы накопленной амортизации, а также выручка от продажи основных средств. Покупка основных средств у поставщика: 1. Дт 08 – Кт 60 – 100% 2. Дт 19 – Кт 60 – 20% 3. Дт 60 – Кт 51 – 120% 4. Дт 08/4 – Кт 23/4 5. Дт 01 – Кт 08 – 100% 6. Дт 68 – Кт 19 – 20% первоначальная стоимость – 10000, износ – 9500 2. Перевод молодняка в основное стадо: 1. Дт 08/7 – Кт 11 2. Дт 01 – Кт 08/7 3. Ликвидация объекта основных средств вследствие непригодности для дальнейшего использования: 1. Дт 01/11 – Кт 01 – 10000 ед. 2. Дт 02 Кт 01/11 – 9500 ед. 3. Дт 91/2 – Кт 01/11 – 500 – на остаточную стоимость. 4. Учет износа и ремонта основных средств. В процессе кругооборота основные средства, сохраняя первоначальную вещественную форму постепенно изнашиваются. Под износом понимают потерю основными средствами части их стоимости. Амортизация есть постепенное перенесение стоимости основных средств в процессе их эксплуатации на стоимость готовой продукции, работ и услуг. Амортизационные отчисления — денежное выражение размера амортизации основных средств включаемого в себестоимость продукции, работ и услуг. Таким путем организация возмещает затраты по использованию объектов основных средств. В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» начисление амортизации основных средств может производиться одним из следующих способов: а) Линейным; б) Списание стоимости объекта пропорционально объему продукции, работ, услуг; в) Уменьшаемого остатка; г) Списание стоимости по сумме чисел лет полезного использования. Для учета амортизации используют пассивный счет 02 «амортизация основных средств». Начисленные суммы амортизации отражаются по кредиту счета, а по дебету счета показывают списание начисленной суммы амортизации за время эксплуатации основных средств при их выбытии. К счету 02 могут быть открыты следующие субсчета: 1. Амортизация собственных основных средств. 2. Амортизация арендуемых и полученных по лизингу основных средств. а) Дт 20,23,08,25,26… – Кт 02/1 – начисление амортизации по основным средствам, используемым в соответствующих производствах и хозяйствах. б) Дт 02/1 – Кт 01/11 – списание амортизации, начисленной за время эксплуатации, при выбытии основных средств. Восстановление основных средств происходит посредством их ремонта (текущего и капитального), модернизации и реконструкции. Текущий ремонт принято считать такой, при котором выполняются работы по исправлению или замене отдельных износившихся деталей основных средств, о также работы по поддержанию ремонтируемых средств в рабочем состоянии (побелка, покраска стен зданий, ремонт окон, дверей и т. п.). Периодичность текущего ремонта – календарный год. Капитальным ремонтом оборудования и транспортных средств считается такой вид ремонта, при котором производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулировка и испытание агрегата. Капитальный ремонт зданий и сооружений – ремонт, при котором производится смена изношенных конструкций или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов. В настоящее время применяется 2 варианта покрытия и, следовательно, учета затрат на ремонт: 1) Отнесение фактических затрат по ремонту непосредственно на затраты производства; 2) Начисление специального резерва отчислений (отчисления в резерв на ремонт основных средств) и включение их в затраты производства со списанием фактических затрат на ремонт за счет создания резерва. Учет затрат не ремонт основных средств осуществляется на счете 23 «вспомогательные производства», где для этих целей выделяется 2 субсчета: 1. Ремонтные мастерские; 2. Ремонт зданий и сооружений. По дебету данных субсчетов собирают факт затраты на ремонт основных средств, а по кредиту – их списывают на издержки производства и обращения или за счет резерва на ремонт основных средств, создаваемая в соответствии с учетной политикой организации. I-й вариант учета затрат на ремонт: 1) а) Дт 23/1 – Кт 10,70,69… – ремонт основных средств ремонтных мастерских; б) Дт 23/3,4,25,26… – Кт 23/1 – списание затрат по окончании ремонта (автомобили, трактора); 2) а) Дт 23/2 – Кт 10,23/4,70,69…– осуществлены затраты на ремонт коровника; б) Дт 20/2 – Кт 23/2 – списание затрат по окончании ремонта. II – вариант (с созданием резерва на ремонт): а) Дт 20,23,25,26… – Кт 96/1 – на создание резерва на ремонт основных средств; б) Дт 23/1,2 – Кт 10,23,70,69… – осуществлен ремонт основных средств; в) Дт 69/1 – Кт 23/1,2 – списание затрат на ремонт основных средств за счет резерва на ремонт основных средств; г) Дт 97 – Кт 23/1,2 – списание затрат на ремонт основных средств на расходы будущих периодов, если недостаточно средств резерва на ремонт основных средств; д) Дт 96/1 – Кт 97 – по мере пополнения резерва происходит списание оставшихся затрат на ремонт основных средств. 5. Учет нематериальных активов и их амортизации. Под нематериальными активами понимают такие активы, которые, не обладая материально-вещественной формой, тем не менее: – имеют денежную оценку; – используются в течение длительного периода (свыше 1 года), – приносят доход; – обладают способностью отчуждения. Итак, Нематериальные активы – это объекты используемые в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, имеют денежную оценку и приносят доходы, но не является при этом материально-вещественными ценностями. В состав НМА включаются: 1) Объекты интеллектуальной собственности (например, исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных и т. д.); 2) Организационные расходы – расходы связанные с образованием организации, признанные в соответствии с учредительными документами, вкладами учредителей (участников) в уставной капитал;
3) Деловая репутация – это превышение текущей цены организации над стоимостью по бухгалтерскому балансу всех его активов и обязательств. Учет НМА ведется на счетах 04 «НМА» и 05 «Амортизация НМА», 91 «Прочие доходы и расходы». Счет 04 – активный, предназначен для обобщения информации о наличии и движении НМА, которые находятся у организации на правах собственности. Учет амортизации (износа) НМА ведется на пассивном счете 05 «Амортизация НМА». На счете 91 «Прочие доходы и расходы» учитывается выбытие НМА: списание, продажа, безвозмездная передача и т. д.
Покупка НМА: а) Дт 08 – Кт 60,76 – приобретение НМА; б) Дт 19 – Кт 60,76 – 20% – на Σ НДС; в) Дт 08 – Кт 60,76 – затраты, связанные с доведением НМА в состояние годности к использованию; г) Дт 60, 76 – Кт 51,55 – перечислено с расчетного счета за приобретенные НМА; д) Дт 04 – Кт 08 (68—19) – оприходование НМА. Выбытие НМА (продажа): 1) Дт 05 – Кт 04 – на Σ начисления амортизации за время эксплуатации; 2) Дт 91/2 – Кт 04 – НМА на прочие расходы; 3) Дт 91/2 – Кт 44,70,69 – на Σ расходов связанных с реализацией НМА; 4) Дт 62 – Кт 91/1 – начислено покупателем за проданные ему НМА с учетом НДС; 5) Дт 91/2 – Кт 68 – на Σ НДС, причитающегося к уплате в бюджет; 6) Дт 99 – Кт 91/9 – убыток от продажи НМА Дт 91/9 – Кт 99 – прибыль от продажи НМА.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.